Научная статья на тему 'ЧАСОВОЙ ДИУРЕЗ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СДВИГОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ'

ЧАСОВОЙ ДИУРЕЗ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СДВИГОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
102
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧАСОВОЙ ДИУРЕЗ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СДВИГОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ»

Применение теста PWC170 в гигиенической практике более доступно, а открывающиеся возможности расчета по величине PWC170 максимального потребления кислорода (В. Л. Карпман и соавт., 1969) увеличивают достоинства и ценность теста, делают его в ряде случаев незаменимым.

Выводы

1. Физиологический тест PWC170 является ценной функциональной пробой, позволяющей оценивать в динамике физическую работоспособность и объективное состояние организма человека при разнообразных видах трудовой деятельности и в различных условиях окружающей среды.

2. Применение тестов PWC170 ограничено: он непригоден для обследования лиц с неадекватной реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, в том числе пожилых людей (старше 55 лет) и страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

ЛИТЕРАТУРА. Андреев Т. В., Фролов А. Ф. — Гиг. и сан., 1976, № 12, е.-64—67. —Вайнбаум Я. С., Аскеров А. А. Теор. и прак. физ. культуры, 1970, № 2, с. 26—28. — Васильева В. В. Физиологические основы физического воспитания. М., 1961, с. 109. — 3 и м к и н Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М., 1956. — И в а и и ц -к а я И. Н., С ы р к и н А. Л., Стуклов А. И. и др. — Кардиология, 1977, № 10, с. 147—149. — Кандрор И. С., Прохоров А. А., Кирпичников А. Б. — Гиг. и сан., 1977, № 5, с. 48—50. — Карпман В. Л., Бело-ц е р к о в с к и и 3. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособностью у спортсменов. М., 1974. — Карпман В. Л., Л ю б и н а Б. Г., Бе-лоцервекий 3. Б. Теория и практ. физ. культуры, 1969, № 10, с. 37— 40. — Кирпичников А. Б. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1976, № 57, с. 29—33. — Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., 1951.

Поступила 4/11 1978 г.

УДК 612.015.3-087.5:612.463.2 «514»

Н. С. Железнякова, A.A. Муромцева

ЧАСОВОЙ ДИУРЕЗ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СДВИГОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ

Одесский медицинский институт

Нами были обследованы молодые работницы джутовой фабрики, отдыхающие без отрыва от производства в профилактории. Контроль за качественно-количественным составом рационов питания осуществлял отдел питания лаборатории городской санэпидстанции. В период наблюдения (август) в третье блюдо добавляли С-витаминный сироп из расчета 4 бутылки на 50 человек, что соответствовало 80 мг/сут витамина С на одну женщину.

Показатели физиологического уровня обмена веществ устанавливали по биохимизму мочи, взятой натощак, которая отражает фон основного обмена. Пробы мочи отбирали при подъеме, за предутренние часы, с тем чтобы исключить влияние приема пищи перед сном. Время предутреннего мочеиспускания (за 3—4 ч до подъема) и отбора пробы отмечали с точностью до минуты. Объем утренней пробы измеряли с точностью до 1 мл. Зная промежуток времени между двумя мочеиспусканиями, выраженный в целых и десятичных долях часа (с точностью до сотых), а также объем пробы, определяли диурез в миллилитрах в час с точностью десятых.

Для измерения выделения витамина С непосредственно после отбора пробы мочу (1 мл) титровали 0,001 н. краской Тильманса в пробирках, содержащих по 3 мл 2% соляной кислоты. Концентрацию общего азота в моче определяли в лаборатории, пользуясь общепринятой колориметрической методикой. Степень С-витаминной обеспеченности организма оцени-

вали по процентной квоте выделяемого витамина С по отношению к количеству общего азота (Н. С. Железнякова и соавт.). Типические параметры устанавливались по симметричным либо допустимо асимметричным вариационным рядам (Г. Ф. Лакин). Изучаемые признаки группировали по качественно однородным совокупностям величин часового диуреза (Н. С. Железнякова и А. А. Муромцева).

Представляло интерес проследить за взаимозависимостью изменений в водно-минеральном и азотистом обмене, а также за степенью С-витаминнон обеспеченности организма женщин. Группировку показателей производили по однородному диурезу.

Как известно, пределы средних процентных квот выделяемого витамина С по отношению к количеству общего азота 0,21—0,33% отражают обеспеченность организма витамином (по потребности). Более высокие квоты указывают на адаптационную реакцию, обусловленную некоторым избытком (по сравнению с потребностью) витамина в пище 36 обследованных женщин. Только у 4 из них величины квот были в пределах 0,27—0,32%, причем такие квоты наблюдались при очень высоких концентрациях общего азота и значительных потерях его с мочой. У 1 женщины на фоне отклонения диуреза I степени при максимальной концентрации общего азота 1469 мг% отмечена очень низкая квота витамина С (0,06%), что, вероятно, отражало С-гипервитаминозное состояние организма. Следовательно, у преобладающего большинства обследованных величины квот витамина по отношению к общему азоту выраженно повышены, что могло способствовать нарушению обмена веществ в результате избыточной С-витамнниза-ции пищи.

