Научная статья на тему 'Человеческий капитал, как экономическая Категория: сущность и особенности изучения в аграрной экономике'

Человеческий капитал, как экономическая Категория: сущность и особенности изучения в аграрной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батавина М.А.

В настоящее время в экономической литературе нет единого понятия сущности категории «человеческий капитал», несмотря на активное ее использование в научных трудах. Поэтому целесообразно всестороннее рассмотрение подходов к определению сущности понятия «человеческий капитал», в том числе с учетом особенностей его трактовки в аграрной экономике. К настоящему времени теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения категории, разграничения понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «интеллектуальный капитал». Наиболее приемлемым для реализации этой цели методом, на наш взгляд, является контент-анализ современных научных публикаций. В качестве исследовательских инструментов, необходимых для проведения контент-анализа, использованы классификатор и бланк контент-анализа. Исследования проводилась в разрезе разных периодов времени (с 2005 по 2015 гг.). Систематизация полученных результатов анализа публикации позволила выделить четыре блока, каждый из которых раскрывает сущность и развитие взглядов на определение понятия «человеческий капитал» в определенной сфере научной деятельности, одной из которых является аграрная экономика. Как показали исследования, влияние человеческого капитала на экономическое развитие и экономический рост в сельском хозяйстве является одним из наиболее перспективных направлений изучения. На основе изученных в ходе проведения контент-анализа определений сформулировано определение человеческого капитала как экономической категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал, как экономическая Категория: сущность и особенности изучения в аграрной экономике»

УДК 33.331

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

БАТАВИНА М.А.,

аспирант Курского государственного университета; E-mail: batavina.marina@mail.ru; тел: 8-950-872-23-44.

Реферат. В настоящее время в экономической литературе нет единого понятия сущности категории «человеческий капитал», несмотря на активное ее использование в научных трудах. Поэтому целесообразно всестороннее рассмотрение подходов к определению сущности понятия «человеческий капитал», в том числе с учетом особенностей его трактовки в аграрной экономике. К настоящему времени теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения категории, разграничения понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «интеллектуальный капитал». Наиболее приемлемым для реализации этой цели методом, на наш взгляд, является контент-анализ современных научных публикаций. В качестве исследовательских инструментов, необходимых для проведения контент-анализа, использованы классификатор и бланк контент-анализа. Исследования проводилась в разрезе разных периодов времени (с 2005 по 2015 гг.). Систематизация полученных результатов анализа публикации позволила выделить четыре блока, каждый из которых раскрывает сущность и развитие взглядов на определение понятия «человеческий капитал» в определенной сфере научной деятельности, одной из которых является аграрная экономика. Как показали исследования, влияние человеческого капитала на экономическое развитие и экономический рост в сельском хозяйстве является одним из наиболее перспективных направлений изучения. На основе изученных в ходе проведения контент-анализа определений сформулировано определение человеческого капитала как экономической категории.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, интеллектуальный капитал, капитал образования, контент-анализ.

HUMAN CAPITAL: A CONTENT ANALYSIS OF THE ENTITY, TAKING INTO ACCOUNT PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN AGRICULTURE

BATAVINA M.A.,

Graduate student of the Kursk State University; E-mail: batavina.marina@mail.ru; tel: 8-950-872-23-44.

Essay. In the economic literature a single concept essence of the category "human capital" is absent at the moment in spite of its active usage in scientific works. Therefore in-depth consideration approaches to defining the essence of the concept "human capital" is expedient including peculiarity its interpretation in the agrarian economy. By now theory of human capital has accumulated sufficient scientific instruments for a clear definition of the category, for differentiation of concepts "human capital", "human potential", "intellectual capital". The content analysis of modern scientific publications is the most acceptable method to achieve this aims in our opinion. As research instruments needed to carry out content analysis was used classifier and content analysis form. The research was conducted at different intervals of time between 2005 and 2015. Systematization of the results of the publication analysis allowed to allocate four blocks, each of it reveals the essence and development of views on the definition of the concept "human capital" in a certain field of scientific activity, one of which is the agrarian economy. As the study revealed, the impact of human capital on economic development and economic growth in agriculture is one of the most promising areas of study. Based on definitions studied during the content analysis the definition of human capital, as the economic category was determined.

