Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 2 (38). С. 86-96. УДК 327
Б01 10.24147/2312-1300.2023.10(2).86-96
И. А. Ветренко, А. А. Ковалев
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ УЧАСТИЕ В ВОЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Рассматривается феномен частных военных компаний (ЧВК) как неотъемлемый элемент современной международной политики. Изучается история их создания, причины возникновения и отношение к ним мировой общественности. Рост популярности современных ЧВК объясняется меняющимся характером межгосударственного взаимодействия, сменой парадигм, их многофункциональностью и рядом других факторов.
Ключевые слова: аутсорсинг в военной сфере; приватизация насилия; смена парадигмы; правовой статус; вооружённый конфликт.
В последние несколько десятилетий меняются как формы международного взаимодействия и сотрудничества, так и формы противостояния. Меняются условия, причины, способы ведения и даже состав участников современных вооружённых конфликтов. В связи с этими обстоятельствами особую востребованность в XXI в. приобрели частные военные компании (ЧВК) и те услуги, которые они предоставляют.
Приватизация насилия в настоящее время воспринимается мировым сообществом двояко. С одной стороны, как источник опасности и новых вызовов глобальной безопасности по причине неконтролируемости и, как следствие, безответственности ЧВК за осуществляемую деятельность; с другой - как источник новых возможностей, который выводит феномен войны на качественно иной уровень. При этом важно отметить, что современные ЧВК нельзя отождествлять с наёмничеством, которое сопрягается с неизбежными нарушениями прав человека. Современные ЧВК более организованные, дисциплинированные, клиентоориентированные, однако и по сей день находящиеся в серой зоне, так как их правовой статус так и не был определён на международном уровне.
Таким образом, частные военные компании XXI в. не являются ни наёмниками
(находящимися строго вне закона), ни солдатами Вооружённых Сил национальных армий. Однако их роль и значение возрастают, и они уже претендуют на роль самостоятельного политического игрока на мировой арене, не находясь в подчинении ни у одного государства. Подобная неоднозначная сложившаяся ситуация и объясняет актуальность выбранной темы.
Частные военные компании стали международной и внутригосударственной реальностью в XXI в. Но их нельзя назвать прямым следствием глобальных изменений в концепциях войн современности. Ведь, как и все международные процессы, ЧВК имеют свою историю.
Частные военные компании развивались поэтапно. Можно условно назвать 1940-е гг. началом их расцвета. После окончания Второй мировой войны и в период распада колониальной системы их востребованность только возрастала. Усиление конфронтации во время холодной войны определило новую ступень в развитии феномена аутсорсинга в военной сфере. И уже после падения биполярной системы и по настоящее время отмечается третий этап, который можно охарактеризовать как приватизация силы. Стоит оговориться, что невозможно строго и однозначно определить тот или иной временной
период, при этом очевидно, что каждый новый виток развития ЧВК напрямую связан с теми или иными историческими изменениями.
Примечательно, что примеры действия по принципу ЧВК можно найти и в более ранние периоды (ополчение К. Минина и Д. Пожарского в начале XVII в., деятельность конкистадоров на территории Америки с XVI в. и пр.) . Безусловно, эти примеры показывают только тенденцию и общие схожие черты с современными ЧВК, которые возникли лишь в середине XX в., но не отсчитывают начало их истории.
В период существования Вестфальской системы международных отношений правом легитимного насилия могло обладать только государство. И, соответственно, ни о каких частных военных организациях речи идти не могло. Всё изменилось в XX в. после окончания Второй мировой войны, когда произошла смена парадигм. С того момента основной принцип новой системы международных отношений - силовое равновесие и защита национальных интересов государств. Иными словами, каждое суверенное государство защищает собственные национальные интересы на мировой арене своими силами, прибегая к всевозможным методам, которые ему могут быть доступны.
Таким образом, основная причина появления такого явления, как ЧВК, заключается в том, что XX в. - это век двух мировых войн и множества региональных конфликтов, перешедших и в XXI в. Тем самым, во-первых, выявляются причины возникновения рассматриваемого феномена (после окончания Второй мировой войны осталось большое количество профессионально обученных военных, которые, по сути, оказались вне поля своей непосредственной деятельности); во-вторых, объясняется рост их востребованности в дальнейшем.
