Научная статья на тему 'ЧАРЛЗ ГРИФФС: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО'

ЧАРЛЗ ГРИФФС: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА / ЧАРЛЗ ГРИФФС / ФРАНЦУЗСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ / СИМВОЛИЗМ / МОДЕРН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горячева Яна Владимировна

Статья посвящена личности и творчеству выдающегося американского композитора начала ХХ века - Чарлза Гриффса (1885-1920), оставившего внушительное наследие преимущественно в камерно-инструментальных и камерно-вокальных жанрах. В статье творчество композитора рассматривается в богатом контексте американской культуры, испытывавшей в первой четверти прошлого века сильнейшее влияние актуальных европейских тенденций. В статье прослеживается жизненный путь художника и эволюция его стиля, выделены важнейшие периоды творчества, приводятся знаковые сочинения музыканта, проанализирован круг его общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARLES GRIFF: PERSONALITY AND CREATIVITY

The article is devoted to the personality and work of the outstanding American composer of the early twentieth century - Charles Griff (1885-1920), who left an impressive legacy mainly in the instrumental and chamber-vocal genres. The article examines the composer's work in the rich con text of American culture, which experienced the strongest infl ence of current European trends in the fist quarter of the last cen tury. The article traces the life of the artist and the evolution of his style, highlights the most important periods of creativity, cites the musician's iconic com position, analyzes his circle of contacts

Текст научной работы на тему «ЧАРЛЗ ГРИФФС: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО»

ГОРЯЧЕВА П. В. ЧАРЛЗ ГРИШШС: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Чарлз Гриффс: личность и творчество

Горячева Яна Владимировна

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Ивановского музыкального училища (колледжа) E-mail: yanavg91@yandex.ru

Статья посвящена личности и творчеству выдающегося американского композитора начала ХХ века — Чарлза Гриффса (1885-1920), оставившего внушительное наследие преимущественно в камерно-инструментальных и камерно-вокальных жанрах. В статье творчество композитора рассматривается в богатом контексте американской культуры, испытывавшей в первой четверти прошлого века сильнейшее влияние актуальных европейских тенденций. В статье прослеживается жизненный путь художника и эволюция его стиля, выделены важнейшие периоды творчества, приводятся знаковые сочинения музыканта, проанализирован круг его общения. Ключевые слова: американская фортепианная музыка, Чарлз Гриффс, французский импрессионизм, символизм, модерн

Американская музыка в последние десятилетия вызывает по-

вышенный интерес со стороны отечественного музыковедения. В первую очередь, внимание исследователей привлекает творчество композиторов-корифеев XX века, а музыканты, которые подготовили взлет культуры США, часто остаются в тени. К числу таких композиторов относится Чарлз Гриффс (1884-1920)— представитель академической традиции, занимающий видное место в музыкальной культуре США начала XX века. Расцвет его творчества совпал с приходом в американскую музыку новых стилей и направлений из Европы, таких как импрессионизм, символизм, модерн, авангард. Чуткий ко всем новым течениям и тенденциям он сумел отразить их в своем творчестве.

Отечественная исследовательская литература об истории американской музыки представлена целым рядом трудов. Практически все они были опубликованы на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В советские годы эта тема была под запретом. Очень долго ждала публикации книга В. Дж. Конен «Пути американской музыки» [2], посвященная становлению национальной композиторской школы, фольклору и бытовым жанрам американской музыки. В 1977 году вышел труд Г. Шнеерсона «Портреты американских композиторов» [6], основанный на монографическом подходе. И лишь в начале XXI века сформировался устойчивый интерес к музыке США. Много важной информации содержит фундаментальный труд Л. Акопяна «Музыка ХХ века» [1]. Исследователи

М. В. Переверзева, С. Ю. Сиги-да, О. Манулкина, Е. Дубинец в своих монографиях дают общее представление о музыкальной культуре Америки.

Среди зарубежных изданий можно выделить исследование Х. У. Хичкока [12]. Оно посвящено истории, становлению и развитию американской музыки. Музыка США XX века представлена в труде К. Гэнна [10].

