Научная статья на тему 'ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ КАК АКТОР СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ КАК АКТОР СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлёнок Олег Михайлович, Цвяк Александр Александрович

В статье анализируется понятие частных военных компаний в контексте их функционирования в рамках военно-политической среды. При помощи аналитического метода и метода системного анализа рассмотрены основные аспекты в развитии институциональной составляющей ЧВК. В качестве важнейших причин подобного процесса обозначены и детализированы такие факторы, как вынесение конфликтов на периферию и распространение прокси-конфликтов, а также общемировой политический тренд на аутсорсинг функций вооружённых сил и их перераспределение между другими акторами. Ключевым выводом в этой связи можно считать не просто фиксацию курса на институционализацию частных военных компаний, но и фактическое превращение их в гибридный инструмент, промежуточное звено между классическими наёмниками и традиционными вооружёнными силами государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE MILITARY COMPANIES AS A FACTOR OF MODERN POLITICS

The article analyzes the concept of private military companies in the context of their functioning within the military-political environment. Using the analytical method and the method of system analysis, the main aspects in the development of the institutional component of the PMCs are considered. The most important reasons for such a process are identified and detailed factors such as the removal of conflicts to the periphery and the spread of proxy conflicts, as well as the global political trend towards outsourcing the functions of the armed forces and their redistribution among other actors. The key conclusion in this regard can be considered not just the fixation of the course on the institutionalization of private military companies, but also their actual transformation into a hybrid tool, an intermediate link between classical mercenaries and traditional armed forces of states.

Текст научной работы на тему «ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ КАК АКТОР СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

Частные военные компании как актор современной политики

Михайлёнок Олег Михайлович,

д.п.н., профессор, руководитель отдела исследования социально-политических отношений Института социологии РАН

E-mail: trudsociol@isras.ru

Цвяк Александр Александрович,

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: al.tsvyak@gmail.com

В статье анализируется понятие частных военных компаний в контексте их функционирования в рамках военно-политической среды. При помощи аналитического метода и метода системного анализа рассмотрены основные аспекты в развитии институциональной составляющей ЧВК. В качестве важнейших причин подобного процесса обозначены и детализированы такие факторы, как вынесение конфликтов на периферию и распространение прокси-конфликтов, а также общемировой политический тренд на аутсорсинг функций вооружённых сил и их перераспределение между другими акторами. Ключевым выводом в этой связи можно считать не просто фиксацию курса на институционализацию частных военных компаний, но и фактическое превращение их в гибридный инструмент, промежуточное звено между классическими наёмниками и традиционными вооружёнными силами государств.

Ключевые слова: частные военные компании, институциона-лизация, военно-политические институты.

Частными военными компаниями или ЧВК (private military companies - PMC) называют коммерческие предприятия (не имеющие прямой и формальной аффили-рованности с органами государственной власти), предоставляющие специализированные продукты и услуги, связанные с физической охраной и охраной объектов, защитными и оборонными задачами, осуществлением логистических и инженерных мероприятий, военными и гражданскими разведывательными операциями, консультированием и обучением персонала, а также иными функциями [1]. Следуя определению, данному в документе Монтрё, ЧВК - «это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги могут включать, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников» [2].

Кроме определения частных военных компаний, необходимо конкретизировать также такие аббревиатуры (встречающиеся преимущественно в зарубежной литературе), как «частные охранные компании» (Private Security Companies - PSC/ЧОК, Private Security Service Providers - PSSP) или «частные военные и охранные компании» (Private Military and Security Companies - PM-SC/ЧВОК). При этом, следует отметить наличие определённого разграничения между этими понятиями. Некоторые страны формулируют правовую оценку деятельности частных охранных компаний положительным образом, определяя её как абсолютно легальную, а деятельность частных военных компаний фактически приравнивают к наёмничеству. В то же время, целый ряд государств не разделяет с правовой точки зрения понятия ЧВК и ЧОК (характерно, в частности, для США и Великобритании). Помимо этого, важным элементом контроля и регулирования частных военных компаний в странах, где они представлены в правовом поле, является узаконенная возможность оказывать специализированные услуги зарубежом, вне пределов страны регистрации ЧВК.

