Научная статья на тему 'Социальный конфликт как предмет научного исследования'

Социальный конфликт как предмет научного исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9778
1211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный конфликт как предмет научного исследования»

Т.Н. Жуйкова,

кандидат педагогических наук

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы социальных конфликтов занимают ключевое место в социологической науке и, в той или иной форме, анализируются социологами.

Значительный вклад в научную разработку данной проблематики внесли Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, П. Сорокин, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.

К. Маркс был первым социологом, который рассматривал в качестве источника развития общества противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. Он абсолютизировал роль экономических факторов в возникновении социальных конфликтов, а политическим факто-рам отвел роль следствий и проявлений экономических конфликтов.

Г. Спенсер в своей классификации типов общества (военный, индустриальный, современный) исходил из того, что одним из главных критериев типологии является наличие или отсутствие конфликтов с окружением. Г. Спенсер констатировал увеличение конфликтности в обществе при переходе от военно-индустриального типа к современному.

Социологическая теория Э. Дюркгейма заложила основы рационалистической теории разрешения макроконфликтов: «... точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием общества, ...так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием одного общества... Единственная сила, способная умерить индивидуальный эгоизм, — это сила группы; единственная сила, способная умерять эгоизм групп, — это сила другой, охватывающей их группы». Основным движущим механизмом разрешения конфликтов у Дюркгейма была «новая нравственность».

Иное, чем у К. Маркса и Г. Спенсера, видение причин социального конфликта предлагал не -мецкий социолог и философ Георг Зиммель, являющийся основоположником функциональной теории конфликта.

Г. Зиммель считал конфликт явлением универсальным , так как гармоничное и бесконфликтное общество невозможно. Он вводит и анализирует несколько видов конфликтов. По мнению Г. Зим -меля, возникают ситуации, когда человек вступает в конфликт с обществом, то есть когда он не хочет выполнять роли, предлагаемые ему обществом. В каком-то смысле это связано с наличием таких ка-

честв, как агрессивность, любовь, солидарность, которые задают внутренне содержательную сущность человека, порой не совпадающую с содержательными ценностями общества.

Внутренняя раздвоенность (противоречия внутреннего «Я») является у Г. Зиммеля двигателем общества. Ибо в этом случае индивид пересматривает сложившиеся социальные отношения, вводя новые. При этом меняется как сам индивид, так и формы взаимодействия между людьми. В целом Г. Зиммель отмечал тенденцию рационализации и интеллектуализации как в развитии личности, так и форм взаимоотношений. История общества и есть история нарастающей интеллектуализации.

Огромным вкладом немецкого социолога в теорию конфликта является рассмотрение вклю -чения в конфликт третьей стороны. С появлени -ем «третьего» открывается возможность для многоплановых отношений, т.е. возможность социального взаимодействия.

Проблема конфликта пронизывает все три главных направления творчества М. Вебера — социологию политики, социологию религии, социологию экономической жизни. Он показал особую роль бюрократии в конфликтах современного общества, представляющую собой особый слой людей, могущих проводить свои интересы через систему государственных учреждений.

Особое значение конфликт на ценностной основе имеет в религии в форме различных религиозных мировоззрений. При этом М. Вебер подчеркивал, что некоторые конфликты, например, между конфуцианством и иудаизмом, не могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций, ибо это совершенно несовместимые религиозно-мировоззренческие системы.

Немалую долю в понимание сути культурологического конфликта по ценностным основаниям внес П. Сорокин. В своих работах «Кризис нашего времени», «Человек и общество в бедствии», «Социальная философия в век кризиса», «SOS: значение нашего кризиса» он пытался разобраться в причинах кризиса (конфликта), охва -тившего западную цивилизацию.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф внес также весомый вклад в теорию социального конфликта. Наиболее известная его работа по

данной теме — «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».

Р. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, хотя и обращает внимание на то, что в наиболее развитых капиталистических обществах он подвергается процессу институализации.

