Научная статья на тему 'Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью как Центральный содержательный компонент модулей программы дополнительного профессионального образования «Психология профессиональной деятельности»'

Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью как Центральный содержательный компонент модулей программы дополнительного профессионального образования «Психология профессиональной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1240
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN FACTORS / MANAGEMENT OF LABOUR SAFETY / INDUSTRIAL SAFETY / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова У. А.

Статья содержит теоретические разработки в области психологии профессиональной деятельности, заложенные в модули программы профессиональное переподготовки по направлению «психология»: «Инженерная психология», «Психология управления», «Психология труда, «Социальная психология». Данные дисциплины ориентированы на обучение слушателей основам психологической составляющей охраны труда, промышленной безопасности, а также социально-психологическим аспектам управления этими аспектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper contains theoretical developments in the field of professional psychology that are in the program modules of vocational training of psychology: Engineering Psychology, Psychology of Management, Labour Psychology, and Social Psychology. These disciplines are focused on training students the basics of the psychological component of occupational health, safety, and socio-psychological aspects of these issues

Текст научной работы на тему «Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью как Центральный содержательный компонент модулей программы дополнительного профессионального образования «Психология профессиональной деятельности»»

У. А. Казакова

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ключевые слова: человеческий фактор, управление охраной труда, промышленная безопасность, дополнительное

профессиональное образование.

Статья содержит теоретические разработки в области психологии профессиональной деятельности, заложенные в модули программы профессиональное переподготовки по направлению «психология»: «Инженерная психология», «Психология управления», «Психология труда, «Социальная психология». Данные дисциплины ориентированы на обучение слушателей основам психологической составляющей охраны труда, промышленной безопасности, а также социально-психологическим аспектам управления этими аспектами.

Key words: human factors, management of labour safety, industrial safety, continuing professional education.

The paper contains theoretical developments in the field of professional psychology that are in the program modules of vocational training of psychology: "Engineering Psychology", "Psychology of Management", "Labour Psychology", and "Social Psychology". These disciplines are focused on training students the basics of the psychological component of occupational health, safety, and socio-psychological aspects of these issues.

Введение

Акцентуация внимания к человеку на производстве, увеличение роли субъективного фактора в промышленности — это общемировая тенденция. В индустриально развитых странах вопросам человеческого фактора в сфере производства уделяется серьезное внимание, причем важнейшим направлением здесь является проблема охраны труда и промышленной безопасности.

Безопасный труд становится как на Западе, так и в России важнейшей социальной ценностью. В западных странах охрана труда даже в условиях стабильного развития выходит на первый план и оценивается выше, чем экология и права человека, а в условиях современной России проблема безопасности труда актуализируется кризисным развитием страны в 90-е г. XX века.

Социально-экономической основой

обострения проблемы безопасного труда являются нерациональные экономические меры, смена форм собственности, скупка за бесценок акций промышленных предприятий, сокращение социальных программ и нивелирование социальной инфраструктуры предприятий, сокращение и ликвидация отделов и служб охраны труда как не нужных предприятию и требующих определённых материальны затрат на их содержание.

Как показали исследования различных авторских коллективов и научных центров, социальнопсихологическая проблема охраны труда и промышленной безопасности недооцениваются как работодателями, так и работниками предприятий, а также органами исполнительной власти. Непрофессиональное кадровое управление, неразвитость кадрового менеджмента, как на предприятиях, так и в службах занятости,

недостаточная компетентность служащих кадровых служб по подбору и отбору сотрудников предприятий - остаются нерешёнными проблемами функциональных институтов и организаций современной промышленной отрасли.

1. Теоретический анализ принципов успешно функционирующего промышленного предприятия

Вхождение России во Всемирную торговую организацию обуславливает ещё более суровые требования к безопасности и эффективности труда на отечественном производстве. Как показывают отечественные социально-психологические

исследования [2], почти 90% опрошенных работников промышленных предприятий считают, что самое главное в их профессиональной деятельности - безопасные условия труда и адекватная его оплата относительно их интеллектуальных, моральных и физических трудовложений. Если подходить к содержанию понятия «безопасныйd труд» с глобальной точки зрения, с позиции психологии больших социальных групп, то - это здоровье нации. С другой стороны, до сих пор в психологии труда практически отсутствуют крупные разработки по психологической стороне охраны труда, промышленной безопасности, не говоря о социально-психологических аспектах управления этими процессами.

