Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ РЕШЕНИЙ'

БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / нефтегазовые доходы / торговые ограничения / нефтяные котировки / валюта / ненефтегазовые доходы / аграрный экспорт / индустрия туризма / IT-технологии / federal budget / oil and gas revenues / trade restrictions / oil quotations / currency / non-oil and gas revenues / agricultural exports / tourism industry / IT technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.Г. Козленко, А.А. Кузнецова, А.А. Мигел

В научной статье определен бюджетный потенциал России с учетом его зависимости от доходов нефтегазового комплекса с учетом торговых ограничений и валютно-ценовых решений. Проведен анализ поступлений в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов за период 2021-2023 гг. с оценками на 2024 г. Изучены принятые государственные меры со стороны РФ в части разрешения проблем продажи российской нефти и её производных нерезидентам с учетом сложившихся реалий. Особое внимание уделено нефтегазовым возможностям, среди которых экспортный потенциал аграрной отрасли, индустрии туризма и IT-технологий. Исполнение государственных решений по комплексной поддержке российского производства и сферы услуг нацелено на нивелирование последствий западных санкций и реализацию бюджетного потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET OPPORTUNITIES OF THE RF IN THE CONDITIONS OF TRADE RESTRICTIONS, CURRENCY AND OTHER DECISIONS

The scientific article defines Russia's budgetary potential, taking into account its dependence on the income of the oil and gas complex, taking into account trade restrictions and currency and price decisions. An analysis of revenues to the federal budget from customs duties and taxes for the period 2021-2023 was carried out. with estimates for 2024 The government measures taken by the Russian Federation in terms of resolving the problems of selling Russian oil and its derivatives to non-residents, taking into account the current realities, have been studied. Particular attention is paid to non-oil and gas opportunities, including the export potential of the agricultural sector, tourism industry and IT technologies. The implementation of government decisions on comprehensive support for Russian production and services is aimed at leveling the consequences of Western sanctions and realizing the country’s budgetary potential.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ РЕШЕНИЙ»

БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ РЕШЕНИЙ

Д.Г. Козленко, студент А.А. Кузнецова, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-228-232

Аннотация. В научной статье определен бюджетный потенциал России с учетом его зависимости от доходов нефтегазового комплекса с учетом торговых ограничений и ва-лютно-ценовых решений. Проведен анализ поступлений в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов за период 2021-2023 гг. с оценками на 2024 г. Изучены принятые государственные меры со стороны РФ в части разрешения проблем продажи российской нефти и её производных нерезидентам с учетом сложившихся реалий. Особое внимание уделено ненефтегазовым возможностям, среди которых экспортный потенциал аграрной отрасли, индустрии туризма и IT-технологий. Исполнение государственных решений по комплексной поддержке российского производства и сферы услуг нацелено на нивелирование последствий западных санкций и реализацию бюджетного потенциала страны.

Ключевые слова: федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, торговые ограничения, нефтяные котировки, валюта, ненефтегазовые доходы, аграрный экспорт, индустрия туризма, IT-технологии

В условиях смещения мирохозяйственных связей и сложно прогнозируемых на перспективу направлений развития оценка состояния российского федерального бюджета требует особого внимания, качественного изучения, выявления возникших проблем и обоснования мер по их разрешению. Если в 2021 году бюджет РФ был

Анализируя динамику представленных показателей, важно выявить изменение доли углеводородной составляющей в доходах бюджета страны с учетом прогнозирования мировых цен на нефть и нефтепродукты [1]. Заметим, что нефтегазовые поступления в российский бюджет в 2023 г. сократились на 24% в сравнении с 2022г., что связано с падением нефтяных

исполнен с профицитом (+0,5 трлн. руб.), то в 2022-2023 гг. фактический дефицит составил 3,3 трлн. рублей в каждом году.

В прогнозах Министерства финансов России дефицит бюджета по итогам 2024 года составит порядка 1,6 трлн. руб. Бюджет РФ на 2024-2026 годы планируется с дефицитом 2%, 1,4% и 0,7% ВВП (табл. 1).

котировок на сорт Urals, снижением цен и уменьшением поставок природного газа в зарубежные страны из-за решений со стороны ЕС.

В 2023 году экспорт российского газа по действующим трубопроводам вышел на уровень в 100 млрд. куб., при этом в 2022 году показатель был на 42 млрд. куб. больше (табл. 2).

Таблица 1. Доходы и расходы федерального бюджета РФ, трлн. руб. [13]

Показатели факт прогноз

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г.

