СГЛАЖИВАНИЕ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОДОСТАТОЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Е. Ю. МЕРКУЛОВА
Процесс социально-экономических преобразований в стране породил значительную дифференциацию населения, предприятий, регионов, в результате чего возникают явные и скрытые социальные конфликты. Для эффективного функционирования экономики в регионе необходимо сформировать систему самодостаточных муниципальных образований, что позволит сгладить асимметрию социально-экономического развития региона за счет повышения способности противодействия хаотическому воздействию факторов. Интеграция муниципальных территорий позволяет сконцентрировать ресурсы, повысить степень управляемости и на этой основе получить положительный мультипликативный эффект социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: асимметрия социально-экономического развития, самодостаточные муниципальные образования, интеграция муниципальных территорий, механизм управления муниципальными образованиями.
Децентрализация системы управления национальной экономикой в настоящее время характеризуется все большим переносом центра тяжести в области управления развитием на все более низкий (муниципальный) уровень. Однако муниципальные территории региона имеют не одинаковый уровень социально-экономического развития. Исследование дефиниции асимметрии, позволяет связать ее с наличием устойчивых во времени и пространстве разрывов (отклонений) относительно системы установленных стандартов и среднего уровня показателей социально-экономического развития муниципальных образований [2]. Асимметрия социально-экономического развития муниципальных образований является результатом хаотического воздействия факторов (рис. 1), приводящих к усилению дифференциации условий воспроизводства и жизнедеятельности населения отдельных территорий.
Снижение асимметрии в уровнях развития муниципальных образований или использование ее позитивных свойств (возникновение точек, полюсов роста) создаст более благоприятные условия для общего развития региона, гармонизации социально-экономических преобразований, обеспечит создание самодостаточности территорий региона. На муниципальное образование формируется взгляд как на целостное социальноэкономическое явление, призванное максимизировать степень удовлетворения потребностей на-
селения. При всем многообразии природных, демографических и иных характеристик муниципальных образований, их политическая, экономическая и социальная стабильность зависят от степени развития комплекса социально-экономических благ, способности их обеспечивать и преумножать. Муниципальные территории должны обладать самодостаточностью, поскольку именно на этом уровне формируется благосостояние и уровень жизни людей.
Экономическая система самодостаточных территорий региона имеет свои характерные особенности и выполняет определенные функции:
- институциональная (гарантирует конституционные права населения на свободное проживание, свободное волеизъявление, обеспечение законности и правопорядка и определяет, с одной стороны, экономическую самостоятельность, с другой - политико-экономическое единство страны);
- экономическая (направлена на обеспечение экономической безопасности территории и создание условий и возможностей свободного осуществления экономической деятельности);
- информационно-коммуникационная (позволяет оперативно осуществлять управленческие воздействия на экономические процессы и явления, происходящие в муниципальных образованиях);
- социальная (гарантирует права и возможности социального развития населения, обеспеченные экономическим потенциалом региона);
ИкфиБМЧМИОННОе
с-беы I Н!Ч НН не
неловечесннй ттошечинал
Социален п-кулы урныв предокылки и факторы
обесгцаченир
Рыночная
илфрй<Ггру*Кур
цро*чйидстввИйЫм п стаи ал
?мимитационный потмедмал
рнпнипие ф*дсргло*югп.
N 1:1 МШ1Ы14Ю V ■ I] I а Ь,'11:11 ЛЯ
и мвстщл [11.лА'л:,,,1|^лилеини
фнНЬМЮЙЫЯ Ое^¥УПр. И-1ВеГГН!МИ
ЭкОнО-МНИО
ГйО''(]ЛфИЧЁШИС У^ОВИН
научный и и инерционный
характер сочетания ионкурн*1мых ПВеНЧУЩ^ТО И 0ГР5Н11Ч мнй ПОТВ*ЩИ».ЛЫ
р и ЗЬИТМЙ *ННЯИ I о КОММУ НЛПЬНОЙ:
науччпи И цлцрпвшг
пбипвч*ш*е ^правлеиия
рдцндШШНое размещение ■производств;! и рвквя«ши
уСЙЛйНИб ними' емОнйПЧ и машгабив нринз водой ва
гаьуда отв ешю-, мунгцнпа^ьно-ч ааиое па ртнерсгм
уровень инвестиционной аитивногти
папенцидп трлщ-гтортд, синчн и Г1рр:н-*рнл|1нпй (азы
Уровень асимметрии социальноэкономического развитии муниципальных т еррат орий региона
иадойвос обеспечение, занятость
развитие малого бизнеса углубление
СГКЦИаЛИаацИН Х^ЯНГ^а
рдннш транспорта, сияз-и
и СфйИ((Г/1ЬНйЙ баш
потенциал ИМуШ-РГТВДУ
финансовые накопления население
степень 5(ОйЖетН0Й □Й-СЯСЧ СН Ч ЭСТН лз одень безработицы раш«1Пл£ лаш№ир<лого ■ранишрм
Уроаннь а^министрирсшання
с>деамо праасия систем*
обеспечение Социальны* стчидаргое, 0ЭЗВИГИР НэрГ ЦЙЛИ И сферы уипуг
бкиЦЧРПНС'НЭЛОПНЭВ счстлчл
Рис. 1. Факторы, влияющие на уровень асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона
- экологическая (обеспечивает полноценную среду жизнедеятельности населения, осуществляет природоохранные и другие мероприятия по оздоровлению окружающей среды);
- этнокультурная (способствует реализации этнокультурных потребностей населения) [1].