Key words: human capital, human potential, intellectual capital, capital education, content analysis.

Введение. В современных условиях человеческий капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности, поскольку далеко не все проблемы можно решить посредством совершенствования материальных факторов производства, из чего следует, что решение проблем изучения человеческого капитала имеет немаловажное значение, что, в свою очередь, требует глубокого мониторинга в данной области.

Вынуждены констатировать, что на сегодняшний день в экономической науке так и не сложилось единого определения категории «человеческий капитал», несмотря на высокую публикационную активность отечественных учёных по данному вопросу, что объясняет актуальность рассматриваемой проблемы.

Результаты исследования. Человеческий капитал явление крайне сложное и многообразное. Его исследователи акцентируют внимание на разных аспектах, что обуславливает ту разницу подходов, которая сложилась в определении сущности и содержании термина. В настоящее время в теории человеческого капитала накоп-

лен достаточный научный инструментарий, позволяющий дать точное определение категории.

Основной и наиболее заметной чертой человеческого капитала является его неспособность отчуждаться от личности носителя [1. - С. 14]. Данная характеристика определяет его основное отличие от материального (вещественного/ физического) капитала.

Само соединение двух характеристик «человеческий» и «капитал» детерминирует иное отношение к рабочей силе как к «капиталу». В таблице 1 приведены трактовки «человеческого капитала» через призму взглядов различных ученых-экономистов на понятие «капитал».

Абсолютно очевидно, что формирование единого определения человеческого капитала требует перевода текстовой информации в количественные показатели. С этой целью нами был проведён контент-анализ. Следует отметить, что данный вид анализа более характерен для социологических исследований, позднее он был адаптирован к исследованиям учеными-экономистами.

Таблица 1 - Определение «человеческий капитал» в контексте трактовок понятия «капитал»_

Исследователь | Трактовка понятия «капитал» | Взгляд автора на «человеческий

капитал» в контексте трактовки понятия «капитал»

А. Смит [3. - С. 291] В качестве капитала определяет ту часть запасов, которой владеет человек, от которой он ожидает получить доход. Другая часть - это та, которая идёт на непосредственное его потребление. Под «человеческим капиталом» следует понимать только те запасы ума, способностей и навыков, от которых сам носитель этих запасов ожидает получить доход.

И.А. Шумпетер [5.- С. 213] Капитал предприятия - это не совокупность всех целесообразно применённых благ, потому что капитал противостоит миру благ: на капитал приобретаются блага, «капитал вкладывается в блага». Капитал - средство получения благ. К человеческому капиталу следует относить денежный эквивалент физических и умственных способностей человека, которые можно обменять на деньги с предпринимательской целью.

К. Маркс [2. - С. 179] Капитал - это самовозрастающая стоимость денег в процессе обмена денег на товар и потом снова на деньги. Человеческим капиталом можно считать самовозрастающую стоимость запаса способностей и умений человека в процессе его использования.

И. Фишер [4. - С. 231] Капитал является запасом, порождающим так называемую услугу капитала, которая превращается в доход. Капитал есть дисконтированный доход. Человеческий капитал есть дисконтированный доход носителя капитала от его использования.

Таблица 2 - Классификатор контент-анализа

Категория анализа Единица анализа

1. Человеческий капитал Капитал здоровья

Капитал образования

Трудовой капитал

Организационно-предпринимательский капитал

Культурно-нравственный капитал

Социальный капитал

Интеллектуальный капитал

Креативный ресурс

Рабочая сила

Кадровый резерв

Человеческие ресурсы

Национальный человеческий капитал

Корпоративный капитал

2. Человеческий потенциал Кадровый потенциал

Трудовой потенциал

Личностный потенциал

Интеллектуальный потенциал

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Объектом исследования стали публикации, отвечающие запросу «человеческий капитал», имеющие полный текст и открытый доступ пользователю в электронной научной библиотеке eLibrary.ru за 2005 - 2015 годы, а выборкой послужили заголовки научных статей, аннотации и ключевые слова [6]. В результате исследования было определено 5878 публикаций, отражающих различные подходы к определению категории человеческого капитала, из которых случайным образом было отобрано 5 % статей, необходимых для проведения контент-анализа.

