Научная статья на тему 'Чехи и словаки в Москве в конце ХIХ — начале ХХ вв.'

Чехи и словаки в Москве в конце ХIХ — начале ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чехи и словаки в Москве в конце ХIХ — начале ХХ вв.»

БОТ 10.31168/2618-8570.2018.12

Елена Павловна СЕРАПИОНОВА

Чехи и словаки в Москве в конце XIX — начале ХХ вв.

Сейчас, как известно, своеобразной Меккой экономической эмиграции из разных стран, в том числе и из России, стали Германия, богатые и социально благополучные страны Западной и Северной Европы. Центром притяжения для эмигрантов продолжают традиционно оставаться и США. Но в XIX столетии страной больших возможностей являлась Россия, куда устремлялись иностранцы, в том числе славяне, в поисках лучших условий жизни.

После Этнографической выставки в Москве 1867 г., когда связи славян разных стран и земель укрепились, число чехов и словаков, желавших отправиться в «Белокаменную», значительно возросло. После Славянского съезда 1867 г. ученый-славист, профессор Санкт-Петербургского университета В.И. Ламанский и чешский писатель и педагог, директор одной из петербургских гимназий И.Ф. Шрамек стали получать сотни писем от чехов и словаков с просьбами найти им место службы в России1. Россия привлекала иностранцев возможностями продвинуться по социальной лестнице, усовершенствоваться профессионально и заработать. Словацкий предприниматель Ф. Бениач писал своему дяде: «Я просил бы вас понять, что Россия — это огромный и богатый край, где можно еще заработать так, как нигде на западе...»2. В другом письме тому же адресату он рассуждал: «Здесь таятся для иностранцев огромные богатства. А почему бы не мы, словаки, могли бы взять хотя бы малую часть того, тем более, что мы так в этом нуждаемся. Положение словаков и в географическом отношении очень выгодно, ведь мы соседи и самые близкие. Далее очень важно, что мы славяне, русский учим легко, и это уже само по себе такая выгода, которой нет у других иностранцев.»3.

К тому же в России можно было значительно улучшить благосостояние, не потеряв при этом национальную идентичность и не понизив свой социальный статус, как это часто бывает при переезде за границу (а зачастую и повысить его)4. В письме личного врача Л.Н. Толстого Д. Маковицкого председателю Словацкой лиги в Америке А. Маматею читаем: «Жизнь в России для славянина полна такого же смысла, как бы он жил дома... В России славянину легко привыкнуть и можно хорошо себя чувствовать. Пусть вас не страшат тревоги, в газетах всё втрое или даже вчетверо преувеличено, а многое просто выдумано»5.

При посредничестве протоиерея церкви при российском посольстве в Вене Михаила Федоровича Раевского в 1868 г. в Россию переехало много чехов и словаков, и среди них — преподаватель банско-быстрицкой гимназии, член комитета Матицы Словацкой словак Эмил Черны. Он с семьей обосновался в Москве и через год сообщал своему благодетелю, что был с радушием принят историками Г.П. Георгиевским* и Н.А. Поповым** и, представившись профессору Московского университета филологу П.М. Леонтьеву***, приобрел его влиятельное покровительство. Леонтьев устроил Черного в основанный им вместе с М.Н. Катковым**** Лицей цесаревича Николая (На Большой Дмитровке, в доме Цыплякова) на должность старшего надзирателя в пансионе воспитанников старшего возраста, наставника и учителя греческого и немецкого языков с жалованием 800 руб. в год, семейной квартирой и дровами. Кроме того, ему выдавалось за каждого подопечного 52 рубля за надзор и на мелкие расходы. Черны уже с третьего месяца после приезда в Москву стал преподавать на русском языке, а выдержав экзамен по русскому, был назначен еще и учителем древних языков 3-й московской гимназии на Лубянке, где

* Г.П. Георгиевский (1866-1948) — археограф, библиограф, историк церкви.

** Н.А. Попов (1833-1891) — русский историк, славист, архивист, профессор Московского университета.

*** П.М. Леонтьев (1822-1874) — известный филолог, доктор римской словесности, член-корреспондент Санкт-Петербургской АН, ординарный профессор Московского университета, основатель и директор Лицея цесаревича Николая.

**** м.н. Катков (1818-1887) — влиятельный русский публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости», основоположник русской политической журналистики, сторонник контрреформ Александра III.