Говоря о характеристике ЧВК как сформировавшегося института в политической практике, следует обратить внимание на социально-политический контекст и время их возникновения. Первая частная военная компания, представлявшая не просто группу так называемых «солдат удачи», а профессионально выстроенную структуру с официальной регистрацией, была основана в Великобритании в 1967 году [3]. Её создателем выступил бывший командир специальной авиадесантной службы (более известной под аббревиатуро й SAS) полковник Дэвид Стирлинг, а сама компания получила название Watchguard International. Стирлинг и его помощники столкнулись с двумя тенденциями, проявившимися в полной мере 1960-е годы и во многом до сих пор определяющие условия существования военно-политического и военно-экономического мирового ландшафта.

Во-первых, это вынесение зоны боевых действий за пределы основных международных центров силы. Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Куба, страны Ближнего Востока и Африки стали местом реализации крупными ми-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u со

ровыми игроками своих национальных интересов и зоной демонстрации силы и имеющихся ресурсов. Тренд вынесения конфликтов на условную периферию стал фактической традицией для последующих десятилетий. Появившаяся необходимость в профессиональных структурах, способных принимать участие в операциях на разных континентах, стала во многом определять характер развития силового компонента внешней политики. Использование подразделений специального назначения при этом могло быть не всегда уместно с дипломатической точки зрения, в то время как наёмные солдаты предоставляли своим нанимателем широкий спектр возможностей для проведения необходимых мероприятий при потенциальной формальной непричастности государств-заказчиков. В то же время, далеко не все частные военные компании спешили афишировать свою деятельность - такая практика была скорее исключением, характерным в некоторой степени для США, Великобритании, ЮАР и Израиля [4; 9].

Во-вторых, это кардинальная смена принципов ведения боевых действий. Арабо-израильские войны наглядно показали, насколько неэффективными могут быть классические тяжеловесные вооружённые силы по сравнению с высокомобильными подразделениями, оснащёнными современным вооружением и имеющие в своём распоряжении личный состав с самой высокой степенью подготовленности. Правительства стран третьего мира (в большинстве своём африканских) начали испытывать острую необходимость в армиях, отвечающих новым условиям ведения боевых действий, особенно контрповстанческих операций. Не меньшие возможности открылись в работе с Ближневосточным регионом на фоне повышения спроса и цен на нефть и сопутствующим ростом расходов на обеспечение безопасности. Частные военные компании фактически пришли на благодатную почву, получив возможность участвовать в конкурентной борьбе за государственные контракты как на подготовку солдат и обучение использованию вооружений, так и на непосредственное участие в боевых операциях. В то же время, ЧВК зачастую действовали не только как коммерческие структуры, но и являлись инструментом для реализации государственных целей и задач в области внешней политики. Так, в 1970-1971 вышеупомянутый Дэвид Стирлинг и ряд его коллег по некоторым данным оказались замешаны в попытке государственного переворота в Ливии с целью свержения Муаммара Каддафи.

Самый большой толчок к своему развитию частные военные компании получили в 1990-е годы. На это повлияло сразу несколько явлений. В частности, возрастание роли влияния мирового общественного мнения на геополитические устремления стран, а также необходимость той или иной страны в ряде случаев придерживаться «формальной нейтральности» в региональных или внутренних конфликтах. Данные обстоятельства актуализировали использование инструментов силового характера, напрямую не аффилированных с государственными структурами. [5; 22].

