Научная статья на тему 'ЧАСТЬ 2. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИЛСГП'

ЧАСТЬ 2. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИЛСГП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Интегрированные логистические системы горной промышленности / процедура оценки рациональности / метод бальной шкалы / государственно-правовые оценочные признаки классификации второго типа. / Integrated logistics systems of the mining industry / rationality assessment procedure / point scale method / state-legal evaluation signs of the second type classification.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонтьев Р. Г., Архипова Ю. А.

В статье сформулирована вторая часть процедуры поэтапной оценки при помощи метода бальной шкалы уровней общественной рациональности реальной или разрабатываемой (действующей, осу-ществленной, намечаемой к реализации) интегрированной логистической системы горной промышлен-ности. по государственно-правовым оценочным признакам классификации второго типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART 2. ASSESSMENT OF PUBLIC RATIONALITY STATE LEGAL ILSGP

The article formulates the second part of the step-by-step assessment procedure using the method of a point scale of the levels of social rationality of a real or developed (current, implemented, planned for imple-mentation) integrated logistics system of the mining industry according to state-legal evaluative criteria of the second type classification.

Текст научной работы на тему «ЧАСТЬ 2. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИЛСГП»

ной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса), вклад ИЛСГП в экономику региона и количество рабочих мест. При этом соответственно уменьшались суммарная (абсолютная) и среднеарифметическая интегральные оценки общественной рациональности рассматриваемых здесь (табл. 5) ИЛСГП.

Таблица 5

Определение обобщенной оценки ИЛСГП по критериям признака "уровней государственных программ рационального использования недр" (бальный метод)

Критерии ИЛСГП-1 ИЛСГП-2

а) максимальный вклад территории в федеральный бюджет; 2 1

б) наибольшая доля внесения налогов в территориальный и местный

бюджеты; 2 1

в) минимум государственной поддержки; 1 2

г) степень удовлетворения государственных нужд; 2 1

д) минимальный вред окружающей среде; 1 2

е) доступность товара для бизнеса РФ; 2 1

ж) вклад в экономику региона; 2 1

з) создание рабочих мест. 2 1

Обобщенная оценка:

- абсолютная (суммарная) 14 10

- среднеарифметическая 1,75 1,25

граммами субъектов РФ по рациональному использованию недр) соответственно уменьшались (от 2 до 1) бальные оценки по критериям "а", "б", "г", "е", "ж" и "з". Поскольку уменьшались собираемые налоги, возможность удовлетворения государственных нужд, доступность горнопромышлен-

Обозначения: ИЛСГП-1 - развитие которых предусмотрено федеральными программами рационального использования недр; ИЛСГП-2 - развитие которых предусмотрено аналогичными программами субъектов РФ

В соответствии с полученными значениями обобщенных оценок (табл. 5) на момент определения их значений наиболее рациональными для российского общества следует, естественно, признать ИЛСГП, формирование, модернизация и развитие которых предусмотрены федеральными государственными программами рационального использования недр, так как они получили максимальное количество баллов (по двухбалльной шкале, поскольку отсутствие какого-либо критерия в данном процессе не зафиксировано).

Литература

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография..- Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2. Горное дело: Терминологический словарь / Под ред. К.Н. Трубецкого, Д.Р. Каплунова. - М.: Издательство «Горная книга», 2016. - 635 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А., канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) DOI: 10.24412/2520-6990-2021-35122-20-27 ЧАСТЬ 2. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-

ПРАВОВЫХ ИЛСГП

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.,

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

PART 2. ASSESSMENT OF PUBLIC RATIONALITY STATE LEGAL ILSGP Аннотация

В статье сформулирована вторая часть процедуры поэтапной оценки при помощи метода бальной шкалы уровней общественной рациональности реальной или разрабатываемой (действующей, осуществленной, намечаемой к реализации) интегрированной логистической системы горной промышленности. по государственно-правовым оценочным признакам классификации второго типа

Abstract

The article formulates the second part of the step-by-step assessment procedure using the method of a point scale of the levels of social rationality of a real or developed (current, implemented, planned for implementation) integrated logistics system of the mining industry according to state-legal evaluative criteria of the second type classification.

