Научная статья на тему 'ЧВК КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ'

ЧВК КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
476
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / ОСОБЕННОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ВОЕННЫЕ КОНСАЛТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ВОЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ КОНТИНГЕНТА / КОМПАНИИ ВОЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волжанин Даниил Андреевич, Дубков Никита Сергеевич, Литвиненко Даниил Валерьевич

Усиление роли частных военных компаний (ЧВК) на современном этапе развития международных отношений является большой проблемой для мирового сообщества. Возможность использования коммерческих армий политическими субъектами в своих целях выявляет проблему качества и количества влияния, которое оказывают данные организации на хрупкие международные отношения. Поступательное развитие ЧВК актуализирует их востребованность в военных конфликтах по всему миру, заставляя крупные и мелкие страны ставить на повестку дня вопрос использования их как инструмента влияния -редактирования международных отношений. В статье анализируется положение частных военных компаний в международном правовом поле. Определяются их особенности для нанимающих субъектов и типы по принципу предоставляемых услуг. Рассматриваются примеры влияния частных военных компаний на международные отношения посредством прямого и косвенного вмешательства в военные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PMCS AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE IN THE INTERNATIONAL POLITICAL ARENA

Strengthening the role of private military companies (PMCs) at the current stage of development of international relations is a major challenge for the international community. The possibility of using commercial armies by political actors for their own purposes raises the question of the quality and quantity of influence that these organizations have on delicate international relations. The progressive development of PMCs actualizes their relevance in military conflicts around the world, forcing large and small countries to put on the agenda the issue of using them as an instrument of influence - editing international relations. The paper analyzes the position of private military companies in the international legal framework. Their features for hiring entities and types according to the principle of services provided are defined. Examples of the influence of private military companies on international relations through direct and indirect intervention in military conflicts are examined.

Текст научной работы на тему «ЧВК КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 1. С. 33-38. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 1. P. 33-38.

Научная статья УДК 327.83

https://doi.org/10.24158/pep.2023.1.4

ЧВК как инструмент влияния на международной политической арене

Даниил Андреевич Волжанин1, Никита Сергеевич Дубков2, Даниил Валерьевич Литвиненко3

■'■^Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Усиление роли частных военных компаний (ЧВК) на современном этапе развития международных отношений является большой проблемой для мирового сообщества. Возможность использования коммерческих армий политическими субъектами в своих целях выявляет проблему качества и количества влияния, которое оказывают данные организации на хрупкие международные отношения. Поступательное развитие ЧВК актуализирует их востребованность в военных конфликтах по всему миру, заставляя крупные и мелкие страны ставить на повестку дня вопрос использования их как инструмента влияния -редактирования международных отношений. В статье анализируется положение частных военных компаний в международном правовом поле. Определяются их особенности для нанимающих субъектов и типы по принципу предоставляемых услуг. Рассматриваются примеры влияния частных военных компаний на международные отношения посредством прямого и косвенного вмешательства в военные конфликты.

Ключевые слова: международные отношения, частные военные компании, особенности частных военных компаний, вооруженные конфликты, международные конфликты, военные консалтинговые компании, военные логистические компании, военные компании контингента, компании военных услуг

Для цитирования: Волжанин Д.А., Дубков Н.С., Литвиненко Д.В. ЧВК как инструмент влияния на международной политической арене // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 1. С. 33-38. https://doi.org/10.24158/pep.2023.1.4.

Original article

PMCs as an Instrument of Influence in the International Political Arena

Daniil A. Volzhanin1, Nikita S. Dubkov2, Daniil V. Litvinenko3

123Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Abstract. Strengthening the role of private military companies (PMCs) at the current stage of development of international relations is a major challenge for the international community. The possibility of using commercial armies by political actors for their own purposes raises the question of the quality and quantity of influence that these organizations have on delicate international relations. The progressive development of PMCs actualizes their relevance in military conflicts around the world, forcing large and small countries to put on the agenda the issue of using them as an instrument of influence - editing international relations. The paper analyzes the position of private military companies in the international legal framework. Their features for hiring entities and types according to the principle of services provided are defined. Examples of the influence of private military companies on international relations through direct and indirect intervention in military conflicts are examined.

