Научная статья на тему 'Частота выполнения утренней гимнастики и закаливающих процедур среди учащихся'

Частота выполнения утренней гимнастики и закаливающих процедур среди учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
633
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ученики / утренняя гимнастика / закаливание / анкетирование / спорт / здоровый образ жизни / физическая культура. / pupils / morning gymnastics / hardening / survey / sports / healthy lifestyle / physical culture.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.Э. Абдусаматова, Л.М. Башарова, З.Ф. Мавлянова, Ж.А. Камилов

Проведено анкетирование 514 учащихся от 7 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательной школе, академическом лицее и профессионально-техническом колледже г.Ташкента (1-ая группа – учащиеся-спортсмены и 2-ая группа – дети, не занимающиеся спортом). Определено, что в среднем 30% обследованных детей систематически выполняют утреннюю гимнастику. Учащиеся проводят закаливающие процедуры, отдавая предпочтение приему контрастного душа (46%), выполнению дыхательной гимнастики (32%) и обтиранию тела холодным полотенцем (28%). Выполнение утренней гимнастики и закаливания, с использованием естественных сил природы, в большей степени характерно для учащихся систематически занимающихся спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.Э. Абдусаматова, Л.М. Башарова, З.Ф. Мавлянова, Ж.А. Камилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FREQUENCY OF MORNING EXERCISES AND TEMPERING PROCEDURES AMONG THE PUPILS

There were surveyed 514 pupils from 7 to 18 years, enrolled in secondary schools, academic lyceums and vocational technical college of Tashkent city (1st group pupils, athletes, and the second group the children are not involved in sports). It was determined that on average, 30% of children surveyed systematically perform morning exercises. Students spend tempering procedures, preferring reception contrast shower (46%), performance of breathing exercises (32%) and a cold towel wiping body (28%). Perform morning exercises and hardening, with natural forces, mostly characteristic of students regularly engaged in sports.

Текст научной работы на тему «Частота выполнения утренней гимнастики и закаливающих процедур среди учащихся»

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ CHAPTER 2. THEORETICAL DISCIPLINE

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ

HYGIENE AND ECOLOGY

УДК 613.95

1 Б.Э. АБДУСАМАТОВА, 1 Л.М. БАШАРОВА, 2 З.Ф. МАВЛЯНОВА, 3 Ж.А. КАМИЛОВ

1НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний МЗ РУз, Ташкент, Узбекистан 2Самаркандский гоударственныймедицинский институт, Самарканд, Узбекистан 3Ташкентский Государственный стоматологический институт, Ташкент, Узбекистан

ЧАСТОТА ВЫПОЛНЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

Проведено анкетирование 514 учащихся от 7 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательной школе, академическом лицее и профессионально-техническом колледже г.Ташкента (1-ая группа - учащиеся-спортсмены и 2-ая группа - дети, не занимающиеся спортом). Определено, что в среднем 30% обследованных детей систематически выполняют утреннюю гимнастику. Учащиеся проводят закаливающие процедуры, отдавая предпочтение приему контрастного душа (46%), выполнению дыхательной гимнастики (32%) и обтиранию тела холодным полотенцем (28%). Выполнение утренней гимнастики и закаливания, с использованием естественных сил природы, в большей степени характерно для учащихся систематически занимающихся спортом. Ключевые слова:ученики,утренняя гимнастика, закаливание, анкетирование, спорт, здоровый образ жизни, физическая культура.

В последние годы роль здорового образа жизни, включая занятия физической культурой и спортом, возрастает и приобретает качественно новое значение. Это объясняется повышением их социальной значимости и превращением в самостоятельное звено экономической и политической жизни многих стран мира, в том числе и Узбекистана, когда физическая культура становится объединяющей силой и элементом национальной идеи. Особое внимание сегодня уделяется развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с различными категориями населения, и особенно с детьми и молодежью [2, 4]. Основными режимными моментами в суточном бюджете времени учащихся, помимо учебных занятий в учебном заведении и в домашних условиях, занятий творческой деятельностью и общественно полезным трудом, работы по домашнему хозяйству, приема пищи, отдыха и сна, являются такие динамические виды деятельности, как утренняя зарядка, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, занятия в танцевальных кружках, активные игры и прогулки на свежем воздухе, а также активный отдых в выходные дни и каникулы [5].