На промышленных предприятиях, в местах локализации технических и природных ресурсов, портах, базах западной и центральной Европы и главенствующее место занимает принцип «Safety first of all!» - «Безопасность - прежде всего!». Этот принцип заложен в подход ко всей профессионально-производственной деятельности

сотрудников предприятия; переведен в рамки лозунга и размещён на визуально воспринимаемых объектах (начиная с входов в здания, контейнерах и т.д., заканчивая рабочей одеждой сотрудников). Принцип безопасности труда регламентируется определёнными техническими условиями, которые занесены в трудовой договор каждого сотрудника предприятия, то есть каждый работник обязуется выполнять данные условия безопасности своей в профессиональной деятельности. Тем самым появляется определённая гарантия того, что каждый служащий сделает всё возможное, чтобы обезопасить свою жизнь и не подвергать неоправданному риску жизни своих коллег. Нарушение прав безопасности труда влечёт за собой применение определённых санкций:

административные взыскания, система штрафов, уголовная ответственность и т.д.

Изучение социально-психологического

аспекта важнейших направлений охраны труда и промышленной безопасности посредством введения в учебные планы и программы профессионального образования курсов, направленных на обучение будущих специалистов основам и принципам их поведения, реакций при работе с промышленными объектами, а также осознания степени ответственности за своих будущих сотрудников и коллег.

На современном этапе общественного развития, в период рыночных преобразований, все кризисные процессы в социально-экономической и политической сферах экстраполируются на трудовые коллективы различных по размеру промышленных предприятий. Учитывая всю важность и ответственность разрабатываемых модулей комплексной программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности», мы руководствовались рядом аргументов. В этом спектре особый интерес представляет сравнительный анализ

профессиональных интересов с точки зрения двух подходов, то есть с позиции специалистов с определенным профессиональным уровнем (представители руководящего звена) и с позиции непосредственных исполнителей, что, в принципе, дает возможность более адекватно определить специфику тех социально-психологических проблем, которые имеются в трудовом коллективе, и выявить основные пути безопасного решения

производственных задач.

Теоретические разработки и практические результаты западных коллег психологов, педагогов, социологов и экономистов показывают, что успешное развитие охраны труда модернизирующегося промышленного предприятия формируется из составляющих его компонентов, из эргономики труда на конкретном предприятии:

1. наличие коммуникативного

взаимодействия между всеми отделами предприятия, что предполагает совместное решение проблем как между различными отделами, так и активного участия руководства;

2. необходим высокий уровень профессионализма руководящего звена и степень

адекватности принимаемых управленческих решений относительно ситуации и мнения коллег;

3. дифференциацонный набор

мотивационных стимулов в трудовой деятельности;

4. доступность информации;

5. активная социально-гражданская и профессиональная позиция сотрудников предприятия;

6. функционально развитая,

эффективная система социальной защиты трудящихся промышленного института;

7. позитивный социально-

психологический климат в процессе межличностного общения представителей трудового коллектива, а так же положительный настрой в стиле общения руководства;

8. социально-психологические принципы и условия протекания производственных циклов;

9. социально-психологическая

инфраструктура, обслуживающая сотрудников

предприятия;

10. качественные и количественные требования к выпускаемой продукции для массового потребителя.

Спектр перечисленных вопросов получил широкое отражение в ряде дисциплин введённых программу профессиональной переподготовки по направлению психология, которые были составлены с учетом профессиональных интересов сотрудников промышленных предприятий и их руководства.

Разработанные анкеты соответствовали всем научным требованиям, они логичны в структурном построении по тематике лекционных и практических занятий: «Социальная психология», «Психология труда», «Психология управления», «Инженерная психология».

Создавая программу профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности», предполагалось, что в условиях рыночных и кризисных по своему характеру преобразований российского общества основное внимание к нуждам производителей материальных благ должно уделяться по месту их профессиональной деятельности. Эффективно функционирующее предприятие - это, на котором соблюдаются условия охраны труда, промышленной безопасности, а также приемлемое материальное обеспечение работников. Только при соблюдении данных критериев возможно пройти период модернизации с наименьшими издержками, как в масштабах общества, так и в масштабах данного предприятия. Внедрение новых технологий управления персоналом способствует повышению производительности труда, изменению отношения работающих к своим профессиональным обязанностям, прежде всего в охране труда и промышленной безопасности.

