Научная статья на тему 'Роль частных военных компаний и «Неизвестных» снайперов в осуществлении «Цветных революций»'

Роль частных военных компаний и «Неизвестных» снайперов в осуществлении «Цветных революций» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1720
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНАЙПЕРЫ / ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / ПРОВОКАЦИИ / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" / АГРЕССИЯ / snipers / private military companies / provocation / color revolutions / aggression

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Максим Сергеевич

Деятельность ЧВК при наличии некоторых положительных её моментов и формальной легитимизации всё-таки деструктивна и криминогенна. Необходимо пренебречь принципами свободы экономической деятельности и ввести ряд ограничений для ЧВК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRIVATE MILITARY COMPANIES AND «UNKNOWN» SNIPERS IN CARRYING OUT «COLOR REVOLUTIONS»

Despite some positive features and formal legitimization, the activity of private military companies is nevertheless destructive and criminogenic. It is necessary to ignore the principles of freedom of economic activity and implement a range of limitations for private military companies.

Текст научной работы на тему «Роль частных военных компаний и «Неизвестных» снайперов в осуществлении «Цветных революций»»

М.С. Мирошниченко*

РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ И «НЕИЗВЕСТНЫХ» СНАЙПЕРОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»

Выжимка: Деятельность ЧВК при наличии некоторых положительных её моментов и формальной легитимизации всё-таки деструктивна и криминогенна. Необходимо пренебречь принципами свободы экономической деятельности и ввести ряд ограничений для ЧВК.

Ключевые слова: снайперы; частные военные компании; провокации; «цветные революции»; агрессия. M.S. Miroshnichenko

THE ROLE OF PRIVATE MILITARY COMPANIES AND «UNKNOWN» SNIPERS IN CARRYING OUT «COLOR REVOLUTIONS»

Summary: Despite some positive features and formal legitimization, the activity of private military companies is nevertheless destructive and criminogenic. It is necessary to ignore the principles of freedom of economic activity and implement a range of limitations for private military companies.

Key words: snipers; private military companies; provocation; color revolutions; aggression.

УДК 343.9 ББК 67.51

Нарушение государственного суверенитета как норма современной политики. Как показывает практика, субъекты мировой политики могут находиться в состоянии войны без обычно сопутствующих тому дипломатических процедур. Нормы, содержащиеся в международно-правовых документах об уважении территориальной целостности государств, недопустимости военного вмешательства во внутренние дела суверенного государства, противодействии попыткам развязывания агрессивных войн, в силу «политической импотенции» ООН, обусловленной отсутствием эффективных механизмов реализации полномочий данной организации и стремлением некоторых стран Запада к однополярному мироустройству, всё чаще остаются не реализованными на практике.

* Максим Сергеевич Мирошниченко — оперуполномоченный Управления ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. E-mail: [email protected]

© М.С. Мирошниченко, 2014

Примеров тому масса: Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия. С некоторыми оговорками в данный перечень можно включить СССР, Украину, Россию, Белоруссию, Грузию, Киргизию, Египет, Тунис, Йемен, Индию, Пакистан и Китай.

0 явном попрании некоторыми государствами международного права в сфере защиты государственного суверенитета с недавних пор открыто говорится не только на семейных вечерах, но и в новостных и аналитических программах центральных телеканалов, пресс-конференциях официальных лиц России, Белоруссии, Венесуэлы, Ирана, Сирии и других стран, выступлениях консервативно ориентированных деятелей политики, культуры и искусства стран Западной Европы (в первую очередь, Германии, Венгрии, Франции). И даже с трибуны Генеральной ассамблеи ООН.1

1 См.: Выступление Президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. URL: http://www.youtube. com/watch?v=f5SR46uLmFM (дата обращения: 02.08.2014).

106 1. преступностиведческие отрасли

При всём очевидном неуважении некоторых стран мирового сообщества к международно-правовым нормам в сфере защиты государственного суверенитета и легитимным международным механизмам урегулирования конфликтов стране-агрессору (или группе стран-агрессоров) необходим формальный повод для развязывания агрессивных военных действий. При этом никто не утруждает себя поиском новых методов.