доходы 25,3 27,8 29,1 35,0 33,5 34,1

расходы 24,8 31,1 32,4 36,6 34,4 35,6

дефицит (-)/профицит (+) +0,5 -3,3 -3,3 -1,6 -0,9 -1,5

Таблица 2. Состав нефтегазовых доходов в бюджете РФ, трлн. руб. [13]

Показатели 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 год в % к

2021 г. 2022 г.

НДПИ 7,1 8,4 7,3 102,8 86,9

вывозная пошлина на нефть сырую 0,7 0,6 - - -

НДПИ на газ природный - 1,9 1,5 - -

НДПИ на газовый конденсат - 0,3 - 39,5

вывозная пошлина на газ 1,1 1,6 - -

вывозная пошлина на товары, выработанные из нефти 0,4 0,3 - - -

акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку -1,2 -3,2 - - -

НДД 1,0 1,7 - - -

Итого нефтегазовые доходы, трлн. руб. 9,1 11,6 8,8 96,7 75,9

ненефтегазовые доходы, трлн. руб. 16,2 16,2 20,3 125,3 125,3

В условиях санкций, торговых ограничений и требований «Газпрома» к ЕС перейти на оплату в национальной валюте РФ его экспорт снизился в 2 раза. В 2023 г. ПАО «Газпром» по оценкам МСФО вышло на финансовый убыток в сумме 629 млрд. руб., при этом в 2022 г. полученная прибыль была порядка 1,2 трлн. руб. Именно газовая отрасль РФ оказалась в условиях значимого прессинга со стороны западных стран, ставших инициаторами снижения цен на данный вид топлива.

Ответной реакцией с российской стороны выступила инвестиционная программа строительства предприятия по переработке газа в Усть-Луге Ленинградской области (5 трлн. руб., с запуском в 2027 г.). Такие действия направлены на обеспечение технологического суверенитета, создание мощного фундамента для решения поставленных задач вне зависимости от факторов внешней среды и повышение экспортного потенциала нефтегазовой отрасли с учетом смены приоритетов [2].

При этом отказ стран ЕС от поставок российского газа по трубопроводам коррелирует с одновременным увеличением его закупок из РФ через СПГ-терминалы. По данным агентства Reuters спрос на сжиженный природный газ со стороны Китая и Европы в 2024 году вырастет, что отразится на удорожании его стоимости на мировом рынке.

Экспорт газа из России в 2024 г. повысится на 11% к уровню 2023 г. Заметим, что только по итогам января 2024 г. поставки газа из РФ в ЕС выросли на 41% в сравнении с периодом 2023 г. (данные «Газпрома»). Отсюда перспективы повышения таможенных платежей в бюджет страны до уровня в 7,4 трлн. руб., с учетом показателей деятельности таможенных органов в области контроля за соблюдением торговых ограничений [3]. Итоги 20212023 годов с положительной динамикой показателей за вычетом вывозных таможенных пошлин показаны в таблице 3.

Таблица 3. Таможенные платежи в составе доходов федерального бюджета РФ за 2021 -2023 гг., трлн. руб. [12]______

Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. в % к 2021 г. 2023 г. в % к 2022 г.

таможенные платежи, перечисленные в бюджет в том числе 7,2 6,2 6,7 93,1 108,1

таможенные пошлины:

ввозные 4,4 3,5 4,9 111,4 140,1

вывозные 2,8 2,7 1,8 64,3 66,7

доля в доходах:

таможенных платежей, % 28,5 22,3 25,7 -2,8п.п. +3,4п.п.

ввозных пошлин, % 17,4 12,6 18,8 +1,4п.п. +6,2п.п.

вывозных пошлин, % 11,1 9,7 6,9 -4,2п.п. -2,8п.п.

Доля поставок углеводородов из России в страны ЕС в 2023 г. от суммарного показателя экспорта составила 5% и повышаться в 2024 году не будет (экспертные данные стратегического консалтинга «Яков и партнеры»). Уменьшение объема экспорта в период с января по март 2024 г. обусловлено торговыми запретами и ограничениями, понижением мировых цен (данные ЦБ), а также положениями таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в условиях санкций [4]. До завершения июня 2024г. остаётся в действие Указ Президента РФ о запрете продажи российской нефти и её производных нерезидентам, если в договорах включено условие ценового потолка, установленного США и другими странами.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 01.01.2024 г. понижена с 24,7 долл. за тонну до нуля (данные Минфина). Обнуление ставок вывозных таможенных пошлин с 2024 г. было инициировано в соответствии с требованиями налогового маневра в нефтяной отрасли. Ключевая цель - снижение экспортной пошлины при одновременном повышении НДПИ.