Отечественная исследовательская литература о Гриффсе очень скромна по объему. Л. Акопян посвящает Гриффсу статью в своей энциклопедии, где обращает внимание на основные события жизни и творчества, а также представляет полный список сочинений композитора, творчество Грифф-са затрагивает в своей книге О. Манулкина [3].

В зарубежной литературе работ по Гриффсу значительно больше. Опубликованы две крупные монографии. Автор одной из них — Эдвард Майзел [13] — первым возродил интерес к творчеству американского музыканта. Позднее крупным исследователем наследия Гриффса стала Донна Андерсен [7]. Кроме этого, о Гриффсе опубликованы воспоминания современников (М. Бауэр «Чарлз Гриффс: каким я его помню» [8]), диссертационные исследования разных лет (к примеру, Р. С. Фаббро «Стилевые сдвиги в фортепианном творчестве Гриффса» [9]), отдельные статьи (Т. Грир «История Белого павлина» [11]).

Цель данной статьи — осветить факты творческой биографии малоизвестного американ-

41

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

42

ского композитора, проследить путь его творческой эволюции от романтизма к новым стилям рубежа веков, акцентировать внимание на его увлечении французской культурой.

Музыкальная жизнь США конца Х1Х-начала XX века представляла собой насыщенное пространство, наполненное концертами, культурными событиями. В Америке было принято приглашать исполнителей из-за рубежа. Постоянная связь с европейской культурой дала большой импульс музыкальному развитию страны.

Периодизацию истории американской музыки и композиторского творчества исследователи определяют по-разному. Так, Г. Шнеерсон ограничивался только наследием ХХ столетия и выделял три периода: 1900-1920 гг. — первый этап, 1920-1945 гг. — второй, после 1945 г. — третий [6, 4]. В исследовании С. Ю. Сигиды находим следующий вариант. Первый период охватывает промежуток с 1607 по 1877 гг., второй — 1877-1918 гг. (окончание Первой мировой войны), третий — 1918-1945 гг., четвертый — после Второй мировой войны [5, 433-515].

В первый период начинают развиваться романтические тенденции, пришедшие из Европы. Второй период во многом явился продолжением развития музыки XIX века и, в первую очередь, тенденций музыки западноевропейской. До Первой мировой войны американцы были ориентированы на австро-немецкий тип культуры, в частности, на европейский романтизм. В Америке существовала традиция обучения в Германии у немецких композиторов и музыковедов, считалось, «что настоящим мастером можно стать, обучаясь только в консерваториях Старого Света» [4, 100]. В силу исто-

рических причин после Первой мировой войны началось интенсивное приобщение Америки к французской культуре. В 1910-1920-е годы американские композиторы уезжают учиться в Париж. Впервые интерес к современной французской музыке пробудился в США на рубеже столетий. Таким образом, присущее американским музыкантам тех лет германофильство начинает уступать влиянию современных французских композиторов. Наиболее яркое воплощение французской эстетики в музыке мы находим у Чарлза Гриффса.

Композитор считал, что нельзя всю жизнь писать в одном стиле, нужно постоянно обновлять музыкальный язык и потому сначала он обращается к традициям немецкого романтизма (песни на стихи Гейне), затем пишет в духе французского импрессионизма, далее увлекается авангардными экспериментами группы «Шести», а также Стравинским и Шенбергом. Такая «легкость» в работе с современными разнонациональными истоками — типичная черта музыки США.

Американские исследователи выделяют три периода в жизни Гриффса: юность (1884-1903), студенческие годы, проведенные в Берлине (1903-1907) и американский период (1907-1920).

Гриффс родился 17 сентября 1884 года в Элмайре, штат Нью-Йорк, в интеллигентной семье. Его мама была пианисткой, отец любил музицировать. Гриффс проявил одаренность сразу в нескольких видах искусства — музыке, поэзии, живописи, графике. С ранних лет он интересуется цветом в живописи и в дальнейшем пытается выразить свою любовь к цвету в музыке. В этом ему помогало обладание «цветным» слухом.

