Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ'

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3384
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИЦИТНОЕ РАСХОДОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / КЛАССИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ / ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранец С. М.

Регулирование бюджетных дефицитов является актуальной, сложной государственной проблемой. Статья посвящена исследованию бюджетных полномочий главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета. На основе анализа структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета России показано, что основными источниками являются инструменты внутреннего финансирования дефицита бюджета. Автор выделил 8 критериев при классификации дефицита бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET DEFICIT AND ITS REGULATION

The budget deficits is a problem of modern economies. The article is devoted to the study of budgetary powers of the chief administrator and administrator of sources of financing the budget deficit. The author analyzed the sources of financing the deficit of the federal budget of Russia. The main sources are instruments of internal financing of the budget deficit.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ»

УДК 336.2, 339.7, 339.72, 342

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ

Каранец С.М.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

BUDGET DEFICIT AND ITS REGULATION

Karanets S.M.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

Регулирование бюджетных дефицитов является актуальной, сложной государственной проблемой. Статья посвящена исследованию бюджетных полномочий главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета. На основе анализа структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета России показано, что основными источниками являются инструменты внутреннего финансирования дефицита бюджета. Автор выделил 8 критериев при классификации дефицита бюджета.

Ключевые слова: Дефицитное расходование, Бюджетный дефицит, классификации источников финансирования, первичный дефицит, циклический дефицит.

Abstract

The budget deficits is a problem of modern economies. The article is devoted to the study of budgetary powers of the chief administrator and administrator of sources of financing the budget deficit. The author analyzed the sources of financing the deficit of the federal budget of Russia. The main sources are instruments of internal financing of the budget deficit.

Keywords: Deficit spending Budget deficit, Budget gap, Qassification of sources of financing, primary deficit, total deficit.

«После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике. К сожалению, бюджетный дефицит еще очень высок. Чтобы он не стал препятствием для развития, мы будем его снижать. Такие же обязательства взяли на

себя все ведущие страны мира.»

Д. Медведев [1].

Стремиться надо не к сбалансированному бюджету, а к сбалансированному рынку.

The Insane pursuit of the holy grail of a balanced budget in the end is going to

drive the economy into a depression. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1996 г.

W.S. Vickrey

Бюджетный дефицит является важнейшим макроэкономическим показателем. Его возникновение напрямую влияет, с одной стороны, на величину государственного долга, экономический рост, с другой стороны, на достижение целей Стратегии развития черной металлургии России на 2014 -2020 годы и на перспективу до 2030 года, Стратегии развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года, Концепции федеральной целевой программы

«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы), Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года и др. [2-4].

Возникновение бюджетного дефицита связано с дефицитным финансированием (deficit spending) и дефицитным расходованием бюджета. Принятый Федеральным законом N 145-ФЗ от 31.07.1998 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» определил дефицит бюджета как «превышение расходов бюджета над его доходами» [5].

Если государственный долг исчисляется за всю историю страны, то бюджетный дефицит рассчитывается за один год. (Под государственным долгом автор статьи понимает общую сумму всех дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета, накопленную за всю историю страны). С математической точки зрения, бюджетный дефицит представляет собой отрицательное сальдо бюджета за один год, с экономической - номинальную величину, а с финансовой - осознанное дефицитное расходование или Deficit spending. Как и любое экономическое явление, бюджетный дефицит имеет свои достоинства и недостатки. Это один из самых дискуссионных вопросов в экономике, имеющий более вековую историю.

Все страны мира накопили богатый опыт ведения хозяйственной деятельности в условиях дефицита бюджета, растущего государственного долга и сравнительно небольшой опыт - в условиях профицита государственного бюджета. Профицитным федеральный бюджет РФ в XXI в. был в 2001-2008 гг., 2011 г. и 2018 г., 2019-2022 гг. (план):

- 2000 г. (профицит составил 102,9 млрд. руб. или 1,4% ВВП);

- 2001 г. (272,1 млрд. руб. или 3% ВВП);

- 2002 г. (150,5 млрд. руб. или 1,4% ВВП);

- 2003 г. (227,6 млрд. руб. или 1,7% ВВП);

- 2004 г. (730 млрд. руб. или 4,3% ВВП);

- 2005 г. (1612,9 млрд. руб. или 7,5% ВВП);

- 2006 г. (1994,1 млрд. руб. или 7,4% ВВП);

- 2007 г. (1794,6 млрд. руб. или 5,4% ВВП);

- 2008 г. (1707,5 млрд. руб. или 4,1% ВВП);

- 2018 г. (2741,4 млрд. руб. или 2,6% ВВП) [2-12].