В итоге таких коррекций экспорт нефти станет более выгодным, а цена на углеводороды на внутреннем рынке вырастет, что повлияет на обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей [5]. Общие нефтегазовые доходы в апреле 2024 г. уже выросли на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., и составили выше 1,2 трлн руб.

В 2023 г. странами ОПЕК+ были приняты решения по удержанию цен на нефть не ниже 70 долл. за баррель. Уход Анголы из альянса поставил под сомнение вопрос его существования. Отдельным государствам ОПЕК значимо чтобы цена на нефть не понижалась ниже определенного индикатора (для РФ - 90 долл. за баррель марки Brent, для Саудовской Аравии - 100 долл.).

Существенный рост мировых нефтяных котировок путем уменьшения производства способен простимулировать американских производителей сланцевой нефти, что усилит конкурентное противостояние

между США, Ближним Востоком и Россией и в свою очередь станет фактором изменения ценовой политики на мировом нефтяном рынке.

ЦБ РФ в случае поддержания цены на нефть на сложившемся уровне в 2024 г. приступит к продаже валюты. В мае 2024 г. сумма продажи валюты составит 6 млрд. руб. в день, что в 10 раз больше, чем в апреле. Каждые 100 млрд. руб. дополнительных продаж укрепляют рубль на 0,3-0,4%. В мае 2024 г. дополнительные нефтегазовые доходы российского бюджета составят около 184 млрд. руб. Отметим, что в апреле показатель оказался ниже прогноза на 73 млрд. руб. Таким образом, принимаются эффективные решения по стабилизации макроэкономической ситуации в условиях снижения поступлений и доли вывозных пошлин в доходах федерального бюджета РФ с учетом развития механизмов валютного регулирования [6].

Одновременно уверенно растут ненефтегазовые доходы (с 16,2 до 20,3 трлн. руб. в период с 2021 по 2023 гг.) В прогнозных оценках Министерства финансов РФ ненефтегазовый дефицит бюджета сократится с 8% ВВП в 2023 г. до 5,7% в 2025 г. Доля доходов, не связанных с поступлениями от экспорта нефти и газа в бюджет страны в 2024 г. составит 67,2%, в 2025 г. - 64,9%.

Значимая роль отводится экспорту аграрных товаров, поставки которых в 2024 г. вырастут почти на 19%. Потенциальные возможности обусловлены включением в действие 395 экспортных проектов с объемом инвестиций в размере 1,2 трлн. руб., что одновременно фокусирует внимание государства на обеспечении сельскохозяйственной отрасли квалифицированными руководителями и специалистами [7].

Максимальный вклад в увеличение поставок продукции АПК за границу в 2024 г. остается за масложировой отраслью, прирост экспортного потенциала которой порядка 3 млрд. долл. Основные аспекты производства масложировых продуктов, безопасных для потребления были обозначены в научной статье Воска-

нян О.С. и Шауриной О.С. [8]. На 2-м месте находится зерновая отрасль с показателем в 1,8 млрд. долл. Далее идут поставки продукции мясного производства с повышением на 718 млн. долл., товаров пищевой промышленности - на 527 млн. долл. (данные «Агроэкспорта»).

Другой отраслью способной увеличить вклад в пополнение федерального бюджета РФ становится туризм. За период 20202023 гг. объем инвестиций в индустрию туризма вырос в 3 раза (данные Минэкономразвития). В 2024 году на нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» выделено более 43 млрд. руб. В итоге вклад туризма в ВВП РФ должен вырасти до 5%. Объем субсидий 85 регионам на развитие отрасли составил 6,2 млрд. рублей. К примеру, Правительством Калужской области утвержден проект региональной программы «Развитие туризма» на 2019-2024 гг.

Прогнозируемый итог: увеличение потока в область туристов до 3,5 млн. чел. в год. Объем финансирования программы -280 млн. руб. И уже в мае 2024 г. первый участок Большой калужской туристической тропы будет открыт, что подтверждает значимость реинжиниринга бизнес-процессов со стороны региональных компаний туристической индустрии [9]. В 2023-2024 гг. Калужской области из федерального бюджета выделено более 61 млн. руб. на развитие внутреннего туризма. Отсюда перспективы развития отрасли в регионе [10].

