Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА НА СЛУЖБЕ РАЗВИТИЯ'

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА НА СЛУЖБЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупнов Юрий Александрович

В статье рассматриваются проблемы формирования бюджетов развития на 3-х летний период. Выявлено влияние кризисной конъюнктуры, антироссийских санкций и специальной военной операции. Рассмотрены источники финансирования дефицита бюджетов. Обоснована необходимость сохранения направленности бюджета на развитие и совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET SYSTEM IN THE SERVICE OF DEVELOPMENT

The article deals with the problems of formation of development budgets for a 3-year period. The influence of the crisis situation, anti-Russian sanctions and a special military operation is revealed. The sources of financing the budget deficit are considered. The necessity of maintaining the focus of the budget on development and improvement is substantiated.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА НА СЛУЖБЕ РАЗВИТИЯ»

УДК 336.14

Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент (e-mail: yukrupnov@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г.Москва, Ленинградский просп., д. 49

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМАНА СЛУЖБЕ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются проблемы формирования бюджетов развития на 3-х летний период. Выявлено влияние кризисной конъюнктуры, антироссийских санкций и специальной военной операции. Рассмотрены источники финансирования дефицита бюджетов. Обоснована необходимость сохранения направленности бюджета на развитие и совершенствование.

Ключевые слова: бюджетная система, национальные цели развития

Федеральный бюджет на 2023-2025 годы формируется в сложных условиях, характеризующихся беспрецедентным санкционным давлением и ухудшающейся мировой экономической конъюнктурой. Залогом бюджетной устойчивости является наличие достаточного объема ликвидных средств, а также следование принципам «бюджетных правил».

Проведение специальной военной операции и обострение экономической и политической конфронтации со странами коллективного Запада потребовало существенного наращивания военных расходов, а также активизации усилий по экономической и социальной поддержке граждан1 и бизнеса в целях предотвращения роста конфликтного потенциала в обществе. Важно, чтобы решение этих неотложных задач не снизило актуальности продолжения работы на направлении «цифровая трансформация», а также реализации других важных национальных проектов и программ развития.

Сложные финансовые условия, по-видимому, сохранятся на среднесрочную перспективу2, что требует перехода к гибкому планированию бюджетных расходов и внедрения адекватной конструкции бюджетных правил3. Возрастает также роль профессиональной подготовки сотрудников бюджетной системы, креативности и гибкости их мышления, способ-

4

ности находить правильные решения .

1 Фокин В. А. Специальная военная операция и модернизация социальной работы в сложившихся условиях // Отечественный журнал социальной работы. 2022. № 2 (89). С. 99-100.

2 Латыпов Р.Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2 (164). С. 136-137.

3 Совет Государственной Думы. О проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Москва, 27.06.2022

4 Валова Ю.И., Вдовина А.И. Особенности инновационного развития в современном обществе // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2021. № 5 (36). С. 55.

В связи с ожидаемым сокращение ВВП и выпадением части доходов потребуются меры по ограничению расходов с целью недопущения неприемлемых параметров дефицита бюджета (таблица 1).

Таблица 1. Параметры федерального бюджета в 2020-2025 гг. (млрд руб)

Показатель 2020 2021 20225 2023 2024 2025

ДОХОДЫ 18 790,1 25 286,4 25 29,2 24 779,1 25 380,7 25 708,2

%% ВВП 17,5 19,3 18,1 16,8 16,0 15,3

Нефтегазовые доходы 5 235,2 9 056,5 10 433,4 9 135,2 8 442,1 7 772,7

%% ВВП 4,9 6,9 7,4 6,2 5,3 4,6

Ненефтегазовые доходы 13 483,8 16 229,9 15 095,9 15 643,9 16 938,6 17 935,4

%% ВВП 12,6 12,4 10,7 10,6 10,7 10,7

РАСХОДЫ 22 821,6 24 762,0 27 194,0 26 370,7 26 793,8 27 066,5

%% ВВП 21,3 18,9 19,3 17,8 16,9 16,1

БАЛАНС -4 102,5 524,4 -1 664,8 -1 591,6 -1 413,1 -1 358,3

%% ВВП -3,8 0,4 -1,2 -1,1 -0,9 -0,8

Источник: Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

Удержание предельных расходов, в рамках, очерчиваемых новой бюджетной политикой и «бюджетными правилами» предоставляет возможность сохранения доверия со стороны инвесторов и доступности финансовых средств для бизнеса.