Keywords: international relations, private military companies, features of private military companies, armed conflicts, international conflicts, military consulting companies, military logistics companies, military contingent companies, military services companies

For citation: Volzhanin, D.A., Dubkov, N.S. & Litvinenko, D.V. (2023) PMCs as an Instrument of Influence in the International Political Arena. Society: Politics, Economics, Law. (1), 33-38. Available from: doi:10.24158/pep.2023.1.4 (In Russian).

Введение. На сегодняшний день взаимодействие стран на международной арене происходит с большими сложностями. Обострение вооруженных конфликтов, многолетние территориальные претензии и мировые кризисы обуславливают подвешенное состояние одних стран мира,

© Волжанин Д.А., Дубков Н.С., Литвиненко Д.В., 2023

и повышенную готовность других. Перманентное наращивание военной мощи дает понять, что мир еще далек от бесконфликтного международного существования. Но не всегда страны с большим военным потенциалом стремятся тратить государственные ресурсы на решение конфликтов, а маленькие государства просто не имеют возможности соревноваться с мировыми державами в военной мощи. На данном этапе в игру вступают частные военные компании (ЧВК).

ЧВК в международном правовом поле. С начала 2000-х годов повсеместно растет спрос на услуги частных военных компаний. Использование данных структур «помогает» решать заинтересованным сторонам проблемные для них вопросы.

Согласно одному из распространенных в научной среде определений «ЧВК - коммерческие организации, созданные для извлечения прибыли путем оказания на основе договоров услуг военного и околовоенного характера, действующие преимущественно за пределами страны происхождения, сотрудники которых не являются государственными служащими» (Апухтин. 2009).

Другая дефиниция гласит: «ЧВК - это зарегистрированная частная высокодоходная коммерческая структура, укомплектованная высококлассными техническими специалистами, контролируемая государством и работающая в его интересах»1.

Проблема заключается в том, что в современной истории не сложилось целостного и однозначного толкования понятия «частные военные компании», исследователи трактуют его различно (Феномен частных военных компаний в военно-силовой государств в XXI в. ..., 2017).

Стоит обратить внимание, что понятие ЧВК не фигурирует в международном праве, однако термин «наемник» встречается в различных международных документах. В ст. 47 дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.2 «наёмник» - лицо, которое:

- специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

- фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

- принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

- не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

- не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

- не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил3.

Примечательно, что в декабре 1989 г. ООН была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников4. Необходимо отметить, что данный документ расширяет понятие наемников и относит к ним не только лиц, которые непосредственно участвуют в вооруженных конфликтах, но и любое лицо, которое:

- специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства, подрыв конституционного порядка государства, а также нарушение территориальной целостности государства;

- принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

- не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

- не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

- не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия5.

1 Цепков Н. Частные военные компании: краткий обзор мирового и российского регулирования [Электронный ресурс] // Zakon. 2015. 14 дек. URL: https://clck.ru/33DdQB (дата обращения: 10.11.2022).

2 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 08.06.1977 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901755843 (дата обращения: 17.12.2022).

3 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 08.06.1977 ...

4 Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников [Электронный ресурс]. Принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 г. // Организация Объединённых Наций. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml (дата обращения: 10.11.2022).

5 Там же.

Таким образом, попытки урегулировать вопрос, связанный косвенно с ЧВК, составляли некоторое время международную политическую повестку. На момент 2022 г. Конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников ратифицировали 46 стран1. Последней страной, которая подписала данную конвенцию, является Армения, она сделала это в 2020 году2. Можно сделать вывод, что государства действительно видят в наемниках опасность для своего суверенитета и стараются абстрагироваться от их влияния (Bures, Meyer, 2019).

Особенности ЧВК для нанимателей. Привлечение наемных армий стало популярно в международном сообществе благодаря определенным выгодам, которые заключаются в нескольких аспектах.

