Кортиаев Тимур Юрьевич
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Северо-Осетинского государственного педагогического института (e-mail: [email protected])
Влияние политических факторов на основы конституционного функционирования институтов государственной власти и гражданского общества
В статье описываются политические факторы, оказывающие влияние на функционирование институтов государственной власти и гражданского общества. Рассматриваются основные мероприятия, в которых могли бы участвовать институты гражданского общества. Подчеркивается роль гражданского общества в стабилизации политической ситуации.
Ключевые слова: политическая стабильность, гражданское общество, социальный менеджмент, право, законодательство, политическое регулирование.
T.Yu. Kortiaev, Master of Economics, Senior Lecturer of the Chair «Management» of the North Ossetian State Pedagogical Institute; e-mail: [email protected]
The influence of political factors on the basis of the constitutional functioning of the institutions of government and civil society
The article describes the political factors influencing on the functioning of government institutions and civil society. The basic activities that could participate institutions of civil society are considered. The role of civil society in the stabilization of the political situation is shown.
Key words: political stability, civil society, social management, law, legislation, political regulation.
В процессе формирования права как системы нормативного регулирования в различных его формах политический фактор играет главную роль. Государственная власть, методы ее реализации обусловливают процесс формирования государственной организации общества. Политические факторы гарантируют возможность успешного управления делами общества. В сложных ситуациях они обеспечивают возможность выживания общества как самостоятельной структуры.
Законодательный процесс представляет собой часть политического процесса. В проектах законодательных актов, предлагаемых субъектами законодательной инициативы, непосредственно воплощается государственный интерес. Законы, разрабатываемые самой Государственной Думой РФ, также выражают общий политический курс развития страны, политическую идеологию, политические интересы [1, с. 77-78].
Анализируя законодательные акты, можно прийти к выводу, что часть из них имеет ярко выраженный политический характер.
Конституция РФ, закрепляя основы государственного управления, представляет собой не только правовой документ, но и политический, исходя из того, что политика есть искусство управления. В Основном законе государства право и политика имеют наиболее концентрированное содержание.
Следует признать, что не всегда в соотношении политики и права приоритет отдается последнему. По справедливому мнению Н.В. Бутусовой, гарантом политической стабильности в обществе выступает Конституция. Опасность возникновения политической нестабильности возникает в случае превращения Конституции в инструмент и средство политики. Конституция является безусловной ценностью только тогда, когда политика государства во всех сферах жизни подчинена ей, а политическая конъюнктура и целесообразность никогда не могут быть поставлены выше требований конституционной законности и конституционной стабильности. В результате приспособления Основного Закона к политической конъюнктуре Конституция дискредитируется, утрачивает ценность документа, содержащего важные
44
доктринальные положения, являющиеся правовой и идеологической основой развития общества и государства [2].
В литературе отмечается, что право имеет ограниченное воздействие на регулирование политики [1, с. 78]. Действительно, с помощью юридических норм стандартизовать все многообразие политических отношений в обществе невозможно. С другой стороны, в политической жизни страны большое место занимают усмотренческие положения, их также невозможно детально «закрепить» в букве закона. Поэтому велико значение правовой культуры, которая служит маяком в соотношении политико-правового и политического регулирования общественных отношений.
Правовая стабильность - основа политической стабильности. Для того чтобы реализация федеральной политики была успешной, чтобы государство могло обеспечить управляемость делами общества и государства, необходимо в качестве основы иметь единое непротиворечивое общефедеральное правовое пространство. Политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, основ законодательства субъектов Российской Федерации и одновременно -при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
По мнению главы Российского государства В.В. Путина, политические коллизии нужно решать правовыми способами и в правовой форме на основе верховенства закона [3].
На наш взгляд, политические факторы оказывают решающее воздействие на действие всей правовой системы, на деятельность всех государственных органов. Как часто приходится убеждаться, что именно от политической воли зависит принятие, изменение тех или иных законодательных актов.
Так, государство десятилетиями «закрывало глаза» на вред курения, ограничиваясь паллиативными мерами. Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [4] был в одночасье отдан приоритет охране здоровья граждан перед интересами табачных организаций.
Упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ [5] - яркий пример реализации сильной политической воли.
