Научная статья на тему 'Чехи и "чужие": социологическое измерение'

Чехи и "чужие": социологическое измерение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / NATIONAL MINORITIES / ИНОСТРАНЦЫ / FOREIGNERS / КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / CULTURAL INTEGRATION / АССИМИЛЯЦИЯ / ASSIMILATION / ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ / HABITS AND TRADITIONS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / INTERETHNIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коровицына Наталья Васильевна

В статье рассматривается современное отношение чехов к националь-ным меньшинствам и иностранцам, проживающим в стране. В центре внимания находитсяпроблема адаптации других национальностей к чешским привычкам и традициям. Делаетсявывод о довольно слабо выраженной толерантности чехов к другим культурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CZECHS AND THE “ALIEN': SOCIOLOGICAL DIMENSION

The article discusses the current attitude of Czechs to national minorities and foreigners,living in the country. The focus is on the problem of other nations adaptation to Czech habitsand traditions. The author comes to a conclusion that tolerance of Czechs to other national culturesis rather weak.

Текст научной работы на тему «Чехи и "чужие": социологическое измерение»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

УДК 748

Наталья Коровицына

ЧЕХИ И «ЧУЖИЕ»: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается современное отношение чехов к национальным меньшинствам и иностранцам, проживающим в стране. В центре внимания находится проблема адаптации других национальностей к чешским привычкам и традициям. Делается вывод о довольно слабо выраженной толерантности чехов к другим культурам.

Ключевые слова. Национальные меньшинства, иностранцы, культурная интеграция, ассимиляция, обычаи и традиции, толерантность, межэтнические проблемы.

Результаты большинства исследований совместной жизни чехов с национальными меньшинствами и мигрантами в ЧР не особенно благоприятны с точки зрения толерантности чешского общества. Исходя из данных European Value Study 1999, «чехов нельзя назвать чрезмерно любящими другие этнические группы, живущие в этой стране». Среди стран региона Центральной и Восточной Европы Чехия оказалась в середине по уровню ксенофобии, но по сравнению с западноевропейцами жители страны значительно больше отрицают имми-грантов1.

Если отношение к национальным меньшинствам в ЧР характеризуют в целом как невыраженное, вероятно, вследствие национальной гомогенности населения, у которого враждебность концентрируется в отношении цыган, то взгляды чешского общества на иммиграцию определяются как негативные. Отношение к иностранцам как причину национальной гордости за Чешскую Республику называет меньшинство - 38% опрошенных, тогда как 45% придерживается противоположного мнения2. Любопытно, выражающие гордость за свою страну менее ксенофобны - в Западной Европе наоборот. Представления чешского населения по поводу национальных меньшинств, постоянно проживающих в ЧР и «отвоевавших» свою культурную самобытность и интересы, более благоприятны, чем по поводу вновь прибывших иностранцев, которые еще долго будут восприниматься как «чужие». Даже в условиях относительно невысоких показателей иммиграции в 1990-е годы подавляющее большинство населения поддерживало ужесточение мер против нелегальных иммигрантов. С другой стороны, эмиграция по политическим причинам при коммунистическом режиме сделала чешское общество более толерантным по отношению к беженцам, страдающим от политических репрессий в собственной стране. Вместе с тем люди, привыкшие при прежнем

© Коровицына Наталья Васильевна - д.и.н., ведущий научный сотрудник Отдела Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: korovicyna@mail.ru Работа выполнена по теме НИОКТР АААА-А18-118011690201-2. DOI: http://dx. doi. org/10.15211/vestnikieran2201828

1 Burianek A. Xenophobia among the Czech population in the context of post-communist countries and Western Europe // Czech Sociological Review. 2001. № 1.

2 Cervenka J. Narodni hrdost obcanu CR. Tiskova zprava. Sociologicky Ostav AV CR. Praha, 11.06.2003.

режиме к враждебному отношению к чешским эмигрантам, не желают терпеть иммигрантов любого рода.

