ЧАТ-КОММУНИКАЦИЯ И РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Н.А. Кубракова
Ключевые слова: чат-коммуникация, разговорная речь, непосредственное / опосредованное общение.
Keywords: chat-communication, colloquial speech, face-to-face interaction, computer-mediated
communication.
Любое новое явление или открытие, пусть даже самое незначительное, приковывает к себе внимание, требует изучения, порождает разнообразные догадки и гипотезы. Стоит ли в этом случае удивляться, что такое масштабное событие, как создание Интернета, вызвало всплеск интереса, не иссякающего на протяжении уже более 20 лет. Осмысление Интернета как новой среды взаимодействия людей началось в 70-х годах прошлого века в США и продолжается по сей день совместными усилиями исследователей разных стран. В своих исследованиях ученые прошли путь от утопических предположений (утверждений об отсутствии социальных, национальных, возрастных и гендерных различий у пользователей Интернета) до анализа конкретных данных, уточнивших или опровергнувших гипотезы «первооткрывателей». Значительную роль в этом процессе сыграли именно лингвисты.
Единственной реальностью в Интернете является текст, следовательно, успешное взаимодействие в сети зависит от того, в какой степени человек владеет языком и насколько развита у него коммуникативная компетенция. Добавим к этому, что, несмотря на специфические условия, в которых проходит взаимодействие людей в Интернете, оно протекает на естественном языке. Не вызывает сомнения тот факт, что язык в Интернете несет дополнительную нагрузку и аккумулирует все свои ресурсы для того, чтобы каждый человек мог достичь целей, которые он или она преследуют, заходя в Интернет. Однако вряд ли можно говорить об особом, новом языке Интернета. Подтверждением этому может служить употребление в текстовых сообщениях традиционных для письменного текста паралингвистических средств (шрифтов разных цветов и размеров, рисунков, фотографий) в разных функциях, использование языковой игры, подчеркивающей игровой и карнавальный характер общения в отдельных видах сетевого общения. Особое место в ряду вопросов взаимодействия в Интернете, особенно в синхронных его разновидностях, занимает усиление разговорности.
Воздействию разговорности в Интернете подвергаются научные, деловые, официальные публикации. Сохраняя в целом свои ведущие особенности, они становятся более непринужденными, диалогичными и экспрессивными. В некоторых видах сетевых СМИ журналисты специально используют огромный арсенал средств для усиления эффекта разговорности [Трофимова, 2004]. Однако самое яркое проявление этой тенденции отмечается в чат-коммуникации [Трофимова, 2004; Галичкина, 2003; Макаров, 2005].
Прежде чем перейти к рассмотрению того, как проявляется разговорность в чат-коммуникации и как она соотносится с ее текстовой формой, охарактеризуем исследуемый нами материал. Мы сопоставляем сходные русскоязычные и англоязычные чаты, которые обладают рядом лингвокультурных различий. Несмотря на данные различия, рассматриваемые чаты проявляют схожие тенденции в соотношении с разговорной речью.
При этом чат-коммуникация, по нашему мнению, не представляет собой монолитное образование. В зависимости от целей пользователей мы выделяем в ее рамках три группы чатов: специализированные (в нашем случае педагогические чаты) и развлекательные (к этой группе можно отнести и чаты-«болталки», и тематические чаты (хотя данное название в некоторой степени условно, так как традиционно считается, что пользователи в чатах редко придерживаются единой темы), чаты знакомств. Общение в этих группах чатов имеет ряд отличий. Приведенная классификация не претендует на исчерпывающий характер и может быть уточнена, мы же используем ее для того, чтобы более полно и объективно описать явление в целом и избежать ошибочных обобщений.
Очевидно, что указание на усиление разговорности в чат-коммуникации отсылает нас к основным характеристикам разговорной речи. К ним принято относить непосредственность, неофициальность, непринужденность, ситуативность, диалогичность, спонтанность, устность [Сиротинина, 1974; Земская, Китайгородская, Ширяев, 1981; Miller, Weinert, 1998]. Эти признаки являются экстралингвистическими условиями существования разговорной речи.
