Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

2013 СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА № 1

Т.М. Мамкина

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

«Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта - лучше его сделать».

Расим Мусабеков

Человечество за свою историю накопило огромный опыт как в завязывании, так и в разрешении самых разнообразных конфликтов - от детских ссор до мировых войн. Тем не менее, проблемы конфликтности все чаще возникают в жизни современного обывателя. Это связано с ростом напряженности в различных сферах социального взаимодействия, основанном на изменениях, происходящих в современном обществе в целом и в жизни каждого человека в частности. За последние 10-15 лет в России произошло резкое обострение противоречий различного характера, увеличилось количество и острота конфликтных взаимодействий. Это значительно актуализировало конфликтную проблематику. И сегодня основной задачей общества стало осмысление причин возникновения и роста конфликтности, поиск адекватных форм работы с конфликтами. Необходимо заметить, что современное состояние нашего общества - отсутствие единой идеологии и утрата идеалов, политический разброд, экономические проблемы, несовершенство юридической системы, двусмысленность жизни в целом - все это и еще многое другое создает основания для развития конфликтности. Отношения кооперативности и конкурентности, равенства и неравенства, т.е. субъективная позиция людей, оценка своих отношений с другими людьми создают социально-культурный контекст конфликтов.

Знание основ конфликтологии важно для любого культурного человека, особенно для тех, кто осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек-человек», в том числе педагогов, т.е. тех, кто призван воспитывать, образовывать, поддерживать подрастающее поколение. Не менее важно знать основы конфликтологии тем, кто осуществляет руководство деятельностью других людей, организует профессиональное взаимодействие, т.е. руководителям и их заместителям.

Возрастающий интерес к заявленной проблематике в немалой степени связан с ростом напряженности в различных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Что же такое конфликт? В житейской практике конфликт часто отождествляют с такими понятиями, как ссора, спор, соревнование или состязание, драка, забастовка, митинг протеста, война и т.д. В научной литературе эти понятия дифференцируют. Понятие конфликта является центральным в нашем повествовании, мы определяем его следующим образом: конфликт - это предельное обострение взаимоотношений субъектов социального взаимодействия, характеризующееся столкновением противоположно направленных потребностей, мотивов, интересов, целей, ценностей, идеалов, убеждений, мнений, взглядов, оценок и т.д., традиционно сопровождаемое острым эмоциональ-

ным переживанием [1, с. 7]. Конфликты характеризуются также таким признаком, как наличие как минимум двух социальных субъектов, вступающих в противоборство в процессе социального взаимодействия и проявляющих некоторую активность, направленную либо на продолжение конфликта, либо на его преодоление. Для конфликтов характерна еще одна особенность: нанесение субъектами друг другу взаимного ущерба. В конфликте не бывает абсолютного победителя, и это уже установленный факт. Каждый субъект что-то теряет в таких отношениях, терпит убытки: моральные, материальные, физические, психологические и т.д.

Признаки конфликта в некоторой мере раскрывают и причины возникновения конфликтов, к которым традиционно относят ограниченность ресурсов, различие в целях, ценностях, неудовлетворенность коммуникациями, различия в манере поведения и жизненном опыте и пр. В обобщенном виде типология причин возникновения конфликтов включает в себя структурно-функциональные, социально-психологические и личностные причины. Мы не будем вдаваться в детали, только отметим, что конфликт - явление специфическое, зависящее от огромного количества факторов, ведущим из которых, как можно догадаться, является человеческий фактор. Конфликт - явление, обусловленное культурологическими особенностями вступающих в него личностей. Без анализа и учета этих особенностей продуктивное разрешение конфликта оказывается затруднительным. Для более тонкого понимания этого явления и причин, его вызывающих, обратимся к структуре конфликта [2].