Р. Дарендорф предлагает конфликтную модель общества, которая включала четыре положения:

1) каждое общество всегда находится в состоянии изменения;

2) в каждом обществе всегда существуют элементы несогласия, которые ведут к конфликтам;

3) каждый элемент общества может способствовать его интеграции и изменению;

4) любое общество базируется на насилии одних членов общества над другими.

Однако, по мнению Р. Дарендорфа, в исторической перспективе произошло изменение характера конфликта в обществе: в современном обществе произошла институционализация конфликта — рабочие и предприниматели развитых стран выработали формы регулирования конфликта.

Но это не означает устранение конфликта из жизни общества, так как, по мнению Р. Дарендорфа, в любой социальной структуре существу -ет борьба за перераспределение власти. В результате взаимодействие и противодействие вла -сти и сопротивления есть движущая сила разви -тия социальных процессов. Данное противостоя -ние выражается в том, что в любой организации всегда существуют правящие и управляемые. Они имеют неодинаковый доступ к ресурсам развития, отсюда неравенство их социальных по -ложений и противоположность интересов.

В результате правящие группировки заинте-ресованы в сохранении существующего поло же -ния, а управляемые — в перераспределении вла -сти и авторитета. Таким образом, захват дефи -цитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным социальный кон -фликт. Причем в основе конфликта человеческих интересов лежат не столько экономические причины, сколько стремление к перераспределению власти. Бесполезно, считает Р. Дарендорф, пытаться ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов. Можно лишь влиять на течение конфликта, что открывает возможность для эволюционных изменений в обществе.

Основными субъектами конфликта у Р. Дарендорфа являются крупные социальные группы. Он также выделяет три основных варианта структурных преобразований власти в результате разрешения конфликта: 1) в ходе преобразований полностью меняется состав правящего слоя (преобразование революционного типа); 2) имеет место частичная замена правящего слоя (эволюционный вариант социального развития); 3) вообще не происходит изменений состава управляющего персонала. Меняется лишь политика, проводимая им. Правя-

щие включают в новую программу требования оппозиции и корректируют свою деятельность.

Для успешного регулирования конфликта, считает Р. Дарендорф, важны три обстоятельства: 1) наличие ценностных предпосылок, то есть каждая сторона признает наличие конфликтной ситуации, а за оппонентом признается право на его существование; 2) уровень организации сто -рон: чем организованнее являются обе стороны, тем легче договориться; 3) конфликтующие сто -роны должны принять определенные правила игры, в частности предоставлять друг другу право равенства возможностей.

Итак, Р. Дарендорф, отбросив крайние утверждения Парсонса о всеобщем согласии, сам впал в крайность, провозгласив всеобщность конфликта

— конфликта всех против всех, — за что подвергся критике со стороны некоторых социологов. В частности, Р. Тернер справедливо отметил, что Р. Дарендорф, используя понятия «насилие», «господство и подчинение», « конфликт», вульгаризировал видение социальной реальности.

Фундаментальную конфликтную теорию создал американский социолог Л. Козер. Развивая идею Г. Зиммеля о позитивных функциях кон -фликта, он утверждал, что в любой социальной системе, состоящей из разнообразно связанных частей, обнаруживается дисбаланс, напряжен -ность, конфликт интересов. В теории Л. Козера конфликт рассматривается как борьба за ценно -сти и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага.

Особое значение Л. Козер придает раскрытию характера межгрупповых конфликтов и их влиянию на развитие внутригрупповых социальных конфликтов. В межгрупповых конфликтах, в частности межнациональных, имеет место стремление к единодушию во внешней борьбе. В результате мобилизуются такие факторы, как культурные традиции и ценности, историческая память и т.п.

Конфликты встречаются на всех возможных уровнях, начиная с ролевого конфликта индивидов и заканчивая международным государственным конфликтом. Поэтому определение конфликта зависит от того, с позиций какого уровня он рассматривается. В результате существует множество подходов в определении конфликта. Так, в учебнике «Социология» под ред. Г.В. Осипова дается следующее определение, конфликта: «Социальный конфликт есть форма отношений между субъектами социального взаимодействия, детерминированная противоположностью их интересов».