Интернет - продукт современных компьютерных технологий со сложным переплетением различных систем и сетей и определенным набором технических особенностей, которые определяют характер взаимодействия пользователей. Специфика компьютерной среды оказывает влияние и на функционирование языка на разных его уровнях. Перечисленные характеристики естественной разговорной речи также подвергаются некоторым изменениям, хотя и в разной степени. Рассмотрим последовательно их трансформацию.
Под непосредственным общением понимается «общение двух или нескольких лиц, не разделенных ни временем, ни пространством, ни «трибуной»» [Сиротинина, 1974, с. 19]. Кроме того, обязательным условием непосредственного взаимодействия является использование других каналов передачи информации (зрительного, слухового) [Сиротинина, 1974; Якубинский, 1986]. Чат-коммуникация осуществляется посредством компьютера и уже поэтому должна считаться опосредованной, к этому можно добавить, что чат-коммуникация в текстовой форме лишена естественных паралингвистических средств (мимики, жестов, интонации), которые составляют значительную часть непосредственного общения. Отличия прослеживаются и в терминологии: в западной традиции чат-коммуникация вместе с прочими разновидностями общения в сети обозначается термином computer-mediated communication (общение, опосредованное компьютером) и противопоставляется face-to-face communication (непосредственное общение).
Неофициальность, под которой в разговорной речи подразумевается «наличие неофициальных отношений между говорящими» и «отсутствие установки на официальное общение», ярко проявляется в чат-коммуникации и даже усиливается вследствие действующей в ней анонимности [Земская, Ширяев, 1988, с. 124]. Мы, однако, уже отмечали, что исследуем разные по своей направленности чаты, и должны отметить, что в специализированных (например, педагогических) чатах общение скорее можно назвать официальным.
Особый интерес представляет фактор ситуативной обусловленности разговорной речи. В рамках чат-коммуникации, на наш взгляд, он получает несколько иную интерпретацию. Мы согласны с Г.Н. Трофимовой, которая утверждает, что в пространстве Интернета отсутствует ситуативная обусловленность, «восполняющая смысл, не выраженный словесно, любые недосказанности и речевые неточности», остаются лишь такие ее параметры, как общая апперцепционная база участников общения и их личностные характеристики [Трофимова, 2004, с. 132]. Хотелось бы, тем не менее, добавить, что роль ситуации от этого не уменьшается.
О.А. Лаптева предлагает различать два значения термина «ситуация»: 1) реальная предметная обстановка речи; 2) общая обстановка речи [Лаптева, 1976, с. 56]. Именно на первое значение ссылается Г.Н. Трофимова: в сети стерты пространственные и временные координаты, а пользователи лишены своих физических тел и полагаться можно только на текстовые сообщения. Большее значение, на наш взгляд, приобретает второе толкование ситуации. Общая обстановка речи определяет «выбор той или иной конструкции из общего арсенала средств» и обусловливает появление в чат-коммуникации множества сокращений, акронимов, эллиптических конструкций, речевых шаблонов [Лаптева, 1976, с. 58].
Кроме того, ситуация как некое «положение дел» активно проникает в общение в чатах. Происходит это по-разному: 1) ситуация, которая окружает пользователя по ту сторону экрана, по каким-то причинам (необходимость посоветоваться, пожаловаться, похвалиться) становится темой обсуждения; 2) изменение ситуации влияет на протекание общения (контакт прерывается или возобновляется). Ситуация является неотъемлемой частью общения во всех выделенных нами группах чатов.
