Научная статья на тему 'Человеческий капитал: отраслевой подход'

Человеческий капитал: отраслевой подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕК В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ОБЩЕСТВА / ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ПОЛИТОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / БИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / РЕЛИГИЯ / ЭКОЛОГИЯ / HUMAN CAPITAL ASSETS / A PERSON IN THE PRODUCTIVE POWER OF A SOCIETY / ELEMENTS OF HUMAN CAPITAL / POLITICAL SCIENCE / SOCIOLOGY / ECONOMICS / CULTURAL STUDIES / PSYCHOLOGY / BIOLOGY / EDUCATION SCIENCE / RELIGION / POLITICAL STUDIES / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Светлана Алексеевна, Репина Ольга Михайловна

Исторически сложилось понимание того, что человек одновременно является и производителем, и потребителем материальных благ. Поэтому та роль, которую он играет в производительной силе общества, всегда являлась предметом исследования ученых на разных этапах развития человечества. Результатом многовекового изучения этого вопроса стало формирование понятия «человеческий капитал», которое является многогранным и рассматривается, в том числе, с позиции разных отраслевых наук. Проведенное исследование является начальным этапом оценки уровня развития человеческого капитала, а также изучения его влияния на экономический рост страны, повышения ее конкурентоспособности и обороноспособности. Целью данного исследования является комплексный анализ различных подходов, имеющихся в мировой теории и практике, к содержанию категории «человеческий капитал». В соответствии с целью исследования определены задачи: изучить исторический аспект развития взглядов ученых на сущность категории «человеческий капитал» и его роль в производительных силах общества; раскрыть суть определения категории «человеческий капитал» как объекта исследования различных отраслей наук; выделить основные элементы, составляющие сущность категории «человеческий капитал» на отраслевом уровне. На сегодняшний день как в российской, так и в мировой теории и практике исследования в области человеческого капитала становятся все более актуальными. Однако в научной литературе не сложилось единого мнения о том, что есть человеческий капитал, какова его структура, какие элементы объективно должны включаться в его состав. Анализ подходов к определению категории «человеческий капитал» показал, что это понятие сложное, обусловленное многогранностью и многомерностью самого человека как носителя, воспроизводителя и источника этого капитала. Поэтому раскрыть сущность человеческого капитала, указать факторы, его формирующие, структурировать и разложить на элементы, его составляющие, можно только в синтезе подходов, существующих в различных науках. Исследование показало, что дальнейшее развитие теории человеческого капитала возможно на стыке различных отраслевых наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL ASSETS: SECTORAL APPROACH

The conception that a man is both a producer and a consumer of material goods has historically developed. Therefore, the role played by him in the productive power of a society has always been the subject of research for scientists at different stages of human development. The result of many-centuries studying this issue was developing the concept of "human capital assets", which is a multifaceted concept and is examined from the perspective of different sectoral sciences. The undertaken study is an initial step in assessing the level of human capital development, as well as studying its influence on the country's economic growth, increase in its competitiveness and defensive potential. The aim of this study is a comprehensive analysis of various approaches to the content of "human capital" category available in the world theory and practice. In accordance with the study purpose, its goals are defined: to study the historical aspect in the development of scientists’ and researchers’ views on the essence of "human capital" category and its role in the productive forces of a society; to reveal the core in the definition of "human capital" category as an object of study for different branches of science; to identify the main elements that make up the essence of "human capital" category at the sectorial level. Currently, studies in the field of human capital assets become increasingly relevant, both in Russian and in the world theory and practice. However, in the scientific literature there is no consensus on what human capital assets is, what its structure is, which elements should be objectively included in its structure. The analysis of approaches to the definition of "human capital assets" category shows that this is a complex concept which is due to multifacetedness and multidimensionality of a human as a carrier, a reproducer and a source of this capital. Therefore, it is possible to reveal the essence of human capital, to specify the factors shaping it, to structure and to divide its components in elements only in the synthesis of existing approaches in various sciences. The study showed that further development of the human capital theory is possible at the intersection of different sectoral sciences.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал: отраслевой подход»

УДК 330.117 ББК У33.011

С.А. РУДЕНКО, О М. РЕПИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ОТРАСЛЕВОЙ ПОДХОД

Ключевые слова: человеческий капитал, человек в производительной силе общества, элементы человеческого капитала, политология, социология, экономика, культурология, психология, биология, педагогика, религия, политология, экология.