После окончания Второй мировой войны африканский континент был охвачен процессами национально-освободительных движений. И эта территория стала дебютом деятельности нанятых за вознаграждение сил для участия в подавлении этих восстаний. После данных событий мировому сообществу стала очевидной та разрушительная роль, которую способна играть практика найма в тех или иных конфликтах для региональ-
ной и международной безопасности. Именно поэтому на уровне ООН такая коммерческая деятельность была запрещена . Однако те страны, которые не ратифицировали Протокол I, продолжили прибегать к подобным услугам.
Важно отметить, что запрет на этот вид услуг со стороны ООН не уменьшил их востребованность. Со второй половины XX в. услугами частных военных и охранных компаний пользуются как государства, так и негосударственные структуры (в том числе террористические). Можно сказать, что вся «грязная работа» возлагается именно на них [1, с. 133].
В период холодной войны к услугам ЧВК прибегали государства, которые стремились в некотором роде национализировать организованное насилие. Они расширяли своё влияние в государствах так называемого третьего мира, а привлечение наёмных военных позволяло добиваться своих целей тайно, скрывая собственное участие в интервенциях и своё влияние на исход тех или иных конфликтов. При этом и сами страны «третьего мира» нередко пользовались подобными услугами. Как правило, в этот исторический период происходившие на территории бывших колоний перевороты, восстания не обходились без участия ЧВК.
К тому же в середине 1970-х гг. многие государства начали сокращать численность личного состава собственных Вооружённых Сил, и регулярные армии с того времени начали заменяться аутсорсингом [2, р. 98].
С начала 1990-х гг. рынок ЧВК принципиально меняется. Холодная война закончилась, биполярный мир рухнул. С этого времени их услугами активно начинают пользоваться не только национальные государства, но и негосударственные структуры. Так начала усиливаться тенденция приватизированной силы. В настоящее время не только государства обращаются к услугам ЧВК для защиты своих национальных интересов.
Примечательно, что до этого периода основными клиентами ЧВК были слабые государства, которые не могли защитить свои интересы собственными силами. В настоящее время, как уже было отмечено, клиентура этих организаций стала разномастной с различными целями и запросами.
Так, в XXI в. сотрудники ЧВК принимают участие практически во всех региональных конфликтах, их нанимают государства для борьбы с терроризмом, они являются участниками миротворческих миссий. Таким образом, ЧВК работают наряду с Вооружёнными Силами государств. И с каждым годом их соотношение меняется в пользу увеличения количества нанятых военных по отношению к кадровым3. Также к услугам ЧВК могут прибегать акторы, нуждающиеся в обеспечении безопасности, т. е. они могут наниматься не в собственно военных целях. Например, гуманитарные организации могут обращаться за подобными услугами, чтобы под охраной доставлять гуманитарную помощь. Важно отметить, что сама ООН регулярно с 1990 г. обращается к услугам частных военных и охранных компаний для их участия в миротворческих миссиях [3, р. 94].
Основная причина возросшей популярности ЧВК и их услуг заключается не только в удобстве и оперативности, но и в изменении характера современных войн. Способы их ведения со времён окончания мировых войн кардинально изменились. Они по-прежнему основываются на силе и насилии, однако дополняются асимметричностью, низкой интенсивностью и гибридным характером [4]. В подобных условиях именно ЧВК доказывают свою эффективность.
Внимание мировой общественности, которое сопровождалось спорами о необходимости и целесообразности (и вообще гуманности) использования услуг наёмников, привлекло участие ЧВК в афганском и иракском конфликтах. Главный предмет споров - это безнаказанность привлекаемой стороны.
Несмотря на широкую распространённость явления частных военных компаний в современном мире, их институционализа-ция и нормативная регуляция и по сей день вызывают немало вопросов и споров. Во избежание безнаказанности и неподконтрольности ЧВК мировое сообщество стремится регулировать их деятельность на нормативно-правовой основе.
В настоящее время международное право в области регулирования деятельности ЧВК и определения их статуса недостаточно проработано. Его основной негативной стороной является некоторая двусмысленность
и практическая несостоятельность. При этом усложняется такое международно-правовое положение в рассматриваемой области тем, что уже имеющиеся нормы носят рекомендательный (т. е. необязательный) характер, они недостаточно проработаны на предмет однозначной чёткой классификации частных подрядчиков (акторов, действующих не от имени государства) с целью создания возможности контроля их деятельности, а также тем, что международная практика показывает лояльное отношение компаний и государств к уклонению от ответственности за деяния в исследуемой сфере.