Ядром конфликта является его предмет, в качестве которого могут выступать объективно существующая или мнимая, воображаемая проблема, являющаяся причиной противоборства субъектов конфликта, конкретный материальный объект, его характеристика, возможность обладания им, отношение субъектов к чему-либо или к кому-либо, некая точка зрения, исключающая мнение другого, соблюдение (или несоблюдение) правил, собственность, власть, авторитет, привилегия, престиж, слава и пр. При этом все субъекты конфликта притязают на данный предмет, но ситуация такова, что получить его одновременно все они не могут. Отображение предмета конфликта в сознании субъектов социального взаимодействия порождает мотив каждого из них завладеть желаемым объектом. Мотив побуждает субъектов к действиям и зачастую подталкивает их к конфликту. Здесь следует заметить, что такое взаимодействие не всегда является конфликтным, оно становится таковым только в том случае, если возникает противоборство либо в представлениях субъектов о желаемом предмете, либо в мотивах, либо в их действиях. Подобное противоборство может возникнуть только тогда, когда субъекты социального взаимодействия начинают осознавать, что на вожделенный предмет претендует еще кто-то. В такой ситуации они оценивают собственное положение, силы, ресурсы и положение, силы и ресурсы своего оппонента. Именно в этот момент между ними возникает некоторая напряженность, сопровождаемая эмоциональным переживанием, начинается противоборство с целью завладения желаемым предметом. В такой ситуации возможно привлечение других людей, социальных групп для поддержки собственных интересов и достижения цели.

Поводом для возникновения конфликта может стать отдельный поступок или спровоцированное ответное действие, накопление социальных противоречий, происходящее в конфликтных ситуациях, восприятие вербальных и невербальных действий оппонентов как конфликтогенных или случайное стечение обстоятельств, обычно превращающие скрытую форму противодействия в открытую, неявную - в явную. Но, в целом,

Т.М. Мамкина

все зависит от тех субъектов, которые инициируют подобные ситуации или случайно в них попадают.

В конфликтологии определена типология конфликтных личностей. Обратимся к их характеристике [3].

• Демонстративный тип личности. Личность такого типа всегда стремится быть в центре внимания, ей нравится хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как люди относятся к ней. Такая личность не уходит от конфликтов и хорошо в них себя чувствует, так как легко приспосабливается к различным ситуациям; сначала легко вступает в конфликты, а затем упивается своими страданиями и стойкостью. У такой личности преобладает эмоциональное поведение; слабая выраженность рационального поведения затрудняет планирование и осуществление своей деятельности.

• Ригидный тип личности. Такая личность, обладая завышенной самооценкой и постоянно требуя подтверждения собственной значимости, отличается мнительностью и подозрительностью, прямолинейностью и непластичностью, низкой критичностью к своим поступкам, болезненной обидчивостью, гиперчувствительностью к мнимым или реальным несправедливостям. Человек такого типа зачастую не видит и не учитывает изменения ситуации, с большим трудом воспринимает и принимает точки зрения других людей, недоброжелательность со стороны окружающих воспринимает как личную обиду, а почтение - как должное.

• Неуправляемый тип личности. Поведение такого человека слабо предсказуемо: он импульсивен, недостаточно контролирует себя, ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, нарушает общепринятые правила общения, нормы этики. Он несамокритичен, имеет высокий уровень притязаний, в неудачах склонен обвинять других. Поглощенный эмоциями, не может планировать и последовательно осуществлять свою деятельность, идти к цели. Способность соотносить свои поступки с ситуациями и извлекать уроки из прошлого опыта затруднена.

• Сверхточный тип личности. Личность этого типа отличается повышенной тревожностью, мнительностью, эмоциональной сдержанностью. Иногда такой человек даже разрывает неожиданно отношения с окружающими из-за того, что ему сделали замечание или ему кажется, что его обидели. Он скрупулезен в работе, чрезмерно чувствителен к деталям, предъявляет к себе и другим повышенные требования, причем это зачастую выглядит как придирка. Такой человек страдает сам от себя, остро переживает свои неудачи, иногда это приводит к появлению психосоматических проблем (бессонница, гипертония, головные боли и пр.). Особенности такой личности не позволяют правильно понимать и тонко чувствовать реальные взаимоотношения.

