Научная статья на тему 'ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ И МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ И МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ МУЗЕЕВ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КАК НЕДЕЛИМАЯ ВЕЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Ольга Владимировна

В статье анализируются правовые положения Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях…» с точки зрения определения правового статуса музея как такового, в особенности частного. Исследуя правовое положение музея, порядок его создания и функционирования и рассматривая сложившуюся практику осуществления частными лицами предпринимательской деятельности под вывеской «музей», автор приходит к выводу о правовой возможности и необходимости учреждения частного музея в установленной законодателем форме и создания музейной коллекции согласно профилю музея для реализации музейных задач и получения дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE MUSEUM AND MUSEUM ACTIVITIES

The article analyzes the legal provisions of the Federal Law «On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums...» from the point of view of determining the legal status of a museum as such, especially a private one. Exploring the legal status of the museum, the procedure for its creation and functioning, and considering the current practice of private individuals carrying out entrepreneurial activities under the sign «museum», the author comes to the conclusion that it is legally possible and necessary to establish a private museum in the form established by the legislator and create a museum collection according to the profile of the museum for implementation museum tasks and income generation.

Текст научной работы на тему «ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ И МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 I | V V V/ Частный музеи и музейная деятельность

О.В. Ефимова заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Институт права и управления Московского городского педагогического университета (МГПУ), доцент, кандидат юридических наук (г. Москва)

Ольга Владимировна Ефимова, alisa03@mail.ru

Музейная деятельность в большинстве своем воспринимается как некая архаичная, узкоспециальная, интересная только очень небольшому кругу лиц работа. Вместе с тем музей способен удовлетворять не только духовные, но и материальные потребности своих учредителей. При правильном выборе типа музея таким учредителем лучше всего быть члену семьи (в силу требования законодателя к учредителям рассматриваемого далее юридического лица в соответствующей организационно-правовой форме), тогда как иные члены семьи будут осуществлять другие функции для музея в рамках общего музейного дела, что в итоге поможет сформировать успешный семейный бизнес, которым будет управлять не одно поколение.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим деятельность музея, является Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - Закон о музее).

Возможность осуществления музейной деятельности частными лицами, в том числе лицами, состоящими в кровнородственных семейных отношениях, вытекает из введенной Законом о музее типологии музеев на государственные (статья 29 Закона о музее) и негосударственные (статья 30 Закона о музее). К государственным музеям законодатель отнес музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, к негосударственным - созданные органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Согласно статье 26 Закона о музее музей может быть создан только в форме учреждения, которое в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является некоммерческой организацией.

Как любая некоммерческая организация, музей имеет строго целевое направление функционирования, указанное в статье 3 Закона о музее, - для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных Законом о музеях. Соответственно, основным элементом характеристики сущности такого субъекта выступает наличие определенных объектов - музейных предметов и музейной коллекции. Закон о музее раскрывает эти понятия и соотносит их как частное и общее: музейный предмет - это конкретная вещь, представляющая собой культурную ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление, а музейная коллекция - это совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения либо видового родства, либо по иным признакам. Следует особо отметить, что законодатель воспринимает музейную коллекцию как неделимую вещь.

Именно с собрания музейных предметов начинается процесс создания музея. Это не только формирование ядра сущности му-

зея, но и определение направления, профиля музея. Музейная деятельность является объектом исследования отдельной науки -музееведения. Видные представители этой науки М.Б. Гнедовский, Э.А. Шулепова, М.Ю. Юхневич и другие ученые указывают: «В настоящее время музейная сеть страны включает в себя такие основные профильные группы музеев, как исторические, художественные, литературные, музыки и театра, естественнонаучные, науки и техники, промышленные, педагогические, а также комплексные (краеведческие и ансамблевые музеи)» 1.

Следовательно, назначение имеющихся в конкретном музее вещей (будущих экспонатов) либо собрание вещей конкретного профиля будут определять тип будущего музея. Однако, с точки зрения законодателя, безразлично, какой профиль музея выберет учредитель. Правовых различий в этом случае он не делает. Существуют общие правила для музея, относящиеся к его музейным предметам/коллекциям (культурным ценностям).