стал преподавать греческий язык в 5-м и 6-м классах с жалованием 900 руб. в год. В письме Раевскому он признавался, что «никогда не надеялся в так скором времени достичь здесь так выгодного состояния»6. Здесь же Черны информировал Михаила Федоровича о том, что в Москву, в его гимназию, из Тулы переведен их общий знакомый, бывший учитель левочской гимназии Xодобай, а еще один словак-земляк, заезжавший к нему из Воронежа, также надеялся получить место в Москве.

Э. Черны подробно описывал московскую жизнь в словацкой газете «Ре&'ЪиШшке УеёотоБИ», где иронизировал над словацкими «мадьяронами», распространявшими «лживые выдумки о русском варварстве». Но, справедливости ради, он указывал Раевскому, что ему не очень нравятся в Москве три обстоятельства: еще недостаточно развитое чувство славянской взаимности у русских, громадное множество немцев и французов в должностях и других кругах общественной жизни и «ложное направление» воспитания женского пола. Последнее обстоятельство, вероятно, особо его волновало, так как у него было три дочери. В частности, он описывал москвичек «удивительно как нелюбящих труда», как неопытных в самых нужнейших делах хозяйства, ужасных «щеголих», а при том неопрятных в доме; с другой же стороны, из тщетной хвастливости увлекающихся каким-то умственным, «не природным им» высшим образованием, сопровождаемым обыкновенно пренебрежением семейными добродетелями. Такого рода заявления свидетельствовали о достаточно патриархальных взглядах словацкого преподавателя на семью и роль женщины в обществе. «Вот в чем, по-моему, значительная опасность для благополучного преуспеяния русского народа! — в недостатке хороших добросовестных матерей»7, — заключал он свои рассуждения, сообщив Раевскому о рождении сына-«москвича» Владимира.

Правда, чехи и словаки, родившиеся и воспитанные в России, иногда испытывали значительные жизненные трудности. Так, В.Ф. Билек, родившийся и выросший в России (его отец прослужил здесь более 30 лет), «по душе и по убеждениям» считавший себя «никак» не чехом, «а только русским», и «по легкомыслию выехавший из России», не смог устроиться и получить

работу в Праге. В отчаянии он обратился к М.Ф. Раевскому с просьбой содействовать в осуществлении его желания принять православие и русское подданство, чтобы вернуться домой и покончить с двойственностью своего положения8.

Любопытное свидетельство о чехах и словаках в Москве оставил Федор Коваржик, в 1929 г. написавший и в 1932 г. опубликовавший книгу под названием «Пережитое и впечатления русского чеха во время царства»9. Автор, родом из Пльзеня, прожил в России более 30 лет, преподавал, занимался общественной деятельностью, был знаком со многими известными людьми — К.П. Победоносцевым, И.С. Аксаковым и др. Коваржик приехал в Россию в 1878 г., побывал в Варшаве, Санкт-Петербурге, Полтаве. В Москве он провел два года, учась в Московском техническом училище. По его словам, чешская московская колония в то время была достаточно многочисленной и собиралась в ресторанах «Моравия» и «Прага»*, а также в ресторане немца Ваелда, где управляющим был чех.

В Москве, по данным Коваржика, работал ряд чешских профессоров**: Яреш с бородой до колен, красавец Вегр, уроженец Табора, Квичала — брат профессора Пражского университета, словак Черны и многие другие. Однако далеко не все в Москве были довольны обилием чешских и словацких профессоров и преподавателей. Тот же Коваржик рассказывал о длившейся более месяца травле чешской профессуры в прессе, начатой статьей Н.П. Гилярова-Платонова в «Современных

* В 1872 г. открылся трактир «Прага» с невысокими ценами; его постоянными посетителями были московские извозчики со стоянки на Арбатской площади, которые переиначили название в «Брага». В 1896 г. новым владельцем трактира стал купец С.П. Тарарыкин, выигравший его на бильярде у бывшего хозяина. Воспользовавшись выгодным местоположением, он превратил трактир в первоклассный ресторан. В 1902 г. здание было перестроено по проекту Л.Н. Кекушева, в 1914-1915 гг. вновь перестроено А.Э. Эрихсоном с изменением фасадов в классическом стиле. По воспоминаниям современников, «Прага» был одним из лучших московских ресторанов. В 1898 г. А.П. Чехов праздновал здесь с мхатовцами премьеру «Чайки». Там же в 1913 г. И.Е. Репиным был устроен банкет по случаю восстановления его картины «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанной старообрядцем-иконописцем Абрамом Балашовым, а Л.Н. Толстой устраивал публичные чтения «Воскресения». После революции это была и просто столовая, и образцово-показательная столовая «Моссельпрома» (куда Ипполит Матвеевич из «Двенадцати стульев» повёз Лизу обедать). и^: http://moscow. drugiegoroda.ru/attractions/27706-restoran-praga/ (дата обращения 5.03.2017).