Исторически сложилось понимание того, что человек одновременно является и производителем, и потребителем материальных благ. Поэтому та роль, которую он играет в производительной силе общества, всегда являлась предметом исследования ученых на разных этапах развития человечества. Результатом многовекового изучения этого вопроса стало формирование понятия «человеческий капитал», которое является многогранным и рассматривается, в том числе, с позиции разных отраслевых наук. Проведенное исследование является начальным этапом оценки уровня развития человеческого капитала, а также изучения его влияния на экономический рост страны, повышения ее конкурентоспособности и обороноспособности. Целью данного исследования является комплексный анализ различных подходов, имеющихся в мировой теории и практике, к содержанию категории «человеческий капитал». В соответствии с целью исследования определены задачи: изучить исторический аспект развития взглядов ученых на сущность категории «человеческий капитал» и его роль в производительных силах общества; раскрыть суть определения категории «человеческий капитал» как объекта исследования различных отраслей наук; выделить основные элементы, составляющие сущность категории «человеческий капитал» на отраслевом уровне. На сегодняшний день как в российской, так и в мировой теории и практике исследования в области человеческого капитала становятся все более актуальными. Однако в научной литературе не сложилось единого мнения о том, что есть человеческий капитал, какова его структура, какие элементы объективно должны включаться в его состав. Анализ подходов к определению категории «человеческий капитал» показал, что это понятие сложное, обусловленное многогранностью и многомерностью самого человека как носителя, воспроизводителя и источника этого капитала. Поэтому раскрыть сущность человеческого капитала, указать факторы, его формирующие, структурировать и разложить на элементы, его составляющие, можно только в синтезе подходов, существующих в различных науках. Исследование показало, что дальнейшее развитие теории человеческого капитала возможно на стыке различных отраслевых наук.

Введение. На протяжении всей истории человеческой цивилизации мыслители, философы, ученые размышляли о той роли, которую играет человек в обществе. Различия в подходах к оценке ценности человека в жизни общества и государства были обусловлены особенностями конкретного исторического этапа развития общества и теми ценностями, которые были основой его существования. Поскольку одними из важнейших вопросов человеческого общества были вопросы о рациональном ведении хозяйства, как домашнего, так и государственного, и увеличении богатства страны, а значит, обеспечении человека необходимыми материальными благами и услугами, то оценке роли человека в производительных силах общества учеными-исследователями уделялось большое внимание. Первоначально эта роль не была ведущей. Богатство государства и общества, по мнению мыслителей и ученых древности и средневеко-

вья, обеспечивалось умением обрабатывать землю и вести торговлю товарами между странами. Человек был одним из звеньев в производительных силах общества, но рассматривался лишь с точки зрения того, как его сила и природные задатки, развитые с помощью обучения, влияют на возможность производить необходимые человеческому обществу блага.

Научно-технический прогресс стал движущей силой развития экономической науки и изменил взгляды ученых на роль человека в производительных силах общества. Постепенно сформировалась теория человеческого капитала, которая стала интенсивно развиваться. Современные ученые, а за ними и политики, считают, что в условиях перехода к цифровой экономике роль человека в экономической жизни общества становится решающей, что люди - это основа существования экономики любой страны. Так, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. Президент Владимир Владимирович Путин сказал: «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, - я говорил уже об этом, - а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека». Уровень развития людей отражает степень развитости государства в целом и его позиционирование на мировой арене.

Современная концепция человеческого капитала предполагает, что это многогранное понятие, которое включает множество формирующих его факторов, находящихся в плоскости различных отраслевых наук. И, как следствие, основные составляющие элементы человеческого капитала также должны определяться с учетом отраслевого аспекта и быть включены в интегральный показатель уровня его развития. Настоящее исследование посвящено изучению основных отраслевых подходов к определению понятия «человеческий капитал» и его основных структурных элементов.

Целью данного исследования является комплексный анализ различных подходов к содержанию категории «человеческий капитал», имеющихся в мировой теории и практике.

В соответствии с целью исследования определены задачи:

- изучить исторический аспект развития взглядов ученых-исследователей на сущность категории «человеческий капитал» и его роль в производительных силах общества;

- раскрыть сущностное определение категории «человеческий капитал» как объекта исследования различных отраслей наук;

- выделить основные элементы, составляющие сущность категории «человеческий капитал» на отраслевом уровне.