Например, тональность Es-dur он слышал как «золотую», C-dur воспринимал как «бриллиантовую» тональность.

В возрасте десяти лет Гриффс начал учиться игре на фортепиано у своей сестры Катарины, а затем у пианистки, профессора Мэри Селены Броутон в Элмайре. Она привила Чарлзу любовь к немецкой романтической музыке, хорошо известной и почитаемой в США. С ней он изучал сочинения Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Мендельсона, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Вагнера. Также она дала ему первые уроки гармонии и контрапункта.

Именно Броутон вдохновила Гриффса на поездку в Берлин. Там он поступил в консерваторию Штерна, где его учителем по фортепиано был Эрнест Ед-личка — бывший ученик Н. Рубинштейна и П. И. Чайковского, а по композиции — Ф. Руфар. В Германии Гриффс осознал, что хочет стать композитором. Он оставляет «скучные» занятия в консерватории и начинает брать частные уроки у известного в те годы немецкого композитора и педагога Энгельберта Хумпер-динка в Берлине (с 1903 по 1907 год). В Германии он имел возможность слушать современную для того времени музыку: произведения Э. Грига, Р. Штрауса, Р. Леонкавалло, Ф. Бузони. В 1907 году у Чарлза умирает отец, и он возвращается в Америку. Композитор начал преподавать музыкальные дисциплины в школе для мальчиков в Тэр-ритауне, штат Нью-Йорк. Ему не была близка работа педагога, но он был вынужден остаться из-за необходимости помогать матери и сестре.

Музыку Гриффса очень мало исполняли при жизни. Американские издатели считали его работы слишком современными. Но в последние годы своей

ГОРЯЧЕВА П. В. ЧАРЛЗ ГРИШШС! ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

жизни он добился некоторого успеха. Нью-Йоркская филармония исполнила «Поэму» для флейты и оркестра, а Бостонский симфонический оркестр готовил премьеру пьесы «Храм наслаждений Кубла-хана». Музыку Гриффса с энтузиазмом восприняли критики, к нему пришла известность. Была опубликована небольшая серия простых песен для детей. Они вышли под псевдонимом «Артур Томлинсон» в издательстве Ширмера1. Однако 1919 год стал крайне сложным для Гриффса. Во время подготовки к бостонской премьере ему нужно было «расписать» партии для всего оркестра самому. Накопившаяся усталость усугубила его заболевание испанкой. От развившейся пневмонии Гриффс умирает 8 апреля 1920 года. О его смерти сожалели многие известные композиторы: С. Прокофьев, Э. Варез, Д. Мийо. Тем не менее, имя Гриффса на долгое время было забыто. И только начиная с 1950-х годов, интерес к нему вновь возвращается.

За свою недолгую жизнь Гриффс соприкоснулся со многими ведущими направлениями эпохи. Значительная часть его зрелого творчества связана с эстетикой французского импрессионизма. Поначалу он отнесся к нему очень критично. В соответствии с американскими вкусами того времени до конца 1900-х годов Гриффс был ориентирован на немецкую музыку, в частности, на немецкий романтизм. Этому способствовали годы обучения в Берлине. Но по возвращении в Америку в 1907 году Гриффс начинает увлекаться французским искусством. С живописью импрессионизма композитор познакомился еще в национальной галерее искусств в Берлине. С музыкальными образцами стиля он соприкоснулся благодаря своему другу

Рудольфу Ганцу. Гриффс увлекается музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка. На основе этих влияний композитор вырабатывает свой собственный своеобразный стиль, который характеризуют как «американский импрессионизм». К нему относят такие сочинения, как «Три звуковые картины» для фортепиано ор. 5 (1910-1912), «Фантастические пьесы» для фортепиано ор. 6 (1912-1915), «Римские эскизы» для фортепиано ор. 7 (1915-1916), «Четыре впечатления» для голоса и фортепиано на стихи О. Уайльда (1912-1916), «Святилище богини Луны» — балет для восьми инструментов в двух картинах по ирландской легенде в пересказе Э. Шюре (1916 год, постановка в 1917 году, Нью-Йорк).