** По чешской традиции всех преподавателей гимназий называют профессорами.

известиях»*, в которой критиковалось засилье в русских гимназиях приезжих чехов и словаков.

Из ремесленников и торговцев Ф. Коваржик называл первоклассного портного Загоржанского и владельца великолепного мехового магазина Пеликана. Все московские оркестрионы** чинил Старек, ученик Грубеша из Поржичи. Отличное пиво варил Миклаш, в его пивоварне на Шаболовке работало много чехов. Управляющим самого крупного косметического магазина был вечно веселый Краупнер, сын пражского аптекаря.

В Большом театре солировали тенор Баркал и бас Фюхрер, последний был сыном регента пражского церковного хора. Половина музыкантов оркестра Большого театра были чехами, среди них выделялся Бенда. Xормейстером там состоял Богуслав10.

У.И. Авранек (1853-1937), окончивший в 1870 г. Пражскую консерваторию (по классам виолончели и теории музыки) и игравший в оркестре Немецкой оперы в Праге, в 1874 г. переехал жить в Россию. С 1882 г. он стал дирижёром и главным хормейстером Большого театра. Под управлением Авранека на его сцене и на сцене филиала (Нового театра) впервые были поставлены оперы: «Князь Игорь» и «Ночь перед рождеством» (1898), «Ледяной дом» (1900), «Моцарт и Сальери» (1901), «Пир во время чумы» (1901) и др. Авранек способствовал подъёму в Москве русской оперной хоровой культуры11.

Еще одним выдающимся чешским музыкантом, дирижером и композитором, имя которого связано с Большим театром, был (с 1906 г.) дирижер Вячеслав Иванович Сук (Уас1ау 8ик, 1861-1933), роль которого в жизни Большого театра часто сравнивают с аналогичной ролью его соплеменника, чеха Эдуарда Францевича Направника — главного дирижера Мариинско-

* «Современные известия» — ежедневная газета, выходила в Москве в 1867-1887 гг.; была адресована широкому слою малообразованных горожан, включая купцов и мещан. Издатель-редактор — бывший цензор Московского цензурного комитета Н.П. Ги-ляров-Платонов. URL: expositions.nlr.ru/ex_rare/slavophils/61_86/izvest_1867.php (дата обращения 2.12.2017).

** Оркестрион — 1. Самоиграющий механический музыкальный инструмент, воспроизводивший звучание симфонического оркестра, изобретен в XVIII в. В России небольшие механические органы-оркестры встречались во второй половине XIX — начале XX вв. в трактирах и частных домах. После изобретения грамзаписи вышли из употребления. 2. Небольшой переносной орган, звучанию которого придавалась оркестральность с эффектом духовых и струнных инструментов.

го театра в Санкт-Петербурге. В.И. Сук приехал в Россию как скрипач-солист оркестра под управлением Ф. Лауба из Праги, где окончил в 1879 г. консерваторию по классу скрипки. Поначалу он служил скрипачом в оркестре киевской частной оперы И.Я. Сетова, потом в Большом театре, дирижировал оркестрами во многих городах России. В Москве Сук дирижировал спектаклями итальянского оперного товарищества, в Петербурге руководил частной «Новой оперой». П.И. Чайковский изумлялся его капельмейстерскому мастерству. Постоянный репертуар В.И. Сука составляли около 50 опер12.

Некоторое время в Итальянской опере в Москве выступал и чешский бас-кантанте Йосиф (Осип Осипович, как называли его на русский манер) Палечек (1842-1915).

Но вернемся к воспоминаниям Ф. Коваржика. Из чехов-строителей он знавал Станька, Антонина Индру и старшего десятника Антонина Кафку. Индра и Кафка работали у архитектора Вебра, пражского немца, который ценил их, так как они хорошо знали свое дело и, если надо, могли работать даже по большим праздникам и во время Крестного хода.

