«Вопросы развития современной науки и техники»
УДК 009
Ненашкин Иван Олеговач Пшаев Айхан Абулгадир оглы Nenashkin Ivan Olegovach Pshayev Ayhan Abulgadir ogly
Студент Student
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К.Яковлева войск национальной
гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск.
Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National
Guard of the Russian Federation, Novosibirsk
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
BUDGET SYSTEM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR:
HISTORICAL ASPECT
Аннотация. Автором статьи рассмотрена налогово-бюджетная система Советского союза, которая осуществлялась в годы Великой Отечественной войны, с целью выявления экономических факторов, позволивших прийти к победе над фашизмом с одновременным анализом проблем. Дана авторская оценка о преимуществах финансовой политики формирования бюджетной системы того времени и были сделаны выводы, что изучение и переосмысление финансовой политики военных лет даст возможность преодолевать финансовые проблемы на современном этапе в кризисный период.
Annotation. The author of the article considers the tax and budget system of the Soviet Union, which was implemented during the Great Patriotic War, in order to identify the economic factors that made it possible to come to victory over fascism with a simultaneous analysis of the problems. The author gives an assessment of the advantages of the financial policy of the formation of the budget system of that time and concludes that the study and rethinking of the financial policy of the war years will make it possible to overcome financial problems at the present stage in the crisis period.
Ключевые слова, финансовая политика, налоговая система, бюджетная система, налоговые методы, доходы союзного бюджета, самообложение граждан, государственные займы.
Keywords: financial policy, tax system, budget system, tax methods, union budget revenues, self-taxation of citizens, state loans.
VI Международная научно-практическая конференция Россия имеет исторический опыт по формированию финансовой политики
различными финансовыми механизмами, с учетом экономических и
политических факторов, социальных преобразований и различных реформ,
проводимых в стране и в которых была необходимость, продиктованная
временем и различными событиями. XX век был полон различными
судьбоносными событиями такими как: революции, войны, перестройка
политической власти и экономики, национализация и приватизация объектов
собственности, средств производства и другие глобальные и локальные
масштабные преобразования, которые, так и не прояснили достоверно сущность
государства, регулирующего экономические вопросы и его место и роль в
жизнедеятельности граждан.
На сегодняшний день, остается дискуссионным вопрос по поводу
трактовки сущности государства и государственного экономического
регулирования, некоторые участники дискуссии считают, что государство -это
структура благоденствия, деятельность которого направлено на каждодневное
добро для граждан. Другие участники дискуссии считают наоборот, что
государство это созданная веками машина подавления воли граждан, а либералы
рассматривают государство как собственность тех политических сил или лиц,
которые в нем наделены на сегодняшний день властью и рычагами управления.
Каждый современный человек считает, что государство для него - это, прежде
всего форма общества, которое связано системой общественных отношений
людей и государство способствует организации жизни каждого человека, в том
числе экономической, на определенной территории страны.
Все мы современные граждане помним годы Великой Отечественной
войны, когда велись масштабные военные действия между войсками III Рейха и
Красной Армией Советского Союза и чтим память о тех, кто защищал нашу
страну и привел ее к победе. Но мало кто из нас задается вопросом о цене этой
победы с экономической точки зрения. И учитывая экономические факторы
можно считать, что в годы ВОВ велась жёсткая и практическая конкуренция
между экономическими моделями гитлеровской Европы и Советского союза.
«Вопросы развития современной науки и техники» История свидетельствует именно о том, что убедительную победу одержала советская экономическая модель. Большую роль имела финансовая и налоговая политика, принципы их построения и особенно хотелось бы отметить принципы взимания налогов в бюджет СССР в период, когда велись военные действия, приводящие к нужде граждан и предприятий. Хотелось отметить, что в предвоенные годы страна обладала экономическим потенциалом, который был создан с помощью привлеченных средств от населения и от предприятий, что позволило в первые дни войны обеспечить эвакуацию стратегических предприятий и их перестройку на производство товаров для нужд войны и тыла. В первые годы войны стал обостряться дефицит денежных средств и для пополнения союзного бюджета были предприняты различные методы, такие как увеличение налоговой нагрузки, увеличение цен на подакцизные товары, такие как винно-водочные изделия, табачные, парфюмерию, что позволило обеспечить бюджет доходами и увеличить военные расходы уже к 1942 году.