• Бесконфликтный тип личности. Для такой личности характерно слабоволие, неустойчивость в оценках и мнениях, внутренняя противоречивость, легкая внушаемость, зависимость от мнения окружающих и, как следствие, непоследовательность поведения, стремление к компромиссу. Такой человек ориентирован на сиюминутный успех в ситуации, поэтому недостаточно хорошо видит перспективу; он глубоко не задумывается над причинами и последствиями своих поступков и поступков окружающих.

Любая личность, которую можно отнести к одному из перечисленных типов, характеризуется повышенной конфликтностью, которая либо провоцируется самой личностью, либо оказывается нормальной для нее реакцией на провокацию или любой посыл в ее адрес со стороны другого субъекта социального взаимодействия. Таким образом, лич-

ность демонстративного, ригидного, неуправляемого и сверхточного конфликтного типа традиционно реализует деструктивную модель [4] в своем поведении, отличительными чертами которой являются: устойчивое стремление к расширению и обострению конфликта, постоянное принижение партнера и негативная оценка его личности, проявление подозрительности и недоверия к сопернику, нарушение этики общения. Личность бесконфликтного типа демонстрирует конформистскую модель [5] социального поведения, характеризующуюся пассивностью, склонностью к уступкам, непоследовательностью в оценках, суждениях, поведении, тенденцией легко соглашаться с точкой зрения соперника, стабильным уходом от острых вопросов и их решения.

В противовес деструктивной и конформистской моделям поведения личности в конфликтологии предлагается конструктивная модель, предполагающая стремление личности уладить конфликт, найти приемлемое решение для выхода из него, такая личность отличается выдержкой, самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью и искренностью, лаконичностью и немногословием в общении. К сожалению, люди, реализующие данную модель поведения, сегодня в России встречаются значительно реже. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины. Однако, если такая ситуация будет продолжаться еще сколько-нибудь значительное время, это не будет способствовать развитию нашего общества или как минимум будет тормозить его развитие.

И здесь встает ряд вопросов: почему сложная жизненная ситуация, в которую попадает современный человек, превращается в конфликт? Что происходит с человеком при столкновении с проблемой? Почему он реагирует на проблему деструктивно? Ведь все это значительно снижает, в первую очередь, качество его жизни. Ответ на этот вопрос можно найти в работе Л.М. Митиной и О.В. Кузьменковой «Динамика внутрилич-ностных противоречий» [6]. Авторы описывают два пути реагирования человека на возникшую проблему: деструктивный и конструктивный.

Конструктивный путь представлен следующими шагами, предпринимаемыми личностью для выхода из сложившейся сложной ситуации. Человек, прежде всего, начинает понимать, что он оказался не в состоянии справиться с возникшей ситуацией, т. е. его представление о себе и своих возможностях не соответствует требованиям, предъявляемым к нему жизненной ситуацией. Это вызывает в нем беспокойство, переживание. Привыкший брать на себя ответственность, ориентированный на разрешение проблемы, он пытается осознать противоречивые тенденции, активно ищет средства, расширяющие его возможности. Ситуация может иметь два выхода: во-первых, возможна переоценка своих возможностей и разработка на этой основе новой стратегии поведения, во-вторых, возможно обострение противоречия и даже возникновение и переживание внутрилич-ностного конфликта, что проявляется в стенических реакциях, и только потом поиск решения и выход на новые стратегии поведения. В любом случае оба эти варианта (один -чуть быстрее, другой - чуть дольше) становятся очередным шагом к цели. В итоге человек находит качественно новый способ жизнедеятельности, что позволяет ему справиться со своим состоянием, ликвидировать временное нервное расстройство и разрешить проблему максимально продуктивно с минимальными потерями.