1. Профессионализм. Зачастую частные военные компании имеют более компетентный кадровый состав, преимущественно состоящий из бывших военных. Использование наемников позволяет в кратчайшие сроки получить высококвалифицированный персонал. Люди, проходящие службу в регулярных армиях, не всегда имеют практический боевой опыт и могут быть морально не готовы отдавать свою жизнь во имя абстрактных целей или стрелять в других людей. Наемные войска комплектуются специально обученными людьми, идущими на боевые действия в добровольном порядке, что позволяет им соревноваться даже с армиями развитых стран.

2. Опосредованность. Использование ЧВК позволяет субъекту держаться на удалении от источника опасности или объекта влияния и не вмешиваться в конфликт напрямую. В частности, развитые страны с помощью наемных армий могут оказывать политическое влияние на страны «третьего мира».

3. Анонимность. Практическая невозможность установления лица нанимателя в связи с тем, что ЧВК работают под символикой своей компании или без опознавательных знаков. Также стоит заметить, что существует трудность определения личности наемников в целом из-за отсутствия у них удостоверяющих документов, за исключением, в некоторых случаях, личных жетонов.

4. Ответственность. Наниматель не несет прямой ответственности за действия, совершенные ЧВК, что практически полностью позволяет ему оправдаться перед общественностью без сильного ущерба для авторитета.

Дополнительно следует сказать об ответственности государства перед регулярной армией и населением страны. То есть при использовании в конфликте регулярной армии необходимо тратить деньги на ее содержание и на разного рода выплаты. Как пример: социальные выплаты гражданам в связи с потерей родственников, участвующих в военных конфликтах.

Данные особенности хорошо показывают, почему ЧВК являются востребованным инструментом на международной арене. Актуальность их только продолжит усиливаться, так как возможность извне влиять на своих оппонентов и оставаться в стороне может выглядеть привлекательно для многих стран, тем более если на повестке дня стоят спорные международные вопросы, которые можно решить силовым воздействием.

Разновидности ЧВК. Услуги ЧВК не ограничиваются участием в боевых действиях. Можно выделить 4 типа компаний в зависимости от предоставляемых ими услуг.

1. Компании военных услуг в основном занимаются поставкой обученных, высокопрофессиональных специалистов для выполнения боевых задач. Главное преимущество таких компаний не в количестве, а в качестве предоставляемых бойцов. Небольшие контингенты таких наёмников при поддержке боевой техники способны успешно противостоять оппонентам, серьёзно превосходящим их в количестве.

2. Консалтинговые компании занимаются предоставлением услуг в области стратегического и оперативного планирования, организацией боевой подготовки войск и разработкой планов различных операций. Они не участвуют в боевых действиях и не имеют большого кадрового состава, ограничиваясь небольшим количеством боевых офицеров и генералов (Овчаров, 2018).

3. Логистические компании являются самой многочисленной группой. Их услуги включают огромный спектр технического, тылового и инженерного обеспечения. Они занимаются предоставлением боевой и небоевой техники под самые разные нужды3.

1 International Convention against the Recruitment, Use, Financing and Training of Mercenaries [Электронный ресурс] // ICRC. 1989. URL: https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/international-conven-tion-against-recruitment-use-financing-and (дата обращения: 10.11.2022).

2 Армения присоединилась к Конвенции против вербовки наемников [Электронный ресурс] // Sputnik. 2020. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20201028/Armeniya-prisoedinilas-k-Konventsii-protiv-verbovki-naemni-kov-25102773.html (дата обращения: 10.11.2022).

3 Уваров Н. Бизнес на службе Пентагона [Электронный ресурс] // Militaryarticle. 2009. URL: http://militaryarticle.ru/zarubezhnoe-voennoe-obozrenie/2009-zvo/7714-biznes-na-sluzhbe-pentagona (дата обращения: 10.11.2022).

4. Охранные компании оказывают преимущественно услуги по обеспечению безопасности объектов: охрана персон, различной инфраструктуры стратегической значимости и т.д. Дополнительно сюда можно отнести, набирающие популярность организации, занимающиеся защитой от пиратов, что является актуальной проблемой в связи с повышением активности последних (Ха-жметов, 2014).