Прежде всего, необходимо чётко на правовом уровне определить статус ЧВК и их участников для того, чтобы иметь однозначные критерии различения их от других схожих видов деятельности, например от наёмничества. Данное разделение - это важная проблема как среди учёных, так и среди законодателей. Не все заинтересованные акторы видят разницу между наёмником и контрактником. Так, ещё в 1997 г. Кофи Аннан, будучи Генеральным секретарём ООН, заявил во время пресс-конференции, что между членами ЧВК и наёмниками нет никаких различий, тем самым отвергая предложенную ему идею возможного сотрудничества в будущем ООН с «респектабельными» организациями наёмников4. Подобные случаи являются призывом навести, прежде всего, правовой порядок в этой сфере, ведь между наёмниками и сотрудниками ЧВК нельзя ставить знак равенства. Однако до принятия окончательного решения относительно ЧВК, их статуса и возможности правового регулирования их деятельности ещё довольно далеко.
Законодательство в рамках изучаемой проблемы можно разделить на международное (универсальное), региональное и национальное. И именно на первое ложится большая доля ответственности за правовое урегулирование, и в первую очередь это касается области терминологии. Ещё в XX в. наёмничество как международное явление поствоенного времени (после окончания Первой и Второй мировых войн) стало символом нарушения прав человека и одной из ключевых проблем на мировой арене. И именно наёмничество было предметом международно-правового регулирования, являясь предтечей
для современного этапа, в котором фигурирует ещё и деятельность ЧВК.
Итак, в первые десятилетия существования данной проблемы ООН на правовом уровне уделила внимание только определению данной деятельности, проигнорировав её законодательное запрещение. Так, в Дополнительном Протоколе I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. в ст. 47 было отмечено отсутствие у наёмника статуса комбатанта или военнопленного5. Долгое время международный правовой уровень не мог поставить под контроль назревшие практические проблемы, поэтому за их разрешение взялся региональный уровень. И в 1977 г. Организация африканского единства (ОАЕ) разработала Конвенцию о ликвидации наёмничества (вступила в силу 22 апреля 1985 г.)6, осуждая это явление и призывая запретить его. Подобная дальновидность объясняется тем, что именно Африка в период становления и расцвета наёмнической деятельности пострадала от неё больше остальных регионов мира.
Далее в процесс правового регулирования феномена наёмничества снова включилась ООН, и в 1989 г. была принята Международная Конвенция ООН по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников7. Однако практическая применимость всех принятых актов оказалась под большим вопросом, так как расследовать подобные преступления и тем более собирать доказательную базу в каждом конкретном случае оказалось весьма непросто, поэтому и примеров наказаний за подобные преступления мировая практика насчитывает единицы.
С конца 1980-х гг. перед мировой общественностью возникла необходимость поставить на правовую повестку вопросы регулирования деятельности ЧВК, которые нельзя было подводить под нормативные документы, касающиеся наёмничества. Хотя всё же предпринимались попытки отождествить их8. Также важно подчеркнуть, что до этого времени ООН в своих документах, касающихся настоящей темы исследования, упоминала только случаи индивидуального наёмничества.
Так на международном уровне созрело осознание необходимости сделать ЧВК и их деятельность отдельным предметом правово-
го регулирования. Именно поэтому в ООН с 2005 г. ведутся работы (консультации, исследования и пр.) для сбора материала, который ляжет в основу Конвенции ООН о частных военных и охранных компаниях. Основной мотив ООН очевиден - гуманитарная направленность деятельности ЧВК. При этом важно помнить, что любая коммерческая структура основной своей целью видит именно получение прибыли от своей работы.
Как уже было отмечено, ООН неоднократно на современном этапе прибегала к услугам ЧВК в ходе проведения миротворческих и гуманитарных миссий, несмотря на неоднозначное положение и неопределённый статус в международном правовом поле. Тем более нынешние ЧВК оказывают не только непосредственно военизированные услуги, их спектр довольно обширен.
Итак, деятельность по разработке проекта Конвенции ООН по частным военным и охранным компаниям была начата ещё в 2005 г. созданной специально для этой цели Рабочей группой по вопросу об использовании наёмников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение9. В этой Рабочей группе ООН трудилось большое количество экспертов в самых разных областях, и до сих пор проводится кропотливая работа по созданию текста будущей Конвенции. Впервые её проект появился в 2009 г. Однако он оказался недоработанным и весьма противоречивым. Это обстоятельство в итоге привело к тому, что работа над данной Конвенцией продолжилась, а сама Конвенция не принята и по сей день.