Деструктивный путь составляет иные шаги. Человек, как и в первом случае, сталкивается с проблемой, волнуется и переживает из-за того, что не может с ней справиться. Он также оказывается в некоторой фрустрирующей ситуации. Однако вместо того, чтобы искать решение, он вырабатывает защитные механизмы. Он больше озабочен тем, какое

впечатление произведет на окружающих в сложившихся условиях, очень эмоционально переживает по этому поводу. Очевидно, что проблема в этом случае не решается, затягивается и становится еще более острой. Обострение внешней ситуации приводит к усилению внутреннего напряжения и порождает мощный внутриличностный конфликт, внешне проявляющийся в выраженной стенической реакции. Генерируется негативное состояние, и стеническая реакция перерастает в астению. При этом проблема продолжает оставаться нерешенной. Динамично усугубляется негативное психологическое состояние, сознание сужается на проблеме, наблюдается уход в себя, отказ от деятельности, нервные и психосоматические расстройства. И новое столкновение с возникшей проблемой, но уже на ином, более сложном уровне, замыкает круг, который становится порочным, из которого теперь еще меньше шансов выйти. Отступать некуда, остается только нападать. Человек становится еще более агрессивным, что приводит к возникновению и развитию конфликтов.

Следует заметить, что в любом случае социальные субъекты вступают в конфликтное взаимодействие тогда, когда у них значительно ограничена либо вообще отсутствует ориентировка в данной ситуации, в представлениях, мотивах, действиях оппонента или в определенной сфере жизнедеятельности в целом. Тогда единственным правильным средством решения проблемы конфликтности становится максимально возможное развертывание ориентировки субъектов социального взаимодействия в тех сферах отношений (культурной, политической, экономической, профессиональной, бытовой, семейной и пр.), в которые они вступают.

Для эффективного, продуктивного управления конфликтами необходимо владеть (или как минимум иметь представление об этом) такими видами деятельности, как профилактика, прогнозирование, разрешение конфликтов, необходимо учитывать факторы, определяющие остроту и длительность их протекания, способствующие или препятствующие их разрешению. Знание стратегий и технологий разрешения конфликтов и грамотное владение ими позволяют предотвращать проблемную, в том числе конфликтную, ситуацию и эффективно справляться с ней.

Следует заметить, что наиболее популярной стратегией для разрешения конфликтов сегодня является стратегия соперничества, которая характеризуется стремлением одержать победу любой ценой, активно действуя, добиться удовлетворения собственных интересов в ущерб сопернику. Для применения этой стратегии с целью решения проблемы в свою пользу субъект должен обладать определенными ресурсами: достаточной властью, связями, авторитетом и пр., должен быть уверен, что его вариант решения беспроигрышный. Иногда эта стратегия используется, если у субъекта нет в данный момент другого варианта действия в сложившейся ситуации. Данная стратегия поведения часто вынуждает оппонента уступить.

Стратегия соперничества является агрессивной по своему содержанию, однако, сама жизнь зачастую ставит нас в такие условия, когда ее применение оказывается наиболее продуктивным для достижения поставленной цели. Поэтому в некоторых ситуациях применение данной стратегии полезно и даже необходимо. Однако более разумной является ориентировка не только на сиюминутный интерес, но и на перспективу. В связи с этим стоит поискать иные средства для достижения цели.

Еще одна популярная на сегодняшний день стратегия - конфликтный медиато-ринг. Она предполагает обращение к третьему лицу (вышестоящему руководителю, независимому эксперту и т. д.), которое становится посредником в разрешении проблемной

конфликтной ситуации. В качестве такового могут выступать: суд, различного рода специально организованные комиссии и рабочие группы (например, комиссия по трудовым спорам), вышестоящий руководитель, специалист - эксперт в определенной области жизнедеятельности и даже просто уважаемый человек. Важно, чтобы привлекаемый посредник был авторитетным и был принят и одобрен всеми субъектами конфликтного взаимодействия. В противном случае его привлечение к разрешению конфликта будет бессмысленным, не приведет к решению проблемы.

Степень вмешательства посредника может быть различной. Это может быть максимальное вмешательство на основе четко законодательно разработанной и закрепленной процедуры разбирательства (например, суд), тогда исполнение решения посредника участниками конфликта обязательно.

