Иво Гопта Луциана Гоптова
Чехословацкая Республика как новое государство на политической карте мира
Аннотация. После объявления Австро-Венгерской империей войны Сербии 28 июля 1914 г. начался вооруженный конфликт, который через несколько дней приобрел характер глобального. Четырехлетняя борьба между союзными и объединившимися державами Антанты и Тройственным, а позже Четверным союзом должна была решить не только послевоенное урегулирование Европы и мира, но и судьбу малых стран. Первая мировая война привела к фундаментальному повороту в решении словацких и чешских вопросов. На руинах Австро-Венгерской монархии, частью которой были оба народа, создание единого государства чехов и словаков казалось наиболее оптимальным решением. При этом важную роль в реализации этой идеи сыграло заграничное движение сопротивления. Формированию единого демократического государства двух братских народов предшествовали действия словацких и чешских соотечественников в США (Кливлендское соглашение, Питтсбургское соглашение), координация заграничного движения сопротивления и создание его высшего органа Чехословацкого национального совета, формирование военных отделов - легионов, а также неустанная работа Т.Г. Масарика, М.Р. Штефаника и Э. Бенеша в области дипломатии. Концепцию нового урегулирования
© Гопта Иво - выпускник аспирантуры Дипломатической академии МИД России по специальности «Политические науки и регионоведение». E-mail: [email protected] Гоптова Луциана - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Философского факультета Прешовского университета в Прешове (Словакия). E-mail: [email protected]
Центральной Европы, которую представители заграничного движения сопротивления продвигали перед союзными и объединившимися державами Антанты, публично поддерживали и представители отечественного движения сопротивления. 28 октября 1918 г. Чехословацкий национальный комитет объявил о создании чехословацкого государства в Праге. Два дня спустя, 30 октября 1918 г., независимо от Пражской декларации эту идею поддержала и словацкая политическая элита. Границы нового государства, которое в соответствии с Конституцией 1920 г. носило официальное название Чехословацкая Республика, представляли собой не только результат принятия международно-правовых документов мирных договоров, заключенных после Первой мировой войны, но и результат активной борьбы отечественного движения сопротивления. Как показала история, эти границы остались неизменными до трагического 1938 года.
Ключевые слова: Первая мировая война, Австро-Венгрия, заграничное движение сопротивления, отечественное движение сопротивления, Чехословацкая Республика
Введение
Образование Чехословацкой Республики в октябре 1918 г. является одним из важнейших и переломных событий в истории словацкого и чешского народов. Провозглашение независимого демократического государства принесло желаемую свободу обоим народам, которые ранее были частью могущественной Австро-Венгерской империи. Пражская декларация Республики от 28 октября 1918 г. и последующая Декларация словацкого народа были не просто случайным явлением в историческом развитии, а результатом активной деятельности представителей отечественного и заграничного движения сопротивления, которые решительно боролись за идею единого государства двух братских народов во время Первой мировой войны.
Заграничное чешско-словацкое движение сопротивления
Важную и незаменимую роль в первые годы Первой мировой войны сыграли словаки, проживающие за рубежом. Те видели в войне возможность добиться признания и уважения своих прав. Особенно активными были словацкие соотечественники в США, которые были очень хорошо организованы. Свидетельством того является и факт, что на американской территории активно действовало большое количество словацких сообществ, школ, приходов, а также печатных органов. Одним из наиболее важных словацких сообществ была Словацкая лига в Америке, основанная в 1907 г. в Кливленде. Представители данного сообщества уже 10 сентября 1914 г. выпустили документ под названием «Меморандум о несправедливости и словацких требованиях». В данном Меморандуме
к
<
и <
они требовали полного самоуправления и свободы самоопределения словацкого народа в политической, экономической и культурной сферах (Мг^а I., Mikulík Р., 2019: 28). Позже представители Словацкой лиги в Америке отказались от невозможного в то время исполнения требований о создании независимого государства словаков и начали продвигать идею единого государства с чехами.
О сотрудничестве с чехами было решено на конгрессе Словацкой лиги в Америке в феврале 1915 г. (Мг^а I., Mikulík Р., 2019: 28). Результатом этого сотрудничества стал созыв совместной конференции Словацкой лиги в Америке и Чешского национального объединения и принятие нового документа Кливлендского соглашения. В соглашении, принятом 22 октября 1915 г., обе организации выступили за объединение чешского и словацкого народов в федеративный союз с полной автономией Словакии, с собственным собранием, со словацкой государственной администрацией, с полной культурной свободой, в том числе в использовании словацкого языка (^огс Р. 1991: 31). Это был первый письменный документ, объявляющий о взаимном сотрудничестве между чехами и словаками в начале Первой мировой войны.
За этим документом последовала парижская декларация Чешского заграничного комитета — первого органа заграничного движения сопротивления, основанного в октябре 1915 г. Декларация от 14 ноября 1915 г., которая была подписана представителями словацких и чешских сообществ, ассоциаций и организаций в США, в царской России, в Великобритании и во Франции, а также членами Австрийского рейхсрата Т.Г. Масариком и Й. Дюрихом, декларировала усилия по созданию независимого государства чехов и словаков (^огс Р., 1991: 40).
За создание Чешского заграничного комитета и за вышеприведенную Декларацию отвечал Т.Г. Масарик, глава заграничного движения сопротивления, профессор Пражского университета. С конца 1914 г. он находился в эмиграции в Швейцарии. Перед официальным представлением Декларации Чешского заграничного комитета Т.Г. Масарик составил меморандум «Независимая Богемия», который в апреле 1915 г. представил министру иностранных дел Великобритании Э. Грею. В нем Т.Г. Масарик говорил о создании независимого чешского государства в форме конституционной монархии, причем к новому государству должна была о быть присоединена и территория Словакии. Документ, однако, содержал несколько неточную информацию; например, Т.Г. Масарик утверждал, что словаки на самом деле чехи и используют свой диалект в качестве 5 кодифицированного языка (Копуа Р., Мг^а I., 2013: 743). Предложенный Т.Г. Масариком меморандум, однако, не нашел поддержки у британского правительства. В 1915 г. Великобритания, наряду с другими союзными и
объединившимися державами Антанты, продолжала ратовать за существование Австро-Венгерской империи.
