Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПАТРИОТИЗМА ГРАЖДАН В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПАТРИОТИЗМА ГРАЖДАН В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ / ФОНД ОБОРОНЫ / ФИНАНСОВЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ДЕФИЦИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаврик Артур Сергеевич, Масликов Вадим Александрович

В рамках данной статьи на основании статистики формирования бюджетных средств в период Великой Отечественной войны было выявлено значение налоговых поступлений, государственных внутренних займов, благотворительных фондов и банковских вкладов в обеспечении покрытия военных расходов, сохранения стабильности рубля и ограничения эмиссии, что в свою очередь создало условия для победы СССР над Германией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПАТРИОТИЗМА ГРАЖДАН В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Лаврик Артур Сергеевич

курсант Военного университета, г. Москва

Lavrik Artur Sergeevich

cadet of the military University, Moscow

Масликов Вадим Александрович

Кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Maslikov Vadim Alexandrovich

Candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of political science and sociology, Plekhanov Russian University of Economics

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПАТРИОТИЗМА ГРАЖДАН В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

The role of financial patriotism of citizens during the great patriotic war

Аннотация. В рамках данной статьи на основании статистики формирования бюджетных средств в период Великой Отечественной войны было выявлено значение налоговых поступлений, государственных внутренних займов, благотворительных фондов и банковских вкладов в обеспечении покрытия военных расходов, сохранения стабильности рубля и ограничения эмиссии, что в свою очередь создало условия для победы СССР над Германией.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, экономический кризис, налоги, государственные займы, Фонд обороны, финансовый патриотизм, дефицит, государственный бюджет

Annotation. Within the framework of this article, on the basis of statistics on the formation of budgetary funds during the Great Patriotic War, the importance of tax revenues, government internal loans, charitable foundations and bank deposits in ensuring the coverage of military expenses, maintaining the stability of the ruble and limiting emissions was revealed, which in turn created conditions for the victory of the USSR over Germany.

Keywords: Great Patriotic War, economic crisis, taxes, government loans, Defense Fund, financial patriotism, deficit, state budget

Страницы прошлого должны представлять для нас не могильные памятники, а оружие для борьбы в настоящем, ключ к его пониманию. Каждое поколение должно само выковывать новое историческое оружие и овладевать им, сколько бы труда этого ему не стоило.

А.А. Свечин

Сегодня в научной и публицистической литературе очень много говорится о необходимости духовного возрождения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Особую значимость в данном направлении приобретает проблема формирования патриотизма, как фактора формировании общественного сознания. Не зная и не понимая опыта предшествующих поколений, человечеству сложно сохранять национальную идентичность ориентироваться в обществе в условиях существования угрозы национальной безопасности и информационной войны. На современном этапе роль финансового патриотизма, как ключевого инструмента взаимодействия между гражданами и государством в экономическом секторе [7, 2007].

Великая Отечественная война была великим испытанием не только для всего советского общества, но и для финансовой системы страны. Война повлияла на благосостояние каждого гражданина. Еще в довоенный период финансовые органы проводили жесткую политику по сокращению денежной массы в стране, увеличивая налогооблагаемую базу. А уже с началом боевых действий началась мобилизация средств граждан: увеличение налогов, повышение цен на товары общего потребления, военные займы, денежно-вещевые лотереи и т.д. Все эти меры были необходимы, поскольку война не отменяла своевременные выплаты денежного довольствия военнослужащим, заработную плату рабочим на государственных предприятиях. Так или иначе, денег все равно не хватало. Налоги составляли лишь десятую, а иногда и двадцатую часть государственного бюджета. Госбанку нужны были наличные денежные средства, поскольку именно они обеспечивали кассы в воинских подразделениях, наличными рассчитывались с мобилизованными солдатами, с их помощью формировались резервы полевых учреждений Госбанка СССР. В этих целях была ограничена выдача по вкладам в сберегательных кассах (разрешалось снимать не более 200руб. в месяц). К сожалению, этих мер было недостаточно

Уже в третьем квартале 1941 года в бюджете образовался дефицит, который к 1942 году достиг 41 млрд. руб. Эмиссия обеспечивала покрытие лишь 73% убытка. Появились 2 проблемы: необходимо было обеспечить оставшиеся 27 % дефицита за счет внутренних средств, а также не допустить инфляционного обесценивания денег. Перед финансовыми органами страны была поставлена очень трудная задача, она осложнялась также тем, что каждый день войны в среднем обходился государственному бюджету в 3,6 млн руб.