Следует отметить, что активно бюджет пополнялся добровольными пожертвованиями населения. Складывающийся дефицит денежных средств покрывался денежной эмиссией и имеющимися государственными резервами. Но, тем не менее, к этому времени снизилась покупательская способность граждан на фоне роста цен на товары первой необходимости и на фоне их дефицита. В связи с этим потребовалась коренная перестройка народного хозяйства страны, и были внесены серьезные изменения в финансовую, налоговую и бюджетную системы, кроме того был введен жесткий режим экономии всех расходов республиканских бюджетов и союзного бюджета. Новая конструкция налоговой системы строилась с использованием исторического опыта принципов и методов взимания налогов в дореволюционной России, когда взимались подушные налоги, налоги от реализации сельскохозяйственной продукции, налоги от реализации продукции на рынке по завышенным ценам, налог с иждивенцев (с тех, которые не имели собственных доходов). Как правило, вводились налоги, которые не требовали расходов из бюджета по их администрированию. В 1942 году был введен военный налог, механизм взимания
VI Международная научно-практическая конференция которого походил на взимание подушных налогов. В то же время увеличение
налоговой нагрузки населения не дало пополнение бюджетов доходами для
восполнения расходов по ведению войны, так как с первых лет войны
уменьшились поступления налога с оборота, который уплачивали все пред
приятия. К концу ВОВ удалось увеличить поступления в бюджет республик и
бюджет СССР за счет сокращения издержек промышленных предприятий и за
счет снижения размеров величин налоговых ставок от реализации некоторых
групп товаров страны. Налогообложения населения в период войны
осуществлялось с применением прогрессивного механизма налогообложения в
форме различных надбавок, которые увеличивали сумму налога в целом,
например, если доходы составляли от 300 рублей до 500 рублей то надбавка
составляла 50%, с доходов от 500рублей до 600рублей-надбавка составляла 75%,
а с доходов свыше 600 рублей в месяц - надбавка составляла 100% от суммы
налога, то есть налог взимался по удвоенной ставке. В военной системе
налогообложения, несомненно, имелись различные льготы и преференции так,
например, семьям из сельской местности давались льготы с учетом количества
лиц военнослужащих в этой семье и один военнослужащий приносил семье
экономию по уплате сельскохозяйственного налога равную 50% от суммы
налога, два и более военнослужащих в семье давали полное освобождение от
уплаты семьей налога. Хотелось бы отметить, что если в семье были лица
призывного возраста, но которые по многим объективным причинам не
призывались на службу, то система налогообложения таких доходов
осуществлялась с применением прогрессивного механизма налогообложения.
Например, если доходы такого лица были до 300 рублей, надбавка составляла
100%, с доходов от 300 рублей до 500рублей, надбавка составляла 150 %, а с
доходов свыше 500 рублей, надбавка -200%, то есть налоговая ставка
удваивалась.
Следует отметить, сроки уплаты всех налогов в военное время были перенесены на месяц вперед, то есть налоги уплачивались авансом. Кроме того, по указу Президиума Верховного совета страны в 1943 году было проведено
«Вопросы развития современной науки и техники» объединение двух налогов с населения: подоходного налога и сбора на жилищное и культурно бытовое строительств, что позволило обеспечить бюджет дополнительными доходами и осуществить контроль по 100% поступлению этого сбора. Хотелось бы упомянуть еще один налог, механизм взимания которого, не имел никаких аналогов в мире -это налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. По сути, этот налог уплачивался далеко не холостыми гражданами, так как граждане (мужчины и женщины) имеющие одного ребенка платили налог по ставке 1% от дохода, имеющие двоих детей платили налог по ставке -0,5%. Граждане холостые и бездетные уплачивали данный налог по ставке -6% от дохода. Налог с холостяков и бездетных граждан уплачивался мужчинами до 50 лет и женщинами до 45 лет, но при этом от уплаты такого налога освобождались все военнослужащие. Холостые и бездетные граждане, которые не имели собственных доходов - это иждивенцы уплачивали фиксированную сумму налога один раз в год. Но вполне справедливые преференции по уплате этого налога были предоставлены женщинам, чьи мужья не вернулись с фронта- они полностью освобождались от уплаты этого налога. Такой справедливый и гуманный подход государства в построении системе налогообложения с доходов населения позволил создать различные целевые фонды, где были сосредоточены денежные средства на оказание помощи семьям лишившихся кормильцев. Хотелось бы отметить еще один налог, который был введен в налоговую систему -это военный налог, который уплачивали все граждане достигшие 18 летнего возраста включая иждивенцев не имеющих доходов, кроме того по двойной ставке этот налог уплачивался крестьянами единоличниками. К 1944 году поступления этого налога были бюджета образующими -поступило более 28 миллиардов рублей, при этом все налоговые поступления составляли -38 миллиардов рублей. За период с 1942-1945 год общая сумма поступлений в бюджет СССР военного налога составили более 72 миллиардов рублей. Принцип справедливости системы налогообложения в годы войны усматривался еще и в том, если повышались цены на рынке от реализации сельскохозяйственной продукции, государством предпринимались другие меры
VI Международная научно-практическая конференция воздействия - увеличивались налоговые ставки для уплаты налога. В целях
предотвращения спекуляции зерном на рынке в годы войны был установлен
запрет выдачу зерна по трудодням колхозников. Кроме основных налогов
население уплачивало различные сборы (местные), которые обеспечивали
поступление в республиканские бюджеты, при этом органы власти республик
могли отменять либо вводить новые налоги и сборы. Согласно сведениям,
приведенным в научных трудах российского ученого С. В. Барулина, за годы
войны население уплатило различных налогов на общую сумму -133 миллиардов
рублей, что обеспечило финансирование всех военных расходов на 24%.