В настоящее время становится очевидным, что на международном уровне в рамках полномочий ООН консенсуса по проблеме явления приватизации насилия достичь невозможно. Однако на более низких уровнях существуют вполне действенные механизмы регуляции этой сферы. Так, к подобного рода нормам можно отнести Документ Монтрё, Международный кодекс поведения частных поставщиков охранных услуг и Ассоциацию международного кодекса поведения как вариант «мягкого права», способного эффективно действовать и на международном уровне [5, с. 103]. На основании этих вполне рабочих документов необходимо принять
международный договор, который поместил бы в строгие правовые рамки деятельность частных военных и охранных компаний и позволил бы установить над ними юридический контроль [6]. Тем более проблема дифференциации военизированных и охранных услуг также не решена на настоящем этапе развития международного права.
Правовое регулирование деятельности ЧВК в настоящее время находится в стадии становления, однако у исследователей и простых обывателей по мере нарастания эскалации в тех или иных регионах мира и всё большей актуализации услуг военизированного и охранного характера складывается неоднозначное отношение к данному феномену.
В настоящее время, как и на этапе становления ЧВК, их деятельность оценивается весьма неоднозначно. В первую очередь такое отношение складывается по причине правовой неурегулированности данного феномена. А, как правило, всё, что находится вне закона или в полулегальном положении в серой зоне, вызывает недоверие и подозрительность.
При этом разногласия относительно ЧВК возникают как в научных кругах, так и среди обычных граждан по одной и той же причине - неподконтрольности, порождающей определённую безответственность, и отсутствия чёткого правового статуса.
Учёные убеждены, что все ЧВК должны в первую очередь быть легализованы [7]. В настоящее время становится очевидным, что аутсорсинг в военной сфере - это прибыльная развивающаяся отрасль, в которой нет проблем ни со спросом, ни с предложением. Поэтому запретить её не представляется возможным. Иными словами, перед учёными, как и перед законодателями, стоит непростая задача по структурированию, работе над терминологией, определению функций ЧВК, а также их положительных и отрицательных качеств.
Что касается населения, то здесь сложно давать однозначные оценки по причине отсутствия полноценных и комплексных исследований общественного мнения по рассматриваемой тематике. В этом контексте можно привести данные, полученные в ходе проведения «Левада-Центром» (внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного
агента) в сентябре 2022 г. опроса на тему «Участие ЧВК в украинском конфликте»10. Так, по его итогам выяснилось, что более 60 % опрошенных допускают использование ЧВК, в том числе на территории Украины. Однако вызывает ряд сомнений методология исследования, особенно формулировки некоторых вопросов, в которых ЧВК и наёмники пишутся через «/». Такое написание их фактически отождествляет и приравнивает тем самым сотрудников ЧВК к преступникам, ведь наёмничество в России уголовно наказуемо.
Помимо официальных источников информации, получающих данные при помощи специальных знаний, чётких алгоритмов и выверенной методологии, существуют ещё неофициальные. Так, тотальная распространённость Интернета, его доступность, оперативность и анонимность позволяют самому обществу в лице наиболее активной его части собирать некоторые статистические данные. Например, здесь можно привести данные ряда опросов, проведённых в социальных сетях среди русскоязычного населения, на предмет отношения пользователей к ЧВК. Так, на телеграм-канале «Под лёд» в сентябре 2022 г. был проведён опрос под названием «Где бы вы хотели служить Родине?». В нём приняло участие 10,3 тыс. чел. В результате 30 % проголосовавших выбрали ЧВК «Вагнер», 21 % - МО РФ, 19 % - добровольческие отряды, остальные 30 % дали понять, что хотят остаться в стороне11. В мае 2022 г. в группе «Армия / Оружие / СВО» в социальной сети «ВКонтакте» также был проведён опрос под названием «А как считаете вы, что лучше: чтобы в боях участвовали профи или молодые ребята?». Подавляющее большинство (97,2 %, или 14 419 чел.) принявших участие в этом опросе выбрали вариант «ЧВК "Вагнера"», за «Вчерашних срочни-ков» проголосовали всего 416 чел. (2,8 %) из 14 835 опрошенных пользователей .
Безусловно, эти данные не являются официальной статистикой, однако определённый смысл в них есть. Например, по результатам этих опросов видна общественная заинтересованность темой ЧВК и возможностью обращения к их услугам в случае необходимости с целью минимизировать потери среди солдат российской армии. Также эти обстоя-
тельства должны стать призывом к действию для российских учёных, фондов общественного мнения добывать, обрабатывать и публиковать реальные цифры, по которым можно было бы судить об истинном отношении российского общества к частным военным компаниям и их участию в конфликтах на стороне России (а также против неё).
