Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-99-104 NIION: 2003-0059-4/22-359 MOSURED: 77/27-003-2022-04-558
О проблемах и перспективах создания в России частных военных компаний
Марина Валерьевна Зубова
Институт государства и права Российской академии наук, Москва, Россия
Аннотация. Анализируется международный опыт организации деятельности и правового статуса частных военных компаний. Сделан вывод о том, что частные военные компании вносят серьезный вклад в решение международных военных конфликтов. Высказан ряд предложений по корректировке их деятельности.
Ключевые слова: частные военные компании, частные охранные компании, международные конфликты, национальная безопасность
Для цитирования: Зубова М. В. О проблемах и перспективах создания в России частных военных компаний // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 99-104. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-99-104.
Original article
About the problems and prospects of creating private military companies in Russia
Marina V. Zubova
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Abstract. The international experience on the organization of activities and the legal status of private military companies is analyzed. It is concluded that private military companies make a serious contribution to the resolution of international military conflicts. A number of proposals have been made to adjust their activities.
Keywords: private military companies, private security companies, international conflicts, national security For citation: Zubova M. V. About the problems and prospects of creating private military companies in Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):99-104. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-4-99-104.
Сегодня практически любой военный конфликт не обходится без участия частных военных компаний (далее — ЧВК, англ. private military company), которые, как считают некоторые военные аналитики, стали высокопрофессиональной ударной силой в ситуациях, которые обычные армейские соединения не могут разрешить иными способами. Между тем, с позиций международного права и национальных законодательств государств, допускающих их создание, ЧВК — это субъект специфической коммерческой деятельности, оказывающий на свободном рынке специализированные услуги. Не случайно, что в нацио-
нальных и межгосударственных документах, наряду с наименованием «ЧВК», используется термин «частная охранная компания» (далее — ЧОК).
По оценкам журнала The Economist, рынок услуг ЧВК в настоящее время составляет порядка 100 млрд долл. в год, а в перспективе достигнет 200-350 млрд долл. Некоммерческая организация War On Want оценивает этот рынок в 400 млрд долл., считая, что годовая выручка крупного ЧВК может достигать 10 млрд долл. Наибольшее количество ЧВК сосредоточено в США, Бельгии, Великобритании, Израиле и ЮАР, активно действуют ЧВК из Польши и Украины.
© Зубова М. № 4 / 2022
В., 2022
Правовой статус и перечень услуг, которые могут оказывать ЧВК, различаются; как правило, ЧВК разрешается оказывать следующие услуги:
• вооруженная охрана (оборона) кого-либо или чего-либо (включая охрану посольств, месторождений, заводов, энергетических объектов, военных баз и складов, тюрем, сопровождение колонн и грузов, физическую охрану и т. п.), в том числе на нестабильных территориях и в зонах военных (вооруженных) конфликтов;
• оборудование охраняемых объектов средствами технической защиты, в том числе противопожарной;
• разминирование минных полей и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов;
• сбор разведывательной и иной конфиденциальной информации;
• стратегическое планирование, разработка логистики и консультирование;
• языковой перевод и лингвистическое обеспечение;
• подбор, проверка и подготовка кадров для вооруженных сил и их вспомогательных подразделений, неправительственных организаций и частных структур;
• поставка и обслуживание специального оборудования и снаряжения.
Допускается привлечение ЧВК к международным миротворческим операциям, в том числе по линии ООН, но не в качестве военной силы.
Сотрудники (бойцы) ЧВК работают, как правило, по контрактам и выполняют функции охранников, технических работников, советников, консультантов, инструкторов и иных специалистов. Они имеют право на ношение и применение отдельных видов вооружения. Однако обычная деятельность по оказанию услуг ЧВК не предполагает применения оружия и участия в боевых действиях на стороне работодателя, за исключением случаев самообороны.