Несмотря на то что Меморандум не принес никаких успехов, Т.Г. Масарик продолжал прилагать большие усилия, целью которых было разрушение Австро-Венгерской империи. На праздновании 500-й годовщины сожжения Я. Гуса он сначала публично выступил в Цюрихе (4 июля 1915 г.), а позже и в Женеве (6 июля 1915 г.), где объявил непримиримую войну Австро-Венгрии (Нгашку М., Ректк М., 2008: 127). Его выступление имело громкий политический резонанс, несмотря на то, что в то время он выступал лишь от имени чешского народа. Тем не менее Т.Г. Масарик осознавал, что для создания единого государства чехов и словаков ему также необходимо получить публичный мандат от словаков.
Объединение чешско-словацкого движения сопротивления в организационном и содержательном аспектах Т.Г. Масарик готовил с августа 1915 г. в Лондоне, где одновременно в качестве профессора читал лекции в местном университете. Помимо этого, он продолжал поддерживать тесные связи и контакты с чешскими политиками, находившимися в изгнании, и прежде всего с Й. Дюрихом и Э. Бенешем. Последний начал продвигать идею о едином государстве чешского и словацкого народов с 1915 г., находясь в Париже.
Успех заграничного движения сопротивления также неразрывно связан с таким важным представителем словацкой истории, как М.Р. Штефаник. После окончания обучения астрономии в Пражском университете в 1904 г. М.Р. Штефаник работал в Париже, где стал известным ученым и дипломатом, имевшим тесные связи с ведущими французскими политиками. С началом Первой мировой войны он был направлен на фронт в качестве военного летчика. В результате полученных на сербском фронте травм Штефаник в конце 1915 г. был вынужден вернуться в Париж. Запомнились его слова, которые он произнес после возвращения с фронта в одном из парижских салонов, где встречались самые влиятельные деятели французской общественной и культурной жизни: «Помогите мне освободить мою Родину!» (Нготку М., Ректк М., 2008: 134).
М.Р. Штефаник приехал во Францию уже с собственной выработанной концепцией борьбы за чехословацкое государство, которая в боль- о шей части совпадала с концепцией Т.Г. Масарика, которую в то время Э. Бенеш продвигал в Париже (KovaC D., 2007: 166). В декабре 1915 г. < М.Р. Штефанику удалось наладить контакт сначала с Э. Бенешем, а чуть позже и с Т.Г. Масариком. Штефаник, используя свои хорошие контакты с властью в Париже, убедил французских политиков встретиться с Т.Г. Масариком. Тот имел в феврале 1916 г. возможность представить свою идею
единого государства чешского и словацкого народов премьер-министру Франции А. Бриану (Нгашку М., Ректак М., 2008: 135).
Сотрудничество между Т.Г. Масариком, М.Р. Штефаником и Э. Бенешем достигло кульминации в феврале 1916 г., когда все трое сошлись в решении создать Чехословацкий национальный совет — высший орган заграничного движения сопротивления, базирующийся в Париже. Пост председателя Совета занимал Т.Г. Масарик, его заместителями были М.Р. Штефа-ник, Й. Дюрих, а генеральным секретарем был назначен Э. Бенеш.
Представители Чехословацкого национального совета осознавали, что будет не просто заставить союзные державы Антанты поддержать идею создания независимого чехословацкого государства. Получение их доверия и поддержки в территориальном расчленении Австро-Венгерской империи требовало систематической работы. Поэтому одной из важнейших целей Чехословацкого национального совета была организация собственных вооруженных сил за рубежом, которые бы сражались бок о бок с войсками Антанты. С весны 1916 г. Чехословацкий национальный совет начал всецело уделять внимание этой задаче.
Наиболее удачные возможности для создания военных подразделений легионов увидели представители Чехословацкого национального совета в России, где, помимо соотечественников, было сосредоточено большинство словацких и чешских заключенных из австро-венгерской армии. Первоначально организация движения сопротивления была возложена на Й. Дюриха. Тот, однако, после прибытия в царскую Россию под давлением некоторых российских политиков, не поддерживающих идею Т.Г. Масарика, отказался от программы Чехословацкого национального совета и в 1917 г. был исключен из ее структур (KovaC D., 2007: 167).
В 1916 г. М.Р. Штефаник решил лично посетить Россию. Прежде чем попытаться сформировать легионы из добровольцев, ему потребовалось сначала объединить чехов и словаков, завоевать их доверие и заручиться их поддержкой в борьбе заграничного движения сопротивления. Это была непростая задача, так как в России на тот момент существовали группы, взгляды которых относительно дальнейшего решения словацкого вопроса сильно отличались. Среди них ярко выделялся Я. Квачала, профессор Императорского Юрьевского университета, который, так же, как и Словацко-русское общество памяти Людовита Штура, видел будущее сло- о ваков лишь в связке с царской Россией. Несмотря на это, М.Р. Штефанику удалось убедить своих соотечественников поддержать Чехословацкий < национальный совет, свидетельством чего является Киевское соглашение от 29 августа 1916 г. В нем словацкие и чешские сообщества обязались вместе содействовать борьбе за независимое чехословацкое государство (Нгашку М., Ректак М., 2008: 138).
Вскоре после этого в России были сформированы первые чехословацкие военные отряды, которые особенно отличились в битве 2 июля 1917 г. у украинского села Зборов. Легионы постепенно появлялись и в других государствах, и прежде всего во Франции и в Италии. Предполагалось, что добровольческие войска также будут сформированы в США, но после того, как США вступили в 1917 г. в войну, чехи и словаки, как американские граждане, в рамках военной мобилизации и всеобщей воинской повинности были призваны в американскую армию.
В последние годы Первой мировой войны число добровольцев, сражавшихся за единое государство чехов и словаков на стороне Антанты, увеличилось, достигнув в середине 1918 г. численности почти 100 тыс. военнослужащих. Данный факт, несомненно, благоприятно сказывался на политическом престиже Чехословацкого национального совета (Мг^а I., Mikulík Р., 2019: 43—44). Его авторитет еще больше укрепился после вооруженного конфликта чехословацких легионеров в Сибири и в Поволжье с большевистской властью. Постепенно союзные и объединившиеся державы Антанты стали все больше прислушиваться к требованиям Т.Г. Масарика. Поворотный момент произошел 29 июня 1918 г., когда французское правительство признало Чехословацкий национальный совет де-факто чехословацким правительством, а чехословацкие войска — союзными войсками. После Франции аналогичный внешнеполитический шаг сделали Великобритания (9 августа 1918 г.), США (2 сентября 1918 г.), а также Италия (3 октября 1918 г.). Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: чехословацкое государство еще официально не существовало, но его правительство было де-факто признано (Чехия и Словакия в ХХ веке, 2005: 84—85).