Провокация как элемент в механизме осуществления государственных переворотов. Мировая история содержит немало фактов провокаций, являвшихся поводом для войн или агрессий: убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в 1914 году в Сербии, нападение «польской» диверсионной группы на военный объект вермахта в 1939 году («Гляйвицкая провокация») и другие.

В настоящее время неугодные (читай: независимые) политические режимы свергаются по неоднократно доказавшей свою эффективность методике, включающей в себя инициацию ряда событий или процессов, предвосхищающих друг друга или проистекающих одновременно. Одним из ключевых элементов указанной методики является провокация. Составляющие данной методики, по мнению автора, таковы:

— агентурно завербованные и внедрённые в высшие эшелоны власти страны-цели должностные лица (включая «агентов влияния») дискредитируют действующую законную власть путём лоббирования и принятия заведомо ошибочных и непопулярных мер преимущественно в социально-экономической сфере и области межнациональных отношений;

— сеть финансируемых страной-агрессором некоммерческих организаций при поддержке некоторых политических партий и общественных движений страны-цели ведёт подрывную деятельность по демонтажу существующего политического строя силами собственного народа;

— находящиеся на территориях страны-агрессора и её союзников информационные ресурсы ведут активную дезинформационную кампанию по формированию у некоего «мирового общественного мнения» отрицательного образа руководства

страны-цели. Используются набившие оскомину клише о «недемократичности», «тоталитарном режиме», «нарушениях прав человека» и прочие;

— на территории страны-цели либо прилегающей к ней территории под патронажем разведки страны-агрессора и дружественных ей разведок под видом помощи «национально-освободительному движению» или «силам демократии» проводится подготовка боевых групп будущих революционеров;

— во время искусственно спровоцированных массовых беспорядков на территории страны-цели при участии разведывательных служб страны-агрессора и её союзников осуществляется провокация вооружённого конфликта, которая сразу же получает широкое освещение ведущими мировыми средствами распространения сведений (представители которых не всегда случайно находятся в месте провокации);

— используя результат провокации как повод, «под давлением мирового сообщества» и «для поддержки сил демократии», «защиты прав униженных и угнетённых от кровавого тирана (имя)» страна-агрессор при поддержке союзников осуществляет в форме открытого применения вооружённой силы акт агрессии в отношении страны-цели, военная мощь которой, как правило, на порядок ниже. Результатом агрессии, помимо гибели военных лиц и гражданского населения, полного или частичного разрушения инфраструктуры страны-цели, становится смена политического режима на лояльный (подконтрольный) стране-агрессору; в некоторых случаях в стране-цели наступают хаос и гражданская война.

Данный механизм является наиболее общим и в каждом конкретном случае нуждается в некоторой корректировке. Зачастую открытое применение вооружённой силы не осуществляется ввиду достаточности действий пришедшей к власти в стране-цели подконтрольной стране-агрессору политической группы (Тунис, Киргизия, Украина, Грузия и т.д.) либо вследствие того, что целью страны-агрессора было только создание очага напряжённости в регионе (Россия, Китай, Пакистан, Индия,

Киргизия и т.д.). Отдельные составляющие указанного механизма в той или иной степени можно наблюдать в России и многих других государствах, не принимающих однополярный мир и стремящихся сохранить (в некоторых случаях — обрести) независимость.

Преступность такого рода политики в целом неоднократно была предметом рассмотрения преступностиведов.2 В данном случае более подробно остановимся на таком явлении, как участие частных военных компаний и пресловутых «неизвестных» снайперов в осуществлении «цветных революций».

Частные военные компании: краткая характеристика, правовые основы деятельности. Наёмничество. Термин «частная военная компания» (далее по тексту — ЧВК, англ. PMC — private military company) охватывает ряд коммерческих организаций, созданных для извлечения прибыли путём оказания на основе договоров услуг военного и околовоенного характера, действующих преимущественно за пределами страны происхождения, сотрудники которых не являются государственными служащими.3 Основным заказчиком американских и британских ЧВК, занимающих большую часть рынка частных военных услуг (далее по тексту — ЧВУ), выступают Пентагон и Государственный департамент США.