В случае участия ЧВК в боевых действиях и контртеррористических операциях в составе вооруженных сил или иных легальных вооруженных формирований государства - участника конфликта, в соответствии с Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (далее — Конвенция против наемничества), принятой 4 декабря 1989 г. и вступившей в силу 20 октября 2001 г., их командиры и сотрудники могут быть признаны наемниками. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой 24 октября 1970 г., подчеркивается, что «каждое государство обязано воздерживаться в своих между-
народных отношениях от угрозы силой или ее применения... против территориальной целостности или политической независимости любого государства.».
В соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола № 1 от 8 июня 1977 г. к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. на наемников не распространяются права комбатантов (военнослужащих регулярной армии) или военнопленных. Резолюцией ООН от 14 декабря 1979 г. наемничество определено как угроза международному миру и безопасности, наряду с такими преступлениями, как геноцид, убийство и пиратство. Согласно Конвенции против наемничества наемником признается не только нанятый участник вооруженного конфликта, но и лицо, привлеченное за вознаграждение для нарушения территориальной целостности другой страны, свержения правительства или для участия в спланированных насильственных действиях. Международную конвенцию подписали лишь 46 государств-членов. Тем не менее, ее принятие ограничило наемничество как явление.
Многие интересанты стали привлекать наемников в конфликтные регионы под видом сотрудников легальных ЧВК, на что постоянно обращают внимание правозащитные организации.
В 2008 г. рядом стран по инициативе США был подписан Документ Монтрё, содержащий более 70 рекомендаций по регулированию деятельности ЧВК в зонах вооруженных конфликтов за пределами страны происхождения. Документ декларирует обязательства ЧВК соблюдать основные права и свободы человека и расследовать совершаемые их сотрудниками нарушения.
В 2010 г. (также по инициативе США) был принят Международный кодекс поведения ЧОК, который носит рекомендательный характер. К нему присоединилось около 600 ЧВК из 70 государств (из США — 62, из Великобритании — 199). В Кодексе фактически была совершена попытка создать правовые основы для легализации наемничества на основе саморегулирования этой деятельности.
В самих США отдельного правового акта по ЧВК нет. Правовая регламентация их создания и деятельности, как и любого другого вида предпринимательства, фрагментарно осуществляется в нормативных правовых актах различного уровня по принципу «разрешено все, что не запрещено». Военные и охранные услуги фактически не разграничиваются, в ряде актов применяется термин «частная военно-охранная деятельность».
Американские ЧВК оказывают различного рода услуги Армии США и другим государственным и негосударственным заказчикам на территории страны и за рубежом. Последнему аспекту уделяется особое внимание в правовой регламентации. Оказание во-
енно-охранных услуг за рубежом регулируется федеральным законом США о контроле над экспортом вооружений, требующим от ЧВК получать лицензию на эту деятельность в Государственном департаменте. В соответствии с правилами международного оборота оружия, установленными Правительством США, американские ЧВК при отправлении за рубеж защитной экипировки, снаряжения, электроники и вооружения должны получать на это соответствующее разрешение. Государственному департаменту США предписано контролировать выполнение ЧВК условий государственных контрактов. Сделки на сумму свыше 50 млн долл. должны быть одобрены Конгрессом.
Вопросы взаимодействия военных и ЧВК регламентирует Министерство обороны США. Согласно доктрине Армии США и руководства Генштаба Армии США 2003 г. по использованию контрактников, включая сотрудников ЧВК, на поле боя армейские командиры могут отдавать сотрудникам ЧВК любые приказы, связанные с исполняемыми контрактными обязательствами. При этом сотрудники ЧВК не рассматриваются ни как комбатанты, ни как некомбатан-ты, выступая в качестве «сопровождающих армию вспомогательных сил», которые должны подчиняться военному командованию, самостоятельно обеспечивать свою деятельность и при необходимости применять оружие для самообороны. Отдельно оговаривается, что в определенных ситуациях сотрудники ЧВК приобретают статус комбатантов и могут принимать участие в боевых действиях.
