I | V V V/ Частный музеи и музейная деятельность
О.В. Ефимова заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Институт права и управления Московского городского педагогического университета (МГПУ), доцент, кандидат юридических наук (г. Москва)
Ольга Владимировна Ефимова, alisa03@mail.ru
Музейная деятельность в большинстве своем воспринимается как некая архаичная, узкоспециальная, интересная только очень небольшому кругу лиц работа. Вместе с тем музей способен удовлетворять не только духовные, но и материальные потребности своих учредителей. При правильном выборе типа музея таким учредителем лучше всего быть члену семьи (в силу требования законодателя к учредителям рассматриваемого далее юридического лица в соответствующей организационно-правовой форме), тогда как иные члены семьи будут осуществлять другие функции для музея в рамках общего музейного дела, что в итоге поможет сформировать успешный семейный бизнес, которым будет управлять не одно поколение.
В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим деятельность музея, является Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - Закон о музее).
Возможность осуществления музейной деятельности частными лицами, в том числе лицами, состоящими в кровнородственных семейных отношениях, вытекает из введенной Законом о музее типологии музеев на государственные (статья 29 Закона о музее) и негосударственные (статья 30 Закона о музее). К государственным музеям законодатель отнес музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, к негосударственным - созданные органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно статье 26 Закона о музее музей может быть создан только в форме учреждения, которое в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является некоммерческой организацией.
Как любая некоммерческая организация, музей имеет строго целевое направление функционирования, указанное в статье 3 Закона о музее, - для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных Законом о музеях. Соответственно, основным элементом характеристики сущности такого субъекта выступает наличие определенных объектов - музейных предметов и музейной коллекции. Закон о музее раскрывает эти понятия и соотносит их как частное и общее: музейный предмет - это конкретная вещь, представляющая собой культурную ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление, а музейная коллекция - это совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения либо видового родства, либо по иным признакам. Следует особо отметить, что законодатель воспринимает музейную коллекцию как неделимую вещь.
Именно с собрания музейных предметов начинается процесс создания музея. Это не только формирование ядра сущности му-
зея, но и определение направления, профиля музея. Музейная деятельность является объектом исследования отдельной науки -музееведения. Видные представители этой науки М.Б. Гнедовский, Э.А. Шулепова, М.Ю. Юхневич и другие ученые указывают: «В настоящее время музейная сеть страны включает в себя такие основные профильные группы музеев, как исторические, художественные, литературные, музыки и театра, естественнонаучные, науки и техники, промышленные, педагогические, а также комплексные (краеведческие и ансамблевые музеи)» 1.
Следовательно, назначение имеющихся в конкретном музее вещей (будущих экспонатов) либо собрание вещей конкретного профиля будут определять тип будущего музея. Однако, с точки зрения законодателя, безразлично, какой профиль музея выберет учредитель. Правовых различий в этом случае он не делает. Существуют общие правила для музея, относящиеся к его музейным предметам/коллекциям (культурным ценностям).
Для фиксирования наличия культурных ценностей Закон о музее требует их государственного учета независимо от того, в чьей собственности (или владении) они находятся. Учет осуществляется посредством включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации - посредством регистрации в государственном каталоге. Для включения музейных предметов (музейных коллекций), которые находятся в частной собственности, в состав Музейного фонда Российской Федерации (в негосударственную часть) собственнику - учредителю музея необходимо уведомить о совершенной сделке по приобретению соответствующего предмета (коллекции) федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры в письменной форме в порядке, установ-
ленном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 января 2019 года № 17 «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации». Это уведомление должно быть совершенно в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты совершения сделки.
Собственно государственный учет состоит из первичного государственного учета и централизованного государственного учета. При первичном учете проводится экспертиза культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям. В процессе централизованного учета вносятся сведения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, и каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции присваивается уникальный идентификационный номер. После прохождения этих процедур учредитель-собственник имеет право закрепить культурные ценности (музейные предметы и музейные коллекции) за негосударственными музеями на праве оперативного управления (равно как и остальное имущество учреждения в силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ). Здесь важно определить момент, с которого музей вправе использовать имущество, переданное учредителем-собственником, согласно целям создания учреждения, а также обеспечивать его сохранность и безопасность. Как верно указывает И.Ф. Сюба-рева, этот момент определяются датой поступления имущества по документам 2.
Порядок осуществления прав музеем в отношении своих музейных предметов (музейных коллекций) регламентирован приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23 июля 2020 года № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», который вступил
1 Основы музееведения: учебное пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 175.
2 Сюбарева И.Ф. Право оперативного управления учреждений в современный период // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 4. С. 104.
в силу с 1 января 2021 года и будет действовать шесть лет со дня его введения в действие. Соответственно, контроль со стороны государства в отношении музейной деятельности осуществляется на уровне фиксации формирования основ музея - его культурных ценностей.
Для осуществления семейного бизнеса допустимо создание не только музея как такового (отдельного субъекта - юридического лица), но и музейных комплексов, которые включают не только сам музей, но и творческие школы, студии, площадки (к примеру , создание музыкального комплекса при музее, посвященного музыкальному инструменту, композитору и т. п.). О возможности развития музейной деятельности посредством формирования подобных комплексов указывал в своем Послании Федеральному Собранию в 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Предлагаю запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции. Что в запасниках держать столько произведений искусства? Это должны быть настоящие центры культурной жизни, открытые для молодежи, для людей всех возрастов» [7].
На практике в настоящее время музейным делом занимаются лица (индивидуальные предприниматели и ООО), которые вопреки требованиям закона учреждают не музей как отдельное юридическое лицо (учреждение), а открывают экспозиции под вывеской «Музей».