По итогам 2022 и в соответствии с прогнозом на 2023-2024 годы ожидается существенный рост расходов в связи с проведением специальной военной операции и выполнением бюджетных обязательств по следующим направлениям:

индексация всей совокупности обязательств с учетом инфляции; повышение оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих; повышение прожиточного минимума для детей и пенсионеров; увеличение бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов;

увеличение ассигнований на выполнение долговых обязательств и др. Рост доходов федерального бюджета в ближайшие три года ограничен по двум основным причинам:

мировой экономический кризис, факторы которого становятся все более

6

очевидными , в случае его эскалации приведет к снижению спроса и цен на товары, преобладающие в отечественном экспорте;

разрушение экономических связей с большинством стран Евросоюза и странами Запада в целом, поиск новых рынков и торговых партнеров, а

5 Сводная бюджетная роспись федерального бюджета по состоянию на 01.06.2022

6 Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Факторы глобального кризиса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. N 6. С. 15. DOI: 10.21869/2223-1552-2021-11-6-10-21

также связанные с этим ограничения объемов экспорта и дисконтирование

7

цен в соответствии с поставочными контрактами .

Кроме того, существенное влияние на доходы продолжат также оказывать решения Правительства Российской Федерации, принятые в 20212022 гг. в части повышения таможенных пошлин на отдельные категории сельскохозяйственной продукции, изменения демпфирования в обратном акцизе на нефтяное сырье, снижения ввозных пошлин на товары «критического импорта», расширения льгот в 1Т сфере, сохранения преференций для компаний туризма и других отраслей.

Доля нефтегазовых доходов в ВВП имеет тенденцию к снижению и в случае реализации неблагоприятного сценария в 2025 году может составить 4 % и даже менее. Мировые цены на нефть вполне могут оказаться в интервале 40-60 долларов США за 1 баррель, а добыча нефти будет все в большей степени обеспечиваться на месторождениях с трудно извлекаемыми запасами. Объем прочих доходов бюджета также может снизиться в связи с прекращением деятельности большого числа иностранных вендоров в России. Его стабилизация и восстановление потребуют, по-видимому, несколько лет.

Таким образом, основной причиной снижения доходов являются антироссийские санкции, существенно ограничивающие уровень загрузки мощностей российских и локализованных иностранных производителей, а также отечественный экспорт. Этим обусловлен прогноз дефицитного характера бюджетов в 2022-2025 гг. Ожидается, что основным источником покрытия дефицита федерального бюджета должны стать внутренние рублевые заимствования. При этом возможности размещения государственных ценных бумаг в иностранной валюте в 2023-2025 гг. с учетом введенных ограничений представляются ограниченными. Активы ФНБ призваны обеспечить гибкость политики заимствований. После дестабилизации в 2022 году отечественного рынка облигаций, обусловленной массовым выходом иностранных кредиторов, в 2023-2024 гг. ожидается нормализация на фоне возобновления выпуска облигаций в умеренных объемах (таблица 2). В период с 2025 года предусматривается возврат заимствований к уровню, соответствующему «бюджетным правилам».

Как видно из таблицы 2, покрытие бюджетного дефицита планируется осуществлять из средств Фонда национального благосостояния в 2022 и 2023 гг. В 2023-2025 гг. эта задача будет решаться преимущественно за счет государственных заимствований. Именно средства ФНБ планируется использовать для реализации новых инфраструктурных проектов, включая транспортную и дорожную инфраструктуру и поддержку бизнеса . Однако,

7 Исмагилова О.Д., Кнобель А.Ю., Пономарева О.В., Французов В.В. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли. 25 апреля 2022 года / Москва, 2022. Том 80

8 Третьяков К.П. Инвестирование средств ФНБ в инфраструктурные проекты. В сборнике: Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного

по оценкам Минфина России, «объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) России на конец 2022 года составит около 5,3 трлн. рублей»9. Следовательно, инвестиции в экономическое развитие с высокой вероятностью имеют тенденцию к сокращению в связи с исчерпанием основного источника их финансирования.