Кроме импрессионизма Гриффс обращается к французскому модерну, увлекается Востоком. Это воплотилось в фортепианной поэме (впоследствии оркестрованной) «Храм наслаждений Кубла-хана» ор. 8 (1912) по одноименному стихотворению С. Т. Кольриджа, вокальном цикле «Пять старинных китайских и японских стихотворений» для голоса и фортепиано ор. 10 (1916-1917), японской пантомиме «Сё-дзе» (1917).

В 1911 году композитор впервые услышал музыку А. Шёнберга. Поначалу она не произвела на него сильного впечатления. В одном из писем из Берлина Гриффс писал: «Я не могу разобраться с шенберговскими фортепианными пьесами (ор. 11). Они не оказали на меня большого воздействия. Струнный квартет ор. 10 с голосами произвел на меня больше впечатления. Его стиль слишком новый и странный для меня...» [13, 352]. Но в течение нескольких лет он знакомится с шенберговской музыкой и «привыкает» к ней.

В военные годы Гриффс обращается к новому для себя направлению — авангарду. В этот период он начинает изучать философские идеи и творчество А. Скрябина, и стиль русского композитора оказывает заметное влияние на его поздние произведения, в частности, на трех-частную Сонату для фортепиано (1918). Кроме того, его внимание привлекает музыка французских композиторов «группы Шести», «эхо» которой также прослушивается в его фортепианной сонате.

Последние сочинения

Гриффса — Ноктюрн для оркестра, Поэма для флейты и оркестра и «Три стихотворения Фионы Маклеод» для голоса и фортепиано ор. 11 (1918) — образцы различных стилевых влияний.

Таким образом, Чарлз Гриффс оказался первым американским композитором, плодотворно развившим актуальные направления европейской музыки первой четверти ХХ века в собственном творчестве.

Примечание 1 При этом Ширмер отказывался публиковать наиболее новаторские по музыкальному языку сочинения композитора.

Литература

1. Акопян Л. Музыка ХХ века. М.: Практика, 2010. 855 с.

2. Конен В. Дж. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. М.: Музыка, 1965. 525 с.

3. Манулкина О. Американская музыка от Айвза до Адамса. СПб.: издательский дом Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.

4. Музыкальная культура США XX века / отв. ред. М. В. Переверзева. М.: Московская консерватория, 2007. С. 100.

43

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

5. Соединенные Штаты Америки // История зарубежной музыки. ХХ век / отв. ред. Н. А. Гаврилова. М.: Музыка, 2005. С. 433-515.

6. Шнеерсон Г. М. Портреты американских композиторов. Очерки. М.: Музыка, 1977. 230 с.

7. Anderson D. K. Charles T. Griffes: A Life in Music. Washington: Smithsonian Institution Press, 1993. 272 р.

8. BauerM. Charles T. Griffes as I Remember Him// The Musical

Quarterly. Vol. 29, no. 3, 1943. P. 355-380.

9. Fabbro R. S. The Stylistic Traits of Charles Griffes's Piano Music: Roman Sketches, op. 7 and Piano Sonata // D. M. A. dissertation, Rice University, 2001. 55 p.

10. Gann K. American Music in the Twentieth Century. New York: Schirmer Books; London: Prentice Hall International, 1997.400 p.

11. Greer T. A. The Unfolding Tale of Griffes's «White Peacock»// A Musical-Theoretical Matrix:

Essay in Honor of Allen Forte. Part II, ed. David Carson Berry, Gamut 3/1, 2010. P. 167-203.

12.Hitchcock H. W. Music in the United States. A Historical introduction. 4th ed. (with a final chapter by Kyle Gann). Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall, 2000. 414 p.

13.Mais el E. Charles T. Griffes: The Life of an American composer, updated edition. New York: Alfred A Knopf, 1984.399 p.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.