Поскольку у большинства чехов нет собственного опыта жизни за границей, неудивительно, что их отношение к иностранцам и особенно иммигрантам характеризуется такими понятиями, как «страх» и «осторожность». Некоторые изоляционистские идеи (экономической и культурной направленности) находят существенную поддержку в чешском обществе, в котором стремление к изоляционизму имеет глубокие исторические корни. К тому же скептицизм и прагматизм присущи чешскому национальному характеру, чем нередко объясняется достаточно подозрительное отношение чехов к иностранцам. Однако результаты опросов показывают не желание жить в изоляции от остального мира, а своего рода «оборонительную стратегию», т.е. стремление оградить Чешскую Республику от нежелательного иностранного влияния. 88% соглашались с утверждением: «чешские школы должны прилагать большие усилия для правильного обучения иностранным языкам». Причем недоверчивое отношение к иностранцам не сопровождается безоглядной лояльностью к собственному государству. Люди здесь невысокого мнения и о своей стране и нации. Лишь треть населения выражала желание поддерживать свою страну, даже если бы она развивалась в неправильном направлении (43% отказались). Более того, меньшинство предпочитает, чтобы Чехия преследовала собственные интересы, даже если бы это вело к конфликтам с другими народами, больше тех, кто не соглашается с такой политикой. Наконец, всего 15% респондентов соглашалось, что «мир был бы лучшим, если бы люди из других стран больше походили на чехов». Всего каждый пятый считал Чешскую Республику лучшим местом по сравнению с большинством других стран, хотя 70% предпочитало быть гражданином ЧР. Чем ниже образование и старше возраст, тем выше уровень изоляционизма. Типичные изоляционисты живут в сельской местности, придерживаются левой или крайне правой политической ориентации, обладают авторитарными взглядами, недоверчивы и субъективно ощущают себя принадлежащими к нижнему классу1.

Крайне трудно стать «истинным чехом» приехавшим в Чешскую Республику из-за границы людям нечешского происхождения. Половина опрошенных думает, что «невозможно стать настоящим чехом людям, не разделяющим чешских обычаев и традиций», усвоение которых важно для культурной интеграции в чешское общество. Те, кто не соответствуют традиционным культурным стандартам, согласно этому мнению, не могут стать чехами. Даже представитель этнического меньшинства, рожденный в ЧР, имеющий чешское гражданство, говорящий только по-чешски и всю жизнь проживающий в стране, не считается «истинным чехом», если его образ жизни слишком отличается от общепринятой нормы и если у него отсутствуют «чешские корни»2. Склонность чешского сознания к концепту национального государства проявляется в том, что лишь треть респондентов выражает согласие, что государство должно предоставлять помощь национальным меньшинствам для сохранения их

1 Nedomova A., Kostelecky T. The Czech national identity // Czech sociological review. 1997. № 1. S. 85.

2 Postoje k imigrantum. Pr., 2009. S. 80.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

исконных привычек и традиций. Но и среди тех, кто с этой помощью соглашается, почти половина считает, что люди, не разделяющие чешских привычек и традиций, не смогут в полной мере стать чехами. Сохранение культурной гомогенности чрезвычайно важно для чешского общества. Свыше половины (60%) респондентов думает, что для страны лучше, если разные расовые и этнические группы приспособятся и сольются с большинством общества, а не будут держаться за свои культурные особенности1.

На вопрос, должны ли иностранцы приспосабливаться к жизненным привычкам чешского населения, значительное большинство респондентов отвечает положительно, причем 3/5 утверждает, что иностранцы должны максимально приспосабливаться, а еще треть допускает частичное сохранение собственных обычаев. Лишь 5 человек из 100 позволяет иностранцам жить в ЧР согласно национальным традициям. Ситуация в этом вопросе не меняется на протяжении десятилетия2. В чешской среде существует зависимость между значением для людей поддержания национальных традиций и готовностью терпеть иные культуры в своей стране. Чем важней для человека национальная традиция, тем больше он убежден в том, что представители других культур должны приспосабливаться к чешским обычаям и привычкам. Международное сравнение показало сильное сходство восприятия последствий иммиграции в ЧР и остальных центральноевропейских странах, познакомившихся с ней относительно недавно, но чешское общество менее других склонно считать иммиграцию и рост культурного многообразия полезными для него.