Интерпретация результатов исследования. Исторически ученые-исследователи, начиная с античных времен, задавались вопросом о роли человека в общественной жизни. Философы древности пытались не только понять природу человека, но и дать оценку роли, которую он играет в производительной силе общества (таблица). Большинство ученых размышляли о душе человека и той роли, которую играет народ для становления и развития

государства. Все вопросы, связанные с оценкой стоимости труда человека, до XVIII в. ограничивались этическими нормами. Единственный вопрос, которому большинство ученых древности и средневековья уделяли внимание -это вопрос о том, что образование способствует приобретению человеком навыков, необходимых в производительной жизни общества. Только к началу прошлого века учеными были разработаны основные элементы теории человеческого капитала. При этом ученые придерживаются разных точек зрения на сущность понятия «человеческий капитал»: и с точки зрения самого человека, и с определенных сторон его личности [19]. Разность позиций ученых в отношении человеческого капитала была обусловлена особенностями и условиями сложившихся экономических отношений на каждом этапе развития общества, связанного с технологическими революциями.

Интерес исследователей к теории человеческого капитала резко вырос после Второй мировой войны. Дефицит квалифицированных кадров в послевоенное время и проводимые преобразования в производительных силах общества, вызванные научно-технической революцией, потребовали вновь поставить перед учеными вопрос о формировании человеческого капитала в новых экономических условиях. Именно человеческий капитал становится одним из важнейших факторов экономического роста. К пониманию того, что человек - это больше, чем просто часть производительных сил, исследователи пришли только в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. Начало формирования теории человеческого капитала связывают с работами Т. Шульца, который в 1961 г., основываясь на данных предприятий США, впервые рассчитал величину человеческого капитала [21]. В трудах американского экономиста М. Фридмена был иной подход к содержанию понятия «человеческий капитал». Он рассматривал его как часть имущества человека, как некий фонд, который обеспечивает своему владельцу доход. Однако в этих трудах не рассматривается человеческий капитал как таковой, а только в связи с другими экономическими понятиями [16].

Ретроспектива взглядов ученых-исследователей на роль человека в производительной силе общества

Исследователи Роль человека в экономической жизни общества

Платон (древнегреческий философ, между 429 г. и 427 г. до н.э. -347 до н.э.) Хорошие природные задатки в человеке раскрываются через воспитание и обучение. У кого задатки уже были, благодаря воспитанию становятся еще лучше. Это присуще всем живым существам.

Аристотель (древнегреческий философ, 384 г. - 322 г. до н.э. Мыслительная (добродетель) человека возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению.

Т. Гоббс (английский философ, 1588-1679 гг.) «Ценность» человека определяется такой суммой, которую можно дать за использование его силы. Поэтому «человеческая сила» является вещью, зависящей от нужды в нём и оценки его другими людьми

Локк Дж. (английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, 1632-1704 гг.) Собственная личность человека обладает некоторой собственностью: его труд и процесс выполнения работы - работа руками.

Окончание табл.

Исследователи Роль человека в экономической жизни общества

Петти У. (английский статистик и экономист, основоположник классической политической экономии, 1623-1687 гг.) Государство должно финансировать работу школ и университетов, заниматься поддержкой одаренных и талантливых людей, содержать немощных людей и сирот. Разработана методология расчета ценности каждого человека

Смит А. (шотландский экономист и философ, основоположник экономической теории как науки, 1723-1790 гг.) Личность человека формирует человеческий капитал. Приобретение способностей в процессе его воспитания и обучения требует затрат. Эти способности являются неотъемлемой частью человека, а также становятся частью богатства общества, к которому принадлежит человек

Рикардо Д. (английский экономист, классик политической экономии, 1772-1823 гг.) Отмечается, что роль образования в формировании богатства государства очень велика. Разный уровень образования народа страны обуславливает разный уровень развития экономики этих стран. Сформирован список затрат на создание человеческого капитала

Милль Дж. С. (британский философ, социолог, экономист и политический деятель, 1806-1873 гг.) Способность человека накапливать мастерство является основой формирования человеческого капитала. Мастерство считается богатством государства.

Маркс К. (немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, поэт, общественный деятель, 1818-1883 гг.) Человеческий капитал рассматривается через определение стоимости рабочей силы - жизненных средств, необходимых для поддержания жизни владельца

Менделеев Д.И. (русский учёный, 18341907 гг.) Образование - это приобретенный капитал человека, который через затрату времени и труда способствует накоплению людской мудрости.

