Научная статья на тему '"БЫВШИЕ ЛЮДИ" В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО И Л. АНДРЕЕВА'

"БЫВШИЕ ЛЮДИ" В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО И Л. АНДРЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ГОРЬКИЙ / Л. АНДРЕЕВ / БЫВШИЕ ЛЮДИ / РАССКАЗ / БИОГРАФИЯ / СХОДСТВО / ПОЛЕМИКА / ГЕРОЙ / КОНТРАСТ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михеичева Е.А.

Тема «бывших людей» возникает в раннем творчестве и М. Горького, и Л. Андреева, и в подходе к ней у писателей-современников есть как сходство, так и отличие. М. Горький, который отрочество и юность провел «в людях», видит достоинства и недостатки «бывших людей». Для Л. Андреева «бывшие люди» - жертвы социального неравенства, и они заслуживают только сочувствия и сострадания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMER PEOPLE” IN M. GORKY AND L. ANDREYEV'S WORKS

“Former people” theme appears in early works of M. Gorky and L. Andreyev and in their approach there are similarities and differences. M. Gorky, who spent his youth “in people”, saw their virtues and shortcomings. For L. Andreyev “former people” are victims of social inequality and deserve only compassion.

Текст научной работы на тему «"БЫВШИЕ ЛЮДИ" В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО И Л. АНДРЕЕВА»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 82-3 МИХЕИЧЕВА Е.А.

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX-XXI веков и истории зарубежной литературы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: inoliterat@mail.ru

UDC 82-3

MIKHEICHEVA E.A.

Doctor of Philology, Professor, Department of Russian Literature of the XX-XXI Centuries and the History of Foreign Literature, Orel State University E-mail: inoliterat@mail.ru

«БЫВШИЕ ЛЮДИ» В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО И Л. АНДРЕЕВА "FORMER PEOPLE" IN M. GORKY AND L. ANDREYEV'S WORKS

Тема «бывших людей» возникает в раннем творчестве и М. Горького, и Л. Андреева, и в подходе к ней у писателей-современников есть как сходство, так и отличие. М. Горький, который отрочество и юность провел «в людях», видит достоинства и недостатки «бывших людей». Для Л. Андреева «бывшие люди» - жертвы социального неравенства, и они заслуживают только сочувствия и сострадания.

Ключевые слова: М. Горький, Л. Андреев, бывшие люди, рассказ, биография, сходство, полемика, герой, контраст, пейзаж.

"Former people" theme appears in early works of M. Gorky and L. Andreyev and in their approach there are similarities and differences. M. Gorky, who spent his youth "in people", saw their virtues and shortcomings. For L. Andreyev "former people" are victims of social inequality and deserve only compassion.

Keywords: M. Gorky, L. Andreyev, "former people", short story, biography, similarity, polemics, hero, contrast, landscape.

К проблеме «Горький-Андреев» не раз обращались исследователи. Существенный вклад в разработку проблемы внесло издание 72 тома «Литературного наследства» [5], вступительная статья к нему К.Д. Муратовой. Личные взаимоотношения писателей и их перекличка в творчестве интересовали как современников Л. Андреева - М. Горького (А. Блока, А. Белого, М. Волошина, В. Буренина, В. Воровского, А. Луначарского), так и исследователей более позднего времени: (В.И. Беззубова, Ю.В. Бабичеву, Л.А. Иезуитову, Л.А. Колобаеву, Л.А. Смирнову, В.А. Мескина и многих других). «Они несоединимы, но и немыслимы один без другого» - так назвала главу об Андрееве - Горьком в своей книге «Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна» Г.Н. Боева, она же говорит о «скрытой полемике с Горьким» [3, с. 357], которую на протяжении всей творческой жизни вел Андреев. На наш взгляд, полемическая составляющая есть и в заявленной нами теме.

Тема «бывших людей» возникает в раннем творчестве и Горького, и Андреева, и в подходе к ней у них есть как сходство, так и отличие. Сходство состоит в том, что Горький, как и Андреев, в художественной форме передает факты собственной жизни, а отличие проистекает из того, что судьбы их, особенно на раннем этапе жизни, во многом различны.

Андреев родился в благополучной, с хорошим достатком семье (по крайней мере, достаток был да 1887 года - до смерти отца семейства), успешно окончил Орловскую мужскую классическую гимназию, затем юридический факультет Московского университета, по-

сле окончания университета неплохо кормила журналистика, хотя он и называл ее «поденщиной». Первая же книга рассказов (1901) сделала его известным писателем.

Биография Горького широко известна: отца потерял в трехлетнем возрасте, мать умерла в 1877 году, когда мальчику было 9 лет, но еще до смерти матери он был отдан в дом деда, владельца красильной мастерской в Нижнем Новгороде. Краткое обучение в приходской школе и в слободском реальном училище не давало права поступления в университет, поэтому «школой» стала жизнь «в людях». Андреев в молодости видел жизнь из окна уютного домика на 2-й Пушкарной улице в Орле -Горький странствовал, сменил массу профессий, узнал, что такое голод, тяжкий труд, людская неблагодарность.

