Научная статья на тему 'Бжезины — феномен города еврейских портных'

Бжезины — феномен города еврейских портных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бжезины — феномен города еврейских портных»

Мачей Вонс

Бжезины — феномен города еврейских портных

Город и сукноделие

Первое известное сегодня подтверждение городского характера местности под названием Бжезины, которая расположена примерно на двадцать километров восточнее Лодзи, датировано 1332 годом. Однако, скорее всего, само место старше, чем это упоминание1. XVI век — это время значительного развития сукноделия в Бжезинах. В городе действовало около 300 мастерских, благодаря чему он считался самым важным центром производства сукна в Польше2. По указанию историка Станислава Сарницкого, в 1585 году Бжезины это — «город очень просторный и отличными кустарями известен»3. Город знаменит тем, что продукция от его основного производства намного превышала нужды его собственных жителей и тех, кто проживал в прилегающих районах. Таким образом, важную роль в жизни города играл как торговый обмен, так и королевские привилегии, которые разрешали проводить в Бжезинах несколько ярмарок в год. Сукно из Бжезин продавали даже на дальних рынках Малой Польши, Руси и Литвы. Кроме того на таможне в Познани записан транспорт изделий из Бжезин. Приобрели их также в 1573 году для украшения кафедрального собора в Кракове на похороны (что, кстати, свидетельствует о высоком качестве изготовляемого в Бжезинах материала)4.

К этому же периоду (к 1547 году) относится и упоминание о еврейской улице5, что указывает на некоторую долю евреев, живших обособленно, среди городского населения6. Если предположить, что это замечание относится к сегодняшней улице Берка Иоселевича в северной части нынешнего рынка7, то такое расположение «еврейской улицы» прямо в центре

города может свидетельствовать о том, что его владельцы не применяли ограничительных мер по отношению к евреям, а также указывать на тогдашнюю экономическую функцию евреев и, наверное, их относительный достаток. Вероятно, эти

о

| евреи занимались торговлей шерстью, готовым сукном или посредничеством в поиске работы, например для ткачей8. ^ Однако доля евреев, занятых в торговле, остается неизвест-ее ной. В то же время вполне возможно, что торговлей сырьем | или готовым сукном из Бжезин занимались торговцы из других городов, как например те, о которых упоминается в ис-I0 точниках в 1565-1569 году — еврейские торговцы сукном из | соседнего города Ленчица. Однако надо сразу подчеркнуть, * что речь идет в общем о очень малых группах евреев и еще 8 более небольшом количестве еврейских торговцев. В упоми-осВ нании о торговцах из города Ленчица сказано только о пятерых, которые, вероятно, были самыми богатыми членами гмины9. Источники этого периода содержат скудные сведения о евреях из Бжезин. Мы знаем только, что в налоговом реестре 1564 года фигурируют два еврея, которые заплатили по одному флорину10.

Письменные источники, свидетельствующие о еврейско-христианских отношениях, отсутствуют, но можно предполагать, что эти две общины жили без больших конфликтов. Первые заметки на эту тему можно считать свидетельством конфликтов или каких-либо исключительных моментов11. Такой крайней ситуацией является обвинение нескольких евреев в Бжезинах в ритуальном убийстве в 1626 году12, что в какой-то степени можно интерпретировать как эхо экономической конкуренции (и что, в свою очередь, косвенно указывает на определенную позицию евреев в экономической жизни города)13.

Другое несчастье, которое сохранилось в истории, — это погром евреев во время польско-шведской войны. В 1656 году в Бжезинах от руки гетмана Чарнецкого погибло сорок семей14. Вероятно, в это число вошли и беженцы из других

городов15.

Вторая половина XVII века и XVIII век — это период нарастающего кризиса государства и распада многих городов.

Этот процесс хорошо виден на примере города Бжезины. Многие эпидемии, пожары и войны привели к тому, что в конце XVIII столетия население города составляло 30 процентов от населения начала XVII века16. Характерной чертой структуры занятости в Бжезинах уже в XVI веке являлось С преобладание сукноделия. По оценкам исследователей, на- о селение, занимающееся производством сукна, могло состав- н лять до 80 процентов всех работающих в городе ремеслен- ев ников. На исходе XVIII века их количество уменьшилось до П 50-40 процентов17. При общем снижении численности насе- й ления это означает, что сукноделие потеряло свое прежнее ° значение как в структуре занятости города, так и в производ- ев стве в общем. Другое свидетельство краха успешного прежде е производства — уменьшение рынка сбыта и растущая кон- ст куренция извне. Косвенным образом об этом свидетельству- о ет заметка о запрещении на ярмарках в Бжезинах торговли сукном, производенным в других местах. В 1719 году евреи, жившие в других местах, заявили протест против управляющего имением Бжезины, который приказал захватить привезенное ими на ярмарку сукно18.

Самое раннее упоминание о евреях после погромов Чар-нецкого датировано на 1736 годом, когда против города был возбужден процесс из-за неуплаты налогов. Среди обвиняемых бжезинских мещан были и евреи. Однако надо обратить внимание на евреев, занимающих разных позиции в этом конфликте интересов. В следующем году уже мещане требовали обложить налогом евреев, изготовлявших водку19.