Спектр услуг ЧВК делает их еще более востребованными на фоне простых армий, на подготовку которых требуется время и ресурсы. Получение одного специалиста в сфере стратегического планирования требует от него огромного опыта непосредственного участия в боевых действиях, что не всегда возможно приобрести так быстро, как это требуется. В этом случае аренда отряда бойцов, конкретного профессионала или специалистов технического обеспечения является практичным решением, способным принести желаемый результат.

ЧВК в Хорватии. Современная история богата на примеры влияния ЧВК на внутреннюю и внешнюю политику стран. Компания Military Professional Resources Incorporated (MPRI) завоевала свою репутацию благодаря крупному проекту в Хорватии и разработке операции «Буря» в 1995 г. Заручившись в сентябре 1994 г. поддержкой Государственного департамента и Министерства обороны США, фирма взялась за модернизацию и переподготовку командной структуры хорватской национальной армии, включая генеральный штаб. В августе 1995 г. в ходе операции «Буря»1 войска Хорватии нанесли сокрушительный удар сербским силам, удерживавшим Краину. С такой помощью ранее неумелая хорватская армия провела успешное летнее наступление в этом же районе. Менее чем за месяц они изгнали поддерживаемые сербами силы и 200-250 тыс. мирных жителей хорватских сербов с удивительно небольшим кровопролитием2. Контроль над регионом, долгое время принадлежавший сербам, вернулся к Загребу. По мнению наблюдателей, хорватские силы использовали типичную американскую общевойсковую тактику, включая интегрированные движения авиации, артиллерии и пехоты, а также маневренную войну, направленную против сербских систем управления, контроля и связи3.

Пример хорошо показывает, как профессиональный опыт ведения боевых действий помог спланировать успешную операцию, способную оказать влияние на существование целого государства и современную политическую картину мира.

ЧВК на Украине. Следующим примером использования ЧВК послужит ситуация на Украине 2013-2014 гг. В 2013 г. действующий президент Украины В.Ф. Янукович стремился к более тесному сотрудничеству с Россией, в связи с чем им было отложено подписание соглашение об ассоциации с ЕС. После данных событий в столице страны начались массовые митинги в поддержку ориентации в сторону Евросоюза. Стихийные митинги переросли в длительное противостояние и привели к политическому кризису, вследствие чего в стране сменилась власть4.

После государственного переворота Украина превратилась в арену политического противоборства России и США. Множество ЧВК с февраля по март 2014 г. из ряда стран участвовали в различных операциях и мероприятиях на территории Украины и Донбасса. На данном этапе конфликта ЧВК выполняли преимущественно тактические задачи: оперативное и стратегическое планирование, обучение командного и личного состава, осуществляли охрану объектов и лиц повышенной важности.

С марта по июнь основные задачи, стоявшие перед наемниками, заключались в координации, обучении сотрудников правоохранительных органов и специальных подразделений Украины. Дополнительно ЧВК занимались ликвидацией протестной активности в регионах, вывозом и сопровождением частных лиц, персонала с территорий, охваченных восстанием (Шишмонин, 2019).

Преимущественно на Украине действовали такие ЧВК, как: Academi, Erinys, DynCorp5 и др. Данные организации уже имели большой опыт введения боевых действия и выполнения аналогичных операций в различных точках планеты6.

1 Окунев Д. «Сербский вопрос мы решили»: как хорваты уничтожили Сербскую Краину 1995 [Электронный ресурс] // Газета. URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/08/04_a_13l76937.shtml (дата обращения 15.11.2022)

2 Князев С. «Одна из крупнейших этнических чисток в современной истории Европы»: как была ликвидирована Республика Сербская Краина [Электронный ресурс] // RT. URL: https://russian.rt.com/science/arti-cle/769615-25-let-operaciya-burya (дата обращения: 15.11.2022).

3 Croatia - Operation Storm 1995 [Электронный ресурс] // Global Security. URL: https://www.globalsecurity.org/intell/ops/croatia.htm (дата обращения: 15.11.2022).

4 Майдан и его последствия: 10 главных событий [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/11/2016/5832e81a9a79477ffe42486a (дата обращения: 15.11.2022).

