Научная статья на тему 'Готическая традиция в русской литературе XIX — начала XX века: итоги и перспективы изучения'

Готическая традиция в русской литературе XIX — начала XX века: итоги и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1209
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колыганова Надежда Анатольевна

Рецензия на книгу: Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : РГГУ. 2008. — 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готическая традиция в русской литературе XIX — начала XX века: итоги и перспективы изучения»

ГОТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Рецензия на книгу: Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н. Д. Та-марченко. — М. : РГГУ. 2008. — 349 с.

Жанр готического романа, возникший во второй половине XVIII в., обогатил литературу новыми сюжетами и образами и оказал ощутимое влияние на жанровую систему европейской словесности. Явление литературной готики многие десятилетия подробно исследуется в работах западных ученых, что вполне объяснимо: готический роман и его модификации и сегодня популярен у массового читателя. Отечественная же наука долгое время оставалась в стороне от анализа судеб литературной готики в России и исследования влияния ее европейского «образца» на русскую прозу.

Становлению и развитию готической традиций в контексте отечественной литературы посвящена известная работа В. Э. Ва-цуро «Готический роман в России» (М., 2002), оставшаяся, к сожалению, неоконченной из-за безвременной кончины автора. Новым этапом в изучении данной проблемы стала рецензируемая книга. Ее авторы поставили перед собой задачу «уточнить существующие представления о каноне готического романа и его разновидностях, а также проследить трансформации, которым подверглась в русской литературе на протяжении столетия (от первой трети XIX в. до первой трети XX в.) художественная структура, сложившаяся на рубеже XVIII —XIX вв.» (с. 12). Подчеркнем сразу, что монография представляет особую ценность в плане возможности проследить продуктивность усвоения традиций европейского готического романа в контексте русской прозы, причем не только в жанре романа, но и в малых эпических жанрах.

Представляется логичным то, что непосредственному анализу конкретных произведений русской литературы предшествует введение В. Я. Малкиной и А. А. Поляковой «Канон готического романа и его разновидности», в котором сформирован и разъяснен основной терминологический аппарат проекта, а также представлены основные вехи в истории европейского готического романа. Авторы рецензируемой книги высвечивают проблемность определения устойчивых структурных признаков готического романа в литературоведении и убедительно, четко и логично выделяют инварианты жан-

ра. Под готическим каноном В. Я. Малкина и А. А. Полякова понимают особый комплекс присущих жанру инвариантов, как сюжетных, так и крмпозиционных: специфический хронотоп, характерное вступление, содержащее отсылку к Средневековью, «экзотичность» места действия, страшная тайна (истоки которой, как правило, кроются в глубоком прошлом) как сюжетообразующее событие, участие потусторонних сил в развитии сюжета, установка на достоверность. Конкретизируется и понимание еще одного центрального понятия — «готическая традиция»; авторы монографии делают важное замечание, что нельзя причислять литературное произведение к преемникам готической традиции, основываясь лишь на некоторых элементах структуры готического романа. «Только сохранение одной или нескольких инвариантных структурных особенностей готического романа позволяет относить то или иное произведение именно к традиции готического романа» (с. 32).

После четкого разъяснения понятийного аппарата авторы переходят к непосредственному анализу русской прозы. Книга разделена на три главы по хронологическому принципу («Проза первой трети XIX века», «Повесть и роман середины XIX века», «Проза конца XIX — первой трети XX века»). Такая рубрикация, на наш взгляд, весьма удобна, так как позволяет проследить развитие готической традиции на материале русской прозы во времени, а не статически.

В. Я. Малкина наглядно показывает, как в повестях А. А. Бестужева (Марлин-ского) синтезируются два начала — историческое и готическое. Последнее создается особым замковым хронотопом, фигурирующим во многих произведениях писателя, на тематическом уровне он заимствует и развивает тему мести, а в образной системе обязательно фигурирует колоритный герой-злодей. Синтез истории и готики В. Я. Малкина выделяет и в крупной эпической форме — романе «Огненный ангел» В. Брюсо-ва, который свидетельствует о незатухающем интересе отечественных литературных деятелей к готике.