Меры финансовых органов не могли не сказаться на уровне жизни населения страны. Первые изменения были введены в налоговой политике:

1) Расширилась база налогообложения. Налоги стали платить даже граждане, не имеющие собственного дохода (иждивенцы).

2) В полном объеме учитывалась налогооблагаемая база со всех торговых и банковских операций (продажи товаров по повышенным ценам, снятие денежных средств с вкладов).

3) Изменение принципа взимания налогов (административный метод взимания военного налога).

4) Значительно повысились ставки по всем налогам и сборам. Вводились новые налоги.

Более подробно стоит остановиться на последнем пункте. Основные налоги стали повышаться уже с первых дней войны. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 03.07.1941 «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Плательщики надбавки подразделялись на две категории:

1) рабочие и служащие;

2) прочие плательщики.

Надбавка на подоходный налог рабочих и служащих (не подлежащих призыву) устанавливалась в процентах к величине подоходного налога. С месячным заработком от 300 до 500 руб. надбавка составляла 50%, с заработком от 500 до 600 руб. - 75%, с заработком более 600 руб. - 100%. От уплаты надбавки освобождались рабочие и служащие лишь с заработком менее 300 руб. [2, 2002]. Лица, подлежащие призыву на действительную военную службу, но не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали временную надбавку к подоходному налогу в следующем размере:

- при месячном заработке до 300 руб. - 100%;

- от 300 до 500 руб. - 150%;

- при заработке свыше 500 руб. - 200% от ставки подоходного налога;

- остальные (не работающие по найму) - в двукратном размере оклада подоходного налога.

То есть если рабочий до увеличения подоходного налога от своего заработка в размере 450 рублей платил, допустим, 15% (67,5 рублей) в качестве налогового удержания, то после увеличения ставки на 150%, от его дохода удерживались 22,5% или 101,25 руб.

Указом Президиума ВС СССР от 29.12.41 № 68 «О военном налоге» с 01.01.1942 вводился военный налог «для покрытия военных расходов». Его уплачивали все граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, «независимо от наличия источника дохода» [3, 2003]. Исключение составляли военнослужащие, находящиеся на фронте, члены их семей и инвалиды войны и труда 1-й и 2-й групп. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердой ставке (от 150 до 600 руб. с человека в год), дифференцированной по районам.

С рабочих и служащих налог взимался в зависимости от зарплаты (по основной работе и по совместительству): от 10 руб. в месяц - при годовом заработке в пределах до 1 800 руб. и до 225 руб. в месяц - при годовом заработке свыше 24 тыс. руб. Необлагаемый минимум не устанавливался. Кроме того, Президиум ВС СССР принял Указ от 21.11.1941 № 47 «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», по которому налог распространялся на лиц, достигших 20-летнего возраста и не имевших детей. Мужчины от 50 лет и старше, а женщины с 45 лет и старше налог не платили.

С 1944 г. бездетные граждане, облагавшиеся подоходным налогом, платили 6% от заработка, имевшие одного ребенка - 1%, двух детей - 0,5% [3, 2003].

Таким образом, рабочий с зарплатой в 600 рублей в 1942 году отдавал в бюджет 39,7% (с учетом надбавки в 50% к военному налогу) или 238,2 рубля удержания. Если брать для сравнения, то до войны удержание с такой зарплаты составляло 16%. При заработке в 1500 рублей (начальник предприятия) удержание составило 45%. Можно заметить, что в налоговой системе установилась прогрессивная шкала налогообложения (налоги на сверхприбыль в форме дополнительных сборов, в коммерческих магазинах и в отношении комиссионеров), которая подчеркивала принцип социальной справедливости советского общества. Следует отметить, что подобные мероприятия в налоговой политики во время военного кризисного функционирования экономики были достаточно эффективными.

