Научная статья на тему 'ЕВРЕИ НА КУРОРТАХ: КУРОРТ КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ'

ЕВРЕИ НА КУРОРТАХ: КУРОРТ КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вонс Мачей

Перевод с польского Марии Макаровой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРЕИ НА КУРОРТАХ: КУРОРТ КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ»

Мачей Вонс

Евреи на курортах: курорт как место встречи

В повести «Мариенбад» Шолом-Алейхем посмеялся над тем, что в одном санатории могли встретиться все еврейские жители не только какого-то одного города, но даже какой-то отдельной улицы. Случались и совершенно другие встречи.

Так, в Мариенбаде (Мапашке Ьагпё) встретились на «нейтральной территории» ассимилированный еврейский писатель Франц Кафка и глава хасидской династии из Белза ребе Иссахар Дов Рокеах. Кафка оставил воспоминания об этой встрече. И он, и ребе Ракеах ездили и на другие курорты. Сохранилось описание пребывания ребе в Бад-Хомбурге, где он несколько недель находился со своей свитой. По мнению автора описания, это было настоящим событием для гостей курорта. К ребе приезжали многочисленные гости издалека и из соседних городов. Кафка в свою очередь отдыхал на таких курортах, как Нордерней, Франтишковы Лазне и Карловы Вары1.

Теоретически все эти встречи могли состояться на многих других курортах. Например, в Щавнице лечился Бенцион Хальберштам из Бобовой, которого сопровождали многочисленные хасиды, разделяющие его идеи2.

Отдыхать в Щавницу приезжал и известный историк и литературный критик Юлиуш Клейнер, родившийся в ассимилировавшейся еврейской семье3. Курорт Рыманув и вовсе был одним из центров хасидизма4.

Курорты как место встречи делали возможными пересечения людей в абсолютно разных конфигурациях. Кроме встреч хасидов друг с другом и с ассимилированными евреями, о которых мы вспоминали ранее, здесь встречались также люди в разной степени ассимилированные, в том числе достаточно известные фигуры. В Оберзальцберге встретились писатель Артур Шницлер (один из важнейших пред-

ставителей венского модернизма) и создатель психоанализа Зигмунд Фрейд. А в 1894 году в Бад-Аусзе Шницлер встретил главного идеолога современного политического сионизма Теодора Герцля5.

з Посещение санаториев связано было с уверенностью в оз-

доровительном влиянии горного и морского воздуха, мине-§ ральных вод и разного рода ванн. Общий рост мобильности ^ населения, вызванный в частности развитием сети желез-§ ных дорог, привел к тому, что санатории стали посещать все ^ больше людей, которые приезжали из удаленных населенных § пунктов. Из-за все более интенсивной ассимиляции в еврей-^ ской среде, изменения общественных и экономических ро->з лей, на курортах появлялось все больше гостей-евреев. Из ^ исследований, посвященных немецкому курорту Эмс, мы | узнаем, что до 1850 г. приезды еврейских гостей имели ско-° рее «локальный» характер - курорт посещали те, кто жил а неподалеку. С 70-х гг. ХХ в. евреи приезжали в Эмс со всей страны, все чаще гостями становились евреи из Парижа или ¿3 Лондона, из Австро-Венгрии и Российской империи, особен-¡1 но из Варшавы. Со временем наблюдался значительный рост | числа гостей-евреев - как в абсолютном отношении, так и по ^ сравнению с другими приезжающими. Фамилии купцов из | Франции, Англии, Америки, Российской империи и Австро-Венгрии в большинстве своем звучали «по-еврейски» (хотя а, звучание фамилий, конечно, не является признаком, позволяющим достоверно установить чью-либо национальность или конфессиональную принадлежность)6.

Более того, местом встреч было не только пространство курорта само по себе, но и действующие на его территории учреждения и инфраструктура. В отдельных гостиницах и местах для ночлега, предназначенных только для еврейских гостей или характеризующихся их преобладанием, случалось, проживали одновременно евреи из разных городов и регионов и даже из разных европейских государств (из Восточной и Западной Европы), из Америки. Автор исследования, посвященного Эмсу, размышляет, каковы были темы разговоров гостей: вероятно, они касались вопросов веры в мире, стремящемся в сторону секуляризации, а также пред-

Ьч »2

е

05

а:

тр

принимательства. Некоторые из гостей старались узнать что-то новое о своих знакомых или семье, разбросанной по всему миру, другие дискутировали об антисемитизме, погромах в России и условиях, в которых живут евреи в разных странах7. Перечень тем, конечно, можно было бы сильно расширить.

Крыница не входила в число самых популярных мировых курортов, но на ее примере можно проследить тенденции, характерные и для крупных, и для небольших курортных местностей. Из воспоминаний, записанных во второй половине ХК в., мы узнаем, что курорт в это время посещали, кроме § аристократов, еще и ученые, политики, писатели и журнали- но сты. Здесь проходили съезды представителей естественных ^ наук, академиков, врачей8. Автор не отмечает отдельно, были о ли среди них евреи, но можно предположить, что их наличие т среди участников съездов. Это означает, что, независимо от н происхождения гостей, беседы касались указанных научных й областей. Ев

В Крынице организовывали балы, экскурсии, массовые о игры и иного рода развлечения. Проходили концерты из- ^ вестных музыкантов из Варшавы, Львова, Познани и Кракова с (то есть из мест, находящихся на территории всех трех стран, о между которыми была поделена Польша), а также театраль- ^ ные представления выдающихся актеров9. Другие курорты, ^ как и Крыница, старались создать на своей территории непо- и вторимую атмосферу и тем самым привлечь гостей. В одном * из исследований, проведенном до Первой мировой войны, мы находим гипотезу о культурной роли горожан, приезжающих в санатории. Потребность в лечении и отдыхе, которую испытывали жители городов, привела к тому, что, по мнению автора, из городов, которые ранее были единственными культурными центрами, культура начала перемещаться за их пределы10.

На курортах процветал, кроме того, настоящий брачный рынок. Один из жителей Крыницы вспоминал, что во время совместных развлечений возникали не только временные отношения, но и такие, которые перерастали в длительную дружбу или брак11. Это ничем не отличалось от ситуации на

других курортах и касалось и нееврейских гостей, и евреев, которые надеялись найти подходящего кандидата на роль мужа или жены вне своей общины12.

