Опыт России 90-х гг. XX в. показал, что соотношение между имеющимся и необходимым количеством денег (коэффициент монетизации ВВП) играет в экономике первостепенное значение. С точки зрения денежной теории это соотношение гораздо важнее, чем соотношение «реального» и «номинального» объемов денежной массы. Иными словами, способность хозяйствующих субъектов иметь ту или иную величину кассовых остатков определяется соотношением фактической денежной массой и денежной массой, необходимой для обращения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель Соч. в 4-х томах. - М.: Мысль, 1984. Т.4 С. 156-157, 395 - 398.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. М.: Дело ЛТД,1994. С. 234.
3. Гайдар Е. Современный экономический рост и догоняющее развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 8. С. 36.
4. Голиченко О.Г. Денежная теория: основные идеи, проблемы и тенденции развития // Экономическая наука современной России. 2003, № 2. 2003. С.47.
5. КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. С. 32.
6. Петти В. Избранные работы. М.: Ось, 1997.
7. Торнтон Г. Исследование природы и последствий бумажного кредита в Великобритании. - М.: Мысль, 1989. С.86.
8. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф-пресс, 1996. С.33.
9. ХаррисЛ. Денежная теория: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С.150.
10. Locke J. Some Considerations of the Consequences of the Lowering of Interest and the Raising the Value of ^T
Money, 1961// www. socsci. ^
(J (□ J
КОРТИАЕВ Т.Ю.
Северо-Осетинский государственный университет, аспирант кафедры мировой экономики, e-mail: [email protected]
Z
ш
гражданское общество как объект о
экономико-теоретического анализа ш
- □
□
ш
о
Ö
I— ф
В статье рассмотрены специфика и параметры гражданского общества как объект экономико-теоретического анализа.
Ключевые слова: гражданское общество; самоорганизация в экономике; экономические интересы
О
Коды классификатора JEL: D002, O43 О.
т
Экономический мир современности становится обществом, в котором доминируют признанные ценности х
международной экономической системы, приоритеты глобализации инновационных идей, технологий и ка- о
питала [6, 7, 8, 9, 10]. о
Анализировать экономические основы гражданского общества - это значит исследовать характер обя- х
занностей государства, экономических прав граждан и их влияние на благосостояние общества1. Парадокс ®
состоит в том, что сильное государство является лучшей гарантией стабильности механизма максимального о
осуществления гражданских прав и свобод, которые могут быть доступными для граждан без неоправдан- о ного вмешательства со стороны государства в их повседневную жизнедеятельность и без риска постоянных
изменений в экономической организации производства. о
В этом аспекте цель государства состоит в чём-то большем, чем просто в поддержании социальных рамок, в д
которых люди могут пользоваться своими частными и гражданскими правами. Из этого следует, что в насто- о
ящее время не государственная экономика является производной от гражданской экономики, а, напротив, - о
экономика гражданского общества является производной от государственной экономики, хотя исторически о
именно экономика гражданского общества предшествовала экономике государственной. Таким образом, ис- о
торическая рокировка привела к тому, что сегодня не сила гражданского общества определяет силу госу- £
дарственной экономики, а сила государственной экономики определяет силу гражданской экономики. ;=
--о
См. подр.: [5] В данной работе по критерию последовательного освоения обществом четырех основных уровней ¡^ самоорганизации природы и соответствующих им энергетических источников история цивилизаций делится на
стадии, в каждой из которых в определенном порядке появлялись и развивались свои четыре социальных макро- 1
института: в древнем мире институты (торговли - суда - налогов - адвокатуры); в феодальном - (финансов - законо- ф дательства - госбанка - профсоюзов); в индустриальном - (промтехнологий - политической идеологии - социальной
идеологии - партий; в постиндустриальном /прогноз/ - (маркетинга - политической экспертизы - социально-эконо- 2
мической экспертизы - гражданской экспертизы). Авторы приходят к выводу, согласно которому эффективность §
социальных реформ (управления развитием) есть функция от последовательности воссоздания и структурно-фун- 9
кциональной полноты институциональной структуры общества. 0)
Другими словами, государственное регулирование экономики должно смениться общественным регулированием государственного управления экономики. Это последнее состояние и есть «гражданское общество».
Все эти моменты имеют принципиальную методологическую значимость при исследовании экономических функций гражданского общества.
Важное значение для разработки экономических проблем становления гражданского общества имеет историографическое исследование последовательности становления основных экономических и политических институтов государства и самого гражданского общества на основе методологии так называемого «тетрадного принципа развития», исходящего из изоморфизма социологических и естественнонаучных законов .
Сильное правительство способно добиваться максимального производства частных и общественных благ в рамках законов, направленных на поддержание коллективных и социальных аспектов функционирования экономики.