Стремление ассимилировать, а не интегрировать другие народы сочетается у чехов с поддержкой рестриктивной политики по отношению к мигрантам. По мнению половины граждан, особенно малообеспеченных, - довольно стабильному в последние годы - в Чехии итак проживает слишком много иностранцев, за сокращение их численности высказывается 69%3. Адаптацию к жизни в ЧР подавляющее большинство - 91% - видит важной предпосылкой разрешения длительного пребывания в стране. Желание приспособиться наряду с криминальной безупречностью, языковой компетентностью и достаточной профессиональной квалификацией воспринимаются чешским обществом как главные факторы принятия государственными органами решения о предоставлении постоянного места жительства иностранцам. Даже родственные связи, например, объединение семей для чехов не важный фактор. Принимать иммигрантов, желающих заниматься в Чехии предпринимательством, не хочет половина опрошенных, причем 66% требует запрета на предпринимательство для иностранцев из некоторых стран. Для того, чтобы не считаться иностранцем в ЧР, также не очень важно владение недвижимостью в стране (мнение 43%), брак с представителем чешской нации (44%), принадлежность к белой расе (37%). Всего 3% опрошенных высказались

4

за предоставление возможности каждому желающему приезжать в страну и жить там .

1 Leontiyeva Y. Postoje k imigrantùm v Ceské republice // SDA info. 2006. roc. VIII. № 1.

2 Buchtik M. Postoje ceské verejnosti k cizincùm - brezen 2012. Tiskova zprava. Sociologicky ùstav AV CR. Praha, 16.04.2012.

3 Tabery P. Nazory verejnosti na usazovani cizincù v CR. Tiskova zprava. Sociologicky ùstav AV CR. Praha, 29.05.2012.

4Samanovà G. Nazory na pristëhovalectvi. Tiskova zprava. Sociologicky ùstav AV CR. Praha, 21.03.2005.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

У почти пятой части опрошенных в 2003 г. Центром изучения общественного мнения Института социологии АН ЧР обнаружен радикальный взгляд на мигрантов. Они считают, что мигранты вообще не должны длительно пребывать в ЧР, в стране своих проблем достаточно. Напротив, лишь очень небольшая часть респондентов (5%) против каких-либо ограничений по отношению к иностранцам. Еще более тревожные результаты получены в ходе исследования, проведенного одним из западных социологических агентств по заказу правительства Чехии в 2000 г. Им обнаружено, что сторонники ограничения иммиграционных потоков значительно представлены и среди людей высокообразованных, которые настаивали на своей точке зрения, даже если бы снижение иммиграции неблагоприятно сказалось на темпе экономического роста ЧР. Тем более респонденты без полного среднего образования часто придерживаются крайне рестриктивного мнения о политике государства по отношению к приезжим.

Со временем происходят, однако, позитивные перемены. Уровень ксенофобии чехов в 1999 г. по сравнению с аналогичным исследованием 1991 г. значительно понизился1. В начале 1990-х годов не испытывали чувство враждебности к людям по причинам их национальной принадлежности менее 60% опрошенных, а расовой принадлежности - всего 40%, но уже в начале первого десятилетия 2000-х годов это чувство было характерно соответственно только для 16% и 24%2. Показателен рост в ЧР с середины 1990-х годов доли браков, в которых хотя бы один из вступающих в брак был иностранцем. За период 1996-2006 гг. чешские граждане заключили свыше 50 тыс. смешанных браков или 8,6% всех ежегодно регистрируемых браков. Чаще всего заключались браки между иностранцем (словаком - 24% браков или немцем - 9,4%) и женщиной с чешским гражданством. В случае заключения брака мужчиной с чешским гражданством женщины имели словацкое (40,5%) или украинское (23,3%) гражданство3. Вместе с тем, если толерантность ко многим группам населения (старикам, бедным, богатым и др.) на рубеже столетий возросла, то к иностранцам - на фоне значительно возросших миграционных потоков - она уменьшилась .

Чехи считают сами себя этноцентристами5. Выше всего они оценивают представителей своей нации, чуть ниже словаков - народ, с которыми их объединяют глубокие исторические и культурные связи. Как показали социологические исследования, чем длительнее пребывание какого-либо меньшинства или группы мигрантов на территории ЧР, тем менее конфликтны его отношения с чешским населением. Единственное исключение составляют

цыгане. Они, несмотря на длительное проживание в стране и даже чешское гражданство,

6

воспринимаются чехами как самые иностранные «иностранцы»

1 Burianek A. Op. cit.

2 Chludilova I. Cizinci v Ceske republice // Nase spolecnost. 2003. № 1-2.

3 Vojtkova M. Demograficke Odalosti cizincuv v CR // Socioweb. 2007. № 12.

4 Havlik R. Postoje k cizincum a mensinam ve svetle sociologickeho vyzkumu // Paedeia: philosophical e-journal of Charles University. 2007. IV. № 1-2.