Интересным авторским наблюдением становится соотнесение героинь «Евгения

«Финно-угроведение. Филологические науки»

203

Онегина» и «Барышни-крестьянки» с рад-клифовской Аделиной из «Романа в лесу». Н. Д. Тамарченко и В. Б. Зусева аргументированно сопоставляют эти женские образы и выявляют глубинную связь. Исследователи приходят к выводу, что Лиза и Татьяна во-сходят к образу Аделины и наследуют такие черты героини сентиментального готического романа, как чувствительность и застенчивость в сочетании с бескомпромиссностью и уверенностью в себе.

Особого упоминания заслуживает способность исследователей предложить новые интерпретации хорошо известных сюжетов отечественной классики. Так, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, на первый взгляд, изученное произведение, однако Н. Д. Тамарченко обнаруживает параллели с повестью В. Гюго «Последний день приговоренного». Заслуженного внимания и анализа удостоены новеллы о вампирах А. Н. Толстого как яркий образец русской готики. А. А. Полякова отмечает, что их нельзя однозначно причислить к сентиментальной либо френетической готике: писатель успешно использует «поэтику неоднозначности» (поэтика снов, полу бредового состояния). Анализируя характер конфликта, наличие/отсутствие юмористического элемента, центральную идею, исследователь отграничивает повести «Упырь» и «Амена» от «Семьи вурдалаков» и других новелл и в различии жанров усматривает «интерес писателя к разным национальным вариантам литературной готики». Литературовед правомерно отмечает стремление Толстого к «обрусению» готики, к развитию традицион-

ных готических сюжетов в условиях исконно русских реалий.

Нарастающая временная отдаленность определяет глубокое, не всегда лежащее на поверхности растворение готических традиций в сюжетной канве произведения. Если в начале XIX в. авторов привлекают занимательный аспект готики, романтизированная экзотичность хронотопа и непредсказуемые повороты сюжета, то к середине XIX в. явным становится интерес к достижениям готической поэтики, психологии героев. Так, глубокое философское осмысление идей двойничества Н. Д. Тамарченко отмечает в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского, сопоставляя роман с «Эликсиром сатаны» Э. Т. А. Гофмана. По мнению литературоведа, эти произведения связаны темами «рока, борьбы добра и зла, этического выбора». Анализ чеховского «Черного монаха» приводит ученых к интересному выводу об опосредованном наследовании готических традиций в повести — через уже освоивший их роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», что наглядно отражает живость процессов адаптации и рецепции готических сюжетов на русской почве.

В целом данная монография представляется нам удачным исследовательским проектом, наглядно показывающим пути развития русской литературной готики в XIX — начале XX в. Книга, вне всякого сомнения, окажется полезной преподавателям, студентам, аспирантам-филологам и всем, кто интересуется судьбами русской литературы золотого и серебряного периодов отечественной словесности.

Н. А. Колыганова

ЧЕГО БОИТСЯ ПАТРИК БЬЮКЕНЕН?

Рецензия на книгу: Бьюкенен П. Дж. На краю гибели / П. Дж. Бьюкенен ; пер. с англ. М. Башкатова. — М. : ACT, 2008. — 349 с. — (Серия Philosophy).

Имя американского политика и политолога Патрика Бьюкенена хорошо известно в нашей стране. Его знают не только те, кто следит за политическими процессами в США (он два раза — в 1992 и в 1996 гг. —

баллотировался на пост президента страны, был советником Р. Никсона и Р. Рейгана),

но и те, кто серьезно занимается проблемами мировой и региональной политики, изучает динамику этнокультурных, социально-экономических и демографических процессов на Западе, особенности и векторы мировой глобализации. Несколько лет назад широкий международный обществен-

204

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.