Бурное развитие рынка ЧВУ обусловлено превращением современной войны из традиционной в локально-сетевую, «рассеянную» (данный термин официально введён Генеральным штабом Министерства

2 См.: Шестаков Д.А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — № 4 (23). — С. 10—15. Миненок М.Г. Глобальная олигархическая власть: криминологические и политические аспекты // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 3 (34). — С. 26—37. Дикаев С.У. Является ли преступная политика предметом криминологии? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — 4 (31). — С. 68—74; Данилов А.П. Пре-ступностиведение о нападениях на Ливию и Сирию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 1 (32). — С. 88—96.

3 См.: Апухтин Ю.С. Частные военные компании: новая цель политической криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2009. — № 2 (17). — С. 105.

обороны РФ) и стремлением военных и политиков некоторых чересчур амбициозных и агрессивных государств переложить на чужие плечи (и таким образом избежать ответственности) основной объём «грязной» работы, подпадающей под запреты Женевской конвенции и иных международных и внутринациональных законодательных актов. Также услугами так называемых «диких гусей» (сотрудников ЧВК) пользуются крупные транснациональные корпорации и иные бизнес-структуры.

Можно привести ряд положительных примеров деятельности ЧВК — разминирование территорий, охрана гуманитарных грузов и миссий, миротворческие операции. В то же время, оказание ЧВУ означает не только консультирование и инструкторскую деятельность по подготовке и обучению военнослужащих и иных лиц, но и прямое участие в боевых действиях на стороне заказчика, а также осуществление разовых разведывательных и диверсионных операций, чаще всего противозаконных.

Например, британская ЧВК «Watch Guard International» принимала участие в неудачном покушении на Муаммара Каддафи в 1971 году.4 Южноафриканская «Executive Outcomes» дважды (в 1994—1996 в Анголе и в 1995 в Сьерра-Леоне) без разрешения ООН проводила полномасштабные военные операции по разгрому незаконных вооружённых формирований.5 ЧВК США «NGS» в 2005 году объявляла о готовности совершить за определённую плату похищение президента Туркменистана.6 Британские «Sakina Security» и «Trans Global Security» тренировали боевиков для последующей их отправки в зоны боевых действий в Чечню и Афганистан.7 «Послужной список» ЧВК изобилует операциями за гранью законности. В средства

4 ЧВК — наёмники на службе стран и корпораций. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/40506 (дата обращения: 02.08.2014).

5 Эффективное исполнение. URL: http://dead land.ru/node/9489 (дата обращения: 02.08.2014).

6 Встать в строй ЧВК. URL: http://www.psj.ru/ saver_people/detail.php?ID=70795 (дата обращения: 02.08.2014).

7 Встать в строй ЧВК.

108 1. преступностиведческие отрасли

распространения сведений неоднократно просачивалась информация о вовлечении ЧВК в наркобизнес и торговлю оружием, сотрудничестве с террористическими группировками.8

Юридический статус ЧВК неоднозначен. Несмотря на то, что их услугами пользуются международные гуманитарные организации и даже ООН, единая международно-правовая база регулирования деятельности ЧВК отсутствует. Деятельность британских, южноафриканских, израильских и американских ЧВК, совместно монополизировавших мировой рынок ЧВУ, урегулирована соответствующим «профильным» национальным законодательством.

В то же время, по своей сути работа в ЧВК представляет собой условно легализованный вариант классического наёмничества.9 Следующие международные документы определяют наёмничество как преступление: Первый дополнительный протокол от 1977 года к женевским конвенциям о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949 года (ст. 47), Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников от 1989 года. Данная конвенция ратифицирована 21 страной, в числе которых нет ни США, ни России, а сколько-нибудь значимой можно признать только Италию.

Согласно статье 47 дополнительного протокола, «наёмник — это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы участвовать в вооружённом конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано

8 Коновалов И.П., Валецкий О.В. Эволюция частных военных компаний. — Пушкино, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — С. 34.

9 См.: Шестаков Д.А. Криминологический

аспект деятельности частных военных компаний // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2006. —

№ 1(10). — С. 226—229.

стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, и

е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил».

В России УК РФ, ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности» и ФЗ «Об оружии» стоят на страже государственной монополии на вооружённые формирования, поэтому по российскому законодательству создание классической ЧВК невозможно, а вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях уголовно наказуемы (ст. 359 УК РФ «Наёмничество»).