Современное промышленное предприятие — это определенная целостная система, объединяющая социально-профессиональную

группу общества, при условии применения

адекватных, научно разработанных методов

руководства подобным предприятием. С социальнопсихологической точки зрения, предприятие - это сообщество граждан, объединенных общими

профессионально-трудовыми целями и функциями. Причём высокая результативность на благо всего социального общества его функционирование обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, в том числе и «человеческим фактором». В современной отечественной психологи традиционно под «человеческим фактором» предполагают достаточно многогранный термин, выражающий возможность принятия человеком ошибочных и алогичных решений в конкретных ситуациях.

Посредством данного понятия можно объяснить сбои в цепи взаимодействия «человек-^-машина».

Для разработки максимально эффективного плана управления предприятием необходимо учитывать ряд объективных и субъективных факторов, особенностей, характерных данному промышленному институту:

• необходимо учитывать специфику управленческих моделей охраны труда, которые целесообразно применять на данном предприятии;

• необходимо принимать во внимание настроения и личностные ожидания работников всех рангов и социальных уровней;

• следует разрабатывать перспективные рекомендации по дальнейшему совершенствованию социальных технологий управления охраной труда и промышленной безопасностью, осуществляемой на конкретном этапе функционирования данного промышленного предприятия.

Важным представляется и возможность выявить перспективные и желательные направления в социально-психологической работе с трудящимися, прежде всего в охране труда. Психологическая практика менеджмента подтверждает, что

эффективность деятельности на всех уровнях производительного цикла возрастает при адекватных формах коммуникаций между управляющими и управляемыми структурами. Демократизация российского общества кардинальным образом отразила все проблемы, существующие в прежней системе управления охраной труда, как в государственных масштабах, так и в локальных подразделениях (предприятиях). Следовательно, появилась очевидная потребность совершенствовать социально-психологические технологии оптимизации охраны труда и промышленной безопасности, их влияние на профессиональные сообщества людей, в частности на работу с трудовыми коллективами. Необходимо изучить и предложить возможные варианты и альтернативные модели по зарубежному и отечественному научно обоснованному опыту, исходя из запросов и потребностей работников исследуемых предприятий городов и районов.

Центральное место в психологии управления предприятием занимает вопрос о социальной напряженности и конфликтности в трудовых коллективах, детерминированной условиями труда. Доминирование тех или иных причин способно

оказать существенное как позитивное, так и негативное влияние на социально-психологический климат в коллективе, дестабилизация которого имеет нежелательные последствия для процесса охраны труда и промышленной безопасности в целом. Неразрешимые социальные конфликты в современных трудовых коллективах способны перерасти в массовые забастовочные выступления. Следовательно, предупреждение и профилактика социальной напряженности на крупных предприятиях сегодня становятся приоритетными направлениями в деятельности руководящих лиц.

Опыт изучения проблем управления охраной труда и промышленной безопасностью в стране и за рубежом показывает также, что тенденции, проявляющиеся в данной сфере, как правило, неустойчивы и имеют свойство приспосабливаться под воздействием различных факторов. А это означает, что необходим социальнопсихологический мониторинг, то есть постоянное отслеживание генезиса этих проблем с целью точной реакции на каждое изменение.

Проведение крупномасштабных

комплексных первичных социологических исследований стало первым, но весьма значительным шагом в решении таких важных проблем. Следует особое внимание уделить как минимум трем группам вопросов. Первое - это анализ различных внешних факторов, воздействующих на управление охраной труда и промышленной безопасностью, причем как в позитивном, так и в негативном смысле. Вторая группа вопросов ориентирована на оценку деятельности различных государственных и социальных институтов и служб, в сферу которых попадают данные проблемы. Третье - сами работники, но особенно их способности к самоохране труда, их взгляду на собственное здоровье, обеспечение безопасности промышленных производств, информированности, жизненным идеалам и планам в современных кризисных условиях.

Не менее важен качественный анализ той нравственной атмосферы, которая сложилась в обществе и в различных его слоях в отношении рассматриваемой проблемы охраны труда и промышленной безопасности.