В социологии наиболее устоявшимся является подход, рассматривающий конфликт как столкновение интересов взаимодействующих групп. Составляющие социальную структуру общества группы имеют не только общие, но и специфические интересы, реализация которых может вызвать несогласие, противодействие преследующих свои цели других групп. Несовпаде -

ние интересов по тем или иным вопросам создает возможность потенциального столкновения.

Осознание противодействия собственным притязаниям и ожиданиям формирует в групповом сознании образ противника, врага, приводит к пониманию необходимости мобилизации усилий и выбора ситуации способов борьбы.

Выбор способа противодействия осуществля -ется не всей социальной группой, а наиболее организованной и активной ее частью, выражающей ее интересы и представленной институ -тами, политическими и духовными лидерами.

Симптомом социального конфликта, позво -ляющими зафиксировать его возникновение и развитие, является проявление недовольства той или иной группы, взаимодействующей с другими группами. Возникает социальная напряженность, социальное беспокойство, поляризация и мобилизация противодействующих сил и организа-ций, готовность действовать определенным (чаще всего радикальным) образом.

Однако далеко не всякое состояние и связанное с ним эмоциональное напряжение приводит к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия.

Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легко переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Выделяют следующие причины конфликта:

1. Противоположные ценностные ориентации в отношении самых значимых сторон жизни. Конфликты по этой причине многообразны и могут проходить в социально-экономической, политической, психологической, семейной и иных сферах, причем особо острыми становятся конфликты там, где есть различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Особый частный случай этой группы конфликтов — идеологические причины, предусматривающие разное отношение к целой системе идей, оправдывающих и узаконивающих основополагающие мировоззрения у разных групп. В этом варианте элементы веры, религиозные, социально-политические стремления становятся катализатором противоречий.

Данные конфликты относятся к числу наиболее сложно разрешимых, ибо здесь включается в дело то, что называется принципами, которыми очень трудно, а подчас и невозможно поступить -ся. В данной ситуации отступление от принци -пов, иногда завещанных предками, и традиций, приводит к тому, что конфликтующий теряет

свое лицо, свой престиж, свой статус, свой образ, сложившийся в самосознании.

2. Экономическое и социальное неравенство — сильное различие в распределении ценностей (доходов, информации, элементов культуры и т.д.) между индивидами или группами, расцениваемое одной из сторон как значительное, блокирующие ее важные социальные потребности. Конфликты по поводу материальных ресурсов поддаются регулированию легче, чем ценностные конфликты.

3. Взаимоотношения элементов социальной структуры. Конфликты по этому поводу связа -ны с: а) разными целями, преследуемыми отдельными элементами этих структур; б) с же -ланием структурного элемента занять более высокое место в иерархии при ограниченных ресурсах.

Каждая из указанных причин станет основой конфликта лишь при наличии некоторых условий. Перечисление важнейших условий конфликта предлагают социологи Р. Мак и Р. Снайдер. По их мнению, конфликт не существует, если не наличествует часть его основных признаков. Авторы этой концепции насчитывают восемь признаков, но основными считают первые пять:

1) необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон-участников, причем стороны понимаются доста -точно широко: это могут быть отдельные инди -виды или общественные классы;

2) конфликт возникает в связи с наличием дефицита, который может быть: а) позицион-ный (невозможность одновременного исполне -ния одной роли или функции двумя субъекта -ми, что ставит их в отношения состяза-тельности); б) дефицит источников (недостача каких-то ценностей, так что два субъекта еди -новременно не могут удовлетворить свои при -тязания в полной мере);

3) конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. То есть успех одной стороны означает неудачу другой; а само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать или, как минимум, поставить под контроль другую сторону;

4) действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей или ценностей, что приводит к их столкновению;

5) одним из важнейших аспектов конфликтных отношений является власть. При конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны.

Социальные конфликты многообразны, поэтому их сложно классифицировать. С.С. Фролов в учебном пособии по социологии классифицирует конфликты в зависимости от зон разногласий.