Принятие Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» тоже ярко окрашено политическими красками.
Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [6] был закреплен запрет на усыновление российских детей гражданами Соединенных Штатов Америки. В юридической литературе отмечается, что данный Закон, именуемый за рубежом «Закон Димы Яковлева», и денонсация Российско-американского соглашения об усыновлении детей отчасти решают проблему усиления защиты их прав и законных интересов, предупреждают о недопустимости негативных явлений со стороны приемных семей, взявших на воспитание российских детей, и в других государствах. Одновременно данный Закон показал всему миру, что Россия, которую длительное время по поводу и без повода критиковали за положение дел в стране с правами человека, стала страной, предъявляющей законодательно требования к защите прав россиян за рубежом, а также вводящей санкции по отношению к официальным лицам других государств, допускающим нарушение прав и свобод человека и гражданина [7, с. 6-9].
Череда нормативных правовых актов, последовательно регулирующих вопросы противодействия коррупции (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и др.), свидетельствуют о реализации политической воли руководства государства бороться с этим «злым недугом».
Влияние политических факторов усматривается в деятельности Конституционного Суда РФ. К числу «политизированных» решений Конституционного Суда РФ, на наш взгляд, можно отнести постановление от 14 февраля 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений
45
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон ««О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко».
Проводником политических факторов выступает само государство в лице его органов и должностных лиц.
Рассматривая регулирующее воздействие политического фактора, следует учитывать и наличие той или иной политической конъюнктуры. Политическая конъюнктура, как внутриполитическая, так и международная, во многом обусловливает направленность политической стратегии и тактики. Пример тому - политическая ситуация в стране в связи с событиями на Украине (с 2013 г. по настоящее время).
Политическая конъюнктура оказывает воздействие и на финансовую сферу Российской Федерации. Пример тому - громкая череда отзывов Центральным банком России лицензий у российских банков (в обоснование принятия соответствующих решений указываются неисполнение кредитными организациями федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, установление фактов существенной недостоверности отчетных данных и др.).
На сегодняшний момент большое влияние на функционирование институтов власти Российской Федерации оказывает геополитический фактор.
В частности, следует отметить события, происходящие в связи с односторонними ограничительными политическими и экономическими мерами, которые были введены в отношении Российской Федерации, причастной к подрыву политической ситуации на Украине, в том числе и за присоединение Крыма. Инициаторами введения санкций стали страны Запада. В свою очередь, Россия также ответила санкциями.
В подобных, постоянно усложняющихся политических и экономических условиях особое значение для сохранения самостоятельности, самобытности и целостности государства приобретают структуры и институты, защищающие права и интересы граждан, позволяющие обществу противостоять указанным выше процессам. Одной из таких структур является гражданское общество. При этом гражданское общество может оказывать влияние на экономические процессы в целом, в частности с помощью специфических организаций, непосредственно связанных с экономической жизнью общества (профсоюзы, профессио-
нальные ассоциации и т.п.). Взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти стало традиционной практикой на всех уровнях социального менеджмента.
При этом следует отметить, что институты гражданского общества могли бы участвовать в следующих мероприятиях.
1. Оказывать дополнительную поддержку малым и средним компаниям путем привлечения внимания административных органов на местах к организационно-финансовым проблемам этих компаний, разработки планов их реорганизации, оказания специального правового консалтинга.
2. Участвовать в разработке комплексного пакета по вопросам либерализации условий для предпринимательской деятельности мелкого и среднего бизнеса, увеличения их кредитования и других практических мер в целях облегчения финансовых основ их функционирования в условиях нынешнего финансового и экономического кризиса.
3. Необходимо расширить представительство организаций гражданского общества на локальном уровне государственной власти. Это тем более важно из-за кредитного кризиса, снижения темпов жилищного строительства и серьезного скачка тарифов на коммунальные услуги, цен на продовольствие и другие товары первой необходимости и услуги. В результате следует ожидать сокращение производства в сфере мелкого и среднего бизнеса, не связанного с падением добычи в добывающей промышленности, стагнацию розничного товарооборота, неисполнение плана сбора налогов в секторе местного предпринимательства, падение реальных доходов населения, что скажется на доходах этого сектора, а также неблагоприятную динамику социальной обстановки в целом.