В этой связи стоит упомянуть об инициированном органами ФСБ в 2013 году уголовном преследовании руководителей российских ЧВК «Моран Секьюрити» («Moran Security Group») и «Славоник Корп» («Slavonic Corp») в связи с участием сотрудников указанных организаций в боевых действиях на территории Сирии.10

Большинство сотрудников ЧВК трудоустроены как инструкторы и технические специалисты, поэтому при грамотной логистике и надлежащей конспирации признать их комбатантами и привлечь к ответственности не всегда представляется возможным. В то же время, в сети интернет имеются видеозаписи боёв с участием наёмников. На видеосъёмке попытки за-

10 Метелев К. Русские в Сирии. URL: http:// konkretno.ru/versia/62411-russkie-v-sirii.html (дата обращения: 02.08.2014).

держания около одного из военкоматов украинского Донбасса в апреле 2014 года автобуса с бойцами, предположительно, американской ЧВК «Грейстоун Лимитед» видно, что хорошо вооружённые люди в дорогой поношенной военной форме без знаков различия молча покидают автобус, держа указательный палец сбоку от спусковой скобы — характерный признак постоянной готовности к применению оружия.

К слову, указанная Greystone Limited LLC является дочерней организацией «Экедеми», она же «Зи», она же «Блэкуо-тер» — печально известной американской ЧВК, бойцы которой «прославились» своими злодействами в Ираке. В частности, убийством в ходе беспорядочной пальбы в 2007 году 17 мирных жителей в иракской Фаллудже только потому, что приняли попытку арабского подростка позвонить по мобильному телефону за намерение привести в действие взрывное устройство.11

Факт участия сотрудников ЧВК «Грей-стоун Лимитед» и «Эй-Си-Би-Эс Отаго» в происходящих на Украине боевых действиях на стороне группы лиц, незаконно захватившей в 2014 году власть в стране, официально подтверждён заместителем директора Департамента информации и печати МИД РФ Ю.Б. Материй.

«Неизвестные» снайперы. Помимо наёмников, действующих как сотрудники легальных организаций, весомую роль в проведении «цветных революций» и осуществлении агрессии в отношении суверенных государств путём провокации вооружённого конфликта играют так называемые «неизвестные» снайперы.

Что касается данного явления, то можно говорить о фактах имевшей место снайперской стрельбы по участникам массовых беспорядков и правоохранителям в России 9 января 1905 и 3-4 октября 1993 года, а также в 1-ю чеченскую кампанию, в СССР в 1991 г. в Вильнюсе, в Южной Осетии в 2008 г., в Иране в 2009 г., в Киргизии в 2010 г., в Сирии, Тунисе, Йемене в 2011 г., в Ливии в 2013 г., на Украине в 2014 г.

11 Аликин А. ЧВК — это очень эффективный инструмент влияния. URL: http://rusplt.ru/soci-ety/voennie-chastniki-8795.html (дата обращения: 02.08.2014).

Можно утверждать, что развал СССР начался со снайперского огня в Вильнюсе, когда в стрельбе по демонстрантам обвинили советских военных. Правда, новая литовская власть долгое время старательно замалчивала тот факт, что выстрелы были сделаны из новейших винтовок «маузер», не состоявших на вооружении Советской армии и спецслужб.12

Тактика боевых действий и военная наука предусматривает:

а) применение снайперов на театре военных действий против тех участников вооружённого конфликта, которые представляют особую опасность. В первую очередь, это руководители (офицеры), лица с особыми видами вооружений, а также конкретные лица, для работы по которым снайпером получено задание от руководства. Как известно, в ходе событий февраля-марта 2014 в Киеве снайперский огонь на Майдане вёлся преимущественно по безоружным мирным жителям. Так называемые «сотники», боевики с автоматическим оружием и «коктейлями Моло-това» в списке жертв снайперов не фигурировали;

б) после работы снайпера в зоне вооружённого конфликта логичным продолжением для закрепления достигнутого эффекта является штурм с применением имеющихся средств лёгкого пехотного вооружения с целью нанести военное поражение деморализованному противнику, потерявшему значительную часть руководящего состава, а также лиц, располагающих тяжёлым и специальным вооружением. Ни в одной из вышеуказанных стран данная закономерность применения снайперов не была отмечена.