Атмосферу, царящую на курортах, воспроизводят в своих з произведениях многие писатели, описывавшие в том числе и брачные истории13. Шолом-Алейхем в повести «Мариенбад» § рассказывает о Перельцвейг, которая поехала в Мариенбад ^ искать мужа для трех немолодых дочек, и о брачном посред-§ нике Александре Сверском. Писатель представляет курорт ^ как место, полное интриг, и показывает, что в человеческом § общении не следует недооценивать сплетни. Шолом-Алей-¿В хем рассказывает об этом от лица Шлойме Курлендера, кото->з рый в письме к своей жене писал: «Тайн, говорю тебе, нет. Ты чн должна знать раз и навсегда, что все сказанное в Мариенбаде | слышно в Варшаве. Пусть кто-нибудь у вас в Мариенбаде ^ чихнет, ему на Налевках [еврейской улице в Варшаве - прим. а авт.] ответят: "Будьте здоровы!" »14.

Одной из важных тем для обсуждений являлось будущее

3 евреев. Мы приведем один пример из такого рода дискуссии. гр В 1921 г. в Карлсбаде состоялся XII Сионистский конгресс, | первый после Первой мировой войны и Декларации Бальфу-^ ра. Он был важен потому, что сионисты после официально-| го политического признания их Великобританией оказались

лицом к лицу не с утопией, а с конкретными политическими а, реалиями. Конгресс был значительным событием для курор-

4 та по той причине, что это было самое крупное мероприятие, когда-либо там проходившее. В нем принимали участие 540 делегатов из 42 стран и тысячи их сторонников. Конгрессу сопутствовало множество более мелких мероприятий: конференций, встреч, лекций, выставок и спортивных соревнований. Это событие захватило весь город, улицы были украшены декорациями бело-голубого цвета. Хотя официальным языком Конгресса был иврит, многие дискуссии проходили также на идише. Эти языки заполнили улицы, магазины, рестораны и гостиницы15.

Экономическое значение

В экономических отчетах подчеркивалось значение курортов для национальной экономики. Они привлекали иностранцев, которые обладали высокой покупательной способностью и часто оставались на курортах на длительное время, совершая покупки, уплачивая разного рода сборы. Это было важно для местных жителей, которые зарабатывали на гостях, продавая сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца), и для самих населенных пун- р ктов-курортов. Развитие местной инфраструктуры в значи- § тельной степени было связано с тем, насколько популярен он но был как курорт. В отчете о курортных местах Австро-Вен- ^ грии после 1914 г. сообщается, что почти 45 % из них имели о канализацию, более чем 63 % - водопровод, а 74 % - электри- § ческое освещение. Несмотря на то, что количество гостей и Н постоянных жителей курортов увеличивалось, большинство

ьч »2

из них по-прежнему оставались достаточно маленькими на- в селенными пунктами16. "о

а

р

о г*

Доходы от курортов заметны были и в национальной экономике в целом; курорты посещали иностранцы, тратившие крупные суммы на дорогу, лечение, обслуживание, оплату почты и телеграфа (в повести «Мариенбад» как раз упомина- | ется интенсивный обмен письмами и телеграммами, а также свободное перемещение гостей на поездах между курорта- и ми). Доход приносила и торговля табаком, а также поставки минеральной воды за рубеж.

Курорты были рынками для продажи как товаров первой необходимости, так и предметов роскоши. Многие предприятия открывали там свои торговые представительства. Из воспоминаний о Крынице мы узнаем, что в течение сезона туда приезжали торговцы и производители из Кракова, Львова, Тарнова, Бохни, Новы-Сонча, а торговлей на курортах занимались французы, итальянцы, швейцарцы, чехи, немцы и боснийцы. Многие иностранные продавцы, таким образом, могли не только найти покупателей, но и узнать, что производят в другой стране. В этом смысле курорты были своего рода международными ярмарками17.

ж

к

о ,

й о

Путеводители

Из-за того, что на курорты приезжали люди со всего мира, рос спрос и на путеводители на разных языках. Автор поль-Ц ского путеводителя по Мариенбаду 1900 г. объяснял актуально ность его издания отсутствием информации о курорте на § польском языке, в то же время он указывал на то, что весь ^ тираж ранее изданного польского путеводителя полностью | распродан18. Такими аргументами пользовались и издатели ^ книг на других языках.

В путеводителях на русском описания заграничных курортов были краткими. Однако существовали и отдельные издания, посвященные исключительно курортным местам. § Эти книги многократно переиздавались. Сегодня они также § свидетельствуют о растущей в этот период свободе передвижений и интересе к курортам, который сами эти издания од-з новременно и пробуждали. В путеводителях рассказывалось ойн о многонациональном и многоконфессиональном характере 3 курортных мест. Например, в Мариенбаде об этом свиде-а, тельствует уже само наличие католического, англиканского и а: евангелистского храмов и синагоги. Путеводитель по Мари-^ енбаду, изданный в 1900 г., сообщал также о строительстве в | скором времени православной церкви19.

>а Многие издания отмечали эти особенности курортов. На-

,е, пример, из немецкого путеводителя, посвященного балтий-14 ским курортам, можно узнать, что в Кранце (теперешнем Зеленоградске) проходят евангелистские, католические и иудейские богослужения20. В некоторых путеводителях отмечалось, откуда приезжают гости. В описываемом нами путеводителе, например, рассказывается, что на наиболее восточный прусский курорт Фюрстерей, неподалеку от города Мемеля (теперешняя Клайпеда), гости в основном приезжают из России и выбирают это место из-за его близости, а на курорт Миздрой (сейчас - Мендзыздрое) ежегодно приезжает 15 тыс. отдыхающих из Австро-Венгрии и России21. Поскольку упоминаемые империи были многонациональными образованиями, эти данные являются весьма общими. Но многим путешественникам наверняка было из-

Ьч »2

е

05

а:

тр

вестно, что значительную часть гостей курортов составляли евреи из этих стран. В некоторых местах (как, например, в Кольберге - нынешний Колобжег) евреи из Восточной Европы (08Цийеп) вообще составляли большинство. В одном из источников, описывающих курорт в 1910 г., говорится, что «кроме главного разговорного языка - польского - часто был слышен жаргон, русский и немецкий». В списках гостей этого курорта, составленных до Первой мировой войны, находятся жители таких городов, как Варшава, Лодзь, Витебск, Санкт-Петербург, Киев, Москва, Ковно, Одесса, Рогов, Белосток, Радом и Львов22. §

Некоторые путеводители сообщали еще больше сведений ® о конкретных национальных группах. Польский путеводи- ^ тель 1900 г. обращал внимание читателя на то, что только в о Мариенбаде в 1899 г. среди почти 21 тыс. гостей было около | 3 тыс. поляков из всех частей разделенной Польши23. Из из- Н дания 1914 г. можно было узнать, что из 70 тыс. гостей, при- ° ехавших в Карлсбад, 6 тыс. составляли поляки. Неизвестно, В имели ли авторы в виду также евреев, проживавших на тер- о ритории этих империй. Иногда значение имело не то, откуда ^ приехал конкретный гость, а то, в какой степени он был асси- с милирован. Например, в путеводителе 1914 г. были перечис- 0 лены врачи-поляки: доктор Эдвард Голдвассер из Карлсбада, § доктор Эйххорн из Мариенбада, упоминалась клиника док- ^ тора Стейнсберга в Фразенсбаде. В то же время, читая этот и путеводитель, можно было узнать, что на чешские курорты приезжали десятки тысяч поляков и польских евреев - в этом случае автор разделяет эти две категории гостей24.

