Научная статья на тему 'Case-study в модульной системе обучения по дисциплине гистология–2 (в рамках программы интегрированного обучения)'

Case-study в модульной системе обучения по дисциплине гистология–2 (в рамках программы интегрированного обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Case-studу / гистология / интегрированное обучение / Case-studу / histology / integrative teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.И.Юй, Ш.Ш. Мулькибаева, Н.М. Тусупова, Г.К. Есимова, Р.С. Омарова

В статье рассматривается Case-studу, метод обучения на основе конкретных клинических случаев, обеспечивающий взаимосвязь между базовыми дисциплинами, как гистология, и клиническими дисциплинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.И.Юй, Ш.Ш. Мулькибаева, Н.М. Тусупова, Г.К. Есимова, Р.С. Омарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-STIMULATED LEARNING WITHINHISTOLOGY CLASS ACTIVITIES (INTEGRATED TEACHING IN MEDICAL SCHOOL)

Case-stimulated learning is a method of providing a direct clinical link for basic science disciplines as histology.

Текст научной работы на тему «Case-study в модульной системе обучения по дисциплине гистология–2 (в рамках программы интегрированного обучения)»

УДК 616-018:37.041.1(083.9)

Р.И.ЮЙ, Ш.Ш. МУЛЬКИБАЕВА, Н.М. ТУСУПОВА, Г.К. ЕСИМОВА, Р.С. ОМАРОВА Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Центр интегрированного обучения, Модуль Гистологии

CASE-STUDY В МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГИСТОЛОГИЯ-2 (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ)

В статье рассматривается Case-study, метод обучения на основе конкретных клинических случаев, обеспечивающий взаимосвязь между базовыми дисциплинами, как гистология, и клиническими дисциплинами. Ключевые слова: Case-study; гистология; интегрированное обучение

Гистология фундаментальная часть многих биомедицинских дисциплин, связующее звено между макроскопическими и микроскопическими измерениями, мост между анатомией и более тонкими эфемерными мирами биохимии, физиологии и фармакологии. Гистология была и остается пропуском в сложный мир патологии. «Зачем мне, в будущем практикующему врачу, знать строение клеток, ну и зачем мне нужны знания про отличия в особенностях строения эпителия в слизистыхразных органов?». Когда-то, такой вопрос задал студент на первом году обучения гистологии, одному из авторов данной статьи. Многие студенты, приступая к изучению гистологии, задаются подобными вопросами. В течение долгого времени в преподавании гистологии применялись устоявшиеся классические методы обучения, которые предполагают изучение гистологических препаратов с применением световой микроскопии. При данной методике студенту необходимо было самостоятельно просмотреть, а за тем зарисовать препараты по теме занятия, сделать к рисункам подписи. При этом студент затрачивал много времени на изучение структурных компонентов с помощью микроскопа, пытаясь их найти и идентифицировать в гистологических препаратах, где искомая структура окружена множеством других, незнакомых и от этого еще более непонятных для него. Естественно, что студент ощущал оторванность от предстоящей ему в будущем клинической практики. Что изменилось сегодня в преподавании гистологии для студентов-медиков? Развитие и использование современных информационных технологий в обучении значительно повлияло на качество занятий по гистологии, сделало их более наглядными, повысило эффективность восприятия учебного материала студентами. Появилась возможность использования микроскопа со встроенной цифровой камерой с демонстрацией деталей изучаемого микропрепарата. Данные цифровые методики позволили визуализацию гистологических препаратов на экране с помощью мультимедийной техники на лекциях и практических занятиях. Предварительно

предоставляются комментарии к микрофотографиям,

Образование это не только возможность получения высокооплачиваемой работы, способ выбраться из нищеты, но это, в первую очередь путешествие -путешествие внутрь себя, возможность познать себя, понять и узнать свои возможности.