Хотя есть и «схождение» биографий писателей-современников. Как и Андреев, Горький занимался журналистской деятельностью, писал статьи, фельетоны, очерки для «Самарской газеты» (Андреев работал в газете «Курьер»), а с 1897 г. сотрудничал с журналами «Русская мысль», «Новое слово», другими изданиями. Оба в юности были психически неуравновешенными подростками, что проявилось в склонности к самоубийству (у Андреева этот факт его биографии нашел художественное воплощение в рассказе «Весной», в пьесе «Младость», у Горького - в повести «Мои университеты»). Оба быстро «пошли в гору», стали известны: у Горького в 1898 году вышло 2 тома произведений, у Андреева, при активном участии Горького, в 1901 году -книга рассказов.

© Михеичева Е.А. © Mikheicheva E.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (94), 2022 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 94. 2022

Герои ранних рассказов Горького обладают сходными качествами. Многие из них когда-то имели приличную жизнь, профессию, считали себя членами общества, теперь же они - «бывшие люди»: скверно ругаются, пьют водку, воруют. Такими их делает жизнь. Емельян Пиляй, герой одноименного рассказа, настолько обозлен на жизнь, что готов «клюкнуть денежного человека по башке». Случайная встреча с девочкой, которая хотела утопиться, помогает раскрыться в Емельяне, казалось бы, немыслимым для него качествам - доброте и жалости. И сразу вспоминается рассказ Андреева «Что видела галка», в котором готовые к разбою и убийству люди под влиянием речей священника осознают свой грех и раскаиваются.

«Иди ты, брат, на соль!» - с этой фразы начинаются несколько рассказов Горького. «Идти на соль» - это и спасение (не подохнешь с голоду), и погибель («дело каторжное», «отчаянное дело»). Глубже понять трагизм жизни помогает пейзаж. Контраст удушающей жары

- и «волн Кубани» (тот же контраст помогает раскрытию трагических судеб героев рассказа «Дед Архип и Ленька»); степи по обе стороны реки - как противопоставление рабства и свободы, зла и добра. У Андреева жара также сопутствует трагедиям: в жаркий июльский полдень тонет «худенький, черненький мальчик Вася», сын Василия Фивейского; жарким летом трагически гибнут попадья и Семен Мосягин («Жизнь Василия Фивейского»), и эти события ломают судьбы других людей.

Рассказы «Мой спутник» и «Челкаш» написаны в 1894 году и близки по стилистике. Горький суров и бескомпромиссен в отношении к своим героям. Встреча героя рассказа с князем Шакро Птадзе происходит в гавани, как и встреча Челкаша с Гаврилой; и «сутолока порта» - свист пароходов и локомотивов, звон цепей, крики рабочих - способствует тому, что человек ощущает себя жалким и беспомощным в этом водовороте портовой жизни.

В повести «Горемыка Павел» рассказывается о судьбе человека, которого «ткнули под забор» родители

- «очень скромные люди» [4, Т.1, с. 192] - и фактически обрекли на «житие под забором». С горькой иронией называя «младенца Павла» «истым фаталистом», рассказчик, тем не менее, подтверждает фатальную неизбежность тех несчастий, которые выпали на долю Павла, начиная с рождения и кончая приговором - двенадцать лет каторги за убийство любовницы.

На наш взгляд, нечто «горьковское» есть в героях ранних рассказов Андреева. Так, будочник Арефий Гиблый, проникшийся сочувствием к «младенцу Павлу» и усыновивший мальчика, представлен Горьким «человеком мрачным, сутулым, любителем одиночества... и страшным ненавистником многословия» [4, Т.1, с. 194], и эти качества сближают его с «городовым бляха № 20» Иваном Акиндиновичем Бергамотовым из рассказа Андреева «Баргамот и Гараська». «Высокий, толстый, сильный, громогласный» герой Андреева напоминает «мастодонта или одного из тех милых, но по-

гибший созданий», которые давно покинули землю [1, Т.1, с. 43].

Один из любимых художественных приемов раннего Горького - прием контраста. Герой-повествователь в рассказе «Мой спутник», добрый, бескорыстный, искренне желает помочь случайному попутчику; он даже способен вынести унизительное помыкание со стороны своего спутника. Князь Шакро, напротив, грубый, бесцеремонный, ленивый, кичащийся знатностью и богатством, о которых он постоянно напоминает попутчику. Его вполне устраивает «захват чужой личности» - возможность жить за счет другого человека. У него своя философия, согласно которой он - представитель знатного кавказского рода - может и должен пользоваться всеми благами жизни. В итоге, все его обещания «наградить» спутника в Тифлисе, где у него «все есть», оказываются ложью. «Он научил меня многому, чего не найдешь в толстых фолиантах, написанных мудрецами» [4, Т. 1, с. 149] - признается герой рассказа.