Чешско-словацкое движение сопротивления
на территории Австро-Венгрии
Если за пределами Австро-Венгерской империи в первые годы Первой мировой войны велась интенсивная борьба за независимое чехословацкое государство, то на родине словакам приходилось приспосабливаться к другим условиям войны. Большое количество мужчин уходили на фронт, поля оставались необработанными, на фоне мадьяризации сло- <
с
вацкого населения шла на спад политическая и культурная жизнь слова- о ков. Даже такая мощная политическая сила, как Словацкая национальная партия, основанная в 1871 г., объявила в августе 1914 г. о приостановке < своей деятельности. Благодаря этому шагу ей удалось избежать заверений в лояльности венгерскому правительству, и Австро-Венгерской монархии. Однако словацкие политики прекрасно понимали, что грядущая война определит будущее словацкого народа. Поэтому они продолжили встре-
чаться, но втайне. Местом встречи были Турчански Св. Мартин, Ружом-берок, Будапешт, Вена и Братислава, т.е. города, в которых были активны представители словацкого национального движения.
Представления о будущем словацкого народа в начале войны различались. Словацкие политические представители рассматривали возможность федерализации монархии, присоединения к царской России или к Польше (KovaC D. а ко1., 1991: 17). Постепенно, однако, под влиянием событий на фронтах и активной деятельности заграничного движения сопротивления во главе с Т.Г. Масариком, а также благодаря интенсивным контактам с представителями чешского отечественного движения сопротивления, словацкие политические лидеры стали больше склоняться к идее создания единого государства словаков и чехов.
В австрийской части монархии ситуация была другая, более благоприятная. Чешский народ не подвергался такому большому национальному угнетению, как словаки в Венгрии. Чехи обладали культурными и языковыми правами, имели свое образование и даже свою экономическую базу. Несмотря на это, им не удалось реализовать ни одну из своих политических программ, целью которых было восстановление чешской государственности.
Как словацкие политики, так и чешские политические деятели понимали, что война станет решающим событием, которое повлияет на будущее их народов. В начале войны в чешской среде были разработаны две основные концепции нового государственно-правового урегулирования послевоенной Центральной Европы. Первая из них, написанная К. Крамаржем, основывалась на распаде Австро-Венгрии и создании славянской империи, к которой будет присоединена территория словаков и русин. Концепция К. Крамаржа опиралась на панславянские традиции и русофильство. Согласно ей предполагалось, что эта империя будет простираться от Шумавы до Камчатки и ее должен возглавлять русский царь.
Автором второй концепции являлся Т.Г. Масарик, который предлагал соединить территорию, населенную словаками, с чешскими землями. Согласно ей южными границами должны были стать реки Малый Дунай и Ипель, а также этническая словацко-венгерская граница, а восточной ^ границей — словацко-русинская. Несмотря на то что это предложение о за годы войны несколько раз менялось, оно, по сути, заложило основы для определения будущего территориального ареала единой республики (Копуа Р., Мпта I., 2013: 743).
Центром отечественного чешского движения сопротивления стала Прага, где располагалась ее центральная организация — Маффия. Основной целью этой секретной организации было поддержание контактов
между заграничным и отечественным движениями сопротивления, а также сбор и обработка информации для союзных держав Антанты. Наиболее видными представителями Маффии, в которой работало более 200 человек, были К. Крамарж, П. Шамал, Й. Шейнер, А. Рашин. Необходимо также добавить, что в начале её деятельности в структуре данной организации также работал и Э. Бенеш (Чехия и Словакия в ХХ веке, 2005: 54).
Возрождение политической активности и становление чехословацкого государства
Важной вехой в развитии отечественного словацкого и чешского движения сопротивления стали два последних года Первой мировой войны. Возрождение политической деятельности, как на территории, населенной словаками, так и на чешских землях, произошло уже в 1917 г. Переломный момент, однако, настал в 1918 г. Более активная жизнь отечественного движения сопротивления была обусловлена несколькими факторами: развитием ситуации на Восточном фронте, вступлением в войну США, действиями заграничного движения сопротивления во главе с Т.Г. Масариком, а также внутриполитической обстановкой в Австро-Венгерской империи.
В конце 1916 г. в Австро-Венгерской монархии произошли серьезные изменения. После смерти императора Франца-Иосифа на престол вступил Карл I. В конце мая 1917 г. он возобновил деятельность Австрийского рейхсрата. На первом же его заседании выступили чешские депутаты, которые потребовали от императора преобразовать монархию в федеративный союз национальных государств. Чешские парламентарии даже выступили с просьбой объединить Чешские земли и Словакию в новое демократическое государство, которое, однако, должно было остаться в составе федерализованной монархии. Это заявление вызвало негодование и в Вене, и в Будапеште. Венгерское правительство решительно осудило заявление чешских парламентариев и попыталось заставить словацких политиков дистанцироваться от чешских намерений (Копуа Р., Мпта I., 2013: 745—746).
В начале 1918 г. чешские парламентарии вновь начали продвигать идею единого государства. В документе от 6 января 1918 г., более 2 известном как Крещенская, или Трикралова, декларация, чешские де- о путаты защитили словаков и в очередной раз предложили свое видение будущего нового демократического государства чехов и словаков < (^огс Р., 1991: 69—71). ^
Подобная декларация о едином государстве ожидалась и от словаков. Это событие произошло на народном первомайском собрании в Липтовски-Микулаше. Резолюция, которая была зачитана на рабочем
<
собрании, включала, помимо социальных требований, требование свободы прессы и слова, окончания войны, права на самоопределение. В частности, во втором пункте этой резолюции, подготовленной сторонником чехословацкого движения В. Шробаром, поддерживающим контакты с представителями чешского отечественного движения сопротивления, было написано: «...требуем безоговорочного признания права на самоопределение всех народов, не только за пределами нашей монархии, но и народов Австро-Венгрии, в том числе угорской ветви чехословацкого племени» (^огс Р., 1991: 78). Это было первое публичное выступление словаков, принявших идею единого государства чехов и словаков.
Словацкая деятельность в этом направлении завершилась конфиденциальной встречей Словацкой национальной партии 24 мая 1918 г. в Турчанском Св. Мартине. На нем А. Глинка, римско-католический священник, политик и словацкий патриот, произнес памятные слова: «Сейчас период действий. Мы обязательно должны высказать, пойдем ли дальше с венграми или с чехами. Давайте не будем думать, а скажем открыто, что мы — за чехословацкое направление. Тысячелетний брак с венграми не удался. Мы должны расстаться» (Stanovisko slovenskych ЫБШпко^..)