Ключевые слова Интегрированные логистические системы горной промышленности, процедура оценки рациональности, метод бальной шкалы, государственно-правовые оценочные признаки классификации второго типа.

Keywords Integrated logistics systems of the mining industry, rationality assessment procedure, point scale method, state-legal evaluation signs of the second type classification.

В монографии [1] сообщается, что вполне приемлемой может быть следующая классификация

5. По значению для государства используемых участков недр. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства определены следующие участки недр федерального значения (статья 2.1 ФЗ «О недрах»):

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттрие-вой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, коренные месторождения алмазов, коренные (рудные) месторождения лития или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой

ЛСГП (ИЛСГП) по государственно-правовым оценочным признакам (классификация второго типа), представленная в табл. 1.

Таблица 1

группы, с запасами, учтенными государственным балансом полезных ископаемых;

2) расположенные на территориях одного или нескольких субъектов РФ и содержащие согласно государственному балансу запасов полезных ископаемых следующие их виды: извлекаемые запасы нефти (70 млн т и выше); запасы газа (50 млрд куб. м и выше); коренные (рудные) запасы золота (50 т и выше); запасы меди (500 тыс. т и выше);

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;

Государственно-правовая классификация ЛСГП (ИЛСГП)

Признаки ЛСГП и ИЛСГП Разряды (классы) ЛСГП и ИЛСГП

По видам законов, регулирующих отношения недропользования Основанные на положениях ФЗ «О недрах» Основанные на положениях ФЗ «О недрах» и ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

По уровням правового регулирования отношений недропользования Федеральными органами государственной власти Органами государственной власти субъектом РФ Органами местного самоуправления

По форме собственности добытых полезных ископаемых Государственной Субъектов РФ Муниципальной

Смешанной Частной Иной формы

По типам государственных программ Предусмотренные федеральными программами рационального использования недр Предусмотренные программами субъектов РФ по рациональному использованию недр

По значению используемых участков недр Использующие участки недр федерального значения Использующие участки недр из федерального резерва Использующие участки недр местного значения

По статусу пользователей недр Юридических лиц Участников простого товарищества Иностранных граждан

По срокам пользования недрами Без ограничения срока пользования недрами С определенным сроком пользования недрами

По видам обладания геологической информацией Пользователей, обладающих первичной геологической информацией Пользователей, обладающих интерпретированной геологической информацией

По основаниям возникновения права пользования участками недр Правительство РФ Государственный фонд недр Комиссия госфонда Конкурсная комиссия

Субъект РФ и государственный фонд Субъект РФ и его законодательство Переход права пользования недрами Соглашение о разделе продукции

4) при эксплуатации которых необходимо использование земель, предназначенных для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях же обеспечения будущих потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых формируется федеральный фонд резервных участков недр (статья 2.2 ФЗ «О недрах»). При этом участки недр, включенные в указанный фонд, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из этого же федерального фонда.

К участкам недр местного значения относятся следующие их разновидности (статья 2.3 ФЗ «О недрах»):

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения (которые не связанны с добычей полезных ископаемых);

3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м в сутки, а также для целей питьевого во-

доснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Так что государственно-правовые ЛСГП (ИЛСГП) РФ по признаку значения для государства используемых участков недр следует подразделить на следующие три классификационные разновидности (табл. 1 и 2):

1) ЛСГП (ИЛСГП), использующие участки недр федерального значения;

2) ЛСГП (ИЛСГП), использующие участки недр федерального резервного фонда;

3) ЛСГП (ИЛСГП), использующие участки недр местного значения.