Венчает тему «бывших людей» в творчестве М. Горького пьеса «На дне», в которой весь пласт этой части русского мира представлен в широком многообразии. Это и вчерашний рабочий Клещ, который надеется на возвращение в профессию, и мечтающий о спокойной семейной жизни потомственный вор Пепел, и романтически настроенная проститутка Настя, и навевающий «человечеству сон золотой» странник Лука, и избравший бродяжничество способом протеста Сатин.

Героями ранее упомянутого рассказа «Баргамот и Гараська» Л. Андреева, напечатанного в московской газете «Курьер» и обратившего на начинающего писателя внимание современников, М. Горького в том числе, становятся «обитатели одной из окраинных улиц города Орла. - пушкари, «проломленные головы», жители Пушкарной улицы. Кстати, сейчас это не окраина, а почти центр города, и хотя улица Вторая Пушкарная еще сохраняет некоторый «андреевский» колорит (на ней находится дом-музей Л.Н. Андреева), вокруг постепенно вырастают многоэтажные дома. В рассказе упоминается «угол Пушкарной и 3-й Посадской улиц», где стоял на посту Иван Акиндинович Бергамотов. «У Михаила Архангела звонили?» [1, Т.1, с. 48] - спрашивает Гараська Баргамота. Имеется в виду церковь, в которой крестили самого Леонида Андреева.

Герой рассказа «Алеша-дурачок» - одиннадцатилетний мальчик, в котором узнаваем сам Андреев. Определив жанр произведения как «очерк», Андреев хочет подчеркнуть его документальность. С тонкой иронией, в принципе характерной для ранней прозы Андреева, лирический герой описывает свое громоздкое одеяние, сравнивает себя с путешественником, «придавленным обвалом в Альпийских горах». «Дом наш находился на окраине города О. по Пушкарной улице» [1, Т.1, с. 70] -сообщает «Мелит Николаевич» (так называет его в доме прислуга, для которой имя «Леонид» слишком сложно в произношении). В первый раз увидев несчастного Алешу («заметил чьи-то грязные ноги, попиравшие чистые каменные ступени парадного крыльца»), мальчик,

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

«влюбился в него», и эта любовь - не что иное, как сострадание, интуитивное осознание несправедливости мира, который делит людей на сытых, благополучных и обездоленных, несчастных. «Детское сердце, еще не уставшее любить и сострадать», противопоставлено в рассказе очерствевшим сердцам взрослых, способных поддаться на уговоры и один раз совершить доброе дело (мать дала Алеше рубль, а отец позволил ему остаться на кухне), но не проникнуться состраданием и любовью, на которые способен маленький герой.

В рассказе «Из жизни штабс-капитана Каблукова» в «мерзком городишке», в котором прозябает штабс-капитан, также узнаваем Орел. «В деревне Собакиной» бедствуют родственники денщика Кукушкина, ради которых он идет на воровство. Деревня Собакино также находится в Орловской губернии. Название происходит от фамилии владельцев - Московских и Орловских дворян Собакиных. Позже деревня переименована в село Архангельское, название которому дано по названию церкви, служившей приходом для жителей окрестных деревень, в том числе сельца Горохово, уроженцем ко-

торого был Н.С. Лесков. В 1831 году будущего автора «Очарованного странника» и других гениальных произведений крестили «в селе Горохово, оно же Собакино Орловского уезда и губернии» [см. 2, Ашихмина]. Современное название села - Володарское; в честь революционера В. Володарского.

Таким образом, Горький, сам какое-то время принадлежавший к разряду «бывших людей», знавший их жизнь не со стороны, видевший их достоинства и недостатки, в подходе к созданию этих образов старается быть максимально объективным: он сочувствует их несостоявшимся судьбам, но долю вины возлагает и на них самих. Прообразами героев Андреева были реальные люди, жизнь которых он наблюдал из «красивого», «богатого» дома (рассказ «У окна»), искренне им сочувствовал, но не был их товарищем по несчастью. Андреевские «бывшие люди» заслуживают только сочувствия: они жертвы социального неравенства, и изменить их жизнь могут только серьезные общественные преобразования.

Библиографический список

1. АндреевЛ.Н. Собрание соч.: В 6., Т.1. М., 1990.

2. АшихминаЕ.Н. В этом странном городе... Орел, 2016.

3. Боева Г.Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна. СПб, 2016.

4. ГорькийМ. Собрание соч.: В 8 т., Т.1. М., 1987.

5. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. Литературное наследство. Т.72. М: Наука. 1965.

References

1. AndreevL.N. Collectedworks: In6., V.1. M., 1990.

2. AshikhminaE.N. In this strange city... Orel, 2016.

3. Boeva G.N. Creativity of Leonid Andreev and the era of modernity. St. Petersburg, 2016.

4. GorkyM. Collection of works: In 8 vols., Vol. 1. M., 1987.

5. Gorky and Leonid Andreev. Unpublished correspondence. literary heritage. T.72. M: Science. 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.