ДОКУМЕНТЫ
Чарльз Дарвин и Императорская Академия наук Документальные свидетельства
Подготовка к публикации и комментарии А.В. Самокиш
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
Основной целью данной публикации является представление в наиболее полном виде документов, связанных с избранием Ч. Дарвина членом-корреспондентом Императорской Академии наук и его последующими отношениями с ней. Среди этих документов записка с обоснованием предлагаемой кандидатуры Дарвина, копия высланного ему диплома, отрывки из протоколов заседаний Физико-математического отделения и Общего собрания Академии наук. Эти документы являются важными как для дополнения биографии Ч. Дарвина, так и для формирования картины развития отечественного естествознания во второй половине XIX века.
Ключевые слова: Чарльз Дарвин, Императорская Академия наук.
Избрание Чарльза Дарвина членом-корреспондентом Императорской Академии наук в Петербурге, возможно, является незначительным штрихом к его биографии. Однако оно отражает и значение его теории для русского естествознания, и уровень информированности русских ученых. Кроме того, ответное письмо Дарвина свидетельствует о его отношении к Академии наук. Документы по избранию Дарвина и более поздние свидетельства его связи с Академией хранятся в Петербургском филиале Архива РАН, а также содержатся в протоколах заседаний Физико-математического отделения Императорской Академии наук. Некоторые источники были опубликованы в статье Г.А. Князева «Избрание Чарльза Дарвина членом-корреспондентом Петербургской Академии наук»1, в статье
© А.В. Самокиш
«Чарльз Дарвин — член-корреспондент Академии наук (из материалов Архива Академии наук СССР)»2, также они были рассмотрены в статье К.В. Манойленко «Чарлз Дарвин и Российская академия наук»3. В данной публикации сделана попытка собрать все документы, связанные с избранием Ч. Дарвина в Императорскую Академию наук, вместе.
28 ноября 1867 г. Чарльз Дарвин был выбран членом-корреспондентом Академии наук по разряду биологии. К этому времени он уже являлся одним из известнейших ученых в мировой истории. Поэтому само предложение его кандидатуры на освободившуюся в конце 1867 г. вакансию было, возможно, несколько запоздавшим. К этому времени среди членов-корреспондентов Академии уже были Дж. Гукер (1859) и Т. Гексли (1864). Не признать заслуг ученого, уже ставших к этому времени очевидными, было невозможно.
В Архиве Академии наук сохранилась записка, написанная академиком Ф.И. Рупрех-том с обоснованием предложенной кандидатуры Ч. Дарвина4. Под этим докуметом подписались еще 4 академика: Ф.Ф. Брандт, Ф.В. Овсянников, Л.И. Шренк и А.А. Штраух. Все они к этому времени приобрели серьезный авторитет в российской науке, и их мнение, несомненно, отражает и общие настроения в отечественном естествознании второй половины XIX века. Авторы отмечали значение трудов исследователя и в особенности блестящую систему доказательств его теории, оказавшую серьезное влияние на развитие естественнонаучной систематики. Однако стоит отметить, что к учению Дарвина академики относились критически, замечая, что в нем легко можно найти множество слабых мест. Записка была написана на немецком языке рукой академика Рупрехта. Русский перевод этой записки был полностью опубликован в статье «Чарльз Дарвин — член-корреспондент Академии наук (из материалов Архива Академии наук СССР)»5:
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН
Имя Дарвина еще не значится в числе членов-корреспондентов Академии Наук, хотя оно принадлежит наиболее часто упоминаемому в настоящее время естествоиспытателю.
Уже первая значительная работа Дарвина об атоллах и коралловых постройках тропических морей, встреченная единодушным одобрением, обеспечивает ему выдающееся место среди современников. Только такой ученый мог дерзнуть выпустить в свет книгу о происхождении видов с некоторой надеждой на ее успех. Редко сочинение по естествознанию получало такое широкое распространение и читалось с таким интересом, как книга Дарвина „On the Origin of Species". В настоящем году она вышла четвертым изданием; кроме того, благодаря переводам на многие языки, изложенные в ней идеи получили распространение во всем цивилизованном мире. Идеи, развиваемые Дарвином по названному вопросу, отнюдь не являются вполне новыми и неслыханными, но, будучи изложены в такой общей форме и подкрепленные многочисленными верными наблюдениями и сводкой разбросанных фактов, они представляют нечто цельное и стройное, чем Дарвин и старался воздействовать на убеждения читателя. По поводу этой книги происходило столько дебатов, так много было сказано
2 Чарльз Дарвин — член-корреспондент Академии наук (из материалов Архива Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1939. № 10. С. 118—125 (статья не подписана).
