2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА Серия История, философия, социология
№ 101
УДК 347.471.33
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ГРАНИ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
С .А. КОЗЛОВ
Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.
Рассматриваются истоки и содержание западных теорий конфликта, их соотношение с современной реальностью.
Традиции изучения социальных конфликтов восходят к таким именам, как К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюргейм, М. Вебер, Г. Спенсер, Г. Зиммель. Обращение к данной проблеме было стимулировано социальной потребностью. Фундаментальные и быстрые общественные перемены, кризисные явления первой половины XIX века решительно заявившего о себе капитализма породили потребность в обобщающей социальной теории, способной прогнозировать направления социальных изменений, способствовать разрешению нарастающих конфликтов. Маркс К. и Энгельс Ф. предложили решить возникшие кризисные явления на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой была провозглашена социалистическая революция. Конт О. и другие «отцы -основатели социологии» М. Вебер, Г.Спенсер, Э. Дюркейм - продолжили реформаторский путь развития общества. В условиях революционного подъема они искали пути не к тому, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами и добиться стабильности в обществе.
Понятие «социальный конфликт» введено в научный оборот немецким философом и социологом Г. Зиммелем. Он считал, что конфликт присущ всем уровням социальной системы, его разрешение очищает общество и поэтому он не может считаться отклонением. Любой конфликт высвечивает проблемы, заставляет искать пути их решения, создает условия для изменений, повышает энергию социальных групп, усиливает мотивацию, установки на устранение причин конфликта, порождает сплоченность коллективов, делает жизнь более интересной. Важным отмечалось и то, что конфликт повышает качество принимаемых решений, так как при разногласиях, острых отношениях решения продумываются более тщательно.
Особое место среди методологических подходов к разрешению социальных конфликтов занимает теория ненасильственных действий индийского общественного деятеля М. Ганди. Основные его идеи обращены к переориентации фокуса борьбы от личности к принципам. Предложенные им принципы разрешения конфликтов заключаются в следующем: Не избегай конфронтации. Будь открыт к общению. Находи решение и быстро двигайся к нему. Относись к своему оппоненту, противнику как к потенциальному союзнику. Не сжигай мосты. Выбирай тактику, соответствующую целям. Будь гибок. Умей выигрывать время. Принимай взвешенные решения. Будь дисциплинированным. Знай, когда надо остановиться.
Ряд современных западных социологов в противовес взглядам функционалистов, ориентированных на социальное равновесие в обществе и рассматривающих конфликт лишь как дисфункцию, видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Так американский социолог Л. Козер считает, что обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, психологическая неудовлетворенность людей и происходящая на основе этого напряженность между индивидами и группами. Прежде всего, это напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами групп и индивидов. Под социальным конфликтом Козер понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Это наиболее распространенное определение конфликта в западной социологии. Там, где функционалисты видят общие интересы, разделяемые членами общества, конфликтологи фокусируют внимание на несовпадении интересов. Если функционалисты рассматривают консенсус
как основу для социального единства, то конфликтологи утверждают, что социальное единство - это иллюзия, оно достигается только силой.
Форму и интенсивность конфликта Козер тесно увязывает с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага («предателя»), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения.
Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении групп: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами как общая угроза. При этом большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить большую гибкость. Малые же группы и те, которые недостаточно интегрированы, могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к «уклоняющимся» членам. Американский социолог полагает, что концепция социального конфликта в сочетании с консенсусным принципом функционализма позволит преодолеть недостатки последнего. Основными функциями социального конфликта он определил:
- интеграцию социальной структуры;
- сохранение солидарности внутри групп;
- укрепление межчеловеческих отношений;
- управление социальными изменениями.
Концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго. В середине 1960-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтная модель общества. Его работа «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» получила широкое признание. Суть его концепции в следующем. Любое общество переживает социальный конфликт. Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти. Отсюда различия интересов и устремлений людей, а это вызывает взаимные трения, антагонизмы. Подавленный конфликт Дарендорф сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма. В демократическом обществе рациональные методы регулирования делают конфликты невзрывоопасными. Способами разрешения социального конфликта не могут быть ни его игнорирование, ни подавление. Дарендорф утверждает, что конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, посредничества, арбитража и т.д.
Общая теория американского социолога Кеннета Боулдинга изложена в его книге «Конфликт и защита: Общая теория». По его мнению, в самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций, сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или организовывать.
Боулдинг рассматривает два аспекта конфликта - статический и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны конфликта и отношения между ними. Поскольку противоборствующими сторонами могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, групповые и организационные. В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить. Делать это можно манипулируя раздражителями путем изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.
Функционализм и теория конфликта во многом дополняют друг друга. Если функционалисты испытывают трудности при изучении социальных изменений, то у конфликтологов здесь преимущество. А там, где у сторонников теории конфликта возникают затруднения при рассмотрении консенсуса, интеграции и стабильности, функциональный подход дает глубокое освещение проблемы. По сути, функционалисты и конфликтологи исследуют два аспекта одной и то
же реальности. Обществу необходимы стабильность, консенсус, но конфликты неизбежны, они всегда были и всегда будут. Всегда и будет стоять задача ослабить их действие, найти пути стабильного развития общества и всех его подсистем.