Вызывает уважение и еще один экономический фактор, а именно, с первых дней
ВОВ государством был создан «Фонд обороны» взносы в который
осуществлялись через банковские учреждения. В данный фонд направляли
граждане свои сбережения и ценные вещи для того чтобы приблизить день
победы над фашизмом. Если в довоенные годы такие акции носили
принудительный характер для населения, то в военные годы это было честью для
всех граждан страны. Кроме налоговых методов и механизмов в годы войны
государством предпринимались бюджетные и кредитные методы
государственного воздействия. Только подписка на займы за четыре года войны
дала бюджету 89,7 миллиардов рублей. По данным М. Катарузы и С. Дурова с
первых дней войны проводились государственные займы денежных средств у
населения, с указанием сроков погашения и за годы войны было проведено
несколько тиражей выигрышей по займам. За годы войны поступило в бюджет
денежных средств в виде займов на общую сумму -114 миллиардов рублей, что
составило более 10% от всех доходов союзного бюджета. Не забыт в нашей
стране поступок вызывающий восхищение колхозника Саратовской области
Ферапонта Головатого, который в один из слякотных осенних дней привез в
качестве пожертвования мешок с деньгами, которых хватило для производства
военного боевого самолета, а через год за счет его пожертвованных денежных
средств был произведен еще такой же самолет.
«Вопросы развития современной науки и техники»
Как было сказано выше, в годы войны применялись меры для пополнения
бюджета, которые применялись в дореволюционной России -это разрешение на открытие коммерческих магазинов, где население без карточек могли приобретать продукты и товары по повышенным ценам и таким образом, коммерческие магазины обеспечивали бюджет налогами, и их доля составила более 10 процентов. Такой коммерческий магазин был в г. Саратове на проспекте Кирова, кроме того большее число коммерческих магазинов было в Москве и в других городах страны.
Таким образом, основой финансовой политики страны в период ВОВ явилась система налогообложения, которая была направлена на создание справедливой, гуманной всеобщей системы, которая была продиктована временем и событиями тех лет, и которая характеризовалась в большей степени механизмом самообложения, а не принуждением. А возмездием от уплаты налогов для населения была Великая Победа над фашизмом.
Следует отметить, что в условиях войны это была наиболее продуманная финансовая политика с учетом различных экономических факторов, как внутри страны, так и за ее пределами. На мой взгляд, такая политика заслуживает глубокого осмысления и изучения, в целях применения ее в кризисное время для России на современном этапе.
Библиографический список:
1. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие, Саратов, 2006, 319с
2. Гритчина Н.М. Налоговая политика в годы Великой Отечественной войны.//Региональная экономика: Теория и практика, 2015, N040(145), стр.58-66
3. Минасян М.М. Великая Отечественная Война Советского Союза 19411945. Краткая история. - М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1967. - 623 с.
4. Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.). — М.: Экономика, 2010. — С.95.
VI Международная научно-практическая конференция
5. Локшин Э. Промышленность СССР. 1940—1963. Очерк. - М., 2009. - С.
32.
6. Буторина О.В., Баталова Е.В., Фукалова Ю.С. Исследование циклических процессов экономики России с учетом межциклической рекуррентности. // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 4. с. 52-64
УДК 338.24
Татаровская Татьяна Евгеньевна Tatarovskaya Tatyana Evgenyevna
Кандидат экономических наук, доцент, доцент PhD in Economics, Associate professor, Associate professor Самарский государственный экономический университет
Samara State University of Economics
НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
NON-FINANCIAL INDICATORS IN THE CONTEXT OF MANAGEMENT
DECISION-MAKING
Аннотация: В статье обосновывается значимость и раскрываются особенности использования нефинансовых показателей в инновационно-ориентированных предприятиях. Сформирован перечень принципов подготовки нефинансовой информации в условиях цифровизации экономических процессов.
Abstract: The significance and the features of the non-financial indicators use in innovation-oriented enterprises are revealed. The list of non-financial information preparation principles in the conditions of digitalization of economic processes is formed.
Ключевые слова: управленческие решения, нефинансовые показатели, инновационная экономика, ключевые индикаторы деятельности, цифровизация.