3 Манойленко К.В. Чарлз Дарвин и Российская академия наук // Петербургская Академия наук в истории академий мира. Материалы международной конференции. Т. II. СПб., 1999. С. 190-196.
4 ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1/1845. Д. 4. Л. 217, 217 об.
5 Чарльз Дарвин — член-корреспондент Академии наук... С. 120-122.
и напечатано, что, кажется, будет излишне останавливаться на этом подробнее. Мы хотим только отметить, что среди давших Дарвину известность крупных естественно-историческосистематических работ нет ни одной, в которой можно было бы с такой же легкостью и быстротой установить наличие большего количества слабых мест и ошибок, и что в его труде имеются существенные и многочисленные пробелы там, где требуются доказательства. Тем не менее, даже несогласные с ним натуралисты должны признать, что его идеи о весьма медленном и естественном возникновении растений и животных путем преобразования, несомненно, свидетельствуют о глубине мысли, большом остроумии и способности к удачным комбинациям, и что скромность Дарвина и его спокойное отношение к многочисленным резким, подчас недобросовестным нападкам завоевали ему большое число приверженцев. Учение его, оставаясь пока гипотезой, тем не менее, окажет не малое влияние на дальнейшие работы по систематике, влияние, которое, независимо от конечных результатов, может повлечь за собой только благотворные последствия. Проводя незамеченную, по-видимому, параллель, можно сказать, что для систематики учение Дарвина является тем же, чем было для морфологии выдвинутое Гете и развитое другими учение о метаморфозе растений.
Кроме указанных работ Дарвин после 1862 года опубликовал до настоящего времени ряд очень основательных трудов, в частности из области ботаники. Большинство их имеет целью дать более детальное обоснование его взглядов на происхождение видов. Мы имеем в виду его наблюдения над дихогамией и оплодотворением у Prímula, Linum, орхидей, трихо-гамией и оплодотворением у Lythrum salicaria,— все устремленные не на одно только установление изменчивости органов оплодотворения и способа, которым оно происходит. Книга Дарвина (1862 г.) об оплодотворении у британских и иноземных орхидей через посредство насекомых и успешность взаимного оплодотворения также была переведена. После того как Генслоу и Дельпино в своих исследованиях Indigoferae и Тревиранис в исследованиях Ophys высказались в пользу дарвиновского понимания оплодотворения, Гильдебранд, опираясь на свои собственные наблюдения над другими семействами, выдвинул положение, что гермафродитные растения обладают устройством, всемерно благоприятствующим перекрестному опылению, причем последнее гораздо эффективнее самоопыления, и что таким образом считавшееся ранее за правило стало исключением и наоборот.
Наконец, позволяем себе обратить внимание еще на одну работу Дарвина (1866) о движении у лиан, служащую новым доказательством того, как Дарвин, делая наблюдения над более или менее известными явлениями, умеет находить в них новые и интересные стороны.
Рупрехт
Брандт
Леопольд Шренк Овсянников А. Штраух
На заседании 31 октября 1867 г., согласно протоколу6, кандидатура Ч. Дарвина была предложена на вакантное место по разряду биологических наук.
Императорская Академия наук Физико-математическое отделение № XVII
Заседание 31 октября 1867 Присутствовали:
Президент, Генерал-Адъютант, Адмирал, Граф Ф.П. Литке
Вице-президент, Академик В.Я. Буняковский Гг. Академики
Ф.Ф. Брандт, Б.С. Якоби, Г.П. Гельмерсен, Ю.Ф. Фрицше, Ф.И. Рупрехт, П.Л. Чебышев,
О.В. Струве, О.И. Сомов, Ф.В. Овсянников, Л.И. Шренк, Н.Н. Зинин, Л.М. Кемц, Н.И. Кокшаров,
Д.М. Перевощиков, А.Н. Савич, А.А. Штраух.