Как правильно отмечено В. Стариковым, «не обязательно быть профессиональным военным или полицейским, чтобы понять полное отсутствие логики в применении снайпера для борьбы с массовыми беспорядками. Зато для эскалации насилия в зоне противостояния демонстрантов с правоохранителями (либо противоборствующих этнических групп, как это было

12 Рогозин Д.О. Ястребы мира. Дневник русского посла. — Москва, Альпина нон-фикшн, 2010.

110 1. преступностиведческие отрасли

в Киргизии) снайперский огонь — идеальное средство».13

Обе стороны противостояния одновременно несут потери и обвиняют в этом друг друга, степень взаимного насилия возрастает, появляются человеческие жертвы, а «честные и независимые» СМИ всё это фиксируют, снабжают соответствующими комментариями и вещают мировому сообществу о «злодеяниях кровавого режима». Остальное — дело техники. В том числе и военной.14

Причины использования «простых» наёмников и наёмников-снайперов при вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. По-нашему мнению, контролируемая засылка на территорию суверенного государства вооружённых людей, не являющихся служащими регулярной армии, для достижения небезукоризненных политических целей, также должна признаваться актом агрессии. Соответственно, преступлением против мира и человечества. Необходимо понять, кто является субъектом данного преступления. Представляется, что субъектами преступления в данном случае являются: наёмник как исполнитель и лицо (группа лиц, организация, государственное учреждение) как заказчик по соответствующему контракту с ЧВК.

Маловероятно, что в обозримом будущем мировая общественность обретёт возможность ознакомиться с оригинальными текстами указанных контрактов и получить прямые доказательства причастности тех или иных субъектов к развязыванию агрессивных войн в отношении независимых стран. В данном случае следует исходить из того, кто извлечёт выгоду из такой агрессии. По целому ряду причин можно утверждать, что основными выгодоприобретателями являются США и их ближайшие союзники.

Геополитическая обстановка, сложившаяся в мире после завершения операции по развалу СССР, характеризовалась наличием единственного центра силы,

13 Стариков Н.В. Хаос и революции — оружие доллара. — СПб., «Питер», 2011. — С. 150.

14 Потапов А.А. Искусство снайпера. — Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2009. — С. 28.

«мирового полицейского», роль которого взяли на себя США. Объектом американской агрессии, как правило, становились страны, либо имевшие богатые запасы стратегически важных ресурсов (Ирак, Ливия, Йемен, Иран — нефть, газ; Афганистан — растительные наркотики), либо являвшиеся союзниками главного оппонента США — России (Югославия, Иран, Сирия), либо находящиеся по соседству с Россией и в связи с этим представляющие оперативно-тактический интерес (Украина, Киргизия, Грузия, Афганистан).

Стабильно высокие цены на энергоносители, наличие сильного лидера, постепенное вытеснение с вершины политического российского Олимпа либерально-прозападных элементов, успехи в сфере оборонной науки и промышленности и перевооружения армии, грамотная внешняя политика привели к постепенному выходу России из орбиты политического влияния США.

На международной арене козыревское «чего изволите-с» сменилось на тактичное, но волевое и твёрдое слово Лаврова, Чуркина, Рогозина. Российская внешнеполитическая микроорбита постепенно объединяет единой целью народы и государства разных вероисповеданий и континентов, не желающие признавать дегенеративные «ценности» Запада (см. популярный конкурс «Евровидение» (2014 год), победу в котором одержало бородатое существо предположительно женского рода с женским именем и псевдофамилией «Колбаса») и жить в постоянном страхе очередного визита «тома-гавковой демократии».

К России как коллективному символу традиционности и сохранения моральных устоев, а также противовесу не в меру агрессивным США, тяготеют многие страны (например, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Иран, Китай, КНДР, Куба, Никарагуа, Сербия, Сирия). Сильны пророссийские позиции в Германии, Греции, Финляндии, Франции. Мир всё более начинает приобретать черты двуполярности, посему открытое безапелляционное применение силы для реализации «интересов национальной безопасности» таит в себе большой риск как

минимум понести внутриполитические потери и остаться без внешних союзников, а как максимум — что вчерашние союзники и нейтральные государства, опасаясь стать следующим объектом вмешательства, пополнят ряды друзей геополитического оппонента. Данное обстоятельство и порождает для некоторых агрессивных и амбициозных стран и их политических деятелей необходимость действовать скрытно, формально обходя международные запреты, использовать для достижения своих противоправных целей вооружённых наёмников.