В ходе проведения контент-анализа были определены основные категории, имеющиеся в публикациях исследуемого периода и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые в целом отражают программу проводимого исследования. Такими категориями стали: «человеческий капитал» и «человеческий потенциал». За единицу анализа были приняты слова, их дериваты и словосочетания, соответствующие категориям анализа. Также в рамках анализа были установлены единицы счёта - число определённых слов или их сочетаний, которые отражают количественную меру единицы анализа и позволяют регист-

Таблица 3 - Бланк контент-анализа (фрагмент)

рировать частоту появления признака категории анализа в текстах публикаций.

Третьим этапом проводимого нами исследования стало составление ряда исследовательских инструментов, необходимых для дальнейшего проведения контент-анализа. Первым из них является классификатор контент-анализа, предназначенный для фиксации единиц анализа, выражающих основные категории, используемые в исследовании (таблица 2).

В качестве следующего инструмента, использованного в рамках проводимого исследования, стал бланк контент-анализа, который отражает сведения об анализируемых документах и количество случаев употребления в них определённых единиц анализа, репрезентирующих сущность выявленных ранее категорий.

Фрагмент полученного в ходе проведения контент-анализа бланка представлен в таблице 3.

С целью выявления приоритетов в определении категории «человеческий капитал» были систематизированы по периодам и направлениям исследования результаты, полученные в ходы заполнения бланка контент-анализа. Из основных выделенных категорий анализа наиболее часто встречаемые - словосочетание «человеческий капитал» и производные от него (таблица 4).

Перечень источников информации Частота присутствия основных категорий

Человеческий капитал Человеческий потенциал

Брюхов А.М. Челябинский гуманитарий. 2012. Т. 1. № 18. С. 23-26. 1 0

Гвоздева Н.И. Наука и общество. 2012. № 6. С. 77-83. 3 1

Долятовский В.А., Гречко М.В. Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. 2014. № 1. С. 167-171. 2 1

Исмагилова Л.А., Радыгин Ю.А. Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2010. Т. 14. № 1 (36). С. 198-203. 4 0

Савельева Н.Ф. Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 4 (59). С. 234-237. 2 1

Тихончук М.А. Вестник Новосибирского аграрного университета. 2016. № 1 (38). С. 192 - 199.

Источник: составлено автором на основании: [6]

Таблица 4 - Распределение категорий контент-анализа по периодам

Категория Годы Всего

2005 -2007 2008 -20010 2011 -2013 2014 -2015

Человеческий капитал 8 26 81 126 241

Человеческий потенциал 3 8 13 20 44

Всего 11 34 94 156 295

Таблица 5 - Распределение направлений исследования по периодам

Направление исследования Годы Всего

2005-2007 | 2008-20010 | 2011-2013 | 2014-2015

1.Экономика. Экономические науки

1. Экономические теории 2 5 11 13 31

2. Трудовые ресурсы / управление персоналом 0 3 26 29 58

3. Экономика и организация предприятия/ управление предприятием 0 5 8 15 28

4. Экономическое развитие и рост 0 0 1 4 5

5. Финансовая наука 0 0 0 2 2

II. Народное образование. Педагогика

6. Общие вопросы народного образования и педагогики 0 2 0 1 3

7. Высшее профессиональное образование/ педагогика ВПО 0 1 0 3 4

8. Образование взрослых/ повышение квалификации/ самообразование 0 0 0 3 3

III. Сельское и лесное хозяйство

9. Экономика и организация сельского хозяйства 0 0 2 5 9

IV. Демография

10. Общие вопросы демографии 0 0 0 2 2

Всего 2 16 48 77 145

Статьи с упоминанием этой категории встречаются на протяжении всего исследуемого периода, при этом отметим, что с каждым годом количество упоминаний понятия «человеческий капитал» увеличивается, что в очередной раз свидетельствует в пользу всё возрастающей актуальности данного направления исследований в отечественной науке. Что касается категории «человеческий потенциал», то она также демонстрирует на протяжении всех исследуемых периодов роста количества употреблений в исследованиях ученых-экономистов. Во многом это связано со стремлением учёных к разграничению этих понятий и поиску дифференциальных признаков. Среди выявленных единиц анализа наиболее часто в исследуемом периоде встречаются следующие единицы: «капитал образования» - 18 раз, «интеллектуальный капитал» - 17 раз, «социальный капитал» - 13 раз и «интеллектуальный потенциал» - 10 раз.