Мировой финансовый мониторинг, публикуемый IMF, показывает отрицательный среднемировой бюджетный баланс. Бюджетный дефицит в мире в среднем изменялся в пределах от (-)0,3 до (-)7,4% от ВВП, измеренного по ППС, в 2007-2013 гг. В среднем в развитых странах он менялся от (-) 1,1 до (-) 8,8 % от ВВП, в развивающих странах - от 0 % до (-) 4,9 от ВВП.

Трёхпроцентный дефицит государственного бюджета от ВВП заложен в «Пакт стабильности и роста» (Stability and Growth

Pact, SGP) 1997 г. для стран, желающих присоединиться к экономическому и валютному союзу (ЭВС) Еврозоны.

Формы бюджетного дефицита Чтобы исследовать причины возникновения дефицита бюджета необходимо рассмотреть его формы. Можно выделить пра-

вовую и экономическую точку зрения.

В нормативно-правовых актах РФ выделяют следующие дефициты бюджетов:

- дефицит федерального бюджета, т.е. главного финансового плана страны. Он утверждается «федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объёмом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период» [5, Ст. 92]. Для его измерения используются абсолютные и относительные показатели, например объем дефицита бюджета в процентах к доходам бюджета, в процентах от ВВП по ППС, в процентах к номинальному ВВП (см рис. 1).

Расчёт отношения дефицита федерального бюджета к ВВП позволяет исключить влияние инфляции и предоставляет возможность для международного сопоставления. Дефицит федерального бюджета РФ рассматривается ещё при первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете

Рис. 1. Сальдо федерального бюджета РФ с 2015 г. по 2018 г. [12]

на очередной финансовый год и последующий двухлетний период [5, Ст. 199]. Дефицит федерального бюджета РФ наблюдался с 2012 по 2017 г. Появление дефицита государственного бюджета может сократить национальные сбережения и вытеснить инвестиции.

- дефицит бюджета субъекта Российской Федерации. Его размер не должен превышать «15 % утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта РФ без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений» [5, Ст. 92.1.],

- дефицит бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя,

- дефицит бюджета муниципального района;

- дефицит бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

- дефицит бюджета государственного внебюджетного фонда.

- Бюджетный дефицит госфонда представляет собой результат осознанного «дефицитного» финансирования принятых

бюджетных обязательств;

- дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР);

- дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС);

- дефицит бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС);

- дефицит бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС);

Структура ион классификации источников фггн .титрования дрфнщгта бадхдетл

£ с 1 Ё л 5 В. | в С й ¡3 н Й В = ~ = 1 1 5? -е- а а н - 1 ¡1 = рХ 1 ' 1 1 5,- ей & 311 ■ — : а П I ¡1 || * н з = ! 1 в = = I Й в -1§ с1 Э 3 и -е-б Коа статьи источника финляеирйыкил ле^иптпрз стохкетов Кат вити штадуцгч! лефшлгтав бюджетов

тс б ■а = | X <2 £ = = 1 1 1 | Э ¡4 1 Я В н Аыиипгичк кдд группа вала иСТйЧН!!!.! фннажиро ьанжл Д?ф!ШИТСВ

разряды: А

/ т

1 2 '1 и ■ 9 10 - < 15 16 17 /5 19 20

Значение разрядов для ФТС

1 5 '1 3

Значение разрядов для Ф ПС □

1 8 •1 Г

енш разрядов для Федерального катачвйааа: фгдерального бюджета бюджету Еенсш нре п ¿опяега.те ?гг№ средние иг но фонда РФ

1 0 • 1 0 б 1 0 0 • 0 0 0 5 5 0

яайщлим «ОЮй» - ноАгрунпа икш^вийш;

фчианспр/кп^т дсфтрта бюд&сяпа

Рис. 2. Структура двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета для ФТС, ФНС, Федерального казначейства как главных администраторов

- дефицит бюджета сельского поселения. Он, как и дефициты других местных бюджетов, «не должен превышать 10 % утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений» [5, Ст. 92.1];

- дефицит бюджета городского округа с внутригородским делением;

- дефицит бюджета внутригородского района;

- дефицит бюджета городского поселения. Число городских округов увеличилось по сравнению с прошлым годом на 23 единицы и составило 611 единиц на 01.01.2019 [13];

- дефицит бюджетной системы [14];

- дефицит консолидированного бюджета РФ.