Для координации деятельности ЧВК на период проведения специальной операции в Ираке командованием США была создана Ассоциация частных охранных компаний (Private Security Company Association of Iraq — PSCAI), в состав которой вошло более 40 ЧВК. По приказу № 17 (Coalition Provisional Authority Order 17) контрактники США, в том числе сотрудники военных и охранных компаний, не могут привлекаться к ответственности за совершенные ими преступления в Ираке по законодательству Ирака.
В ЮАР ЧВК, согласно закону о регулировании иностранной военной помощи 1988 г., лицензирует Национальный комитет по контролю над простым вооружением.
В прецедентном законодательстве Великобритании нет упоминаний о ЧВК и военно-охранной деятельности (предпринимательстве), но имеются акты, регламентирующие вопросы частных охранных организаций, которым в том числе разрешается предоставлять соответствующие услуги за рубежом частным, гражданским и военным заказчикам. Рынок охранных услуг саморегулируется, при этом внутри страны оборот оружия ограничен.
В 2012 г. к обеспечению безопасности на Олимпий-
ских играх в Лондоне только одной частной компанией G4S была привлечена 21 тыс. частных охранников.
На парламентских слушаниях 2012 г. отрицалось участие британских частных охранных организаций в боевых действиях в Афганистане, Йемене, Ираке и Ливии. Отмечалось, что если такое и имело место, то только в рамках контрактов частных организаций с местными правительствами.
По имеющейся информации, за рубежом ЧВК британского происхождения действуют либо в юрисдикции США, либо вне правового поля. Отметим, что в соответствии с Документом Монтрё государства - учредители ЧВК имеют обязательства в отношении контроля за их деятельностью.
Законодательство Турции вопросы создания и функционирования ЧВК не регламентирует. Тем не менее 28 февраля 2012 г. на основании специального разрешения Министерства национальной обороны группой высокопоставленных отставных военных, уволенных из армии за исламистские убеждения, была учреждена и официально зарегистрирована ЧВК «САДАТ» (SADAT International Defense Consultancy Inc., тур. Uluslararasi Savunma Dani^manlik §irketi) с уставным капиталом 643 тыс. турецких лир и штаб-квартирой в г. Стамбуле, численностью до 3 тыс. чел. В уставе ЧВК записано, что она с соблюдением интересов Турецкой Республики оказывает дружественным Турции странам консалтинговые услуги в вопросе организации национальной обороны, участвует в создании их силовых структур, принимает участие в тендерах на закупку и поставку в эти страны вооружения, боеприпасов, снаряжения, оборудования, продовольствия, осуществляет строительство полигонов и учебных центров с задействованием симуляторов и тренажеров для обучения личного состава воинским специальностям как по обычным, так и по специальным программам, включая тактику партизанской и антипартизанской войны, в том числе с обучением на территории Турции. Председателем правления ЧВК «САДАТ» является бригадный генерал в отставке А. Танрыверди, бывший советник Президента Турции Р. Эрдогана. Руководство компании сотрудничает с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока, а также Африки, европейскими государствами с влиятельными мусульманскими анклавами (Албания, Северная Македония, Босния и Герцеговина, Косово).
Собственные ЧВК имеются на Украине («Альбатрос», «Артан групп», «Омега консалтинг» и др.), а ЧВК украинского происхождения зарегистрированы в других странах (Bowline Defence, Vega Strategic Services Ltd) и специализируются в основном на охране морского транспорта.
Согласно материалам СМИ, в вооруженном конфликте на Донбассе с украинской стороны участво-
вали американская ЧВК Academi в лице ее дочерней компании Greystone Limited, а также польская ЧВК ASBS Othago (предположительно связана с ЦРУ США). Поскольку Польша подписала Конвенцию против наемничества, действия сотрудников ASBS Othago на Украине должны стать предметом судебных разбирательств, которых на настоящий момент не последовало.
В открытых источниках нет информации об участии украинских и иностранных ЧВК в противодействии коалиции вооруженных сил России, ДНР и ЛНР, проводящих специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины, однако присутствие иностранных наемников в украинских вооруженных силах очевидно. Есть основания полагать, что для придания видимой законности привлечения иностранных наемников используется правовая уловка в виде заключения ими контракта с Вооруженными силами Украины.
