Научная статья на тему 'Чего боится Патрик бьюкенен?'

Чего боится Патрик бьюкенен? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
456
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Танасейчук Андрей Борисович

Рецензия на книгу: Бьюкенен П. Дж. На краю гибели / П. Дж. Бьюкенен ; пер. с англ. М. Башкатова. — М. : ACT, 2008. — 349 с. — (Серия Philosophy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чего боится Патрик бьюкенен?»

Онегина» и «Барышни-крестьянки» с рад-клифовской Аделиной из «Романа в лесу». Н. Д. Тамарченко и В. Б. Зусева аргументированно сопоставляют эти женские образы и выявляют глубинную связь. Исследователи приходят к выводу, что Лиза и Татьяна во-сходят к образу Аделины и наследуют такие черты героини сентиментального готического романа, как чувствительность и застенчивость в сочетании с бескомпромиссностью и уверенностью в себе.

Особого упоминания заслуживает способность исследователей предложить новые интерпретации хорошо известных сюжетов отечественной классики. Так, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, на первый взгляд, изученное произведение, однако Н. Д. Тамарченко обнаруживает параллели с повестью В. Гюго «Последний день приговоренного». Заслуженного внимания и анализа удостоены новеллы о вампирах А. Н. Толстого как яркий образец русской готики. А. А. Полякова отмечает, что их нельзя однозначно причислить к сентиментальной либо френетической готике: писатель успешно использует «поэтику неоднозначности» (поэтика снов, полу бредового состояния). Анализируя характер конфликта, наличие/отсутствие юмористического элемента, центральную идею, исследователь отграничивает повести «Упырь» и «Амена» от «Семьи вурдалаков» и других новелл и в различии жанров усматривает «интерес писателя к разным национальным вариантам литературной готики». Литературовед правомерно отмечает стремление Толстого к «обрусению» готики, к развитию традицион-

ных готических сюжетов в условиях исконно русских реалий.

Нарастающая временная отдаленность определяет глубокое, не всегда лежащее на поверхности растворение готических традиций в сюжетной канве произведения. Если в начале XIX в. авторов привлекают занимательный аспект готики, романтизированная экзотичность хронотопа и непредсказуемые повороты сюжета, то к середине XIX в. явным становится интерес к достижениям готической поэтики, психологии героев. Так, глубокое философское осмысление идей двойничества Н. Д. Тамарченко отмечает в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского, сопоставляя роман с «Эликсиром сатаны» Э. Т. А. Гофмана. По мнению литературоведа, эти произведения связаны темами «рока, борьбы добра и зла, этического выбора». Анализ чеховского «Черного монаха» приводит ученых к интересному выводу об опосредованном наследовании готических традиций в повести — через уже освоивший их роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», что наглядно отражает живость процессов адаптации и рецепции готических сюжетов на русской почве.

В целом данная монография представляется нам удачным исследовательским проектом, наглядно показывающим пути развития русской литературной готики в XIX — начале XX в. Книга, вне всякого сомнения, окажется полезной преподавателям, студентам, аспирантам-филологам и всем, кто интересуется судьбами русской литературы золотого и серебряного периодов отечественной словесности.

Н. А. Колыганова

ЧЕГО БОИТСЯ ПАТРИК БЬЮКЕНЕН?

Рецензия на книгу: Бьюкенен П. Дж. На краю гибели / П. Дж. Бьюкенен ; пер. с англ. М. Башкатова. — М. : ACT, 2008. — 349 с. — (Серия Philosophy).

Имя американского политика и политолога Патрика Бьюкенена хорошо известно в нашей стране. Его знают не только те, кто следит за политическими процессами в США (он два раза — в 1992 и в 1996 гг. —

баллотировался на пост президента страны, был советником Р. Никсона и Р. Рейгана),

но и те, кто серьезно занимается проблемами мировой и региональной политики, изучает динамику этнокультурных, социально-экономических и демографических процессов на Западе, особенности и векторы мировой глобализации. Несколько лет назад широкий международный обществен-