Отдельные меры советского правительства требуют более детального анализа, поскольку некоторые мероприятия (прогрессивное налогообложение или изъятие сверхдоходов в отношении предприятий и граждан) могут быть применимы и в текущей ситуации. В 2020 году проблема создания эффективной системы налогообложения на различных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела наибольшую актуальность. В связи с кризисом, наступившим из-за ситуации с «коронавирусом», существенно снизились показатели инвестиционной и производственной активности. В ближайшие годы не ожидается большого притока прямых инвестиций. Поэтому в условиях финансового кризиса необходимы мобилизация внутренних резервов и использование наиболее эффективных элементов налоговой политики времен Великой Отечественной войны.

Еще одним источником пополнения государственного бюджета стали добровольные пожертвования граждан в так называемый фонд обороны. В годы войны несмотря на тяжелое налоговое бремя, граждане СССР без принуждения, агитационной пропаганды сами под лозунгом «Все для фронта-все для победы!» шли сдавать последние денежные средства, драгоценные металлы и прочие ценности на военные расходы. Инициатива по добровольным пожертвованиям носила массовый характер среди советского общества. Так, например, тамбовские колхозники собрали за 2 недели около 40 млн. руб. на нужды обороны и вооружения, в частности, на строительство танковой колонны. Ивановские крестьяне пожертвовали 136 млн руб., московские - 209 млн руб., ярославские - 131 млн руб., горьковские - 204 млн руб., калининские - 160 млн руб. [5, 1963].

Всего за годы военного времени в Фонд обороны было начислено 17,6 млрд. руб. наличными, 13,2 кг. Платины, 131,4 кг. Золота, 9519 кг. Серебра, драгоценности на общую сумму в 1,7 млрд. руб. На эти средства были созданы 2500 боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 катеров и др. По данным Е. И. Солдатенко суммарная оценка добровольных пожертвований на военные расходы оценивается в 111,7 млрд. руб. [6, 1954].

Важной составляющей финансового участия граждан в формировании государственного бюджета стало приобретение ценных бумаг (облигаций государства) и участие в военных займах. Стоит отметить прежде всего, что ресурсы, мобилизованные с помощью 4 военных займов, превысили по стоимостной оценке на 25% первоначально объявленную величину облигаций. Можно выделить несколько видов государственных займов военного периода. Первый военный заем был выпущен 13.04.1942 на сумму 10 млрд руб. За 10 дней граждане СССР подписались на 13,2 млрд руб. Второй заем был запланирован на 12 млрд руб., однако фактически собрал 20,8 млрд руб. Третий и четвертый займы дали соответственно 29 и 26,7 млрд руб. (больше плана соответственно на 16,2 и 6,9%). Большинство рабочих и служащих отдавали 1-2-месячные зарплату в оплату облигаций.

Интересно отметить, что пик подписки на займы со стороны населения приходился на самые тяжелые годы войны - 1942 и 1943. В атмосфере высокого патриотического подъема граждане отдавали последние деньги для победы над врагом. Одними принудительными методами получить столь значительные средства было бы невозможно. По подписке на займы деревня и город в годы войны дали вдвое больше, чем за весь довоенный период.

Таким образом, советский гражданин в период Великой Отечественной войны, получая в среднем доход 412 руб. [5, 1963], отдавал до 39% в государственную казну в качестве уплаты налога, часть своих средств тратил на покупку государственных облигаций, часть на пожертвования в Фонд обороны, оставляя на собственное содержание в лучшем случае треть первоначальной суммы дохода, получал по карточной системе минимальный объем товаров для выживания, докупая недостающие средства на колхозном рынке, цены которого превышали государственные в 17 раз по оценкам историка А.А. Татаренко