Интересен исторический источник, в котором говорится, что в 1778 году небжезинские евреи подали в суд на владельца города, цехового старшину сукноделов, а также Герша, сеньора бжезинской синагоги. Обвиняли их в ограничении свободы торговли и воспрепятствовании продаже продукции, привезенной на ярмарку. Здесь бросается в глаза солидарное выступление ремесленников и властей города (которые были заинтересованы в доходах от производства сукна) для защиты местного производства20. Таким образом можно сделать вывод о том, что евреи в Бжезинах в меру своих возможностей могли защищать свое участие в экономической

жизни города от неблагоприятных воздействий извне и занимать противоположные позиции в экономическом кон-фликте21. В то же время остается открытым вопрос, были ли эти влияния извне всегда неблагоприятны для евреев в | Бжезинах? В конце XVIII века, по словам историка этого пейс риода, еврейские ремесленники стали специализироваться Ю на портновском деле. Эта специализация являлась допол-ее нением к по-прежнему доминирующему здесь сукноделию | и, по-видимому, не создавала поводов для возникновения '| конфликтов между коренным населением города и еврейски-§0 ми поселенцами. Однако, вероятно, это означает также, что | портные были заинтересованы в конкуренции среди произ-чн водителей сукна и в импорте его из других мест22.

о

о

В

Бжезины в тени города Лодзь

В результате второго раздела Польши в 1793 году город попал под власть Пруссии. После Венского конгресса он находился в пределах Царства Польского и оставался частью Российской империи до 1914 года. Бжезины были частным городом. С 1462 года он принадлежал семье Лясоцких. В первой половине XIX века значительную роль в истории городов сыграли споры между мещанством и владельцами о источниках доходов23. Стремления владельцев Бжезин находятся отчасти в соответствии с запросами мещан. В частных городах (в отличие от правительственных) поле деятельности мещан было значительно ограничено. Среди представленных мещанством кандидатов на пост бургомистра владелец города избирал того, кого считал самым лояльным для реализации своей политики24.

Бжезины не обладали привилегией de non tolerandis Ju-daeis. Возможно, что последняя владелица Изабелла Огин-ская видела в присутствии евреев в городе источник его экономического развития. Однако кроме того, Огинская, конечно, рассчитывала на значительный рост доходов, когда основала в 1815 году новый район города — Ласоцин, в который стала призывать немецких сукноделов и ремесленников

других специальностей. В 1819 году в городе было уже 108 польских и 40 немецких сукноделов25.

В последующие десятилетия в Царстве Польском интенсивно развивается промышленность. Роза Люксембург в своей диссертации определила факторы, которые способство- ос вали этому развитию: Крымская война дала мануфактурам | в Царстве Польском и Российской империи новые возмож- н ности развития. Блокада морских границ России привела к в частичному перерыву в доставке иностранных товаров и ста- П ла причиной переориентации на западную континентальную й границу — транзитная торговля через территорию Царства ко Польского и спрос российской армии на текстильную про- в дукцию увеличились. Кроме того, росту спроса способство- ре вала также отмена крепостного права (в России в 1861 году, | а в Царстве Польском — в 1864-ом), в результате чего появи- о лась и дешевая рабочая сила. Рост производства в свою очередь ускорил прогресс в области техники (применение парового двигателя, механических ткацких станков и механических шпинделей). Очень важную роль сыграло строительство и расширение сети железных дорог между Царством Польским и отдаленными районами России. Таким образом перед торговлей открылись новые территории сбыта, что привело к дальнейшему росту производства. Раньше товары продавались только на внутреннем рынке, и это удерживало Царство Польское в стадии развития мануфактур. Люксембург указывала, что в связи с отменой таможенной границы между Царством Польским и Российской империей в 1851 году, Царство теряло независимую торговую политику снаружи, но в то же время перед торговлей открывался широкий российский рынок сбыта (защищенный прежде таможенной политикой России), что способствовало развитию заводской промышленности26.

Развитие промышленности (в этом случае — текстильной) не означает, однако, что это было выгодно всем. Эксперимент с заселением бжезинских земель сукноделами не удался. В 1839 году обремененное долгами имение Бжезины приобрело казначейство Царства Польского, но его последняя владелица оставляла право на город за собой до своей смерти в 1852

году. Впрочем, еще в 1851 году один из авторов, описывающих Бжезины, отмечал, что, несмотря на отсутствие заботившихся о городе владельцев и государственных учреждений, которые придали бы этому месту больше движения и жизни, | город находится в гораздо лучшем состоянии, чем многие йс другие польские города. И если только город получил бы по-¡0 руку (кредит), то стал бы быстро развиваться, так как имеет ® все необходимые для этого возможности27. Однако бжезин-§ ское сукноделие не выдержало конкуренции с другими бы-ей стро развивающимися промышленными городами. Это раз-§0 витие, поддерживаемое с самого начала властями Царства | Польского, усилилось еще больше вместе с применением на * производстве парового двигателя. На местном рынке стали 8 преобладать дешёвые материалы, которые нашли также свой ^ рынок сбыта в России. Бжезинские мастерские и сукноделы из ближайших городков были не в состоянии конкурировать с другими более развитыми городами (Лодзь, Томашув, Па-бьянице, Згеж, Здуньская-Воля), многие бжезинские ремесленники переселились28. В конце XIX столетия сукноделие в этом городе практически исчезло29.

