Научная статья на тему 'БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 г.'

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджеты регионов / доходы бюджетов / расходы бюджетов / государственный долг регионов / бюджетные кредиты / коммерческие кредиты / regional budgets / consolidated budgets of constituent entities of the Russian Federation / budget revenues / budget expenditures and budget deficit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Арлашкин, Александр Дерюгин

Несмотря на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, рост поступлений этого налога позволил большинству регионов достичь высоких темпов увеличения доходов и частично восстановить производительные расходы. При этом большинство регионов продолжают придерживаться жесткой бюджетной политики, сдерживая рост расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Budgets in Q1 2017

Despite cutting the rate for the regionally levied profit tax, profit tax revenues have contributed largely to boosting growth rates of regional budget revenues and to the partial recovery of productive expenditures. However, most of the regions are still opting for a tough fiscal policy, trimming growth of revenues.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 г.»

Региональные проблемы

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 г.*

Игорь АРЛАШКИН

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Е-та11:аг1аБИк1п@1ер.ги Александр ДЕРЮГИН

Директор Центра исследований региональных реформ, руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Е-таИ: deryugin@ranepa.ru

Несмотря на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, рост поступлений этого налога позволил большинству регионов достичь высоких темпов увеличения доходов и частично восстановить производительные расходы. При этом большинство регионов продолжают придерживаться жесткой бюджетной политики, сдерживая рост расходов.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов, расходы бюджетов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, коммерческие кредиты.

Доходы

По итогам исполнения региональных и местных бюджетов за первый квартал 2017 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли относительно аналогичного периода предыдущего года

на 16,8%, что существенно выше уровня инфляции (104,3%) за период с марта 2016 г. по март 2017 г. В 70 регионах доходы консолидированного бюджета превысили уровень первого квартала 2016 г. В 64 из них темпы роста доходов превысили указанный уровень инфля-

Рис. 1. Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 10 (48) (май 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Бюджеты регионов: доходы растут, жесткая политика сохраняется»).

ции. Это связано с высокими темпами роста доходов в январе и марте 2017 г., которые составили соответственно 137,0 и 115,1% к январю и марту предыдущего года. (См. рис. 1.)

Основными источниками роста доходов в первом квартале 2017 г. стали налог на прибыль организаций (130,5% к первому кварталу 2016 г.), налог на имущество (112,9%), а также неналоговые доходы (113,2%).

Высокие темпы роста поступлений в региональные бюджеты налога на прибыль были достигнуты, несмотря на передачу с 1 января 2017 г. 1 п.п. ставки этого налога с регионального на федеральный уровень.

Темпы роста НДФЛ - основного источника доходов региональных и местных бюджетов (30,4% всех доходов консолидированных бюджетов в 2016 г.) - за первые три месяца 2017 г. составили 106,9%, что ниже и средних темпов роста налоговых и неналоговых поступлений (115,8%), и темпов роста НДФЛ в 2016 г. (107,5%). В целом динамика НДФЛ соответствовала темпам повышения заработной платы в экономике. (См. рис. 2.)

Темпы роста собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2017 г.

составили 115,5% к соответствующему периоду 2016 г. Из основных доходных источников помимо НДФЛ относительно низкими темпами росли межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней (103,9%), что вполне соответствует тенденциям прошлого года.

В территориальном разрезе ситуация достаточно неоднородная. Если рассматривать средние темпы увеличения доходов по федеральным округам, то лидерами роста здесь являются Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, где соответствующие темпы составили 119,8, 120,0, 132,8, 121,6 и 121,9%. В отстающих - Северо-Кавказский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа с темпами роста соответственно 106,5, 98,1 и 101,0%. Таким образом, все федеральные округа разделились на группы с быстрыми и медленными темпами роста доходов.