Советский гражданин за линией фронта, в тылу несомненно совершил подвиг и сыграл немаловажную роль для победы над врагом. Финансовый патриотизм был частью менталитета советского народа и оставил значимый след в истории как Великой Отечественной войны, так и во время всего существования СССР. В целом, подводя итоги статьи, можно выделить, что темпы роста показателя «Налоги и сборы с населения» к 1945 г. составил 423,4 %, а их объем увеличился в 4,2 раза и составил за период 1941 - 1945 гг. 137,8 млрд руб. Подписка населения на займы составила 113,9 млрд руб., размер специальных вкладов равнялся 10,3 млрд. руб., поступления в фонд обороны и Красной армии насчитывали 12,4 млрд руб. Таким образом, вся сумма обязательных и добровольных платежей населения в бюджет достигла 274,4 млрд руб., что составило более 26,4 % всех бюджетных доходов. Вместе с эмиссией денежных средств эта сумма покрывала практически в полном объеме весь дефицит государственного бюджета.

В заключении стоит отметить, что опыт методов финансового регулирования государственного бюджета очень важен и актуален в связи с трудной социально-экономической ситуацией в стране. Сегодня очень важно

возродить патриотические настроения в российском обществе, поскольку сплочение в трудную минуту является основной идеей патриотизма в России. Интеграционные процессы в обществе, согласованность действий органов местного самоуправления необходимы при организации формирования благотворительных фондов для малообеспеченных семей и лиц, в наибольшей степени пострадавших от экономического кризиса.

Как в период Великой Отечественной войны советские люди несли налоговое бремя, работая на заводах и в полях тыла, так и в сложившейся ситуации начала 2020 года российские граждане должны соблюдать свои конституционные обязанности, чтобы помочь стране выйти из затруднительного положения, преодолев последствия пандемии. СМИ необходимо призывать граждан не паниковать в условиях кризиса и пандемии, напоминая им о том, что в Великую Отечественную войну такие люди, как Феропонт Головатый, помогали государству всем, чем могли в условиях военной угрозы экономической безопасности страны. Именно такая модель поведения населения и отражает сущность понятия финансового патриотизма.

Литература

1. Ржешевский О.А., Никифоров Ю.А. Великая Отечественная война. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 446 с.

2. Козлов Д.Н. Налоговая политика: какой путь выбрать? // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 14-21.

3. Анисков В.Т. Крестьянство против фашизма, 1941-1945: история и психология подвига. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 502 с.

4. John Lukacs. The Legacy of the Second World War. Yale University Press, 2010. 208 p.

5. Кравченко Г.С. Военная экономика СССР 1941-1945. М.: Воениздат, 1963. 398 с.

6. Солдатенко Е.И. Трудовой подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. М.: Государственное издательство политической и научной литературы Литовской ССР, 1954. 294 с.

7. Масликов В. А. Состояние готовности молодежи к военной службе по призыву: тенденции и перспективы. Право в Вооруженных силах. 2007. № 2 (116). С. 108-110.

Literatura

1. Rzheshevskij O.A., Nikiforov Ju.A. Velikaja Otechestvennaja vojna. M.: OLMA Media Grupp, 2014. 446 s.

2. Kozlov D.N. Nalogovaja politika: kakoj put' vybrat? // Voprosy jekonomiki. 2002. № 7. S. 14-21.

3. Aniskov V.T. Krestjanstvo protiv fashizma, 1941-1945: istorija i psihologija podviga. M.: Pamjatniki istoricheskoj mysli, 2003. 502 s.

4. John Lukacs. The Legacy of the Second World War. Yale University Press, 2010. 208 p.

5. Kravchenko G.S. Voennaja jekonomika SSSR 1941-1945. M.: Voenizdat, 1963. 398 s.

6. Soldatenko E.I. Trudovoj podvig sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj i nauchnoj literatury Litovskoj SSR, 1954. 294 c.

7. Maslikov V.A. Sostojanie gotovnosti molodezhi k voennoj sluzhbe po prizyvu: tendencii i perspektivy. Pravo v Vooruzhennyh silah. 2007. № 2 (116). S. 108-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.