Однако следует отметить, что даже идеальное целостное региональное хозяйство представляет собой лишь подсистему общегосударственной единой системы народного хозяйства. Любое административное образование не в состоянии самостоятельно, без опоры на федеральные ресурсы, решать все задачи жизнеобеспечения территории, в противном случае утратилась бы целесообразность его вхождения в федеральный комплекс.
Количественная оценка асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона основана на расчете интегральных показателей (методом определения простого Евклидова расстояния). В таблице 1 приведен набор индикаторов, включаемых в состав интегральных показателей.
Составленная сводная типологическая группировка районов Тамбовской области по интегральным показателям (табл. 2) показала, что для районов первой группы характерна достаточно высокая степень освоенности территории, на ней имеется достаточное количество трудовых ресурсов, развитое промышленное и сельскохозяйственное производство, однако на среднеобластном уровне характеризуется степень инвестиционно-
финансовой активности. Первомайский, Сампур-ский и Тамбовский районы имеют лучшие значения по двум интегральным показателям и два индикатора со среднем уровнем развития, что по-
зволяет их отнести к территориям с благополучным уровнем социально-экономического развития, аналогичная ситуация складывается и в третьей группе районов.
Интегральные показатели оценки уровня асимметрии социально-экономического развития
муниципальных образований региона
Таблица 1
Интегральный показатель Набор индикаторов
- условий хозяйствования и уровня развития территорий - физическая плотность населения на 1 км2 площади; - уровень занятости, %; - оборот организаций по «хозяйственным видам экономической деятельности, млн руб./чел.; - количество организаций, предприятий на 1000 жителей
- экономической результативности - отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами предприятий и организаций по «чистым» видам экономической деятельности, тыс. руб. в расчете на одного работника; - объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», тыс. руб. в расчете на одного занятого работника; - валовая продукция сельского хозяйства, тыс. руб. в расчете на одного занятого работника; - оборот розничной торговли, тыс. руб на душу населения; - объем платных услуг, оказанных населению по коммерческим и некоммерческим предприятиям, тыс. руб на душу населения
- инвестиционно-финансовой активности - инвестиции в основной капитал в расчете на одно предприятие, тыс. руб.; - ввод в действие площади жилых домов, включая индивидуальные жилые дома в расчете на душу населения, м2; - сальдированный финансовый результат в расчете на одно предприятие, тыс. руб.; - коэффициент ликвидности; - коэффициент автономии
- социальноинфраструктурной обеспеченности и уровня жизни населения - среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб.; - обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями на конец года, в % от численности детей; - численность врачей всех специальностей на 10000 чел. населения; - число зарегистрированных преступлений на 100000 чел. населения; - обеспеченность жильем, м2 на душу населения
Таблица 2
Сводная оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований региона
Уронен ь р азйні ни Муници і га,тьн ые образована я
ІІЇГ Жі'р.'А'ИІ. КНП, Зч^чі.'щ'.ки и
ті Геркомасісігигі. Сампурскні), Гамйовскчїї
ТШ Мичуринский. 1 ІикифороьскіїП. ГвдршодікіШ
Ш! Ґихнрсискіш, Рійід:иііі:кий.. ВДцрлоійкші, Миршаигкиї:
ЇЩ ГІсТроьскнй, Инжлилнокии. Умегский, СфртфъевакиА: Богідарикиіі
ІШ Рлосказоведий. Со^-ни некий. Кирсановский. Мучкатэский. 1 Тнчаевскпй, УваровскітП
Для районов четвертой и пятой группы характерна переходная тенденция либо к улучшению показателей условий и уровня развитию производства, либо стремительное ухудшение исследуемых показателей, что обусловлено экономическими причинами. Эти районы имеют среднеобластные характеристики по качественным критериям интегрального показателя условий и уровня
развития муниципальных образований. Наиболее критическая ситуация характерна для районов шестой группы, где три индикатора из четырех свидетельствуют об ухудшении уровня социально-экономического развития.
