Научная статья на тему 'Частный бизнес, как институт гражданского общества'

Частный бизнес, как институт гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1605
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / THE STATE / A SOCIETY / A CIVIL SOCIETY / PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боярских Артем Викторович

По мнению автора, частный бизнес является важнейшей частью гражданского общества. Это подтверждается анализом теории и практики социального развития демократических стран. Существующее в нашей стране до настоящего времени дуалистическое рассмотрение идеи гражданского общества вообще, накладывает свою специфику. Тем не менее, отрицать важность развития бизнеса и частной экономической инициативы в построении гражданского общества невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private business as a civil society institute

According to the author, private business is the major part of a civil society. The analysis of the theory and practice of social development of the democratic countries, proves it to be true. Existing in Russia till now dualistic consideration of idea of a civil society in general, imposes the specificity. Nevertheless, it is impossible to deny importance of development of business and the private economic initiative in building of a civil society. Also activity of private of Russia on an example of the Tyumen region is analyzed. business in regions

Текст научной работы на тему «Частный бизнес, как институт гражданского общества»

11. РАЗНОЕ

11.1. ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС, КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Боярских Артем Викторович, к.соц.н., доцент, зам. Директора по работе с территориями, набору и рекламе Института дистанционного образования ТюмГУ Контакты автора: helpartem@yandex.ru

Аннотация. По мнению автора, частный бизнес является важнейшей частью гражданского общества. Это подтверждается анализом теории и практики социального развития демократических стран. Существующее в нашей стране до настоящего времени дуалистическое рассмотрение идеи гражданского общества вообще, накладывает свою специфику. Тем не менее, отрицать важность развития бизнеса и частной экономической инициативы в построении гражданского общества невозможно.

Ключевые слова: государство, общество, гражданское общество, частный бизнес

PRIVATE BUSINESS AS A CIVIL SOCIETY INSTITUTE

Boyarskikh Artem Viktorovitch, Сand.Soc.Sci., the senior lecturer, the deputy director on work with territories, intake and advertising, of Distance Education Institute TumGU Annotation: According to the author, private business is the major part of a civil society. The analysis of the theory and practice of social development of the democratic countries, proves it to be true. Existing in Russia till now dualistic consideration of idea of a civil society in general, imposes the specificity. Nevertheless, it is impossible to deny importance of development of business and the private economic initiative in building of a civil society. Also activity of private business in regions of Russia on an example of the Tyumen region is analyzed.

Keywords: the state, a society, a civil society, private business

В настоящее время в России заканчивается очень важный период восстановления дезинтегрированного государства, неэффективной экономики и потери национальной самоидентификации. Всего лишь десятилетие назад страна находилась в глубоком системном кризисе. Российское общество переживала острейшие противоречия: социальные, политические, идеологические, межнациональные, межпартийные, межклано-вые. Утрачена была элементарная управляемость, основанная на взаимодействии различных элементов социума. Разрушительные процессы, угрожавшие самому существованию российского общества, явились результатом своеобразного государственного псевдо-либерального нигилизма, когда государство ни во что не вмешивалось и преследовало лишь свои корпоративные интересы.

Президент Российской Федерации В.В. Путин уже в первом своем послании Федеральному Собранию сформулировал в качестве стратегической цели задачу возрождения государственности: «Наша позиция предельно ясна: только сильное, эффективное (если кому-то не нравится слово «сильное», скажем - эффективное) государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания

нашей Родины»1. Концепция «сильного государства» предполагала укрепление авторитета и влияния государственной власти через целый комплекс мероприятий в различных сферах жизни.

Результатом реализации избранной стратегии стало прекращение дезинтеграции Федерации, формирование вполне действенной «вертикали власти», достижение определенной социальной стабильности. Но в то же время в современной российской политике присутствуют тенденции, снижающие возможности успешного и эффективного развития. По-прежнему в политическом плане сказывается отсутствие или, по крайней мере, слабость сил, способных играть роль самостоятельных субъектов политических отношений и эффективно направить развитие государства на реализацию национальных интересов. Богатый потенциал самоорганизации и самодеятельности населения используется совершенно недостаточно. Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на динамичное развитие. В этой связи ныне действующий Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул: «Сильное государство и всесильная бюрократия - это не одно и то же. Первое нужно гражданскому обществу как инструмент развития и поддержания порядка. Для защиты и укрепления демократии-ческих институтов. Вторая - смертельно опасна для него. Поэтому наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии»2.