Путеводитель по Восточной и Центральной Европе 1914 г., кроме краткой характеристики курортов в Галиции, сведений о количестве гостей в сезон и т.п., всегда подчеркивал наличие еврейских отдыхающих. В Крынице «количество гостей достигает 14 тысяч (большинство - евреи)», в Ивонич «в год приезжает 6 тысяч человек, в основном - евреи», купальни в Трускавце посещают 6 тыс. человек, «половина из них - евреи», в Делятине - «минеральная вода с высоким содержанием соли, ванные комнаты для принятия минеральных ванн, которыми пользуется в основном еврейский про-

ж

летариат»; «Яремча - самый крупный и богатый курорт для летнего отдыха в Восточной Галиции, число посетителей -3 600 человек, в основном евреи»25.

Евреи из Галиции, которые по финансовым соображениям з не могли позволить себе дальние путешествия, отправлялись на курорты, расположенные недалеко от дома. Находились § среди них, однако, и те, кто ехал в санатории в Силезию, на ^ Взморье, в Восточную Пруссию или же на такие «классиче-§ ские» курорты, как Бад-Киссинген или Висбаден. Даже к Се-^ верному морю на курорт Вестерланд в 1913 г. две трети зарубежных гостей составили приехавшие из Австро-Венгрии и Российской империи, хотя, вероятно, не все из них были

к

о ,

со

^ 26

ой евреями26. но

ч о

В

а

й о н

л

Еврейская собственность и инициативы

Курортный туризм в Баден-Бадене как главная ветвь городской экономики создавал хорошие жизненные условия ,а для предпринимателей, врачей, юристов из еврейской общины, а также представителей творческих профессий27. Подобным образом ситуация выглядела и на других курортах. В Бад-Киссингене еврейские гости пользовались услугами гостиниц, ресторанов и пансионатов, принадлежащих евре-^ ям. Еврейские врачи устраивались на работу в санатории и здравницы. Почти 90 % местной еврейской общины в 1930 г. жило с доходов, которые приносили гости курорта28. Следует отметить, что евреи в этом плане ничем не отличались от нееврейского населения, тоже зарабатывавшего на туризме.

Активность евреев не ограничивалась, конечно, только немецкими курортами. Варшавский банкир Леопольд Кронен-берг задумывался над тем, чтобы купить Щавницу и инвестировать в курорт, но отказался от этой идеи29. Однако следующее поколение Кроненбергов приобрело населенный пункт Венец-Здруй. Один из путеводителей 1913 г. сообщает, что купальни там были предназначены для частного использования, между тем новый владелец барон Кроненберг собирался превратить инфраструктуру курорта в соответствующую

европейским стандартам30. В том же путеводителе говорится о создании нового курорта под названием Иновлудз у реки Пилица в Пётрковской губернии - «не лишенный привлекательности» курорт принадлежал Бернарду Бирнцейгу, который располагал тринадцатью виллами и за сезон обслуживал около 600 человек31. В свою очередь в Крынице в межвоенный период 112 из 164 пансионатов принадлежали евреям32.

Многочисленные рекламы обращены были специально к еврейским гостям. В Кольберге рекламировали, например, еврейскую гостиницу и ресторан «Friede», а также еврейскую курортную больницу33. В Крынице гостей приглашали

tn »2

&

05

а:

I

I

в рестораны, принадлежащие евреям34. Путеводитель по На- ® ленчуве сообщал, что в некоторых частных столовых име- | ется кухня для иудеев35, а в Цехоцинке заведение господина ^ Лейтмана из Варшавы запросто предлагало ортодоксальным § иудеям вкусный кефир36. §

Еврейские предприниматели не ограничивались обслужи- ° ванием исключительно еврейских клиентов. Например, ре- ^ клама аптечного склада Якуба Вольмана в Цехоцинке была "о обращена и к представителям других национальностей37. ^ Всем свои товары предлагал в Цехоцинке и Рубин Рубин- ^ штейн из Влоцлавка - владелец филиала склада канцеляр- 1 ских материалов и галантереи38. Кроме того, в качестве при- ^ мера можно привести деятельность еврейского издателя и ^ продавца книг из Карлсруэ, который в первой половине XIX | в. открыл в Баден-Бадене Читательский институт, состоя- * щий из книжного магазина и библиотеки, предоставлявшей доступ ко многим иностранным газетам и журналам, с прекрасным читальным залом. Это заведение посещали русские и евреи, но оно пользовалось огромной популярностью не только у них, будучи местом встреч известнейших гостей со всего мира39.

Не все еврейские гости останавливались в гостиницах, принадлежащих евреям, или ели в еврейских ресторанах. Достаточно очевидно, что евреев, приезжавших на курорты, было больше, чем мест в еврейских гостиницах. Для некоторых из них важны были комфортные условия проживания. Представительский еврейский орган в Бадене обратился в

к о

1862 г. к местным властям с жалобой, что «высший класс» еврейских гостей предпочитает христианские рестораны. Поэтому евреи попросили разрешения открыть еврейский ресторан соответствующего класса для такого рода гостей40. з На примере состоятельных евреев, которые решали все-

*о таки селиться в шикарных еврейских гостиницах, можно от-§ метить потребность самопрезентации и контакта с гостями, ^ принадлежащими не только к той же конфессии, но и к тому § же социальному слою. Здесь проявляется внутриеврейская ^ социальная сегрегация, выраженная посредством соответствующего выбора места проживания41. ^ Специально для богатых гостей создавались пансионаты,

■а гостиницы и рестораны высокого класса. В Щавнице они ре-чн кламировались как предназначенные для «первоклассной | еврейской интеллигенции»42, а сам барон Ротшильд купил в

0 Баден-Бадене дворец43. А как же обстояло дело с менее за-

а житочными гостями?