Маршалл А. (английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке, 1842-1924 гг.) Капитал, который вложен в человеческие существа, является самым ценным

Шульц Т. (американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 года, 1902-1998 гг.) Образовательный капитал делает людей более производительными. Здравоохранение сохраняет инвестиции в образование и даёт возможность производить. Впервые была определена величина человеческого капитала в США.

Фридмен М. (американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года, 1912-2006 гг.) Человеческий капитал - это фонд, который обеспечивает своему владельцу доход, равный величине ожидаемых будущих поступлений. Рассматривается как часть имущества, находящегося во владении человека, а также как деньги или ценные бумаги

Беккер Г. (американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1992 года, 1930-2014 гг.) Человек стремится к максимизации полезности, оценивая альтернативные варианты экономического поведения. Человеческий капитал складывается из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделен человек. Он может использоваться в целях производства товаров и услуг в течение определенного периода времени. Была рассчитана рентабельность вложений в человека и сопоставлена с фактической рентабельностью нескольких фирм в США.

Существенный вклад в формирование общей теории человеческого капитала внес выходец из России Саймон (Семен) Кузнец. За включение в экономическую теорию и практику понятие ВВП, который формируется, в том числе, за счет человеческого капитала, он получил Нобелевскую премию в 1971 г. [17]. Поэтому уровень накопления национального человеческого капитала является одним из факторов экономического развития стран. Он стремился определить пороговое значение накопленного национального человеческого капитала, достижение которого позволит осуществить переход экономики к следующему технологическому укладу.

Становление самой теории человеческого капитала связывают с именем американского экономиста Гэри Стэнли Беккера. Его докторская диссертация была посвящена вопросам дискриминации в экономике, где впервые им были применены экономические подходы к анализу человеческого поведения. В 1962 г. выходит его научная статья «Инвестиции в человеческий капитал: теоретический анализ», а в 1964 г. - книга «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В этих трудах Беккер дает определение категории «человеческий капитал» как запаса знаний, навыков, мотиваций, имеющегося у каждого, и раскрывает сущность инвестиций в него, в качестве которых выступают образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации [20]. Проведенные им расчеты показывают, что инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги. Г. Беккер перенес понятие «человеческий капитал» на уровень организации. За развитие теории человеческого капитала в 1992 г. Беккер получил Нобелевскую премию «за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Работы Беккера стали основой для дальнейшей разработки теории человеческого капитала в разных странах.

Исследования по данной тематике в настоящее время активно ведутся и в международных организациях, таких как ООН, ОЭСР, Всемирный банк и других. Так, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает человеческий капитал как «знания, компетенции и свойства, воплощенные в индивидах, которые способствуют созданию личностного, социального и экономического благополучия» [10].

В российской экономической науке интерес к теории человеческого капитала возник в 90-х гг. XX в. До начала 1990-х гг. исследования роли человека в производительных силах общества советских экономистов основывалась на марксистской методологии, в рамках которой не уделялось большого внимания самой категории «человеческий капитал», а система образования рассматривалась как непроизводственная сфера. В связи с переходом России к рыночной экономике исследователями советской экономической науки был адаптирован ряд положений и выводов зарубежных экономистов о человеческом капитале и его роли в рыночной системе хозяйствования. Так, специалист в области мировой экономики, член-корреспондент РАН, профессор НИУ ВШЭ Р.И. Капелюш-

ников в своем труде «Записка об отечественном человеческом капитале» дает трактовку категории «человеческий капитал» как запаса знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им в производственных или в потребительских целях. В его труде дано не только развернутое описание человеческого капитала, которым располагала экономика России 90-х гг. XX в., рассматриваются его количественные и качественные характеристики, но и ставится проблема недоиспользования человеческого капитала в условиях формирующейся экономики знаний [6].

В настоящее время человеческий капитал признается отечественными исследователями самостоятельным фактором социально-экономического развития, активно разрабатывается и концепция человеческого капитала. Так, в работе А.Н. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой «Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования» категория «человеческий капитал» рассматривается как форма проявления производительных сил человека в рыночной экономике как ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства [5].

Современная экономическая наука определяет роль человеческого капитала в цифровизации социально-экономической жизни общества. Так, 16 февраля 2018 г. по инициативе Российского нового университета состоялась Международная научная конференция «Человеческий капитал в формате цифровой экономики». Участники конференции указали современному обществу на те вызовы, которые обусловлены развитием цифровой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий и венчурного бизнеса. Значит, основу этой экономики будет составлять человеческий капитал, который является главной движущей силой социально-экономического развития общества на современном этапе [13, 14].