Для фиксирования наличия культурных ценностей Закон о музее требует их государственного учета независимо от того, в чьей собственности (или владении) они находятся. Учет осуществляется посредством включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации - посредством регистрации в государственном каталоге. Для включения музейных предметов (музейных коллекций), которые находятся в частной собственности, в состав Музейного фонда Российской Федерации (в негосударственную часть) собственнику - учредителю музея необходимо уведомить о совершенной сделке по приобретению соответствующего предмета (коллекции) федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры в письменной форме в порядке, установ-

ленном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 января 2019 года № 17 «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации». Это уведомление должно быть совершенно в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты совершения сделки.

Собственно государственный учет состоит из первичного государственного учета и централизованного государственного учета. При первичном учете проводится экспертиза культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям. В процессе централизованного учета вносятся сведения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, и каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции присваивается уникальный идентификационный номер. После прохождения этих процедур учредитель-собственник имеет право закрепить культурные ценности (музейные предметы и музейные коллекции) за негосударственными музеями на праве оперативного управления (равно как и остальное имущество учреждения в силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ). Здесь важно определить момент, с которого музей вправе использовать имущество, переданное учредителем-собственником, согласно целям создания учреждения, а также обеспечивать его сохранность и безопасность. Как верно указывает И.Ф. Сюба-рева, этот момент определяются датой поступления имущества по документам 2.

Порядок осуществления прав музеем в отношении своих музейных предметов (музейных коллекций) регламентирован приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23 июля 2020 года № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», который вступил

1 Основы музееведения: учебное пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 175.

2 Сюбарева И.Ф. Право оперативного управления учреждений в современный период // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 4. С. 104.

в силу с 1 января 2021 года и будет действовать шесть лет со дня его введения в действие. Соответственно, контроль со стороны государства в отношении музейной деятельности осуществляется на уровне фиксации формирования основ музея - его культурных ценностей.

Для осуществления семейного бизнеса допустимо создание не только музея как такового (отдельного субъекта - юридического лица), но и музейных комплексов, которые включают не только сам музей, но и творческие школы, студии, площадки (к примеру , создание музыкального комплекса при музее, посвященного музыкальному инструменту, композитору и т. п.). О возможности развития музейной деятельности посредством формирования подобных комплексов указывал в своем Послании Федеральному Собранию в 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Предлагаю запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции. Что в запасниках держать столько произведений искусства? Это должны быть настоящие центры культурной жизни, открытые для молодежи, для людей всех возрастов» [7].

На практике в настоящее время музейным делом занимаются лица (индивидуальные предприниматели и ООО), которые вопреки требованиям закона учреждают не музей как отдельное юридическое лицо (учреждение), а открывают экспозиции под вывеской «Музей».

С одной стороны, осуществление таким образом музейной деятельности вполне допустимо, поскольку основной нормативный

акт, регулирующий такую деятельность (Закон о музее), не содержит положение о том, что музейная деятельность может осуществляться исключительно музеем и об использовании термина «музей» по аналогии с иными законодательными актами 3. Также о возможности осуществления музейной деятельности не музеем-субъектом свидетельствует следующее. Имущество, которое может быть представлено на обозрение посетителям, именуется «собрание музея». Согласно статье 7 Закона о музее в состав указанного собрания входят как музейные предметы (музейные коллекции), составляющие фонды музея, так и иные предметы архивного, библиотечного, кино-, фотофондов и иных фондов, которые служат целям создания соответствующего музея.

С другой стороны, может ли собрание музея быть представлено предметами, формально не отнесенными к музейным предметам? Скорее всего, нет. Достаточно вспомнить дефиницию музея, данную в статье 3 Закона о музее, согласно которой музей - это учреждение, созданное для определенных действий (хранение, публичный показ и т. п.) именно с музейными предметами (музейными коллекциями).

Формирование музейных предметов (коллекций) посредством включения их в Музейный фонд призвано обеспечить сохранность и защиту предмета, вещи, представляющей культурную, историческую ценность для общества. В противном случае бесконтрольное осуществление прав в отношении таких предметов, неправильное их хранение, реставрирование и прочее может привести к утере, быть может, уникальных вещей.