Личностный конфликт. Конфликт, происходящий внутри личности. Он может быть связан с излишней зависимостью или ролевой напряженностью, возникающей в результате ролевой несовместимости. Типичным примером является положение работающей женщины, которая вынуждена совмещать роли наемного работника и домохозяйки. При этом одни бросают работу и с головой уходят в « быт», другие отдают предпочтение работе. Ролевой конфликт — это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

Межличностный конфликт. Разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В данном конфликте инди-виды стоят « лицом к лицу» и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

Межгрупповой конфликт. Индивиды, образующие группы (т.е. социальную общность, спо -собную на совместные скоординированные дей -ствия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид кон -фликта, т.к. индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, на -пример, когда они образуют группу внутри другой, большей группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

К вышеперечисленным конфликтам можно добавить также внутригрупповые (конфликты в семье, трудовом коллективе, спортивной команде, в театральной труппе и т.д.). Поводом для такого рода конфликтов могут быть самые разные обстоятельства — разногласия по поводу распределения материальных ресурсов, средств достижения поставленных перед группой целей и многое другое. Нередко такие конфликты приводят к распаду группы. Межгосударственные конфликты, например, финансово- экономические противоречия между США и Японией, между США и европейскими странами. Если в такой конфликт оказываются втянутыми целые группы стран, коалиции стран, то межгосударственный конфликт может перерасти в глобальный.

В зависимости от преобладания тех или иных факторов в возникновении конфликтов конфлик-

ты подразделяют на экономические, полити-ческие, религиозные, культурные, бытовые и т.д.

Существует также деление конфликтов на структурные и неструктурные. Структурные конфликты представляют собой неотъемлемую часть нормального процесса развития общества, как следствие периодически возникающих изменений. Этот тип конфликтов лежит как бы в основании саморазвивающихся социальных сис-тем: например, конфликты, возникшие в нашей стране при переходе от центрально-плановой экономики к рыночной, в исторической ретроспективе — при переходе от мануфактурного производства к крупному машинному и др.

Неструктурные конфликты относятся к классу случайных, субъективно обусловленных, не связанных с закономерностями функционирования и развития общественных систем. Они проистекают, как правило, вследствие несовершенства функционирования отдельных структур общества, из-за несовершенства личностей, стоящих у руля власти.

Сам по себе конфликт не есть какой-то временный акт. Его необходимо рассматривать как своего рода процесс, имеющий определенные стадии.

Для признания конфликта начавшимся требуется совпадение трех условий: первый участник сознательно действует в ущерб другому участнику; второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов; в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Кроме того, конфликт наступает тогда, когда налицо сочетание объективного и субъективного факторов: объективные — разные статусы, усло -вия существования, притязания разных групп. Субъективные — наличие конкретных действий со стороны субъектов конфликта: словесная пе -репалка, обмен оскорблениями, мелкая стычка, усиливающая враждебность.

Конфликт включает в себя определенные периоды, этапы: 1) латентный период (предконфликт) включает в себя следующие подэтапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации; 2) открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.

Инцидент есть первое столкновение сторон, так называемая проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то конфликт может ограничиться инцидентом.

Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаим-

ные конфликтные действия способны видоизменять первоначальную структуру конфликта. Данный процесс можно представить как переход от переговоров к борьбе, при этом борьба накаляет эмоции, а эмоции увеличивают ошибки восприятия , что ведет к интенсификации борьбы и т.п. Такой процесс получил название эскалации конфликта, которая выражается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

Сбалансированное противодействие. Здесь стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы уже снижается. Приходит осознание, что конфликт с использованием силовых методов не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период также структурен и включает в себя два этапа: частичную нормализацию отношений, оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит тогда, когда еще не исчезли негативные эмоции. Этот этап характеризуется пережива-ниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные уста -новки по отношению друг к другу не дают воз -можности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельно -сти, установление доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различные хронологические рамки: проходить мгновенно или длиться десятилетиями. Некото -рые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.