В современных условиях можно констатировать, что все большее участие в политических процессах стремятся принимать негосударственные акторы, и поэтому определение места и роли государства в настоящее время весьма актуально. Другими словами, идея сильного государства включает в себя и мысль о развитых институтах гражданского общества, поскольку с современной точки зрения предотвратить дезинтеграцию общества возможно укрепляя как само государство, так и важнейшие «промежуточные» социальнополитические институты, которые также являются институциональной опорой индивида. Являясь носителями традиционной культуры, они вместе с тем способствуют защищенности важнейших прав личности.

Исторический опыт развития большинства стран мира показывает, что в целом мировое сообщество демонстрирует единый алгоритм экономического развития, к которому в последний период уверенно присоединяется и российская система экономики. В этом же направлении на национальные экономические системы воздействует тенденция к усилению глобализации мирохозяйственных связей.

В настоящее время практика и теория развитых стран мира свидетельствует о том, что эффективная социальная организация предполагает систему, основными и равноправными элементами которой выступают - рыночная экономика, правовое государство и гражданское общество.

В любой сложно организованной политической системе, в нашем случае гражданском обществе, как правило, существуют определенные механизмы, в задачи которых входит организация взаимоотношения государства и граждан. Существенная роль среди подобных механизмов принадлежит институтам гражданского общества, отличающихся между собой целями и

1 Путин В.В. Какую Россию мы строим // Собрание посланий

Президента РФ Федеральному Собранию.1994-2005 гг. Новосибирск, 2006. С.308.

Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. // www.president.kremlin.ru/

1BB

методами реализации деятельности, ресурсами влияния на власть и другими характеристиками.

Общий социальный контекст формирования экономики гражданского общества в данной национальной макроэкономической системе задается степенью предпринимательской направленности и рыночной развитости этой системы3.

Однако в теоретическом анализе гражданского общества наблюдается известная диспропорциональность. В то время как роль гражданского общества в политическом развитии социума исследована особенно детально, значимость гражданского общества в создании более высокого качества экономического развития не привлекла до сих пор должного внимания со стороны экономистов-теоретиков.

Особое значение в условиях кризиса приобретает реализация антикризисного потенциала гражданского общества как важного специфического средства противостояния кризисным явлениям в экономике. Формирование, наращивание и реализация антикризисных возможностей «экономики гражданского общества» -это новый для российской экономики институт и инструмент противодействия кризисным явлениям в общественном производстве. Не случайно за короткий период были созданы:

- Совет при Президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека,

- Правительственная комиссия РФ по проведению административной реформы,

- Объединенная рабочая группа по обеспечению участия гражданского общества в административной реформе при Общественной палате РФ, и др.

Антикризисная направленность деятельности предпринимательских и некоммерческих организаций гражданского общества образует одну из главных задач, возникших в стране в последние годы, институтов социального развития.

Анализируя различные подходы к исследованию проблем построения гражданского общества на современном этапе общественно-политического развития наиболее рациональным в рамках рассмотрения институционального анализа гражданского общества, на наш взгляд, является структурно-функциональный анализ.

Необходимо отметить, что структурно-функциональных анализ и его элементы в основном применяется для характеристики социально формализованных организаций. В рамках данного анализа институциализа-ция гражданского общества представлена в двух формах формирования различного рода институтов и организация гражданского общества: стихийное или целенаправленное формирование. При этом институты гражданского общества соответствуют и удовлетворяют разнообразные интересы и деятельностные потребности граждан, отвечают нормативным требованиям государства.