При разработке специализированных модулей («Психология управления», «Социальная психология», «Инженерная психология»)

программы профессиональной переподготовки «Психологии профессиональной деятельности» предполагалось, что одним из объектов изучения данных дисциплин является система управления охраной труда и промышленной безопасностью промышленных предприятиях, а предметом -человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью. Среди целей изучения в рамках данных дисциплин стоит отметить выявление закономерностей (тенденций, механизмов, факторов) усиления роли человеческого фактора в управлении охраной труда

и промышленной безопасностью на промышленных предприятиях.

Постановленные цели данных модулей требует решения следующих научных задач:

1. определить динамику усиления роли человеческого фактора в современном обществе и выявить основные факторы изменения уровня индивидуальной безопасности разных групп работников промышленного производства;

2. показать роль человеческого фактора в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью;

3. раскрыть влияние трансформации

общества на изменение роли человеческого фактора в управлении охраной труда и промышленной

безопасностью;

4. выявить условия, изменение которых в наибольшей мере сказывается на динамике безопасности труда, рассмотреть социальнопрофессиональные группы, в современных условиях повысившие уровень безопасности труда и понизившие его;

5. проанализировать управление

тендерными аспектами охраны труда и промышленной безопасности;

6. исследовать особенности социального

управления охраной труда и промышленной

безопасностью в условиях модернизации современной экономики;

7. рассмотреть обучение и повышение

квалификации работников как инновационную технологию управления охраной труда и

промышленной безопасностью;

8. проанализировать производственный травматизм, аварии и факторы производственного риска;

9. выявить пути и методы социальной защиты работников на предприятиях как основы формирования безопасной производственной среды.

Теоретические основы социального управления охраной труда и промышленной

безопасностью заложены в трудах ряда исследователей. Для изучения современной психологии роли человеческого фактора в управлении охраной труда и промышленной безопасностью большое теоретическое и методологическое значение имеют труды классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, Т. Парсонса, Б. Скиннера, П. Сорокина, Дж. Хоманса и других.

Существует целый ряд публикаций зарубежных психологов, социологов и экономистов, разрабатывающих теорию мотивации эффективного и безопасного труда и управления процессом охраны труда. Это работы М. Альберта, М. Мескона, Ф. Хедоури, Ф. Тейлора, Ф. Херцберга и других. В них изложены теоретические основы и практические проблемы внешней и внутренней мотивации и человеческого фактора в управлении охраной труда на предприятиях развитых стран Европы и Америки.

Несомненный интерес представляет опыт использования человеческого фактора в управлении безопасностью труда в СССР. В 60-80 годах эта

проблема освещалась в работах Н. Аитова, Ю. Давыдова, С. Елисеева, В. Подмаркова, А. Здравомыслова, В. Суслова, 3. Файнбурга, И. Чангли и других.

Вопросы социально-психологической

трансформации российского общества и ее влияние на роль человеческого фактора в управлении охраной труда раскрыты в трудах Е. Бабосова, И. Бутенко, А. Бороноева, О. Богомолова, В. Добренькова, В. Иванова, В. Жукова, Т. Заславской, Г. Осипова, Л. Панковой, Н. Руткевич, Ж. Тощенко, В. Рыбкиной и других.

Проблемы отношения к труду в условиях реформирования общества исследовали Н. Дряхлов, В. Стегний, Г. Зборовский, Т. Дорохина, А. Кравченко, Д. Маркович и другие. В трудах Г. Александровой, В. Герчикова, Ю. Ладыгина, Э. Уткина и других рассмотрены особенности стимулирования и мотивов труда в переходном российском обществе и их влияние на человеческий фактор в управлении промышленной безопасностью.

В 60-90 гг. XX века ряд известных российских психологов и социологов изучали влияние человеческого фактора в процессе труда и производства, выявляли социальные ресурсы предприятия, проводили крупномасштабные полевые исследования. К ним относятся Н. Аитов, А. Дмитриев, Н. Лапин, В. Герчиков, Л. Гордон, А. Пригожин, Э. Фетисов, А. Зайцев, А. Кравченко, В. Подмарков, О. Ромашов, Ж. Тощенко и другие.