5 Рожин Б. Черная вода Украины: война и убийство превращены в бизнес [Электронный ресурс] // Нака-нуне.ру. URL: https://www.nakanune.ru/articles/19012/ (дата обращения: 15.11.2022).

6 Неелов В. Частные военные компании и война на Юго-Востоке Украины [Электронный ресурс] // Центр стратегической конъюнктуры. URL: https://conjuncture.ru/mpc-ukraine/ (дата обращения: 15.11.2022).

На данном примере можно наблюдать использование профессионального контингента ЧВК нанимателями извне для попытки решения конфликта на международной арене с помощью воздействия на ситуацию в конкретной стране. Такие прокси-войны могут быть весьма успешны для дестабилизации положения во времена кризисов, что может в целом сказываться на позиции государства на международной политической арене. Также наемные бойцы способны усиливать эмоционально-психологическое давление на людей, что в свою очередь выступает катализатором стихийных волнений, создание которых для достижения своих целей может преследовать заинтересованная сторона.

ЧВК в Буркино-Фасо. Последним примером можно проиллюстрировать влияние ЧВК на политику и положение на международной арене стран третьего мира. Буркино-Фасо - «страна постоянных военных переворотов». С момента обретения государством независимости власть в нем менялась 6 раз путем военных переворотов, и дважды президенты оставляли свою должность под давлением общественности.

Причина последнего военного переворота кроется в проблеме растущей террористической угрозы, которая существует в стране с 2015 г., и неспособности бывшего правительства разобраться с проблемой. Официальные власти контролировали всего лишь 60 % территории страны, в то время как остальные 40 % находились под влиянием исламистских террористических организаций1.

30 сентября в Буркино-Фасо произошел военный переворот, в ходе которого ополчение -группа спецназа под названием «Кобра» при поддержке ЧВК «Вагнер» свергла временное правительство страны во главе с Поль-Анри Сандаого Дамибу2. В итоге пост президента страны занял руководитель группы «Кобра» Ибрагим Траоре. Стоит отметить, что это был второй переворот за год в Буркино-Фасо. Предыдущий, в ходе которого к власти пришел ныне отстраненный Поль-Анри, произошёл 23-24 января 2022 г.3, когда организация «Патриотическое движение за сохранение и восстановление» (MPSR) задержала президента страны Рока Марка Кристиана Ка-боре, объявила о приостановке действия Конституции, распустила парламент и правительство, а также ввела комендантский час.

Участие ЧВК в боевых действиях в странах третьего мира способно скоропостижно менять внутреннюю политическую ситуацию этих государств, что в свою очередь отражается на системе международных отношений (Апухтин, 2008). Бедные страны третьего мира сами по себе не являются крупными политическими акторами, но зачастую их потенциал в ресурсном плане оказывается ключевым фактором притяжения к ним внимания, соответственно, влияние сильных стран мира всегда будет приковано к таким регионам, и актуальность использования ЧВК для влияния на них только будет усиливаться.

Заключение. Представляется, что актуальность частных военных компаний со временем будет только расти. Сами по себе эти организации перешли в активную стадию развития и продолжат расширяться, чтобы предоставлять своим клиентам еще больше различных услуг. В связи с обострением международных отношений и возросшей частотой вооруженных конфликтов, а также невозможностью так просто влиять на оппонента армией на уровне государства, ЧВК представляют единственный, хоть и дорогой выход из данной ситуации для крупных игроков.

Защититься от данной угрозы каким-либо международным актом вряд ли представляется возможным. Для противодействия ЧВК мы предлагаем несколько способов:

1. Создание международного надзорного органа при содействии мировых держав с целью полного отслеживания деятельности ЧВК во всех её проявлениях. Данная структура, несомненно, будет являться ресурсозатратной, но позволит обеспечить безопасность крупным и малым акторам международного взаимодействия.

2. Легализация ЧВК в международном праве и отслеживание всей деятельности данных компаний с юридической точки зрения. Это позволит вести полный учет действий ЧВК и поможет не допустить анонимного влияния крупных международных игроков на слабых.

