Я считаю, что объекты околотаможенной инфраструктуры таможенные терминалы не только представляют широкий спектр комплексных услуг в области таможенной деятельности (логистики, таможенного оформления экспортно-импортных операций с различными грузами, складирования, охраны, страхования), но и обеспечивают регулярные перевозки грузов по российской территории и даже территории стран СНГ, используя различные виды транспорта309.
Использованные источники:
1. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник для бакалавров / Высш. шк. экономики, Нац. исследоват. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - с 156-158.
2. Таможенно-логистическая инфраструктура - Словарь финансовых и юридических терминов/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/tamozhennologisticheskaya_infrastruktura/ (дата обращения: 28.04.17)
3. Тихомиров М. Е. Понятие и сущность таможенно-логистического терминала // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 97-99.
УДК 336.143.23
Чепушканов И.А. студент 2 курса факультет «Инженерно-экономический»
Бенько Е.В. ст. преподаватель кафедра «Финансы и кредит» Ульяновский Государственный Технический Университет
Россия, г. Ульяновск БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ПОКРЫТИЯ
Аннотация: В данной статье рассматривается бюджетный дефицит и наиболее распространенные причины его возникновения. Представлены основные источники покрытия бюджетного дефицита.
Ключевые слова: Государственный бюджет, инфляция, государственные займы, бюджетный дефицит.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет является основой функционирования средств государства в целом, а также его административно-территориальных образований.
Руководство каждой страны стремится к тому, чтобы достичь сбалансированности государственного бюджета, т.е. такой ситуации, при которой расходная и доходная части бюджета равны между собой. Однако на этот баланс влияют самые различные факторы, в результате чего доходная часть государственного бюджета не может покрыть все расходные
исследоват. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - с 156-158.
309 Покровская В.В. Таможенное дело: учебник для бакалавров / Высш. шк. экономики, Нац. исследоват. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - с 156-158.
статьи.
На сегодняшний день проблема бюджетного дефицита является актуальной для всех уровней бюджетной системы РФ. Несбалансированный бюджет в течение нескольких лет ведет к росту долговых обязательств государства, расходов на обслуживание долгов.
В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, однако качество дефицита может быть различным. Так, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства [1].
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить такие, как спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию социальных программ, значительные затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.
Все страны стараются свести к минимуму риски возникновения дефицита бюджета, поскольку такое состояние госбюджета нежелательно для страны - из-за бюджетного дефицита происходит рост государственного долга и инфляция.
Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от внутреннего валового продукта.[2] Если дефицит государственного бюджета колеблется в пределах 3-10%, он считается допустимым, однако при показателях более 20% дефицит называют критическим.
Бюджетным кодексом РФ допускается наличие дефицита бюджетов различных уровней, но существует предельный размер. В соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта РФ дефицит бюджета не должен превышать 10%. [3]
Уровень дефицита, как правило, определяется по отношению к ВНП, ВВП или утвержденным Правительством затратам государственного бюджета. Исходя из этого, бюджетный дефицит подразделяется на:
• Активный, стимулирующий дальнейшее развитие экономики страны и вызывающей рост капитала;
• Пассивный, напрямую зависящий от процессов инфляции, происходящих в государстве.
Для покрытия бюджетного дефицита используются такие способы,
как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег.
В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.
Источники финансирования дефицита бюджета определены статьями 94-96 Бюджетного кодекса РФ. [3]
Внутренними источниками могут быть: кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Внешними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг (займы в иностранной валюте); кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" поступления в доходную часть бюджета в 2017 году прогнозируются в сумме 13 487,6 млрд. рублей. Общий объем расходов - в сумме 16 240,8 млрд. рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 2 753,2 млрд. рублей.
Планируется, что в 2018 году доходы бюджета составят 14 028,5 млрд. рублей, расходы - 16 039,7 млрд. рублей, дефицит - 2 011,2 млрд. рублей.
Поступления в доходную часть бюджета в 2019 году составят 14 844,8 млрд. рублей, расходы 15 986,98 млрд. рублей, дефицит - 1 142,2 млрд. рублей.
Прогнозируется увеличение ненефтегазовых доходов, что связано с ростом поступлений основных налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы).
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 - 2019 годах будут выступать государственные внутренние заимствования Российской Федерации [4]
Таким образом, Правительство РФ на 2017-2019 годы формирует свою бюджетную политику так, чтобы сократить бюджетный дефицит.
В настоящее время очень важно принимать продуманные законы, направленные на поддержание национальных производителей и развитие производства, а также разработать механизм их выполнения. Необходимо стремиться к сбалансированному бюджету государства, который можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной
мере покроет все необходимые общественные потребности.
Использованные источники:
1. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2012. - 516 с.
2. Белоножко М.Л., Скифская А.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник /. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014.- 208 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016): [сайт]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
4. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов": [сайт].http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 209150/6e24082b0e9 8e57a0d005f9c20016b1393e16380/
5. Ильина Р.Р., Аббазова Р.Р., Бенько Е.В. Источники покрытия дефицита бюджета. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 174-175.
6. Кирюхина Ю.С., Бенько Е.В. Бюджетный дефицит: причины возникновения и способы его преодоления. В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 52-54.
7. Кирюхина Ю.С., Бенько Е.В. Бюджетные реформы Российской Федерации. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 186-190.
8. Низамутдинов А.И., Бенько Е.В. Бюджетная система РФ: расходы и дефицит бюджета. Экономика и социум. 2016. № 12-2 (31). С.450-452.
9. Шабалкина Ю.В., Бенько Е.В. Проблемы бюджетной системы и пути их решения. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 365-367.