й о н

л

¡1 Бедняки на курортах

1

В своей книге Шолом-Алейхем рассказывает о человеке, | который берет деньги в долг, чтобы поехать на курорт. Самое смешное, что такие люди необязательно нуждались в лече-^ нии на курорте. Сам же классик еврейской литературы находился в несколько ином положении: он старался справиться с финансовыми проблемами, но при это был болен туберкулезом (а потом еще и диабетом). Поклонники его творчества, несмотря на то, что зачастую это не были богатые люди, решили собрать средства на лечение писателя. Финансовая ситуация Шолом-Алейхема улучшилась, когда нашлись желающие издать его произведения. Писатель наконец побывал на многих курортах, наблюдал за жизнью в этих местах и описывал ее44. Конечно, гораздо чаще, чем состоятельные люди, на курортах встречались те, кто не был богат и при этом нуждался в лечении. Так было, например, и с основателем движения еврейского просвещения, Хаскалы, Мозесом Мендельсоном. У самого Мендельсона не было средств на лечение, но

его состоятельные последователи в 1774 г. заплатили за его пребывание на немецком курорте Бад-Пирмонт45.

В Баден-Бадене существовало учреждение, которое предлагало бедным гостям курорта бесплатные ванны, питание и ночлег. В начале XIX в. оно предоставляло места для 32 человек, лишенных средств к существованию. Контингент бедных гостей был поделен на три группы, в одной из которых были места также для неимущих евреев46.

Мотивы, по которым люди оказывали такого рода помощь, были различными, это могла быть религиозная мотивация р или вера в идеалы современного государства, или нарочитая § щедрость. Одним из аргументов была идея, что посещение о курортов не только состоятельными людьми, но и нуждаю- ^ щимися в лечении бедными, которым оказывается поддерж- о ка со стороны государства, общины, различных фондов и то- | вариществ, является ценным для самого государства, потому Н

что улучшает здоровье его граждан47. °

Каждый курорт, который содержал какое-то учреждение Ев для бедных гостей (или на территории которого такое заведение находилось), мог гордиться этим фактом и рекламировать свое милосердие. Разумеется, это предполагало определенные расходы. Впрочем, многие курорты не хотели портить репутацию и неохотно, но все же принимали бедных пациентов. Однако прежде всего курорты должны были привлекать гостей, которые могли потратить там деньги, а бед- и ные гости могли стать проблемой. Так, в здравнице Щавницы * бедные евреи освобождались от «климатической пошлины», между тем свидетельства о доходе выдавались местным старостой, и поэтому многие могли получить их без должных оснований. Таким образом, растущее число гостей такого статуса становилось для курорта проблемой48.

В начале XX в. на немецких курортах тоже стало появляться все больше бедных, часто - ортодоксальных - евреев из Восточной Европы. На некоторых курортах Силезии они составляли до 30 % гостей. Нередко эти люди бежали от погромов, они не могли самостоятельно оплатить свое пребывание в здравницах. На помощь им приходила развитая система социальной помощи немецких еврейских общин49.

ьч »2

Ж

а

р

I о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г*

Помощь оказывалась также детям и молодежи. Например, в Галиции в курортной местности Корчин организовывали летние лагеря для еврейских детей из Львова50. Товарищество опеки над еврейскими детьми организовывало отдых в Рабке, где з пребывали около ста человек51. В Щавнице находилась клиника для бедных еврейских детей школьного возраста из Галиции52. § Лагеря отдыха организовывали также на территории Цар-

^ ства Польского. В путеводителе по Цехоцинку сообщалось, § что ежегодно варшавские летние лагеря присылают туда 400 ^ детей на одну смену. Здания, в которых размещали детей, § были построены и оборудованы благодаря господам Вавель-^ бергу и Ротванду. Там же находилось Товарищество Красного >з Креста (с местами для 100 больных). Гостеприимством Цехо-чн цинка пользовалось еще несколько организаций, в том числе | Варшавское благотворительное товарищество, Общество по ^ защите детей, лодзинский и плоцкий христианский и еврей-

3 ский летние лагеря, а также ясли из Згежа53.

Подобные примеры показывают, что это характерное ¿3 стремление благотворительных организаций и частных лиц а, помогать нуждающимся. Они же, впрочем, свидетельству-| ют о широко распространенной бедности, с которой, в свою ¿Г очередь, ассоциировалась неопрятность, считавшаяся ти-| пично еврейской чертой. Между тем на курортах в короткий период на небольшой территории собиралось множество а, людей. Многие из них были больны. Именно поэтому врачи

4 разработали целый список санитарных требований, касающихся такого рода мест54.

Так, доктор Юзеф Яворский, посетивший несколько курортов в Галиции, описывал неудовлетворительную санитарно-гигиеническую ситуацию в Щавнице. В его докладе можно прочесть в числе прочего об отсутствии канализации, питьевой воды, рационально продуманного вывоза мусора и коммунальных отходов. Кроме того, «уборные, такие, как там, встречаются только в отдаленной провинции; многие жилые дома вот-вот готовы обрушиться. В них просто нельзя проживать из-за угрозы здоровью и безопасности»55.

Развитие инфраструктуры в описываемых населенных пунктах часто не успевало за быстро растущим количеством

Ьч »2

приезжающих гостей. Так, в Крынице в сезон находилось около 5 000 отдыхающих, а в 1907 г. их было уже 7 000 человек. В связи с этим Яворский отмечает, что на курортах создано слишком мало мест для принятия лечебных ванн. Он комментирует также то, в каких условиях проживают гости: «Что касается гигиены в квартирах, то следует отдать дань справедливости и отметить, что многие из них в правительственных домах, а также в некоторых виллах полностью соответствуют гигиеническим требованиям, и в их случае невозможно сделать каких-либо замечаний. В свою очередь, в р иудейских домах и квартирах никакого порядка и чистоты § нет, часто эти места - сосредоточение грязи, что вполне по- о нятно, если учесть, что в одной комнате одновременно про- ^ живают 8-10 человек». Яворский критикует также рестора- о ны: «В некоторых ресторанах, в том числе в так называемых т кошерных, как меня заверяли, посетители просто напросто чн несчастны, потому что платят втридорога, а еда не только не- °

вкусная, но еще и вредная»56. В

р

о а

В отсутствии развития Щавницы Яворский обвиняет ее владельца - Академию знаний из Кракова. По его мнению, это «малопредприимчивый институт в финансовых вопро- С сах». Он описывает также, в каких условиях живут бедные о еврейские гости на этом курорте: «В Нижней Щавнице, на ^ центральной улице, можно увидеть густо поставленные ма- ° ленькие дома, в которых проживают еврейские гости. И к и порядку, и к эстетике здесь относятся с пренебрежением и н нарушают их»57. Яворский формулирует ряд правил и советов, которые должны, как ему кажется, повлиять на улучшение санитарно-гигиенических условий на курортах. В случае Крыницы он писал следующее: «Ввести более строгий санитарный контроль, особенно в районах населенного пункта, в которых проживает бедное еврейское население»58.