204

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 1

ный и научный резонанс вызвала публикация книги Бьюкенена «Смерть Запада», которая была переведена на основные языки мира, в том числе на русский (2003). Новая книга снабжена не менее зловещим, хотя и не совсем точным (в русском переводе) заглавием «На краю гибели» (в англоязычном оригинале ее название звучит как State of Emergency. The Third World Invasion and Conquest of America, что можно перевести: «Под угрозой. Вторжение Третьего Мира и завоевание Америки»). Она продолжает и развивает многие из тех идей и опасений, которые автор изложил в предыдущей работе. Однако, если «Смерть Запада» можно рассматривать в качестве попытки показать угрозы, которые нависли над западной (общемировой) цивилизацией в целом, то в настоящей книге в центре внимания Соединенные Штаты Америки и процессы, происходящие прежде всего в этой стране.

Одна из главных особенностей новой книги американского политолога — восприятие цивилизации США как цивилизации сформировавшейся в процессе становления самостоятельной американской нации. Взгляд этот не нов. Впервые данная идея была сформулирована еще в первой половине XIX в. А. де Токвилем в «Демократии в Америке». Эта концепция лежит в основании культурной модели цивилизации США, созданной американоцентризмом. В наши дни наиболее последовательными ее приверженцами являются такие видные американские ученые, как М. Лернер, А. Шлезингер и С. Хантингтон. Однако, в отличие от этих мыслителей, отстаивающих идеологическую природу американской нации, Бьюкенен утверждает, что не либеральная идеология является базисом национального единства, а уникальная культура американского народа. «Язык, культура и история связывают нацию воедино и отличают ее от других, — утверждает автор, — всякая истинная нация есть создание конкретного народа, отличного от остальных». Он пишет: «Чтобы стать нацией, люди должны верить в нацию и обладать общим наследием, общей историей и общей судьбой. Не имеет значения, к какой этнической группе мы принадлежим; американцы — вот наша истинная национальность, только так мы останемся нацией». П. Дж. Бьюкенен — яростный приверженец теории «плавильного тигля». Вслед за Дж. Ф. Кеннеди он повторяет, что американская нация — нация иммигрантов, отказавшихся от прежней этничности. Они впитали культуру новой родины, и она стала их

собственной. Процесс «переплавки» разноязычных иммигрантов в единую нацию — уникальное американское этническое сообщество — происходил успешно на протяжении более трехсот лет. Колонизация Запада, войны, которые вела страна, укрепили и сплотили нацию. Это был общий исторический опыт. Помогала общая религия, европейские корни большинства иммигрантов; пусть с большими трудностями, но постепенно преодолевалось и отчуждение между белыми и афроамериканцами. Но теперь, утверждает Бьюкенен, проверенный механизм адаптации и ассимиляции разрушается. Единая американская нация находится на пороге гибели. Автор указывает на ее причину — то, что он весьма образно называет «реконкистой» — массированное, хаотическое, неуправляемое и беспрецедентное по масштабам проникновение латиноамериканцев (преимущественно мексиканцев) в США. С цифрами в руках П. Дж. Бьюкенен доказывает, что легальная и нелегальная иммиграция мексиканцев в страну уже привела к тому, что коренные американцы (те, кого принято называть wasp — White Anglo-Saxon Protestant «белые протестанты англосаксонского происхождения» и которые являются основой американской нации) уже стали меньшинством на юго-западе США (в Калифорнии, Нью-Мексико и Техасе), а к 2050 г. перестанут быть большинством в собственной стране. Хотя «реконкиста» носит ненасильственный характер, от этого она не становится менее опасной. Она при-нимает вид культурной трансформации огромного куска территории США в мексиканскую провинцию, где доминирует латинская культура и откуда бегут англосаксы. Автор констатирует: «В отличие от иммигрантов столетней давности, которые навсегда прощались с родиной, поднимаясь на борт корабля, мексиканцы хранят верность отчизне. <...> Миллионы иммигрантов не желают становиться американцами и учить английский язык. <...> Благодаря испаноя-зычным радио и телевидению, кинематографу, газетам и журналам, мексиканская диаспора сотворила отдельную культуру и постепенно превращается в нацию внутри нас». Эти процессы представляет реальную угрозу для национального единства, запуская механизмы взаимного отчуждения и полиэтнич-ности. В свое время американский президент Т. Рузвельт утверждал: «Единственный абсолютно надежный способ привести эту страну к краху, лишить ее народ всякой возможности оставаться самим собой, заключается в том, чтобы превратить ее в змеиный