В нашей стране в советский период на исследование природы конфликтов было наложено табу. К данной теме обращались, как правило, только по велению высшего руководства. Так тезис И.В. Сталина об обострении классовой борьбы в период социалистического строительства был использован для устранения политических противников, для развязывания массовых репрессий. Реальные социальные конфликты - политические, экономические, межэтнические, межгрупповые, межличностные в стране оставались, а с начала 90-х годов минувшего века резко обострились в связи с реставрацией капитализма.
Капитализм на Западе строили протестанты - кальвинисты. Это были очень верующие люди, которые ради своих моральных убеждений без всякого колебания шли на виселицу. Моральные максимы для них стояли на первом месте, а они предписывали необходимость готовности и способности пожертвовать собственной жизнью ради сохранения своего достоинства. При доминировании таких качеств общество непобедимо.
В советский период в нашей стране была система норм, на которые люди могли ориентироваться. Если кто-то нормы нарушал, понимание того, что есть норма не исчезало. Сейчас представление о нормах обрушено. Характеристики человеческого материала после разгрома советской системы не улучшились, моральный авторитет перестал быть символом успеха, особенно у молодежи. Примерно треть молодых людей считают, что абсолютно нормальны любые способы добывания денег. Такая ситуация опасна и является источником многих конфликтов.
Разрыв духовных ценностей поколений, резкие стратификационные изменения в России привели к обострению и количественному росту всех типов конфликтов, в том числе политических, экономических, межэтнических. Их исследование нарастает и представляется, что данный процесс будет продуктивным. На наш взгляд, поиск путей разрешения конфликтов и управления ими - это изучение того, как возникает социальный порядок в меняющихся условиях. Естественное состояние общества - не война «всех против всех», как полагал Томас Гоббс, а скорее гражданское общество, упорядоченное наличием множества моральных норм. Общество, вставшее на эскалатор социального и технологического прогресса, будет вынужденно «играть в догонялки», поскольку оно усложняется, изменяются социальные правила и экономические условия. Принципиально новый аспект - это то, что скорость технологических изменений может превышать скорость социального приспособления.
Новый тип социального взаимодействия, сложившийся в России в результате перехода к рыночным отношениям, стал причиной конфликтов, охвативших все сферы жизни общества. Их глубинные корни связаны, прежде всего, с отношениями неравенства различных социальных групп -субъектов интересов. Образование класса собственников и предпринимателей, создавших свои политические организации и господствующих в рыночных отношениях, противопоставило их огромной массе наемных работников, отстраненной от собственности и власти. Беспрецедентное неравенство сформировало биполярность социальных сил, обреченных на конфликтные отношения. Последние развиваются в условиях углубления недоверия к существующим экономическим и политическим структурам. Такие условия, усугубляемые несовершенством законодательства, явились благотворной почвой для теневой экономики, коррупции, криминализации.
Конфликтные потенции содержат в себе и отношения в стане крупного бизнеса, между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Возрастает значение характера отношений по линии «предпринимательская - основная масса населения». Слишком велики различия доходов между самыми богатыми и самыми бедными слоями. Здесь опасность конфликта нового качества, обусловленная тем, что минимально обеспеченные группы (25% населения) по своему уровню находятся за чертой бедности. Среди малообеспеченных оказались не только женщины, инвалиды, маргинальные слои, но и высококвалифицированные специалисты - врачи, преподаватели, инженеры, ученые. Их искусственная люмпенизация размывает зачатки российского среднего класса, который во всех развитых обществах является оплотом социальной стабильности.
Представляется важным учет того, что конфликты в России отличаются особой остротой. И дело здесь не только в отсутствии твердых институциональных основ регулирования и легитимности решений на различных уровнях. У нас исторически сложилась конфронтационная политическая культура, для которой характерны нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим. Это делает
крайне сложным, а порой и невозможным переход к диалогу, к поиску компромисса. В результате объективные противоположности способны резко обостряться субъективными противостояниями, «окрашиваться» эмоционально, ускоряя тем самым трансформацию аморфных квазигрупп в группы интересов с осознанными целями и сформулированными программами действий. Особенно это характерно для конфликтов по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и новым ресурсам.
В таких условиях могут быть и непредвиденные социальные конфликты, особенно в сфере бизнеса, в отношениях между новыми социальными слоями, между различными группами и властью. Многие из них уже проявили себя, иные вспыхнут в меняющихся условиях. К этому надо быть готовым и исследовать возможные коллизии, искать еще неизведанные способы управления социальными конфликтами, приводящие к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них людей. Здесь большая надежда к созданию социального порядка связана с мощными внутренними способностями нашего народа. Лучше думать и действовать не задним числом.
THE SOCIAL CONFLICT: RESEARCH ASPECT AND MODERN REALITY
Kozlov S.A.
The article deals with the sources and contents of the Western theories of conflict and their comparing with modem reality.
Сведения об авторе
Козлов Сергей Александрович, 1963 г. р., окончил Минское высшее военно-политическое училище (1984), Минский государственный экономический университет (1995), соискатель МГТУ ГА, автор 4 научных работ, область научных интересов: экономическая теория, социология управления.