Можно предположить, что советы, данные Яворским, ни на что не повлияли, поскольку несколько лет спустя другой врач также писал о еврейской бедноте в Щавнице подобным образом: «Владельцы еврейских домов осознают, что сюда приезжает множество бедняков, для которых не имеет значения ни удобство, ни гигиена. Они так обустраивают свои

дома, что в них нет отдельных квартир. В каждую комнату ставится большое количество кроватей, а даже сенники без кроватей. Аренда спального места приносит им большой доход, а у их клиентов нет никаких требований. <...> Легочным з больным необходимо как можно больше свежего воздуха, а в этих домах они проживают целыми толпами в маленьких, не-§ проветриваемых помещениях в духоте, а все они в большей ^ или меньшей степени страдают болезнями легких. Не идет § речи об уборке такого рода мест, о дезинфекции. Когда один ^ из гостей уезжает, его кровать тут же занимает другой, и так § происходит в течение всего сезона»59

ж

о

сц

■а

^ Один из пионеров польского туризма и автор путеводи-

>з телей - Мечислав Орловский, живший на рубеже Х1Х-ХХ ¡^ вв. в Рыманове, вспоминал, что в этом городке евреи состав-

ляли около 80 % от общего числа жителей60. В свою очередь автор исследований, посвященных евреям из Рыманова, от-3 мечает, что на самом деле евреев в этом городке было в два

I раза меньше, чем пишет Орловский. Но еврейское население

было «в городском пейзаже доминирующим и крайне замет-¡^ ным»61. Такого рода «заметность» евреев среди других групп 1 местных жителей и гостей, связанная с их численностью,

е

^Г внешним видом (традиционной одеждой), несомненно, вли-| яли на то, что бедность рассматривалась прежде всего как § еврейский феномен. Бедное еврейское население чаще всего к, описывалось в сочетании с описаниями грязи и нужды, тогда как более богатые еврейские гости, как и владельцы элитарных пансионатов и гостиниц, в этом контексте вообще не воспринимались в качестве евреев, их еврейство как бы нивелировалось.

Самопрезентация и антисемитизм

Следует отметить, что в иных ситуациях богатых евреев охотно упрекали в инородческом происхождении. Франк Байор, исследовавший практику посещения евреями немецких курортов, отмечает, что пребывание в этих местах было прерогативой представителей аристократии и буржуазии.

К концу 60-х гг. XIX в. стало появляться все больше гостей среднего класса, мещан, а в начале XX в. - из мелкой буржуазии. Несмотря на значительное увеличение числа гостей курортов, мы не можем описывать это как явление большого масштаба. Среди гостей, например, почти не было представителей рабочего класса.

До Первой мировой войны около 90 % жителей Германии не могли позволить себе ежегодно отправляться в отпуск. Именно поэтому пребывание на курорте являлось своего рода социальной привилегией. Поездка служила не только отдыхом и была не только возможностью поправить здоро- § вье, но имела и ряд других функций. Пребывание на курор- ® те, совмещенное с соответствующей самопрезентацией, и

ьч »2

е

05

а:

тр

становилось маркером социального статуса. Кроме того, в о

р

I о

г*

случае знакомства с нужными людьми, курорт становился, т по определению Пьера Бурдье, местом капиталистического Н рынка. При помощи экономического капитала можно было ° стать обладателем капитала общественного и символиче- в ского (знакомства, социальное признание и уважение). В то же время знакомства могли привести к дальнейшему | экономическому успеху. За достаточно свободной атмос- С ферой курортной жизни стремление к представлению себя как члена определенной социальной группы (проживание в элитарной гостинице, дорогая одежда и украшения, соответствующее поведение и пр.) приводило к автоматическо- и му появлению разделений. Каждый, кто показывал таким образом свой статус в социальной иерархии, давал понять, что не является или не желает быть членом другой группы. Таким образом он выстраивал иерархию и для других гостей курорта.

Такое поведение было характерно и для еврейских, и для нееврейских гостей. Но по сравнению с другими группами жителей Германии евреев на курортах было больше всего, а кроме того, они из-за своей социально-профессиональной позиции были группой, характеризующейся экономической успешностью, что часто вызывало зависть или даже ненависть. В этом смысле курорт не создавал аполитичную частную идиллию, а отражал без всякого приукрашивания суще-

к

о ^

со

о

о

ствующие социальные конфликты, прежде всего - сильную конкурентную борьбу буржуазных слоев общества. Негодование по отношению к конкретным лицам не имело далеко идущих последствий, но восприятие их как представителей этнической, религиозной, социальной или национальной

н

а

группы к таким последствиям приводило. Самым радикаль-

§

ным результатом такого рода дискриминационных тенденций был курортный антисемитизм.

Евреи не были единственной группой, которая подвергалась дискриминации. На немецких курортах националистические настроения были направлены также против французских гостей. В некоторых случаях проявлялось еще и враж-а дебное отношение к католикам. Байор считает, что в основе

чн курортного антисемитизма не было религиозной неприязни,

как в случае антикатолицизма немецких протестантов. Он был связан с социальной функцией пребывания на курорте, а прежде всего именно с социальной самопрезентацией, которая осуждалась как «типично еврейская». Разница была 5 в том, что на немецких курортах не было организованного

а

а, антикатолицизма. Ни одно из этих мест открыто не пред-

1 ставлялось как антикатолическое62.

е

^Г Гости приносили доход властям и жителям курортно-

| го места, а те старались приспособиться к потребностям и взглядам своих гостей, создать соответствующую атмосфе-^ ру и имидж места. Несмотря на то, что зарабатывать можно было и на еврейских посетителях, многие курорты проявляли недоброжелательное и даже враждебное отношение к этой группе. Интересно, что это явление не было повсеместным. Исследователь данного феномена Франк Байор отмечает, что антисемитизм на курортах развивался до Первой мировой войны особенно на севере Германии, на побережье Северного и Балтийского морей.

В свою очередь, например, в Баварии он проявлялся в гораздо меньшей степени. Важным моментом для понимания этого феномена были религиозные различия. Опыт политики «борьбы за культуру» Бисмарка, обращенной против католиков, мог существенно ослабить рвение этой группы противостоять другим конфессиям, тогда как на протестант-

tn »2

е

05

а:

тр

ском севере дискриминация евреев проходила куда более свободно и интенсивно.