Не присутствовали: Акад. К.И. Максимович.
Очередь чтения Академику Н.Н. Зинину.
<.. .>
§ 300
Разряды Математический, Физический и Биологический представили донесения, в которых предлагают кандидатов на вакантные места членов-корреспондентов, а именно:
<.. .>
Разряд биологических наук
Общее число мест 40. Число лиц, состоящих ныне в списке — 39. Вакансия — 1. На нее предлагается кандидатом:
Чарльс Дарвин, в Лондоне.
Баллотирование предложенных кандидатов будет произведено на ближайшем заседании Отделения.
28 ноября 1867 г. состоялись выборы в Физико-математическом отделении7. Согласно протоколу, председателем заседания был президент Академии наук гр. Ф.П. Литке, принимали участие вице-президент В.Я. Буняковский, непременный секретарь К.С. Веселовский, академики Ф.Ф. Брандт, Б.С. Якоби, Ф.И. Рупрехт и другие. Дарвин был избран членом-корреспондентом Академии наук 15 голосами из 18 (президенту принадлежало 2 голоса). Так как голосование было тайным, выяснить, кто голосовал против избрания Дарвина, не представляется возможным.
Императорская Академия наук Физико-математическое отделение № XVIII
Заседание 28 ноября 1867 Присутствовали:
Президент, Генерал-Адъютант, Адмирал, Граф Ф.П. Литке Вице-президент, Академик В.Я. Буняковский Гг. Академики
Ф.Ф. Брандт, Б.С. Якоби, Г.П. Гельмерсен, Ю.Ф. Фрицше, Ф.И. Рупрехт, П.Л. Чебышев,
О.И. Сомов, Ф.В. Овсянников, Л.И. Шренк, Л.М. Кемц, Н.И. Кокшаров, Д.М. Перевощиков,
А.Н. Савич, А.А. Штраух.
Не присутствовали:
Гг. Академики
О.В. Струве, Н.Н. Зинин, К.И. Максимович.
Очередь чтения Академику Л.М. Кемцу.
<.. .>
§ 320
На основании определения, состоявшегося в предыдущем заседании Отделения, при-ступлено к баллотированию кадидатов, предложенных для замещения имеющихся вакансий членов-корреспондентов.
<.. .>
III. По разряду Биологических наук
По баллотировании шарами оказалось, что предложенный кандидат, Чарльс Дарвин, соединил в свою пользу 15 избирательных голосов, против 3 неизбирательных.
Вследствие сего, гг. Росс-Кларк, фон Кобелль и Дарвин признаны избранными Отделением в члены-корреспонденты, и об избрании их будет представлено на утверждении Общего собрания.
На последнем в 1867 г. Общем собрании 1 декабря было доложено об избрании Дарвина8.
Императорская Академия наук Общее собрание № XI
Заседание 1 декабря 1867 Присутствовали:
Президент, Генерал-Адъютант, Адмирал, Граф Ф.П. Литке Вице-президент, Академик В.Я. Буняковский Непременный секретарь, Академик К.С. Веселовский Гг. Академики
I отделение: Ф.Ф. Брандт, Б.С. Якоби, Г.П. Гельмерсен, Ю.Ф. Фрицше, Ф.И. Рупрехт,
О.И. Сомов, Ф.В. Овсянников, Л.И. Шренк, Н.Н. Зинин, Н.И. Кокшаров, Д.М. Перевощиков,
А.Н. Савич, А.А. Штраух.
II отделение: И.И. Срезневский, А.В. Никитенко, Я.К. Грот, П.П. Пекарский, А.Ф. Бычков.
III отделение: Н.Г. Устрялов, М.И. Боссе, Л.Э. Стефани, Б.А. Дорн, О.Н. Бетлинг, Ф.И. Ви-деман, А.К. Наук, А.А. Куник, А.А. Шифнер, В.В. Вельяминов-Зернов, В.П. Безобразов.