Город портных

Названные Розой Люксембург факторы развития надо дополнить еще одним, о котором упоминает историк Игнаций Шипер. Он считал, что наплыв русских евреев, который начался в 1880-е годы является переломным моментом в развитии торговли в Царстве Польском. Заметную роль в захвате российских и азиатских рынков сбыта сыграли еврейские агенты, комиссионеры и коммивояжеры, которыми были как местные польские евреи, так и прибывшие из Российской империи (так называемые литваки). Их знание российских и восточных рынков сбыта способствовало росту продажи продукции из Царства Польского на землях Российской им-

перии30.

Сыграли они свою роль и в истории города Бжезины, который не превратился в промышленный город, а основной

его специализацией стало портновское ремесло, которое было для евреев привычным видом деятельности. В Бжези-нах оно стало основой экономики всего города, поэтому стоит подробнее остановиться на масштабе этого явления, его формах и функциях. ос

Чтобы найти работу, портные часто ездили из деревни | в деревню. В течение всей недели шили, ремонтировали и н перешивали одежду, а на шаббат возвращались домой с кар- ев тошкой, яйцами и другими продуктами. Как видно, в общем оп вели они довольно скромный образ жизни31. Еще в 1880-е й годы небольшая группа бжезинских портных продавала свою ко продукцию на местном рынке. Одной из возможностей яв- в лялась продажа готовой одежды на ярмарках32 или базарах ре в базарные дни33. Однако для этого портной должен был об- | ладать начальным капиталом и сначала вложить деньги в по- во купку материалов и лишь затем ждать возмещения расходов и прибыли после продажи продукции.

Вероятно, в попытке расширения небольшого рынка сбыта несколько еврейских портных создало артель и стало возить свою новую одежду в Варшаву. Когда они узнали, что их продукцию покупают российские комиссионеры и отправляют ее дальше на территорию Российской империи, то попытались установить прямые контакты с комиссионерами российских компаний. Полезным оказался здесь приезд литвака Арона Лехтрегера из Кишинева, которого довели до нищеты погромы в России. В 1892 году он поселился в Бжезинах. Как комиссионер Лехтрегер хорошо разбирался в российских рынках сбыта. Он отправлял образцы одежды российским купцам для ознакомления с товарами бжезинских портных, а вскоре стал также посылать небольшие поставки одежды прямо в Россию34.

Другой автор упоминает, что литваки, которые занимались посредничеством между производителями сукна из Лодзи и российским покупателем, узнали о продаже одежды, сшитой бжезинскими портными, в Варшаве. Еврейский комиссионер из Российской империи, Берман, поселился в Бжезинах и стал налаживать связи с покупателями непосредственно из России. Вскоре из России стали приезжать все больше людей,

заинтересованных в покупке одежды бжезинских производителей. Спрос быстро увеличивался35. Как было отмечено, город не был в состоянии конкурировать в производстве сукна с быстро развивающимися промышленными города-| ми, но именно благодаря таким городам как Лодзь, портные из Бжезин имели доступ к более дешевым материалам, что Ю делало их готовую продукцию конкурентоспособной на рос® сийском рынке. Здесь надо добавить, что портные из Бжезин | много использовали швейные машины. Машины стоили дорого, но в Бжезинах можно было получить машину в кредит. §0 К основным факторам конкурентоспособности надо также | отнести хорошую организацию работы, стандартизацию * одежды и усиленный труд бжезинских портных36. § Чтобы удовлетворить спрос, была создана кустарная си-

осВ стема производства, во главе которой стояли производители, обычно называемые кладовщиками («magazynierzy»). Эти «фабриканты без фабрик» привозили материал, кроили его и распределяли среди портных, а готовую одежду продавали дальше. Эдуард Арнеккер, исследующий в 1922 году феномен бжезинского портновского ремесла на месте, считал этих людей «самым высоким слоем общества». Он писал: «Кладовщики располагают необходимым оборотным капиталом и знанием российских рынков сбыта, на которых раньше прямо или косвенно работали. Они ревниво защищают свои права и привилегии, постоянно опасаются растущей конкуренции и уменьшения их собственных доходов. Хорошо говорят по-русски, но не пытаются выучить польский язык, на котором говорят очень плохо, а иногда вообще его не понимают: свидетельствует это о их недавней связи с Россией»37.

Каждый кладовщик нанимал на работу нескольких портных-мастеров, а один портной иногда работал для разных кладовщиков. Работу выполнял портной-мастер вместе со своими помощниками и членами семьи. В иерархии помощников в кустарной системе работы второе место после портного — владельца мастерской — занимали подмастерья. Арнеккер после своего побывания в Бжезинах описывал подмастерьев как молодых людей, в основном несовершеннолетних, которые оставались учениками мастера в течение

полугода-трех лет. За это время они должны были «продемонстрировать достаточные знания в области шитья». «Некоторые из них, благодаря раннему началу обучения стали подмастерьями уже в очень молодом возрасте. С другой стороны, среди подмастерьев можно также встретить пожилых ос людей, которые работают в этом качестве несколько десяти- о летий. Эти люди несмотря на то, что они хорошо знают свое н дело, не могут создать свою собственную мастерскую, по- ев этому и работают подмастерьями всю жизнь. Многие из них "о фактически руководят мастерской <...>»38. с

Кроме подмастерьев работали в мастерских и женщины, ко так называемые подручные. Арнеккер отмечает, что они е были почти в каждой мастерской и исполняли в процессе ре шитья самые простые задачи. Они занимались ручной отдел- т кой тех частей одежды, которых мастера или подмастерья не во сшили при помощи швейной машины (например, пришивали пуговицы). Без них эти задачи должны были бы выполнять мастера или подмастерья, что в значительной степени увеличило бы расходы.