Между тем лидеры чешского отечественного движения сопротивления, которые наладили хорошие контакты с руководством чешско-словацкого заграничного движения сопротивления, готовились к захвату власти в Чешских землях. После того как в Прагу пришло известие о том, что правительство Франции 29 июня 1918 г. признало Чехословацкий национальный совет официальным представителем чешско-словацкого заграничного движения сопротивления, 13 июля 1918 г. был образован Национальный комитет Чехословакии (Нгашку М., Ректк М., 2008: 243). Комитет, который стал высшим органом отечественного чешско-словацкого движения сопротивления, выпустил декларацию, в которой говорилось: «Мы знаем, что весь наш народ стоит за Национальным комитетом Чехословакии как сплошная железная стена... обращаемся сегодня ко всему чехословацкому народу с горячим призывом всеми силами поддержать нашу работу и выполнить все приказы относительно общей дисциплины и твердо и решительно идти к нашей общей цели» (К^ас D., 2007: 174—175). <
Чешские парламентарии также решили поддержать новое государ- о ство публичным заявлением. На заседании Австрийского рейхсрата в начале сентября 1918 г. Ф. Станек от имени чешских политиков заявил, что < чехи уже расстались с Австрией и что чешский вопрос будет рассмотрен на международном форуме (KovaC D., 2007: 175).
В том же духе выступил 19 октября 1918 г. в венгерском парламенте и последний словацкий депутат, Ф. Юрига. В своей продолжительной
речи, которую сопровождали выкрики венгерских депутатов, Ф. Юрига символически, от имени словаков, прощался с Венгрией. В своем выступлении, кроме прочего, он заявил: «Словацкий народ не признает легитимность этого парламента и правительства считать себя представителями словацкого народа...» (^огс Р., 1991: 96). На длившееся больше двух часов выступление Ф. Юриги, которое прозвучало на словацком языке (впервые словацкий язык был услышан в венгерском парламенте), оказали влияние события предыдущих дней. В начале октября 1918 г. Австро-Венгрия попросила США выступить посредником в прекращении огня, обещая при этом, что монархия признает все 14 пунктов программы В. Вильсона. В соответствии с данной программой, народы Австро-Венгрии должны были быть получить автономию (14 пунктов Вильсона сто лет спустя...).
В ожидании ответа от президента США император Карл I попытался спасти свою империю. 16 октября 1918 г. он выпустил манифест, в котором говорилось о необходимости перестроить империю в федерацию, состоящую из территорий, населенных отдельными народами. Венгерские политики, однако, добились того, что манифест не распространялся на Венгрию. Словацкие и чешские политики, а также представители других народов, населяющих Австро-Венгрию, выступили против такого манифеста ^Шг Z., 2000: 71).
Против предложений императора Карла I также выступили представители заграничного движения сопротивления во главе с Т.Г. Масариком, который с 1918 г. активно действовал в США. Т.Г. Масарик пытался оказать влияние на президента США В. Вильсона, который настаивал на своей программе из 14 пунктов. Т.Г. Масарик осознавал, что для убеждения президента США потребуется публичное заявление словацких и чешских соотечественников, проживающих в США, которые бы высказались за полную поддержку единого чехословацкого государства. С этой целью Т.Г. Масариком было инициировано принятие нового соглашения между словаками и чехами в США, которое было подписано 30 мая 1918 г. и вошло в историю как Питтсбургское соглашение. Оно предусматривало создание единого демократического чехословацкого государства, в рамках которого у Словакии будет особый политический статус — собственное 2 самоуправление со своей администрацией, парламентом и судом. Кроме о того, подчеркивался и особый статус словацкого языка как официального языка в школах, учреждениях и во всей общественной жизни в Словакии. Однако по сравнению с Кливлендским соглашением в данном документе отсутствовал равноправный статус обеих частей государства.
Пик деятельности Т.Г. Масарика в США пришелся на октябрь 1918 г. 18 октября того же года правительство США получило Декларацию че-
хословацкой независимости, известную в истории как Вашингтонская декларация. Данный документ был одновременно реакцией на шаги императора Карла I, который попытался спасти свою империю путем федерализации и предложил прекращение огня. Декларация провозгласила не только создание нового государства, но и основные принципы его существования. Новое государство должно было стать республикой, в которой основные гражданские права и свободы, а также права меньшинств гарантируются без различия религии и пола. Декларация независимости нашла поддержку у американской общественности. Президент В. Вильсон отреагировал на мирное предложение императора Карла I заявлением, что судьбу Австро-Венгерской империи должны решить ее народы (^ас D., 2007: 178).
Австро-Венгрия ответила на политический маневр В. Вильсона 27 октября 1918 г. После сложных переговоров император и его правительство решили принять ответ президента США, тем самым признав право чешского и словацкого народов на государственную независимость (Мг^а I., Seges V., 2012: 382). Пражская общественность отреагировала на эти события уже на следующий день. Тысячи людей вышли на улицы и начали убирать австро-венгерские символы. Чехословацкий национальный комитет приступил к управлению страной. 28 октября 1918 г. он принял свой первый закон, провозгласив чехословацкое государство. В его вступлении говорилось: «Независимое чехословацкое государство вступило в жизнь, чтобы сохранить взаимосвязь существующего правового порядка с новым положением, чтобы избежать беспорядков и обеспечить спокойный переход к новой государственной жизни» (^огс Р., 1991: 102).
Параллельно в Женеве проходила встреча делегации Национального комитета Чехословакии во главе с К. Крамаржом с Э. Бенешем. Предметом их обсуждения была процедура передачи власти, а также вопросы, касающиеся формы правления нового государства. Представители отечественного и заграничного движения сопротивления сошлись во мнении, что президентом нового государства должен стать Т.Г. Масарик, премьер-министром — К. Крамарж, министром иностранных дел — Э. Бенеш, военным министром — М.Р. Штефаник (KovaC D., 2007: 178).
О пражских событиях в Словакии ничего не знали. Согласно заранее < согласованному плану председатель Словацкой национальной партии о М. Дула созвал 30 октября 1918 г. в Турчанском Св. Мартине общественное политическое собрание. Основная цель данного собрания заключалась < в стремлении создать Словацкий национальный совет (формально образованный 12 сентября 1918 г. в Будапеште) (KovaC D. а ко1., 1991: 10), т.е. представительный орган словацкого народа, который имел бы суверенное право на выражение народного мнения. Кроме того, на данном
собрании было необходимо принять политическое заявление Словацкого национального совета.