Для обеспечения сопоставимости показателей различных бюджетов была разработана бюджетная классификация. В структуре двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета вышеназванным дефицитам соответствуют разряды №12-13. Они могут принимать значения от «01» (т.е. федеральный бюджет) до «13» (т.е. бюджет городского поселения) (см рис. 2).

С экономической точки зрения, выделяют постоянный дефицит (permanent deficit), временный дефицит (temporary deficit). Заслуженный профессор экономики Макконнелл К.Б. и профессор экономики

Тихоокеанского лютеранского университета Брю С.Л. придают особое значение двум формам. С одной стороны, необходимо сконцентрировать внимание на дефиците федерального бюджета, вызванного спадом деловой активности и обусловленного сокращением поступлений от налогов, т.е. циклическом дефиците (cyclical deficit). Циклический дефицит «является следствие действия автоматических стабилизаторов» [15, 16]. С другой стороны, если экономика функционирует в условиях полной занятости, то возникает структурный дефицит, structural deficit (а). Он определяется по формуле:

a = tYF-(G + TR+ N), где ст - структурный дефицит бюджета; G - государственные закупки; TR - социальные трансферты; N - процентные выплаты по госдолгу; tYF - доходы, которые поступили в бюд-

жет бы при полной занятости и существующей системе налогообложения.

Профессор экономики Гарвардского университета Г.Н. Мэнкью предлагает исследовать циклически скорректированный дефицит бюджета (cyclically adjusted budget deficit) для мониторинга изменений в фискальной политике. Профессора экономики Массачусетского технологического института С. Фишер, Р Дорнбуш, Р. Шмалензи исследуют фактический бюджетный дефицит и бюджетный дефицит при полной занятости для выделения эффекта воздействия на бюджет изменений в применяемых инструментах налогово-бюджетной политики,

Рис. 3. Классификация бюджетного дефицита (рисунок автора)

Таблица 1

Бюджетные полномочия главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета

Бюджетные полномочия:

Главного администратора фина нснрова ния дефицита бюджета

источников

1) формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета:

2) осущесгвляегдланнрование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникамфинансированиядефицита бюджета:

3) обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение

а с сигнова нни. предна зна ченных для пога шения источников финансирования дефицита бюджета;

4) распределяет бюджетныеассигнованняио подведомственным админкстраторамисточников фина нсирова ния дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета:

5) формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета:

6) утвержда ет методику прогнозирова ния поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством РФ:

7) составляетобоснованнябюджетных ассигнований.

Адмгашстратора источников фина нснрова ния

дефицита бюджета

1) осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений кныплат по источникам финансированиядефипита бюджета:

2) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 ) обеспечива ет поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефншгга бюджета:

4) формирует и представляет бюджетную отчетность:

5) в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефншгга бюджета, в веденин которого находится;

6) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом РФ и принимаемым! всоответствии с ним нормативными правовыми актами {муниципальными правовыми актами),регулирующими бюджетные правоотношения.

Составлено по: [5].

особенно со стороны изменённых доходов. Для более детального анализа рассчитывают первичный дефицит (primary deficit) и общий дефицит (total deficit) [16-18].

Отечественные экономисты проф. Че-пурин М.Н., проф. Киселева Е.А. предлагают исследовать превышение расходов над доходами в разные фазы экономической активности. Они выделяют активный и пассивный бюджетный дефицит, вызванный «сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности» [19]. Ученые Иохин В.Я., Махо-викова Г.А., Гукасьян Г.М., рассматривают номинальный и реальный дефицит [19-21]. Полная классификация видов бюджетного дефицита представлена на рисунке №3.

При возникновении дефицита бюджета на первый план выходит задача выбора пути его финансирования. Рассмотрим основные источники финансирования дефицита бюджета и бюджетных полномочий их администраторов и главных администраторов.