В муниципальных образованиях Тамбовской области наиболее выраженная асимметрия наблюдается по показателю объема строительства в
расчете на одного работающего (коэффициент осцилляции составил 774 %), т. е. в Уваровском районе значение показателя составило 0,92 тыс. руб. на одного работающего, а в Тамбовском районе 233,03 тыс. руб.
Также пятикратное превышение между минимальным значением показателя объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий и организаций по «чистым» видам экономической деятельности, тыс. руб. в расчете на 1 занятого работника и максимальным его значением наблюдается в Уваровском районе -
0,5 тыс. руб. и Знаменском районе - 461,8 тыс. руб.).
Рассчитанные показатели вариации по всем исследуемым показателям превышает 33 %, как по городам, так и районам области, что свидетельствует о наличии аномальности, асимметрии и наличии эксцесса распределения. Их значения по интегральному показателю указывают на островершинный характер распределения и наличие существенной левосторонней асимметрии крайних значений совокупности. Данный факт свидетельствует о смещении большинства районов Тамбовской области к более низким значениям исследуемых показателей.
В группу с высоким уровнем экономического развития вошли четыре района: Жердевский, Тамбовский, Знаменский, Мичуринский (17 % совокупности), для них характерно относительно развитое материальное производство и сфера обслуживания, их можно считать «островками благополучия». Средний уровень изучаемых показателей характерен для шести районов: Никифоров-ский, Гавриловский, Первомайский, Мордовский, Моршанский, Сампурский (26 % совокупности). Для второй группы районов характерно преобладание сельскохозяйственного производства, при относительно не развитой сфере производства товаров и услуг. Третью группу составляют 57 % районов области, в них наблюдается кризис материального производства и сферы обслуживания -это территория «тревоги» с высокой социальноэкономической напряженностью. Несомненно, при оздоровлении общеэкономической ситуации в стране и регионе они смогут перейти в более развитые группы, но в настоящее время они нуждаются в срочных инвестиционных вливаниях.
Среди районов области наименьшая дифференциация наблюдается по показателю ввод в действие общей площади жилых домов, включая индивидуальные жилые дома в расчете на душу населения. Коэффициент осцилляции составил 151 %, а коэффициент вариации 29,03 %. По ос-
тальным показателям коэффициент вариации больше 33 %, но меньше 50 %, следовательно, совокупность хотя и нельзя признать однородной, но приблизительно половина районов области имеет одинаковый уровень по показателям инвестиционно-финансовой активности. Тем не менее, оценивая значение исследуемых показателей, мы видим, что максимальный объем инвестиций сложился в Гавриловском районе - 5,977 млн руб в расчете на одно предприятие, в то же время минимальный уровень инвестиции в Петровском районе - 0,756 млн руб. в расчете на одно предприятие. При оценке изношенности основных средств предприятий таких объемов явно недостаточно.
Существуют отрасли, вызывающие мультипликативный эффект, доказано, что активизация строительной индустрии способствует повышению уровня занятости и вызывает рост деловой активности в смежных отраслях. Рассматривая значение показателя ввода в действие общей площади жилых домов, включая индивидуальные жилые дома в расчете на душу населения, в среднем по городским поселениям он составил 0,42 м2, а по районам Тамбовской области 0,32 м2, этого явно недостаточно, а в Бондарском районе этот показатель составил всего 0,09 м2.
Изучение статистических данных уровня социальной инфраструктуры и уровня жизни населения по районам области с помощью интегрального показателя дает следующую картину. Расчеты показателей асимметрии указывают на наличие правостороннего существенного отклонения от кривой нормального распределения, изучаемая совокупность также подвержена островершинному эксцессу. С социально-экономической точки зрения это означает смещение большинства муниципальных образований Тамбовской области в сторону показателей выше среднеобластного значения.
