Научная статья на тему 'Частный сектор в промышленности Узбекистана: проблемы и перспективы'

Частный сектор в промышленности Узбекистана: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хусусий сектор / саноат / иқтисодиёт тармоқлари / хизмат кўрсатиш сохаси / инновацион траққиёт / тараққиёт дастурлари. / Private sector / production / economy branches / services / innovative development / the development programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орипов И. А.

Мақолада Ўзбекистон иқтисодиётида хусусий сектор тараққиёти тараққиётидаги асосий жараёнлар тахлил қилинган. Бунда хусусий секторга қўлланилаётган турли имтиёз ва енгилликлар келтирилган. Муаллиф нуқтаи назаридан мазкур сектор тарақиётига салбий тасир кўрсатаётган энг мухим омиллар, ва уларни бартараф қилиш йўналишлари келтирилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE SECTOR IN THE INDUSTRY OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

There are analyzed in the article the main trends of private sector development in the economy of Uzbekistan. As well provided data for benefits and preference extended authorities to the sector. Reviled the most important, from the authors point of view, factors negatively influencing to the sector development and suggestion to prevent these.

Текст научной работы на тему «Частный сектор в промышленности Узбекистана: проблемы и перспективы»

52 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

V_/

Орипов И.А.

старший научный сотрудник-исследователь Экономического факультета Национального университета Узбекистана

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ОРИПОВ И.А. УЗБЕКИСТОН САНОАТИДА ХУСУСИЙ СЕКТОР: МУАММОЛАРИ ВА ИСТИКБОЛЛАРИ

Мак,олада Узбекистон ик,тисодиётида хусусий сектор тарак,к,иёти тарак,к,иётидаги асосий жараёнлар тахлил к,илинган. Бунда хусусий секторга кулланилаётган турли имтиёз ва енгил-ликлар келтирилган. Муаллиф нук,таи назаридан мазкур сектор тарак,иётига салбий тасир курсатаётган энг мухим омиллар, ва уларни бартараф к,илиш йуналишлари келтирилган.

Таянч сузлар: Хусусий сектор, саноат, ик,тисодиёт тармок,лари, хизмат курсатиш сохаси, ин-новацион траккиёт, тарак,к,иёт дастурлари.

ОРИПОВ И.А. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье анализируются основные тенденции развития частного сектора экономики Узбекистана. Приводятся льготы и преференции, предоставляемые для развития этого сектора. Выявлены наиболее важные с точки зрения автора проблемы развития этого сектора и рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: Частный сектор, промышленность, отрасли экономики, сфера обслуживания, инновационное развитие, программы развития.

ORIPOV 1.А. PRIVATE SECTOR IN THE INDUSTRY OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

There are analyzed in the article the main trends of private sector development in the economy of Uzbekistan. As well provided data for benefits and preference extended authorities to the sector. Reviled the most important, from the authors point of view, factors negatively influencing to the sector development and suggestion to prevent these.

Key words: Private sector, production, economy branches, services, innovative development, the development programs.

Сегодня в Узбекистане особое внимание уделяется опережающему развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Еще 20 лет назад в республике частного предпринимательства практически не было, а сегодня более 90% всех хозяйствующих субъектов - это предприятия малого бизнеса, на долю которых приходится 54,6% валового внутреннего продукта, 22,2% производимой промышленной, 98% сельскохозяйственной продукции, 70,7% общего объема строительных работ1.

1 Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2012 год. Статистический сборник. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013.

Приоритетность проблемы связана еще и с тем, что создание и ведение малого бизнеса не требует больших затрат и капитальных вложений, что позволяет быстрее и легче проводить модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, осваивать новые виды продукции, постоянно обновлять ее номенклатуру и обеспечивать конкурентоспособность.

Основными факторами развития предпринимательства являются:

Наличие идеи и присущего предпринимателю желания производить определенный товар;

Капитал (физический и человеческий) и инвестиционный ресурс, используемый в производстве товаров и доставке их потребителю;

Соответствующая деловая среда и нормативно-правовая база.

В Узбекистане создана необходимая правовая база для развития предпринимательства. Еще в начале 90-х 20 столетия годов на основе конституционных норм и принципов были приняты законы «О разгосударствлении и приватизации», «О собственности», которые позволили преобразовать в частную собственность объекты государственной собственности в отраслях промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания и услуг.

Основополагающую роль в развитии частного предпринимательства сыграл принятый в 2000 году Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», в котором закреплены все основные гарантии и условия для свободного участия граждан в предпринимательской деятельности, защищены права и законные интересы субъектов предпринимательства и бизнеса.

