СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЧАСТЬ БИЗНЕСА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Е. М. ШМАТКОВА
В данной статье рассматривается феномен социального предпринимательства как дуалистическое явление, разъясняются такие понятия как, «бизнес», «гражданское общество», «социальное предпринимательство»; обосновывается дуализм социального предпринимательства - как части бизнеса и гражданского общества. В процессе написания работы автор пришел к следующим выводам: бизнес, государство и гражданское общество объединяет общая цель - достижение экономического роста страны и повышение качества и уровня жизни всего населения; путем организации и проведения «ярмарок социальных проектов» муниципальные и региональные власти не только формируют социальный заказ в целях решения тех или иных социально значимых проблем для конкретной территории, но и объединяют усилия власти, бизнеса и граждан; институту гражданского общества совместно с государством необходимо создать такие экономические условия и правила ведения дел, которые будут способствовать активному развитию института социального партнерства и формировать класс социальных предпринимателей; социальное предпринимательство -феномен гражданского общества и бизнеса, оно может относиться как к подтипу бизнеса, то есть являться частью частного сектора, так и быть подтипом некоммерческой организации, то есть рассматриваться как часть «третьего сектора» - гражданского общества.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, гражданское общество, ответственность бизнеса, социальные проекты.
Развитие страны, направленное на повышение качества и уровня жизни всего населения, объединяет представителей бизнес-структур, органов власти и членов гражданских неполитических организаций.
В последнее время все чаще организовываются ярмарки социальных проектов, на которых представители деловых кругов рассматривают определенные одобренные и поддержанные на различных уровнях власти социальные инициативы. В организации подобных мероприятий важную роль играет институт гражданского общества. Финансирование социальных проектов происходит в данном случае из нескольких источников: из местных или региональных бюджетов и за счет спонсорской помощи или благотворительности. Личное участие в социальных проектах физических лиц и членов различных общественных объединений, добровольная помощь и проявленная инициатива играют значительную роль при реализации проектов. Таким образом, муниципальные и региональные власти объединяют усилия власти, бизнеса и граждан, обеспечивают синергетический эффект, а не только формируют социальный заказ в целях решения тех или иных социально значимых проблем для конкретной территории. При этом, именно позитивные изменения в
экономике того или иного района или даже в целых отраслях экономики становятся итогом таких проектов.
Естественно, далеко не каждый предприниматель будет готов забыть о собственных интересах и действовать исключительно в интересах общества. Но одной из задач института гражданского общества как раз и является создание таких экономических условий и правил ведения дел (естественно, не без помощи государственного аппарата), которые будут способствовать активному развитию института социального партнерства. Необходимо отметить, что данный институт является составным элементом всего института гражданского общества. Государство, со своей стороны, предлагает определенные механизмы, позволяющие бизнесу самому определить, какие социальные проблемы наиболее значимы с точки зрения общества, а например, выделяемые на благотворительность средства не облагаются налогом.
Социальные технологии позволяют, с одной стороны, контролировать расходование выделенных средств, а с другой - определить приоритеты социальных инициатив.
В современном мире все чаще предлагается направлять деньги в тот или иной фонд, специально созданный для решения конкретных про-
блем. Правда, у нас, в России получить отчет о деятельности фондов довольно проблематично. Понятно, что возникают некоторые сомнения относительно прозрачности и обоснованности распределения поступающих средств. Тем более, что в последнее время многие российские благотворительные фонды (особенно получившие экономические льготы от государства) определенным образом дискредитировали себя. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что пока бизнес больше заинтересован в прямом финансировании конкретных социальных проектов с получением отчетов по итогам работы.
В то же время опыт развитых стран показывает, что действительно эффективно выявляют социальные приоритеты и реализовывают соответствующие программы именно благотворительные организации и фонды.
Разумеется, бизнес заинтересован в признании значимости его социальной работы и обратной связи с обществом, это - неотъемлемая часть возможного социального договора. Бизнес готов платить за деловой капитал, за репутацию, которую, в конечном итоге, будет использовать для собственного развития и упрочения своих позиций на рынке.
При всем при этом, частью инвестиций в человеческие ресурсы страны как раз и является вложение средств в развитие социальной инфраструктуры. Соответственно, и оценивать обоснованность и эффективность таких вложений следует так же, как и любых других. Предположим, что средства были бы направлены на увеличение заработной платы. В силу сегодняшнего экономического положения страны результатом таких действий стало бы ускорение инфляции, резкое увеличение импорта. Вложения в развитие социальной инфраструктуры не вызывают роста инфляции, наоборот, позволяют открывать дополнительные рабочие места, создавать дополнительный прибавочный продукт, улучшать условия жизни населения, увеличивать заработную плату в смежных отраслях. Вот вам и положительное влияние институтов гражданского общества на экономическую ситуацию в стране.