Турчанский Св. Мартин временно стал важным центром встречи ведущих представителей словацкого политического движения. Кроме того, что в качестве председателя Словацкого национального совета был избран М. Дула, участники собрания избрали и Исполнительный комитет совета. Таким образом, формирование Словацкого национального совета объединило словацкие политические силы. В праздничной обстановке Совет принял важный политический документ — Декларацию словацкого народа, или так называемую Мартинскую декларацию. В её тексте не упоминалось новое государство напрямую, говорилось лишь о праве на самоопределение чехословацкого народа в Венгрии. В частности, в декларации указывалось, что «представители всех словацких политических партий, собравшиеся 30 октября 1918 г. в Турчанском Св. Мартине и организовавшиеся в Национальный совет словацкой ветви единого чешско-словацкого народа, настаивают на принципе права на самоопределение народов, принятом во всем мире. Национальный совет провозглашает, что только он может выступать и действовать от имени чехословацкого народа, живущего в границах Венгрии. На это не имеет права венгерское правительство, которое в течение десятилетий не делало ничего, кроме подавления всего словацкого, оно не предоставило и не позволило иметь нашему народу единой школы, не дало возможности словацким людям участвовать в работе государственных органов и учреждений, экономически уничтожало и эксплуатировало наш народ своей средневековой феодальной системой и политикой... В Словакии от имени словацкого народа имеет право выступать только Словацкий национальный совет» (^огс Р., 1991: 105).
Исполнительный комитет совета узнал о Пражской декларации лишь вечером. По этой причине в декларацию были внесены две поправки. Первая касалась требования словацкого представительства на мирной конференции, которое было исключено из декларации. Вторая поправка констатировала, что австро-венгерский министр иностранных дел признал требования В. Вильсона от 18 октября 1918 г. (KovaC D. а ко1., 1991: 14). Измененный текст был не только опубликован в «Национальной газете» (рис. 1), но также напечатан в форме листовок, которые впоследствии о были распространены по всей Словакии.
Мартинская декларация означала окончательный разрыв с венгерским государством. Представители словацкого политического спектра ее принятием выразили официальное желание словацкого народа сосуществовать в едином государстве с чешским народом.
• Международно-правовое закрепление границ
Принимая во внимание тот факт, что чехи и словаки во время Пер-¡3 вой мировой войны воевали на стороне союзных держав Антанты, сумев-^ ших победить Тройственный союз, позже Четверной союз, были созданы £ предпосылки признания международным обществом независимого ^ чехословацкого государства, появившегося на политической карте мира. ш Судьба нового государства должна была решиться принятием основополагающих международно-правовых документов, которые бы официально определили границы. Принятием данных документов закончилось бы долголетнее стремление и освободительная борьба чехов и словаков за создание своего независимого и суверенного государства.
МШОШ1Ш
£¡"111111 М.1Г4.
■Г-..1.1 1ТК. П.
□екЕагас1а 81оуеп5ке1ю Нагойа.
ЛиЙЛЦ^ЬчИн нЬггзмкуНа | н>1Нн-к у1-Э| >1тз1е1, йЬГпиИпшйаны е№л ДО. ик1-и-1#л 1Г'1М
V Ги I Гч.-и-.ч^-мп! ЙУ. Mji.il.iii*: и 1еп£Л1|1ю<№1ЕШ V 1П и!ш! Е£и-.1и ¿Ли-. ч-| шк<п ^ ■■ ^V1' 3|'&1е|>.|1| и-]|с|- Г-1 ■:->:! I-илКн]||, 1Ьл j-.-iKJH.il- шпЛЧМИГЙй;№Iй рп1Уд enLn.4li.-v |.гии(' ] ыг-Мчта.
н"|±|| К 1141ц ул: V иичит ^'н^яки-гОчкъ'к-ил к^Ви.! 1и1пм1л Ь^УЧ^и £■£■]» V !■ ш м пчлгЬ [II ип-ькп,
ста ОрГЙУПСИЙ 1п*ч'!гаГ и к пил С.
N¡1.4 ия 1г. аргФтвПЙ иЫхпЪз! т.'ИЛИп, fctr.nl Г& 0&1Й 41еИЁГйго£4щ Пи|ЮКПп1Т1 гч^яН^-'!
ч1!»«.»*!^. |Н--|1.1лГпь м11 5о 1*4 Н^ЛУ'Т«^!,', т'рн.-.1.т,'. ||.1 Л г^кпш гин-чи!«!
АкЫу, ПГ'НпччькИч л!>у «I (ФтТОПнШ Гщ[|и |1ч> УЧ,СЧ!.||!г| врг^ъ-у л ЛхпНо^Ч ц^й Гш1 щл-
11.'|к1>уV Ч VVгыГп¥ИБл 1*г-г.]пц Ы.пчк! ЪЧ'Ъои РчиЧИЗриЛ! ки-Лаппш я -I. ililiiii.il
N¡0 м, офнйутн!*'! пи 1о. а (чу у пи-т- я10¥ешлкй1ш< Ги|1и ГмииНГ^^п || Це 1ик гл-
гг1и|:.|1.«-1--кч- ■ Мягй нй па ¿лккиЕч: ЬхксЕю уокзЫъгСю рпАта |'|>те1и>
рпь1н%11 уй1Ги МшгоЛв, а сюмвАI и ел е I ий!, Ыог! ч^Лпт ипг1ач1с-п1и лЛкогап пийоршМ!! га
Ш'ЧЫШПЛ]! _.1_ы|-ь .¿1.<.1 ..■>.. 1.1 1 ...1.. -1-1 1г.11 кич^п^ь^ы»
М-щ. ми пп V» ^пЛтпин"! !Ъ1к1 1лкЛ Гийlr.ii.-i> «=М Г|1!цп.и1<'п1л. кйотй vyiu.4--.1J4i пхяг-прЦп рад!1 11:1 п п s-.ii.Oii> и. >ч|| ¡н.