Изменившиеся условия баланса сил в мире, крушение Советского Союза, развитие повстанческих движений, нападение Ирака на Кувейт и последующая операция многонациональных сил поставили перед ЧВК целый ряд новых задач. На рынок заказов охранных и военных услуг всё чаще стали выходить транснациональные корпорации, сильно заинтересованные в отстаивании своих коммерческих интересов, защите персонала и объектов собственности на местах. Распад СССР ознаменовал, в числе прочего, потерю главного потенциального противника для европейских стран и США. Многие из быв-

ших солдат, попавшие под демобилизацию и сокращение рабочих мест в вооружённых силах, отправились искать удачу в частные военные компании, основываясь на имеющихся у них навыках и потребностей в достойных материальных условиях труда. Если до этого наёмники ассоциировались с несколько авантюристичными людьми, которые (по крайней мере, в рамках общественного сознания) отправлялись в поисках работу в эту сферу, потому что она представляла для них большой интерес или даже являлась своеобразным воплощением необходимого для них образа жизни, то наёмники нового вида с точки зрения организации представляли из себя полноценную профессиональную структуру с приоритетом в виде финансовых благ, а не некоторых «романтизированных» ожиданий. Самих сотрудников ЧВК всё чаще стали называть «операторами» (PMC Operators) -термином, который в англоязычных странах применяется как правило к бойцам подразделений вооружённых сил.

Иным немаловажным элементом переосмысления подходов к использованию частных компаний стали изменения, произошедшие в сфере государственного управления. Аутсорсинг, прежде являвшийся прерогативой коммерческих организаций, стал составной частью финансовой политики множества стран. Суть применения данной концепции в военно-политическом строительстве заключалась в том, что Вооружённые силы должны заниматься своими прямыми обязанностями, а все вспомогательные организационные структуры следует по максимуму упростить или же вовсе подвергнуть упразднению. На практике это означало, что частные военные компании получали возможность побороться за подряды в области логистики, конвоирования грузов, снабжения, или физической защиты охраняемых правительством объектов и лиц [6]. Например, посольства США, ранее охранявшиеся только подразделениями Морской пехоты, стали охраняться и ЧВК. В тоже время аутсорсинг стал характерен и для обеспечения безопасности крупных корпораций. Службы безопасности компаний могли сосредоточиться на контроле внутренней деятельности, а решение крупных вопросов, связанных, например, с защитой собственности за рубежом, возложить на подрядчиков.

Ещё одним фактором возрастания уровня представленности ЧВК на мировой арене стали изменения, связанные с процессом глобализации. Более оперативный обмен информацией, устранение прежних политических и экономических барьеров, помогли создать все предпосылки для того, чтобы более развитые, хорошо технически оснащённые и способные решать широкий спектр задач, компании стали более конкурентоспособными и получили возможность захватывать всё новые и новые рынки сбыта своих услуг. Особенную актуальность данный процесс получил на фоне резкого обострения потребности в военных и охранных услугах в целом ряде регионов мира.

Боевые действия с участием сил международной коалиции, развернувшиеся в Афганистане (с 2001 года) и в Ираке (с 2003 года) привели к экспоненциальному росту числа компаний, получавших контракты как напрямую от заинтересованных министерств и ведомств правительств США и Великобритании, различных управлений армии США [7], ООН, Всемирной организации здравоохранения, вновь избранных правительств Афганистана и Ирака, так и от различных транснациональных компаний, занимавшихся различными видами деятельности в областях нефтедобычи, транспорта, энергетики и водоснабжения. Следует отметить, что данная сфера деятельности Ч ВК функционировала под постоянным

оперативным и стратегическим контролем со стороны американских и британских спецслужб, а сама система получения компаниями разрешений на деятельность в сфере безопасности была достаточно зависима от их позиции и соответственно от «договороспособности» компаний [7].

Кроме этого, следует выделить критерии, отделяющие данные компании от классических организаций, предоставляющих сугубо охранные услуги, от прого-сударственных военнизированных группировок и иных формирований, а также от наёмников в традиционном понимании этой профессии.

Фактические различия между ЧВК и ЧОК заключаются в следующем.