Подручными были женщины разного возраста, начиная с десятилетних (или даже младше) девочек, которые часто работали в мастерской своего отца, и заканчивая женщинами, которые не были родственницами мастера и работали в мастерской, чтобы прокормить свои семьи. В 1922 году Арнеккер отмечает среди подручных женщин относительно высокий процент христианок (около 20 процентов): «В то же время христиане в бжезинском портновском ремесле составляют более низкий процент». В мастерских, в которых не было учеников, подручные гладили также отдельные части одежды сшиванием39.

Учениками были молодые парни, чаще всего — из соседних городов. Случалось, что они приезжали на бжезинский рынок, на который отправлялся также портной-мастер в поисках подходящего кандидата. У парней постарше и покрепче было больше шансов найти портного-учителя. Сильные мальчики были нужны не только для работы в мастерской, но и для помощи жене портного в домашних работах (кто-то должен был носить и материалы для шитья, и ведра с во-

дой, помогать с детьми). Поэтому некоторые портные принимали двух помощников40. Ученики в мастерской не имели собственного круга обязанностей. В начале своей учебы они выполняли самые легкие задачи, чтобы со временем делать | работу подмастерьев. После войны, по замечанию Арнекке-йс ра, ученики уже не помогали по дому. Продолжительность Ю учебы зависела от заключенного договора, способностей ее ученика и от того, какой вид одежды ученик хотел выучиться | шить. Из-за недостатков в снабжении сразу после войны — ей в отличие от довоенного периода — подмастерья и ученики ^ питались уже отдельно41.

| У каждого были четко определенные задачи, чтобы ма-

чн стерская производила больше одежды по самой низкой § стоимости. Кроме того, еще до Первой мировой войны от-осВ дельные мастерские имели свои специализации. Некоторые шили только пиджаки, другие пальто, брюки ил жилеты. Тип одежды зависел от сезона. Летом шили одежду на зиму. Зимой — на лето. Готовую одежду хранили на складах до приезда весной и осенью российских купцов. Границы сезонов определяли два праздника: Песах и Суккот42. Недельное время работы определялось в соответствии с еврейским календарем, а о продолжительности рабочего дня судить трудно. Возможно, что «в сезон» оно достигало 16-20 часов в день. По четвергам часто работали всю ночь до пятницы, или даже частично в пятницу, чтобы быть свободными в шаббат43.

Работа была тяжелой, изнурительной. Если квартира портного состояла из одной комнаты и кухни, то работали в основном в кухне. Реже мастера имели двухкомнатные квартиры, и тогда мастерская находилась в одной из комнат. В других помещениях были спальни, а также склады материалов и готовой одежды. В тесноте одной маленькой комнаты одежду шила вся семья портного вместе с его помощниками независимо от возраста (до десяти человек). После пребывания в Бжезинах Арнеккер писал: «В мастерской небывалая теснота. Кроме того надо еще добавить беспорядок, а также загрязнение помещения и воздуха, которым очень тяжело дышать из-за кухонного испарения, угольных утюгов, а также керосиновых ламп и пота трудящихся»44. В этих условиях,

особенно зимой, когда вообще не открывали окон, и в длинные темные зимние вечера рабочие сидели, скучившись, около трех четвертей суток в тесном помещении, распространялись болезни дыхательных путей (в основном легких) и глаз45.

На жизнь портных и их помощников оказывали влияние ос также значительные колебания конъюнктуры, из-за чего они | перемещались между двумя крайними точками: избытком н работы и ее полным отсутствием. Одна из газет написала, что ев 1894 год был для бжезинских портных особенно успешным, "о потому что они продали готовой одежды на сумму три мил- й лиона рублей. Статья этой же газеты от февраля 1895 года, § наоборот, описывает кризис: «Банкротства в заводских со- е седних городах не прошли и мимо Бжезин. Местные евреи е переживают настоящий конец света. <...> больше, чем тыся- т ча швейных машин остается в бездействии»46. Но уже в сен- во тябре 1895 года вновь та же самая газета писала об огромном сбыте бжезинской одежды, значительное количество которой заказали торговцы из Российской империи: «Портные не в состоянии справиться с работой»47.

Несмотря на столь тяжелые условия работы и не всегда определенное будущее, в Бжезинах поселялись новые жители — надолго или на короткое время. Независимо от различных демографических изменений, можно отметить значительный рост числа жителей на протяжении всего XIX века, усилился он в конце XIX и в начале XX веков. В 1794 году в Бжезинах проживало 829 жителей. Возможно, что это число занижено из-за миграции еврейского населения во время переписи. В 1914 году в городе уже 17 108 жителей, а в 1916 году — 17 528. Только в 1897-1914 годы число жителей Бже-зин удвоилось. В процентном соотношении такой темп роста характерен для промышленных городов в наиболее интенсивной стадии развития, но в Бжезинах двигателем роста в это время было кустарное производство одежды, а не промышленность. В XIX веке город стал неоднородным с этнической и религиозной точки зрения. Рядом с поляками и евреями проживали немцы, а в результате русификации управления после Январского восстания также небольшая группа россиян. В начале XIX века евреи составляли около 20 про-

центов населения города. В 1893 году это число увеличилось уже до пятидесяти. До начала Первой мировой войны евреи составляли почти 55 процентов населения Бжезин48.