«Финно-угроведение. Филологические науки»

205

клубок враждующих национальностей». В сегодняшней Америке, по мнению Быокене-на, гипотетическая угроза превращается в реальность. Казалось бы, его легко упрекнуть в примитивном шовинизме, но он далек от наивного радения за чистоту крови. Автор не просто бьет тревогу, говоря: «Нашему национальному единству угрожает смертельная опасность, и не замечать этого — значит проявлять трусость», но вскрывает движущие силы пагубного явления и предлагает конкретные рецепты по исправлению ситуации. Движущую силу национальной дезинтеграции он обнаруживает в процессах мировой глобализации, персонифицированной американскими корпорациями, которые давно перестали быть национальными, и их интересы давно таковыми не являются. Именно они проводники, де-факто и де-юре, провозглашенного и осуществляемого в Америке мультикультурализма — фатального для США. Бьюкенен убедительно доказывает экономическую и социальную пагубность осуществления этой политики. Он утверждает, что для спасения Америки необходимо отказаться от программы «позитивных действий» и политики мультикультурализма, наиболее последовательными проводниками которой являются американские демократы, а республиканцы, боясь растерять электорат, трусливо им потворствуют. Необходимо изменить иммиграционное законодательство и вернуться к практике квотирования, которая успешно реализовывалась до 1965 г.; отказаться от практики амнистий для незаконных иммигрантов, лишить их права на бесплатную медицину, образование для детей и т. д.; прекратить практику «цепной иммиг-

1

Разговор о данной монографии, посвященной романам одного из наиболее значительных современных писателей США Филипа Рота, хотелось бы начать со слов о соевременности этой работы и ее значимости для российкой американистики. Дело в том, что на протяжении 1970 — середины 1980-х гг. в отечественной науке о зарубежной литературе (в том числе аме-

рации», когда ребенок нелегальных иммигрантов, родившийся в Америке, автоматически становится гражданином этой страны, что ведет к легализации множества родственников, не желающих становиться американцами — изучать язык, соблюдать законы, перенимать культуру новой родины. Если не принять эти непопулярные, но необходимые меры, Америка рискует вскоре превратиться в своего рода «Еврабию», как метко автор книги окрестил современную стремительно исламизирующуюся Европу (Россию в том числе).

На поверхностный взгляд, идеи, которые развивает американский политолог, отдают национализмом самого худшего толка. Однако для их адекватного восприятия необходимо помнить, что автор — яркий представитель той части американского общества, которую принято обозначать как консервативную. И это многое объясняет в его взглядах. Несомненно, П. Дж. Бьюкенен — человек думающий и неравнодушный, глубоко и искренне любящий свою страну и свой народ, что ярко демонстрирует его новая книга.

П. Дж. Бьюкенен писал книгу в Америке Джорджа Буша-младшего, которую сплотила трагедия 11 сентября. Конечно, его питала надежда, что консерваторы, находясь у власти, разделяют его опасения и поэтому смогут услышать его слова и ответить на угрозу делом. Но, как известно, на президентских выборах победил Барак Обама — к власти пришли демократы, в политике которых автор склонен видеть главную угрозу тому, чтобы Америка перестала быть Америкой.

А. Б. Танасейчук

риканской) усилиями ведущих специалистов был определен «канонический» ряд писателей, творчество которых олицетворяло «современную реалистическую литературу». Для США он выглядел примерно так: Дж. Апдайк, Дж. Болдуин, Дж. Джонс, Э. Л. Доктороу, Дж. Гарднер, У Стайрон, Дж. Хеллер. В зависимости от политической конъюнктуры и характера высказы-

ФИЛИП РОТ: ОТ «СЛУЧАЯ ПОРТНОГО»

до «ОПЕРАЦИИ ШЕЙЛОК»

Рецензия на книгу: Карасик О. Б. Этническое своеобразие романов Филипа Рота : монография / О. Б. Карасик. — Казань : ТГГПУ, 2009. — 136 с.

206

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.