Таблица 2. Покрытие дефицита бюджета в 2020-2025 гг. (млрд руб)

Показатель 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Источники финансирования дефицита -4 102,5 524,4 -1 664,8 -1 591,6 -1 413,1 -1 358,3

ФНБ 257,1 -3 157,9 3 869,0 1 364,8 557,9 -

Помимо дополнительных НГД 3 845,4 2 633,5 -2 204,2 226,8 855,2 1 358,3

Государственные ЦБ 4 393,9 1 703,3 -1 156,6 807,0 1 408,9 2 214,7

Бюджетные кредиты -214,2 -265,2 -600,0 -228,9 -180,3 -14,4

Государственные кредиты -94,0 -204,7 -236,4 -265,2 -249,1 -278,9

Прочие -240,3 1 400,1 -211,2 -86,1 -124,3 -563,1

Значительную часть средств федерального бюджета предстоит направлять на покрытие дефицита бюджетов субъектов РФ (таблица 3).

Таблица 3. Параметры трансфертов из федерального бюджета (млрд руб)

Показатель 2021 2022 2023 2024 2025

Доходы консолидированного бюд- 48 083 50 512 50 903 53 571 55 883

жета

Доходы без учета МБТ 25 239 25 507 24 777 25 378 25 708

Расходы консолидированного бюд- 47 063 52 296 52 630 55 090 57 176

жета

Расходы без учета МБТ 16 265 19 365 17 457 17 874 18 001

Межбюджетные трансферты

Субъекты РФ 3 627 3 548 3 352 3 336 3 336

Пенсионный фонд 3 764 3 790 5 052 5 054 5 182

ФСС 762 165 165 175 184

ФОМС 295 326 346 356 364

Расходные части бюджетов субъектов РФ предлагается формировать с учетом региональных особенностей в целях сохранения социальной ста-

общества. Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. Москва, 2021. С. 141

9 ТАСС. «Силуанов сообщил, что объем ФНБ на конец этого года составит 5,3 трлн рублей.» 30.09.2022. Москва; Электронный ресурс:

https://tass.ru/ekonomika/15916497?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign= yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

бильности и продолжения оказания финансовой поддержки при достижении целей развития10.

Наибольшие размеры бюджетной поддержки предусмотрены для Пенсионного фонда. Рост потребности в поддержке обусловлен индексацией пенсий и других связанных выплат. С 2022 года Пенсионному фонду передан ряд федеральных полномочий, ранее закрепленных за регионами и Минтрудом России. Как видно из таблицы 3, значительная часть ресурсов бюджетной системы планируется направлять на покрытие возникающих дефицитов.

Образование новых четырех субъектов РФ также потребует наращивание финансирования, направляемого на восстановление инфраструктуры, создание рабочих мест и социальную сферу. Это потребует внести изменения в действующие программы социально-экономического развития и перераспределить денежные средства в пользу Донецкой и Луганской республик, а также Запорожской и Херсонской областей. Важными источниками должны также стать операции с ценными бумагами (с учетом санк-ционных ограничений)11, кредиты финансовых и кредитных организаций и др.

В целом, бюджетное прогнозирование и планирование в современных условиях представляет собой сложную задачу ввиду стремительных и труднопредсказуемых изменений конъюнктуры. Между тем, Российская Федерация нуждается в реализации бюджетной политики, позволяющей обеспечить финансовую и ценовую стабильность, повышение потенциала развития и достижение национальных целей развития. Бюджетная система должна при любых обстоятельствах сохранить единство, сбалансированность и консолидированность12. Бюджетные параметры должны формироваться с учетом необходимости сохранения контр-циклической направленности бюджетной политики и сохранения финансовой устойчивости.