Острота конфликта и длительность послекон-фликтного периода в значительной степени зависят от характера той социальной системы, в которой они протекают: чем жестче социальная система, чем меньше в ней институциализированных вариантов, улаживания конфликтов, тем острее протекает конфликт. Например, восстание народных масс против диктатуры Н. Чаушеску в Румынии.

Острота конфликта во многом зависит и от степени применения насилия: чем выше эта степень, тем острее и драматичнее протекают конфликты.

Большое значение в современной конфликтологии отводится методам разрешения конфликтов. Существуют следующие варианты: а) уклонение от

конфликтного взаимодействия; б) принуждение; в) компромиссы; г) обращение к третьей стороне (подробнее об этом далее). К способам регулирования социальных конфликтов также относятся:

1. Деструктивные — предлагающие решение конфликта за счет одностороннего подавления одной стороны другою. Фактически данный способ заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, т.е. конфликтность одной из сторон по-прежнему сохраняется.

Данный способ может быть оправдан в сле-дующих случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации и т. д., а не для отдель -ной личности или микрогруппы; важности исхо -да борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствие времени на уговоры оппонента.

Многие исследователи считают данную стратегию ущербной для решения проблем, так как она не представляет оппоненту возможности реализовать свои интересы. Но можно привести много примеров, когда эта стратегия оказывается эффективной. Агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно останавливать жесткой стратегией, а не увещеваниями. Против преступника, посягающего на жизнь другого человека, также необходимо использовать данную стратегию. Она целесообразна в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий.

2. Паллиативные (приблизительные) — ско -рее, не разрешающие конфликт, а смягчающие его путем компромисса, когда каждая из сторон ищет варианты, становящиеся взаимоприемлемыми. В основе компромисса лежит технология «уступок сближения». Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигающихся требований, го -товностью призна ть претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентом, что он и соперник обладают равны -ми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением ; угрозы потерять все.

Недостатки компромисса: споры по поводу позиций приводят к урезанным соглашениям; создается почва для уловок; возможно ухудшение отношений, так как могут быть угрозы; давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т.п. По мнению Д. Лоуэлла, «компромисс — хороший зонтик, но плохая крыша; на какое-то время он целесообразен, часто нужен в межпартийной борьбе и почти никогда не нужен тому, кто управляет государством».

Сегодня компромисс — наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.

3. Интегративные (или конструктивные) — выработка нового варианта, не совпадающего с

первоначальным, но позволяющего каждой из сторон считать его своим; это самые эффектив -ные, но и наиболее трудные способы, требующие вмешательства посредников-экспертов.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения проти -воречия, лежащего в основе конфликта; и победа в нем правого оппонента. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее раз -решено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками и тем меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказывается на социальнопсихологическом климате, служит предупреждением тем, кто потенциально может стремиться достичь с помощью конфликта сомнительной с правой или нравственной точки зрения цели.

Важно помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотива -цию неправого оппонента, то в дальнейшем это чревато новыми конфликтами.

Среди условий конструктивного разрешения конфликта выделяют: прекращение конфликтно -го взаимодействия, поиск общего в целях и инте -ресах, снижение негативных эмоций, изменение своего отношения к оппоненту, снижение нега -тивных эмоций оппонента, объективное обсуждение проблемы, учет статусов друг друга, выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта. На результативность разрешения конфликта влияют факторы времени, третьей стороны, своевременности, равновесия сил, культуры, единства ценностей, опыта и отношений.

Важным фактором, влияющим на результа-тивность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

Существует ряд факторов, описанных в учебнике «Конфликтология» А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте:

а) мотивированность обеих сторон, влияющая на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение;

б) эффективность посредничества определя-ется особенностями и характером деятельности третьей стороны:

- заинтересованностью третьей стороны в урегулировании конфликта;

- наличием знаний и профессиональных ка -честв по проведению регулирующего процесса, а также способности убеждать;

- наличием опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знанием ситуации, обстановки, особенностей конфликта.

Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность кон -фликта особенно высока.