Присвоение количество баллов ИЛСГП, отличающимся друг от друга уровнями значимости для государства используемых участков недр, осуществлялось здесь по каждому критерию данного признака при помощи уже упомянутого выше известного метода стоимостных или балльных оценок. При этом известно, что в случае оценки по баллам размерность какого-то свойства (критерия) может быть охарактеризована определенным количеством баллов, например, от 4 (максимальный уровень) до 0 (полностью отсутствует), то есть по 5-балльной шкале.

Такое присвоение представлено с использованием известной тривиальной схемы (табл. 2).

Таблица 2

Определение обобщенной оценки уровня рациональности ИЛСГП по критериям, принадлежащих признаку "значимости для государства используемых участков недр" (бальный метод)

Критерии

ИЛСГП-1

ИЛСГП-2

ИЛСГП-3

а) максимальный вклад территории в федеральный бюджет;

б) наибольшая доля внесения налогов в территориальный и местный бюджеты;

в) минимум государственной поддержки;

г) степень удовлетворения государственных нужд;

д) минимальный вред окружающей среде;

е) доступность товара для бизнеса;

ж) вклад в экономику региона;

з) создание рабочих мест._

Обобщенная оценка:

- абсолютная (суммарная)

- среднеарифметическая

20 2,5

16

2,0

12 1,5

Обозначения: ИЛСГП-1 - использующие участки недр федерального значения; ИЛСГП-2 - использующие участки недр федерального резервного фонда; ИЛСГП-3 - использующие участки недр местного значения

Здесь (табл. 2) в зависимости от увеличения порядкового номера (от 1 до 3) разрядов (классов) данного признака (использующие участки недр: федерального значения; федерального резервного фонда; местного значения) соответственно уменьшались (от 3 до 1) бальные оценки по критериям "а", "б", "г", "е", "ж" и "з". Поскольку уменьшались собираемые налоги, возможность удовлетворения государственных нужд, доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса), вклад ИЛСГП в экономику региона и количество рабочих мест. При этом

увеличивались суммарная (абсолютная) и среднеарифметическая интегральные оценки общественной рациональности рассматриваемых здесь (табл. 2) ИЛСГП.

В соответствии с полученными значениями обобщенных оценок (табл. 2) на момент определения их значений наиболее рациональными для общества следует, естественно, признать использующие участки недр федерального значения ИЛСГП, так как они получили максимальное количество баллов (по трехбалльной шкале, поскольку отсутствие какого-либо критерия в данном процессе не зафиксировано).

6. По статусу пользователей недр (субъектов предпринимательства). Пользователями недр РФ могут быть (статья 9 ФЗ «О недрах») субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица участники простого товарищества, иностранные граждане, если иное не установлено федеральными законами.

То есть получается, что в соответствии с российским законодательством, регулирующим и контролирующим сферу недропользования страны, государственно-правовые ЛСГП (ИЛСГП) РФ по признаку статуса пользователей недр (субъектов предпринимательской деятельности)

можно, например, буквально подразделить на следующие три классификационные разновидности (табл. 1 и 3):

1) ЛСГП (ИЛСГП), создаваемые получившими статус недропользователя юридическими лицами;

2) ЛСГП (ИЛСГП), создаваемые получившими статус недропользователя участниками простого товарищества;

3) ЛСГП (ИЛСГП), создаваемые получившими статус недропользователя иностранными гражданами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Определение обобщенной оценки уровня рациональности ИЛСГП по критериям, принадлежащих признаку "статусов пользователей недр как предпринимателей" (бальный метод)

Критерии ИЛСГП-1 ИЛСГП-2 ИЛСГП-3

а) максимальный вклад территории в федеральный бюджет; 3 2 1

б) наибольшая доля внесения налогов в территориальный и

местный бюджеты; 3 2 1

в) минимум государственной поддержки; 1 2 3

г) степень удовлетворения государственных нужд; 3 2 1

д) минимальный вред окружающей среде; 1 2 3

е) доступность товара для бизнеса; 3 2 1

ж) вклад в экономику региона; 3 2 1

з) создание рабочих мест. 3 2 1

Обобщенная оценка:

- абсолютная (суммарная) 20 16 12

- среднеарифметическая 2,5 2,0 1,5

Обозначения: ИЛСГП-1 - создаваемые юридическими лицами; ИЛСГП-2 - создаваемые участниками простого товарищества; ИЛСГП-3 - создаваемые иностранными гражданами

Присвоение количество баллов ИЛСГП, отличающимся друг от друга статусами пользователей недр (субъектов предпринимательства), осуществлялось здесь по каждому критерию данного признака при помощи уже упомянутого выше известного метода стоимостных или балльных оценок. При этом известно, что в случае оценки по баллам размерность какого-то свойства (критерия) может быть охарактеризована определенным количеством баллов, например, от 4 (максимальный уровень) до 0 (полностью отсутствует), то есть по 5-балльной шкале. Такое присвоение представлено с использованием известной тривиальной схемы (табл. 3).

Здесь (табл. 3) в зависимости от увеличения порядкового номера (от 1 до 3) разрядов (классов) данного признака (создаваемые получившими статус недропользователя: юридическими лицами; участниками простого товарищества; иностранными гражданами) соответственно уменьшались (от 3 до 1) бальные оценки по критериям "а", "б", "г", "е", "ж" и "з". Поскольку уменьшались собираемые налоги, возможность удовлетворения государственных нужд, доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса), вклад ИЛСГП в экономику региона и количество рабочих мест. При этом увеличивались суммарная (абсолютная) и среднеарифметиче-

ская интегральные оценки общественной рациональности рассматриваемых здесь (табл. 3) ИЛСГП.

В соответствии с полученными значениями обобщенных (интегральных) оценок (табл. 20) на момент определения их значений наиболее рациональными для общества следует, естественно, признать ИЛСГП, создаваемые получившими статус недропользователя юридическими лицами и приобретшими максимальное количество баллов (по трехбалльной шкале, поскольку отсутствие какого-либо критерия в данном процессе не зафиксировано).

7. По срокам пользования участками недр. Согласно статье 10 ФЗ «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для следующих работ:

а) геологического изучения - на сроки до 5 лет, до 7 лет и до 10 лет;

б) добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых;

в) добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

г) добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года;

д) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудно -извлекаемых полезных ископаемых - на сроки до 7 лет и до 15 лет;

е) завершения разработки месторождения -срок продлевается по инициативе пользователя участком недр.

В связи с этой правовой нормой совокупность государственно-правовых ЛСГП и ИЛСГП по признаку сроков использования участков недр следует подразделить на следующие две основные классификационные разновидности (табл. 1 и 4):

1) ЛСГП (ИЛСГП), основанные на использовании участков недр без ограничения срока;

2) ЛСГП (ИЛСГП), основанные на использовании участков недр в определенный (законом) срок.

Присвоение количество баллов отличающимся друг от друга сроками пользования участками недр ИЛСГП, осуществлялось здесь по каждому критерию данного признака при помощи уже упомянутого выше известного метода стоимостных или балльных оценок. При этом известно, что в случае оценки по баллам размерность какого-то свойства (критерия) может быть охарактеризована определенным количеством баллов, например, от 4 (максимальный уровень) до 0 (полностью отсутствует), то есть по 5-балльной шкале. Такое присвоение представлено с использованием известной тривиальной схемы (табл. 4).

Таблица 4

Определение обобщенной оценки ИЛСГП по критериям признака "по срокам пользования участками недр" (бальный метод)

Критерии

ИЛСГП-1 ИЛСГП-2

а) максимальный вклад территории в федеральный бюджет;

б) наибольшая доля внесения налогов в территориальный и местный бюджеты;

в) минимум государственной поддержки;

г) степень удовлетворения государственных нужд;

д) минимальный вред окружающей среде;

е) доступность товара для бизнеса РФ;

ж) вклад в экономику региона;

з) создание рабочих мест._

Обобщенная оценка:

- абсолютная (суммарная)

- среднеарифметическая

14 1,75

10 1,25

Обозначения: ИЛСГП-1 -использующие участки недр без ограничения срока; ИЛСГП-2 - использующие участки недр в течение определенного срока