Структура расходов предполагает выделение в приоритетном порядке ассигнований на обеспечение специальной военной операции и восстановление присоединенных территорий. Неизбежное в условиях западных санкций сокращение производства и снижение доходов бюджета будет иметь временный характер и должно быть компенсировано средствами ФНБ. Ориентация бюджета на достижение национальных целей развития, реализацию национальных проектов и программ сохраняет свою актуальность. Вместе с тем, программы развития могут претерпеть изменения в части объемов и целевой направленности инвестиций. Сохранится приори-

10 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

11 Николаева М.Д. Санкционные ограничения на операции с ценными бумагами в Российской Федерации. В сборнике: Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов научно-практических конференций. Владимир, 2022. С. 3218

12 Сугарова И.В. Бюджетная система РФ: единство, сбалансированность, консолидированность. Финансовая жизнь. 2021. № 4. С. 143

тет снижения уровня бедности, поддержки семей с детьми и решения других важных социальных задач.

Развитие института госпрограмм, совершенствование проектных принципов управления и системы государственных закупок должны стать основными инструментами повышения эффективности и результативности намеченных целевых ориентиров.

Список источников

1. Валова Ю.И., Вдовина А.И. Особенности инновационного развития в современном обществе // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2021. № 5 (36). С. 53-55.

2. Исмагилова О. Д., Кнобель А.Ю., Пономарева О.В., Французов В.В. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли. 25 апреля 2022 года / Москва, 2022. Том 80

3. Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Факторы глобального кризиса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. No 6. С. 10-21. DOI: 10.21869/2223-1552-2021-11-6-10-21

4. Латыпов Р.Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2 (164). С. 134-137.

5. Николаева М.Д. Санкционные ограничения на операции с ценными бумагами в Российской Федерации. В сборнике: Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов научно-практических конференций. Владимир, 2022. С. 3218-3224.

6. Сугарова И.В. Бюджетная система РФ: единство, сбалансированность, консолидированность. Финансовая жизнь. 2021. № 4. С. 143-146.

7. Третьяков К.П. Инвестирование средств ФНБ в инфраструктурные проекты. В сборнике: Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества. Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. Москва, 2021. С. 141-142.

8. Фокин В. А. Специальная военная операция и модернизация социальной работы в сложившихся условиях // Отечественный журнал социальной работы. 2022. № 2 (89). С. 98-105.

9. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Статья поступила в редакцию 21.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 10.11.2022.

Krupnov Yuriy A.

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation yukrupnov@mail.ru

BUDGET SYSTEM IN THE SERVICE OF DEVELOPMENT Abstract: The article deals with the problems of formation of development budgets for a 3-year period. The influence of the crisis situation, anti-Russian sanctions and a special military operation is revealed. The sources of financing the budget deficit are considered. The necessity of maintaining the focus of the budget on development and improvement is substantiated. Keywords: budget system, national development goals

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.22

Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент (e-mail: yukrupnov@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК РЕСУРСНОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются особенности функционирования отечественной налоговой системы. Показана роль системы и значение для обеспечения экономического роста. Рассмотрены факторы ее формирования. Обоснована необходимость сохранения преемственности при установлении налоговых ставок по важнейшим налогам в современных условиях Ключевые слова: налоговая политика, налоговая нагрузка

Решая задачи удовлетворения растущих потребностей в расходах, экономика опирается на государственные и частные финансовые ресурсы. Частное финансирование часто играет важную роль в IT сфер и других отраслях и комплексах, где может быть обеспечена необходимая маржинальность вложений. Однако частные финансовые потоки могут быть ненадежными и неустойчивыми ввиду периодического смещения приоритетов частных предпринимателей. Финансовые возможности правительств характеризуются как более стабильные и предсказуемые, хотя доходы от деятельности государственных хозяйствующих субъектов и условия государственного заимствования на рынке также могут быть подвержены вола-тильности. Одним из самых надежных источников финансовых ресурсов для большинства стран мира являются налоги. Перед налоговой службой поставлена цель создания комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом в вопросах налогового законодательства, высокое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.