Одновременно 1Т-отрасль в 20192023 гг. лидирует по темпам роста среди

Библиографический список

1. Непарко М.В., Сучкова Е.И. Особенности прогноза мировых цен на нефть и нефтепродукты в России // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 50-5. - С. 2224.

2. Ващилин А.В., Ермакова Е.Д., Шаурина О.С. Экспортный потенциал нефтегазовой отрасли РФ и перспективы смены приоритетов в его реализации // Дневник науки. - 2023. - № 3 (75).

3. Петрушина О.М., Шафиева А.Р., Чичерова В.Н. Показатели деятельности таможенных органов в области контроля за соблюдением торговых ограничений и защиты интеллектуальной собственности // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. -№ 39 (1). - С. 256-261.

4. Непарко М.В., Бурин В.А. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в условиях санкций // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49 (2). - С. 201-205.

других значимых сегментов экономики РФ (расчеты ИСИЭЗ), ее вклад в ВВП составил почти 2% в 2023 г. в сравнении с 1,3% в 2019г. Система менеджмента бизнес-процессов успешных коммерческих организаций показывает свои успешные итоги [11]. На реализацию госпрограммы «Информационное общество» в 2024 г. выделено 277,7 млрд. руб., что на 11% ниже показателя 2023 г. При этом для 1Т-компаний Подмосковья, принимающих в штат сотрудников, разработаны гранты от Министерства государственного управления, технологий и связи (96-240 тыс. в год на одного принятого работника).

Также фирмы-разработчики 1Т-продуктов смогут рассчитывать на доступ к кредиту по льготной ставке 3%. Финансовые ресурсы предоставляются на реализацию проектов, созданных на базе российских цифровых технологий. Для аккредитованных 1Т-фирм предусмотрен налог на прибыль в размере 0%, если доля прибыли от основной деятельности не менее 70%. Ставка будет действовать до 31.12.2024 г., позже она составит 3%. Несмотря на снижение целевой бюджетной поддержки появляются новые возможности по развитию программ цифровизации и 1Т-технологий.

В целом, исполнение государственных решений по поддержке нефтегазового комплекса и других отраслей российской экономики способно нивелировать издержки западных санкций и реализовать бюджетный потенциал страны.

5. Николаев А.Д., Мигел А.А. Обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей: проблемы и пути совершенствования // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 51-54.

6. Акимова К.В., Макарова А.С., Мельников С.А., Ахмедзянов Р.Р. Развитие механизмов валютного регулирования в России в современных условиях // Дневник науки. - 2023. - № 1 (73).

7. Мигел А.А. Обеспечение кадрами руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 1999. - 200 с.

8. Восканян О.С., Шаурина О.С. Основные аспекты инноваций в производстве масло-жировых продуктов, безопасных для потребления // Масложировая промышленность. -2012. - № 5. - С. 28.

9. Ткаченко А.Л., Щеглова А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов туристической компании // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1 (50). - С. 77-80.

10. Чаусов Н.Ю., Балакирева Е.С. Перспективы развития внутреннего туризма Калужской области // Modern Economy Success. - 2021. - № 5. - С. 47-51.

11. Захаров П.Г., Мигел А.А. Оценка и направления улучшения системы менеджмента бизнес-процессов коммерческой организации // Modern Economy Success. - 2020. - № 2. -С. 197-204.

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru.

13. Исполнение федерального бюджета РФ за 2021, 2022 гг., предварительная оценка по итогам 2023 г., проект бюджета на 2024-2026 гг.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru.

BUDGET OPPORTUNITIES OF THE RF IN THE CONDITIONS OF TRADE RESTRICTIONS, CURRENCY AND OTHER DECISIONS

D.G. Kozlenko, Student A.A. Kuznetsova, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The scientific article defines Russia's budgetary potential, taking into account its dependence on the income of the oil and gas complex, taking into account trade restrictions and currency and price decisions. An analysis of revenues to the federal budget from customs duties and taxes for the period 2021-2023 was carried out. with estimates for 2024 The government measures taken by the Russian Federation in terms of resolving the problems of selling Russian oil and its derivatives to non-residents, taking into account the current realities, have been studied. Particular attention is paid to non-oil and gas opportunities, including the export potential of the agricultural sector, tourism industry and IT technologies. The implementation of government decisions on comprehensive support for Russian production and services is aimed at leveling the consequences of Western sanctions and realizing the country's budgetary potential.

Keywords: federal budget, oil and gas revenues, trade restrictions, oil quotations, currency, non-oil and gas revenues, agricultural exports, tourism industry, IT technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.