Если первоначально категория «человеческий капитал» рассматривалась преимущественно в экономических науках, то сегодня она рассматривается также исследователями других различных отраслей наук. Соответственно, разнообразны и направления изучения этой категории, существуют различные её трактовки. Совокупность отраслей наук, с позиций которых рассматривается человеческий капитал, представлена на рис. 1.

С точки зрения социологии под «человеческим капиталом» М.А. Лиси-цина понимает: «... запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, так как могут служить источником будущих доходов и выгод (как материальных, так и психологических). Но это капитал особого рода, так как он воплощается в личности своего носителя». Она считает, что «к основным типам вложений в человека относятся образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей и др.» [9].

В работах политологов человеческий капитал рассматривается с точки зрения становления инновационно-информационного общества, а также развития современного государства, а человеческий капитал определяется как его основной ресурс, обеспечивающий увеличение национального дохода. Так, Э.Ф. Га-

рифуллина указывает на то, что о самой необходимости развития человеческого капитала в России начали задумываться только в начале XXI в. [3]. И сегодня в формировании человеческого капитала в России роль государства является решающей. Исходя из этого наше будущее будет зависеть от того, какую политику государство проводит в области развития человеческого капитала.

й

Рис. 1. Человеческий капитал как объект исследования различных отраслей науки

Так, по результатам форсайт-исследования коллектива авторов Сибирского федерального университета под руководством профессора В.С. Ефимова человеческий капитал рассматривается как универсальная, самостоятельная составляющая «производственного процесса», обеспечивающая дополни-

тельную стоимость продукта. При этом выделены три аспекта (модуса) человеческого капитала:

1) биологический аспект, целью которого является сохранение человеческого капитала (демография, здоровье, активность);

2) социальный аспект, целью которого является развитие человеческого капитала, который включает образование, квалификацию, социальную организованность, инициативность;

3) экономический аспект, целью которого является капитализация человеческого капитала, т.е. системы производства, социальных институтов, инфраструктуру возможностей [15].

Поведение человека в обществе определяют моральные и правовые нормы культуры, но они не характеризуют его человеческий капитал. Он представляет собой только символическое выражение определенных качеств человека. Так, по мнению И.С. Бинюковой, «человеческий капитал, хотя и относится непосредственно к человеку, но все же он им не является. Человек не есть человеческий капитал. Человеческий капитал - продукт современной культуры, символически выражающий ценность определенных качеств человека, способных принести прибыль» [1].

В теории человеческого капитала исследователи отмечают и экологический компонент. Экологи считают, что в состав человеческого капитала следует включать фонд здоровья, состоящий из двух частей: природной, наследственной и благоприобретенной в результате затрат усилий и средств человека и всего общества. Здоровье человека на 10% зависит от системы здравоохранения, на 20% - от экологических условий, на 20% - от генетических факторов. Главным фактором (50%) является образ жизни человека [4]. «Все расходы, связанные с ведением здорового образа жизни, а также часть экологических расходов (связанных с поддержанием нормальной жизнедеятельности человека в окружающей среде), целесообразно включать в состав инвестиций в человека» [8].

Согласно концепции Ю.Г. Быченко, человеческий капитал включает две составляющие: биологическую и культурную. Биологическая часть определяется уровнем здоровья населения и ценностным уровнем физических способностей к выполнению трудовых операций. Культурная часть - как совокупность интеллектуальных способностей индивидов, их образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью [2].

Вопросы психологии человеческого капитала раскрываются в трудах Санкт-Петербургской школы политической психологии под руководством профессора А.И. Юрьева. Исследователи этой школы дают такое определение человеческому капиталу: «. это количество людей, обладающих необходимыми качествами для самосохранения и воспроизводства в непрерывно изменяющихся условиях жизни, достаточное для хозяйственного освоения своей территории и её обороны. Является фактором мощи страны, симметричным финансовому капиталу по значимости, важности, ценности для её

существования». Для измерения человеческого капитала исследователями научной школы был предложен интегральный показатель качества (ИПКЧК) как объединение показателей жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям и способности к обучению [18].

