МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х
3-Кинореклама фильма "Водитель грузовика".
4-Анонс выступления камерного оркестра.
5-Логотип галереи изобразительных искусств "Аль-уасити".
6-Логотип. Голубь.
7-Реклама гастролей Ансамбля казахских классических танцев.
8-Плакат "Символы олимпийских игр".
9-Обложка журнала "Сирия".
10-Плакат "Создание семьи - залог здоровья и благополучия нации".
11-Анонс Первого фестиваля арабской песни в Дамаске.
© Аззи Руа Ахмад, 2016
УДК 78
Мамышева Людмила Андреевна
студентка 4 курса кафедры народного художественного творчества
ХГУ им. Н.Ф. Катанова г. Абакан, Российская Федерация Е-mail:[email protected]
ЧАТХАН В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ
Аннотация
Чатхан занимает центральное место в хакасской музыкальной культуре. Пройдя сквозь века, современный чатхан, не потерял своей популярности и значимости до сегодняшнего дня. На современном этапе чатхан изготавливается высококвалифицированными мастерами, что обеспечивает повышение качества с одновременным сохранением национального колорита.
Ключевые слова Чатхан, инструмент, струны, музыкальная культура.
Музыка сопровождала человека на протяжении многих тысячелетий. В ней отражалась его трудовая деятельность, быт, чувства и переживания. Каждый народ выработал характерные лады, ритмику, строение мелодии, создал самобытные национальные инструменты, которые во все времена являлись важным компонентом музыкальной культуры. Хакасские народные музыкальные инструменты состоят из нескольких групп: струнно-щипковые, струнно-смычковые, духовые, ударные и шумовые. Особое место в музыкальной культуре хакасов занимает чатхан - национальный хакасский инструмент, первоначально имевший вид небольшого, выдолбленного из цельного куска дерева, перевернутого корытца. Инструмент был небольшим по размеру, так как струны, свитые из конского волоса, не могли быть очень длинными. Сначала на инструменте закреплялось только 3-4 струны, затем добавка струн и изменение настройки потребовали увеличения размеров чатхана. Применение металлических струн, безусловно, улучшило звучание и увеличило размер до 1,5 метров [1, с. 6].
В настоящее время повсеместно распространенный чатхан имеет вид длинного прямоугольного ящика-резонатора, закрытого сверху и открытого снизу. Чаще всего используют чатханы следующих размеров: длина от 1200 до 1600 мм, ширина от 120 до 180 мм, высота от 100 до 120 мм. Делают его из кедра или ели и натягивают 6-9 металлических струн. Играют на чатхане правой рукой щипком, без медиатора, а левой - регулируют высоту звука, нажимая на струну за передвижными подставками - хазых. Настройка инструмента также производится передвижением подставок. Такой способ настройки является
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
древнейшим, изобретенным до появления колков. Так как струны были одинаковой толщины, то и подставки располагались по всей поверхности инструмента (повышение или понижение всей настройки фактически было возможно лишь в пределах большой терции или кварты). В народной исполнительской практике нет строго закрепленной высоты строя чатхана. Она зависит от многого - мужскому или женскому голосу предполагается аккомпанировать, пению или хаю, или исполнять сольные наигрыши. Раньше каждый сказитель настраивал чатхан по своему голосу.
При игре на чатхане играющий кладет один конец инструмента себе на колени, обращая его к себе струнами высокой настройки, а другой конец инструмента кладется на пол (на стул). Следует заметить, что само слово «чат-хан» состоит из двух частей: оба слога образуют сочетание «лежащий хан». Первые концертные чатханы, которые резко отличались от тех, что существовали в быту, сделал мастер А. Чебодаев. Продолжают работу по изготовлению этих инструментов - мастера и профессиональные музыканты С.Т. Чарков и П.Я. Топоев. В настоящее время чатхан изготавливается из специальных пород дерева - кедра или ели, струны натягиваются на специально изготовленные на фабрике подставки из твердых пород деревьев. Для натяжения струн используются колки. Все эти новшества сделали чатхан не только бытовым музыкальным инструментом, но и концертным, т.к. он стал соответствовать по звучанию и по форме сценическому.
Чатхан сопровождал человека всю жизнь от момента рождения до самой смерти. Ни одно событие не обходилось без чатхана: особая роль отводилась ему при погребальном обряде. Старые люди считали, что исполнение алыптых нымах успокаивает душу усопшего, а светлая оптимистическая концовка должна магически вызвать в жизнь семьи конечную победу над трудностями [1, с. 10]. В хакасском фольклоре сохранились предания о чатхане, а также сюжеты игры на чатхане теми или иными героями алыптых нымахов (сказаний о богатырях) или хайджи, образы которых связаны с чатханом. Так, в предании «Волшебный чатхан», повествуется история создания семиструнного чатхана, получившего название по имени своего творца. Повествование содержит два уровня реалистический и фантастический, соединенные как части одного целого. Сам пастух этот, старик Чатхан - создал волшебный инструмент из глубокого сочувствия к людям - тоже пастухам, которых бессчетное число, как и хакасских стад скота. Он решил облегчить их труд и добился своего, сделав ящик из досок и натянув на него конские волосы в качестве струн [2, с. 87 - 91]. В настоящее время чатхан используется в озвучивании хакасских спектаклей и сказок, он придаёт национальный колорит, что не может сделать ни один другой музыкальный инструмент.
Список использованной литературы:
1. Майнагашева В.Е. Хакасский чатхан и вопросы его происхождения (по мотивам фольклора) / В.Е. Майнагашева // Материалы I Международного симпозиума «Чатхан: история и современность». - Абакан, 1996. - с. 6 - 12.
2. Хакасские народные сказки. / Перевод на русск. яз., предисловие и примечание Б.И. Балтера. - Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1986. - 144 с.
© Мамышева Л.А., 2016