Здесь важно учитывать ряд нюансов. Например, мнение определённого населения о деятельности ЧВК на территории его проживания будет отличаться от мнения населения, живущего там, где нет войны (и ЧВК, соответственно). Так, для первой выделенной категории принципиальным моментом будет действие наёмных военных в рамках международного права, ответственность за свои действия и отсутствие жестокости по отношению к гражданским лицам на территории боевых действий. Тогда как для населения, на территории проживания которого не работают ЧВК, важными будут несколько иные моменты. Например, в период военных, миротворческих действий или освободительных операций для государства, привлекающего ЧВК для защиты собственных интересов, и для его населения, положительно реагирующего на победы на линии фронта, важно, чтобы члены частных военных компаний демонстрировали собственную эффективность. Это необходимо, чтобы добиться отстаивания национальных интересов, восстановления справедливости, поражения противника.
Нужно также подчеркнуть, что общество и государство не всегда действуют слаженно, а само государство не всегда стремится обнародовать ситуацию в зоне боевых действий такой, какая она есть на самом деле. В таких условиях привлечение ЧВК официальными властями может в определённой степени усугублять эту проблему. Так, поводом для недоверия к ЧВК со стороны общества может стать непрозрачная политика государств, препятствующих внятному международному правовому регулированию ЧВК, по причине выгодности наличия такой нерегулируемой отрасли, которую именуют приватизацией насилия. Не все государства заинтересованы в том, чтобы поместить этот сектор услуг в правовое поле, прозрачное, регулируемое и контролируемое. Таким образом, декларативно может провозглашаться
стремление принять активное участие в такой деятельности, однако нежелание расходовать собственные ресурсы и заинтересованность услугами ЧВК, находящихся именно в серой зоне, тормозят процессы легализации этих организаций.
Однако подобная ситуация может вызвать и обратный эффект, который способен принести политические бонусы представителям власти в том или ином государстве. Так, если в каком-либо конфликте официально задействованы Вооружённые Силы государства, то в случае ощутимых потерь личного состава, во-первых, придётся предоставлять об этом отчёт, который может стать публичным, т. е. возникнет необходимость всё документировать; во-вторых, общественное мнение с большой долей вероятности отреагирует на это негативно. Но если в конфликте задействованы силы ЧВК, то необходимость отчёта перед населением и уполномоченными государственными институтами отпадает. Напротив, население с энтузиазмом воспримет оглашение ситуации на поле боя без потерь солдат национальной армии. А потери среди подрядчиков воспринимаются обществом спокойнее, тем более для сохранения этого спокойствия в непрозрачной среде деятельности ЧВК потери могут и занижаться. Такая ситуация сложилась в США в период американского вторжения на территорию Сомали. После гибели американских солдат в боях в Могадишо рейтинг одобрения главы государства Б. Клинтона показал самые низкие цифры за весь период его нахождения на посту президента США. Вернуть доверие американской общественности удалось только после вывода войск с территории Сомали и некоторых кадровых чисток13.
Также положительное влияние использование услуг аутсорсинга способно оказать в условиях военного конфликта, участие в котором требует от государства проведения мобилизации среди граждан. Так, за счёт привлечения профессиональных солдат необходимость в мобилизации либо отпадает вовсе, либо проводится в незначительном масштабе по отношению к общему числу потенциальных военных в стране. Так произошло в России в период проведения специальной военной операции на территории Украины в 2022 г. С февраля вплоть до сентяб-
ря 2022 г. мобилизация вообще не требовалась, так как в конфликте были задействованы профессиональные военные - контрактники и сотрудники ЧВК. А когда понадобилась дополнительная сила для удержания уже занятых позиций, то была объявлена частичная мобилизация, затронувшая 300 тыс. россиян, или 1 % от общего резер-ва14 (именно эта цифра была озвучена официальными представителями власти).
Как бы то ни было, но участие ЧВК и контрактников в конфликте на Украине позволило избежать объявления всеобщей мобилизации в России, а также исключило преследование уклонистов, покинувших страну в период проведения частичной мобилизации. Поэтому российское общество в целом относится положительно к привлечению ЧВК к участию в украинском конфликте.
При этом важно осознавать причины такого отношения современного общества (в широком смысле) тех стран, которые отстаивают свои интересы в том или ином конфликте. Это связано прежде всего с изменением парадигмы безопасности, которая в конце 1990-х гг. сменила фокус внимания и переориентировалась с безопасности государства на безопасность человека.