Следует подчеркнуть тот факт, что на более известных классических немецких курортах (Баден-Баден, Висбаден, Бад-Киссинген, Бад-Гарцбург и др.) царила куда более открытая и космополитичная атмосфера. С их репутацией не могли конкурировать маленькие или недавно появившиеся курорты. Последним не оставалось ничего иного, как создавать свой собственный имидж, опирающийся, например, на контраст в отношении более известных курортных местностей. Причем отсутствие сопоставимого комфорта считалось пре- § имуществом. Так что в отличие от курортов чрезмерно ро- g скошных, новые и менее известные места рекламировали как и близкие к природе, отличающиеся простотой и спокойстви- о ем, а одновременно естественностью в социальных отноше- т ниях и отсутствием «одержимости». чн

Отметим, что одну категорию мест окрестили «еврейски- ° ми курортами» (Judenbäder), другая же была известна как в «свободная от евреев» (judenfrei). Байор подчеркивает, что здесь была создана «тихая коалиция зависти» между властями курортов, которые, борясь с конкурентами, использовали с в своих рекламных стратегиях антисемитизм гостей. Таким 0 образом, зависть властей менее значимых курортов в отно- g шении их конкурентов объединилась с завистью их гостей в

а

отношении еврейских посетителей63.

и

S

ж

Другие дискриминационные тенденции

Описанные выше тенденции дискриминации не касались только немецких курортов. В Австро-Венгрии развивался национализм среди живущих на территории империи национальных групп. Немецкие националистические организации призывали австрийских туристов выбирать гостиницу или ресторан, исходя из национальности владельца, а также тратить деньги в заведениях именно у немецких австрий-цев64. Туризм, учитывавший экономические интересы собственной национальной группы, был частью борьбы между

отдельными группами за региональную политическую гегемонию и распределение финансовых средств65. Это можно заметить в высказывании Юзефа Яворского, который писал, что Крыница обладает отличными природными условиями, з но единственное, чего не хватает курорту, - это средства на *о развитие, которые он «должен получить из государственной § казны», Яворский пишет: «Если государство до сих пор не ^ передавало этих средств, я склонен верить слухам, распро-§ страненным в некоторых сферах [в Крынице - прим. авт.], ^ что на это влияют владельцы немецких курортов в Австрии § из соображений конкуренции, чтобы, ограничив кредиты,

приостановить развитие опасной для них Крыницы»66. ■а Сам аргумент о том, что деньги тратить необходимо у себя

дома, не был чем-то новым. В 1800 г. правительство коро-| ля Пруссии обратилось к прусским врачам с претензией по ^ поводу того, что они высылают на лечение за границу коро-а левских чиновников, тогда как, по мнению авторов этого обращения, условия лечения в Пруссии ничуть не хуже, чем за 3 рубежом. И именно здесь, на местных курортах, следовало гр бы оставлять деньги. Век спустя автор статьи о польских ку-| рортах (то есть тех, что находились в Царстве Польском и в ^ Галиции), по профессии врач, модифицировал этот аргумент, | превратив его в вопрос: «Можно ли заменить немецкие курорты, куда наши люди ездят такими толпами, курортами и а, здравницами других стран?» Автор отмечал, что минераль-14 ная вода на польских курортах ничуть не хуже по качеству, чем вода зарубежных курортов, прежде всего - немецких67.

Кроме этих аргументов важную роль играло отношение к полякам на немецких курортах. Принимая все это во внимание, автор делает вывод, что лучше лечиться дома и поддерживать свои курорты. Автор воспоминаний из Крыницы Бронислав Бабель также приводит экономический, патриотический и медицинский аргументы. По его мнению, Крыни-ца - «частица и гордость нашей милой родины, а также одно из средств строительства все большего и более долговечного здания, коим является увеличение национального богатства, как и одновременное создание и развитие отечественных здравниц, открытых для всех, а особенно для наших земля-

Конкуренция

С проблемами и конфликтами сталкивались не только приезжие, но и те евреи, которые постоянно проживали в ку-

ьч »2

ков, которые не ищут чужих богов за границей своей страны и не вывозят туда польские гроши, туда, где ими пренебрегают и куда они ехать не должны!»68

Б. Бабель призывал избегать иностранных курортов и в то же время писал: «<...> давайте любить свое - оставлять польские гроши на родине на благо большего развития наших собственных здравниц, таким образом мы исполним наш патриотический долг <...>»69. Упоминание об открытии курортов «для всего человечества» для Бабеля означало, несомненно, создание атмосферы космополитизма и привлечение заграничных гостей. Одновременно, взывая к патри- § отизму, автор убеждал поляков посещать местные курорты. ® Поляки, разделенные границами империй, поделивших ^ Польшу, встречались на курортах, где проходили мероприя- о тия и торжества, объединяющие их на национальной почве. | В Крынице ставились пьесы по текстам польских классиков, Н организовывались патриотические демонстрации, отмечался ° день рождения Адама Мицкевича и даже был открыт памят- в ник этого поэту. Во всех этих событиях принимали участие 0 и евреи. Сохранились фотографии, на которых видно еврей- ^ ских гостей курорта, участвующих в торжественных меро- С приятиях 3 мая (годовщина принятия Конституции Польши 0 в 1791 г.) в Щавнице. ^

Подсказки и рекомендации, касающиеся того, на какие ку- ^ рорты ехать, а каких - избегать, распространялись и среди и евреев. Еврейские журналы в Германии публиковали в начале * сезона списки мест для отдыха, пансионатов и гостиниц, где можно столкнуться с проявлениями антисемитизма70. Пресса информировала также о заграничных курортах, о ситуации в России, где евреи долгое время не могли посещать курорты на Кавказе да и во многих других местах, поскольку там дискриминация евреев была явлением совершенно обычным71.

рортных местностях. В разных городах и странах это были проблемы разного рода. Евреи жили в галицийском Рыману-ве почти четыре столетия. В XIX в. этот город стал важным центром хасидизма. Курорт в свою очередь развивался на з фоне конфликта между местными евреями и новым владель-

й 72

цем.

§ Еще более трудная ситуация сложилась в Крынице. На раз-

^ витие этого курорта повлияла в первую очередь частная ини-§ циатива прибывших сюда поселенцев, которые скупали зем-^ лю, принадлежащую правительству, но прежде всего - при-§ надлежащую крестьянам-русинам. Именно таким образом ^ курорт вместе с деревней попал в состав местной сельской ■а гмины. Совет этой территориальной единицы избирался до 70-х гг. XX в. из местных жителей. Это привело к конфликту | интересов, поскольку у поселенцев не было в совете своих ^ представителей. Бабель вспоминал, что глава гмины и совет, а состоящий из уважаемых деревенских жителей, не справлялись с многочисленными и разнообразными делами, касаю-

3 щимися сограждан, проживающих на курорте73. Со временем а, сюда приезжало все больше поселенцев, они платили все | больше налогов, что стало решающим моментом для об-¿Г ретения ими контроля над работой совета Бабель отмечал, | что сотрудничество между властями и местными жителями

развивалось успешно. Поскольку сам автор был владельцем ^ курорта и некоторое время являлся членом местного совета,

4 то, очевидно, он не мог быть беспристрастен в своих оценках.

