Научная статья на тему 'Бюджетное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Бюджетное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
212
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ АПК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AIC FINANCING / FARM COMMODITY PRODUCERS / FEDERAL PURPOSE-ORIENTED PROGRAMS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Сираева Раиса Рафаиловна

Статья посвящена проблеме бюджетного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Проведён анализ государственной поддержки агропромышленного комплекса, рассмотрены государственные и федеральные целевые программы, направленные на поддержку АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY FINANCING OF FARM COMMODITY PRODUCERS

The article is devoted to the problem of budgetary financing of farm commodity producers. The analysis of government support of the agroindustrial complex has been carried out, the purpose-oriented state and federal programs directed to the AIC support have been considered.

Текст научной работы на тему «Бюджетное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей»

Бюджетное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей

Р.Р. Сираева, к.э.н., Башкирский ГАУ

Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народно-хозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Важнейшим звеном АПК является сельское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всём народном хозяйстве.

Расходы на продукты питания составляют около половины расходов в бюджете средней российской семьи. В последние годы приобретают значение качество и экологичность потребляемых продуктов.

Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и промышленность сырьём. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счёте, прибыль в различных отраслях народного хозяйства. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и поглощать материальнотехнические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т.д.), являющиеся

продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народно-хозяйственного комплекса.

Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства, в частности, бюджетное финансирование, является одной из приоритетных задач и действенных инструментов любого государства.

Исходя из всего вышеуказанного определяется актуальность темы исследования. Отрасль получает субсидии из бюджетов всех уровней. В 2007 г. эти вложения, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельхозтоваропроизводителей, составили 56 млрд. руб. Субсидии позволили повысить уровень рентабельности по всем видам деятельности с 9,9 до 17,2%. Конкретно от реализации продукции этот показатель составил 19,2%, в том числе растениеводческой — 40,6% (прибыль 85,5 млрд.руб.), животноводческой — 6,3% (прибыль 22 млрд.руб.). Производство мяса крупного рогатого скота и шерсти оставалось убыточным [1].

В соответствии с материалами государственного учёта земель [2] земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2008 г. составил 14294,72 тыс. га (0,8% площади Российской Федерации). В структуре основных категорий земель преобладают земли сельскохозяйственного назначения — 54,1% (7735,2 тыс. га). То есть на этой площади производится продукция сельского хозяйства. Качество продуктов питания, полученных из этой продукции, влияет на здоровье конечных потребителей. Следовательно, государство при определении объёмов финансирования должно учитывать не только количество, но и качество производимой продукции.

По нашему мнению, система финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей должна оказывать содействие решению задачи создания эколого-экономически эффективного производства, способного наращивать производство сельскохозяйственной продукции при одновременном сохранении и улучшении окружающей среды. Это направление имеет место в мировой практике, где применяются различные дотации и субвенции, направленные на содействие развитию определённых отраслей и производств в сельском хозяйстве, а также льготное налогообложение.

Проведённые нами исследования показали, что в мировой практике имеет место финансирование производства экологически чистой продукции. Так, согласно программе реформы в Европейском союзе субсидии сократятся на 25% в случае, если фермерские хозяйства будут нарушать экологические нормы и стандарты качества при производстве сельскохозяйственной продукции. Таким образом, в настоящее время основным условием получения сельскохозяйственных субсидий в Европейском союзе становится соблюдение высоких стандартов и экологичность производства.

Мы полагаем, что бюджетное финансирование, кроме выравнивания условий хозяйствования, может содействовать производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Охрана окружающей среды требует производства экологичной сельскохозяйственной продукции. Следовательно, можно предположить, что, устанавливая нормативы финансирования, учитывающие экологические условия производства, государство может и должно регулировать качество производимой продукции и выбор более эффективных сельскохозяйственных культур.

На наш взгляд, в целях оценки экологического состояния регионов при установлении размеров финансирования необходимо использовать специальные коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую. На качество производимой продукции влияют экологические условия, при которых возделываются сельскохозяйственные культуры. Например, современное состояние почвенного покрова в Республике Башкортостан определяется большой степенью освоенности и в целом оценивается почвоведами как неудовлетворительное, а в ряде промышленно развитых зон — как кризисное и катастрофическое, что обусловлено развитостью добывающей и перерабатывающей промышленности и влиянием отрицательных антропогенных факторов на почвы. Основными факторами деградации, ухудшения экологического состояния земель являются эрозия, засоление, заболачивание и пр.

Ухудшению экологических условий возделывания сельскохозяйственных культур способствуют не только факторы, созданные самим хозяйством (глубокая вспашка склонов, неравномерное внесение удобрений и минерализация гумуса, применение несоответствующих и неправильных агротехнических мероприятий, загрязнение сточными водами животноводческих ферм, захламление несанкционированными свалками сельскохозяйственных и других отходов производства и прочие), но и экологическая ситуация, влияющая извне. К внешним экологическим факторам загрязнения почв относятся: расположение сельскохозяйственных угодий вблизи промышленных центров; наличие трубопроводных магистралей; загрязнение нефтепромысловыми сточными водами; загрязнение при разведке, добыче и переработке полезных ископаемых и др.