США и другие западные страны фактически монополизировали международный рынок военно-охранных услуг путем внедрения своих стандартов и создания единого международного органа лицензирования, аудита и мониторинга ЧВК. В определенной мере этому препятствуют международные нормы об ответственности за наемничество, которые не носят всеобъемлющего характера и фактически дезавуированы США и их союзниками.
Российская Федерация не подписала Конвенцию против наемничества, однако ст. 359 УК РФ предусматривает ответственность за непосредственное участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, а также за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, которым «...признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».
Поскольку законодательство не регламентирует вопросы организации и функционирования ЧВК, в России нет официально зарегистрированных организаций. Соответственно, структуры, позиционирующие себя как ЧВК, с формальной точки зрения таковыми не являются. Тем не менее они не подпадают и под уголовное преследование за наемничество (ст. 359 УК РФ) и за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ).
Согласно Гаагской конвенции 1907 г. и Женевской конвенции 1949 г. (с Дополнительным протоколом 1977 г.) в ряде случаев комбатантами могут признаваться «лица, входящие в ополчение и добро-
вольческие отряды», если они «имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны». Отмечается, что добровольцы должны входить в состав вооруженных сил воюющей стороны и могут получать вознаграждение такое же, как и у иных лиц того же ранга.
Таким образом, известная в России и за рубежом «Группа Вагнера» (производная от самопровозглашенной ЧВК «Славянский корпус», далее — Группа), по сути, является неформальным объединением добровольцев, которые при соблюдении требований Гаагской и Женевской конвенций могут быть отнесены к комбатантам боевых действий как в странах, их пригласивших, так и в случае их участия в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Не случайно, что руководители и бойцы Группы неоднократно награждались государственными наградами Российской Федерации.
В Российской Федерации имеются и другие структуры, причисляющие себя к ЧВК («Антитеррор-Орел», «Мар», Moran Security Group, «РСБ-Групп», «Редут-антитеррор», «Легат») и оказывающие соответствующие услуги за рубежом, чаще всего — по охране судов от пиратов. В отличие от неформальной Группы, все они имеют правовой статус ЧОП, который, однако, не наделяет их правом на работу за рубежом даже при выполнении охранных функций. Соответственно, любая деятельность таких компаний за пределами Российской Федерации не может быть связана с российской юрисдикцией.
Несмотря на то, что российское законодательство не предусматривает института ЧВК, на территории нашей страны расположены представительства крупных иностранных компаний, в том числе Global Protection Agency, Digital Security Consulting, G4S, IFS2I Security Consulting. Некоторые иностранные ЧВК контактируют с российскими госкорпорациями: ряд зарубежных объектов «Газпрома» охраняет английская Aegis Defence Services (она же выступала консультантом Службы безопасности бывшего Президента Украины П. Порошенко). Полагаем, что при сегодняшней мировой обстановке работа в России и с российскими структурами ЧВК, зарегистрированных в недружественных государствах, должна быть приостановлена.
Изложенное, на наш взгляд, свидетельствует о несоответствии положения дел на российском рынке военно-охранных услуг современным экономическим реалиям и актуальным потребностям обеспечения национальной безопасности страны. Россия имеет хороший конкурентный потенциал для создания ЧВК мирового уровня и в состоянии занять весомую долю международного рынка частных военно-охранных
услуг, однако для этого необходимо создать соответствующие правовые условия.
Прежде всего, целесообразно изменить ст. 359 УК РФ («Наемничество»), которая была внесена в период активных боевых действий на Северном Кавказе в качестве меры реагирования на приток в регион иностранных наемников. Данную угрозу, разумеется, следует купировать и далее. Тем не менее, целесообразно дополнить диспозицию статьи нормой, не распространяющей ответственность за наемничество на деятельность сотрудников российских ЧВК (частная охранная организация с особыми уставными задачами), обеспечивающих исполнение контрактов в районах вооруженных конфликтов или военных действий, а также на добровольцев, участвующих в боевых действиях в зарубежных странах с соблюдением условий и требований международного права.