Ненадолго приехавший в Крыницу доктор Юзеф Яворский обратил внимание на другие проблемы. В своем санитарно-гигиеническом анализе он отмечает, что препятствием на пути к улучшению ситуации было географическое положение курорта, а также юридические и социальные аспекты: «Крыница-Здруй по части находится на территории гмины Крыница, по части - гмины Слотвина, а кроме того, имеется так называемая придворная территория, принадлежащая правительству. В гмине есть свои органы самоуправления, на придворной территории свои права, а у обеих - разные обязанности. Правительство заявляет, что готово что-то сделать на своей территории, но не станет совершать этого для

Ьч »2

гмины. А гмина бедна - крестьяне отказываются ото всех удобств и улучшений и заявляют, что могут обойтись без водопровода, канализации, железной дороги и пр. Из этого территориально-юридического дуализма следует только ущерб для курорта с точки зрения санитарии и гигиены»74.

Различные интересы, следующие из этой ситуации, и потенциальное взаимное негативное восприятие могли еще более усугубляться из-за принадлежности к разным классам, национальным и религиозным группам. Крыница изначально была деревенькой, в которой жили лемки, исповедующие униатство. Приезжими были поляки и евреи. Они руководствовались разными интересами. Евреи, приехавшие в Кры- | ницу, вскоре захватили торговлю и сферу услуг - это стало ^ поводом для трений с поляками. Такого рода тенденции наш- о ли свое отражение, например, во время выборов в совет гми- | ны в 1894 году, когда местные евреи опротестовали резуль- Н таты выборов в одном из избирательных округов. Конфликт ° интересов между местными крестьянами и приезжими при- Ев вел к административному отделению деревни от курорта. Однако сам процесс задерживался из-за затянувшегося спо- ^ ра по поводу границ между старой Крыницей и новой терри- с ториальной единицей, а также по поводу дележа совместного 0 имущества. Незадолго до разделения гмины, в 1910 г., в Кры- ^ нице проживали лемки униаты (1661 чел.), поляки (606 чел.), ^ евреи (445 чел.). После разделения в Крынице-Здруе поляки и и евреи составляли большинство, а лемки оказались в мень- *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шинстве75.

С проблемами сталкивались евреи и в немецком городе Баден-Баден до обретения ими полного юридического равенства в 1862 г. Проблемы эти были следствием жестких ограничений, касающихся права постоянного проживания. С одной стороны, до введения равных прав для местных жителей гости курорта не ущемлялись в правах, для них не создавалось особых условий, с другой стороны - процесс выдачи разрешения на торговлю для евреев, желавших начать в городе свое дело, встречал сопротивление местных торговцев и ремесленников. Деятельность государства, направленная на уравнивание всех граждан в правах, воспринималась как

угроза правовой автономии города. В спорах использовались антисемитские аргументы. Евреев охотно принимали на курорте в качестве гостей, но не желали видеть среди постоянных жителей города76.

3 Несмотря на различные внутренние конфликты, евреи поддерживали интересы курортов, влияя на конкуренто-

§ способность наиболее известных из них. В 1902 г. в Бад-^ Киссингене была достроена так называемая Новая синагога § (по контрасту с более скромной и маленькой Старой сина-^ гогой, существовавшей с конца XIX в.). Было принято ре-§ шение построить это здание в неороманском стиле, чтобы ^ подчеркнуть успешную интеграцию местных евреев. Размер ■а и представительность здания должны были свидетельство-¡5 вать о росте значения еврейской общины в городе и созда-| вать имидж Бад-Киссингена как открытого курорта мирово-о го класса. Сама местная еврейская община была достаточно а либеральна. Но строительство синагоги затеивалось не только из-за местных евреев, но и из-за гостей. Поэтому было ¿з принято решение адаптировать помещение синагоги также ¡1 и для ортодоксальных евреев77. Здесь можно отметить ту же | логику, что сработала и в соседнем Баден-Бадене, где при фи-¿Г нансовой поддержке городских властей в 1899 г. была воз-| ведена синагога в неороманском стиле. Местная еврейская община тоже была вполне либеральна, и поэтому, принимая ^ во внимание потребности гостей (в том числе ортодоксов),

4 было решено отказаться от органа в синагоге и устроить в помещении галерею для женщин78. Таким образом, евреи также участвовали в конкурентной борьбе между двумя курортами.

Перевод с польского Марии Макаровой

1 BrennerM. Zwischen Marienbad und Norderey: der Kurort als „Jewis Space"// Jüdischer Almanach des Leo Beack Instituts / Herausgegeben von Dachs G. Frankfurt am Main, 2001. S. 129-131.

2 W§glarz B.A., Lelito A. Zydzi w szczawnickim kurorcie. Szczawnica, 2005. S. 19.

tn »2

3 Szapiro P. Kleiner Juliusz Edwin // Zydzi Polscy - historie niezwykle. War-szawa, 2010. S. 162-163.

4 Potocki A. Zydzi rymanowscy. Rzeszow, 2000. S. 39-43.

5 Brenner M. Zwischen Marienbad und Norderey. S. 132-133.

6 Sommer H. Zur Kur nach Ems. Ein Beitrag zur Geschichte der Badereise von 1830 bis 1914. Stuttgart, 1999. S. 328-332.

7 Ibid. S. 334-335.

8 Babel B. Wspomnienia z Krynicy. Nowy S^cz, 1896. S. 36-50; 80. т

9 Ibid. S. 58, 74-79. во

10 Slokar J. Die volkswirtschaftliche Bedeutung der Kurorte // Österreichisches Bäderbuch. Offizielles Handbuch der Bäder, Kurorte und Heilanstalten Öster- g reichs / (Hg.) Diem K. Berlin, 1914. S. 162. р

11 Babel B. Wspomnienia z Krynicy. S. 52. а

12 BajohrF. „Unser Hotel ist judenfrei". Bäder-Antisemitismus im 19. und 20. Jah- н rhundert. Frankfurt am Main, 2003. S. 24-25. |

13 Крыница фигурирует в качестве места действия в произведениях Михала й Балуцкого и Юзефа Игнация Крашевского. См. Pölchlopek S. Kartki z zycia ta kulturalnego // Krynica. Krakow, 1994. С. 281. т

14 Шолом-Але1хем. Мариенбад. Не роман, а путаница в 36 письмах, 14 0 любовных записках и 46 телеграммах // Шолом-Але1хем. Собрание g сочинений. Т. 6. Москва, 1961. C. 256-257. й<

15 Zadoff M. Next Year in Marienbad. The Lost Worlds of Jewish Spa Cultures. В Philadelphia, 2012. P. 187-195. 0

16 Из 294 населенных пунктов, признанных курортами, 66 насчитывали менее 500 жителей, 129 - менее тысячи жителей, а 249 - менее 5 тыс. жите-

а

Slokar J. Die volkswirtschaftliche Bedeutung der Kurorte. S. 159-162.