Проблема соотношения власти и порядка занимала центральное место в европейской социально-экономической мысли ещё со времён Платона. Однако уже для Гегеля государство имело особую функцию - посредством разрешения внутренних противоречий приобрести форму гражданского общества, ту форму, которое только и способно, само по себе, идеально отражает многообразие культур в реальном мире.
Задача гражданского общества заключается в том, чтобы социализировать приоритеты сильного государства и привести их в соответствие с потребностями экономического благополучия индивида. Если государственные органы могут быть привлечены к ответственности за неэффективное использование ресурсов общества, за ненадлежащее исполнение предоставленных полномочий на налогообложение и расходование бюджетных средств, если чиновники знают о преследовании за коррупцию, независимо от занимаемой должности, то это и означает расширение экономического пространства гражданского общества. ^ В научной и учебной литературе господствует традиционное представление о соотношении государства и Ь гражданского общества - как двух несоприкасающихся сфер социального бытия. Однако нам представляется, ^ что это - механистическая трактовка сложно-диалектического взаимодействия государства и гражданского X общества. На самом же деле проблема тем и порождается, что гражданское общество есть «инобытие» государства, а государство - «инобытие» гражданского общества. □ Гораздо более точно соотношение между государством и гражданским обществом представлено тогда, ког-^ да гражданское общество частично входит в сферу государства, а сфера государства - частично в сферу ^ государства. Более того, между ними существует своеобразный «буфер», функцию которого берёт на себя ^ «промежуточная» партийно-политическая сфера.
I- Экономика гражданского общества имеет свой специфический характер, - в том смысле, что она состоит 00 из экономической сферы как взаимодействия участников производства, организуемого на базе частных доб-О ровольных соглашений между отдельными лицами и группами, не входящими в компетенцию непосредствен-¡=у ного контроля со стороны государства. Именно союз гражданского общества с политикой образует то, что
называют "общественной жизнью". 0 Несмотря на огромное значение, которое издавна придаётся во всём мире, особенно на Западе, феномену ф "гражданское общество", его характеристики остаются различными и противоречивыми. ё Расхождение между исследователями состоит в выборе варианта - то ли сферу общественной жизни сле-о. дует укрепить за счет государственного вмешательства, то ли государственную экономику следует допол-$ нить экономикой гражданского общества.
х В зависимости от принимаемого направления позиция исследователя экономики гражданского общества ф приобретает или консервативный характер (приоритет отдаётся частному праву, частной собственности, о частным рынкам и частным групповым экономическим интересам) или более левый оттенок (упор на расширение возможностей гражданских групп, ущемление экономических интересов эгоистичных элит, безогово-® рочный приоритет государственных экономических интересов).
0 С теоретических позиций экономическая цивилизованность есть взаимодействие государственной эконо-з мики с другими, негосударственными сферами экономики. Такая цивилизованность претендует на концеп-^ цию универсальной, рациональной, общечеловеческой природы. К этим же к негосударственным элементам
следует отнести модернизацию экономики, конкурентность, свободное предпринимательство. Такой подход лежит в основе третьего варианта соотношения сфер государства и гражданского общества.
Экономика гражданского общества становится серьезной социальной силой в последние годы, позволяющая противостоять посягательствам на демократические институты корпоративной глобализации. Наиболее § заметными институциональными инструментами продвижения неолиберальной политики дерегулирования, ликвидации экономических границ и социальной защиты является приватизация имущества общей собствен-£ ности. В результате глобальное гражданское общество стало объектом пристального внимания глобальных ^ корпораций и финансовых рынков.
1 Формирование экономики гражданского общества есть по существу ускоренная реализация неолибераль-о ной экономической политики, включая в её инструменты снижение налогов и рост субсидий. Возникновение ш гражданской экономики означает перераспределение власти и контроля над ресурсами между обществом и '! государством [3]. Это придаёт современному социальному развитию импульс к демократическому вектору о развитию.
■т Концентрация и централизации власти и богатства являются важнейшими принципами организации элит! но-глобализационного общества, тогда как справедливое распределение и децентрализация власти и богатс-° тва являются важнейшими принципами организации глобального гражданского общества.С этих позиций 9 можно утверждать, что современная экономика означает поиск и утверждение новых моделей частно-госу-О дарственного партнёрства в экономических отношениях, так как до настоящего времени развитие сводилось
1 3
к новому циклу экспроприации со стороны сильных государств ресурсов от слабых государств и к возникновению глобальных финансовых рынков и корпораций как инструментов, регулирующих социальные институты.