По данным научных исследований структура режима дня, присущая большинству учащихся общеобразовательных школ, характеризуется тем, что занятия в школе занимают 5,5 часов в день; почти 43% - затрачивают на подготовку уроков до 2-х часов в день; около 40% - посвящают до 1,5 часов в день просмотру телевизионных программ; почти 48% - отводят до 1-го часа в день компьютерным играм; 63% - до получаса в день занимаются работой по дому и лишь - 52% школьников посвящают до получаса в день прогулкам [8]. Систематическое и планомерное проведение детьми утренней гимнастики способствует улучшению функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию двигательных способностей и улучшению физической подготовленности детей [1, 3].

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач: улучшается деятельность ведущих

систем организма, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь - органов дыхания, вырабатывается способность переносить резкие колебания метеорологических факторов, повышается выносливость организма [7].

Целью настоящего исследования явилась сравнительная оценка количественного состава детей, самостоятельно занимающихся утренней зарядкой и проводящих закаливающие процедуры, в зависимости от уровня их двигательной активности.

Объекты, объем и методы исследования. Для достижения поставленной цели проведено анкетирование 514 учащихся от 7 до 18 лет (237 девочек и 277 мальчиков), обучающихся в общеобразовательной школе, академическом лицее и профессионально-техническом колледже г.Ташкента. В зависимости от уровня двигательной активности, все обследованные дети были разделены на 2 группы: 1-ая группа - учащиеся-спортсмены и 2-ая группа - дети, не занимающиеся спортом.

В работе использован метод математической статистики: произведен расчет средней арифметической величины (М), ошибки средней арифметической величины (т), коэффициента Стьюдента (Ц. Различия считались статистически значимыми при достигнутом уровне значимости Р<0,05.

Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом». Результаты и их обсуждение. Анкетный опрос показал, что утренней гимнастикой постоянно занимаются в среднем 27% детей, причем дети 1-ой группы - в 1,7 раза чаще, по сравнению со сверстниками 2-ой группы (34±3,31 против 20±2,36%, Р<0,001) (таблица 1).

Таблица 1 - Количественное распределение детей, в зависимости от выполнения утренней гимнастики и закаливающих процедур, %

№ Показатель частоты и продолжительности занятий Группа Р

1-ая 2-ая

М ±m М ±m

утренняя гимнастика

1 постоянно 34,0 3,31 20,0 2,36 <0,001

2 иногда 56,0 3,47 70,0 2,70 <0,01

3 не занимаются 11,0 2,19 10,0 1,77 -

прод олжительность утренней гимнастики, мин

1 10-15 65,0 3,45 70,0 2,77 -

2 30 21,0 2,95 20,0 2,42 -

3 45 4,0 1,42 5,0 1,32 -

4 60 10 2,17 5,0 1,32 <0,05

обтирание

1 постоянно 32,0 3,52 24,0 2,62 -

2 иногда 30,0 3,45 40,0 3,01 <0,05

3 не проводят 38,0 3,66 36,0 2,95 -

контрастный душ

1 постоянно 46,0 3,73 45,0 3,07 -

2 иногда 36,0 3,59 30,0 2,83 -

3 не принимают 18,0 2,87 25,0 2,67 -

дыхательная гимнастика

1 постоянно 37,0 3,68 26,0 2,69 <0,05

2 иногда 42,0 3,76 42,0 3,03 -

3 не делают 21,0 3,11 32,0 2,86 <0,01

солнечные ванны

1 постоянно 14,0 2,69 8,0 1,70 -

2 иногда 38,0 3,76 35,0 2,98 -

3 не принимают 48,0 3,87 57,0 3,09 -

ножные ванны

1 постоянно 26,0 3,35 18,0 2,39 -

2 иногда 42,0 3,77 51,0 3,11

3 не принимают 32,0 3,57 31,0 2,87 -

Время, затрачиваемое на занятия физическими упражнениями в домашних условиях, среди детей 1-ой и 2-ой групп не отличалось: в 67,5% случаев составляло в среднем 10-15 минут, в 20,5% случаев - до 30 минут, в 5,5% случаев -до 45 минут. Тогда как 10% детей 1-ой группы и, в 2 раза меньше, учащиеся 2-ой группы тратят на самостоятельные физические упражнения около 1-го часа суточного бюджета времени (Р<0,05).