Latkowski J. Przewodnik po Maryenbadzie i okolicach. Krakow, 1900. S. 5. s

Ibid. S. 11. o

Die Ostsee-Bäder. Praktischer Reiseführer. Berlin, 1908-1909. S. 21. ^

Ibid. S. 19, 62. s

Bajohr F. „Unser Hotel ist judenfrei". S. 38.

Latkowski J. Przewodnik po Maryenbadzie i okolicach. S. 9.

Orlowicz M. Przewodnik po Europie I. Europa Wschodnia i Srodkowa (Rosya,

Austro - W^gry, Niemcy i Szwajcarya). Krakow, 1914. S. 173.

Ibid. S. 142, 143-144, 145, 148.

Bajohr F. „Unser Hotel ist judenfrei". S. 38.

Schindler A. Der verbrannte Traum. Jüdische Bürger und Gäste in BadenBaden. Baden-Baden, 1992. S. 9.

BeckH.-J., WalterR. Jüdisches Leben in Bad Kissingen. Bad Kissingen, 1990. S.

45-48.

Wgglarz B. A., Lelito A. Zydzi w szczawnickim kurorcie. S. 14. Przewodnik po zdrojowiskach i uzdrowiskach polskich / Red. Pelczar Z., Zani-etowski J. Krakow, 1913. S. 91. Ibid. S. 85.

Duda T. Miasto i mieszkancy // Krynica / Red. KirykF. Krakow, 1994. S. 248.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

ж

а

Д

Vo

о

?!

«

о ^

и

ч

й о н ч о

В

а

й о н

л ^

а &

Die Ostsee-Bäder. Praktischer Reiseführer. S. 36-37. Przewodnik po zdrojowiskach i uzdrowiskach polskich. S. 39. Naí^czów. Zaklad leczniczy cafy rok otwarty. 1901.

Bandrowski J. Pierwszy ilustrowany przewodnik po Ciechocinku i okolicy. Warszawa, 1908. S. 70. Ibid. S. 70, 81, 95. Ibid. S. 101.

Schindler A. Der verbrannte Traum. S. 22-25. Ibid. S. 22.

См. Sommer H. Zur Kur nach Ems. S. 332-333. Zydzi w szczawnickim kurorcie. Szczawnica. S. 1. Schindler A. Der verbrannte Traum. S. 25.

Landman S. Nachwort // Scholem Alejchem, Marienbad. Ein Roman in Briefen / Aus dem Jiddischen neu übertragen und herausgegeben von Landman S. München, 1992. S. 235.

Brenner M. Zwischen Marienbad und Norderey. S. 121. Schindler A. Der verbrannte Traum. S. 19-21. Slokar J. Die volkswirtschaftliche Bedeutung der Kurorte. S. 161. WgglarzB.A., Lelito A. Zydzi w szczawnickim kurorcie. S. 19. Из данного текста не до конца ясно, когда выдавались такого рода справки. Вероятно, речь идет о межвоенном периоде. BajohrF., „Unser Hotel". S. 39.

Przewodnik po zdrojowiskach i uzdrowiskach polskich. S. 32. Ibid. S. 47.

Wgglarz B.A., Lelito A. Zydzi w szczawnickim kurorcie. S. 16. Bandrowski J. Pierwszy ilustrowany przewodnik po Ciechocinku i okolicy. S. 111-112.

Zörkendörfer K., Kurorthygiene // Österreichisches Bäderbuch. S. 154-158.

Jaworski J. Zdrojowiska i uzdrowiska: Rabka, Zakopane, Szczawnica, Zegie-

stów, Krynica. Warszawa, 1908. S. 7.

Ibid. S. 9-11.

Ibid. S. 6-7.

Ibid. S. 7.

Wgglarz B.A., Lelito A. Zydzi w szczawnickim kurorcie. S. 15. Любопытно, что Орлович в своем путеводителе в 1914 г. отметил, что гостями Рыманува в основном были поляки. См. Orlowicz M., Przewodnik po Europie I. Europa Wschodnia i Srodkowa (Rosya, Austro-W^gry, Niemcy i Szwajcarya. Kraków, 1914. С. 144. Одновременно он указывает, что Ры-манув был одним из наиболее известных центров хасидизма в Галиции, и туда приезжали толпы еврейских паломников. См.: Potocki A. Zydzi ry-manowscy. S. 42. Ibid. S. 10.

Bajohr F. „Unser Hotel ist judenfrei". S. 21-28. Ibid. S. 16-20, 34-37.

Judson P. „Every German Visitor Has a völkisch Obligation He Must Fulfill". Nationalist Tourism in the Austrian Empire, 1880-1918 // Histories of Leisure / Ed. by R. Koshar. Oxford, New York, 2002. P. 147.

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

tn »2

Ibid. P. 149.

Jaworski J. Zdrojowiska i uzdrowiska. S. 11-12.

Dobrzycki H. Polskie zdrojowiska lecznicze w porownaniu z zagranicznemi a glownie niemieckiemi. Warszawa, 1910. S. 4. Babel B. Wspomnienia z Krynicy. S. 124-127. Ibid.

BajohrF. „Unser Hotel ist judenfrei". S. 16. Ibid. S. 142-152. !

Potocki A. Zydzi rymanowscy. S. 45-46. o

Babel B. Wspomnienia z Krynicy. S. 96-99, 121-124.

Jaworski J. Zdrojowiska i uzdrowiska. S. 10. g

Duda T., Miasto i mieszkancy. S. 240-242. p

Schindler A. Der verbrannte Traum. S. 28-30. a

BeckH.-J., WalterR. Jüdisches Leben. S. 20-26. g

Schindler A. Der verbrannte Traum. S. 39-44. °

s< s

ta

o ^

3

o Ä Ä o

s<

»2

o a

р

I о

r

55 a;

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.