В связи с этим рассмотрим изменения концентрации общего азота и его выделения (в миллиграммах в час) в зависимости от вариабельности часового диуреза. На фоне минимального физиологического уровня водно-минерального обмена, принятого за норму, концентрация общего азота была качественно неоднородна. У 5 женщин она превышала 1000 мг%, а у 7 была ниже 1000 мг%, причем у 1 женщины она оказалась равной 690 мг% и выраженно нарушала симметрию ряда. В связи с этим при исчислении типических параметров этот показатель биохимиза мочи, а также выделение азота при данной концентрации были исключены из соответствующих рядов.

Существенное различие полученных 2 средних величин концентраций общего азота требовало их оценки с физиологической точки зрения: где норма, а где отклонение от нее. Сопоставляя средние концентрации общего азота с соответствующими средними миллиграмм-часового выделения азота, нетрудно положительно ответить на этот вопрос. Норму характеризуют параметры вариационного ряда величин концентраций менее 1000 мг%. Высокие концентрации общего азота следует считать экстремальными, отражающими отклонение от нормы, обусловленное какими-то адаптационными процессами в обмене. Обоснованием такого заключения, полагаем, служит наиболее экономичное миллиграмм-часовое выделение общего азота при нормальном диурезе и концентрациях азота в моче менее 1000 мг%. Правомерность такого заключения подтверждают и коэффициенты коррелятивной связи между диурезом и концентрацией общего азота в зависимости от степени отклонения диуреза.

На физиологическом фоне уровня водно-минерального обмена коррелятивная связь между диурезом и концентрациями общего азота либо полностью отсутствовала, либо при высоких концентрациях была положительной, очень слабо выраженной. При отклонении диуреза от нормы 1 степени коррелятивная связь оказалась прямой и достаточно выраженной, особенно при высоких концентрациях. При нарушении диуреза II степени коррелятивная связь при повышенных концентрациях общего азота существенно изменилась. Она была обратной и близкой к единице. При концентрациях менее 1000 мг% связь оставалась прямой, но менее выраженной, чем при нарушении диуреза I степени.

Получив эталон «нормы» для параметров азотистого обмена у обследованных женщин на фоне экономного диуреза, мы смогли проследить динамику показателя азотистого обмена с повышением диуреза. Так, при нормальном диурезе только у 1 женщины концентрация общего азота оказалась ниже нормы. При отклонении диуреза I степени пониженное содержание общего азота наблюдалось у 2 женщин, а при нарушении II степени — у 5. Такая закономерность позволяет заключить, что с повышением диуреза появляется тенденция к снижению азотистого обмена. Параллельно с указанной тенденцией среднее миллиграмм-часовое выделение общего азота с увеличением диуреза неуклонно и математически достоверно (Р>95) повышается. Подобные сдвиги азотистого обмена нежелательны, поскольку происходит как снижение уровня обмена, так и выраженное увеличение потерь организмом азота. Необходимо также отметить наличие экстремальных показателей концентрации общего азота и его выделения на разных уровнях изменений диуреза. Причина появления таких показателей подлежит изучению.

Выводы

1. Особая вариабельность часового диуреза в условиях основного обмена, взаимосвязь и взаимозависимость его и показателей азотистого обмена позволяют выявить начальные отклонения в биохимизме мочи, взятой натощак, которые отражают их направленность и степень отклонения от физиологического фона.

2. Для прогнозирования нежелательных сдвигов обмена веществ при неадекватном питании в качестве интегрального показателя их степени могут быть использованы результаты изучения вариабельности часового диуреза.

3. Возможность достоверного и дифференциального определения состояния обменных процессов с профилактической целью зависит от точного выполнения требований биометрии — учета качественной специфичности отдельных признаков и установления параметров по симметричным либо допустимо асимметричным рядам.

ЛИТЕРАТУРА. Железнякова Н. С., Мартьянова Е. П., Муромцева А. А. — Вопр. питания, 1974, № 5, с. 38—41. — Л а к и н Г. Ф.— Биометрия. М., 1973. — Железнякова Н. С., Муромцева А. А. — Гиг. и сан., 1976, № 10, с. 56—59.

Поступила 19/ХП 1977 г.

УДК 613-073.916

О. И. Юрасова

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАДИОИЗОТОПНЫХ МЕТОДОВ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ

ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В санитарной токсикологии преимущество всегда отдается тем методам, которые поввэляют проводить наблюдения на протяжении всего эксперимента без умерщвления подопытных животных. При использовании прижизненной радиометрии трудоемкие операции устраняются. Вместе с тем экспериментатор выполняет измерения на протяжении всего исследования у одних и тех же животных, что уменьшает биологический разброс данных и уточняет результат за счет увеличения точек измерения на кривой накопление — выведение радиоактивного индикатора.

В таблице представлены обобщенные данные о применении тестов с прижизненной радиометрией в экспериментах, выполненных в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.