Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Н. Л., Бенько Е. В.

В данной статье рассматриваются основы и элементы бюджетного устройства РФ.This article explores the foundations and elements of the Russian budget system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1,0%), Чаа-Хольском (на 7,7%), Чеди-Хольском (на 4,9%).

- Увеличилась в 2 городских округах и 5 районах республики: г. Кызыле (на 9,2%), г. Ак-Довураке (на 3,8%), Барун-Хемчикском (на 1,0%), Кызылском (на 21,6%), Тере-Хольском (на 5,6%), Тоджинском (на 1,7%), Эрзинском (на 3,8%).

В итоге, можно сказать, что современная демографическая обстановка в Республике Тыва - как по уровню смертности, так и по уровню рождаемости - больше благоприятна, чем по стране в целом. Способности демографической стабилизации ориентируются, прежде всего устойчивым финансовым подъемом при условии, что его заслуги будут направлены на повышение жизненного уровня населения. В основе последовательного совершенствования ситуации в демографической сфере лежит социально-экономическая стабилизация, ликвидации нищеты и бедности, повышение уровня жизни населения и общественного статуса родительства. При таком раскладе финансовый подъем считается и условием возможности наращивания инвестиций в здравоохранение, медицинские исследования, охрану окружающей среды, контроль условий охраны труда.

Использованные источники:

1. Бреева Е.Б. Основы демографии. М.: Дашков и К, 2004.

2. Валентей Д.И., Зверева Н.В. Изучение народонаселения. М.: МГУ, 1987.

3. Республика Тыва в цифрах: Краткий статистический сборник/ Тывастат. -Кызыл, 2016.- 86 с.

4. Соян Ш.Ч. Современная демографическая ситуация в Туве / География Тувы: образование и наука Материалы Республиканской научно-практической конференции к 85-летию первого учёного-географа Тувы К.О. Шактаржика. Ответственный редактор В.И. Лебедев. 2016, С. 101-104.

5. Соян Ш.Ч., Соян М.К. Социально-экономическое развитие Республики Тыва: состояние и перспективы роста // ЭКО. 2016. № 12 (510). С. 101-111.

УДК 33

Степанова Н.Л. студент 2 курса факультет «Инженерно-экономический»

Бенько Е.В. старший преподаватель кафедра «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО УлГТУ Россия, г. Ульяновск БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В данной статье рассматриваются основы и элементы бюджетного устройства РФ.

Ключевые слова: бюджет, элементы бюджета, бюджетное устройство РФ.

Abstract: This article explores the foundations and elements of the Russian

budget system.

Key words: budget, budget items, the budget of the RF device.

Роль финансов для государства велика. Именно финансы отражают процессы, происходящие не только в области экономики и социальных отношений, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и других областях государства. Финансы, конечно, не являются зеркальным отображением всех процессов, но более или менее адекватно их выражают. Можно считать, что финансы в частности, и все бюджетное устройство в целом как основной инструмент управления обществом являются источниками информации о всех без исключения процессах жизнедеятельности общества.

С практической стороны одним из основных условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики является включенность какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников, что актуализирует постановку и рассмотрение вопроса о бюджетном устройстве Российской Федерации. Бюджетное устройство имеет особую значимость для России и в силу концентрированного отражения принципа федерализма в государственном устройстве, по-скольку показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня системы.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ.

Бюджетное устройство - определяется государственным устройством и включает в себя три составляющих элемента:

а) бюджетную систему;

б) принципы построения бюджетной системы;

в) бюджетную классификацию.

Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура его бюджетной системы.

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российскойской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в отечественной экономической и юридической науке понятию бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны.

Организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие «бюджетное устройство».

Важной вехой развития бюджетного устройства Российской Федерации является упорядочение сложившихся отношений между

бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также комментируемой статьей 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней.

Первый уровень - это федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень бюджетной системы составляют бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, которые представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (статья 15 БК РФ).

Наконец, в основании бюджетной системы находятся многочисленные местные бюджеты (третий уровень), в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. По аналогии с региональными бюджетами бюджеты местные определяются как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (статья 14 БК РФ).

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий:

- единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

- самостоятельность бюджетов (ст. 31 БК РФ);

- полнота отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);

- сбалансированность бюджета (ст. 33 БК РФ);

- эффективность и экономность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

- гласность (ст. 36 БК РФ);

- достоверность бюджета (ст. 37 БК РФ);

- адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Одним из основных принципов бюджетного права является требование

облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти.

Правовая форма конкретного бюджета зависит от того, какое место он занимает в структуре бюджетной системы Российской Федерации. Под бюджетной классификацией понимают законодательно устанавливаемую по однородным признакам группировку доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, используемую для составления и исполнения бюджета.

В состав бюджетной классификации Российской Федерации входят (ст. 19 Бюджетного кодекса РФ):

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований.

Реализация основных задач бюджетной классификации обеспечивается

во многом благодаря принципу единства бюджетной классификации Российской Федерации. Содержание этого принципа законодатель приводит в статье 26 Бюджетного кодекса РФ.

Одной из важней проблем бюджетного устройства РФ в настоящее время является проблема межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов. С нашей точки зрения, финансовую помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям можно определить как метод бюджетного регулирования, обеспечивающий итоговую сбалансированность (выравнивание) бюджетной системы РФ, применяемый в случаях, когда субъект РФ (муниципальное образование) находится в неблагоприятных, по сравнению с другими субъектами (муниципальными образованиями), экономических условиях и уровень их расчетной бюджетной обеспеченности не превышает уровень, установленный в качестве критерия

выравнивания.

Использованные источники:

1. Аксинская Е.А., Морозова И.С. Бенько Е.В. Бюджеты стран США и России. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С.18-21.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016): [сайт]. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/

3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 522 с.

4. Дубровина Д.С., Бенько Е.В. Межбюджетные отношения в РФ. В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 237-239.

5. Кирюхина Ю.С., Бенько Е.В. Бюджетные реформы Российской Федерации. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 186-190.

6. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М.: Гросбух, 2011. - 466 с.

7. Писнова А.Я., Рябова А.Р., Бенько Е.В. Концепция межбюджетных отношений. Экономика и социум. 2016. Т. 2. №12 (31). С. 640-643.

8. Химичева Н.И. Бюджетное право и бюджетное устройство в РФ // Финансовое право. - М.: Экспо, 2012. - 411 с.

9. Шабалкина Ю.В., Бенько Е.В. Проблемы бюджетной системы и пути их решения. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 365-367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.