Огромное внимание со стороны Правительства Республики Узбекистан уделяется вопросам обеспечения благоприятной деловой среды для активизации предпринимательства, в частности малого бизнеса.

Одним из основополагающих обязательных условий нормального функционирования бизнеса является обеспечение, в первую очередь, правовых гарантий свободы предпринимательства, их безусловное выполнение, исключение незаконного вмешатель-

ства государственных, правоохранительных, контролирующих органов и структур в их деятельность.

На законодательном уровне решены вопросы взаимоотношений субъектов бизнеса с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. Введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение 3 лет с момента их регистрации и ограничивающий в последующем проведение налоговых проверок.

С 2005 года осуществлен переход от разрешительной к уведомительной системе государственной регистрации субъектов предпринимательства. Для открытия собственного бизнеса предпринимателю требуется не более 2-х дней, что отвечает критериям, действующим в развитых странах.

Постепенно улучшается налоговая среда. Только за период с 2005 по 2012 годы ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий была снижена с 13% до 5% от оборота (более чем в 2,5 раза), а объекты народно-прикладного творчества и семейного бизнеса не облагаются налогом или облагаются по минимальной ставке.

В стране предусмотрено широкое внедрение электронной системы предоставления статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей, осуществления регистрационных и разрешительных процедур, подачи исковых заявлений и ходатайств в хозяйственные суды, существенно сокращающих или полностью исключающих прямые контакты между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства1.

Большое внимание в Узбекистане уделяется формированию институциональной и рыночной инфраструктуры, процессам рыночного ценообразования и обеспечения равного доступа предпринимателей к высоколиквидным сырьевым ресурсам и товарам. Отработан механизм биржевой торговли, позволяющий любому предпринимателю иметь

1 Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане» 14 сентября 2012 года. - Таш-кент,2012.

54 ИК.ТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ч_/

равный и беспрепятственный доступ к сырьевым ресурсам через биржевые торги.

Улучшается финансовая среда для ведения бизнеса, решаются вопросы оптимизации и льготного кредитования.

В ходе реализации комплексных мер по улучшению деловой среды, повышению конкурентоспособности и укреплению позиций Узбекистана на мировых рынках особое внимание уделяется развитию высокотехнологичных отраслей и производств малого бизнеса, что непосредственно оказывает позитивное влияние на рост промышленного производства. В частности, наиболее динамично развиваются химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность.

Меры, принимаемые в рамках Программы «О приоритетных направлениях развития промышленности Республики Узбекистан на 2011-2015 годы», способствовали значительному увеличению производства таких высокотехнологичных видов продукции, как легковые автомобили, зерноуборочные машины, компрессоры, силовые трансформаторы, аккумуляторы, высоковольтная электрическая аппаратура, кабельно-проводниковая продукция, лекарственные средства и др.

Меры по формированию благоприятных условий для развития конкурентной среды, в том числе путем стимулирования создания новых производств в сфере малого бизнеса, отразились на снижении доли предприятий-монополистов в общем количестве хозяйствующих субъектов в промышленности. В республике в 2012 году по данным Госкомитета Узбекистана по статистике функционировали 498,5 тысяч предприятий, из них лишь 7% малых предприятий промышленного производства1.

1 Малые предприятия промышленного производства - юридические лица со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях: а) легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов - не более 100 человек; б) машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы - не более 50 человек.

Принятые в Республике Узбекистан меры по улучшению деловой среды постепенно способствуют активизации деятельности субъектов малого бизнеса в промышленности. Об этом свидетельствуют результаты опроса субъектов предпринимательства (крупного и малого бизнеса) в декабре 2012г. по репрезентативной по отраслям и регионам выборке. Так, предприниматели промышленных производств наиболее удовлетворены мерами, прежде всего, в институциональной и налоговой среде. В частности, 64% представителей малых предприятий в промышленности считают достаточно приемлемыми сроки сдачи финансовых и налоговых отчетов, в то время как в среднем по всем отраслям экономики указали об этом 58,9% опрошенных предпринимателей (таблица 1).

Также, представители малых предприятий промышленности удовлетворены уровнем сложности расчетов и условиями сдачи финансовых и налоговых отчетов (56,4%), доступностью условий для сдачи электронной налоговой отчетности через Интернет (54,7%), уровнем налоговой нагрузки в целом (54,7%), уровнем сложности и официальных затрат на государственную регистрацию в местных органах власти (53,3%), качеством нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность (55,1%) и соблюдением налогового законодательства сотрудниками налоговых органов (53,8%) и т.д.