Здесь (табл. 4) в зависимости от увеличения порядкового номера (от 1 до 2) разрядов (классов) данного признака (использующие участки недр: без ограничения срока; в течение определенного срока) соответственно уменьшались (от 2 до 1) бальные оценки по критериям "а", "б", "г", "е", "ж" и "з". Поскольку уменьшались собираемые налоги, возможность удовлетворения государственных нужд, доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса), вклад ИЛСГП в экономику региона и количество рабочих мест. При этом увеличивались суммарная (абсолютная) и среднеарифметическая интегральные оценки общественной рациональности рассматриваемых здесь (табл. 4) ИЛСГП.

В соответствии с полученными значениями обобщенных (интегральных) оценок (табл. 4) на момент определения их значений наиболее рациональными для общества следует, естественно, признать использующие участки недр без ограничения срока ИЛСГП, так как они получили максимальное количество баллов (по двухбалльной шкале, поскольку отсутствие какого-либо критерия в данном процессе не зафиксировано).

8. По виду геологической информации о недрах, обладаемой их пользователем. Геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах (статья 27 ФЗ «О недрах»).

Под первичной геологической информацией о недрах понимается геофизические, геохимические и иные сведения о недрах, полученные непосредственно в процессе осуществления их (недр) использования, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, осуществляемых в соответствии с другими федеральными законами.

Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичных геологических сведений о недрах, включая соответствующие отчеты, карты, планы, эскизы.

Пользователь недр, являющийся обладателем первичной геологической информации о них, имеет право определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях, в течение трех лет с момента представления указанной геологической информации в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов РФ, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ. Пользователь недр, являющийся обладателем интерпретированной геологической информации о них, имеет право определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях, в течение пяти лет с момента представления указанной геологической информации в федеральный фонд геологической информа-

ции и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов РФ, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ.

Таким образом совокупность государственно-правовых ЛСГП и ИЛСГП по признаку видов геологической информации о недрах, обладаемой их пользователем, следует подразделить на следующие две основные классификационные разновидности (табл. 1 и 5):

1) ЛСГП (ИЛСГП), сформированные пользователями недр как обладателями первичной геологической информации об этих недрах;

2) ЛСГП (ИЛСГП), сформированные пользователями недр как обладателями интерпретированной геологической информации об этих недрах.

Присвоение количество баллов ИЛСГП, отличающимся друг от друга видами геологической информации о недрах (обладаемой их пользователями), по каждому критерию данного признака осуществлялось здесь при помощи уже упомянутого выше известного метода балльных оценок. При этом известно, что в случае оценки по баллам размерность какого-то свойства (критерия) может быть охарактеризована определенным количеством баллов, например, от 4 (максимальный уровень) до 0 (полностью отсутствует), то есть по 5-балльной шкале.

Такое присвоение представлено с использованием известной тривиальной схемы (табл. 5).

Определение обобщенной оценки ИЛСГП по критериям признака

Таблица 5

Критерии ИЛСГП-1 ИЛСГП-2

а) максимальный вклад территории в федеральный бюджет; 1 2

б) наибольшая доля внесения налогов в территориальный и местный

бюджеты; 1 2

в) минимум государственной поддержки; 2 1

г) степень удовлетворения государственных нужд; 1 2

д) минимальный вред окружающей среде; 2 1

е) доступность товара для бизнеса РФ; 1 2

ж) вклад в экономику региона; 1 2

з) создание рабочих мест. 1 2

Обобщенная оценка:

- абсолютная (суммарная) 10 14

- среднеарифметическая 1,25 1,75

Обозначения: ИЛСГП-1 - созданные обладателями первичной геологической информации; ИЛСГП-2 - созданные обладателями интерпретированной геологической информации

Здесь (табл. 5) в зависимости от увеличения порядкового номера (от 1 до 2) разрядов (классов) данного признака (созданные обладателями первичной геологической информации; созданные обладателями интерпретированной геологической информации) соответственно увеличивались (от 1 до 2) бальные оценки по критериям "а", "б", "г", "е", "ж" и "з". Поскольку возрастали собираемые налоги, возможность удовлетворения государственных нужд, доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса), вклад ИЛСГП в экономику региона и количество рабочих мест. При этом увеличивались суммарная (абсолютная) и среднеарифметическая интегральные оценки общественной рациональности рассматриваемых здесь (табл. 5) ИЛСГП.