Педагоги, говоря о человеческом капитале, отмечают, что образование является средой формирования человеческого капитала. Так, С.В. Форрестер, рассматривая человеческий капитал, трактует его следующим образом: «Человеческий капитал - это здоровье, инновационные знания, умения и мастерство, культура, креативные, нравственные качества, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря образованию, профессиональной подготовке и опыту» [12]. Качество образования является основой качества человеческого капитала. В свою очередь, качество образования определяется уровнем государственных инвестиций не только в образование, но и в воспитание, здравоохранение, культуру, науку и безопасность населения [11].

Раскрывая сущность человеческого капитала в условиях инновационной экономики, Ю.А. Корчагин отмечает, что уровень конкурентоспособности человеческого капитала, а, значит, и его качества, определяются особенностями культуры и менталитета нации. Фундаментальной основой формирования менталитета и культуры нации является национальная религия. С связи с этим этика труда и человеческий потенциал нации формируются многими поколениями под воздействием религиозного мировоззрения. Именно это является предпосылкой различий в возможностях и темпах развития стран из различных цивилизаций, а следовательно, и в качестве накопленного национального человеческого капитала [7].

Итак, обобщая подходы к определению категории «человеческий капитал» с точки зрения различных отраслей наук, можно выделить следующие основные элементы человеческого капитала (рис. 2).

и н

т

Рис. 2. Основные элементы человеческого капитала

Выводы. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день как в российской, так и в мировой теории и практике исследования в области человеческого капитала становятся все более актуальными. Однако в научной литературе не сложилось единого мнения о том, что есть человеческий капитал, какова его структура, какие элементы объективно должны включаться в его состав человеческого капитала.

Подводя итоги исследования, отметим, что человеческий капитал - явление сложное, обусловленное многогранностью и многомерностью самого человека как носителя, воспроизводителя и источника этого капитала. Поэтому раскрыть сущность человеческого капитала, указать факторы его формирующие, структурировать и разложить на элементы, его составляющие, возможно только в синтезе подходов, существующих в различных науках. Таким образом, дальнейшее развитие теории человеческого капитала возможно на стыке различных наук.

Литература

1. Бинюкова И.С. Человек и человеческий капитал в культуре: морально-правовой аспект // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9(51), ч. 4. С. 36-37. DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.106. URL: https://research-journal.org/culture/chelovek-i-chelovecheskij-kapi-tal-v-kulture-moralno-pravovoj-aspekt (дата обращения: 06.12.2018).

2. Быченко Ю.Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеческие ресурсы. 2001. № 3. С. 24-32.

3. Гарифуллина Э.Ф. Совершенствование государственной политики в области развития человеческого капитала // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (20 февраля 2012 г.). Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. 162 с.

4. Гафиятова Т.П. Человеческий капитал в экологическом измерении // Проблемы современной экономики. 2003. № 3-4(7-8). С. 128-130.

5. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 2005.

6. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале: препринт WP3/2008/01. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 56 с.

7. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и инновационная экономика России. Воронеж: ЦИРЭ, 2012. 279 с.

8. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. 235 с.

9. Лисицина М.А. Человеческий капитал как фактор управления и развития современной корпорации: Социологический аспект: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2005. 25 с.

10. Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) и Российская Федерация: офиц. сайт. URL: http://oecdru.org.

11. Репина О.М., Руденко С.А. К вопросу о развитии науки и инновационных технологий как элемента национальности безопасности России // Национальная безопасность России в глобализированном мире: состояние, вызовы, риски и механизмы устойчивого развития: материалы Междунар. науч. конф. (29-30 октября 2015 г.). Йошкар-Ола: Салика, 2015. С. 247-254.

12. Форрестер С.В. Сфера образования как среда формирования человеческого капитала // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. 2014. № 3(13). С. 117-123.

13. Человеческий капитал в формате цифровой экономики: сб. докл. Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию С.П. Капицы (Москва, 16 февраля 2018 г.). М.: Редакционно-издательский дом РосНОУ, 2018. 432 с.

14. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 19-22 апреля 2016 г.) / отв. ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 76 с.

15. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сибирский фед. ун-т, 2010. 126 с.

16. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / В.Т. Смирнов, И.В. Сошников, В.И. Романчин, И.В. Скоблякова; под ред. В.Т. Смирнова. М.: Машиностроение-! Орел: ОрелГТУ, 2005. 513 с.

17. Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности: материалы научного семинара [Электронный ресурс]. М.; Воронеж, 2011. URL: hse.ru/data/2011/04/29/1210692190/Doklad.doc.