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями в среднем по Тамбовской области составлял 50 %. Причем более высокий уровень обеспеченности сложился в городах региона, но при этом его изменение в пределах всей совокупности достаточно высока. Так, коэффициент осцилляции по районам области составил 127 %, что указывает на отдаленность от среднего значения более чем на 37 %, коэффициент вариации так же превышает 33 %. За последний год в муниципальных образованиях региона этой проблеме уделяется повышенное внимание, в частности, планируется в ближайшие 1,5 года приблизиться к 100 % обеспеченности детскими дошкольными учреждениями.
Обеспеченность жителей региона врачами в расчете на 10000 жителей в среднем по региону составляет 35 чел. Однако распределение по данному показателю весьма неравномерное. Более благополучная обстановка сложилась в городах -от 27 врачей в г. Котовске до 75 врачей по г. Тамбову. В Мучкапском районе на 10000 населения приходится 24 врача, наиболее плохие показатели сложились в районах, расположенных рядом с городскими поселениями - в Уваровском районе 3 врача, в Кирсановском 4 врача, следовательно, население этих районов чаще обслуживается в городских медицинских учреждениях, тем не менее обеспеченность врачами в среднем по районам области нельзя оценить положительно.
Рыночные преобразования были связаны с активизацией и расширением перераспределительных процессов, которые охватили все основные сферы экономики - отношения собственности, образование и движение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, кругооборот финансовых средств в целом, внешнеэкономические связи. В регионе наблюдается растущая дифференциация экономических районов как по уровню производственной и финансовой обеспеченности, так и социальной инфраструктуры рынка.
Основной целью формирования самодостаточных муниципальных районов региона является создание воспроизводственной целостности и однотипности территориально-хозяйственных структур, что позволяет на этой основе достижение системности в распределении ресурсов и получение мультипликативного эффекта, а следовательно, повышение степени управляемости и снижение асимметрии социально-экономического развития региона.
Базовыми принципами построения, минимально необходимыми и достаточными для типового муниципального образования, должны выступать воспроизводственная целостность и деловая активность, которая предполагает, что в открытой экономике муниципальной территории невозможно занимать высокие технологические позиции без реализации целенаправленной инвестиционной политики, наступательной стратегии развития и размещения производительных сил. В сложившихся условиях невозможно достигнуть высокого уровня развития без участия в территориальном разделении труда. Это обусловливает необходимость соблюдения принципа социальноэкономической эффективности территории. По идеальной схеме в регионе должно делаться исключительно то, что наиболее эффективно с точ-
ки зрения производства и потребления продукта. Если изделие либо услугу дешевле производить на месте, то с точки зрения экономической эффективности это и должно осуществляться на месте. Наряду с базовым принципом построения экономически самодостаточных территориальных образований регионов можно выделить следующие «уточняющие» принципы: мотивации индивидуализма, т. е. приоритета индивидуального интереса в мотивации экономического поведения; согласования мезо- и макроинтересов, государственного регулирования.
Реструктуризация региональных хозяйств на основе придания экономической самодостаточности территориям может создать благоприятные предпосылки для их ускоренного развития путем приобретения современных инновационных технологий. В общем плане можно утверждать, что в российском обществе созрело понимание целесообразности укрупнения территорий, но при этом тщательной проработки требуют технологии проведения данных бизнес-процессов. Технология объединения муниципальных образований региона предполагает последовательное решение следующих задач: проанализировать степень трудо-использования с учетом скрытой безработицы, что наиболее распространено в сельских поселениях и составить «карты трудоизбыточности территорий»; оценить примерные объемы скрытого предпринимательства с оплатой труда без надлежащего оформления с тем, чтобы скорректировать показатели трудозанятости и доходов населения; выделить объекты, перспективные к расширению высокооплачиваемых мест приложения труда; составить целевые программы создания рабочих мест, разработать инвестиционные проекты с высокой мультипликационной активностью [3].