Предваряя возможный вопрос о причине объединения в один субъектный состав бойцов ЧВК и «неизвестных» снайперов, стоит акцентировать внимание на следующих моментах.

1) Слаженными действиями указанных лиц решаются одни и те же задачи — моменту снайперской стрельбы предшествует подготовка «сил демократии» инструкторами ЧВК. Наиболее вероятно, что и снайперы, и инструкторы являются коллегами по ЧВК и работают в рамках одного и того же контракта.

2) Имеются данные об определении в ряде случаев национальной и государственной принадлежности снайперов. В 1-й чеченской кампании так называемые «белые колготки» (женщины-снайперы) представлены гражданками прибалтийских государств (например, печально известная Милита Транкаутене), а в сирийском Хомсе правоохранителями нейтрализованы снайперы со шведскими документами. Возникает вопрос: «Что побуждает граждан благополучных цивилизованных стран ехать в «горячую точку» и убивать невинных людей?». Ответ очевиден — это крупное денежное вознаграждение.

3) Неуловимость «неизвестных» снайперов для сил правопорядка обусловлена высокопрофессиональной логистикой. Это под силу спецслужбам, но также и ЧВК, штат которых формируется из ветеранов этих самых спецслужб и боевых подразделений специального назначения.

Меры по противодействию преступному явлению использования наёмников ЧВК в агрессии против независимых го-

сударств. Деятельность ЧВК при наличии некоторых положительных её моментов и формальной легитимизации всё-таки деструктивна и криминогенна. В таких условиях необходимо пренебречь принципом свободы экономической деятельности и ввести ряд ограничений в деятельности ЧВК. Данные ограничения должны являться составной частью комплекса мер по недопущению использования ЧВК в организации и проведении «цветных революций» и преступном вмешательстве стран-агрессоров во внутренние дела суверенных государств.

По мнению автора, это должны быть меры как внутригосударственные, так и международные. В числе первых возможно назвать:

— ужесточение уголовного наказания за наёмничество, в частности, введение денежных штрафов и конфискации имущества для близких родственников наёмника;

— популяризация государственной военной службы, повышение социально-экономического обеспечения военнослужащих регулярной армии и военных пенсионеров;

— популяризация и экономическая поддержка в России института казачества. Как известно, одной из первых русских ЧВК был снаряжённый купцами Строгановыми отряд Ермака. Представляется возможным создание на базе казачьих формирований российских аналогов ЧВК с законодательно ограниченным перечнем потенциальных заказчиков и обязательной процедурой одобрения заказов органами ФСБ; формирование кадров российских ЧВК исключительно из числа граждан государств — участников Таможенного союза;

— запрет деятельности и функционирования иностранных ЧВК на территории России.

К мерам международного характера могут быть отнесены:

— инициирование подписания и ратификации всеми странами Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников от 1989 года в виде, соответствующем современному положению ве-

112 1. преступностиведческие отрасли

щей. В данном документе непреложно закрепить отнесение к категории наёмников любых лиц, завербованных для участия в актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности;

— введение международного запрета на оказание ЧВУ, кроме охранных услуг;

— введение международного запрета на наём на службу в ЧВК лиц, не являющихся гражданами страны нахождения ЧВК. При этом страной нахождения считать страну регистрации организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ввиду очевидной политической ан-

гажированности Международного уголовного суда в Гааге необходимо создание трибунала по международному судебному преследованию лиц, незаконно использующих услуги ЧВК для вмешательства во внутренние дела независимых государств с целью свержения правительства, подрыва конституционного порядка или нарушения территориальной целостности, а также по осуждению за наёмничество сотрудников ЧВК, в отношении которых имеются достаточные доказательства их участия в вышеуказанной деятельности. Политической основой такого трибунала могут быть Шанхайская Организация Сотрудничества, ОДКБ или клуб БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.