В XXI в. безопасность человека, состоящая из экономической, продовольственной, личной, экологической и ряда других видов безопасности, составляет основу благополучия и процветания современного государства. Согласно новой парадигме человек и его безопасность представляют собой высшую ценность. Однако зачастую эта идея рассматривается и воспринимается как некий абсолют, незыблемые правила, и нередко приводит к различным перегибам и нарушениям, к одним из которых относится гуманитарная интервенция.
Изначально смысл гуманитарной интервенции сводился (и формально сводится и сейчас) к помощи населению иностранного государства с помощью применения военной силы против иностранного государства во избежание гуманитарной катастрофы. Однако история второй половины XX - XXI в. демонстрирует, что и такие благие намерения можно исказить. Так, США за этот период организовали большое количество вторжений под прикрытием защиты демократии
и народа других государств. Эти примеры и механизмы их реализации уже достаточно хорошо известны и изучены.
В рамках настоящего исследования будет предложено взглянуть на эту проблему под новым углом. Если раньше войны велись силами национальных армий, то сейчас, как уже неоднократно упоминалось, для реализации этих целей могут быть использованы силы ЧВК. В этом явлении и его популярности отражается приоритет новой парадигмы безопасности человека по отношению к безопасности государства. Этим, в частности, можно объяснить панику во время проведения частичной мобилизации в России осенью 2022 г., которая продемонстрировала активизацию современной парадигмы.
Итак, феномен ЧВК способен поменять характер войны в пользу безопасности человека. Очевидно, что безопасностью государства тоже нельзя пренебрегать, иначе и человек окажется под угрозой. Поэтому современные государства вышли из создавшегося непростого положения таким образом. Показательным примером в данном случае является вооружённый конфликт на территории Украины. Там имела место, и гуманитарная интервенция ради спасения людей восточной части страны от киевского режима, и новый формат войны. Казалось бы, ЧВК воевали в разных местах планеты, и защищали, и нападали, без их участия не обходится практически ни один более или менее заметный вооружённый конфликт современности. Однако именно украинский конфликт стал новым витком в развитии не только ЧВК, но и международных отношений в целом.
ЧВК на Украине - новое и весьма интересное явление, как и сама СВО (это не война в привычном её понимании, у этого конфликта особый статус). Современная парадигма не позволяет активно пользоваться человеческими ресурсами государства и, соответственно, истощать их. Именно так и должен реализовываться принцип народо-сбережения, провозглашённый российским президентом В. В. Путиным и зафиксированный законодательно . Сбережение народа - это основная цель современного государства.
И этот принцип действует не только в России. Все страны, так или иначе отметив-
шиеся в украинском конфликте, формально не являются его участниками. Заинтересованные государства отправляют технику, оружие, деньги, провизию, но только не живую силу своих Вооружённых Сил. Прямое вмешательство в конфликт сделает государство его участником, а этого все страны стремятся избежать. Так появился и стал весьма популярным новый формат войны -чужими руками, но своими ресурсами и в своих целях. И в таком формате ЧВК по всему миру становятся очень ценным актором. Возможно, так и будет выглядеть Третья мировая война, чем-то напоминающая компьютерную игру или управление аватарами в одноименном фильме. «Принцип аватара» можно условно представить так: чужими руками (используя чужие тела) на чужой территории с помощью своих же ресурсов (денег, оружия и т. д.) реализовывать собственные политические амбиции. Формально на территории Украины действуют только две национальные армии (ВС РФ и ВСУ), однако в этот конфликт вмешались уже многие страны, а поддерживать и обострять его позволяют не только денежные вливания, но и обеспечение живой силой, действующей независимо от какого-либо национального флага.
В заключение можно сказать, что частные военные компании - это развивающаяся коммерческая отрасль с далеко идущими политическими последствиями, которая нуждается в правовом регулировании и легализации. В дальнейшем эта сфера, по прогнозам многих исследователей, будет продолжать развиваться и наращивать собственную мощь и клиентскую базу за счёт востребованности предлагаемых услуг. Мировому сообществу важно принять этот факт и не отрицать его в попытках сделать войну более традиционной и предсказуемой. Современные реалии подводят мир к непредсказуемости в виде смены правил большой игры и отходу от привычных форм взаимодействия, в том числе и на поле боя. Парадигма народо-сбережения, большие политические амбиции, появление новых возможностей ведения войны (аутсорсинг) требуют от мирового сообщества адекватной реакции на происходящие события и их своевременного урегулирования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Валецкий О. В. Частные военные компании, их создание и развитие - опыт работы в Ираке, Афганистане, Африке и в других регионах мира // Art of War. - 2006. - 1 янв. - URL: http:// artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml (дата обращения: 21.03.2023).