4. В этом аспекте гражданское общество способно предложить сократить неэффективные расходы в рамках структуры бюджета, чтобы найти средства для инъекций в сферу инвестиционного спроса. Возможна и такая мера, как увеличение резервных требований для коммерческих банков, с тем чтобы банки могли обеспечить кредитование экономики мелкого и среднего бизнеса. При этом следует учитывать, что увеличение резервных требований признано международными аналитиками позитивным финансовым инструментом, который может обеспечить стабильность и предсказуемость банковского сектора.
5. В качестве важной меры можно считать взятие государством на себя бюджетных расходов на социальное обеспечение и выплат
46
той группе населения, которая располагает низким уровнем доходов. Это, в том числе, позволит сократить расходы компаний, которым не придется прибегать к массовым увольнениям. Облегченный доступ к кредитам для здоровых компаний также позволи бы сократить число увольнений.
6. Необходимо менять критерии поддержки и финансирования операций частных компаний. Быстрое списание части инвестиционных затрат является еще одной важной мерой. Это будет стимулировать компании вкладывать больше средств в производство. Субсидии будут также способствовать тому, чтобы стимулировать инвесторов для покрытия части расходов. В то же время не являются антикризисной мерой предложения о поддержке частного потребления, поскольку значительная часть потребляемых товаров импортируется. В результате затрат национального бюджета потребитель будет поддерживать компании иностранных экономик. Такая мера была бы неэффективной и безответственной. Наряду с поддержкой кредитов и занятости, необходима важная в интересах гражданского общества поддержка инфраструктуры и региональных проектов, в том числе экологических, а также поддержка образования и научных исследований. Эти меры могут иметь постоянный или временный характер [8, с.113].
1. Казаков Д. В. Политический фактор в законотворчестве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
2. Бутусова Н.В. О модернизации российской Конституции (цели, задачи, пути осуществления) // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1.
3. Рос. газ. 2001. 25 окт.
4. Там же. 2013. 26 февр.
5. Там же. 2014. 7 февр.
6. Там же. 2012. 29 дек.
7. Миронов М.А., Червинская А. В. Нормативно-правовые аспекты усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами и изменения их гражданства // Семейное и жилищное право. 2013. № 6.
8. Кортиаев Т.Ю. Антикризисный потенциал экономики гражданского общества: дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2009.
Таким образом, активизация влияния гражданского общества на современное мировое развитие, безусловно, связана с процессами глобализации. Однако не следует забывать, что институты гражданского общества могут оказывать как положительное влияние на международную обстановку, на состояние внутренней политики государства, так и отрицательное. Так, институты гражданского общества, финансируемые за счет иностранных государств, зачастую враждебно настроенных к Российской Федерации, могут сыграть большую роль в процессе дестабилизации политической обстановки в России. Используя лозунги защиты прав человека, эти институты способствуют дискредитации различных уровней власти, усиливают обострение противоречий на национальной и религиозной почве. Именно такие отношения будут определяющими для будущего развития страны. В литературе отмечается, что в целях усиления влияния на внешнюю и внутреннюю политику России и других стран бывшего СССР США создали глубоко эшелонированную, многомерную структуру разного рода неправительственных организаций и институтов сетевого и иерархического типа, управляемых из одного центра, на верхнем уровне которого расположены собственно американские институты, в задачи которых входит прямо или косвенно влиять на ситуацию в России и вокруг нее.
1. Kazakov D.V. Political factor in lawmaking: diss. ... Master of Law. Moscow, 2010.
2. Butusova N.V. On the modernization of the Russian Constitution (goals, objectives, implementation) // Constitutional and municipal law. 2013. № 1.
3. Rus. newsp. 2001. Oct. 25.
4. Ibid. 2013. Febr. 26.
5. Ibid. 2014. Febr. 7.
6. Ibid. 2012. Dec. 29.
7. Mironov M.A., Czervinskaya A.V. Legal aspects of the adoption of children by citizens of the Russian Federation for foreign citizens and change their nationality // Family and housing law. 2013. № 6.
8. Kortiaev T.Yu. Anti-crisis economic potential of civil society: diss. ... Master of Economy. Vladikavkaz, 2009.
47