В ином случае субъекты конфликта сами могут выбрать посредника, тогда отсутствуют строгие нормы, регулирующие процесс обсуждения проблемы, однако сохраняется обязательность выполнения решения медиатора всеми участниками конфликта.

Если привлекается, например, эксперт как посредник, его задачей становится содействие конструктивному обсуждению и поиску решения, однако, прерогатива принятия окончательного решения принадлежит самим субъектам конфликта.

Заметим, что в некоторых случаях без посредника просто не обойтись. Однако не стоит забывать, что далеко не всегда правильно и полезно перекладывать ответственность на другого.

Пожалуй, самой сложной, но наиболее продуктивной стратегией является сотрудничество. Данная стратегия предполагает стремление конфликтующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему на основе общей заинтересованности в выгоде своей и соперника. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны, оппонента. Стратегия строится на основе признания ценности межличностных отношений, стремления к интегрированию интересов всех участников конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо детальное обсуждение предмета спора, конструктивный подход к разрешению конфликта, готовность субъектов потратить время, силы и иные ресурсы для решения вопроса, умение субъектов конфликта представить свою точку зрения и выслушать другого, способность субъектов сдерживать свои эмоции.

К сожалению, далеко не все и далеко не всегда готовы к такому подходу, к применению такой стратегии. Советский период оставил свой отпечаток в нашем сознании. Сегодня каждый из нас стремится показать себя, явить себя миру. Совершенно не хочется ориентироваться на других, быть похожим, объединяться с кем-то. Зачастую человеку не хватает толерантности, т. е. готовности, способности и желания принять любого другого (или его позицию) таким, каков он есть, особенно если их позиции противоположны. Эгоцентрация стала характерной чертой современного общества. Нежелание личности децентрироваться приводит к субъективной оценке сложившейся ситуации, к нежеланию решения проблемы «здесь и сейчас», предполагающего абстрагироваться от тех обстоятельств, с которыми человек сталкивался в прошлом. Кроме того, мы разучились вести диалог или полилог и не ставим задачу донести полную необходимую информацию до собеседника, оппонента, соперника. Имеется тенденция скрыть ее, как бы «на всякий случай», чтобы в нужный момент иметь дополнительное средство воздействия на другого, средство манипуляции. Но не стоит забывать, что если такое отношение становится сегодня общей тенденцией, то оно реализуется далеко не отдельной личностью и, как

следствие, каждый может стать объектом манипулирования, несмотря на сильное сопротивление этому.

Подводя итог, заметим, что умение вести себя с другими людьми является одним из главнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности, в личной жизни. Будучи уверенным в своей правоте, стоит попробовать переубедить партнера вежливо и тактично. В случае совершения ошибки имеет смысл сразу ее признать. Необходимо использовать любую попытку урегулирования конфликтной ситуации «мирным путем». Средствами для этого являются: устранение из общения суждений и оценок, которые могли бы ущемить честь и достоинство собеседника, умение слушать собеседника, внимательное, уважительное и доброжелательное отношение к оппоненту, умение сдерживать отрицательные эмоции и т.д. Кроме того, общение, взаимодействие будут конструктивными только тогда, когда предметом обсуждения станет решаемая проблема, а не личность партнера.

В целом конфликтная проблематика является фундаментальной. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Они играют значительную роль в социальной жизни каждого отдельного человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия становятся своеобразным полем для проверки характеров, проявления способностей, интеллекта, темпераментов, воли и других индивидуально-психологических особенностей. Но при всем этом стоит помнить, что в конфликте всегда участвует не среднестатистический человек, как это было принято называть в советский период, а конкретная личность. Именно она определяет, как сработает, как проявит себя пресловутый человеческий фактор в ситуации данного конфликтного социального взаимодействия.

Примечания

1. Мамкина Т.М. Конфликтология: учеб-метод. пособие. - Сургут: ИЦ СурГУ,

2009.

2. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Динамика внутриличностных противоречий // Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.