Научная статья на тему 'Бюджетные ресурсы как системообразующий фактор комплексного социального развития регионов Казахстана'

Бюджетные ресурсы как системообразующий фактор комплексного социального развития регионов Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ РЕГИОНА / REGIONAL BUDGET / БЮДЖЕТНЫЕ УСЛУГИ / BUDGETARY SERVICES / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ДЕФЛЯТОР ВВП / GDP DEFLATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исахова Асия Сейдихапбаровна, Исахова Парида Бакировна

В статье рассмотрена роль бюджета региона в формировании социального развития Казахстана. Выявлены основные сдерживающие факторы развития регионов и проанализированы характерные особенности асимметрии в социальных расходах. Показаны различия роста между номинальными и реальными выражениями, применяя дефлятор ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исахова Асия Сейдихапбаровна, Исахова Парида Бакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетные ресурсы как системообразующий фактор комплексного социального развития регионов Казахстана»

Budgetary resources as an underlying factor of the complex social development of the regions of Kazakhstan Issakhova A.1, Issakhova P.2 Бюджетные ресурсы как системообразующий фактор комплексного социального развития регионов Казахстана Исахова А. С.1, Исахова П. Б.2

'Исахова Асия Сейдихапбаровна /Issakhova Assiya - доктор PhD, доцент, кафедры финансоа и статистики, Акционерное общество Университет Нархоз;

2Исахова Парида Бакировна /Issakhova Parida — доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой, кафедра финансов и учета, Алматы Менеджмент Университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрена роль бюджета региона в формировании социального развития Казахстана. Выявлены основные сдерживающие факторы развития регионов и проанализированы характерные особенности асимметрии в социальных расходах. Показаны различия роста между номинальными и реальными выражениями, применяя дефлятор ВВП. Abstract: this article examines the role of the regional budget in the formation of social development of Kazakhstan. Basic constraints for regional development are identified and characteristics of asymmetry in social expenditures are analyzed. The differences between the growth of nominal and real terms using GDP deflator are shown.

Ключевые слова: бюджет региона, бюджетные услуги, дифференциация, дефлятор ВВП. Keywords: regional budget, budgetary services, differentiation, GDP deflator.

Комплексное развитие региона Казахстана является стратегией по достижению конечной цели - создания условий для повышения уровня и качества жизни населения. В настоящее время роль бюджетных средств, обеспечивающих формирование прямых и обратных связей финансового механизма, сбалансированное развитие территориальной социально-экономической инфраструктуры и регулирование макроэкономического равновесия резко возрастает. Это актуализирует необходимость глубокого и всестороннего исследования проблем развития бюджетных отношений и совершенствования методов мобилизации бюджетных средств региона, эффективности функционирования бюджетного механизма как важнейших инструментов государственного воздействия на стабилизацию экономического и социального положения региона [1].

Бюджеты регионов предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных, на местные органы и призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. С помощью бюджетов регионов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов сохраняется и вследствие крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей, большого количества разноплановых факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах. Потенциальные возможности использования бюджета региона для воздействия на процессы общественного регионального развития заложены в их экономической природе [2].

В настоящее время по данным МФ РК 13 из 16 регионов РК являются субвенционными, то есть неспособны в полной мере решать задачи по социально-экономическому развитию территории за счет внутренних финансовых источников. С каждым годом данная зависимость только усиливается, что снижает стимулы местных государственных органов к развитию собственной налогооблагаемой базы, что, в первую очередь, негативно отражается на активности малого и среднего бизнеса [3].

Таблица 1. Доля регионов в валовом региональном продукте, в %

2002 2010 2011 2012 2013 2014

ВСЕГО 100 100 100 100 100 100

Акмолинская 3,1 2,7 3,1 3 2,7 2,7

Актюбинская 4,8 5,3 5,2 5,1 5 4,8

Алматинская 4,9 4,5 4,7 4,6 5 4,7

Атырауская 10,3 12,9 12,1 12 10,2 10,4

Восточно-Казахстанская 7,8 5,9 5,7 5,6 5,9 5,8

Жамбыльская 2,2 2,1 2,3 2,2 2,5 2,5

Западно-Казахстанская 4,7 4,8 4,6 4,9 4,9 4,9

Карагандинская 9,8 8,5 8,7 8,6 7,5 7,7

Костанайская 4,9 4 4,3 4,4 3,8 3,5

Кызылординская 2,7 3,9 3,9 4 3,8 3,6

Мангистауская 5,3 6,6 6,5 6,7 5,4 5,7

Павлодарская 5,7 5 5 5,1 5 4,6

Северо-Казахстанская 3,0 2,1 2,5 2,5 2,1 2,1

Южно-Казахстанская 6,5 5,2 5,2 5,1 6,1 6,1

г. Алматы 18,2 18,2 17,8 17,9 20,2 20,7

г. Астана 6,1 8,3 8,4 8,3 9,9 10,2

5 регионов, имеющих наибольшие доли в ВВП в среднем 49,8 54,5 53,4 53,5 53,2 54,7