Профессор амер. университета

с помощью которых, во-первых, студент начинает понимать необходимость данного предмета для его дальнейшего обучения, а, во-вторых, позволяет поднять навык работы с микропрепаратами на новый уровень, способствующий совершенствованию навыка идентификации органов, их тканевых составляющих, клеток и неклеточных структур [1,2,3]. Но все это лишь техническое оснащение и наполнение занятий.

Постоянно и динамично меняющийся мир потребовал изменений и в подходах к обучению. Сегодня от обучающихся требуются не только запомнить факты, но уметь применить полученные знания для решения задач, ориентирования в быстро меняющихся потоках информации, осваивания новых технологий, самообучаться, выявлять недостающие знания. В связи с этим, в настоящее время, практически во всех экономически развитых странах мира проводятся реформы образования, в том числе и в системе медицинского образования. В настоящее время, учитывая мировые тенденции и новые требования к подготовке высококвалифицированных профессиональных медицинских кадров,

медицинские учебные заведения стран Европы и Америки переходят от традиционного раздельного изучения каждой дисциплины к интегрированному образованию, с тесным междисциплинарным взаимодействием и согласованием учебных программ [4].

Не стала исключением и наша страна. В 2006 году Правительством Республики Казахстан одобрена «Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования», разработанная в рамках «Государственной программы

реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы». В Концепции представлены новые стандарты подготовки медицинских кадров, которые требуют совершенно новых подходов к организации обучения, обеспечивающих более продуктивное усвоение знаний и способствующих формированию профессиональных умений и навыков. Согласно ГОСО РК 2006 г., обучение студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» осуществляется по интегрированной модульной системе обучения.

Интегрированное обучение предполагает взаимосвязи между базовыми и клиническими дисциплинами. Основная идея интеграции фундаментальных и клинических дисциплин заключается в формирования у студентов клинической мотивации на уже начальных этапах обучения.

Для реализации данной идеи, в рамках модульной системы обучения по дисциплине Гистология - 2, было решено введение в учебный процесс одного из активных методов обучения на основе конкретных клинических случаев, который называется «Case-Б^у».

Проведение занятий по методу «case-study» требует от преподавателей в первую очередь, значительной подготовительной работы. Стараясь следовать принципу преемственности дисциплин

(пререквизитов и постреквизитов), ППС, преподающие дисциплину Гистология - 2, искали оптимальный метод обучения, который обеспечивал бы построение образовательного процесса вокруг конкретной проблемы. Это приводит к формированию у студента позитивной мотивации для приобретения глубоких знаний по базовым дисциплинам, необходимых при решении клинических проблем. Это также позволяет развивать целостное представление об образовательном процессе и о роли фундаментальных дисциплин для будущей профессиональной деятельности. Это были поиски на вызов и вопрос студента в начале данной статьи: «Зачем мне, в будущем практикующему врачу, знать строение клеток, ну и зачем мне нужны знания про отличия в особенностях строения эпителия в слизистых разных органов?», а также попытки выбрать наиболее эффективный метод в преподавании гистологии по модульной системе обучения привели нас к решению использовать метод «СаБе-Б1^у». При методе «СаБе-Б^у» разрабатываются конкретные клинические случаи, с целью их разбора в процессе обучения. Метод «case-study» наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Впервые метод был применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. Метод «case-study» нашел широкое распространение и в медицинском образовании.

С конца прошлого века ряд медицинских школ США решили перенять опыт школ бизнеса и права и стали внедрять в учебную программу метод «case-study» или обучение на основе клинического случая, с целью связать теоретические концепции с клиническим контекстом. Студентам представлялись проблемы реальных пациентов уже в процессе изучения базовых теоретических дисциплин [5]. На сегодняшний день доступной литературы посвященной методу«case-study»достаточно много,

поэтому не будем утомлять читателя описанием его характеристик.