Одним из элементов здорового образа жизни являются закаливающие процедуры: обтирание, контрастный душ, дыхательная гимнастика, солнечные ванны, ножные ванны и прогулки на свежем воздухе.

Выявлено, что 28% детей ежедневно проводят обтирание тела холодным полотенцем, 35% - иногда, а 37% детей данную процедуру никогда не проводили и не проводят. Причем количество детей-спортсменов, которые постоянно проводят обтирание тела в 1,3 раза больше, чем среди сверстников 2-ой группы (32±3,52 против 24±2,62%, Р>0,05). Контрастный душ постоянно принимают равное количество детей - 45,5%, иногда - 33% и не принимают - 21,5%. Достоверного различия между сравниваемыми группами по частоте приема контрастного душа не выявлено. Дыхательная гимнастика способствует улучшению экскурсии диафрагмы и легочной вентиляции, а также способствует улучшению обменных процессов в организме. Определено, что дыхательную гимнастику постоянно выполняют 31,5% учащихся, иногда - 42% и не выполняют - 26,5%. Среди учащихся-спортсменов число детей, выполняющих дыхательную гимнастику, в 1,4 раза больше (37±3,68 против 26±2,69%, Р<0,05), а не выполняющих - в 1,5 раза меньше (21±3,11 против 32±2,86%, Р<0,01), по сравнению со сверстниками 2-ой группы.

Результаты анализа по количеству детей, принимающих солнечные ванны, показали отсутствие достоверных различий между сравниваемыми группами, хотя число учащихся-спортсменов, принимающих солнечные ванны в 1,8

раза больше по сравнению с учащимися не спортсменами (14±2,69 против 8±1,70%, Р>0,05).

Ножные ванны постоянно принимают 22% детей, в том числе 26±3,35% - учащихся-спортсменов и 18±2,39% - детей 2-ой группы (Р>0,05). С целью закаливания организма, 1/3 часть учащихся никогда не принимали ножные ванны. Пребывание на открытом воздухе также обеспечивает закаливание организма. Определено, что прогулки на открытом воздухе ежедневно совершают 61,5% учащихся, иногда - 30% и около 9% - практически не бывают на свежем воздухе. Достоверных различий между детьми 1-ой и 2-ой групп не выявлено. 28,5% детей бывают на свежем воздухе до 30 минут в день: несколько меньший удельный вес таковых детей встречался среди учащихся-спортсменов (24,8±2,97 против 32,1±2,72%, Р>0,05). Почти 28% учащихся проводят время на свежем воздухе до 1-го часа в день (26,1±30,9 и 29,9±2,74%, Р>0,05), 29,5% - от 1-го до 2-х часов (31±3,26 и 28±2,69%, Р>0,05) и лишь 14% учащихся бывают на свежем воздухе до 3-х часов в день, причем в данной группе детей-спортсменов было почти в 2 раза больше (18,3±2,71 против 9,8±1,80%, Р<0,05).

Таким образом, учащиеся, в большей степени - дети-спортсмены, ежедневно проводят закаливающие процедуры: в среднем в 45,5% случаев дети принимают контрастный душ (Р>0,05), в 31,5% случаев - выполняют дыхательную гимнастику (Р<0,05), в 28% случаев - проводят обтирание тела холодным полотенцем (Р>0,05), в 27% случаев -занимаются утренней зарядкой (Р<0,001), в 22% случаев -принимают ножные (Р>0,05) и в 11% случаев - солнечные ванны (Р>0,05); 43,5% детей ежедневно пребывают на свежем воздухе от 1-го до 3-х часов в день. В результате исследований были разработаны методические рекомендации, в которых отражены правила проведения утренней физической зарядки и разработаны примерные варианты 3-х комплексов упражнений для детей школьного возраста; приведены правила и принципы закаливания детей с использованием естественных сил природы [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алифанова Л.А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма / / Педиатрия. - 2002. - № 6. - С. 9-12.

2 Ахметшина Э.И. Педагогические условия совершенствования процесса формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2006. - 22 с.

3 Бачиева Э.Ю. Научно-теоретические основы развития системы валеологического образования младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2004. - 18 с.

4 Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2002. - 240 с.

5 Еремина О.Л. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома: 2006. - 21 с.

6 Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Исакова Л.И., Башарова Л.М. Физическое воспитание и гигиенические нормы двигательной активности учащихся //Метод. рекомендации. - Ташкент: 2015. - 29 с.

