Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ'

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ДОХОД / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев А.А., Бенько Е.В.

В статье ставиться задача рассмотреть бюджетный федерализм. В результате анализа было установлено, что бюджетный федерализм являются важной составляющей любого государства. Финансирование общественно-значимых услуг в стране важнейшее направление деятельности бюджетного федерализма. Он обеспечивает высокую степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти, сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, единство общегосударственных интересов и интересов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ»

УДК 336.02

Терентьев А.А. студент 2 курса факультет «Инженерно-экономический»

Бенько Е.В. ст. преподаватель кафедра «Финансы и кредит» Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

В статье ставиться задача рассмотреть бюджетный федерализм. В результате анализа было установлено, что бюджетный федерализм являются важной составляющей любого государства. Финансирование общественно-значимых услуг в стране важнейшее направление деятельности бюджетного федерализма. Он обеспечивает высокую степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти, сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, единство общегосударственных интересов и интересов населения.

Ключевые слова: Федерализм, бюджет, бюджетная система, доход, модель.

На структуру бюджетной системы той или иной страны накладывает форма государственного устройства. В федеративных странах государственная власть делится на три уровня - федеральный, региональный, местный. Каждый уровень бюджета имеет свой собственный бюджет, поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.

Таким образом, бюджетный федерализм - система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

К принципам бюджетного федерализма относятся:

• активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения;

• сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

• единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

• высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой.

Это значит, что бюджетный федерализм должен заключаться в распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизации и децентрализации.

Законодательное распределение бюджетных полномочий позволяет эффективно работать бюджетному федерализму при условии, если оно включает в себя:

• разграниченные доходные полномочия;

• выравнивание бюджетов;

• разграниченные расходные полномочия.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность заключается в соответствии доходов расходам бюджетов разных уровней.

Наиболее сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита. Сложность заключается в том, что даже в случае равенства совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней имеются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов, обусловленные различиями в уровне экономического развития.

В мировой практике существуют три основных подхода федерального центра.

Первый - индивидуально-договорный подход, когда центр договаривается с каждым регионом в отдельности о распределении налоговых поступлений или других условиях.

Второй - создание специальных бюджетных режимов, в рамках которых отдельным регионам предоставляются особые права в вопросах налогов и расходов.

Третий - применение нормативно-расчетной формулы субсидий с целью частичного выравнивания бюджетных условий регионов.

Бюджетный федерализм включает в себя две модели: кооперативная и децентрализованная.

Кооперативная модель бюджетного федерализма существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

• наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

• ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований;

• наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы;

• введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;

• широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;

• повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов.

Кооперативная модель, как правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Именно для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется деление всех доходов на собственные и регулирующие.

Регулирующие доходы - это доходы или налоги, по которым законодательными органами власти вышестоящего территориального уровня при утверждении бюджета на очередной финансовый год устанавливаются на временной и долговременной основе, с указанием срока нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня.

Собственные доходы - это налоги или доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично на постоянной основе в соответствии с действующим законодательством.

Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется следующими чертами:

• финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения;

• центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

• четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы;

• региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности;

• центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов;

• система бюджетного выравнивания развита слабо.

Следовательно, в основе бюджетного федерализма лежит следующий

принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; также каждый регион формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения

программ в пределах данного региона.

Использованные источники:

1. Ахметова Л. Р., Шайдуллина Г. И., Бенько Е.В. Американская и германская модели федерализма: основные характеристики. Экономика и социум. 2016. №12-1 (31). С. 239-242.

2. Годин А.М., Перегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации : Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 628 с.

3. Зеленцова П. А., Бенько Е.В. Модели бюджетного федерализма. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С.155-158.

4. Писнова А.Я., Рябова А.Р., Бенько Е.В. Концепция межбюджетных отношений. Экономика и социум. 2016. №12-2 (31). С. 640-643.

5. Шабалкина Ю.В., Бенько Е.В. Проблемы бюджетной системы и пути их решения. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С.365-367.

УДК 141.81

Терехин И.В. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск УТОПИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ Аннотация: Данная статья посвящена вопросам поиска и анализа основных моделей утопий в философии. Рассмотрены основные факторы оказавшие влияние на процесс возникновения моделей утопий. Показаны условия зарождения моделей утопий.

Ключевые слова: утопия, возникновение моделей утопий, зарождение моделей утопий, условия зарождения моделей утопий.

Terehin I. V. Student

2 course, faculty "Energy" Ulyanovsk state technical University Russia, Ulyanovsk UTOPIA: THE PROBLEM OF THE BASIC MODELS

Abstract: the article is devoted to the search and analysis of the key models of utopia in philosophy. The main factors which influence on the process of the emergence of models of utopias. The origin models of utopias.

Key words: utopia, the appearance models of utopias, the emergence of models of utopias, the conditions of nucleation models utopias.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.