5 Postoje k imigrantum. S. 73.

6 Burianek A. Op. cit. S. 57.

Научно-аналитический вестник НЕ РАН, 2018, №2

В чешской среде имеет место чувство превосходства по отношению к Востоку, в том числе славянскому, и восхищение Западом. Вскоре после крушения коммунизма отмечались чрезвычайно высокие, пережившие кульминацию в первой половине 1990-х годов, затем явно уменьшившись, симпатии чехов к «культурно приемлемым» для них народам таких стран, как США, Великобритания, Франция, Австрия, в меньшей мере Германия. Напротив, на своих посткоммунистических соседей - Польшу и Венгрию - здесь сначала взирали «сверху вниз», и даже словаки и Словакия после раздела федерации не фигурировали во главе иерархии симпатий. Ситуация изменилась на рубеже столетий, когда Словакия возглавила эту иерархию, а две другие страны вышеградской четверки - Польша и Венгрия (в последние годы отношение к ним имело тенденцию ухудшения) - также оказались впереди1. Иное отношение чешского общества к мигрантам из бывшего советского блока и стран Азии. В 2001 г. чехи считали вдвое менее «симпатичными» украинцев и русских по сравнению с приехавшими из Великобритании и США2.

Отношение чехов к меньшинствам определяется преимущественно отличием их образа жизни и ценностей, а не этническими или расовыми отличиями. Это подтверждает отношение к соседству с людьми других национальностей. Большинство чехов спокойно относится к инонациональным соседям (лишь пятая часть опрошенных не желает жить рядом с ними), но не к мигрантам - независимо от места их прибытия. Более нежелательными соседями являются для них только душевно больные, люди с криминальным прошлым, алкоголики и наркоманы.

В целом, согласно результатам социологических опросов разных лет, в чешском обществе продолжает преобладать мнение, что иммиграция связана с негативными явлениями. Чехи боятся иммиграции, ставшей крупной проблемой для стран Западной Европы, и в меньшей степени, чем эти страны, испытывает позитивные ожидания от иммиграции. В 2018 г. почти три пятых (58%) чехов видят в приезжих других национальностей проблему для Чешской республики. Только каждый десятый опрошенный считает, что иностранцы не несут с собой никаких проблем. Хотя в месте жительства проблема мигрантов их лично довольно мало затрагивает3. Представляют проблему в месте жительства граждане другой национальности, приехавшие в ЧР в последние годы, главным образом для населения Праги (на нее и в целом Среднечешскую область приходится 45% приезжих4) и других крупных городов. Преимущественно негативная оценка проблемы иммиграции на общереспубликанском уровне и позитивная на локальном наблюдается на протяжении десяти лет проведения подобных исследований.

Высшую степень согласия в 2018 г. (64%) выражают опрошенные в вопросе о том, что иностранцы, длительно проживающие в ЧР, являются причиной роста преступно-

1 Cervenka J. Postoje cechü k jinym narodnostem a zemim // Socioweb. 2011. № 3.

2 Leontiyeva Y. Cizinci v CR: "my" a "oni"? // Nase spolecnost. 2003. № 3-4.

3Hanzlova R. Postoje ceske verejnosti k cizincüm - brezen 2018. Tiskova zprava. Sociologicky üstav AV CR. Praha, 18.4.2018.

4 Mensinova problematika v CR: komunitm zivot a reprezentace kolektivnich zajmü. Sociologicke studie/Sociological studies. 2010/6.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

сти. С этим тезисом не соглашается лишь десятая часть респондентов. Данный показатель характеризуется стабильностью в последнее десятилетие. 62% считают иностранцев причиной распространения болезней в Чехии, почти половина (46%) - угрозой образу жизни чехов (в 2015-2016 гг. наблюдался подъем этого показателя), 41% - угрозой роста безработицы в стране1. Усиливается, особенно в связи с последствиями финансового кризиса 2008 г., имевшее тенденцию сокращения восприятие мигрантов как конкурирующей дешевой рабочей силы - свыше 3/4 чешских граждан видит в ней угрозу и выступает за ограничение ее доступа в сферы производства с высокой безработицей. Причем за прошедшее десятилетие утвердилось мнение, что приоритет при приеме на работу иностранцев должен отдаваться приезжим из стран ЕС2. Свыше половины опрошенных в 2018 г. не соглашается, что иностранцы, длительно проживающие на территории ЧР, обогащают чешскую национальную культуру. Относительно стабильно на протяжении последнего двадцатилетия лишь четверть чехов соглашается, что приезжие обогащают культуру или способствуют экономическому развитию страны. За свою национальную идентичность опасается половина чешского общества. Хотя 80% опрошенных видит в снижающейся рождаемости и депопуляции угрозу будущему ЧР, всего 13% соглашается с представлением о том, что выходом из ситуации было бы разрешение большему числу иностранцев получать государственное гражданство Чехии3.