Если исключить влияние отдельных регионов на общую картину в федеральном округе и рассматривать доли регионов, темпы роста доходов консолидированных бюджетов которых превысили определенный уровень, то здесь явным аутсайдером является СевероКавказский федеральный округ. К лидерам

Рис. 2. Темпы роста общего объема поступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, в % к соответствующему периоду предыдущего года

можно отнести Приволжский федеральный округ, в котором этот показатель составил 100%, а в половине регионов округа был превышен уровень в 120%.

Как и в прошлом году, в первом квартале 2017 г. рост доходов консолидированных бюджетов 14 регионов-доноров, не получавших в последние два года дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, несколько отставал от соответствующей динамики менее обеспеченных регионов (115,7% против 117,8%). Эта разница еще более заметна в темпах роста поступлений налога на прибыль (119,3% против 149,8%). Однако судить о наличии тенденции к сокращению фискальной дифференциации между богатыми и бедными регионами пока рано.

Предварительные данные об исполнении региональных бюджетов за первые четыре месяца 2017 г. показывают серьезное изменение темпов роста доходов в апреле: если по итогам первого квартала 2017 г. рост доходов кон-

солидированных бюджетов субъектов РФ составил 116,8%, то по итогам четырех месяцев - всего 104,3%. Поступления же в региональные бюджеты налога на прибыль организаций упали в апреле более чем вдвое, составив 46,9% к апрелю 2016 г.

Однако эти результаты нельзя интерпретировать как резкое изменение тренда в динамике бюджетных доходов регионов, поскольку они в значительной степени обусловлены переносом платежей налога на прибыль на 2 мая. Таким образом, итоги первых четырех месяцев 2017 г. оказываются несопоставимыми с тем же периодом 2016 г., и поэтому делать выводы о какой-либо динамике можно будет лишь по итогам января-мая.

Расходы

За первые четыре месяца 2017 г. общий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 104,4% к аналогичному периоду предыдущего года, что близко к уров-

Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2016 и 2017 гг.

Прирост: 1 кв. 2017 г. Доля в общем объеме расходов, в %

к1 кв. 2016 г., в % I кв. 2016 г. I кв. 2017 г.

Расходы бюджета - всего 7,1 100,0 100,0

Общегосударственные вопросы 7,7 6,3 6,3

Национальная оборона 6,9 0,0 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 6,3 1,0 1,0

Национальная экономика 12,7 13,3 14,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 18,8 7,5 8,3

Охрана окружающей среды 18,1 0,3 0,3

Образование 4,1 28,8 28,0

Культура и кинематография 12,6 3,4 3,6

Здравоохранение -47,1 16,0 7,9

Социальная политика 47,3 18,9 26,0

Физическая культура и спорт 35,7 1,8 2,3

Средства массовой информации -6,4 0,5 0,5

Обслуживание государственного и муниципального долга -8,2 2,1 1,8

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ -39,2 0,0 0,0

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.

ню ИПЦ, который за тот же период (апрель 2017 г. к апрелю 2016 г.) составил 104,1%.

Положительная динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам января-апреля текущего года наблюдалась в 46 регионах, но только у 22 из них прирост расходов превысил уровень инфляции за аналогичный период. Таким образом, реальные расходы большинства регионов в этот период сократились.

Кассовое исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за первые четыре месяца 2017 г. составило 27,1%, что достаточно близко к «идеальному» значению в 33,3% (треть объема расходов за треть года). При этом только у четырех регионов кассовое исполнение превысило 33,3%. В то же время у шести регионов оно составило менее 25% утвержденных назначений по расходам.

Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. практически не изменилась, хотя можно отметить увеличение долей расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание долга, что связано прежде всего с активной федеральной политикой по замещению доро-

гих в обслуживании банковских кредитов дешевыми бюджетными. (См. таблицу.)