:-;1о\ ч-п.чкч'-Ьо пАтойл пэ Ыоучм^кки врпКъ'эдгиЕ ¿л Ц<с|ц Ьпччип*1 ].ч1|п.* ¡ьк-угмг'кн
-^¡¡Шч^КЛ 1НшГ.* Ч11нк4':11|.| мпп.чГл V ЦПпгчкн »Ьу^Ирн^Ио
1. ЗДоУгсшк}' niLn.nl |г я.шлЕкл \ гти'И I !к|1Ё1 йт^МбЫуНеку _|г.ч!|Ыр1з1д|Ьй ■">>к| 1-я.1штп-нк^Ьй гшпн,||.. Мге ч -.-I к \ <-|| ЬиИйгпу. Ь Мб«* ш1г*м1 Л 1.и птЫЬу
хишпул 1 ни гг!м|в| Ач-нич, вии!к'гёшЛ I хЭпотчзкк:! ч.ч'I:I«-г1,
'¿. Ч'ПЬ 14Ш(0 0ЧЧ!П■ к? 1шП>1 ¿1н<с1л1П1- I лку 1м;п||шяч1х<шп нлли.пгУ^Ъ'ПСЗц- рпСт Пи
Зйкк'к» вр|цс>] ^ №|к1й>1|: лчми!^ 1|]|-||ц- ^гчг^ впЫлк ч 1;, !|| ло¥0 иСУи-
Р'лут ии1! |у| 11.. гг 1 • I г I ч.' 111 ргм-пут |>0|0Й^1ШТ1Г Ыог-л Л а К ...kliil-.ru 1£ИН Гиг?1111|оГ1|| {ХГЫЬсчйЛ
^"(Ьдап ч ЬИпп? 4йи ¿7. (1к1оЬпГ 1Й1в и/ла1 иипЫгг КЛЬГШИГ^
¡к 2 I I' 1м л и- ii4.iui.ixlU'> иллъ гли* рн1клчл я жпм ил чг-^Гнг!ккуг|1 кт^ГИ1Ик^1-11 ^¡КЛ^Ыг^Ь. пЬу (юки] 1К|Г 1лку, ¿1- Ь,у »¡^лХгиЬчнЬъйдж^г-пуйъ! лчшкшп! ТЖЦТП-ПАЛОУН! ■:Гг»1-"-1ч1 Усцпм п сГлДии вЬн^опЬп.
ЁН1Мя рзч'лгч^к-пм, мч ги(й игиЛку п- тпЧппу н|<Ц|.-[1г>ку Bl.iri.nL кЫ>гу УЛОиг тп.1..Кч-1л1П1:.1пи и 11:,к II 1 пи 1лку н£и|№Га ги1гтн1т>], Ыь||игу, пНипЕ»* Л-у^Н'^П;- Е р4>Я«Л|к1йП|1Л| а хы
ь|н|1к'|| 1л1гчн.1ич', ■ ¿-«гни 1тг||ч рн1|1ггл1!1ч нЬу кл ||)'л КУ^ЬО Г^Ки 1|&>Г>1Ъ1>] ■уу^лизуиГ и «Л .п Шй1<|:1к нЛ [и'хч^н-1 ки ^ н пггин (нлктки г г.1^[к
'Ла ышшЬшиц Мйгойпе! Найу
V ТигСли 1нк|>М I Ну. МлИлиг, ГИК с|к1п|щ|. 1 №| К
Каго! Л. Мс<3усск^ уг г.^
ифагглйь
hh.am.fcrj Ка4т.
Мя^йЙ РнГПц V. Т.,
|.<г—и-Лр .4jLJtari.hr! КлЛг
Декларация словацкого народа
Одним из первых таких документов был мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. в Версальском дворце (Франция) в ходе Парижской мирной конференции между государствами-победителями (Антантой и ее союзниками) и Германией. Согласно данному договору Германия должна была не только взять на себя полную ответственность за развязывание Первой мировой войны, оплатить значительные военные репарации государствам и союзникам Антанты, отказаться от своих заморских владений и колоний в Африке и на Дальнем Востоке, сократить свою армию до 100 тыс. человек, отменить всеобщую воинскую повинность, лишиться права создавать военную авиацию, танковые части и подводный флот, но и смириться с окончательным решением территориального и пограничного вопроса, в том числе чехословацкого (Версальский мирный договор...) Подписанием данного договора Германия официально признала полную независимость Чехословакии. Кроме того, согласно данному договору чехословацкое государство не только получило доступ к морю посредством интернационализации рек Дунай, Лабе и Одры, но и «приобрело» территорию Глучинска, которая была отторгнута у Германии (Р^ог Ъ., 2000: 74).
Вторым не менее важным международно-правовым документом, который представлял для Чехословакии особое значение, являлся Сен-Жерменский мирный договор. Он был заключен 10 сентября 1919 г. в бывшей французской королевской резиденции — в Сен-Жерменском дворце — между союзными державами Антанты с одной стороны и Австрией — с другой. Согласно данному договору Австрия, как одно из двух новообразованных государств — правопреемников Австро-Венгерской империи, официально признала независимость и суверенитет Чехословакии. Подписанием данного договора Австрия согласилась передать чехословацкому государству территорию Валтицка и часть Виторазска (Pastoг Ъ., 2000: 74). Кроме того, в соответствии с ним, Подкарпатская Русь вошла в состав Чехословакии (Марьина В.В., 2003: 4). Территория тогдашней Подкарпатской Руси практически совпадала с сегодняшней Закарпатской областью Украины (Rychlík J., RychИkova М., 2016: 7). Следует, однако, отметить, что граница с Подкарпатской Русью на востоке Словакии, так же как и граница с Моравией и Силезией на западе Словакии, < являлась лишь внутренней, т.е. административной границей в рамках о чехословацкого государства. Правительство Чехословакии при помощи своих политических представителей упорно стремилось «заполучить» и территориальные единицы Кладско и Тесинско, однако безуспешно. Напротив, Чехословакия была вынуждена передать Польше несколько территорий Силезии, а также северную часть Оравы и Спиша (Pastoг Ъ., 2000: 74).
к
<
и <
Третий немаловажный международно-правовой документ, который определил контуры Чехословакии, ее южной границы с Венгрией, был Трианонский мирный договор. Он был подписан 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце Версаля. Договор, который являлся составной и неотъемлемой частью Версальской системы послевоенного урегулирования, был заключен между союзными державами Антанты с одной стороны и Венгрией — с другой.