Чат-коммуникация - общение неограниченного числа пользователей в режиме реального времени, которое представляет собой обмен текстовыми сообщениями. Эти сообщения образуют огромный полилог, который может распадаться на множество диалогов. В целом, диалог в чат-коммуникации организуется по принципам организации диалога в непосредственном общении, но следование реплик определяется не естественным ходом диалога, а техническими особенностями системы. Так, зачастую трудно вычленить в сплошной ткани текста диалоги между отдельными собеседниками, поскольку сообщения пользователей не организованы по правилам логики, а отображаются на экране в хронологическом порядке по мере их отправления. Иногда пользователь печатает новое сообщение, не получив ответа на предыдущее, что создает впечатление сумбурности. По этой же причине не характерны для диалогов в чат-коммуникации перебивы.
С разговорным диалогом чатовский диалог сближает и сохраняющаяся в нем политематичность [Матвеева, 1994]. Говоря о политематичности в чате, мы не имеем в виду предельно краткие диалоги, которыми изобилует чат-коммуникация. Они имеют стандартное наполнение и строятся вокруг одной темы. Не обладают свойством политематичности и разговоры в педагогических чатах: общение в них строится вокруг одной стержневой темы. Политематичность - характеристика достаточно продолжительных диалогов в развлекательных чатах и чатах знакомств. Самыми популярными темами являются ники, местонахождение пользователей, их возраст, внешность, работа, хобби, компьютерные игры, фильмы; нередко чаты сами становятся темой обсуждения.
В связи с письменной формой существования чат-коммуникации возникает вопрос о возможности применения к ней таких характеристик, как спонтанность и устность. Г.Н. Трофимова утверждает, что речь неформального общения на неофициальных сайтах в целом соответствует своему аналогу в непосредственном общении, сохраняя особенности последнего: устность, спонтанность, одноразовость и индивидуальность [Трофимова, 2004, с. 131]. Действительно, разговоры в чатах, которые относятся к синхронным видам взаимодействия в сети, требуют от пользователя почти немедленного ответа на сообщение, что ведет к снижению контроля за речью. Такое сосуществование письменной и устных форм дает основание говорить о возникновении в Интернете нового письменно-устного типа речи [Трофимова, 2004].
Однако и Г.Н. Трофимова, и другие исследователи признают, что письменная форма и время на обдумывание и корректировку высказывания вносят изменения в чат-коммуникацию, при этом отмечается большая упорядоченность грамматических форм, синтаксических конструкций, свойственных устной речи [Трофимова, 2004; Смирнов, 2004]. Проведенный нами анализ показал, что меньше всего подобная упорядоченность проявляется в развлекательных чатах и чатах знакомств, в то время как в педагогических чатах возрастает внимание к форме выражения, резко снижается использование «устных» элементов, увеличивается длина высказывания.
Учитывая результаты сопоставления общения в чатах с основными экстралингвистическими параметрами разговорной речи, можно описать чат-коммуникацию как опосредованное общение, которое, несмотря на определенную отсроченность реакции на сообщение и письменную форму, характеризуется спонтанностью, ведущей к появлению «устных» элементов. Чат-коммуникация сохраняет диалогичность и ситуативную обусловленность (с указанными уточнениями), присущие непосредственному общению. Проявление фактора неофициальности, а также тематическая организация диалогов и степень упорядоченности синтаксических конструкций и грамматических форм зависят от типа чата по его направленности и цели.
Литература
Галичкина Е.Н. Прагмалингвистичекие характеристики жанра «Чат» в компьютерном общении // Аксиологическая лингвистика: проблемы коммуникативного поведения. Волгоград, 2003.
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь : Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.,
1981.
Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: итоги и перспективы исследования // Русистика сегодня. Язык: система и ее функционирование. М., 1988.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976.
Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. Саратов, 2005. Вып. 4: Жанр и концепт.
Матвеева Т.В. Непринужденный диалог как текст // Человек - текст - культура. Екатеринбург, 1994.
Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках : дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2004.
Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: Концептуальносущностные доминанты). М., 2004.
Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986.
Miller J., Weinert R. Spontaneous Spoken Language Syntax and Discourse. Oxford, 1998.