Нам представляется, что при установлении нормативов финансирования необходимо учитывать как внутренние экологические условия (на которые сельхозтоваропроизводитель способен повлиять и улучшить), так и внешние (существующие объективно для сельхозтоваропроизводителей, они не в состоянии их изменить). Поэтому мы предлагаем корректировать вышеназванный норматив сразу на два коэффициента учёта экологического состояния почв: первый будет учитывать внешние экологические условия, второй — внутренние.

Коэффициент учёта внешних условий экологического состояния почв будет увеличивать объём финансирования. Дело в том, что на сельскохозяйственных угодьях, подвергающихся загрязнению внешними факторами, возделывается продукция, не всегда соответствующая экологическим условиям качества. Она должна реализовываться по более низкой цене. Для доведения этой продукции до соответствующего уровня качества сельхозтоваропроизводитель несёт определённые затраты. Поэтому мы считаем, что в целях компенсации потери сельхозтоваропроизводителей в цене должен применяться повышающий коэффициент.

Коэффициент учёта внутренних условий экологического состояния почв будет уменьшать размер финансирования. Хозяйство в силах улучшить внутренние экологические условия возделывания, поэтому этот коэффициент должен стимулировать природоохранные мероприятия. Если сельхозпредприятие загрязняет почвы, не строит очистительные сооружения, то объём финансирования будет сокращён. В случае снижения уровня загрязнения почвы мы предлагаем увеличить коэффициент учёта внутренних условий экологического состояния почв.

Для расчёта этих коэффициентов мы предлагаем использовать почвенно-экологическое

районирование республики. Почвенно-экологические районы выделены по интенсивности антропогенных воздействий и с учётом местных особенностей, поэтому их применение в целях разработки коэффициентов учёта экологических условий, по нашему мнению, является целесообразным. Разработанный и предлагаемый нами коэффициент учёта внешних условий экологического состояния почв определяется как отношение фонового значения загрязнителя по соответствующему почвенно-экологическому району к фоновому значению загрязнителя по окрестностям очага загрязнения:

Кв

Ф

ПЭР

Ф

(1)

ОЗ

где Квнеш. — коэффициент учёта внешних условий экологического состояния почв;

ФПЭР — фоновое значение загрязнителя по почвенно-экологическому району;

ФОЗ — фоновое значение загрязнителя по окрестностям очага загрязнения.

Этот коэффициент одинаковый для всех хозяйств, чьи сельскохозяйственные угодья расположены в зоне неблагоприятного воздействия очага загрязнения.

Согласно нашей методике для расчёта коэффициента учёта внутренних условий экологического состояния почв фактическое значение загрязнителя по земельному участку следует разделить на фоновое по соответствующему почвенно-экологическому району:

К

ФА

-ЗУ

внутр.

Ф

(2)

ПЭР

где Квнутр^ — коэффициент учёта внутренних условий экологического состояния почв; ФАЗУ — фактическое значение загрязнителя по земельному участку;

ФПэр — фоновое значение загрязнителя по соответствующему почвенно-экологическому району.

Если сельхозпредприятие применяет экологичные технологии, не загрязняет окружающую среду, проводит мероприятия по сохранению и улучшению экологического состояния почв, коэффициенты к объёму финансирования необходимо пересматривать и внести соответствующие коррективы в сторону их увеличения, что станет стимулом сохранения и повышения почвенного плодородия и улучшения качества продукции, получаемой с сельскохозяйственных угодий.

Установление нормативов финансирования на единых принципах поставит всех сельхозтоваропроизводителей в равные условия и вызовет рост экономических интересов каждого из них в изыскании резервов повышения доходов за счёт лучшего использования земли и производства высококачественной продукции.

Благодаря коэффициентам учёта экологического состояния достигается экологическая эффективность (для конечных потребителей сельскохозяйственной продукции, т.е. всего общества), отражающая усилия собственников (владельцев, пользователей) земли по сохранению окружающей среды и уменьшению отрицательного антропогенного воздействия на неё и выражающаяся в повышении качества и экологичности сельскохозяйственной продукции.

По нашему убеждению, роль и значение экологических факторов со временем возрастут, причём не только в сельском хозяйстве, но и вообще в экономике. Это подтолкнёт государство к постоянному совершенствованию системы мер, регулирующих антропогенное воздействие на природу, в том числе и расширению финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература

1. Маслова В. Финансы как фактор воспроизводства в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.vniiesh. ru/publications/zhumal_laquoapk (дата обращения: 7.10.2010).

2. Земельные и имущественные отношения. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.bashkortostan.ru/economy/ base/property/ (дата обращения: 08.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.