Заключению данного договора, однако, предшествовали драматические события, которые были связаны с обострением внутриполитической обстановки в Венгрии и чехословацко-венгерским вооруженным конфликтом. По словам известного словацкого историка Д. Ковача, Будапешт отказывался мириться с распадом Королевства Венгрии и ее последующим территориальным расчленением, и поэтому первоначально венгерские политические представители возлагали надежду на леволиберального политика М. Каройи, который, по их представлению, должен был сохранить целостность Венгрии (К^ас D., 2007: 184). Однако это ему не удалось. Неудачей М. Каройи воспользовалась коалиция социальных демократов и коммунистов, пришедших к власти 21 марта 1919 г. Они провозгласили Венгерскую советскую республику (ВСР) во главе с Б. Куном. Представители ВСР отказывались подчиняться послевоенному урегулированию, предлагаемому государствами — победителями в Первой мировой войне (Антантой и ее союзниками). Чехословакия, опираясь на политическую поддержку Антанты, а также преследуя свою цель — стратегически изменить демаркационную линию с Венгрией, в ответ приняла решение начать 27 апреля 1919 г. военное наступление на г. Мишкольц и на Подкарпат-скую Русь (Пеганов А., 2013: 63). Одновременно значительные военные успехи были достигнуты и венгерской Красной армией. Весной 1919 г. она сумела завоевать почти треть словацкой территории (К^ас D., 2007: 184). 10 июня 1919 г. армия Чехословакии начала постепенно оказывать все более жесткое сопротивление и перешла к наступательным действиям, благодаря которым удалось вытеснить венгерскую Красную армию со словацкой территории. Следует, однако, отметить, что большую заслугу в этом сыграла и Румыния, которая также вступила в вооруженный конфликт с Венгрией на юге, чем максимально ослабила военный потенциал венгер- < ской Красной армии. Спустя два дня, т.е. 12 июня 1919 г., в ходе Парижской о мирной конференции была установлена словацко-венгерская фронтовая линия, которая по большой части совпадает с нынешней южной границей Словацкой Республики (Pаstoг Ъ., 2000: 75). Официальное и окончательное международно-правовое закрепление Чехословакии на политической карте мира произошло лишь 4 июня 1920 г. в результате подписания уже упомянутого нами Трианонского мирного договора.
к
<
и <
Заключение
Таким образом, можно заключить, что процесс образования Чехословацкой Республики единого государства двух братских народов — чехов и словаков, которые почти тысячу лет находились под властью венгров, — сопровождался высоким накалом политической борьбы, социальной и межнациональной напряженностью. С появлением нового независимого и суверенного чехословацкого государства на политической карте мира завершилось многолетнее стремление чехов и словаков к признанию их права на самоопределение и свободу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Версальский мирный договор 1919 года, 28 июня [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
www.doc20vek.ru/node/3829 (дата обращения: 31.07.2019). Марьина, В.В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь), в политике Бенеша и Сталина.
1939-1945 гг. / В.В. Марьина. — Москва : Новый хронограф, 2003. — 303 с. Пеганов, А. Чехословацкое направление внешней политики Венгрии в 1918—1920 годах /
А. Пеганов. Палiтычна сфера. — 2013. — № 20. — С. 54—75. Чехия и Словакия в ХХ веке: очерки истории: в 2 кн. Кн. 1. / [отв. ред. В.В. Марьина];
Ин-т славяноведения. — М. : Наука, 2005. — 453 с. «14 пунктов» Вильсона сто лет спустя: как переизобрести мировой порядок [Электронный ресурс]. — http://tun.rs.gov.ru/uploads/document/file/4452/Doklad-Vilson-RU. pdf?fbclid=IwAR28-u00A4hUUebfhgP9is0Mjl3-Pw4-3uB7mTzaDD5w3WMXt_oj3-Rxwwo (дата обращения: 01.08.2019). Hronsky, M., Pekník, M. Martinská deklarácia. Cesta slovenskej politiky k vzniku Cesko-slovenska /
M. Hronsky, M. Pekník. — Bratislava: VEDA, 2008. — 384 p. Kónya, P., Mrva, I. Vzostup a pád v „dlhom 19. storocí". Uhorsko v novoveku 1790 — 1918. // Dejiny Uhorska (1000 — 1918) / [editor P. Kónya]. — Presov : Vydavatel'stvo Presovskej univerzity v Presove, 2013. — Pр. 479—757. Kovác, D. Dejiny Slovenska / D. Kovác. — Bratislava : Nakladatelství Lidové noviny, 2007. — 424 p. Kovác, D. a kol. Muzi deklarácie / D. Kovác a kol. — Martin: Vydavatel'stvo Osveta, 1991. — 231 p. Mrva, I., Mikulík, P. Rok 1918 a Slováci / I. Mrva, P. Mikulík. — Martin : Matica Slovenská, 2019. — 116 p. Mrva, I., Seges, V. Dejiny Uhorska a Slováci / I. Mrva, V. Seges. — Bratislava : Perfekt, 2012. — 399 p. Pástor, Z. Dejiny Slovenska /vybrané kapitoly/ / Z. Pástor. — Banská Bystrica : Fakulta politickych
vied a medzinárodnych vztahov UMB, 2000. — 222 p. Purdek, I. Ceskoslovenská vojenská symbolika v rokoch 1914 — 1939 / I. Purdek. — Bratislava :
Vojensky historicky ústav, 2013. — 158 p. Rychlík, J. — Rychlíková, M. Podkarpatská Rus v dejinách Ceskoslovenska 1918-1946 / J. Rychlík,
M. Rychlíková. — Praha : Vysehrad, 2016. — 240 p. Stanovisko slovenskych historikov k osobnosti Andreja Hlinku [Электронный ресурс]. —
Svorc, P. Zrod republiky. Dobové dokumenty, spomienky a stanoviská 1914—1918 / P. Svorc. —
Kosice : Slovo, 1991. — 135 p. 100. vyrocie Deklarácie slovenského národa [Электронный ресурс]. — www.snm.sk/?sidelna-budova-SNM-podujatia&clanok=100-vyrocie-deklaracie-slovenskeho-naroda (дата обращения: 01.08.2019).
< о
www.andrejhlinka.sk/clanky/stanovisko2007 (дата обращения: 01.08.2019). ^
<
REFERENCES
Versal'skij mirnyj dogovor 1919 goda, 28 iyunya [Treaty of Versailles 1919, June 28]. URL: www.doc20vek.ru/node/3829 (accessed: 31.07.2019).
Mar'ina V.V. Zakarpatskaya Ukraina (Podkarpatskaya Rus'), v politike Benesha i Stalina. 1939— 1945 gg. [Transcarpathian Ukraine (Subcarpathian Rus), in the politics of Benes and Stalin. 1939—1945]. Moskva: Novyj hronograf, 2003.