2 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I) (с изменениями и дополнениями) // Гарант. -URL: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/ 2540377/chapter/0eef7b353fcd1e431bd36a533e32c19f/ (дата обращения: 21.03.2023).
3 Частные военные компании - наёмники XXI века // Политическая Россия : офиц. сайт. -04.06.2016. - URL: http://politrussia.com/vooru-zhennye-sily/chastnye-voennye-kompanii-469/ (дата обращения: 21.03.2023).
4 Shearer D. Outsourcing War // Foreign Policy. -1998. - URL: https://foreignpolicy.com/1998/09/ 15/outsourcing-war/ (дата обращения: 24.03.2023).
5 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. ...
6 The Organization of African Unity Convention for the Elimination of Mercenarism in Africa. -July 3, 1977. - URL: https://au.int/sites/default/files/ treaties/37287-treaty-0009_-_oau_convention_for_ the_elimination_of_mercenarism_in_africa_e.pdf (accessed: 24.03.2023).
7 The UN International Convention Against the Recruitment, Use, Financing and Training of Mercenaries. - December 4, 1989. - URL: https:// legal.un.org/avl/ha/icruftm/icruftm.html (accessed: 24.03.2023).
8 Resolution Adopted by the General Assembly 54/151 on the report of the Third Committee (A/54/604). Use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self-determination. United Nations. General Assembly. Doc. UN A/RES/54/151. -February 29, 2000. - 3 p. - URL: https://undocs.org/ pdf?symbol=en/A/RES/54/151 (accessed: 24.03.2023).
9 Human Rights Resolution 2005/2: The Use of Mercenaries as a Means of Violating Human Rights and Impeding the Exercise of the Right of Peoples to Self-determination, UN Commission on Human Rights. Doc. UN E/CN.4/RES/2005/2. - April 7, 2005. - 6 p. - URL: https://www.refworld.org/ do-cid/45377c39c.html (accessed: 24.03.2023).
10 Опрос на тему «Участие ЧВК в украинском конфликте» // Левада-центр. - 13.10.2022. - URL: https://www.levada.ru/2022/10/13/uchastie-chvk-v-ukrainskom-konflikte/ (дата обращения: 27.03.2023).
11 Опрос на тему «Где бы вы хотели служить Родине?» // Под лёд. - URL: https://t.me/s/podled/ 6771 (дата обращения: 27.03.2023).
12 Опрос на тему «А как вы считаете, что лучше: чтобы в боях участвовали профи или молодые ребята?» // ВКонтакте. - URL: https://
vk.com/wall-23168967_281122 (дата обращения: 27.03.2023).
13 Бражник А. Почему бои в Могадишо 1993 года назвали самой провальной операцией американского спецназа // Русская семерка. -19.02.2019. - URL: https://russian7.ru/post/pochemu-boi-v-mogadisho-1993-goda-nazvali-sa/ (дата обращения: 27.03.2023).
14 В рамках частичной мобилизации призовут 300 тысяч резервистов // РИА Новости. -
21.09.2022. - URL: https://ria.ru/20220921/ mobilizatsiya-1818335626.html (дата обращения: 27.03.2023).
15 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России : офиц. сайт. - URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 31.03.2023).
ЛИТЕРАТУРА
1. Курылев К. П., Мартыненко Е. В., Пархитько Н. П., Станис Д. В. Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств в XXI в. // Вестник международных организаций. -2017. - Т. 12, № 4. - С. 130-149.
2. Bijos L., Souza R. Private Military Companies and the Outsourcing of War: A Spark of Déstabilisation to the Global Security // Annales de la Faculté de Droit d'Istanbul. - 2020. - № 69. - P. 87-118.
3. Ross A. Understanding State Resistance to International Regulation of Private Military and Security Companies // Journal of Public and International Affairs. - 2011. - P. 88-108.
4. Небольсина М. А. Теоретические подходы к пониманию явления частных военных и охранных компаний // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - Т. 61, № 8. - С. 24-36.
5. Небольсина М. А. Международное конвенциональное регулирование частных военизированных и охранных компаний // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65, № 5. -С. 95-106.
6. Скуратова А. Ю., Королькова Е. Е. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний // Московский журнал международного права. - 2020. - № 4. - С. 81-94.