Функциональность институтов гражданского общества проявляется в определенной институциональной системе, обуславливающей их совместное существование, согласованность функционирования, консолидацию социальных групп. Проведя функциональный анализ деятельности институтов гражданского общества можно выделить следующие функциональнообособленные виды деятельности:

- самосохранение общества, проявляющееся в организации производства и потреблении необходимых экономических, социальных и природных ресурсов;

- распределение производственных благ, в результате которого на основе общественного разделения труда интегрируются различные слои общества;

- поддержание и защита социальных и политических отношений, за счет рационального функционирования

3 Кортиаев Т. Ю. Антикризисный потенциал экономики гражданского общества: автореф. канд. эконом. наук. - Владикавказ, 2009. - 23 с.

государства, что обеспечивает единство составных частей общества;

- обеспечение социализации, организация обучения и воспитания последующих поколений;

- обеспечение и организация функционирования системы досуга граждан.

На современном этапе построения гражданского общества в общественно-политическом пространстве Российской Федерации приоритетными институтами гражданского общества выступают власть, бизнес и некоммерческие организации.

При этом этап взаимодействия власти и гражданского общества в России сохраняет устоявшиеся традиции доминирования государства и конкретно обнаруживает себя в том, что и до сих пор чувствуется желание государства сохранить свое доминирование. В качестве примеров можно привести стремление к созданию в стране сильной президентской власти (традиция самовластия), к единству исполнительной и законодательной властей, которое бы олицетворял сам президент. Эти и подобные примеры демонстрируют поиски Россией такого варианта решения проблемы взаимодействия государства и гражданского общества, который совместил бы и обще универсальные черты их единства, и культурно-национальную самобытность каждого из этих двух социокультурных образований.

Таким образом, неотъемлемой характеристикой гражданского общества является устойчивая поддержка выбранной им власти, при чем власть обеспечивает решение двух базисных задач: сохранение внешней целостности гражданского общества с внешних позиций, например в качестве административного образования или государства, и преобразует гражданское общество в рамках внутреннего развития.

С.Перегудов определяет развитие гражданского общества в России зависящим: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия»4.

В настоящее время определения гражданского общества имеют разные логические (аналитические и когнитивные) параметры. Аналитические определения подчеркивают важность форм существования гражданского общества - общественных организаций, неформальных сетей, "третий сектор". В более широком плане можно говорить о гражданском обществе как о некой «общественной арене», благодаря которой граждане могут корпорироваться для продвижения интересов, в которых они имеют общее основание. Подобное определение содержит указание на все организации и ассоциации, возникающие в социальном пространстве, расположившемся между семьей и государством (за исключением предпринимательской деятельности).

Экономическая роль гражданского общества как среды самообеспечения средствами к существованию и предоставления услуг тем менее значима, чем слабее рынки и чем меньше значимость формирования "социального капитала" для его эффективного и активного использования в экономических условиях.

В теоретической модели кризиса рыночно-развитой национальной экономики положение гражданского общества в условиях экономического кризиса характеризуется сужением предпринимательских возможностей, социальной базы и ограниченным диапазоном форм его функционирования5. Механизм формирования антикризисного потенциала гражданского общества отличается:

4 Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис, 2006. - №2. - С.146.

5 Кортиаев Т. Ю. Антикризисный потенциал экономики гражданского общества: автореф. канд. эконом. наук. - Владикавказ,

2009. - 23 с.

- внебюджетными источниками развития (в отличие от предприятий и институтов государственного и частного сектора),

- ярко выраженной социальной направленностью.

Экономика гражданского общества может быть определена как сфера ассоциаций, расположенных между государственным и домашним (семейным) хозяйствами, причем эти ассоциации являются добровольными, саморегулирующимися и независимыми от государственных и крупнокорпоративных ассоциаций. В их состав ассоциаций гражданской экономики включаются как формальные организации (такие, как культурные общества, религиозные организации, торговые палаты, профессиональные ассоциации, профсоюзы, неправительственные организации), так и неформальные виды ассоциаций (такие, как сеть групп взаимопомощи, салоны, различные профильные общества).

В институциональном смысле сфера гражданского общества охватывает совокупность конкурирующих норм, ценностей и самобытности, и, таким образом, является крайне политизированной и экономизированной.

Бодякин Ю.И. отмечает, что развитие саморегулирования бизнеса в различных формах позволит:

- во-первых, расширяет возможности выбора эффективных форм регулирования (позволяет рассматривать саморегулирование как реальную институциональную альтернативу государственному регулированию);

- во-вторых, создает возможности преодоления кризисных ситуаций без использования государства, как на добровольной, так и нормативной основе;

- в-третьих, создает инфраструктуру, позволяющую консультироваться с субъектами саморегулирования при выработке регулирующих решений.

В послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области» 2008 года говорится о необходимости развития института поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях неопределенности перспектив финансовой стабильности. Причем особое внимание следует уделить развитию малого и среднего бизнеса на селе, а именно поддержка строительства мини-ферм и т.п. Одну из наиболее перспективных форм совместной деятельности государства и бизнеса в сфере социально-экономической политики мы видим в государственно-частном партнерстве (рис.1).

институциональная мотивация бизнеса

квалификация и финансы

сотрудничество и разделение рисков

Государственно-частное партнерство В основе модели государственно-частного партнерства лежит подход, заключающийся в том, что более высокое соотношение цены и качества может быть достигнуто за счет использования преимуществ частного сектора и передачи рисков той стороне, которая способна управлять ими наилучшим образом.

В данном контексте мы рассматриваем социальную ответственность бизнеса как системно организованную совокупность социальных обязательств, реализуемых бизнес-сообществом в целом и отдельными частными бизнес-организациями6.

Важным фактором повышения эффективности государственно-частного партнерства может служить со-

6 Баканова Е. С.Институциональные основы формирования социальной ответственности бизнеса в экономике России: автореф. ... канд. эконом. наук. - СПб, 2007. - 17с.

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

ПАРТНЕРСТВО

Рис. 1.

ГОСУДАРСТВО

вместная работа властных структур и бизнеса над национальными проектами (табл. 1).

Таблица 1

_______Перечень приоритетных национальных проектов7_

Название Краткая аннотация

Здоровье Улучшение первичной медицинской помощи и профилактики заболеваемости, обеспечение высокотехнологичной медицинской помощью, повышение технической оснащенности, доплаты медперсоналу первичного звена

Образование Модернизация общего и профессионального образования на базе новых технологий, конкурсы лучших учителей, доплаты классным руководителям

Доступное жилье Субсидирование молодых семей и специалистов на селе, доступная ипотека, увеличение жилищного строительства

Развитие АПК Поддержка мясного животноводства, развитие малых форм хозяйствования

Анализируя международный опыт партнерства между государством и частным бизнесом, следует выделить определенно сложившуюся структуру взаимодействий в рамках реализации трех различных векторов партнерства, а именно:

- отраслевой вектор представлен развитие взаимодействия государственного и частного секторов, которое определяет общий доступ предприятий к факторам производств и рынка: профессиональное образование, технологии, капитал, социально-экономические инфраструктуры. Также в данный вектор партнерства входит содействие внешнеэкономической деятельности;

- функциональный вектор. Данные вектор предполагает анализ и разработку мероприятий и приоритетных направлений улучшения бизнес-окружения в определенных секторах экономики, отраслевое планирование партнерства частного и государственного секторов на основе секторального разграничения идентификации направлений роста и сдерживающих барьеров;

- регионально-муниципальный вектор направлен на разработку муниципальных и региональных планов развития взаимодействия и партнерства государственного и частного секторов, планирование развития отдельных производственных территориальных кла-стеров.8

Современная система партнерства государственного и частного секторов гражданского общества представлена на рисунке 2.

Схема государственно-частного партнерства в гражданском обществе

В современных условиях выход их сложившейся ситуации посткризисного периода рыночной трансформации представляется возможным только при условии использования следующих принципов взаимодействия и партнерства частного бизнеса и гражданского общества:

■достижение согласованности интересов частного бизнеса, власти и гражданского общества путем орга-

7 www.rost.ru

8 Белокрылова О.С. Императивы институционализация взаимодействия бизнеса и власти в местном социуме. - М.: РГУ, 2009. -13с.