5 регионов, имеющих наименьшие доли в ВВП в среднем 15,9 14,8 16,0 16,1 14,9 14,4

Примечание - Рассчитано автором на основе источника [4]

Из таблицы 1 заметно, что с 2002, 2010-2014 года крупнейшими производителями ВРП в среднем являются пять регионов республики: Атырауская, Карагандинская, Мангистауская области, города Астана и Алматы. В 2014 году в этих пяти регионах, где проживают 29% населения, производилось 54,7% ВВП страны. Наименьшие доли в общем объеме ВВП приходились на Жамбылскую, Северо-Казахстанскую, Акмолинскую, Кызылординскую и Костанайскую области (в сумме 14,4%).

На современном этапе реализации задач стабилизации экономики Казахстана центр тяжести переносится на региональный уровень хозяйствования. Расширение хозяйственной деятельности регионов требует нового подхода к проблеме взаимоотношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами, правильной оценки потребности последних в государственном финансировании и нормах его осуществления. Поэтому одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы является разработка эффективного механизма предоставления в распоряжение местных органов власти источников финансирования региональных программ [5].

Когда мы рассматриваем тренд сезона, то обязательно возникает вопрос волатильности показателей за исследуемый период. И остро стоит вопрос «был ли вообще рост/снижение показателей в реальным выражении?», поскольку основная масса аналитиков не учитывают ценовой фактор, т. е. инфляцию и анализурует данные в номинальном выражений. Мы предлагаем исправить это распростроненное явление применяя показателя - дефлятора ВВП. В таблице 2 указаны данные дефлятора ВВП за анализируемый период.

Таблица 2. Дефлятор ВВП за 2002-2014 гг., %

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Дефлятор ВВП 105,9 111,7 116,1 117,9 121,5 115,5 121

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Дефлятор ВВП 104,7 119,6 117,8 104,9 109,7 106

Примечание - Составлено автором на основе источника [4]

По данным таблицы 2 накопленный индекс дефлятора ВВП за анализируемый период равен 4,6741=1,117*1,161*1,179*1,215*1,155*1,21*1,047*1,196*1,178*1,049*1,097*1,06. Теперь сопоставим данные бюджетных услуг на одного жителя в местном бюджете в 2014 г. к 2002 г. с учетом дефлятора ВВП и наглядно покажем, насколько изменится наш номинальный темп роста и насколько он отличается от реального выражения.

Таблица 3. Рост бюджетных услуг на душу населения в номинальном выражении и с учетом дефлятора

ВВП за 2002-2014 гг.

2014/2002 Поминальным рост бюд. Рост бюд. услуг на душу с учетом

услуг на душу населения дефлятора ВВП

1 2 3

Акмолинская 10,88 2,34

Актюбинская 10,24 2,21

Алматинская 10,74 2,31

Атырауская 3,34 0,72

Восточно-Казахстанская 9,72 2,09

Жамбылская 11,00 2,37

Западно-Казахстанская 6,49 1,40

Карагандинская 8,75 1,89

Кызылординская 11,25 2,42

Костанайская 11,31 2,44

Мангыстауская 3,62 0,78

Павлодарская 7,87 1,70

Северо-Казахстанская 12,06 2,60

Южно-Казахстанская 11,08 2,39

г. Алматы 2,78 0,60

г. Астана 14,28 3,08

Местный бюджет РК 8,26 1,78

Примечание - Рассчитано автором на основе источника [3]

Как видно из проведённых расчётов, бюджетные услуги на душу населения с учетом дефлятора ВВП значительно меньше, чем в номинальном выражении, т. е. рост бюджетных услуг на одного жителя местного бюджета превысил 1,78 раза, против 8,26 раз в номинальном значении, которое предопределило необходимость проверки показателей на инфляцию.