В целом же динамичный рост государственной и корпоративной глобальной экономики разрушает экономические основы существования общества, порождает патологическую экономическую систему. Стандартные неолиберальные программы сводятся к тому, что экономический рост представляет собой путь к процветанию для всех и что дерегулирование, свободная торговля и приватизация являются ключом к устойчивому экономическому росту.
Возникновение и развитие гражданского общества оказало значительное влияние на развитие экономической мысли. Но что же в действительности означает термин «гражданское общество»?
Ещё сравнительно недавно мало кто из экономистов реально занимался проблемами гражданского общества, а сегодня без внимания к этим проблемам невозможно осознать логику действий гражданского общества. Для такой метаморфозы имелось несколько причин, однако суть такого развития событий в основном была предопределена признанием того, что для эффективного развития современной экономики необходима своеобразная «трилогия» - рынки, гражданское общество и социальные институты.
Тем не менее, несмотря на растущую актуальность экономических проблем гражданского общества, специфика последнего в каждой стране определяется профилем неправительственных организаций и других общественных объединений. В политическом аспекте гражданское общество обычно характеризуется прениями, противоречиями, порой радикально расходящимися толкованиями. Так, может, гражданское общество это, скорее, ярлык последней моде в области экономической науки?
Определения гражданского общества имеют разные логические - аналитические, и когнитивные - параметры. Однако в любом случае «гражданское общество начало означать такую область общественной жизни, ^Г которая является независимой от государственной власти и политических решений» [4]. ^
Аналитические (или структурные) определения подчеркивают важность форм существования гражданс- о кого общества - общественных организаций, неформальных сетей, "третий сектор". В более широком плане можно говорить о гражданском обществе как о некой «общественной арене», благодаря которой граждане ^ могут корпорироваться для продвижения интересов, в которых они имеют общее основание2. Подобное оп ределение содержит указание на все организации и ассоциации, возникающие в социальном пространстве,
Z
О
расположившимся между семьей и государством (за исключением предпринимательской деятельности). ^
Когнитивные определения гражданского общества подчеркивают важность принимаемых норм: социальные ценности и атрибуты (такие, как доверие, терпимость и сотрудничество), для реализации которых предполагается привлечь именно то общество, которое определяется как «гражданское». Это гражданское □ общество есть особый способ бытия и жизни в мире, который отличается от рациональности государствен- □ ной или рыночной жизни. ^
Конечно, между этими двумя определениями существует естественная связь - организации гражданского ^ общества призваны содействовать осуществлению гражданских ценностей, поскольку формы и нормы свя- 0 заны друг с другом в различных контекстах. В то же время ощущается потребность в формировании граж- £ данское ассоциаций и реализации гражданских ценностей в государственном и частном секторах. Это и есть ^ экономические функции гражданского общества.
Экономическая роль гражданского общества, центры по обеспечению средств к существованию и предо- ® ставлению услуг тем менее значимы, чем слабее рынки и чем меньшая значимость формирования "социального капитала" для его эффективного и активного использования в экономических условиях. Социальная ^ роль гражданского общества может трактоваться как своеобразный резервуар кооперативных ценностей, заботы о культурной жизни и интеллектуальных инновациях. Гражданские группы должны обучать членов общества навыкам гражданства и закладывать основу для выражения своих экономических интересов. ш
ЛИТЕРАТУРА
1. Власть, бизнес и гражданское общество. Изд-во ОГИ. - М., 2003. о
0
1_
0
1_
о
3. Публичное пространство, гражданское общество и власть. Издательство: Росспэн. 2008. т
4. Фиалова З. Гражданское общество и права человека. Тексты о правах человека. Хельсинкский фонд по ^ правам человека. Варшава, 2005. С. 3. о
2. Иванова И.Ю., Либоракина М.И., Толмасова А.К. Проблемы налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы его изменения. - Налогообложение российских некоммерческих организаций: теория и практика. МОНФ, 2004.
В английском языке для обозначения неправительственных некоммерческих организаций используется несколько х
терминов. Среди наиболее часто используемых: «Not-for-profit organization» (NFPO) - организация, не направлен- о
ная на извлечение прибыли, неприбыльная, некоммерческая организация (данный термин употребляется пре- ¡^
имущественно в США, а также в международном сообществе для общего обозначения организаций подобного >s
рода); «Non-governmental organization (NGO)» - неправительственная организация (данный термин чаще всего 1
применяется как обобщающий для различных стран в документах международных организаций); «Charity» - бла- ф
готворительная организация (данный термин применяется в Великобритании, и имеет там гораздо более широкое ^ значение, чем современное русское значение слова «благотворительность», охватывая весь спектр общественно
полезных неправительственных некоммерческих организаций); «Private voluntary organization» (PVO) - частная x
добровольческая организация; «Civil social organization» (CSO) - гражданская (общественная) социальная орга- 9
низация [2]. (Г)