Case-studу как метод обучения стал применяется во время СРСП в модульной системе обучения по дисциплине Гистология-2 на кафедре гистологии КазНМУ с 2012 года. Его применяли в обучении студентов 3 курса по специальности «Общая медицина». Соответственно темам модулей были разработаны клинические случаи, с учетом преемственности пререквизитов и постреквизитов. Авторы данной статьи признают несомненные преимущества инновационных технологий перед «скучным» изложением материала, используемых в традиционном преподавании. Однако мы глубоко убеждены в том, что заменять и заполнять весь процесс обучения только активными методами обучения будет неправильным. Применение любого из множества существующих на сегодняшний день инновационных методов обучения, на наш взгляд, должно быть методически обосновано и обеспечено. Необходима трезвая оценка и понимание, где использование конкретного инновационного метода даст больший эффект по сравнению с традиционным методом, так как в последнее время среди преподавателей заметна тенденция чрезмерного увлечения разными активными методами обучения, применяемых ими без определенного методологического принципа, эпизодически, иногда и без четкой цели, «инновация ради инновации». Все это касается и применения метода «case-study». По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (А1ВЕс) в Москве П. Эксмана нельзя тратить все учебное время только на разбор случаев, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению проблем, в итоге студент кажется не способным на более высокий уровень обобщения [6]. Ценность такого метода без серьезной систематической теоретической подготовки становится сомнительной. Нам хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость вдумчивого подхода к выбору и применению методов обучения, использовать их в единстве, не игнорируя традиционные классические формы обучения, закладывающие у студентов фундаментальные знания.

Поэтому разбор кейсов проводится намина занятиях по СРСП, после предварительного тщательного теоретического разбора темы на практических занятиях. Задания разрабатываются и

структурируются таким образом, чтобы обеспечить клинический контекст. С другой стороны, это необходимо для того, чтобы подтолкнуть студента к осознанию необходимости фундаментальных знаний для решения конкретной клинической проблемы реального пациента.

Мы отдаем себе отчет в том, что представили более узкий подход к проблеме глобальной интеграции учебных программ, но мы также делаем попытку развить у студентов навыки клинической аргументации в рамках дисциплины гистологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Gopal Gupta,SudhaChhabra, Kamal Singh. Innovative method of teaching histology.//Int J Recent Adv Pharm Res. - 2012.-2(1).- P.33-36.

2 FrankJ. Weaker, Damon C. Herbert. Transition of a dental histology course from light to virtual microscopy.//J.Dental Education. - 2009.-Vol 73.no10.-P.1213-1221.

3 Scott C. Sherman, Chong K. Jue. Pedagogical method for teaching histology in anatomy and physiology courses// HAPS Educator.-2009.-Fall.-P. 50-55.

4 Rakesh K. Kumar, Brian Freeman, Gary M. Velan, Patrick J. de Permentier. Integrating histology and histopatology teaching in practical classes using virtual slides//Anat.Rec (Part B: New Anat.).- 2006.- 289B.-P. 128-133.

5 Isaac Van Sligtenhorst, Roger J. Bick. Inclusion of an integrated team based learning session in first year histology is well received...//The Open Medical Educ J.- 2011.-4. P.18-23.

6 Михайлова Е.А. Кейси кейс-метод: общие понятия.// Маркетинг.-1999.-№1. - С. 109-117.

Р.И. ЮЙ, Ш.Ш. МУЛЬКИБАЕВА, Н.М. ТУСУПОВА, Г.К. ЕСИМОВА, Р.С. ОМАРОВА Каза; ултты; медицина университет^ Бiрiктiрiп о;ыту орталыгы, Гистология модуль Алматы

Б1Р1КТ1Р1П ОЦЫТУ АЯСЫНДА ГИСТОЛОГИЯ-2 ПЭН1НДЕ CASE-STUDyTecmmi4 ОРНЫ

Тушн: Ма;алада Case-studу тэсiлi, оныц гистология тэрiздi негiзгi пэндер жэне клиникалы; пэндер арасындагы орны ;арастырылады.