В соответствии с полученными значениями обобщенных (интегральных) оценок (табл. 5) на момент определения их значений наиболее рациональными для общества следует, естественно, признать созданные обладателями интерпретированной геологической информации ИЛСГП, так как они получили максимальное количество баллов (по двухбалльной шкале).

9. По основаниям возникновения права пользования участками недр. В соответствии со ста-

тьей 10.1 ФЗ «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются следующие документы:

1) решение правительства РФ;

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;

4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр;

5) решение органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом;

6) принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ;

7) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

8) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

9) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр.

Поэтому государственно-правовых ЛСГП и ИЛСГП по признаку оснований возникновения права пользования участками недр следует подразделить на следующие классификационные разновидности (табл. 1 и 6):

1) ЛСГП (ИЛСГП), действующие по решению правительства РФ;

2) ЛСГП (ИЛСГП), действующие по решению органа управления государственного фонда недр;

3) ЛСГП (ИЛСГП), действующие по решению комиссии государственного фонда недр;

4) ЛСГП (ИЛСГП), действующие по решению конкурсной или аукционной комиссии;

5) ЛСГП (ИЛСГП), действующие по согласованному с федеральным (государственным) фондом недр решению органа исполнительной власти субъекта РФ;

6) ЛСГП (ИЛСГП), действующие по принятому в соответствии с законодательством субъекта РФ решению органа исполнительной власти субъекта РФ;

7) ЛСГП (ИЛСГП), действующие в результате перехода права пользования участками недр;

8) ЛСГП (ИЛСГП), действующие в результате вступления в силу соглашения о разделе продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Определение обобщенной оценки рациональности ИЛСГП по критериям признака "документальных оснований права пользования участками недр" (бальный метод)

Критерии ИЛСГП

1 2 3 4 5 6 7 8

а) максимальный вклад территории в фе- 9 8 7 6 5 4 3 2

деральный бюджет;

б) наибольшая доля внесения налогов в 9 8 7 6 5 4 3 2

территориальный и местный бюджеты;

в) минимум государственной под- 1 2 3 4 5 6 7 8

держки;

г) степень удовлетворения государствен- 9 8 7 6 5 4 3 2

ных нужд;

д) минимальный вред окружающей 1 2 3 4 5 6 7 8

среде;

е) доступность товара для бизнеса; 9 8 7 6 5 4 3 2

ж) вклад в экономику региона; 9 8 7 6 5 4 3 2

з) создание рабочих мест. 9 8 7 6 5 4 3 2

Обобщенная оценка в баллах:

- абсолютная (суммарная) 56 52 48 44 40 36 32 28

- среднеарифметическая 7,0 6,5 6,0 5,5 5,0 4,5 4,0 3,5

Обозначения: 1) правительства РФ; 2) управления ф едерального ф зонда; 3) комиссии федерального фонда;

4) конкурсной комиссии; 5) органа власти субъекта РФ, согласованного с федеральным фондом; 6) органов власти субъекта РФ; 7) перехода права пользования участками недр; 8) действующего соглашения о разделе продукции

Присвоение количество баллов ИЛСГП, отличающимся друг от друга видами документальных оснований возникновения права пользования участками недр, по каждому критерию данного признака осуществлялось здесь при помощи уже упомянутого выше известного метода стоимостных или балльных оценок. При этом известно, что в случае оценки по баллам размерность какого-то свойства (критерия) может быть охарактеризована определенным количеством баллов, например, от 4 (максимальный уровень) до 0 (полностью отсутствует), то есть по 5-балльной шкале.