На этапе систематизации полученных результатов все проанализированные публикации были разделены на четыре блока, каждый из которых раскрывает сущность и развитие взглядов на определение понятия «человеческий капитал» в той или иной сфере научной деятельности (таблица 5). Проведённый анализ публикаций позволил выявить тематические разделы, представляющие наибольший интерес для исследователей.

Почти 70 % проанализированных статей приходится на блок «Экономика. Экономические науки». Это единственный блок, в котором отмечена публикационная активность уже в самом начале исследуемого периода -2004 год. Более 14 % проанализированных публикаций попадают в сферу народного образования. Это иллюстрирует высокое внимание учёных к одной из составляющих человеческого капитала - капиталу образования. Данное направление стало вектором исследований таких авторов, как Биликтуева Г.Д., Веселовский М.Я., Савельев Д.А., Газизова А.И., Королёв П.Ю., Суржикова Т.Б., Коновалова О.Н. и других.

Формирование человеческого капитала не только затрагивает сферу высшего профессионального образования, но и проникает в область повышения квалификации и переподготовки персонала, что нашло своё выражение в статье Леонидовой Г.В. и Устиновой К.А. «Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала».

Среди выборки публикаций для контент-анализа нами было обнаружено совершенно незначительное количество статей в исследуемом периоде, в которых бы освещалось влияние человеческого капитала на экономический рост (всего пять статей) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Распределение направлений исследования понятия «человеческий капитал» в период 2005 -2015 гг.

По результатам проведения контент-анализа заголовков статей, аннотаций к ним и их содержания в области исследований по проблематике человеческого капитала можно сделать вывод о том, что влияние человеческого капитала на экономическое развитие и экономический рост в сельском хозяйстве как объект исследования требуют дальнейшего изучения.

Таким образом, контент-анализ публикаций, освещающих вопросы формирования человеческого капитала и определения его как экономической категории, позволяет нам сделать ряд выводов, касающихся наиболее перспективных направлений исследования в указанном контексте.

Во-первых, человеческий капитал является драйвером устойчивого социально-экономического развития региона в рамках экономики нового типа. Формирование новой парадигмы развития общества стало необходимым в связи с тем, что изменилась роль человеческого капитала, произошла его трансформация из затратного в основной производительный и социальный фактор развития современного общества, а это, в свою очередь, требует пересмотра ранее дававшихся определений исследуемой категории.

Во-вторых, обеспечение эффективного использования человеческого капитала базируется на трудоустройстве кадров в соответствии с полученной квалификацией, интенсификации использования запаса знаний и компетенций работников в процессе труда, трансформации человеческого капитала в интеллектуальный капитал, стимулировании работника к обновлению его человеческого капитала.

В-третьих, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы формирования модели компетенций для определённых категорий работников и оценка компетентности персонала.

Вывод. Резюмируя все изученные в ходе проведения контент-анализа определения, можно сформулировать следующее определение человеческого капитала как экономической категории. Человеческий капитал -это фактор производства, представляющий собой совокупный запас врождённых способностей, здоровья, творческого и культурного потенциала, мотиваций, профессионально значимых компетенций, знаний и личностных навыков, реализующихся в способности к творческому труду и содействующих росту производительности труда и приносящих доход их обладателю, организации и государству.

Список использованных источников

1. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1994. - 234 с.

2. Маркс К. Капитал. - М.: Политиздат, 1978. - 1648 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Изд-во Соцэкгиз, 1962. - 654 с.

4. Фишер И. Природа капитала и дохода. - М.: Лтд, 1994. - 542 с.

5. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 561с.

6. Elibrary Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

List of sources used

1. Dyatlov S.A. Fundamentals of the theory of human capital. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics and Finance, 1994. - 234 p.

2. Marx K. Capital. - Moscow: Politizdat, 1978. - 1648 p.

3. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples. - Moscow: Sotshegiz Publishing House, 1962. - 654 p.

4. Fisher I. The nature of capital and income. - M .: Ltd., 1994. - 542 p.

5. Schumpeter J. The theory of economic development. - Moscow: Progress, 1982. - 561 p.

6. Elibrary Scientific electronic library [Electronic resource]: Access mode: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.