В прямом участии ЧВК в боевых действиях. Частные военные компании имеют возможность оказывать не только логистические, консультационные, инженерно-технические и иные услуги, но и принимать непосредственное участие в боевых операциях согласно условиям в рамках заключенных контрактах. Охранные же компании (вне зависимости от того, являются ли они компактными структурными подразделениями в виде персональной службы безопасности физического лица или же оказывают комплексные услуги по охране объектов, конвоев, промышленных предприятий, организаций финансового сектора и т.д.) специализируются исключительно на задачах обеспечения безопасности.

В преобладающих возможностях ЧВК. Частные охранные организации имеют набор сил и средств, достаточных для исполнения своих задач, однако их оснащение не подлежит сравнению с уровнем обеспечения ЧВК. Помимо использования бронетранспортёров, транспортной и лёгкой ударной авиации, наступательных типов вооружений, беспилотных летательных аппаратов и иных атрибутов вооружённых сил, прорабатываются вопросы по наделению ЧВК полноценным инструментарием современных военно-воздушных сил, являющихся, возможно, ключевым элементом войн и конфликтов XXI века [9].

В повышенной степенью вовлечённости ЧВК во взаимодействия с правительственными структурами. В отличие от узкоспециализированных организаций, предоставляющих исключительно охранные услуги, расширенный функционал частных военных компаний предполагает тесные контакты с государственными органами не только на уровне формального заключения контрактов и соглашений, но и неформального установления правил исполнения тех или иных задач [10].

Различия между ЧВК и «прокси» формированиями (неофициальными вооружёнными группировками, работающими при поддержке того или иного государства) заключаются в следующем.

В наличии официальной стороны взаимоотношений. Частные военные компании имеют законтрактованные обязанности перед заказчиком в лице правительства.

В установленном в ЧВК перечне материальных средств, оборудования и вооружений. Неофициальные формирования, напротив, даже в условиях оказываемой поддержки, не имеют официальной ресурсной базы.

Не менее важно провести разделение между условно независимыми классическими наёмниками и частными военными компаниями.

ЧВК являются преимущественно юридическими организациями. Они имеют официальную регистрацию в том числе в случае, если их реальный круг обязанностей является более широким, чем формально заявленный (так, некоторые ЧВК фактически работают под

вывеской ЧОК). Наёмники же выступают в роли самостоятельных комбатантов, даже если они объединены в группы.

Принцип «одной контрактации». Сотрудники частных военных компаний имеют договорные обязательства с конкретными заказчиками услуг в виде государственных структур или коммерческих фирм, обратившихся к их работодателю, и редко имеют возможности самостоятельно определять для себя приоритетные направления работы. Вольные наёмники, напротив, могут менять заказчиков и места работы по своему усмотрению, а в отдельных случаях и саму сторону конфликта. [10]

Резюмируя, следует отметить, что частные военные компании являются своеобразным промежуточным звеном между классическими вооружёнными силами и наёмниками в традиционном понимании этого слова. От первых ЧВК получили структуру, принципы командования и организации деятельности, характер вооружений и оборудования, а от вторых - частный негосударственный характер работы и относительную независимость от международных правовых норм, регулирующих использование конвенциональных вооружённых формирований.

Литература

1. Волеводз А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2009. - № 1. - С. 12-17.

2. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. URL: https:// www.icrc.org/rus/resources/ documents/misc/ihl-mon-treau.htm (дата обращения: 10.04.2023).

3. Тихонов А. Война на подряде. Электронный ресурс S0NAR2050. URL: https://www.sonar2050.org/ publications/osnovnye-tendencii-razvitiya-chastnogo-voennogo-biznesa-v-mire/(дата обращения: 10.04.2023).

4. Мартьянов О. Частные военные компании США: предназначение и роль в военных конфликтах. Зарубежное военное обозрение, 2011 - № 5 - С. 8-13.

5. Брега А.В. Политический риск в обеспечении военной безопасности: теория и основы управления: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: автореф. дисс... на соискание ученой степени доктора политических наук. -Москва, 2007. - 44 с.