Такое присвоение представлено с использованием известной тривиальной схемы (табл. 6).

Здесь (табл. 6) в зависимости от увеличения порядкового номера (от 1 до 8) разрядов (классов) данного признака (документальных оснований права пользования участками недр: правительства РФ; управления федерального фонда; конкурсной

комиссии; органа власти субъекта РФ, согласованного с федеральным фондом; органов власти субъекта РФ; перехода права пользования участками недр; в соответствии с действующим соглашением о разделе продукции) соответственно уменьшались (от 8 до 1) бальные оценки по критериям "а", "б", "г", "е", "ж" и "з". Поскольку уменьшались собираемые налоги, возможность удовлетворения государственных нужд, доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса), вклад ИЛСГП в экономику региона и количество рабочих мест. При этом уменьшались суммарная и среднеарифметическая интегральные оценки общественной рациональности рассматриваемых здесь (табл. 6) ИЛСГП.

В соответствии с полученными значениями обобщенных (интегральных) оценок (табл. 6) на момент определения их значений наиболее рацио-

нальными для общества следует, естественно, признать действующие по решению правительства РФ ИЛСГП, так как они получили максимальное количество баллов (по трехбалльной шкале, поскольку отсутствие какого-либо критерия в данном процессе не зафиксировано).

Литература

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография..- Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2. Горное дело: Терминологический словарь / Под ред. К.Н. Трубецкого, Д.Р. Каплунова. - М.: Издательство «Горная книга», 2016. - 635 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А., канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) DOI: 10.24412/2520-6990-2021-35122-27-34 ЧАСТЬ 1. ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИЛСГП ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВОЙ

ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.,

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

PART 1. ASSESSMENT OF PUBLIC RATIONALITY ILSGP OF THE TRANSPORT AND CARGO

AVAILABILITY

Аннотация

В статье сформулирована исследовательская процедура поэтапной оценки при помощи метода бальной шкалы уровней общественной рациональности реальной или разрабатываемой (действующей, осуществленной, намечаемой к реализации) интегрированной логистической системы горной промышленности. по видам транспортно-грузовой обеспеченности (признакам классификации второго типа).

Abstract

The article formulates a research procedure for a step-by-step assessment of the integrated logistics system of the mining industry. The evaluation was carried out using the ball scale method. Levels of social rationality were evaluated: real or developed (active, implemented, intended for implementation). As well as the assessment was carried out by types of transport and freight supply (classification characteristics of the second type).

Ключевые слова Интегрированные логистические системы горной промышленности, процедура оценки рациональности, метод бальной шкалы, виды транспортно-грузовой обеспеченности, признаки классификации второго типа.

Keywords Integrated logistics systems for the mining industry, rationality assessment procedure, ball scale method, types of transport and cargo availability, classification signs of the second type

Известно (например, [1]), что транспорт является органичным звеном любого товарного производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования промышленных предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Говоря образно, транспорт - это «кровеносная система» материального (товарного) производства.

Для предприятий промышленности главным является производство продукции для обмена и потребления. Назначение же транспорта состоит в том, чтобы перемещать ее из сферы товарного производства в сферу потребления, обеспечивая тем самым непрерывное воспроизводство. То есть транспорт продолжает процесс товарного производства в сфере обращения и сфере потребления,

связывая отрасли товарного производства и основные элементы воспроизводства - производство, распределение, рынок, обмен и потребление. Транспорт связан со всеми предприятиями - товаропроизводителями. Производство любой товарной продукции заканчивается доставкой ее к месту потребления.

Транспорт продолжает и заканчивает процесс создания товарной продукции всех отраслей товарного производства, доставляя ее потребителям. Экономическая потребность в транспорте вытекает не из потребностей сферы обращения как таковой, а из потребностей товарного производства и из потребностей, связанных с разделением труда в обществе. Сферу воспроизводственного цикла товарного производства, главным образом, обеспечивают грузовой транспорт самих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.