<...>
§ 149
Доведено до сведения собрания, что в заседаниях Физико-математического отделения
28 ноября и Историко-филологического Отделения 7 ноября сего года, избраны в члены-корреспонденты Академии следующие лица:
<.. .>
I. По Физико-Математическому отделению:
1) По разряду математических наук:
Капитан английской службы Александр Росс-Кларк, в Соутгамптоне.
2) По разряду физических наук:
Член Баварской Академии наук Франц фон-Кобелль, в Мюнхене.
3) По разряду биологических наук:
Чарльс Дарвин, в Лондоне.
<.. .>
Собрание положило провозгласить имена сих лиц в публичном заседании Академии
29 сего декабря, и затем препроводить к ним надлежащие дипломы на звание членов-корреспондентов.
Дарвину был отправлен диплом, которому был присвоен № 701, с сопроводительным письмом. Диплом был написан на латинском языке, являвшимся международным языком науки того времени. В Архиве Академии наук находится печатная копия этого диплома9. Ранее этот документ был опубликован в журнале «Природа» за 1939 г. в статье Г.А. Князева «Избрание Чарльза Дарвина Членом-корреспондентом Петербургской
8 Протоколы заседаний Общего собрания Академии наук за 1867 г. XI. § 149. [СПб., б/г].
9 ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 4. Д. 3.
IUPERIAI.IS ACADEMIA STJHirriARVU PETROPOLITANA IIRVII ILI.VSTRISSHIVU
CftROLVM DARUIIW LOMDliVEMSEU
SftliAOSSIMVM ftRRVU MATVIIAMVU PERSCRVTATOREM SOCIVM All KPISTOLABV« COMMERCIO IX SECriOME BIOLOGIC;! IIITE EI.EfJT KUiCTVlIOVB UTERIS HIS PVBLICIS RQVVIViCIAVIT OIE XXIX U INSIS DECËMBRIS A SKI НИШАМИ.
IMPERIALIS ACADEMIAE SCIEMTIARVU PETROPOLITANAE
PRAISKS
fHAKIWS VICES «EÍENS
sEcamwvs mrerws
Рис. 1. Оттиск (печатная копия) диплома на звание члена-корреспондента, выданного Ч. Дарвину Императорской Академией наук в 1867 г. (ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 4.
Ед. хр. 3.). Перепечатано из журнала «Вестник Академии наук СССР». 1939. № 10
Академии наук»10 (без перевода), а также в журнале «Вестник Академии наук» за тот же год (с переводом)11.
ImperiaLis Academia Scientarium PetropoLitana virum iLLustrissimum CaroLum Darwin Londinensem
sagacissimum rerum naturaLium perscrutatorem socium ab epistoLarum commercio in sectione bioLogica rite eLegit eLectumque Literis his pubLicis renunciavit die XXIX mensis decembris anni MDCCCLXVII.
ImperiaLis Academiae Scieentiarum PetropoLitanae Praeses
Praesidis vicis gerens Secretarius perpetuus
Перевод:
Императорская Петербургская Академия Наук знаменитейшего мужа Чарльза Дарвина из Лондона
Проницательнейшего исследователя в естественных науках членом-корреспондентом по отделу биологии избрала и этой грамотой избранного ставит в известность дня 29 декабря 1867
Императорской Петербургской Академии Наук Президент
И. д. Вице-президента Непременный секретарь
10 Князев Г.А. Избрание Чарльза Дарвина членом-корреспондентом. С. 117—120.
11 Чарльз Дарвин — член-корреспондент Академии наук. С. 123.
Рис. 2. Письмо Ч. Дарвина Императорской Академии наук, написанное в 1867 г. (ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 2/1868. Ед. хр. ФМО 17).
Перепечатано из журнала «Природа». 1939. № 11
В феврале 1868 г. Академия наук получила в ответ письмо от Чарльза Дарвина, подтверждающее получение диплома и свидетельствующее о том, что избрание членом -корреспондентом Петербургской Академии наук было для Дарвина несомненно важным. Данное письмо, датированное 4 марта 1868 г., было оглашено на заседании физикоматематического отделения 5 марта 1868 г.12 и было опубликовано в журнале «Природа» за 1939 г. и «Вестнике Академии наук». Однако данная публикация представляет заново переведенный текст письма.