Степень напряженности конфликта. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью посредника более успешно, когда конфликт уже есть, а не когда возника -ет его угроза, С другой стороны, установлено, что излишний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность их разрешения.

Поэтому затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные; чем сложнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество; выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора (в роли медиатора может выступать один человек, группа из двух-трех профессионалов и даже государство).

Таким образом, поскольку конфликты в на -шей жизни неизбежны, следует научиться распознавать их и по возможности управлять ими, чтобы они протекали безболезненно как для участников конфликта, так и для общества в целом.

Роль конфликта в жизни общества неоднозначна. В повседневной жизни сложилось отношение к конфликтам в основном как к негативным явлениям . Научная традиция, как было рассмотрено выше, рассматривает конфликт как необходимый компонент социальных отношений. Для реального мира, утверждал Р. Дарендорф, необходимо пересечение различных взглядов и конфликтов. Именно конфликт и изменения дают свободу людям, без них свобода невозможна.

Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Большин -ство из них имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции. Так, если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, что еще лучше, в выигрыше остаются обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным . В противоположном случае конфликт деструктивен. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, а в других обстоятельствах и на другом этапе, в другой конкретной ситуации — позитивную.

Важно иметь в виду и такой факт, что для кого-то из участников конфликта он конструктивен, а для кого-то — деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешения противоречия без противоборств.

В конфликте могут быть заинтересованы не только сами оппоненты, но и иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с позиции разных участников могут оце -ниваться по-разному. Тем не менее, существуют общие позитивные признаки конфликта:

а) социальный конфликт укрепляет взаимную связь внутри конфликтующих сторон;

б) конфликт выступает как средство активи-зации социальной жизни группы или общества

— поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, является источником нововведений;

в) конфликт выявляет нерешенные проблемы в обществе;

г) так как субъектами социального конфликта являются в основном группы, составляющие социальную структуру общества (социально -классовые, профессиональные, демографические, национальные, территориальные общности), то под его воздействием возникает необхо -димость внести соответствующие коррективы в трудовые, социально-экономические, межнациональные и т.п. отношения, объективно сложив -шиеся на том или ином отрезке времени;

д) конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установ -ки, обнажает противоречия, актуализирует гуманистические ценности;

е) так как основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благо -пр иятны х условий;

и) конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудно -стей, уменьшает индивидуальное отклонение и аномию в группах

К негативным влияниям конфликта можно причислить следующее:

1) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться физическим и психо -логическим насилием. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Так, например, огромным количеством жертв сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты;

3) конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», — который способствует формированию негативной установки по отношению к другому участнику конфликта. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности

действовать ему в ущерб; конфликт закрепляет в социальном опыте личности, группы насильственные способы решения проблемы. Если победа была достигнута хоть однажды при помощи насилия, то данный опыт воспроизводится в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

4) социальный конфликт инкриминирует группе отклоняющееся поведение по одному частному случаю;

5) социальный конфликт упрощает и схематизирует решение в том случае, если конфликтующие стороны хотят найти компромисс.

В заключение хотелось бы отметить, что поскольку каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликта -ми разного рода, очень важным является знание сущности конфликта, правил поведения участников конфликта в экономической, политиче-ской, культурной областях. Это позволит эффективнее ориентироваться в окружающей социальной среде, создаст основу для ее управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцева.— М., 1993.

2. Здравомыслов А. Социология конфликта / А. Здравомыслов.— М., 1996.

3. Кудрявцева С. Конфликт и насильствен -ные преступления / С. Кудрявцева.— М., 1991.

4. Петросян Л. Оптимальный поиск в условиях конфликта / Л. Петросян, Н. Зенкевич.— Л., 1987.

5. Проблема конфликта в западной социоло -гии.— Н. Новгород, 1994.

6. Социальный конфликт, современные исследования.— М., 1991.

7. Шаленко В. Конфликты в трудовых коллективах / В. Шаленко.— М., 1992.

8. Шипилов А. Конфликтология / А. Шипи -лов, А. Анцупов.— М.,1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.