За последние 10 лет был выдвинут ряд законодательных инициатив касательно регулирования деятельности ЧВК. В 2012 г. А. Митрофанов («Справедливая Россия») вносил на рассмотрение законопроект № 62015-6 «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» (возвращен инициатору как внесенный с нарушением регламента). В 2014 г. Г. Носовко («Справедливая Россия») заявлял о подготовке им проекта «О легализации ЧВК в Российской Федерации» (официально не вносился, получил негативные оценки экспертов и СМИ). В 2016 г. Институт проблем безопасности и устойчивого развития направил в секретариат Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности проект закона «О частной военно-охранной деятельности». В 2017 г. о подготовке законопроекта о создании в России ЧВК на базе ДОСААФ заявлял В. Водолацкий («Единая Россия»). В 2018 г. В. Шаманов («Единая Россия») сообщил о внесении соответствующего законопроекта в Государственную Думу. В апреле 2022 г. группа депутатов во главе с С. Мироновым (СЗРП) внесла проект федерального закона «О частной военной и военно-охранной деятельности».
Приведенные законопроекты преследовали цель создания правовых оснований для образования иррегулярных вооруженных формирований, способных решать боевые задачи в конфликтных зонах вне Российской Федерации. Это представляется методологически неверным и с высокой вероятностью вызовет негативную внешнюю реакцию.
Базовые положения этого вопроса целесообразнее разрешить путем внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 № 2487-1 (ред. от 5 марта 2017) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в которых предлагается предусмотреть:
• создание частных охранных организаций с
особыми уставными задачами, которым может быть предоставлена возможность осуществления охранной деятельности на объектах повышенного риска и критической инфраструктуры, сопровождения важных грузов, возможность осуществления контрактов с военными организациями, а также решение иных задач, требующих специальных навыков и технического оснащения, в том числе за рубежом;
• предъявление повышенных требований и ограничений к кандидатам на работу и сотрудникам таких частных охранных организаций, их подготовке и переподготовке;
• предоставление сотрудникам специальных социальных гарантий;
• разрешение сотрудникам частных охранных организаций иметь и применять при осуществлении уставной деятельности боевое стрелковое оружие, использовать определенные виды специальной и военной техники, в том числе предоставляемой заказчиками;
• возложение ответственности за действия таких частных охранных организаций за рубежом на их руководителей и заказчиков охранных услуг.
Такой подход соответствовал бы российским принципам правового регулирования деятельности частных охранных организаций и международному опыту организации работы ЧВК.
При необходимости привлечения сотрудников частных охранных организаций с особыми уставными задачами к прямому участию в боевых действиях в отсутствии условий непреодолимой силы, крайней необходимости и самообороны это можно будет делать на основе формирования добровольческих подразделений в составе регулярных вооруженных сил принимающей стороны.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №3 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
5. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685).
Bibliographic list
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 № 3 6-FKZ, dated December 30, 2008 № 7-FKZ, dated February 5, 2014 №
2-FKZ, dated 1 July 2020, № 11-FKZ) // SZ RF. 2020. № 31. Art. 4398.
2. Federal Law «On Security» dated December 28, 2010 № 390-FZ // SZ RF. 2011. № 1. Article 2.
3. Federal Law № 172-FZ of June 28, 2014 «On Strategic Planning in the Russian Federation» // SZ RF. 2014. № 26 (Part I). Article 3378.
4. Decree of the President of the Russian Federation № 474 of July 21, 2020 «On the National development Goals of the Russian Federation until 2030» // SZ RF. 2020. № 30. Art. 4884.
5. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation».
6. The concept of Public security in the Russian Federation (approved by Presidential Decree № Pr-2685 of November 14, 2013).
Информация об авторе
М. В. Зубова — старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук.
Information about the author M. V. Zubova — Senior Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 12.07.2022.
The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 12.07.2022.