Какие-либо дополнительные условия, требования для возможности осуществления музейной деятельности не предусмотрены. Музейная деятельность не подлежит

Например, в статье 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указывается следующее: «Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

3

лицензированию или сертификации. Отдельные требования к сотрудникам музея в Законе о музее также не выделены. Нет и особых требований к зданию или помещению музея, кроме требований, связанных с созданием соответствующего режима для сохранности выставленных и находящихся в фондах музейных предметов (коллекций) или с необходимостью учета потребностей инвалидов 4.

В силу этого на стадии создания музея больших затрат не будет (кроме уплаты государственной пошлины в размере и порядке, определяемым положениями главы 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, статьи 333.33). Безусловные расходы будут связаны с формированием музейной коллекции, поиском подходящего помещения, рекламой учрежденного музея и т. д.

Также следует указать на возможность получать прибыль не только от собственно музейной деятельности - публичного показа музейных предметов или коллекций. Согласно статье 33 Закона о музее законодатель разрешает такому учреждению осуществлять иную деятельность, приносящую доход, но при условии, что эта деятельность:

• не запрещена законодательством;

• указана в учредительных документах музея;

• соответствует целям деятельности музея.

Это может быть деятельность по оказанию возмездных услуг по проведению мастер-классов, различных выездных мероприятий и т. п.

Таким образом, во избежание возможных проблем, связанных с неполнотой правового регулирования деятельности музея, последний следует создавать одним учредителем в организационно-правовой форме «учреждение» для целей, указанных в За-

коне о музее. После государственной регистрации такого некоммерческого юридического лица, осуществляемой в соответствии с Административным регламентом представления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, следует формирование Музейного фонда в указанном порядке. Учрежденный надлежащим образом негосударственный музей при правильном управлении позволит удовлетворить соответствующие материальные потребности его учредителя.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федеральный закон от 26 мая 1 996 года № 54-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Основы музееведения : учебное пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 432 с.

4. Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации : приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15 января 2019 года № 17. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Сюбарева И. Ф. Право оперативного управления учреждений в современный период // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 4. С. 102-107.

6. Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций : приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23

4 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 14. Общественные здания и сооружения. Киноте-

атры, клубы, библиотеки, музеи. 1997, ГУП ЦПП, 1997.

М.: Госстрой России, Минтруд России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева,

июля 2020 года № 827. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 1 1 7-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений

с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 14. Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи. М. : Госстрой России, Минтруд России, АО ЦНИ-ИЭП им. Б.С. Мезенцева, 1997 ; ГУП ЦПП, 1997. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении Административного регламента представления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

* * *

единый ЭКСПЕРТЫ: МАШИНО-МЕСТО В НОВОСТРОЙКЕ МОЖЕТ

застройщиков СТОИТЬ ОТ 3% ДО 28% ОТ ЦЕНЫ КВАРТИРЫ

К такому выводу пришли аналитики залоговой службы Сбербанка, проанализировав стоимость машино-мест в различных городах России и рассчитав зависимость их цены от средней стоимости квартир в только что введенном в эксплуатацию жилом комплексе. Согласно произведенным расчетам, стоимость машино-места в среднем составляет сегодня в РФ примерно 10% от стоимости стандартной 2-комнатной квартиры без отделки в жилом комплексе комфорт-класса или 8% от стоимости стандартной 2-комнатной квартиры с чистовой отделкой в том же ЖК, сообщает пресс-центр Сбера.

При этом, как подсчитали аналитики кредитной организации, разброс цен на машино-места может быть весьма большим - от 3% до 28% от стоимости квартиры: итоговая сумма определяется такими факторами, как локация, площадь объекта, его конфигурация и этаж, на котором машино-место расположено. Авторы исследования рекомендуют учитывать при выборе машино-места и определении его стоимости следующие моменты:

• семейное (с одним выездом) машино-место будет стоить в среднем на 25% дешевле индивидуального;

• машино-место на первом этаже комфортнее, но будет стоить на 30% дороже, чем аналогичное машино-место на верхнем этаже наземного паркинга;

• разница в стоимости машино-места на минус первом и минус втором этажах подземного паркинга менее существенна (5%).

Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru

ОЕРЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.