С одной стороны, осуществление таким образом музейной деятельности вполне допустимо, поскольку основной нормативный
акт, регулирующий такую деятельность (Закон о музее), не содержит положение о том, что музейная деятельность может осуществляться исключительно музеем и об использовании термина «музей» по аналогии с иными законодательными актами 3. Также о возможности осуществления музейной деятельности не музеем-субъектом свидетельствует следующее. Имущество, которое может быть представлено на обозрение посетителям, именуется «собрание музея». Согласно статье 7 Закона о музее в состав указанного собрания входят как музейные предметы (музейные коллекции), составляющие фонды музея, так и иные предметы архивного, библиотечного, кино-, фотофондов и иных фондов, которые служат целям создания соответствующего музея.
С другой стороны, может ли собрание музея быть представлено предметами, формально не отнесенными к музейным предметам? Скорее всего, нет. Достаточно вспомнить дефиницию музея, данную в статье 3 Закона о музее, согласно которой музей - это учреждение, созданное для определенных действий (хранение, публичный показ и т. п.) именно с музейными предметами (музейными коллекциями).
Формирование музейных предметов (коллекций) посредством включения их в Музейный фонд призвано обеспечить сохранность и защиту предмета, вещи, представляющей культурную, историческую ценность для общества. В противном случае бесконтрольное осуществление прав в отношении таких предметов, неправильное их хранение, реставрирование и прочее может привести к утере, быть может, уникальных вещей.
Какие-либо дополнительные условия, требования для возможности осуществления музейной деятельности не предусмотрены. Музейная деятельность не подлежит
Например, в статье 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указывается следующее: «Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».
3
лицензированию или сертификации. Отдельные требования к сотрудникам музея в Законе о музее также не выделены. Нет и особых требований к зданию или помещению музея, кроме требований, связанных с созданием соответствующего режима для сохранности выставленных и находящихся в фондах музейных предметов (коллекций) или с необходимостью учета потребностей инвалидов 4.
В силу этого на стадии создания музея больших затрат не будет (кроме уплаты государственной пошлины в размере и порядке, определяемым положениями главы 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, статьи 333.33). Безусловные расходы будут связаны с формированием музейной коллекции, поиском подходящего помещения, рекламой учрежденного музея и т. д.
Также следует указать на возможность получать прибыль не только от собственно музейной деятельности - публичного показа музейных предметов или коллекций. Согласно статье 33 Закона о музее законодатель разрешает такому учреждению осуществлять иную деятельность, приносящую доход, но при условии, что эта деятельность:
• не запрещена законодательством;
• указана в учредительных документах музея;
• соответствует целям деятельности музея.
Это может быть деятельность по оказанию возмездных услуг по проведению мастер-классов, различных выездных мероприятий и т. п.
Таким образом, во избежание возможных проблем, связанных с неполнотой правового регулирования деятельности музея, последний следует создавать одним учредителем в организационно-правовой форме «учреждение» для целей, указанных в За-
коне о музее. После государственной регистрации такого некоммерческого юридического лица, осуществляемой в соответствии с Административным регламентом представления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, следует формирование Музейного фонда в указанном порядке. Учрежденный надлежащим образом негосударственный музей при правильном управлении позволит удовлетворить соответствующие материальные потребности его учредителя.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федеральный закон от 26 мая 1 996 года № 54-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Основы музееведения : учебное пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 432 с.
4. Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации : приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15 января 2019 года № 17. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Сюбарева И. Ф. Право оперативного управления учреждений в современный период // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 4. С. 102-107.
6. Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций : приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23
4 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 14. Общественные здания и сооружения. Киноте-
атры, клубы, библиотеки, музеи. 1997, ГУП ЦПП, 1997.
М.: Госстрой России, Минтруд России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева,
июля 2020 года № 827. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 1 1 7-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений
с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 14. Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи. М. : Госстрой России, Минтруд России, АО ЦНИ-ИЭП им. Б.С. Мезенцева, 1997 ; ГУП ЦПП, 1997. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Административного регламента представления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
* * *
единый ЭКСПЕРТЫ: МАШИНО-МЕСТО В НОВОСТРОЙКЕ МОЖЕТ
застройщиков СТОИТЬ ОТ 3% ДО 28% ОТ ЦЕНЫ КВАРТИРЫ
К такому выводу пришли аналитики залоговой службы Сбербанка, проанализировав стоимость машино-мест в различных городах России и рассчитав зависимость их цены от средней стоимости квартир в только что введенном в эксплуатацию жилом комплексе. Согласно произведенным расчетам, стоимость машино-места в среднем составляет сегодня в РФ примерно 10% от стоимости стандартной 2-комнатной квартиры без отделки в жилом комплексе комфорт-класса или 8% от стоимости стандартной 2-комнатной квартиры с чистовой отделкой в том же ЖК, сообщает пресс-центр Сбера.
При этом, как подсчитали аналитики кредитной организации, разброс цен на машино-места может быть весьма большим - от 3% до 28% от стоимости квартиры: итоговая сумма определяется такими факторами, как локация, площадь объекта, его конфигурация и этаж, на котором машино-место расположено. Авторы исследования рекомендуют учитывать при выборе машино-места и определении его стоимости следующие моменты:
• семейное (с одним выездом) машино-место будет стоить в среднем на 25% дешевле индивидуального;
• машино-место на первом этаже комфортнее, но будет стоить на 30% дороже, чем аналогичное машино-место на верхнем этаже наземного паркинга;
• разница в стоимости машино-места на минус первом и минус втором этажах подземного паркинга менее существенна (5%).
Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru
ОЕРЗ