18. Юрьев А.И., Пушкина М.А., Коновалова М.А., Бурикова И.С. Опыт психологического измерения человеческого капитала. СПб.: Русский запад, 2009. 118 с.

19. Ядгаров Я.С., Журавлева Г.П., Александрова Е.В. Экономическая теория человеческого капитала: ретроспективный аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 250-254.

20. Becker G.S. Human Capital Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. N.Y., Columbia University Press, New York, London, 1975, р. 252.

21. Schultz T. Investment in Human Capital. The American Economic Review, 1961, no. 1, March, pp. 1-17.

РУДЕНКО СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола (rudencosval@mail.ru).

РЕПИНА ОЛЬГА МИХАИЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола (repinaom@yandex.ru).

S. RUDENKO, O. REPINA HUMAN CAPITAL ASSETS: SECTORAL APPROACH

Key words: human capital assets, a person in the productive power of a society, elements of human capital, political science, sociology, economics, cultural studies, psychology, biology, education science, religion, political studies, ecology.

The conception that a man is both a producer and a consumer of material goods has historically developed. Therefore, the role played by him in the productive power of a society has always been the subject of research for scientists at different stages of human development. The result of many-centuries studying this issue was developing the concept of "human capital assets", which is a multifaceted concept and is examined from the perspective of different sectoral sciences. The undertaken study is an initial step in assessing the level of human capital development, as well as studying its influence on the country's economic growth, increase in its competitiveness and defensive potential. The aim of this study is a comprehensive analysis of various approaches to the content of "human capital" category available in the world theory and practice. In accordance with the study purpose, its goals are defined: to study the historical aspect in the development of scientists' and researchers' views on the essence of "human capital" category and its role in the productive forces of a society; to reveal the core in the definition of "human capital" category as an object of study for different branches of science; to identify the main elements that make up the essence of "human capital" category at the sectorial level. Currently, studies in the field of human capital assets become increasingly relevant, both in Russian and in the world theory and practice. However, in the scientific literature there is no consensus on what human capital assets is, what its structure is, which elements

should be objectively included in its structure. The analysis of approaches to the definition of "human capital assets" category shows that this is a complex concept which is due to multifacetedness and multidimensionality of a human as a carrier, a reproducer and a source of this capital. Therefore, it is possible to reveal the essence of human capital, to specify the factors shaping it, to structure and to divide its components in elements only in the synthesis of existing approaches in various sciences. The study showed that further development of the human capital theory is possible at the intersection of different sectoral sciences.

References

1. Binyukova I.S. Chelovek i chelovecheskii kapital v kul'ture: moral'no-pravovoi aspekt [Man and human capital in the culture: moral and legal aspect]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International Research Journal], 2016, no. 9(51), part 4, pp. 36-37. Available at: https://re-search-journal.org/culture/chelovek-i-chelovecheskij-kapital-v-kulture-moralno-pravovoj-aspekt.

2. Bychenko Yu.G. Vazhneishii pokazatel' chelovecheskogo kapitala [The most important indicator of human capital]. Chelovecheskie resursy, 2001, no. 3, pp. 24-32.

3. Garifullina E.F. Sovershenstvovanie gosudarstvennoi politiki v oblasti razvitiya chelove-cheskogo kapitala [Improvement of the state policy in the field of human capital development]. Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya: materialy mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (20 fevralya 2012 g.) [Proc. of Int. Sci. Conf. «Actual problems of the social sciences: sociology, political science, philosophy, history» (20 February 2012)]. Novosibirsk, 2012, 162 p.

4. Gafiyatova T.P. Chelovecheskii kapital v ekologicheskom izmerenii [Human capital in the environmental dimension]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2003, no. 3-4(7-8), pp. 128-130.

5. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., Tsyrenova. E.D. Chelovecheskii kapital v tranzitivnoi ekono-mike: formirovanie, otsenka, effektivnost' ispol'zovaniya [Human capital in transitive economy: the formation, evaluation, efficiency]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2005.

6. Kapelyushnikov R.I. Zapiska ob otechestvennom chelovecheskom kapitale [Note on domestic human capital]. Preprint WP3/2008/01. Moscow, HSE Publ. House, 2008, 56 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Korchagin Yu.A. Chelovecheskii kapital i innovatsionnaya ekonomika Rossii [Human capital and innovative Russian economy]. Voronezh, TsIRE Publ., 2012, 279 p.

8. Kurganskii S.A. Chelovecheskii kapital: sushchnost', struktura, otsenka [Human capital: the nature, structure, evaluation]. Irkutsk, 2003, 235 p.