Вместе с тем, еще проблемными остаются отдельные вопросы по улучшению финансовой и инфраструктурной среды (таблица 2). Так, лишь 14,7% опрошенных представителей малого бизнеса в промышленности удовлетворены процентными ставками по коммерческим кредитам, сложностью конвертации национальной валюты в СКВ (13,8%), возможностью беспрепятственного получения валютных кредитов (16,4%), условиями по предоставлению залогового обеспечения при получении кредитов (23,6%), стабильностью подачи электроэнергии для производства (21,3%) и природного газа (22,2%), доступностью ГСМ (24,4%) и т.д.

В ходе опросов 27% респондентов из числа малых предприятий в промышленности ответили, что их предприятия в течение по-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

Таблица 1. Уровень удовлетворенности деловой средой1, % от всех опрошенных субъектов

предпринимательства

№ Вопросы предпринимателям Всего в промышленности

все предприятия малые предприятия

1 Сроки сдачи финансовых и налоговых отчетов 58,9 60,8 64,0

2 Уровень обеспеченности Интернетом, телефонной связью и т.д. 58,6 62,7 61,8

3 Уровень сложности расчетов и условия сдачи финансовых и налоговых отчетов 53,7 54,7 56,4

4 Качество нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность 50,5 53,5 55,1

5 Уровень налоговой нагрузки в целом (соотношение налоговых платежей к выручке) 54,0 58,5 54,7

6 Доступность условий для сдачи электронной налоговой отчетности через Интернет 54,2 56,1 54,7

7 Уровень соблюдения налогового законодательства сотрудниками налоговых органов 53,3 51,2 53,8

8 Уровень сложности и официальных затрат на государственную регистрацию в местных органах власти 54,5 58,5 53,3

9 Сроки регистрации бизнеса в местных органах власти 53,0 56,6 48,9

10 Уровень стабильности подачи воды для производства 51,8 50,9 46,2

Число респондентов, предприятий 980 426 225

Таблица 2. Наиболее проблемные вопросы при оценке деловой среды, % от всех опрошенных субъектов

предпринимательства

№ Вопросы предпринимателям Всего в промышленности

все предприятия малые предприятия

1 Уровень сложности конвертации национальной валюты в СКВ 14,2 15,5 13,8

2 Процентные ставки по коммерческим кредитам 16,5 18,1 14,7

3 Возможность беспрепятственного получения валютных кредитов 12,0 16,0 16,4

4 Уровень стабильности подачи электроэнергии для производства 23,6 25,6 21,3

5 Уровень стабильности подачи природного газа 26,2 30,5 22,2

6 Уровень сложности оформления документов на таможне при импорте продукции 18,0 25,4 23,1

7 Качество ведения судебных процессов и исполнения судебных решений 23,9 23,0 23,1

8 Условия по предоставлению залогового обеспечения при получении кредитов 23,0 25,8 23,6

9 Уровень сложности оформления документов на таможне при экспорте продукции 20,4 27,7 24,0

10 Уровень доступности ГСМ 23,7 28,4 24,4

Число респондентов, предприятий 980 426 225

1 Опросы субъектов предпринимательства для расчетов Индекса деловой среды в декабре 2012г. ИПМИ.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

56 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ч_/

следних 5 лет не оснащались современным оборудованием и технологиями, из-за недостатка средств и сложности привлечения финансовых средств (кредитов).

Следовательно, необходимо принять дополнительные меры для улучшения деловой среды и обеспечения конкурентной устойчивости отечественного малого бизнеса в промышленности, создания новых источников роста производства, увеличения спроса на продукцию отрасли не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Дальнейшее развитие малого бизнеса отрасли возможно только на условиях государственно-частного партнерства.

Для создания необходимого предпринимательского климата, активизации развития малого бизнеса в сфере производства продукции промышленности на наш взгляд необходимо:

Первое: усиление государственной поддержки в привлечении инвестиций и финансовых средств (кредитов). Для чего необходима разработка и реализация ряда целевых программ, прежде всего создание в стране мощностей по выпуску конкурентоспособной промышленной продукции.

Второе: В целях ускорения инновационного развития отрасли бизнес-сообщество полагает целесообразным образование отраслевой лизинговой компании, а также стимулирование производства в стране современного технологического оборудования совместно с ведущими зарубежными фирмами.

Промышленность в Узбекистане в среднесрочной перспективе должна стать «локомотивом» развития экономики. Эффективность такого подхода сегодня демонстрируют Китай, Турция, Индия и ряд других стран.

Список литературы:

1. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане» 14 сентября 2012года. -Ташкент, 2012.

2. Опросы субъектов предпринимательства для расчетов Индекса деловой среды в декабре 2012г. ИПМИ.

3. Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2012 год. Статистический сборник. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.