Администраторы и источники финансирования дефицита бюджета В целях исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефи-

цита бюджета главный администратор источников финансирования дефицита бюджета составляет и ведет бюджетную роспись. Он формирует перечни подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Министерство финансов России на 2020 г. утвердило 88 главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе 21 министерство, 27 федеральных служб, включая ФТС РФ, 19 федеральных агентств, 3 фонда [22]. Их бюджетные полномочия представлены в таблице 1.

Главному администратору источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, обладающему полномочиями:

а) главного распорядителя средств,

б) главного администратора доходов данного бюджета;

«присваивается код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, соответствующий коду главного распорядителя средств и (или) главного администратора доходов бюджета» [23]. Для Федеральной таможенной

Единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации источники финансирования дефицита бюджета

Таблица 2

Показатели

1. источники фи нан си рования дефицитов бюджетов

внутреннее финансирование дефицитов бюджетов

1. государственные муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ:

2. кредиты кредитных органи заций в валюте РФ:

3. бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

4. кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

5. кредиты иностранных банков в валюте РФ:

6. изменение остатков редств на счетах по учету

средств бюджета:

7. иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

внешнее финансирование дефицитов бюджетов

1. государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте:

2. кредиты иностранных государств, вктючая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций. иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте:

3. кредиты кредитных организаций в иностранной валюте:

4. бюджетные иностранной предоставленные

использования

кредиты в валюте. РФ в рамках целевых

ии осгранз ых кредитов:

5, иные источники внешнего финансирования дефицитов

бюджетов.

Составлено по: [5, 12, 25]

службы РФ (ФТС РФ) — это код «153», для Федеральной налоговой службы - «182» (рис. 3).

Одним из важнейших бюджетных полномочий является предоставление отчётности (табл. 1). Согласно статье 264.2. «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ, бюджетная отчётность является годовой для

- Российской Федерации;

- субъектов РФ;

- муниципальных образований.

Отчёт об исполнении бюджета является ежеквартальным. Федеральная таможенная служба РФ подаёт такие отчёты до 18 марта 2020 (годовой отчёт за 2019 г.), 22 апреля 2020 (квартальный отчёт на 1 апреля 2020 года), 22 июня 2020 (отчёт на 1

июля 2020 года), 22.10.2020 (отчёт на 1 октября 2020 года) [5, 24].

Администраторы источников финансирования дефицита бюджета в лице органа:

1. государственной власти,

2. местной администрации,

3. местного самоуправления,

4. управления государственным внебюджетным фондом, имеют «право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета» (см. табл. 2) [5, Ст. 6].

Группировка источников финансирования дефицитов бюджетов

Группировка источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной си-

стемы РФ получила название «Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов» [26].

Анализ структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета 2015-2018 гг. показал, что главными источниками финансирования являются внутренние, а именно государственные заимствования, среди которых основную долю составляет размещение государственных ценных бумаг (ЦБ) (табл. 2, 3).

Государственные внутренние заимствования РФ останутся основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета и в 20-е гг. XXI в.

В структуре внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета преобладают: а)предоставление (возврат) из федерального бюджета государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим ли-

цам; б)размещение (погашение) государственных ЦБ Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана не в ва-

люте РФ; в)кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте.

Подведём итог. Бюджетный дефицит (как и профицит) является следствием проводимой государством налогово-бюджетной политики. Дефицит (профицит) федерального бюджета в РФ за последние 5 лет находился в пределах от - 3,4 до 2,6 % к ВВП. Такой дефицит бюджета классифицируется экономистами, как допустимый уровень с реальной возможностью его преодоления (способностью страны погасить долги).

Бюджетный дефицит представляет собой результат осознанного «дефицитного» финансирования государственных (муници-

Таблица 3

Объем и структура источников финансирования дефицита федерального бюджета РФ 2015-2018, млрд руб.

Наименование Структура,

показатели Исполнение ФЗ о федеральном бюджете за в

процентах

2015 2016 2017 2018 2018

Дефицит Пр О фшлгг - 1961.0 -2956.4 -1331.4 2741.4

Дефншгг.-Профнцнт в процентах к ВВП -2,4 -3,4 -1,4 2,6

Источники финансирования 1.961,0 2956,4 1331.4 -2741.4

дефицита 100%

Источники внутреннего 1342,4 -683,7 2091,3 2606,2

финансирования дефипитл 95,07

№ них:

Государственные пенные бумаги 15,3 492,4 1123,5 507,5 18,51

размещение 836,0 1054,9 1756,4 1 016,6 37,81

погашение -820,8 - 562,5 - 632,95 -¡29,0 -19,30

Акции и нные формы участия в 6.3 406,8 14,3 12.S

капитале, находящиеся в гос. н

муниципальной соосгвенности 0,47

Бюджетные кредиты -161,3 -1779.0 20,3* 69.9* 2,55

Источники внешнего -296,0 42,8 -126,3 -135,2

финансирования дефицита

№ них:

Государственные пенные оумаги -182,5 109,8 40.9 -50.2 -1,83

размещение 0,0 194,3 405,6 303,7 11,08

погашение -182,5 -84,5 -364,7 -353,9 -12,91

Кредиты иностранных -50,5 -16,8 40,9 -15,2

государств -0,55

* - Бюджетные кредиты, предоставленные другим бюджетам бюджетной системы РФ нз федерального бюджета б валюте Российской Федерации Составлено по: [27, 28].

пальных, региональных) расходов соответствующего бюджета. Экономическая история накопила богатый опыт корректирующих мер, позволяющий уменьшить дефицит бюджета: секвестр бюджета (текучая корректировка бюджетных расходов), монети-

зация, получение сеньоража, долговое финансирование (например, выпуск ГКО, облигаций федерального займа, государственных сберегательных облигаций, облигаций государственных нерыночных займов, облигаций государственного сберегательного займа) и др.

Список литературы

1. «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

2. Распоряжение Правительства РФ от

31.08.2017 N 1876-р. «Об утверждении Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от

05.05.2018 N 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» // СПС «Консультант Плюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2010 N 1458-р «Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата)» // СПС «Консультант Плюс»

5. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Финансы России. 2002: Стат.сб./ Росстат. - М., С. 24, 25.

7. Финансы России. 2004: Стат.сб./ Росстат. - М., С. 26, 27.

8. Финансы России. 2006: Стат.сб./ Росстат. - М., С. 27, 28.

9. Финансы России. 2008: Стат.сб./ Росстат. - М., С. 25, 26.

10. Финансы России. 2012: Стат.сб./ Росстат. -М., С. 23.

11. Финансы России. 2018: Стат.сб./ Росстат. -М., 2018. - 439 c.

12. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год // URL: audit.gov.ru/promo/im-plementation-federal-budget-2018/index.html

13. Министерство финансов Российской Федерации: Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2018 год. URL: www.minfin.ru/common/upload/library/2019/06/main/R ezultaty_provedeniya_monitoringa_mestnykh_budzhe tov_za_2018_god.pdf (дата обращения: 14.02.2020).

14. Заключение на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (основные положения) М., 2018 С. 18.

15. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 204. // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: biblio-online.ru/bcode/431768

16. McConnell C.R., Brue S.L. Economics: Principles, Problems, and Policies. New York, 2001.

17. Mankiw N. Gregory Macroeconomics. New York, Worth Publishers; Seventh edition. 2010. Р. 476

18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 524.

19. Курс экономической теории. / под ред. Чепу-рина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 1995. С 420

20. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. М.: Юрайт, 2018. С. 257.

21. Экономическая теория: учебник для бакалавриата и специалитета / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп.: Издательство Юрайт, 2019. С. 279. // ЭБС Юрайт [сайт]. С. 279 — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431447/p.279

22. Приказ Минфина России от 29.11.2019 N 207н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

23. Приказ Минфина России от 06.06.2019 N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» // СПС «Консультант Плюс».

24. Приказ Казначейства России от 21.11.2019 N 33н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2020 году». // СПС «Консультант Плюс».

25. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации URL: audit.gov.ru/

26. Приказ Минфина России от 06.06.2019 N 85н (ред. от 17.09.2019) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» // СПС «Консультант Плюс».

27. Министерство финансов Российской Федерации: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год. М., 2017 С. 94. URL: www.minfin.ru/com-mon/upload/li-

brary/2017/09/main/isp_fed_bud_29092017.pdf

28. Приложение к подразделу 15 «Результаты проверки и анализа исполнения источников финансирования дефицита федерального бюджета» Заключения Счётной палаты. URL: au-dit.gov.ru/promo/implementation-federal-budget-2018/index.html.

Поступила в редакцию 02.04.2021

Сведения об авторе:

Каранец Снежана Михайловна - старший преподаватель кафедры международно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: richne2016@ya.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.