Отдельным психологическим, социальнопсихологическим, экономическим и

организационным проблемам безопасного труда, в частности роли человеческого фактора в управлении этим процессом, посвящены работы М. Слюсарянского, 3. Файнбурга, Ф.

Мухаметлатыпова, В. Голикова, Е. Биндиченко, С. Григорьева, Л. Гусляковой, Ю. Сорокина, В. Роик, Е. Катульского, Н. Измерова, А. Елина, Р. Злотникова, А. Починка, В. Девисилова, Г. Файнбурга, Н. Пашина, К. Лайкама, А. Соловьева и других.

Следовательно, имеется большое число научных трудов, в которых анализируются

проблемы реформирования российского общества, психология управления и психология труда. Однако вопросы влияния человеческого фактора на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управление безопасностью труда на промышленных предприятиях в условиях преобразования российского общества освещены недостаточно.

До сих пор в отечественной психологии управления мало работ, освещающих роль

человеческого фактора в управлении охраной и гигиеной труда, промышленной безопасностью.

Теоретические и методологические принципы и положения модулей программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности» базируются на фундаментальных разработках основоположников психологии и социологии, трудах современных отечественных и зарубежных специалистов в

области психологии управления, социальной технологии, экономистов.

2. Анализ социально-психологических проблем системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

При разработке программы дополнительного образования «Психология профессиональной деятельности» особое значение уделялось

содержательной стороне таких модулей как

«Инженерная психология», «Психология управления» и «Социальная психология». Учитывались теории социального действия и социальной организации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс), социальной структуры и стратификации (П. Сорокин), теории мотивации (А. Маслоу), концепция человеческих ресурсов (Д. Мак-Грегор), концепция развития человеческого потенциала (Махбуб - уль -Хак).

Среди методологических принципов

заложенных в основу разработанных модулей можно выделить диалектический, системный, структурный, формальнологический, индуктивный и дедуктивный, социально-психологический, институциональный и функциональный методы психологических исследований, а также сравнительный и структурнофункциональный анализ.

Эмпирической базой разрабатываемых дисциплин явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации по проблемам охраны труда и промышленной безопасности; решения федеральных и республиканских органов управления; справочно-статистические материалы; результаты вторичного анализа ряда социально-психологических исследований. В ходе разработки моделей программ дополнительного образования по направлению «психология» также использовались материалы периодической печати, в том числе и Интернета.

На основе проведенного теоретического анализа социально-психологическим проблем системы управления охраной труда и промышленной безопасностью были сформулированы теоретические положения разрабатываемых модулей «Инженерная психология», «Психология управления», «Психология труда» и «Социальная психология»:

• специфическая роль человеческого фактора в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью заключается в определении цели и методов решения этой проблемы, инновационной деятельности, внедрении техники и технологий, в создании и эксплуатации техники, управления, в прогнозировании и профилактике аварий на основе мониторинга динамики состояния техники, в рациональном системном использовании всех компонентов, обеспечивающих охрану труда и промышленную безопасность, в использовании образовательного и профессионального потенциала для обеспечения безопасной трудовой деятельности личности;

• современный этап научнотехнического прогресса, ведущий к возрастанию роли техники и технологии управления охраной труда, не только не снижает, а наоборот, повышает роль

человеческого фактора из-за расширения спектра опасных для человека материалов и производств, несовершенства и дефектов части используемой техники, сбоев в процессе функционирования техники, что вызывает необходимость мониторинга, своевременного оперативного вмешательства и внесения коррективов в общую систему управления охраной труда и промышленной безопасностью производства, а также повышения психической устойчивости и гуманизма управленческих кадров;

• оптимизация функционирования

человеческого фактора в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью может быть критически и творчески использован опыт советского периода и развитых стран, при этом в советском опыте особенно значимым является наличие на всех уровнях структур по охране труда и технике безопасности, планирование этой деятельности, в опыте развитых стран - практика человеческих отношений, материальное

стимулирование и санкции: в этой деятельности следует учитывать и недостатки, которые имелись в СССР и имеются в развитых странах;

• условиях трансформации общества

в использовании человеческого фактора в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью произошли противоречивые изменения, а именно позитивные: поощрение