Степень готовности бизнеса к более активному участию в решении актуальных проблем на уровне местных сообществ можно проиллюстрировать результатами одного из обследований, проведенного Фондом развития гражданского общества и Фондом «Общественное мнение». Вот какие выводы были сделаны:
1. Большинство предпринимателей проявляет готовность участвовать в социально ориенти-
рованной деятельности (мотивы - улучшение имиджа компании, налаживание отношений с властью).
2. Четкого понимания того, в чем заключается социальная ответственность бизнеса и каковы механизмы ее формирования, у большинства компаний еще не сложилось.
3. Благотворительность принимает в ряде случаев вынужденный характер, становится, по выражению одного из предпринимателей, торгом: «нефтяная скважина - в обмен на больницу, ларек - в обмен на шприцы». Бизнес готов принимать на себя социальные обязательства, но хотел бы перейти к сотрудничеству, базирующемуся не на разовых личных договоренностях, а на четко структурированной и прозрачной системе стимулов и поощрений. За редким исключением идея объединения ресурсов разных секторов для развития местных сообществ пока не получила практического воплощения.
4. Лишь наиболее крупные компании на практике пытаются заниматься стратегическим планированием благотворительности, стремясь увязать соответствующие программы с долгосрочными планами своего развития [1; 3].
Таким образом, социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество, и государство были социально ответственными.
Задача института гражданского общества -объяснить предпринимателям, что значит вести социально ориентированный бизнес, что предприятие может не только зарабатывать деньги, но и должно быть полезно обществу. Каждый человек, помимо прав и обязанностей, несет еще и ответственность, социальную ответственность перед обществом. Кроме того государство и общественные организации должны способствовать развитию более активных позиций у наемных рабочих и у управленцев, должно развиваться четкое сознание роли каждого члена общества на благо этого самого общества. Естественно, что это напрямую будет способствовать установлению макроэкономической стабильности и экономическому росту.
Социальное предпринимательство актуально, потому что помогает силами бизнеса решать проблемы, с которыми не справляется государство, но способствовать его развитию может только сильное гражданское общество.
Достаточно широкое распространение получили специальные фонды развития - это партнерские организации, создаваемые муниципалитетами, бизнесом и некоммерческими организациями для социально-экономического развития территорий.
Проблемы местного уровня позволяют эффективно решать именно такие трехсторонние коалиции. Более того, реализация трехсторонних соглашений выстраивает коммуникационные сети, составляющие фундамент дальнейшего сотрудничества, и формирует устойчивые партнерские связи.
Развитие институтов гражданского общества дает новый импульс экономике и способствует упрочению взаимоотношений государства, бизнеса и общества в рамках парадигмы социального предпринимательства. Причем, ориентация на сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты и комплексное решение острых социальных проблем делают социальное предпринимательство мощным источником гражданских инициатив, которые, в свою очередь, оказывают решающее влияние на особенности и направления экономического развития государства.
Социальное предпринимательство изобретает и комбинирует экономические и социальные ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящий-ся, способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага, стремясь таким образом уменьшить социальные беды инновационным методом. Сам термин «социальное предпринимательство» определяет деятельность, которая предполагает создание социального блага не через чистую благотворительность, а через прибыльную или частично прибыльную деятельность [2]. Такой социально ориентированной деятельностью, например, может быть микрокредитование, которое предоставляет жизненно важные ресурсы семьям, находящимся в абсолютной бедности.
Интересен тот факт, что социальное предпринимательство может относиться как подтипу бизнеса, то есть являться частью частного сектора, так и к «третьему сектору», то есть быть подтипом некоммерческой организации. Причем, и то, и другое - составные части института гражданского общества. В международной практике сложилось так, что в европейской традиции является привычным второй вариант, когда социальное предпринимательство относят к «третьему», или некоммерческому сектору, а в США - первый вариант, делающий уклон на бизнес.
Социальное предпринимательство - феномен гражданского общества, которое уже достаточно прочно интегрировано на институциональном, политическом и практическом уровне в экономическую систему государства.
Социальные предприниматели понимают, что удовлетворенность работников своим трудом со-
действует устойчивому развитию бизнеса, способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, а также благотворно влияет на развитие человеческих отношений в местном сообществе, поэтому они уважают и дорожат мнением своих сотрудников. Социальное предприятие сочетает в себе экономическую эффективность и высокую приспособляемость частного бизнеса с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов и ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд - а ведь именно эту задачу и ставит гражданское общество перед бизнесом. Наличие социальных предприятий как институциональных элементов гражданского общества позволяет создавать социально ориентированную экономику, способную обеспечивать мощное и благотворное влияние на все слои общества, одновременно повышая качество жизни населения и улучшая состояние среды обитания. Стратегия развития социального предпринимательства для гражданского общества очень важна: она позволит практически решить такие насущные проблемы любого государства как борьба с бедностью, сокращение уровня безработицы, улучшение жилищных условий и совершенствование среды обитания.
