Региональные проблемы
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 г.*
Игорь АРЛАШКИН
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Е-та11:аг1аБИк1п@1ер.ги Александр ДЕРЮГИН
Директор Центра исследований региональных реформ, руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Е-таИ: [email protected]
Несмотря на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, рост поступлений этого налога позволил большинству регионов достичь высоких темпов увеличения доходов и частично восстановить производительные расходы. При этом большинство регионов продолжают придерживаться жесткой бюджетной политики, сдерживая рост расходов.
Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов, расходы бюджетов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, коммерческие кредиты.
Доходы
По итогам исполнения региональных и местных бюджетов за первый квартал 2017 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли относительно аналогичного периода предыдущего года
на 16,8%, что существенно выше уровня инфляции (104,3%) за период с марта 2016 г. по март 2017 г. В 70 регионах доходы консолидированного бюджета превысили уровень первого квартала 2016 г. В 64 из них темпы роста доходов превысили указанный уровень инфля-
Рис. 1. Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % к соответствующему периоду предыдущего года
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 10 (48) (май 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Бюджеты регионов: доходы растут, жесткая политика сохраняется»).
ции. Это связано с высокими темпами роста доходов в январе и марте 2017 г., которые составили соответственно 137,0 и 115,1% к январю и марту предыдущего года. (См. рис. 1.)
Основными источниками роста доходов в первом квартале 2017 г. стали налог на прибыль организаций (130,5% к первому кварталу 2016 г.), налог на имущество (112,9%), а также неналоговые доходы (113,2%).
Высокие темпы роста поступлений в региональные бюджеты налога на прибыль были достигнуты, несмотря на передачу с 1 января 2017 г. 1 п.п. ставки этого налога с регионального на федеральный уровень.
Темпы роста НДФЛ - основного источника доходов региональных и местных бюджетов (30,4% всех доходов консолидированных бюджетов в 2016 г.) - за первые три месяца 2017 г. составили 106,9%, что ниже и средних темпов роста налоговых и неналоговых поступлений (115,8%), и темпов роста НДФЛ в 2016 г. (107,5%). В целом динамика НДФЛ соответствовала темпам повышения заработной платы в экономике. (См. рис. 2.)
Темпы роста собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2017 г.
составили 115,5% к соответствующему периоду 2016 г. Из основных доходных источников помимо НДФЛ относительно низкими темпами росли межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней (103,9%), что вполне соответствует тенденциям прошлого года.
В территориальном разрезе ситуация достаточно неоднородная. Если рассматривать средние темпы увеличения доходов по федеральным округам, то лидерами роста здесь являются Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, где соответствующие темпы составили 119,8, 120,0, 132,8, 121,6 и 121,9%. В отстающих - Северо-Кавказский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа с темпами роста соответственно 106,5, 98,1 и 101,0%. Таким образом, все федеральные округа разделились на группы с быстрыми и медленными темпами роста доходов.
Если исключить влияние отдельных регионов на общую картину в федеральном округе и рассматривать доли регионов, темпы роста доходов консолидированных бюджетов которых превысили определенный уровень, то здесь явным аутсайдером является СевероКавказский федеральный округ. К лидерам
Рис. 2. Темпы роста общего объема поступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, в % к соответствующему периоду предыдущего года
можно отнести Приволжский федеральный округ, в котором этот показатель составил 100%, а в половине регионов округа был превышен уровень в 120%.
Как и в прошлом году, в первом квартале 2017 г. рост доходов консолидированных бюджетов 14 регионов-доноров, не получавших в последние два года дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, несколько отставал от соответствующей динамики менее обеспеченных регионов (115,7% против 117,8%). Эта разница еще более заметна в темпах роста поступлений налога на прибыль (119,3% против 149,8%). Однако судить о наличии тенденции к сокращению фискальной дифференциации между богатыми и бедными регионами пока рано.
Предварительные данные об исполнении региональных бюджетов за первые четыре месяца 2017 г. показывают серьезное изменение темпов роста доходов в апреле: если по итогам первого квартала 2017 г. рост доходов кон-
солидированных бюджетов субъектов РФ составил 116,8%, то по итогам четырех месяцев - всего 104,3%. Поступления же в региональные бюджеты налога на прибыль организаций упали в апреле более чем вдвое, составив 46,9% к апрелю 2016 г.
Однако эти результаты нельзя интерпретировать как резкое изменение тренда в динамике бюджетных доходов регионов, поскольку они в значительной степени обусловлены переносом платежей налога на прибыль на 2 мая. Таким образом, итоги первых четырех месяцев 2017 г. оказываются несопоставимыми с тем же периодом 2016 г., и поэтому делать выводы о какой-либо динамике можно будет лишь по итогам января-мая.
Расходы
За первые четыре месяца 2017 г. общий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 104,4% к аналогичному периоду предыдущего года, что близко к уров-
Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2016 и 2017 гг.
Прирост: 1 кв. 2017 г. Доля в общем объеме расходов, в %
к1 кв. 2016 г., в % I кв. 2016 г. I кв. 2017 г.