Причину быстрого роста еврейского населения в Бжези-| нах в конце XIX века Арнеккер видел в значительной степени в иммиграции евреев из России. Эти иммигранты не только Ю организовали надомную систему работы, но работали также ее мастерами и подмастерьями49. Однако здесь надо упомянуть § также и о росте населения в общем, в частности еврейского,

и о внутренней миграции в пределах Царства Польского. §0 Коротко скажем об одном важном последствии демогра-

| фического развития города: увеличение числа жителей при-чн вело к нехватке жилья. Однако в связи с развитием портнов-8 ского ремесла жители Бжезин обладали средствами, нужны-осВ ми для строительства новых зданий. До портновского бума в Бжезинах преобладали деревянные, одноэтажные дома. С появлением портных стали строить в основном трех-, четырехэтажные кирпичные дома. Самое большое количество зданий появилось в годы 1890-1912, когда евреи построили несколько десятков жилых домов в стилях неоренессанс и сецессион. Дома, которые выдержали обе мировые войны, в настоящее время являются примером традиционной застройки центра города50. Жители города помнили эти дома и имена владельцев даже через много лет. Давид Ленчицкий, который уехал из Бжезин в 1929 году, упомнает, между прочим, о доме Акслера, построенном в 1902 году. Дом имел пятнадцать квартир, двенадцать из которых занимали портные51.

Есть анекдот о разнице в цене одежды, сшитой в Бжези-нах, на месте и в Варшаве: некий Рапчинский «купил в Варшаве в одном из магазинов на ул. Медовой пальто, за которое заплатил 30 рублей. Он восхищался удачным и элегантным покроем, говоря, что лучшая и самая дешевая одежда — в Варшаве. Лишь потом обнаружил он, что это пальто сшили в Бжезинах <...>, и там оно стоит 10 рублей»52.

Некоторые из бжезинских кладовщиков имели филиалы в Варшаве и Москве. До Первой мировой войны в Бжези-нах находились также отделения российских транспортных компаний («Русское транспортное общество», транспортное

товарищество «Надежда», которое позднее переименовали в «Меркурий»)53. Изделия из Бжезин в самом деле были конкурентоспособными, если даже после того, как накидывали транспортные расходы и процент посредников, их продавали не только в Варшаве и других городах Царства Польского. с Самая большая часть продукции нашла свой рынок сбыта на | территории Российской империи. Бжезинскую одежду от- н правляли в Вильнюс, Москву, Одессу, Харьков, Донецк, Ро- § стов, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, на Кавказ, в Турке- оп стан и, возможно, даже в Китай54. ейс

В разных источниках (и в разное время) указываются раз- § личные суммы, вырученные за проданные товары. В моно- ев графии, посвященной городам начала ХХ века, находим ин- е формацию о том, что еврейских портных «живет в Бжезинах ст около 4000, <...> занимаются подготовкой мужской одежды о для экспорта во внутренние губернии Российской империи. В последние годы стали покупать эту одежду также и купцы с Дальнего Востока. Принимая от 4 до 14 рублей за наряд, портные продают в год свои изделия на сумму около трех миллионов рублей»55. Немецкий журнал «Глобус» в 1904 году написал: «Среди 7669 жителей этого города живет не менее чем 4000 портных, в основном евреев, которые изготовляют <...> дешевую мужскую одежду. Здесь можно купить довольно хороший наряд по цене, которая колеблется от 3 до 14 рублей. Большое количество торговцев прибывает каждый год из внутренних областей России и с Дальнего Востока. Ежегодно тамошние портные продают одежду на сумму в среднем 3 000 000 рублей»56. Информация, предоставленная этим журналом в 1904 году, не была уже актуальной, поскольку такая численность населения была зафиксирована в 1897 году. Уже в 1902 году в городе проживало 9000 жителей, и это число в последующие годы увеличивалось57. Поэтому неудивительно, что Борис Брутзкус сообщает: «Из города Бжезины в Польше отправлена дешевая одежда для шахтеров в Донбассе, а также рабочих нефтяной промышленности в Баку на сумму 7-8 млн. рублей»58 (вероятно, он не упоминает другие места, в которые была продана одежда). Предоставленная Брутзкусом довольно приблизительная сумма означает, что

он по всей вероятности не имел доступа к точным данным, но хорошо разбирался в жизни бжезинских портных.

Благодаря интенсивному развитию портновского ремесла небольшой город получил известность. Сформировался его | особый образ. Читатели могли узнать из различных источников (например, из монографии о польских городах 1902 а, года), что: «.сегодня без всякого сомнения можно говорить щ о Б[жезинах] как о городе еврейских портноых»59. Немец-| кий журнал «Глобус» в 1904 году писал о «городе портных в Польше, особом центре ремесла в Петроковской губер-о, нии»60. Один из бывших жителей города хотя и признавал, | что большинство евреев в Бжезинах не были хасидами, но чн одновременно утверждал, что они оказали значительное § влияние на всю еврейскую среду, поэтому для него Бжезины осВ были «городом хасидских портных»61. В других источниках город называли «столицей польского портновского ремесла» или «самым большим в Российской империи центром кустарного пошива»62.