Бюджетные услуги на душу населения характеризуется ростом как в целом по республике, так и по регионам, различия достигают 2 раза. Наибольшее значение показателя характерно для Южно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей, а также в г. Астана (таблица 3). В этих же регионах наблюдается наименьший по сравнению с другими регионами прирост налоговых доходов по сравнению с другими регионами. Это связано с тем, что в этих регионах трансферты из республиканского бюджета поступают в больших объёмах для целей бюджетного выравнивания.

Бюджетные услуги на душу населения уменьшились: Алматы (0,6 раз), Атырауская область (0,72 раз) и Мангыстауская область (0,78 раза) (таблица 3). Это связано с тем, что из бюджетов этих регионах передаются трансферты (бюджетные изъятия ) в республиканский бюджет.

С одной стороны, рост бюджетных услуг на душу населения, несомненно, является положительным фактом, свидетельствующем о росте объёма государственных услуг и благ, предоставляемых местными бюджетами. С другой стороны, возникает вопрос об источниках их покрытия. Как показал проведённый нами анализ, затраты местных бюджетов растут на фоне снижения собственных доходов, т. е. осуществляются преимущественно за счёт республиканских трансфертов. Здесь возникает вопрос об эффективности их использования.

Расходы бюджета региона на образование и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий регионального масштаба.

Дифференциация в оказании образовательных услуг, услуг здравоохранения и социальных услуг порождает региональные проблемы долгосрочного характера, приведет к разрыву между регионами по уровню и качеству жизни населения.

Стремление регионов к финансовой самостоятельности не стимулируется, встречные финансовые потоки бюджетных средств возрастают. Необходим принципиальный подход к разработке среднесрочной модели межбюджетных отношений. Система межбюджетных отношений различных уровней бюджетов должна опираться на принципы единства и самостоятельности. Разумная реализация этих принципов и их синтез предполагает существование механизма перераспределения средств между регионами и внутри регионов.

Литература

1 Дягилева Д. Н. Механизм формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов субъектов Российской Федерации (на примере Ростовской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. Ростов-на-Дону: РИНХ, 2003. 194 с.

2 Исахова П. Б. К вопросу разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений // Каржы-каражат, 2003. № 1. С. 25-36.

3 Статистические бюллетени Министерства Финансов Республики Казахстан за 2002, 20102014 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfm.gov.kz/irj/portal/anonymou s?NavigationTarget=ROLES://portal_content/mf/kz.ecc.roles/kz.ecc.anonymous/kz.ecc.anonymou s/kz.ecc.anonym_budgeting/budgeting/reports_fldr/ (дата обращения: 25.11.2016).

4 Статистические бюллетени Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан за 2002, 2010-2014 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsPage?_afrLoop=35303053021756 831#%40%3F_afrLoop%3D35303053021756831%26_adf.ctrl-state%3Dh0aae9l30_37/ (дата обращения: 25.11.2016).

5 Исахова А. С. Межбюджетные отношения в современном Казахстане // Вестник КазНУ»: экономическая серия. Алматы, 2013. № 3 (97). C. 88-95.

6 Issakhova A. S. Issues of inter-budget relations in modern Kazakhstan // Актуальные проблемы экономики. Киев:Украина, 2014. № 1. C. 417-424.

Some aspects of the process management of medical services in the field

of Health of the RF Kulikova O.

Некоторые аспекты управления процессами оказания медицинских услуг

в сфере здравоохранения РФ Куликова О. М.

Куликова Оксана Михайловна /Kulikova Oksana - кандидат технических наук, доцент, кафедра управления качеством и производственными системами, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые аспекты управления процессами оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ. Одним из ключевых аспектов управления данными процессами является оценка их устойчивости. Чем выше устойчивость процесса во времени, тем легче осуществлять управление им. Процессы являются устойчивыми, если коэффициент их устойчивости равен или превышает значение 0,8. Выявление типа колеблемости временных рядов, задающих показатели процессов, позволит разработать мероприятия по повышению их устойчивости. Применение данных подходов к управлению процессами в сфере здравоохранения позволит повысить качество и доступность медицинского обслуживания пациентов.

Abstract: the article considers some aspects of the management of the provision of medical services in the field of health. One of the key aspects of data management processes is to assess the sustainability of their implementation. The higher the resistance of the implementation process in time, the easier it is to control them. Processes are stable if the ratio of their resistance is equal to or exceeds the value of 0.8. Identifying the type of the oscillatory time series that specify the process indicators will allow to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.