Интересной личностью был зять настройщика музыкальных инструментов Старека Корналик, который когда-то изготовлял шляпы в Праге у Малостранских ворот и был ревностным соколом*. В 1863 г. он участвовал в Польском восстании, был арестован, но «добрый казак» отпустил его. Бежать в Россию ему пришлось после попытки вместе с другими заговорщиками (среди которых, по словам Коваржика, находился и поэт Сватоплук Чех**) уничтожить петардой в полицейском управлении статую императора Франца Иосифа. В России Кор-

* Соколы и соколки —члены спортивно-патриотической организации «Сокол», созданной М. Тыршем и Й. Фюгнером в 1863 г. в Чехии. Сокольское движение быстро распространилось по славянским землям. В Санкт-Петербурге сокольское гимнастическое общество возникло в 1878 г., а в Москве в 1883 г.

** Сватоплук Чех (1846-1908) — один из крупнейших чешских писателей и поэтов, участник революционных событий 1848 г., полулегальных патриотических организаций, национальных волнений 1860-х годов. В 1874 г. Сватоплук в качестве журналиста побывал в России, посетив Кавказ, Одессу, Севастополь, Ялту, Новороссийск, Владикавказ. В период нахождения в России он изучил русский язык, и многие русские реалии впоследствии нашли отражение в его творчестве. URL: http://www.iitpedia.ru (дата обращения 1.12.2017).

налик выучился на телеграфиста, стал начальником небольшой станции, а затем получил место управляющего крупным кирпичным заводом.

В Москве жил также скульптор Вацлав Кафка, брат Антонина. По свидетельству Коваржика, подготовка 15-й Всероссийской промышленно-художественной выставки на Xодын-ском поле в 1882 г.* была по большей части делом рук чехов, особенно работы по устройству царского павильона. Они были поручены Вебру, который передал их Индре, а все скульптурные украшения сделал В. Кафка.

В Москве Коваржик познакомился и с инженером Xерин-гом, который позднее стал главным управляющим на заводе Рингхоффера** по выпуску первых чешских трамваев.

Xотя чешско-словацкая колония в Москве была весьма пёстрой по профессиональному, возрастному и имущественному составам, но чехи и словаки часто объединялись в различные союзы и общества (в отличие от США, где чешская и словацкая

* 15-я Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. стала наиболее крупной выставкой России XIX — начала ХХ вв. Она собрала четыре тысячи участников и миллион посетителей, представила изделия народов Российской империи, включая самые отдаленные провинции. На ее устройство было затрачено два миллиона рублей. На Ходынском поле, на площади в 30 гектаров, появилось 80 павильонов с центральным зданием в форме звезды, которое простояло на Ходынке до 1895 г. В нем устраивались и другие экспозиции, такие как Всероссийская ремесленная выставка 1885 г. и Французская торгово-промышленная выставка 1891 г. Кроме центрального здания было возведено еще девять главных павильонов. К главным выставочным постройкам относился и павильон, построенный для отдыха высочайших особ и выполненный в русском стиле с исключительно роскошной отделкой. Это здание сохранилось до сих пор. URL: http://tushinec.ru/?news_read=3116 (дата обращения 23.11.2017).

** В 1852 г. машиностроительные мастерские Рингхофферов были трансформированы в завод в пригороде Праги — Смихове, производство которого было сконцентрировано на изготовлении железнодорожного транспорта. Барон Франтишек Ринг-хоффер в 1871 г. основал пивоварню, и спустя три года появился легендарный бренд Velkopopovicky Kozel. URL: https://www.abw.by/archive/503/i-praga.htm (дата обращения 5.03.2017). С 1876 г. машиностроительная фирма Рингхоффера стала выпускать первые чешские трамваи сначала для пражской конки, а затем и для электрической дороги. В пражском трамвайном парке первой половины ХХ в. были исключительно трамваи от «Рингхоффера». После Второй мировой войны его предприятие было национализировано и переименовано в «Вагоны Татра Смихов». Трамваи Tatra экспортировались в СССР, Хорватию, Латвию, Германию, Румынию, Украину, Узбекистан и другие страны Восточного блока. В 1907 г. Рингхоффер создал Пражский автозавод («Prazské tovarny na automobily») по выпуску автомобилей. Эта компания под названием PRAGA Hostivar и поныне выпускает грузовики. URL: https://www.facebook.com/ GET.SPb/photos/a.1477713099120795.1073741828.1477284912496947/1576373959254 708/?type=1&theater (дата обращения 5.03.2017).