Негативное восприятие последствий иммиграции связано также с распространенным мнением, что государство не должно иметь по отношению к иностранцам, в том числе в сфере поддержки многообразия их культур, больших обязательств, а заботиться, прежде всего, о своих гражданах. Половина опрошенных думает, что правительство тратит на помощь меньшинствам и приезжим слишком много денег. Еще меньшее - 30% - согласие царит в вопросе, должно ли государство вообще поддерживать меньшинства. Чешская популяция продолжает относиться к иммиграции как к феномену, который представляет для государства, вынужденного за них «доплачивать», дополнительную финансовую нагрузку, а не облегчение.

Взгляды общества на политику правительства по отношению к приезжим поляризованы, причем недемократические подходы в отношении иностранцев находят довольно значительную поддержку. По мнению более трети респондентов, чешское государство должно настаивать на суверенном праве не принимать иностранцев, половина опрошенных с этим утверждением не соглашается. Общество разделено и в вопросе о правах иностранцев в ЧР: 41% респондентов считает, что законно проживающие иностранцы должны иметь одинаковые с остальными гражданами права, а 47% - против наделения иностранцев такими же пра-

1 Hanzlova R. Postoje ceske verejnosti k cizincüm - brezen 2018. Tiskova zprava. Sociologicky üstav AV CR. Praha, 18.4.2018.

2 Cervenka J. Postoje ceske verejnosti k zamestnavani cizincu. Tiskova zprava. Sociologicky üstav AV CR. Praha, 18.04.2012.

3 Samanova G. Hodnota ditete v individualnim zivote a pro spolecnost // Nase spolecnost. 2006. № 2.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

вами. Почти половина (46%) опрошенных выступает за дифференциацию прав иностранцев в зависимости от того, из какой страны они прибыли1.

Негативные взгляды чешской популяции часто формируются не на основе личного опыта и не как результат реальных межэтнических проблем. Важным и эффективным инструментом влияния на общественное мнение являются чешские СМИ, которые представляют «проблему приезжих» в ЧР в большинстве случаев в контексте, вызывающем негативные эмоции по отношению к мигрантам. В СМИ - для большинства населения единственном источнике информации о незнакомых иностранцах - проходит много сообщений о проблемах, связанных с ростом численности иностранцев и их повышенной преступностью, освещаются многочисленные ситуации подписания гражданами петиций против создания в их населенных пунктах центров размещения иностранцев. Все это вызывает беспокойство чехов по поводу представителей других национальностей, проживающих в ЧР. Исследования показывают, что личные контакты с иностранцами, как правило, способствуют более толерантному отношению к ним, поддержке возможности их неограниченного проживания в стране. В этом случае уменьшаются опасения по поводу конкуренции на рынке труда и преступности, возрастает вероятность признания экономического и культурного вклада иммигрантов. В целом, тезис «Чешская Республика принадлежит чехам и иностранцам тут нет места» не находит в обществе существенной поддержки2.

Националистическая сцена в ЧР отчетливо отделена от основных политических партий. В политическом мейнстриме чехом является тот, кто соответствует гражданской дефиниции чеха, независимо от его национального происхождения, хотя само чешское общество все больше склоняется к восприятию государства как этнического или национального образования. На вопрос: «Что вызывает в обществе социальное напряжение?» из 16 вариантов ответов на втором месте после «богатства» оказались «национальность, раса». Чехи, согласно данным некоторых опросов, воспринимающие свое сообщество как монолит, в котором нет места иностранцам3, видят угрозу его социальной сплоченности со стороны других народов4. Эксперты поэтому не исключают увеличения числа людей, симпатизирующих простым и быстрым решениям национального вопроса.