Sir,
I beg Leave to acknowledge the receipt of your Letter of Jan. 3, in which you announce to me that the Imperial Academy of Sciences has done me the honour of electing me a corresponding member in the section of Biology.
I assure you that I feel deeply sensible of this most distinguished honour.
I beg leave to remain sir your most obedient servant Charles Darwin
Перевод:
Милостивый государь,
Позвольте уведомить Вас о получении Вашего письма от 3 января, в котором вы извещаете меня о том, что Императорская Академия наук сделала мне честь, избрав членом-корреспондентом по разряду биологии.
Уверяю Вас, что я глубоко тронут этой высокой честью.
Прошу позволить, милостивый государь, мне остаться Вашим покорнейшим слугой,
Чарльз Дарвин.
Императорская Академия наук Физико-математическое отделение № V.
Заседание 5 марта 1868 Присутствовали:
Президент, Генерал-Адъютант, Адмирал, Граф Ф.П. Литке Вице-президент, Академик В.Я. Буняковский Непременный секретарь, Академик К.С. Веселовский Гг. Академики
Ф.Ф. Брандт, Б.С. Якоби, Г.П. Гельмерсен, Ю.Ф. Фрицше, Ф.И. Рупрехт, О.В. Струве,
О.И. Сомов, Ф.В. Овсянников, Л.И. Шренк, Н.И. Кокшаров, Д.М. Перевощиков, А.Н. Савич,
А.А. Штраух.
Не присутствовали:
Гг. Академики
П.Л. Чебышев, Н.Н. Зинин, К.И. Максимович.
Очередь чтения Академику Ф.Ф. Брандту.
<.. .>
§ 96
Ч. Дарвин, письмом из Лондона от 4 марта, и А. Росс-Кларк, письмом из Соутгамптона от 9 марта н.ст. сего года, благодарят за избрание их в члены-корреспонденты Академии и уведомляют о получении дипломов на это звание.
Однако реальных научных связей и участия Дарвина в жизни Академии в документах не отражено. Вероятнее всего, их и не было. Лишь в 1882 г. было сообщено о смерти Ч. Дарвина, что нашло свое отражение в протоколе очередного заседания Физикоматематического отделения Императорской Академии наук:
Сообщено отделению известие о горестной утрате, понесенной Академией в лице ее члена-корреспондента по биологическому разряду Чарльса Дарвина, скончавшегося в Лондоне 7 апреля сего года13.
Также в Отчете Академии наук за 1882 г. было упомянуто об этом факте и посвящено несколько строк памяти исследователя:
19 апреля окончил свое славное поприще Чарльс Дарвин, один из гениальнейших натуралистов нашего века. Сообщивший всему естествознанию могущественное движение вперед. Англичане, всегда признательные к тем, кто придает новый блеск английскому имени. Поместили прах великого реформатора современной науки в пантеон своей народной сла-
вы, в Весминстерское аббатство, рядом с Невтоном, как бы под сенью той надписи, которая сияет на гробнице последнего — Deus generis humani14.
Сам факт избрания его в Академию наук и ответное письмо уже являются немаловажными для формирования целостной картины развития биологической науки в России второй половины XIX века, признания ее представителями значения учения Дарвина. Также эти документы позволяют и дополнить биографию самого Ч. Дарвина.
Charles Darwin and Russian Imperial Academy of Sciences. Documentary Record
Publication and Commentary by Anna V. Samokish
Saint-Petersburg Branch, S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology Russian, Academy of Sciences; e-mail: [email protected]
The main objective of this article is to represent as full as possible all documens which concerned with the electing of Charles Darwin as a corresponding member in the section of Biology and his further relations with Russian Academy of Sciences. The note with substantiation of Darwin's candidature, the copy of his diploma, Darwin's letter to the Academy, the fragments Physical-Mathematical branch and General assembly of Academy of Science sessions' protocols are presented in this article. These documens are important both for the Darwin's biography and for the formation of the full picture of Russian natural science development.
Keywords: Charles Darwin, Russian Imperial Academy of Science.