Первая и Вторая мировые войны и их последствия

Во время Первой мировой войны Бжезины были под оккупацией немцев, продолжавшейся до объявления независимости Польши в 1918 году. В начале войны владельцы складов отправили резервы готовой одежды в Россию, где могли их продать. После революции, опасаясь правительства большевиков, многие кладовщики хотели вернуться в Бжезины. По пути были убиты известные владельцы складов Шотен-берг и Зигмунтович. Похожая судьба постигла и многих других. Те, кому удалось выжить, снова пробовали свои силы. Однако это было не легко. Во время войны многие портные продали швейные машины, чтобы выжить. Сразу же после войны, чтобы выполнить трехмесячный контракт по пошиву одежды для польской армии, в городе невозможно было найти больше сотни швейных машин63. Однако Арнеккер в 1922 году сообщал, что завод швейных машин «Singer» не-

давно снова открыл свое представительство в Бжезинах64. Гораздо большей проблемой оказался поиск рынков сбыта и связанные с ним сильные колебания конъюнктуры. Российский рынок с начала войны оставался закрытым для продукции из Бжезин. После возрождения польского государства ос начали искать покупателей в различных регионах Польши. о Межвоенные экономические кризисы оказали негативное н влияние на бжезинское кустарничество, у портных не имели ев работы65, они жили в нищете66. Некоторые эмигрировали на оп Запад. Интересно, что так же, как благодаря миграции лит- с ваков наладилась продажа бжезинских изделий на Востоке, § с западной эмиграцией связан сбыт товаров в этом направ- в лении. Связь между этими двумя явлениями требует даль- ре нейшего изучения. Арнеккер упоминал, например, что еще до т войны и в первые годы нее Бжезины покинула большая чать о еврейского населения, так что почти каждый портной в городе имеет родственника в США, оказывающего ему материальную поддержку. После войны эмиграция продолжалась. Союз подмастерьев в Бжезинах, насчитывающий около 500 членов, сообщал, что в начале 30-х годов эмигрировало за границу около 200 подмастерьев67. Это значит, что существовали определенные связи между Бжезинами и эмигрировавшими. Случалось также, что и кладовщики путешествовали в поисках новых рынков сбыта68. После войны бжезинскую одежду стали отправлять в Англию, Бельгию, Францию, Нидерланды, Данию, Египет69.

После начала Второй мировой войны Бжезины присоединили к Германии. Оккупационные власти первоначально планировали переселить евреев из лодзинского повята в Генерал-губернаторство. Однако они отказались от этой операции, как кажется, из-за экономических причин. Основным элементом германизации была также ссылка польского населения (например, в марте 1940 года выселены жители 13 деревень в окрестностях Бжезин) или переселение на территорию Рейха на принудительные работы. На его место привозили немцев из Волыни, Бессарабии, позже — небольшие группы немцев, эвакуированные из России70. Как польский, так и еврейский народы подвергались террору. Однако евреи

были в гораздо более трудном положении. В мае 1940 года в Бжезинах создано гетто, из которого вначале можно было легко уйти. Там процветала контрабанда и торговля продуктами. В дополнение к массовому кустарному производству | немцы открыли в гетто швейные компании, шившие форму для немецкой армии. Жители гетто обладали относительно к, привлекательным во время оккупации товаром — нелегаль-щ но продаваемой одеждой.

§ В мае 1942 года гетто было ликвидировано. Число его жи-

телей составляло тогда около 6000 человек. Отобранные как «непродуктивные» (в том числе 800 детей) были убиты в ла-| гере смерти в «Ки1шЬо£» (Хелмно). Остальных переселили в ? гетто в Лодзи. Осенью 1943 года взорвали развалины сгорев-§ шей в 1939 году синагоги71. Для немецких владельцев швей-^ ных предприятий ликвидация гетто обозначала кризис производства, с которым они пытались справиться принимая на работу польских женщин72.

Обе мировые войны были для жителей Бжезин переломными моментами. И сегодня ощущаются их последствия. Перед началом Первой мировой войны в Бжезинах проживало самое большое в истории города число жителей. До сегодняшнего дня Бжезины не стали столь многочисленным городом. К двум ближайшим железнодорожным станциям, находящимся от города на расстоянии в семь и десять километров, одежду доставляли конными телегами. В связи с существенным увеличением производства стали пытаться присоединить город к железнодорожной сети. Этим планам помешала Первая мировая война, и по сей день город не связан с железной дорогой. После Второй мировой войны в городе возобновлен пошив одежды. В новой геополитической обстановке некоторые швейные заводы отправляли даже существенное количество произведенной одежды в Советский Союз73. Но среди портных не было ни одного еврея.