инновационной деятельности, самостоятельность предприятий в определении и реализации мер по охране труда и промышленной безопасности, усиление внимания к экологической и технологической безопасности, а также в определении структуры органов и штата работников, отвечающих за этот участок функционирования предприятия, в возможности для многих предприятий приобретения технических средств для контроля и слежения за безопасными условиями труда и промышленной безопасности и некоторые другие; негативные явления: отсутствие во многих случаях планов мероприятий по охране труда, сокращение служб охраны труда или должности специалиста по охране труда на некоторых предприятиях, незначительность санкций за нарушение законодательства о труде и промышленной безопасности, ослабление контроля за использование труда женщин и молодежи на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда и другие;

• в общей системе управления охраной труда и промышленной безопасностью особое значение имеют социальные факторы, их значение особенно возрастает в период коренных преобразований общества, что вызывает необходимость адекватных мер, особенно в достижении баланса интересов всех субъектов сферы охраны труда и промышленной безопасности, разрешении социальных конфликтов, вызванных неполным использованием потенциала безопасности труда, в обеспечении социального партнерства, использовании социальных механизмов управления

безопасным трудом, в достижении адаптации работника к новой технике и технологии;

• человеческий фактор может

выполнять роль важного компонента управления охраной труда и промышленной безопасностью, если управляющие кадры будут обладать высокой профессиональной квалификацией, психической устойчивостью, склонностью к быстрой адаптации к меняющимся условиям, способностью к инновациям в социальной и технической сферах, гуманистическим характером производственной деятельности, общей и профессиональной культурой, соответствующим современным реалиям.

Теоретические положения модулей «Инженерная психология», «Психология управления» и «Социальная психология» программы

профессионально переподготовки по направлению «психология» отражает закономерности и особенности роли человеческого фактора в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью в условиях трансформации общества, в выявлении путей повышения его роли, что послужит основой для дальнейших исследований этой актуальной проблемы.

Знания, полученные при изучении данных дисциплин слушателями, могут быть применены ими в управленческой деятельности региональных органов исполнительной и законодательной власти, служб занятости, а также в деятельности предприятий и организаций для оптимизации управления процессами охраны труда и промышленной безопасности, а так же в преподавании психологии профессиональной деятельности, социологии, социальной технологии, экономической социологии.

Заключение

В условиях переходного периода, при неполноте федерального социального

законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, наиболее адекватное влияние человеческого фактора на эти сферы должно учитываться на региональном уровне. Так, здесь можно и нужно комплексно регулировать экономику, занятость населения, его обучение и переобучение в сфере охраны труда и промышленной безопасности, социальную защиту, социальное страхование и социальное партнерство. В субъектах РФ можно эффективно дорабатывать и дополнять федеральные законы в сфере безопасности труда.

Необходимо системное управление человеческим фактором в области охраны труда и промышленной безопасности, которое достигается путем государственного регулирования вопросов охраны окружающей среды, эффективным контролем за условиями труда и эргономикой рабочих мест на предприятиях, своевременной выплатой зарплаты, регулированием притока и оттока рабочей силы в регионе, уменьшением «скрытой» и теневой занятости.

Важнейшим человеческим фактором эффективности и безопасности труда является образовательный уровень работников: чем выше

образование работника, тем эффективнее труд, тем

быстрее работник адаптируется к производственной среде.

Одним из важнейших компонентов социального резерва производства является эффективное использование гендерного фактора производства.

Хотя женский труд защищен законодательно, тем не менее, женщины в большей мере заняты малоквалифицированным и неквалифицированным трудом. Они трудятся на опасных и вредных производствах, зачастую подвергаются психологическому давлению.

Активная социальная политика в регионах способствует созданию безопасной

производственной среды, чему благоприятствуют региональные программы социальной поддержки населения. Необходимо разработать единую систему региональной социальной политики, которая включает в себя не только эффективный настоящий и безопасный труд, но и прошлый и будущий труд.

Человеческий фактор безопасности труда предполагает и активную политику в сфере дополнительного профессионального образования по охране труда и промышленной безопасности. Автор самостоятельно разработал и внедрил систему непрерывного переобучения и повышения квалификации работников, связанных с опасным производством.