Резкие изменения долей расходов на здравоохранение и социальную политику, скорее всего, носят «технический» характер: начиная с 2017 г. практически все регионы стали отражать уплату страховых взносов на ОМС за неработающее население по разделу «Социальная политика», тогда как в прежние годы многие регионы отражали эти расходы по разделу «Здравоохранение». Из негативных тенденций следует отметить снижение доли расходов на образование на 0,8%. При этом по разделу «Образование» в первом квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 12% сократились расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности и на 15% - на социальное обеспечение и иные выплаты населению.

Сбалансированность бюджетов и государственный долг

Сохранение относительно высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов, а также меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики, позволили минимизировать бюджетный дефицит и стабилизировать размер государствен-

Рис. 3. Динамика государственного долга субъектов РФ, млрд. руб.

2500

-Субъекты РФ без 14 регионов-доноров -14 регионов-доноров -Итого

Источник: рассчитано по данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

ного долга регионов: с 1 апреля 2016 г. по 1 апреля 2017 г. региональный долг не только не вырос, но даже снизился в номинальном выражении на 3,2% - до 2,275 трлн. руб.

Несмотря на наличие положительного тренда в решении долговой проблемы регионов, сейчас еще рано говорить об однозначности и устойчивости этой тенденции. Сравнение динамики государственного долга регионов-доноров и остальных субъектов РФ показывает, что уменьшение общего объема долга обусловлено исключительно сокращением госдолга регионов-доноров, у которых он и так находится на относительно низком уровне. В остальных регионах объем государственного долга стабилизировался, а не снизился. (См. рис. 3.)

Достижение практически нулевых темпов роста государственного долга в менее обеспеченных регионах на фоне относительно неплохих темпов роста доходов будет способствовать снижению долговой нагрузки регионов. При сохранении до конца года темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, продемонстрированных в первом квартале 2017 г., отношение государственного долга регионов к доходам в марте

2017 г. по сравнению с мартом 2016 г. снизится с 33,8 до 27,9%, а по регионам, для которых долговая проблема стоит более остро, это сокращение станет еще более значительным - с 56,3 до 47,8%. (См. рис. 4.)

В структуре государственного долга регионов в текущем году в целом преобладают те же тенденции, что и в предыдущем, - увеличение доли кредитов из федерального бюджета (на 1 апреля 2017 г. она составила 47,4%) и сокращение доли дорогих кредитов кредитных организаций (28,7%), которая еще два года назад превышала долю бюджетных кредитов. (См. рис. 5.) Это стало результатом роста с 2014 г. объемов предоставляемых бюджетных кредитов в целях замещения дорогих коммерческих. Высокий уровень сбалансированности региональных бюджетов позволит сохранить эту тенденцию, что также будет способствовать сокращению расходов на обслуживание долга.

Таким образом, тенденции замедления роста, а затем и снижения долговой нагрузки регионов, обозначившиеся в 2016 г., сохраняются и в 2017 г., что дает повод говорить о наличии реальных перспектив решения долговой проблемы регионов.

Рис. 4. Динамика государственного долга субъектов РФ относительно налоговых и неналоговых доходов их бюджетов, в %

-Субъекты РФ без 14 регионов-доноров -14 регионов-доноров -Итого

Источник: рассчитано по данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

Что касается отдельных субъектов РФ, то в настоящее время наиболее остро долговая проблема стоит в Кабардино-Балкарской Республике. Вследствие резкого падения бюджетных доходов от акцизов на алкогольную продукцию, которое будет носить долгосрочный характер, и сокращения доходов консолидированного бюджета республики за январь-апрель текущего года на 18,1% размер ее госу-

дарственного долга за последние 12 месяцев вырос на 74% (в значительной степени из-за привлечения коммерческих кредитов), что составляет 137% к уровню налоговых и неналоговых доходов региона. В данном случае основной проблемой является не столько уровень накопленного государственного долга, сколько перспективы его дальнейшего роста в течение года. ■

Рис. 5. Структура государственного долга субъектов РФ, в %

-Ценные бумаги

-Кредиты от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций

-Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

-Государственные и муниципальные гарантии

Источник: рассчитано по данным Минфина РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.