В Холокост выжили немногие евреи. После возвращения некоторые из них поселились в Лодзи. В управлении города Бжезины отмечено, что между 1945-1947 годами 28 человек еврейской национальности из Лодзи получило различные документы. В 1946 году в Бжезинах проживало четыре ев-

рея, через год — 15. На протяжении 1948 года они покинули город74. История присутствия евреев в городе окончилась. В эпоху социализма после войны старались не упоминать о евреях. В показывавшемся в кинотеатрах перед фильмами фрагменте польской кинохроники 1962 года, представляющим город портных и его традиции, вообще не упоминается о его бывших еврейских жителях75. В самом городе разрушенное немцами еврейское кладбище превратили в гравийный карьер.

В настоящее время ситуация изменилась. Кроме домов, в которых жили бжезинские портные и остатков огороженного кладбища с несколькими сохранившимися мацевами, о присутствии евреев в городе свидетельствует открытач в 1990 году мемориальная доска, а в местном музее представлена история Бжезин как особый феномен — город еврейских портных.

Пер. Мариолы Черепак

Nowak T., Rosin R., Wiklak H. Brzeziny i okolice do konca XVI w.// Brzeziny: dzieje miasta do 1995 roku. /Red. Badziak K. Lodz, 1997. S. 43-45. Там же. С. 61-62.

Balinski M., Lipinski T., Starozytna Polska pod wzgl^dem historycznym, jeo-graficznym i statystycznym. Tom I. Warszawa, 1843. S. 267. Nowak T., Rosin R., WiklakH., Brzeziny i okolice ... S. 64-66. Там же. С. 54, 60.

См. Fijalkowski P., Zydzi w wojewodztwach l^czyckim i rawskim w XV — XVIII w. Warszawa, 1999. S. 34.

Kolodziej J., Dzieje ludnosci zydowskiej w Brzezinach od polowy XVI — po-lowy XX w. Brzeziny, 1992. S. 1. [Машинопись хранится в Региональном музее в Бжезинах.] Там же. С. 2.

Здесь надо помнить о торговцах, приезжающих на ярмарки из городов, расположенных дальше, чем Ленчица. См. Fijalkowski P., Zydzi w woje-wodztwach. S. 44

Nowak T., Rosin R., Wiklak H., Brzeziny i okolice. S. 60. См. Fijalkowski P., Zydzi w wojewodztwach. S. 48.

Guidon Z., Wijaczka J., Procesy o mordy rytualne w Polsce w XVI-XIII wieku. Kielce, 1995. S. 76.

Причины обвинений в ритуальных убийствах разнообразны. Их фоном в Польше во второй половине XVI века является тревога и замешательство

fco о

4

10

11

12

^ и

е о н ч о

о

В

в связи с продвижением Реформации, а также сильные оборонительные реакции ее противников, которые после Контрреформации еще усилились. В это время как протестанты, так и евреи подвергались тяжелым пропагандистским нападкам. Литература, описывающая различные еврейские проступки, была особенно популярной в XVII веке, когда политическая и экономическая сила Польши стремительно утрачивалась. Во время процессов о ритуальных убийствах обвиняемых принуждали к показаниям (например, с помощью пыток). Поэтому и неудивительно, что некоторые из них «признавались», что имело пропагандистский смысл. Слухи о ритуальных убийствах в XVII веке распространялись по всей Польше, и каждый из авторов представлял их по-своему, часто — заменяя время. Таким образом их число в литературе увеличивалось. В то же время повторенная информация была уже искаженной и приукрашенной невероятными подробностями. В это время растущее чувство угрозы вызывало у людей реакции подозрительности и отрицательного отношения к тому, что является иным и непонятным. Укреплялась вражда к культурно отличным сообществам, особенно к таким, которые в это время становились важными в общественной жизни. Антиеврейская пропаганда особенно сильно действовала в таких местах, где в местных условиях на разнообразие религии, языка и обычаев, отделяющее евреев от христиан, накладывалось соперничество за место в экономической жизни. См. Fi-jalkowski P., Zydzi w wojewodztwach... S. 51-58.

Л. Левин датирует это событие 1657 годом. См. Lewin L. Die Judenverfolgung im zweiten schwedisch-polnischen Kriege 1655-1659. Posen, 1901. S. 14.

Fijalkowski P, Zydzi w wojewodztwach. S. 37, 59; Kolodziej J., Dzieje ludno-sci... S. 2.

Zerek-KleszczH., Brzeziny w XVII i XVIII wieku // Brzeziny: dzieje miasta... S.

105-106.

Там же. С. 168.

Там же. С. 168.

Там же. С. 118.

Там же. С. 168.

Там же. С. 171.

Во время расцвета бжезинского сукноделия портные не сыграли значительную роль. На исходе XVIII века среди бжезинских ремесленников было около 22 процентов портных. В этом контексте интересно, что владелец города использовал еще одну форму защиты бжезинских производителей сукна, а именно — приказал бжезинским портным обязательно покупать сукно из родных мастерских. Это обозначает, что определенную часть производимого в Бжезинах сукна обрабатывали на месте и что портные действительно были заинтересованы в покупке конкурентного материала. Для защиты бжезинского рынка к покупке сукна от местного производителя надо было их частично принудить. Ср.: Zerek-Kleszcz H., Brzeziny. S. 168-169.

Wozniak K., Brzeziny w czasach zaborow // Brzeziny: dzieje miasta... S. 193198.

14

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16

17

18

19

20

21

22

23

24 Там же. С. 213-215.