3. Объединение нескольких стран в союз и создание единой организации для борьбы с деятельностью ЧВК на своей территории. Данный вариант отличается от первого своей локальностью. Трудности в переговорах стран по вопросу создания одной действующей международной организации могут ни к чему не привести, а локальное объединение союзных стран имеет возможность полноценно функционировать.

В целом следует заключить, что влияние частных военных компаний на международную обстановку становится все сильнее и требует к себе совокупного внимания мирового сообщества.

1 Переворот за переворотом и надежды на Россию. Что происходит в Буркина-Фасо [Электронный ресурс] // Красная весна. URL: https://rossaprimavera.ru/article/625a675f (дата обращения: 15.11.2022).

2 Перевороты в Буркина-Фасо [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/15927957 (дата обращения: 15.11.2022).

3 За Россию и против Франции: в Буркина-Фасо произошел военный переворот [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/10/02/za-rossiyu-i-protiv-francii-v-burkinafaso-proizoshel-voennyy-perevorot.html (дата обращения: 15.11.2022).

Список источников:

Апухтин Ю.С. Международная правовая ответственность частных военных компаний // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2008. № 2 (15). С. 223-231.

Апухтин Ю.С. Частные военные компании: новая цель политической криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. № 2 (17). С. 104-107.

Овчаров А.В. Частные военные компании в России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 3 (86). С. 84-97.

Феномен частных военных компаний в военно-силовой государств в XXI в. / К.П. Курылев [и др.] // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12, № 4. С. 130-149. https://doi.org/10.17323/l996-7845-2017-04-130.

Хажметов К.А. Классификация частных военных охранных компаний // Обозреватель. 2014. № 5 (292). С. 83-92.

Шишмонин С.В. Эволюция частных военных компаний в мире // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3, № 9. С. 107-113. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2019-3-9-107-113.

Bures O., Meyer J. The Anti-Mercenary Norm and United Nations' Use of Private Military and Security Companies // Global Governance. 2019. Vol. 25, iss. 1. Р. 77-99. https://doi.org/10.1163/19426720-02501002.

References:

Apukhtin, Yu. S. (2008) Mezhdunarodnaya pravovaya otvetstvennost' chastnykh voennykh kompanii [International Legal Liability of Private Military Companies]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. (2 (15)), 223-231. (In Russian).

Apukhtin, Yu. S. (2009) Chastnye voennye kompanii: novaya tsel' politicheskoi kriminologii [Private Military Companies: A New Target for Political Criminology]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. (2 (17)), 104-107. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bures, O. & Meyer, J. (2019) The Anti-Mercenary Norm and United Nations' Use of Private Military and Security Companies. Global Governance. 25 (1). 77-99. Available from: doi:10.1163/19426720-02501002.

Hazhmetov, K. A. (2014) Classification of Private Military and Security Companies. Observer. (5 (292)), 83-92. (In Russian).

Kurylev, K.P., Martynenko, E.V., Parkhitko, N.P., Stanis D.V. Fenomen chastnykh voennykh kompanii v voenno-silovoi gosu-darstv v XXI v. [Phenomenon of Private Military Companies in Military-Power States in the XXI Century]. International Organisations Research Journal. 12 (4), 130-149. Available from: doi:10.17323/1996-7845-2017-04-130. (In Russian).

Ovcharov, A. V. (2018) Private Military Companies in Russia. Vestnik Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. (3 (86)), 84-97. (In Russian).

Shishmonin, S. V. (2019) Evolution of Private Military Companies in the World. Current Issues of the State and Law. 3 (9), 107-113. Available from: doi:10.20310/2587-9340-2019-3-9-107-113. (In Russian).

Информация об авторах

Д.А. Волжанин - студент кафедры политологии Восточного института - школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.

Н.С. Дубков - студент кафедры политологии Восточного института - школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.

Д.В. Литвиненко - студент кафедры политологии Восточного института - школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.

Information about the authors

D.A. Volzhanin - Student, Department of Political Science, Institute of Oriental Studies - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

N.S. Dubkov - Student, Department of Political Science, Institute of Oriental Studies - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

D.V. Litvinenko - Student, Department of Political Science, Institute of Oriental Studies - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 10.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.