Можно заключить, хотя ксенофобия не характерна для Чешской Республики, где этнические напряжения не находят проявления в политической сфере, чешское общество в своей повседневной жизни недостаточно толерантное в национальном вопросе, хотя и склонно считать себя таковым5. Возросшая за последнее двадцатилетие трудовая миграция в Чехию привела к проявлениям нетолерантности, вызванным в сильной мере стереотипами экономического характера. Как и для населения других постсоциалистических стран, для чехов недостаточно свойственен культурный или религиозный плюрализм. Не в последнюю

1 Havlik R. Op. cit.

2 Postoje k imigrantüm. S. 82.

3 Tollarova B. Integrace cizincü v Cesku: pluralita, nebo asimilace? // Biograf. 2006 (39).

4 Havlik R. Op. cit.

5 Postoje k imigrantüm. S. 98.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

очередь в силу негативного исторического опыта чешская популяция - при всей невыраженности ее национальных чувств - на массовом уровне склонна к отрицанию концепта мульти-культурализма, требует ассимиляции людей других национальностей и не хочет, чтобы государство поддерживало их интеграцию. Защищая свой «чешский дом», люди здесь убеждены, что для их страны лучше, чтобы мигранты разделяли национальные привычки и традиции. В случае, если мигранты хотят оставаться в Чешской Республике продолжительное время, считают жители страны, а особенно пражане, они должны приспосабливаться к местным традициям и не посягать на складывавшуюся веками модель существования «чешского человека» и его окружения.

Список литературы/References

Buchtik M. Postoje ceske verejnosti k cizincum - brezen 2012. Tiskova zprava. Sociologicky ustav AV CR. Praha, 16.04.2012.

Burianek A. Xenophobia among the Czech population in the context of post-communist countries and Western Europe // Czech Sociological Review. 2001. № 1.

Cervenka J. Narodni hrdost obcanu cr. Tiskova zprava. Sociologicky ustav AV CR. Praha, 11.06.2003.

Cervenka J. Postoje cechu k jinym narodnostem a zemim // Socioweb. 2011. № 3.

Cervenka J. Postoje ceske verejnosti k zamestnavani cizincu. Tiskova zprava. Sociologicky ustav AV CR. Praha, 18.04.2012.

Chludilova I. Cizinci v Ceske republice // Nase spolecnost. 2003. № 1-2.

Hanzlova R. Postoje ceske verejnosti k cizincum - brezen 2018. Tiskova zprava. Sociologicky ustav AV CR. Praha, 18.4.2018.

Havlik R. Postoje k cizincum a mensinam ve svetle sociologickeho vyzkumu // Paedeia: philosophical e-journal of Charles University. 2007. IV. № 1-2.

Leontiyeva Y. Cizinci v CR: "my" a "oni"? // Nase spolecnost. 2003. № 3-4.

Leontiyeva Y. Postoje k imigrantum v Ceske republice // SDA info. 2006. roc. VIII. № 1

Mensinova problematika v CR: komunitni zivot a reprezentace kolektivnich zajmu. Sociologicke studie/Sociological studies. 2010/6.

Nedomova A., Kostelecky T. The Czech national identity // Czech sociological review. 1997. № 1. S. 85.

Postoje k imigrantum. Pr., 2009. S. 80.

Samanova G. Hodnota ditete v individualnim zivote a pro spolecnost // Nase spolecnost. 2006. № 2.

Samanova G. Nazory na pristehovalectvi. Tiskova zprava. Sociologicky ustav AV CR. Praha, 21.03.2005.

Tabery P. Nazory verejnosti na usazovani cizincu v CR. Tiskova zprava. Sociologicky ustav AV CR. Praha, 29.05.2012.

Tollarova B. Integrace cizincu v Cesku: pluralita, nebo asimilace? // Biograf. 2006 (39).

VojtkovaM. Demograficke udalosti cizincuv v CR // Socioweb. 2007. № 12.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

CZECHS AND THE "ALIEN': SOCIOLOGICAL DIMENSION

Author. Korovitsyna N. Doctor of history, leading research fellow of Institute of Europe RAS. Adress: 125009, Russia, Moscow, 11-3 Mokhovaya street. E-mail: korovicyna@mail.ru

Abstract. The article discusses the current attitude of Czechs to national minorities and foreigners, living in the country. The focus is on the problem of other nations adaptation to Czech habits and traditions. The author comes to a conclusion that tolerance of Czechs to other national cultures is rather weak.

Key words: national minorities, foreigners, cultural integration, assimilation, habits and traditions, tolerance, interethnic problems.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201828

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.