7 Мартынюк Н.С. Оздоровительное воздействие закаливающих процедур на регуляцию некоторых показателей гемодинамики у лиц разного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Минск, 1997. - 18 с.

8 Силаева Н.А. Формирование рационального двигательного режима учащихся 10-12 летнего возраста в процессе школьного физического воспитания: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 22 с.

1 B.E. ABDUSAMATOVA, 1 L.M. BASHAROVA, 2 Z.F. MAVLYANOVA, 3 ZH.A. KAMILOV

1Research institute of sanitation, hygiene and occupational diseases of the MH RUz, Tashkent, Uzbekistan 2Samarkand state medical institute, Samarkand, Uzbekistan 3Tashkent state institute of Dentistry, Tashkent, Uzbekistan

THE FREQUENCY OF MORNING EXERCISES AND TEMPERING PROCEDURES AMONG THE PUPILS

Resume: There were surveyed 514 pupils from 7 to 18 years, enrolled in secondary schools, academic lyceums and vocational technical college of Tashkent city (1st group - pupils, athletes, and the second group - the children are not involved in sports). It was determined that on average, 30% of children surveyed systematically perform morning exercises. Students spend tempering procedures, preferring reception contrast shower (46%), performance of breathing exercises (32%) and a cold towel wiping body (28%). Perform morning exercises and hardening, with natural forces, mostly characteristic of students regularly engaged in sports. Keywords: pupils, morning gymnastics, hardening, survey, sports, healthy lifestyle, physical culture.

УДК 614:314:623.454.8(574)

М.К. АМРИН 1, А.М. ОРАЗЫМБЕТОВА 1, Г.С.АЯПБЕРГЕНОВА 1 С.Б.КУЛОВ 2, Б.Ж.АИМОВА 2, Н.С.ТУЛЕУШОВ 2, Ж.Г.ИЗБАНОВ 2, Ж.Г. АБУЛХАИРОВ 2

1Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, 2Курмангазинская ЦРБ, п.Ганюшкино, Атырауская область

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБЪЕКТОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ИСОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

ЯДЕРНОГО ПОЛИГОНА «АЗГЫР»

В статье дана гигиеническая оценка качеству объектов окружающей среды (почва, вода, продукты питания) и основным показателям здоровья населения (рождаемость, смертность и ее причины, естественный прирост, младенческая смертность и ее причины) в регионе ядерного полигона «Азгыр».

Выявлено превышение в почве содержания техногенных радионуклидов цезия и стронция (в 1,7 раза), тяжелых металлов (от 6,3 до 30,0 ПДК). В растительных кормах и продуктах животного происхождения тяжелые металлы превышают ПДК в 2 раза. Выявлены высокие канцерогенные и неканцерогенные риски с питьевой водой по РЬ и Cd, которые неприемлемы для населения и требуют разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий.

Демографические показатели характеризуются снижением рождаемости и естественного прироста, высокой младенческой смертностью.

Заболеваемость в регионе выше республиканских показателей. В ее структуре высок уровень заболеваний системы кровообращения,

органов пищеварения, новообразований, заболеваний крови, психических расстройств.

Ключевые слова: ядерный полигон, тяжелые металлы, рождаемость, смертность, заболеваемость

Актуальность. Особенностью территории Казахстана в СССР было то, что она являлась регионом, где находились испытательные объекты военно-промышленного комплекса. Республика унаследовала 4 крупных испытательных полигона и 1 летно-испытательный центр. Так, по информации за 1996 год в Казахстане было произведено 560 ядерных взрывов; в США - 1030 взрывов; в России - 214; в Украине - 2; Узбекистане - 2; Туркменистане - 1; на полигоне Лобнор в Китае - 45; в Алжире - 17; в Австралии - 12; в Индии - 6; в Пакистане - 5. На атоллах Муруроа - 175 и Эниветок - 43; на остравах Рождества - 30, Бикини - 23,

Джонстон - 12, Фангатофа - 12, Молден - 3. В Тихом океане -4 и Южной Атлантике - 3.

За 10 лет человечество получило за счет глобальных радиоактивных выпадений дополнительно 2 милизиверта, т.е. одну годовую дозу от естественного фона. Кроме того, вне пределов военных полигонов для решения хозяйственных задач, сейсмического зондирования земной коры, для создания подземных емкостей на территории Казахстана было произведено 39 подземных, так называемых мирных ядерных взрывов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.