7. Чжочао Юй, Грозин А. В. Частные военные компании: причины появления, основные особенности и правовое положение // Постсоветский материк. - 2022. - № 4 (36). - С. 16-28.
Сведения об авторах
Ветренко Инна Александровна - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 6/10
E-mail: [email protected]
РИНЦ AuthorlD: 287914
ОкСЮ: 0000-0001-5212-4580
Ковалев Андрей Андреевич - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43 E-mail: [email protected] РИНЦ AuthorlD: 647696 ОР.СЮ: 0000-0002-7760-5732
Информация о статье
Дата поступления
I апреля 2023 г.
Дата принятия в печать
II апреля 2023 г.
Для цитирования
Ветренко И. А., Ковалев А. А. Частные военные компании и их участие в военных политических конфликтах: история и современность // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 2 (38). С. 8696. й01: 10.24147/2312-1300.2023.10(2).86-96.
I.A. Vetrenko, A.A. Kovalev
PRIVATE MILITARY COMPANIES AND THEIR PARTICIPATION IN MILITARY POLITICAL CONFLICTS:
HISTORY AND MODERNITY
This article examines the phenomenon of private military companies (PMCs) as an integral element of modern international politics. The history of their creation, the reasons for their emergence and the attitude of the world community to them are studied. It is noted that today's private military companies are a phenomenon different from their prototypes of the 20th century. This fact is important to consider when forming and fixing the legal status of PMCs and their employees, because for adequate control and regulation of their activities it is necessary to distinguish between the concepts of PMCs and mercenaries, which in the 21st century are often not differentiated even at the highest political and legal levels. The growing popularity of modern PMCs is due to the changing nature of interstate cooperation, changing paradigms, their multi-functionality and a number of other factors.
Keywords: outsourcing in the military sphere; privatization of violence; paradigm shift; legal status; armed conflict.
REFERENCES
1. Kurylev K.P., Martynenko E.V., Parkhit'ko N.P., Stanis D.V. Fenomen chastnykh voennykh kompanii v voenno-silovoi politike gosudarstv v XXI v. [The phenomenon of private military companies in the military-power policy of states in the 21st century]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [Bulletin of International Organizations], 2017, vol. 12, no. 4, pp. 130-149. (in Russian).
2. Bijos L., Souza R. Private Military Companies and the Outsourcing of War: A Spark of Destabilisation to the Global Security. Annales de la Faculté de Droit d'Istanbul, 2020, no. 69, pp. 87-118.
3. Ross A. Understanding State Resistance to International Regulation of Private Military and Security Companies. Journal of Public and International Affairs, 2011, pp. 88-108.
4. Nebol'sina M.A. Teoreticheskie podkhody k ponimaniyu yavleniya chastnykh voennykh i okhrannykh kompanii [Theoretical approaches to understanding the phenomenon of private military and security companies]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2017, vol. 61, no. 8, pp. 24-36. (in Russian).
5. Nebol'sina M.A. Mezhdunarodnoe konventsional'noe regulirovanie chastnykh voenizirovannykh i okhrannykh kompanii [International conventional regulation of private paramilitary and security companies]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2021, vol. 65, no. 5, pp. 95-106. (in Russian).
6. Skuratova A.Yu., Korol'kova E.E. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti chastnykh voennykh i okhrannykh kompanii [International legal regulation of the activities of private military and security companies]. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava [Moscow Journal of International Law], 2020, no. 4, pp. 81-94. (in Russian).
7. Chzhochao Juj, Grozin A.V. Chastnye voennye kompanii: prichiny poyavleniya, osnovnye osobennosti i pravovoe polozhenie [Private military companies: reasons for the appearance, main features and legal status]. Postsovetskii materik [Post-Soviet mainland], 2022, no. 4 (36), pp. 16-28. (in Russian).
About the authors
Inna A. Vetrenko - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Social Technologies of the North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia)
Postal address: 6/10, Chernyakhovskogo ul., St. Petersburg, 191119, Russia
E-mail: [email protected]
RSCI AuthorID: 287914
ORCID: 0000-0001-5212-4580
Article info
Received April 1, 2023
Accepted April 11, 2023
Andrey A. Kovalev - PhD in Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia) Postal address: 57/43, Srednii pr. V.O., St. Petersburg, 199178, Russia E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 647696 ОRCID: 0000-0002-7760-5732
For citations
Vetrenko I.A., Kovalev A.A. Private Military Companies and Their Participation in Military Political Conflicts: History and Modernity. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 2 (38), pp. 86-96. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(2).86-96 (in
Russian).