ТYЙiндi сездер: Case-studу тэсiлi; гистология; бiрiктiрiп о;ыту урд^

R. YUI, SH.SH. MULKIBAYEVA, N.M. TUSSUPOVA, G.K. ESSYMOVA, R.S. OMAROVA Kazakh National Medical Univercity, Center ofintegrative teaching, Department ofHistology. Almaty

CASE-STIMULATED LEARNING WITHINHISTOLOGY CLASS ACTIVITIES (INTEGRATED TEACHING IN MEDICAL

SCHOOL)

Resume: Case-stimulated learning is a method of providing a direct clinical link for basic science disciplines as histology. Keywords: Case-study; histology; integrative teaching

УДК 613.686.81/.83+614.2-053.5(083.9)

А.Ж. МОЛДАКАРЫЗОВА, М.К. ЖЕЛДЕРБАЕВА, С.Ш. СЛАМКУЛОВА, A.C. УВАЖАНОВА, Г.М. АЛИКЕЕВА, AO. ТАГАЕВА, A.E. ОРЫНБАСАР, Д. АКИМБЕКОВА К,азац ¥лттыцмедицинаyrneepcumemi

БАСТАУЫШ СЫНЫП ОЦУШЫЛАРЫНА МЕКТЕП Ц¥РАЛДАРЫМЕН С0МКЕСШЩ ЖYКТЕМЕСI

Цазiргi тацда оцушыларга ортопедиялыц нормадан жогары салмацтагы ceMKeAepdi алып ЖYPуге тура келед1 Мектеп цуралдарыныц ауырлыц мзселеа толыц зерттелмеген. Бундай ЖYктемелердiц жас агзага керi эcерi эртYрлi жэне кейде денсаулыц жагдайына цаут твндiруiде mymkw. Зерттеу Алматы цаласы оцу мекемелертц 3 жэне 4 сынып оцушылырыныц арасында ЖYргiзiлген. Дысцы жэне квктемгi кезецде, барлыц оцу аптасы аралыгында мектеп цуралдары салмагын влшеу ЖYргiзiлдi. Зерттеу кезтде цуралдардыц орта салмагы руцсат етыген ортопедиялыц нормадан (10%) жогары екет аныцталды жэне 14% цурайды. Дыздарда цуралдар салмагы орташа есеппен улдар цуралдарынан жогары. Дысцы мезгыде ортопедиялыц нормадан жогары 40% оцушылар 4 кг жогары цуралдар, ал квктемде 27% оцушылар 4 кг жогары цуралдар устайды. 30 кг дейiнгi негiзгi топта шамамен оцушылардыц 77%-да оцу цуралдарыныц салмагы руцсат етыген нормадан жогары, 31-40 кг-дыц негiзгi топта -37%, 41-50 кг-дыц негiзгi топта 5%, 50 кг жогары негiзгi топта 8% оцушыларда мектеп цуралдарыныц салмагы нормативтен жогары. Tyurndi сездер: бастапцы сыныптардагы оцушылар, мектеп цуралдарыныц ЖYктемеci.

Юркпе: Казак; елiмiздщ салауатты емiр салтын калыптастыру кезещ тусында - деш сау урпа;ты тэрбиелеп еару, мемлекетiмiздщ жэне эрбiр азаматтыц парызы жэне алга койган ма;саттарыньщ бiрi болып табылады.

Баланыц денсаулы; жагдайы кептеген факторлармен аны;талады, соныц шшде бупнп бiздщ то;талып отырган элеуметтж фактор мен мектептж факторына байланысты бастауыш сыныптарда о;итын

окушылардыц денсаулыгына аспалы семкенщ эсерш багалау в^рп уа;ыттагы езектi мэселелердщ бiрi болып отыр. Теменгi сыныптагы окушылардыц мэжбYрлi турде партада уза; отыруы, ауыр аспалы семкелердi асынуы, сонымен катар бiр иы;пен кетергенде кебшесе омырт;алардыц ;исаюы дамиды. Жалпыга белгiлi ауруды емдегеннен герi, алдын алган жен. Элi дурыс жетшмеген агзаны арты; ауыр салма;пен жуктеуге болмайды. Арты; салма;пен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.