В настоящее время выдвигаются как умеренные, так и радикальные предложения по интеграции муниципальных образований региона. Умеренные способы интеграции регионального хозяйства выступают за более полное использование традиционных форм межрегиональных связей в виде ассоциаций с расширением экономических функций соответствующих координаторских структур (в виде надстроечных образований). Радикальные предполагают изменение территориальных границ существующих районов региона. Естественно, что в границах каждого региона найдутся множественные варианты группировок муниципальных образований, которые могут обладать более высоким воспроизводственным качеством. Важно при этом учитывать, что объеди-
ненные муниципальные районы должны быть примерно равными по своему воспроизводственному качеству, а именно: быть равновеликими по численности населения, наличию основных фондов, коммуникаций и энергообеспеченности. Со-
блюдение данного условия позволит создать самодостаточные экономические системы региона. Предлагаемая схема укрупнения существующих 23 районов Тамбовской области представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема укрупнения муниципальных образований региона
Реализация такого проекта потребует значительных инвестиций в довольно короткие сроки. Но, с другой стороны, его осуществление может выступить мультипликатором деловой активности на территориях, особенно трудоизбыточных и депрессивных, и за короткое время оживит в них деловую активность и улучшит положение населения. Важно заметить, что интеграция муниципальных территорий выступает лишь предпосылкой к осуществлению в границах каждой из них расширенного воспроизводства за счет местных ресурсов. Однако для эффективного протекания этого процесса в заданных объемах и темпах будут требоваться и федеральные средства, и региональный менеджмент креативного типа. Суть последнего за-
ключается в его опосредованности научным знанием и моделированием вероятностных результатов управленческих решений на основе бизнес-процессного подхода к объектам управления.
Механизм управления самодостаточными муниципальными территориями представляет собой совокупность организационной структуры органов власти, инструментов муниципальной экономической политики и согласования интересов предпринимательских структур, по совместному осуществлению пилотных проектов, направленных на эффективное развитие муниципальных образований и снижения уровня асимметрии социально-экономического развития региона (рис. 3).
Рис. 3. Механизм управления самодостаточными муниципальными территориями
Предлагаемый механизм преследует решение следующих целей и задач:
- сглаживание асимметрии социально-экономического развития региона, которое возможно только на основе экономического роста и инте-
грации муниципальных территорий с опорой на собственные силы;
- разумный компромисс между поддержкой бедных и созданием условий для развития остальных муниципальных образований;
- право на государственную поддержку имеют не только бедные депрессивные районы, но и богатые, вложения в которые оказываются высокоэффективными;
- механизм межрегионального перераспределения ресурсов, не подрывая источники развития, обеспечивает в перспективе социально приемлемые стандарты жизни в муниципальных субъектах региона;
- помощь муниципальным районам базируется на критерии экономической эффективности с учетом поддержания социальной справедливости;
- интересы региональных органов управления имеют приоритет перед интересами отдельных ее муниципальных территорий.
В настоящее время в администрации Тамбовской области обсуждается пилотный проект по созданию муниципальных территорий, обеспечивающих продовольственную безопасность регионов России. Этот проект при эффективном его воплощении способен не только сгладить асимметрию социально-экономического развития, но и создать территории с более высокими стандартами уровня жизни.
Интеграционные изменения муниципальных территорий предполагают освобождение от одних качеств и обретение новых. Естественно, что в таких переходных состояниях муниципальные районы имеют пониженную устойчивость и способны изменяться как в заданном, так и в противоположном направлении. Это обстоятельство вынуждает региональный менеджмент при разработке технологии перевода системы из одного качественного состояния в другое заботиться о создании таких механизмов (ограничителей, тормозов, стимуляторов, умножителей, замедлителей, мотиваторов и т. п.), которые были бы способны под-
держивать необходимые параметры муниципального хозяйства при переходе из одного состояния в другое.
Литература
1. Золотухина А. В. Устойчивость и инновационное развитие современной экономики: региональный аспект: монография. М., 2007.
2. Попов П. А., Меркулова Е. Ю. Инструменты и методы оценки социально-экономической асимметрии развития муниципальных образований региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93).
3. Умаханов М. И. Устойчивое развитие региона: модель, основные направления, концепция. М., 2006.
* * *
SMOOTHING OF ASYMMETRY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE BASIS OF SELFSUFFICIENT MUNICIPAL TERRITORIES FORMATION
Ye. Yu. Merkulova
Process of social and economic transformations in the country generated considerable differentiation of the population, enterprises, regions, therefore there are obvious and hidden social conflicts. For effective functioning of economy in the region it is necessary to create system of self-sufficient municipalities that will allow to smooth asymmetry of social and economic development of the region at the expense of increase of ability of counteraction to chaotic influence of factors. Integration of municipal territories allows to concentrate resources, to raise degree of controllability and on this basis to reach positive multiplicate effect of social and economic development of the region.
Key words: asymmetry of the social and economic development, self-sufficient municipalities, integration of municipal territories, mechanism of management of municipalities.