колонии существовали раздельно, никогда не смешиваясь)*, любили собираться и общаться на родном языке. В 1890-е годы в Москве уже действовало Австро-венгерское общество взаимопомощи, куда, наряду с немцами, входили и чехи. Правда, между чехами и немцами часто возникали разногласия, о чем сообщало генеральное консульство в Москве в министерство иностранных дел в Вену13.

В 1902 г. в Москве возник Чешский кружок, с 1904 г. он располагался на Ирининской улице**, в доме предпринимателя Й. Гумгаля. Управлял им комитет, секретарем которого был фабрикант Й. Йизбера, проживавший в Улановском переулке, в доме Красковского (кв. 14). Члены кружка собирались у Гумгаля либо в гостинице «Богемия» в Неглинном переулке, а иногда в Малом Эрмитаже, неподалеку от Большого театра. Членов Чешского кружка часто можно было встретить в кофейне-булочной Филиппова на Тверской улице. Кружок помогал соотечественникам получить хорошее место в России. Обязательными условиями для этого были: владение русским, немецким или каким-нибудь другим иностранным языком, какой-либо специальностью, а также наличие рекомендаций. При Чешском кружке имелось бюро для консультаций, поиска рабочих мест и предоставления информации русским, заинтересованным в установлении торговых и производственных контактов с чехами14.

Накануне Первой мировой войны под руководством Й. Павлика Чешский кружок превратился в своеобразный центр, который не только находил работу молодым способным чехам, приезжавшим из Чехии или переезжавшим из других российских регионов в Москву, но также приобретал и обменивал чешские книги и журналы, занимался благотворительностью, поддерживал контакты с чешскими корпорациями, осуществлял посредничество в отношениях с российскими партнерами в различных областях — искусстве, науке, спорте, экономических и торговых предприятиях15.

* Даже по Всероссийской переписи населения 1897 г. чехи и словаки учитывались вместе, составляя на тот момент более 50 тыс. человек.

** Ныне улица Фридриха Энгельса.

Чешский кружок поддерживал связь с гимнастическим обществом «Сокол», выделившимся в самостоятельную организацию и обосновавшимся в здании Промышленного училища на Минской площади. Первый сокольский кружок в Москве, появившийся в 1883 г., вскоре преобразовался в сокольское объединение16. Среди первых его членов были писатели А.П. Чехов* и В.А. Гиляровский, последний в 1892-1895 гг. даже являлся его председателем. В число основателей кружка входили представители известных купеческих родов и предпринимательских кланов: Николай Шустов, Сергей и Савва Морозовы и др.

Члены чешских и словацких организаций в России участвовали в неославянском движении, активизировавшемся в начале XX в. Так, председатель московского Чешского кружка Й. Гум-галь 18 мая 1909 г. приветствовал на чешском языке славянских гостей, заехавших в Москву после подготовительного совещания неославистов в Санкт-Петербурге17. Среди них находились чешские депутаты австрийского рейхсрата — Карел Крамарж, Вацлав Клофач, Йозеф Дюрих, староста чешских соколов Йозеф Шейнер и глава Живностенского банка Ярослав Прейс18.

На Б. Никитской улице в доме княгини Шаховской некоторое время находился Чешский физкультурный кружок. Информационный кружок располагался по двум адресам: на Тверской-Садовой ул., в д. 167, где секретарем состоял С. Коничек, и на Садово-Кудринской ул., во главе с профессором Ф.К. Шнеппом. В отеле «Bill», в помещении Австро-венгерского союза, собирались члены Свободного объединения чехов. Чехи и словаки входили в Славянский вспомогательный союз, находившийся на Кузнецком мосту в доме барона Джангарова.

В 1909 г. в Москве было основано Всеславянское общество «Славия» под председательством С.О. Коничека. Его участники собирались ежемесячно в доме Шипулиной в Ивановском проезде Петровско-Разумовского района. Чешско-славянский вспомоществовательный и информационный союз организовал

* А.П. Чехов был одним из 53 москвичей, подписавшихся под прошением на имя министра внутренних дел России об учреждении Московского гимнастического общества «Сокол», он платил взнос, но непосредственного участия в работе общества не принимал. См.: Гиляровский В.Я. Избранное в трех томах. Т. 1. М., 1960. С. 336.

А. Грабе в доме Милешина на Большой Тверской ул. В Газетном переулке располагалась пивная А. Калабиса. Местом встреч и посиделок для чехов являлся также ресторан «Новый Петергоф», где к их услугам всегда были чешские газеты и журналы.