В ходе взаимодействия института гражданского общества и экономики происходит поиск возможных путей достижения намеченных целей, которые позволяют объединить возможности гражданского общества, государства с интересами хозяйствующих субъектов для улучшения качества жизни населения страны и дальнейшего экономического развития. Именно влияние гражданского общества на функционирование экономики позволяет решать насущные экономические проблемы с учетом мнения и интересов как предпринимателей, так и каждого индивида в отдельности. Естественно, что для достижения данной цели необходима активная гражданская позиция большинства граждан. Только от населения и зависит, насколько эффективно институт гражданского общества будет представлять и защищать их интересы.
Одна из целей гражданского общества - обеспечение взаимодействия предпринимателей, правительственных организаций и частных лиц в целях разработки единой долговременной стратегии экономического развития государства, с учетом позиций всех заинтересованных лиц. С ней оно вполне успешно справляется на протяжении десятилетий, но только в том случае, когда гражданское общество развито, и его члены активно включаются в обсуждение насущных вопросов и готовы
отстаивать свое мнение во что бы то ни стало (конечно, в разумных пределах, соответствующих представителям цивилизованного общества).
Гражданским обществом разрабатываются предложения по улучшению качества жизни в стране на основе инновационных подходов, которые позволят решить многие экономические, экологические и социальные проблемы государства.
Кроме того, в задачи института гражданского общества с экономической точки зрения входит и развитие предпринимательской культуры - помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: обучение необходимым азам, помощь в написании бизнес-планов, а также поддержка их реализации. Таким образом, данный институт способствует формированию нового класса малых предпринимателей: гражданское общество помогает в организации своего дела, дает необходимую информацию, а государство, в свою очередь, создает благоприятные условия для вновь создаваемых предприятий и предоставляет определенные льготы и субсидии. При этом все довольны -экономика развивается, объем налоговых поступлений увеличивается, индивиды получают новые рабочие места и свой собственный бизнес, а незащищенные слои населения - социальную помощь и материальную поддержку.
В этой связи перед институтом гражданского общества стоят определенные задачи в экономической сфере:
- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повышение уровня отраслевой кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие контактов малых и средних предприятий с предприятиями крупного бизнеса;
- улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание кадровых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в реализации инновационных проектов [3].
В случае успешного решения вышеназванных задач, экономическая система получит крепкий фундамент в лице малых и средних предприятий, способствующих экономическому росту и улучшению макроэкономической ситуации в стране, и гражданское общество укрепит свои позиции не только в экономике, но и в сфере публичной политики, взаимодействия с государственным аппаратом, который не сможет не учитывать требова-
ния и интересы населения, проводником которых и выступает институт гражданского общества.
В идеале, гражданские организации, работающие в стране, должны стать надежным проводником, по которому ценности и предпочтения общества доносятся до органов власти, а решения властных структур находят обратную связь в обществе.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно гражданские механизмы взаимодействия государственной власти и общества сегодня представляются наиболее реальными, действенными и способными быть эффективными не только в политической сфере, но и в экономике.
Литература
1. Задорин И. В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства // ZIRCON.RU: Исследовательская группа «Циркон». 2011.
2. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практическое пособие / под ред. А. Е. Шадрина М., 2012.
3. иКЬ: http://civilfund.ru
* * *
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS PART OF BUSINESS AND CIVIL SOCIETY
Ye. M. Shmatkova
In this article the phenomenon of social entrepreneurship as dualistic phenomenon is considered, such concepts as «business», «civil society», «social business» are explained; the dualism of social business - as parts of business and civil society is justified. In the course of work writing the author came to the following conclusions: business, the state and civil society are united by a common goal - achievement of economic growth of the country and improvement of quality and a standard of living of all population; by the organization and carrying out «fairs of social pro-jects» the municipal and regional authorities not only form the social order for the solution of these or those socially significant problems for the concrete territory, but also combine efforts of the power, business and citizens; the institute of civil society together with the state needs to create such economic conditions and business management rules which will promote active development of institute of social partnership and to form a class of social businessmen; social business - a phenomenon of civil society and business, it can belong as to business subtype, that is to be part of the private sector, as to a subtype of non-profit organization, and also to be considered as part of «the third sector» -civil society.
Key words: social business, civil society, responsibility of business, social projects.