25 Breyer A., Deutsche Tuchmachereinwanderung in den ostmitteleuropäischen Raum von 1550 bis 1830. Leipzig, 1941. S. 77.

26 Luxemburg R., Die industrielle Entwicklung Polens//Inaugural-Dissertation

zur Erlangung der staatswissenschaftlichen Doktorwürde der hohen staatswis- ^ senschaftlichen Fakultät der Universität Zürich. Leipzig, 1898. S. 9-18. о

27 Szelewski A. Wiadomosc historyczno-archeologiczna o kosciele parafialnym g i innych w miescie Brzezinach, poprzedzona statystycznym opisem miasta. // § Pami^tnik religijno-moralny. Czasopismo ku zbudowaniu i pozytkowi tak du- о chownych jak i swieckich osob. Tom XX. Warszawa, 1851. S. 11. р

28 KneifelE., Das Kirchenspiel Brzeziny. Brzeziny, 1933. S. 10. о

29 Breyer A., Deutsche Tuchmachereinwanderung. S. 77. ей

30 Schiper I., Dzieje handlu zydowskiego na ziemiach polskich. Warszawa 1937. К S. 509-510. ое

31 Pinczewski S., Brzeziner Rabbis and Hasidim // Brzezin. Memorial Book/ edi- § tied by Alperin A., Summer N. New York, 2012. P. 68. Ü

32 См. Справочная книжка Петроковской губернии на 1884 год. Петроков, ° 1884. С. 145. I

33 Szelewski A. Wiadomosc.. S. 6. °

34 Arnekker E., System nakladowy w krawiectwie Brzezin//Rocznik. Bibljoteka Wyzszej Szkoly Handlowej w Warszawie, rok II, zeszyt II/Red. Kasperski K., Krzeczkowski K., Maklaszewski B. Warszawa, 1924. S. 15.

35 Fogel A., Past generations // Brzezin. Memorial Book, P. 33-34.

36 Kolodziej J., Dzieje ludnosci.. S. 5.

37 Arnekker E., System nakladowy. S. 21-22.

38 Там же. С. 24.

39 Там же. С. 24-25.

40 Lencicki D., Brzeziner Tailors // Brzezin. Memorial Book, P. 62, 64.

41 Arnekker E., System nakladowy. S. 25.

42 Там же. С. 26.

43 См. Lencicki D., Brzeziner Tailors... P. 63-65.

44 Arnekker E., System nakladowy. S. 33.

45 Там же. С. 62-63.

46 Tydzien, (Nr.7), 5 (17) Lutego 1895. S. 2.

47 Tydzien, (Nr.37), 3 (15) Wrzesnia 1895. S. 3.

48 Wozniak K., Brzeziny w czasach. S. 221-225.

49 Arnekker E., System nakladowy. S. 16-18.

50 Kolodziej J., Dzieje ludnosci. S. 6.

51 Lencicki D., Brzeziner Tailors... P. 61.

52 Bujakiewicz A., Historia miasta Brzeziny woj. Lodzkiego. S. 9 [Машинопись хранится в Региональном музее в Бжезинах.]

53 Arnekker E., System nakladowy. S. 48.

54 Там же. С. 44.

55 De Verdmon L. J., Krotka monografia wszystkich miast, miasteczek i osad w Krolestwie Polskim. Warszawa, 1902. S. 21- 22.

56 Globus. Illustrierte Zeitschrift für Länder und Völkerkunde Bd. LXXXVI, Nr 12. Braunschweig, 22. September 1904. S. 207.

^ и

е о н ч о

о

В

57 Cm. WozniakK., Brzeziny w czasach... S. 221.

58 Brutzkus B., Die wirtschaftliche und soziale Lage der Juden in Rußland vor und nach der Revolution //Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. Band 61, Heft 1./ Herausgegeben von Emil Lederer. Tübingen, 1929. S. 275.

59 De Verdmon L. J., Krotka monografia... S. 21.

60 Globus. S. 207.

61 Berg J.D., The Jews of My Generation // Brzezin. Memorial Book. P. 70.

62 Kolodziej J., Dzieje ludnosci... S. 5.

63 ArnekkerE., System nakladowy... S. 23

64 TaM »e. C. 28.

65 Cm. ArnekkerE, Przejawy kryzysu w rzemiosle i chalupnictwie. //Sprawy ryn-ku pracy i bezrobocia nr 5. Warszawa, 1934. S. 63-64.

66 Cm. Wrzos K., Oko w oko z kryzysem. Reportaz z podrozy po Polsce. Warszawa 1933, s. 145-149.

67 Arnekker E., Przejawy kryzysu. S. 76-77.

68 Cm. Maliniak F., Brzezin Between Two World Wars // Brzezin. Memorial Book. P. 133.

69 Wachowska B., Brzeziny w okresie Drugiej Rzeczypospolitej // Brzeziny: dzieje miasta... S. 302-303.

70 Jablonski C. Lata okupacji hitlerowskiej w Brzezinach 1939-1945 // Brzeziny: dzieje miasta... S. 368-370.

71 TaM »e. C. 395-402.

72 TaM »e. C. 392-393.

73 TaM »e. C. 462-469.

74 TaM »e. C. 435.

75 «Miasto krawcow», PKF 62/46A, Kronika 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.