низации общественной дискуссии по определению общих и основных направлений экономической стратегии и тактики государства;

■обеспечение процесса институционализации партнерства частных, предпринимательских структур, органов власти и гражданского общества посредством организации Общественной палаты, реализацию благотворительных и социальных программ, развитие функционирования лоббирующих структур, создание саморегулируемых организаций работодателей и предпринимателей, и др.;

■посредством института государственно-частного партнерства организация участия градообразующих и бюджетообразующих крупных фирм в социальной и экономической сферах местного сообщества;

■транспаренность государства и частного бизнеса;

■увеличение социальной ответственности органов власти и частного бизнеса;

■соблюдение демократичности процесса принятия стратегических и тактических решений.

Если говорить о согласовании интересов органов власти, частного бизнеса и гражданского общества, то необходима реализация определенных итерационных шагов:

- определение специфических целей органов власти, частного бизнеса и местного сообщества;

- проведение ранжирования приоритета поставленных субъектных целей;

- анализ интересов и потребностей сторон взаимодействия с различным уровнем приоритетности;

- разработка и принятие решений управленческого характера по повышению эффективности и рациональности взаимодействия органов власти, частного бизнеса и гражданского общества в макро-, мезо и микроуровневых интересах;

- изучение и анализирование сбалансированности интересов партнерства органов власти, частного бизнеса и гражданского общества и корректировка принятых управленческих решений.

Выполнение данных шагов институционализации и развития ключевых механизмов согласования интересов органов власти, частного бизнеса и гражданского общества представлено на рис. 3.

Институты взаимодействия органов власти, частного бизнеса и гражданского общества Таким образом, проведя теоретический анализ характеристик частного бизнеса как института гражданского общества можно сделать следующие выводы:

• Практика и теория развитых стран мира свидетельствует о том, что эффективная социальная организация предполагает систему, основными и равноправными элементами которой выступают - рыночная экономика, правовое государство и гражданское общество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В отечественной политико-социальной и философской литературе существует двустороннее рассмотрение идеи гражданского общества. Данные рассмотрения находятся в рамках определенной ис-

торической перспективы с позиций цивилизационного и формационного подходов исследования.

• В настоящее время определения гражданского общества имеют разные логические (аналитические и когнитивные) параметры. Аналитические определения подчеркивают важность форм существования гражданского общества - общественных организаций, неформальных сетей, "третий сектор". В более широком плане можно говорить о гражданском обществе как о некой «общественной арене», благодаря которой граждане могут корпорироваться для продвижения интересов, в которых они имеют общее основание. Подобное определение содержит указание на все организации и ассоциации, возникающие в социальном пространстве, расположившемся между семьей и государством (за исключением предпринимательской деятельности).

Список литературы:

1. Баканова Е.С. Институциональные основы формирования социальной ответственности бизнеса в экономике России: автореф. ... канд. эконом. наук. - СПб, 2007. - 17с.

2. Белокрылова О.С. Императивы институционализация взаимодействия бизнеса и власти в местном социуме. - М.: РГУ, 2009. - 13с.

3. Кортиаев Т.Ю. Антикризисный потенциал экономики гражданского общества: автореф. канд. эконом. наук. - Владикавказ, 2009. - 23 с.

4. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. // www.president.kremlin.ru/

5. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис, 2006. - №2. - С.146.

6. Путин В.В. Какую Россию мы строим? // Собрание посланий Президента РФ Федеральному Собранию.1994-2005 гг. -Новосибирск, 2006. - С.308.

7. www.rost.ru.

ОТЗЫВ

В статье «Частный бизнес как институт гражданского общества» автор Боярских А.В. актуализирует проблему частного бизнеса, мотивируя это тем, что он является частью гражданского общества. В то время как роль гражданского общества в политическом развитии социума исследована особенно детально, значимость гражданского общества в создании более высокого качества экономического развития не привлекла до сих пор должного внимания со стороны экономистов-тео-ретиков. Антикризисная направленность деятельности предпринимательских и некоммерческих организаций гражданского общества образует одну из главных задач, возникших в стране в последние годы, институтов социального развития.

Анализируя международный опыт партнерства между государством и частным бизнесом, автор выделяет определенно сложившуюся структуру взаимодействий в рамках реализации различных векторов партнерства.

Выводы в статье сделаны на основе теоретического анализа характеристик частного бизнеса как института гражданского общества.

Научно-редакционный отдел ИД "НАУКОМ"

д.э.н., д.с.н., профессор Г.Т.Журавлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.