Расходы бюджета - всего 7,1 100,0 100,0
Общегосударственные вопросы 7,7 6,3 6,3
Национальная оборона 6,9 0,0 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 6,3 1,0 1,0
Национальная экономика 12,7 13,3 14,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 18,8 7,5 8,3
Охрана окружающей среды 18,1 0,3 0,3
Образование 4,1 28,8 28,0
Культура и кинематография 12,6 3,4 3,6
Здравоохранение -47,1 16,0 7,9
Социальная политика 47,3 18,9 26,0
Физическая культура и спорт 35,7 1,8 2,3
Средства массовой информации -6,4 0,5 0,5
Обслуживание государственного и муниципального долга -8,2 2,1 1,8
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ -39,2 0,0 0,0
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
ню ИПЦ, который за тот же период (апрель 2017 г. к апрелю 2016 г.) составил 104,1%.
Положительная динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам января-апреля текущего года наблюдалась в 46 регионах, но только у 22 из них прирост расходов превысил уровень инфляции за аналогичный период. Таким образом, реальные расходы большинства регионов в этот период сократились.
Кассовое исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за первые четыре месяца 2017 г. составило 27,1%, что достаточно близко к «идеальному» значению в 33,3% (треть объема расходов за треть года). При этом только у четырех регионов кассовое исполнение превысило 33,3%. В то же время у шести регионов оно составило менее 25% утвержденных назначений по расходам.
Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. практически не изменилась, хотя можно отметить увеличение долей расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание долга, что связано прежде всего с активной федеральной политикой по замещению доро-
гих в обслуживании банковских кредитов дешевыми бюджетными. (См. таблицу.)
Резкие изменения долей расходов на здравоохранение и социальную политику, скорее всего, носят «технический» характер: начиная с 2017 г. практически все регионы стали отражать уплату страховых взносов на ОМС за неработающее население по разделу «Социальная политика», тогда как в прежние годы многие регионы отражали эти расходы по разделу «Здравоохранение». Из негативных тенденций следует отметить снижение доли расходов на образование на 0,8%. При этом по разделу «Образование» в первом квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 12% сократились расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности и на 15% - на социальное обеспечение и иные выплаты населению.
Сбалансированность бюджетов и государственный долг
Сохранение относительно высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов, а также меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики, позволили минимизировать бюджетный дефицит и стабилизировать размер государствен-
Рис. 3. Динамика государственного долга субъектов РФ, млрд. руб.
2500
-Субъекты РФ без 14 регионов-доноров -14 регионов-доноров -Итого
Источник: рассчитано по данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.
ного долга регионов: с 1 апреля 2016 г. по 1 апреля 2017 г. региональный долг не только не вырос, но даже снизился в номинальном выражении на 3,2% - до 2,275 трлн. руб.
Несмотря на наличие положительного тренда в решении долговой проблемы регионов, сейчас еще рано говорить об однозначности и устойчивости этой тенденции. Сравнение динамики государственного долга регионов-доноров и остальных субъектов РФ показывает, что уменьшение общего объема долга обусловлено исключительно сокращением госдолга регионов-доноров, у которых он и так находится на относительно низком уровне. В остальных регионах объем государственного долга стабилизировался, а не снизился. (См. рис. 3.)
Достижение практически нулевых темпов роста государственного долга в менее обеспеченных регионах на фоне относительно неплохих темпов роста доходов будет способствовать снижению долговой нагрузки регионов. При сохранении до конца года темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, продемонстрированных в первом квартале 2017 г., отношение государственного долга регионов к доходам в марте
2017 г. по сравнению с мартом 2016 г. снизится с 33,8 до 27,9%, а по регионам, для которых долговая проблема стоит более остро, это сокращение станет еще более значительным - с 56,3 до 47,8%. (См. рис. 4.)
В структуре государственного долга регионов в текущем году в целом преобладают те же тенденции, что и в предыдущем, - увеличение доли кредитов из федерального бюджета (на 1 апреля 2017 г. она составила 47,4%) и сокращение доли дорогих кредитов кредитных организаций (28,7%), которая еще два года назад превышала долю бюджетных кредитов. (См. рис. 5.) Это стало результатом роста с 2014 г. объемов предоставляемых бюджетных кредитов в целях замещения дорогих коммерческих. Высокий уровень сбалансированности региональных бюджетов позволит сохранить эту тенденцию, что также будет способствовать сокращению расходов на обслуживание долга.
Таким образом, тенденции замедления роста, а затем и снижения долговой нагрузки регионов, обозначившиеся в 2016 г., сохраняются и в 2017 г., что дает повод говорить о наличии реальных перспектив решения долговой проблемы регионов.
Рис. 4. Динамика государственного долга субъектов РФ относительно налоговых и неналоговых доходов их бюджетов, в %
-Субъекты РФ без 14 регионов-доноров -14 регионов-доноров -Итого
Источник: рассчитано по данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.
Что касается отдельных субъектов РФ, то в настоящее время наиболее остро долговая проблема стоит в Кабардино-Балкарской Республике. Вследствие резкого падения бюджетных доходов от акцизов на алкогольную продукцию, которое будет носить долгосрочный характер, и сокращения доходов консолидированного бюджета республики за январь-апрель текущего года на 18,1% размер ее госу-
дарственного долга за последние 12 месяцев вырос на 74% (в значительной степени из-за привлечения коммерческих кредитов), что составляет 137% к уровню налоговых и неналоговых доходов региона. В данном случае основной проблемой является не столько уровень накопленного государственного долга, сколько перспективы его дальнейшего роста в течение года. ■
Рис. 5. Структура государственного долга субъектов РФ, в %
-Ценные бумаги
-Кредиты от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций
-Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-Государственные и муниципальные гарантии
Источник: рассчитано по данным Минфина РФ.