6. Коновалов И.П. История современного наёмничества: «дикие гуси» и частные военные компании. -М.: Вече, 2017.

7. Singer P.W. Corporate Warriors: the rise of the privatized military industry // Cornell University, 2003.

8. Небольсина М.А. Частные военные и охранные компании в Ираке и Афганистане: аспекты деятельности и механизмы контроля // Ежегодник ИМИ. 2012. - 307 с.

9. Летающие наёмники: первые частные военно-воздушные силы - Сетевой журнал Популярная механика. URL: https://www.popmech.ru/weap-on/news-381112-letayushchie-nayomniki-pervye-chastnye-voenno-vozdushnye-sily/ (дата обращения: 11.04.2023).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

10. Heidi M. Peters, Moshe Schwartz, Lawrence Kapp. Department of Defense Contractor and Troop Levels in Iraq and Afghanistan: 2007-2017. Congressional research service 2017 Report. April 28, 2017.

11. Dace Winther, «Regional maintenance of peace and security under international law: the distorted mirrors», 36 (2013).

PRIVATE MILITARY COMPANIES AS A FACTOR OF MODERN POLITICS

Mikhailonok O.M., Tsvyak A.A.

Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation

The article analyzes the concept of private military companies in the context of their functioning within the military-political environment. Using the analytical method and the method of system analysis, the main aspects in the development of the institutional component of the PMCs are considered. The most important reasons for such a process are identified and detailed factors such as the removal of conflicts to the periphery and the spread of proxy conflicts, as well as the global political trend towards outsourcing the functions of the armed forces and their redistribution among other actors. The key conclusion in this regard can be considered not just the fixation of the course on the institutionalization of private military companies, but also their actual transformation into a hybrid tool, an intermediate link between classical mercenaries and traditional armed forces of states.

Keywords: private military companies, institutionalization, military-political institutions.

References

1. Volevodz A.G. On international initiatives in the field of legal regulation of the activities of private military and security compa-

nies / A.G. Volevodz // International criminal law and international justice. - 2009. - No. 1. - pp. 12-17.

2. The Montreux Document on the relevant international legal obligations and best practices of States concerning the functioning of private military and security companies during armed conflict. URL: https://www.icrc.org/rus/resources / documents/misc/ ihl-montreau.htm (accessed: 04/10/2023).

3. Tikhonov A. The contract war. Electronic resource S0NAR2050. URL: https://www.sonar2050.org/publications/osnovnye-tendencii-razvitiya-chastnogo-voennogo-biznesa-v-mire/(date of application: 10.04.2023).

4. Martyanov O. US Private Military companies: Purpose and role in Military Conflicts. Foreign Military Review No. 5, 2011. P. 8-13.

5. Brega A.V. Political risk in ensuring military security: theory and fundamentals of management: specialty 23.00.02 "Political institutions, processes and technologies": abstract. diss... for the degree of Doctor of Political Sciences. - Moscow, 2007. - 44 p.

6. Konovalov I.P. The history of modern mercenary activity: "wild geese" and private military companies. / - Moscow: Veche, 2017.

7. Singer P.U. Corporate warriors: the Heyday of the privatized military industry // Cornell University, 2003.

8. Nebolsina M.A. Private military and security companies in Iraq and Afghanistan: aspects of activity and control mechanisms // Yearbook IM. 2012. - 307 p.

9. Flying Mercenaries: The First Private Air Force - Online Magazine Popular Mechanics URl: https://www.popmech.ru/weap-on/news-381112-letayushchie-nayomniki-pervye-chastnye-voenno-vozdushnye-sily / (accessed: 11.04.2023).

10. Heidi M. Peters, Moshe Schwartz, Lawrence Kapp. Contractors of the Ministry of Defense and the number of troops in Iraq and Afghanistan: 2007-2017. Congressional Research Service Report for 2017. April 28, 2017.

11. Deis Winter, "Regional maintenance of peace and security in accordance with international law: distorted mirrors", 36 (2013).

CO I_

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.