Peganov A. Chekhoslovackoe napravlenie vneshnej politiki Vengrii v 1918-1920 godah [Czechoslovak direction of Hungarian foreign policy in 1918-1920]. In: Palitychna sfera. — 2013. — № 20. — S. 54—75.
Chekhiya i Slovakiya v XX veke: ocherki istorii [Czech Republic and Slovakia in the twentieth century: essays on history]. Kn. 1. / [Ed. by V.V. Mar'ina; In-t slavyanovedeniya. — M. : Nauka, 2005.
«14 punktov» Vil>sona sto let spustya: kak pereizobresti mirovoj poryadok [Wilson's "14 points" a hundred years later: how to reinvent the world order]. URL: http://tun.rs.gov.ru/uploads/ document/file/4452/Doklad-Vilson-RU.pdf?fbclid=IwAR28-u00A4hUUebfhgP9is0Mjl3-Pw4-3uB7mTzaDD5w3WMXt_oj3-Rxwwo (accessed: 01.08.2019).
Hronsky M., Peknik, M. Martinska deklaracia. Cesta slovenskej politiky k vzniku Cesko-slovenska [Martin Declaration. The path of Slovak politics to the establishment of Czecho-Slovakia]. / Ed. By M. Hronsky, M. Peknik. — Bratislava: VEDA, 2008.
Konya P., Mrva, I. Vzostup a pad v „dlhom 19. storoci". Uhorsko v novoveku 1790 — 1918 [Rise and fall in the «long 19th century». Hungary in the Modern Age 1790 — 1918]. In: Dejiny Uhorska (1000 — 1918) [History of Hungary (1000 — 1918)]. / [editor P. Konya]. — Presov : Vydavatel'stvo Presovskej univerzity v Presove, 2013. — PP. 479 — 757.
Kovac D. Dejiny Slovenska [History of Slovakia] / D. Kovac. — Bratislava : Nakladatelstvi Lidove noviny, 2007.
KovacD. a kol. Muzi deklaracie [Men of the Declaration]. / D. Kovac a kol. — Martin: Vydavatel'stvo Osveta, 1991.
Mrva I., Mikulik P. Rok 1918 a Slovaci [1918 and Slovaks]. / I. Mrva, P. Mikulik. — Martin : Matica Slovenska, 2019.
Mrva I., Seges V. Dejiny Uhorska a Slovaci [History of Hungary and Slovaks]. / I. Mrva, V. Seges. — Bratislava : Perfekt, 2012.
Pastor Z. Dejiny Slovenska /vybrane kapitoly/ [History of Slovakia / selected chapters]. / Z. Pastor. — Banska Bystrica: Fakulta politickych vied a medzinarodnych vztahov UMB, 2000.
Purdek I. Ceskoslovenska vojenska symbolika v rokoch 1914—1939 [Czechoslovak Military Symbolism in the Years 1914 — 1939]/ I. Purdek. — Bratislava: Vojensky historicky ustav, 2013.
Rychlik J., Rychlikova M. Podkarpatska Rus v dejinach Ceskoslovenska 1918—1946 [Subcarpathian Russia in the History of Czechoslovakia 1918—1946] / J. Rychlik, M. Rychlikova. — Praha: Vysehrad, 2016.
Stanovisko slovenskych historikov k osobnosti Andreja Hlinku [Opinion of Slovak historians on Andrej Hlinka]. URL: www.andrejhlinka.sk/clanky/stanovisko2007 (accessed: 01.08.2019).
Svorc P. Zrod republiky. Dobove dokumenty, spomienky a stanoviska 1914 — 1918 [Birth of the Republic. Period Documents, Memories and Opinions 1914—1918]. / P. Svorc. — Kosice :
100. vyrocie Deklaracie slovenskeho naroda [100th Anniversary of the Declaration of the Slovak Nation]. URL: www.snm.sk/?sidelna-budova-SNM-podujatia&clanok=100-vyrocie-deklaracie-slovenskeho-naroda (accessed: 01.08.2019).
< о
Slovo, 1991. - 135 p. <
4
<
* Czechoslovak Republic as a new state
on the political map of the world
R
x Authors. Ivo Hopta, Graduate of Postgraduate Studies of the Diplomatic Academy of
the Ministry of Foreign Affairs of the Russia in "Political Science and Regional Studies".
о E-mail: [email protected].
s
cl Luciana Hoptova, Candidate of Historical Sciences, Research Fellow, The Institute of History at
the Faculty of Arts, Presov University in Presov (Slovakia). E-mail: [email protected].
Abstract. After the declaration of the war of Serbia by the Austro-Hungarian Empire on July 28, 1914, an armed conflict began, which in a few days became global. The four-year struggle between the Allied and Unified Powers of the Entente and the Triple Alliance, and later the Fourth Union, had to decide not only the post-war arrangement of Europe and the world, but also the fate of small countries. World War I led to a fundamental turnaround in solving Slovak and Czech issues. On the ruins of the Austro-Hungarian monarchy, of which both nations were a part, the creation of a unified state of the Czechs and Slovaks seemed the most optimal solution. An important role in the implementation of this idea was played by the foreign resistance movement. The formation of a unified democratic state of two fraternal peoples was preceded by the actions of Slovak and Czech compatriots in the United States (Cleveland Agreement, Pittsburgh Agreement), coordination of foreign resistance movement and the creation of its highest body - the Czechoslovak National Council, the formation of military departments - legions, and the tireless work of T.G. Masaryk, M.R. Stefanik and E. Benes in the field of diplomacy. The concept of the new postwar arrangement of Central Europe, which the representatives of the foreign resistance movement were promoting to the Allied and united powers of the Entente, was also publicly supported by the representatives of the national resistance movement. On October 28, 1918, the Czechoslovak National Committee announced the creation of Czechoslovak state in Prague. Two days later, on October 30, 1918, regardless of the Prague Declaration, this idea was supported by the Slovak political elite. The borders of the new state, which in accordance with the 1920 Constitution bore the official name of the Czechoslovak Republic, were not only the result of the adoption of international legal documents - peace treaties concluded after the First World War, but also the result of the active struggle of the domestic resistance movement. As history has shown, these boundaries remained unchanged until the tragic year of 1938.
Key words: First World War, Austro-Hungarian Empire, foreign resistance movement, domestic resistance movement, Czechoslovak Republic.