Научная статья на тему 'Частная классификация информации ограниченного доступа'

Частная классификация информации ограниченного доступа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тютюнников Н.Н.

В статье рассмотрен вопрос разработки юридически обоснованной классификации информации ограниченного доступа для использования в автоматизированных системах, осуществляющих обработку сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения. Обосновано единое обозначение информации автоматизированной системы с точки зрения доступности информации с помощью грифа ограничения доступа, обобщающего в себе гриф секретности, пометки «Для служебного пользования» и «Несекретно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частная классификация информации ограниченного доступа»

ЧАСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

© Тютюнников Н.Н.*

Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления, г. Москва

В статье рассмотрен вопрос разработки юридически обоснованной классификации информации ограниченного доступа для использования в автоматизированных системах, осуществляющих обработку сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения. Обосновано единое обозначение информации автоматизированной системы с точки зрения доступности информации с помощью грифа ограничения доступа, обобщающего в себе гриф секретности, пометки «Для служебного пользования» и «Несекретно».

Базовые принципы общественных отношений в информационной сфере определяются Конституцией Российской Федерации [1]. Пункт 4 ст. 29 гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Кроме того, как отмечено в пункте 1 статьи 9 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2] в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральными законами устанавливается ограничение доступа к информации.

С этой точки зрения всю информацию можно разделить на общедоступную и ограниченного доступа. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен [2].

К информации ограниченного доступа, т.е. на которую устанавливается ограничение доступа, в соответствии с федеральными законами и другими нормативными документами, относится [2]:

- информация с требованием конфиденциальности (Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188, частично детализирует пункты статьи 9 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

- информация, составляющая государственную тайну;

* Ведущий научный сотрудник департамента Информационных технологий, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

- служебная информация ограниченного распространения;

- информация, составляющая коммерческую, служебную и иную тайну;

- информация, составляющая профессиональную тайну;

- информация о частной жизни гражданина (физического лица), в том числе составляющая личную или семейную тайну (персональные данные граждан (физических лиц)).

Различные классификации и взаимосвязи такой информации более подробно представлены в [3, 4].

Проведение данной работы обусловлено необходимостью разработки юридически обоснованной классификации информации ограниченного доступа для использования в автоматизированных системах, осуществляющих обработку сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.

Наиболее важной информацией ограниченного доступа являются сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с законом «О государственной тайне» [5] под государственной тайной понимается защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Сведения, составляющие государственную тайну, определяются перечнем сведений, составляющих государственную тайну, под которым понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. В этот перечень входят определенные сведения из следующих областей:

1. военной;

2. экономики, науки и техники;

3. внешней политики и экономики;

4. разведывательной, контрразведывательной и оперативно -розыскной деятельности, а также противодействия терроризму.

Данный перечень утверждается указом Президента РФ [6] и содержит позиции о том, какие конкретно сведения, отнесены к государственной тайне с указанием государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

Отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, регламентируется Постановлением Правительства РФ [7]. В соответствии с ним сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения:

1. особой важности - сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контр-

разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

2. совершенно секретные - сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

3. секретные - все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Другой важной информацией ограниченного доступа является служебная информация ограниченного распространения. К ней в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти [8] относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

- акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

- описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

- порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

- решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

- сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

В документах, содержащих сведения, различные по степени секретности, а также несекретные сведения, материал может быть сгруппирован в отдельные тома (разделы, главы, пункты) по степени секретности содержащихся в них сведений. Гриф секретности отдельных томов (разделов, глав, пунктов), входящих в документ, указывается перед их порядковым номером, а при наличии оглавления - и в оглавлении. Перед несекретными частями документа может быть сделана надпись «Несекретно».

Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ [9]. Согласно этим Правилам одним из реквизитов документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, является «отметка о конфиденциальности». Этот реквизит входит в перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.

Документы, содержащие информацию ограниченного доступа, имеют гриф ограничения доступа к документу, под которым в соответствии с ГОСТ Р 51141-98 [10] понимается реквизит официального документа, свидетельствующий об особом характере информации, ограничивающий круг пользователей документа. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти [11] гриф ограничения доступа к документу может быть «Секретно», «Для служебного пользования», «Конфиденциально», «Коммерческая тайна» и др.

На основе описанных положений разработана частная классификация информации ограниченного доступа, представленная на рисунке 1, устанавливающая единое обозначение информации автоматизированной системы с точки зрения доступности информации с помощью грифа ограничения доступа.

Таким образом, разработана частная классификация информации ограниченного доступа для использования в автоматизированных системах, осуществляющих обработку как общедоступной информации, так и информации ограниченного доступа, в состав которой вошли сведения, состав-

ляющие государственную тайну, и служебная информация ограниченного распространения. Для единого обозначения информации автоматизированной системы с точки зрения доступности информации устанавливается гриф ограничения доступа, обобщающий в себе гриф секретности, пометки «Для служебного пользования» и «Несекретно».

Информация

1

ФЗ от 27.07.2006г. №149-ФЗ

Общедоступная информация

Постановление Правительства от 03.11.19!»4г. №1233

Информация ограниченного доступа

ФЗ от 21.07.1993г. №5485-1

Сведения составляющие государственную тайну

Постановление Правительства от 04.09.1995г. №870

Несекретная информация Служебная информация ограниченного распространения Секретные сведения Совершенно секретные сведения Сведения особой важности

Гриф ограничения доступа к документу

1 | Несекретно (НС) 1 Для служебного пользования (ДСП) 1 Секретно (С) Совершенно Особой секретно <СС) важности (ОВ)

проставляется

(отметка о конфиденциальности)

Гриф секретности—

Рис. 1. Частная классификация информации ограниченного доступа

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (В последней ред. с учетом Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). - М.: Консультант Плюс, 2008. - 27 с.

2. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. (В ред. Федерального закона от 21.07.2011 г. № 252-ФЗ). - М.: Консультант Плюс, 2011. - 9 с.

3. Сёмкин С.Н., Сёмкин А.Н. Основы правового обеспечения защиты информации. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. - 238 с.

4. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-право-вые аспект. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.

5. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1. О государственной тайне. (В последней ред. с учетом Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.96 г. № 8-П, определением Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 г. № 314-О). -М.: Консультант Плюс, 2011. - 16 с.

6. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203. Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. (В последней ред. с учетом Указа Президента РФ от 21.09.2011 г. № 1222). - М.: Консультант Плюс, 2011. - 22 с.

7. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870. Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. (В последней ред. с учетом Постановления Правительства РФ от 22.05.2008 г. № 384). - М.: Консультант Плюс, 2008. - 3 с.

8. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. - М.: Консультант Плюс, 2012. - 3 с.

9. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. (В последней ред. с учетом Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 г. № 751). - М.: Консультант Плюс, 2011. - 7 с.

10. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998. - 8 с.

11. Приказ Росархива от 23.12.2009 г. № 76. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. - М.: Консультант Плюс, 2009. - 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.