9. Lisitsina M.A. Chelovecheskii kapital kakfaktor upravleniya i razvitiya sovremennoi korpo-ratsii: Sotsiologicheskii aspect: avtoref. dis. ... kand. Sots. nauk [Human capital as a factor in the management and development of the modern corporation: Sociological aspect. Abstract Diss.]. Krasnodar, 2005, 25 p.

10. Organizatsiya ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya (OSER) i Rossiiskaya Federatsiya: ofits. sait [The Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) and the Russian Federation: the official website]. Available at: http://oecdru.org.

11. Repina O.M., Rudenko S.A. K voprosu o razvitii nauki i innovatsionnykh tekhnologii kak elementa natsional'nosti bezopasnosti Rossii [On the question of the development of science and technology innovation as an element of national security of Russia]. Natsional''naya bezopasnost'' Rossii v globalizirovannom mire: sostoyanie, vyzovy, riski i mekhanizmy ustoichivogo razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (29-30 oktyabrya 2015 g.) [Proc. of Int. Sci. Conf. «National security of Russia in a globalized world: status, challenges, risks and mechanisms for sustainable development» (October 29-30, 2015)]. Yoshkar-Ola, Salika Publ., 2015, pp. 247-254.

12. Forrester S.V. Sfera obrazovaniya kak sreda formirovaniya chelovecheskogo kapitala [The field of education as an environment of human capital]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomicheskie nauki [Vestnik Samara State Technical University. Series: Economics], 2014, no. 3(13), pp. 117-123.

13. Chelovecheskii kapital v formate tsifrovoi ekonomiki: sb. dokl. Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 90-letiyu S.P. Kapitsy [Proc. of Int. Sci. Conf. «Human capital in the form of the digital economy»]. Moscow, RosNOU Publ., 2018, 432 p.

14. Kuz'minov Ya.I., Ovcharova L.N., Yakobson L.I., eds. Chelovecheskii kapital kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya. Kratkaya versiya doklada: dokl. kXVII aprel'skoi mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [Human capital as a factor of social and economic development. The short version of the report]. Moscow, HSE Publ. House, 2016, 76 p.

15. Efimova V.S., ed. Chelovecheskii kapital Krasnoyarskogo kraya: Forsait-issledovanie -2030: analiticheskii doklad [Human capital of Krasnoyarsk Territory: Foresight study - 2030. Analytical Report]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publ., 2010, 126 p.

16. Smirnov V.T., ed., Smirnov V.T., Soshnikov I.V., Romanchin V.I., Skoblyakova I.V. Chelovecheskii kapital: soderzhanie i vidy, otsenka i stimulirovanie [Human capital: the content and types, evaluation and stimulation]. Moscow, Mashinostroenie-1 Publ., Orel, OrelGTU Publ., 2005, 513 p.

17. Chelovecheskii capital - intensivnyi sotsial'no-ekonomicheskii faktor razvitiya lichnosti, ekonomiki, obshchestva i gosudarstvennosti: materialy nauch. seminara [Proc. Sci. Seminar «Human capital-intensive socio-economic factors of personality development, the economy, society and the state»]. Moscow, Voronezh, 2011. Available at: hse.ru/data/2011/04/29/1210692190/Doklad.doc.

18. Yur'ev A.I., Pushkina M.A., Konovalova M.A., Burikova I.S. Opyt psikhologicheskogo izmereniya chelovecheskogo kapitala [Experience psychological dimensions of human capital]. St. Petersburg, Russkii zapad Publ., 2009, 118 p.

19. Yadgarov Ya.S., Zhuravleva G.P., Aleksandrova E.V. Ekonomicheskaya teoriya chelove-cheskogo kapitala: retrospektivnyi aspect [The economic theory of human capital: a retrospective aspect]. Mezhdunarodnyi zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. [International Journal of Applied and Basic Research], 2016, no. 8-2, pp. 250-254.

20. Becker G.S. Human Capital Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. N.Y., Columbia University Press, New York, London, 1975, р. 252.

21. Schultz T. Investment in Human Capital. The American Economic Review, 1961, no. 1, March, pp. 1-17.

RUDENKO SVETLANA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Management and Business Department, Volga State Technological University, Yoshkar-Ola (rudencosval@mail.ru).

REPINA OLGA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Management and Business Department, Volga State Technological University, Yoshkar-Ola (repinaom@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.