Необходимо изменение требований к

назначению на должности в службы охраны труда и производственного контроля. На опасных

производствах необходимо вводить обязательное профессиональное тестирование на пригодность к данному виду деятельности. Инженеров по охране труда и производственному контролю за

промышленной безопасностью необходимо готовить на базе высшего технического образования со стажем практической работы не менее трех лет, по итогам профессионального тестирования, со сроком обучения два года по системе переподготовки и с выдачей диплома о втором высшем образовании. Мотивация труда этих инженеров должна быть закреплена высокой зарплатой. Одновременно необходимо повышение роли уполномоченных по охране труда предприятий.

Необходимо формировать широкое социальное мышление работников, связанных с опасным производством, то есть личность работника должна быть неразрывно связана с социальными проблемами всего предприятия, региона, с его бытием, с семьей, с микросоциумом, с образом жизни.

Главное в человеческом факторе безопасности труда — это наша евразийская ментальность, при которой не очень высоко ценятся настоящая человеческая жизнь и здоровье, а отсюда и г низкая мотивация к безопасному труду. Именно сейчас становится насущной задача стимулирования здорового образа жизни и безопасного труда.

Экономический кризис в стране, развал СССР усилили маргинализацию как всего населения, так и трудящихся, здесь необходимо отметить, что на опасных и неквалифицированных производствах стали преобладать «гастарбайтеры», беженцы, мигранты, а нередко и бывшие безработные. Разрушение прежних ценностей и практического отсутствия новых социальных ориентиров в социальном мышлении работников начинает уменьшаться конструктивная мотивация эффективного и безопасного труда. Именно поэтому в целях предотвращения социальной патологии необходимо возрождать в новых условиях нравственные ценности и трудовую мораль. Социально-психологический смысл, разработанных нами теоретический положений ряда модулей программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности» заключается в формировании у будущих специалистов промышленности социально ответственного отношения к работе, к дисциплине труда, уважения к напряженному высокооплачиваемому и безопасному труду.

Необходимо развивать такое направление психологии как психология охраны труда и промышленной безопасности, где решающая роль принадлежит человеческому фактору. Можно предположить, что перспективными направлениями в развитии этой отрасли психологии являются:

• исследование механизмов реализации социального потенциала современного работника;

• анализ регуляторов психологического

рестрикционизма и социально-психологических конфликтов в трудовых коллективах;

• гендерный механизм человеческого фактора и его роль в безопасности труда;

• развитие концепции трудовой морали как

составная часть человеческого фактора на

производстве;

• анализ концепции опережающего

обучения, переобучения и повышения квалификации в сфере охраны труда и промышленной безопасности;

• развитие системы социальных гарантий и социальной защиты работников в регионах, на предприятии, в семье и микросоциуме;

• разработка и внедрение региональной модели активной социальной политики как основы формирования безопасной производственной среды.

Данные теоретические положения заложены в основу модулей программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности».

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - М.: Наука, 2000 - 351 с.

2. Ахметшин А. Х. Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08.: защищена в 2004г / Ахметшин Адик Хасанович - Уфа, 2004 - 196 с.

3. Бирюков В.Г. Охрана труда и аттестация рабочих мест в организациях Московской области / В.Г. Бирюков, О.В. Иванченко // Экспресс-информация ВЦОТ (Отечеств, опыт). Вып.2. - М. - 2003 - С. 1-15.

4. Дадашев А.З. Управление трудовыми ресурсами / А.З. Дадашев - М.: Наука, 1990 - 176 с.

5. Кондратьев В.В. Структура и особенности инженерного проектирования в области энергонасыщенных материалов / В.В. Кондратьев В.П. Барабанов, И.И. Поникаров // «Вестник Казанского технологического университета» / № 8 - 2012 - С. 445.

6. Кудрявцев Ю.М. Основные принципы и

закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения / Ю.М. Кудрявцев, О.Ю. Макарова // «Вестник

Казанского технологического университета» / № 8 -2012 - С.451.

7. Осипов П.Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема / П.Н. Осипов // «Вестник Казанского технологического университета» / № 11 - 2011 - С.237.

8. Файнбург Г.З. Социально-экономические проблемы охраны труда и стратегия их преодоления / Г.З. Файнсбург // Социальные, экономические и правовыеаспекты охраны труда на современном этапе. -Сб-к . Пермь: ПГТУ, 2004. - С.9.

© У. А. Казакова - канд. психол. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, Kazakova-ulyana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.