В феврале 1914 г. в Москве образовалось Русско-чешское вспомогательное общество Яна Гуса, которое стремилось содействовать сближению русских с чехами и словаками (или, как тогда говорили, с «чехославянами/ чешско-славянами»). Согласно утвержденному 3 марта того же года уставу, Общество ставило своими целями: всесторонне изучать жизнь Яна Гуса и гуситское движение, способствовать сближению русских с «чехославянами» «на почве общих интересов», оказывать русским поддержку в их сношениях с «чешско-славянами», а также помогать приезжающим в Россию «чехославянам». Кроме того, в задачи Общества входило распространение русского языка и «правильных» сведений о России на Западе. Для достижения этих целей Общество предполагало: устраивать собрания, беседы, языковые и литературные курсы, лекции, вечера, спектакли, концерты, выставки и благотворительные базары. Оно выдвигало задачи: уделять внимание духовным нуждам чешских православных прихожан в России и русских, живущих в чешских и угорских (венгерских. — Е. С.) землях, способствовать обучению русских детей в чешских школах, а детей чехославян — в русских, исследовать нужды и быт русских подданных-чехославян, оказывать им содействие в трудоустройстве и консультациями о русском законодательстве, организовывать съезды по культурно-экономическому сближению, заботиться о больных и престарелых заслуженных деятелях славянского движения, учредить свой печатный орган, библиотеку-читальню с общежитием для приезжающих в Москву чехов и словаков, залом для чтения лекций и гимнастических упражнений, комнатой с образцами произведений чешских и словацких кустарей, произведений литературы и искусства, видами дачных и водолечебных местностей, интересных для развития туризма.

В Москве практически не существовало области, в которой бы не трудились чехи или словаки. Поэтому не удивительно, что с течением времени их московская колония лишь бога-

тела и становилась всё более влиятельной19. Именно в Москве уже после начала Первой мировой войны на призыв архитектора Родионова откликнулись чехи с идеей создать Чешскую дружину, а скульптор Аморт записался первым добровольцем. В Москве чешская депутация обратилась к Николаю II с просьбой об освобождении земель короны св. Вацлава20. Москва (наряду с Киевом, Петроградом и Варшавой) стала одним из главных центров чехословацкого национального движения в России. Но это уже следующий период жизни московских чехов и словаков.

Примечания

1 Jirásek J. Rusko a my. Dil III. Praha, 1945. S. 27.

2 Цит. по: Голец Р. Словацкие предприниматели в России накануне Первой мировой войны // Мифы-стереотипы-образы. Восприятие России в Словакии. Братислава-Йошкар-Ола, 2010. С. 35.

3 Там же.

4 Серапионова Е.П. Чехи в России (вторая половина XIX — начало ХХ в.) // Славянский альманах 2009. М., 2010. С. 196.

5 Цит. по: Голец Р. Словацкие предприниматели в России накануне Первой мировой войны. С. 34.

6 M.F. Raevskij a Slováci v 19. storoci / M. Danis, V. Matula. Bratislava, 2014. S. 95-96.

7 Ibid. S. 97.

8 Cesty na vychod. Cesi v korespondenci M.F. Rajevského. Ed. V. Doubek. Praha, 2006. S. 21-22.

9 Kovárík F. Zazitky a dojmy ruského Cecha za carstvi. Praha, 1932.

10 Ibid. S. 88-89.

11 Ульрих Иосифович (Осипович) Авранек. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_music/215/%d0%90%d0%b2%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%ba (дата обращения 20.11.2017).

12 Вячеслав Иванович Сук. URL: http://www.belcanto.ru/suk.html (дата обращения 20.11.2017).

13 Národní archiv CR (далее — NA). F. Ministerstvo zahranicnich veci Viden (MVZ/R). Kart. 18. Inv.c. 367. Sign. 1/2 78 (I.B).

14 NA. F. Národná Rada Ceská (NRC). Kart. 325. Inv.c. 156 (1909-1914).

15 Ibidem.

16 Kotov V. Sokolské hnuti v Moskve. Magisterská diplomná práce. Brno, 2015. S. 6.

17 Речь. 29 мая 1909 г.

18 Архив внешней политики Российской империи. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1909. Д. 3424. Л. 41.

19 Kovárík F. Zazitky a dojmy ruského Cecha za carstvi. S. 88-89.

20 Ibid. S. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.