Научная статья на тему 'Финансовая политика как индикатор экономической устойчивости России'

Финансовая политика как индикатор экономической устойчивости России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

820
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая политика / макроэкономическая динамика / экономическая устойчивость / меры поддержки и управления / глобальная пандемия / financial policy / macroeconomic dynamics / economic sustainability / support and management measures / global pandemic

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахарова Юлия Витальевна, Рогова Татьяна Михайловна, Мурзин Антон Дмитриевич

Финансовой политикой считается самостоятельное направление деятельности государства и совокупность мероприятий мобилизации финансовых ресурсов, их разумное распределения и эффективное использование. По причине неотъемлемости финансовой политики в сфере экономики разумно поддерживать её сбалансированность. В ходе исследования анализируется текущая финансовая политика России, ее динамические изменения и меры поддержки экономической устойчивости в период кризиса, обусловленного глобальной пандемией. На основе динамики макроэкономических показателей и эффективности использованию финансовых механизмов делается вывод о формирующих курс национальной валюты факторах, его связи с уровнем национального благосостояния и экономической устойчивости. В результате исследования дается прогноз последствий реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации, разработанных Банком России осенью 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сахарова Юлия Витальевна, Рогова Татьяна Михайловна, Мурзин Антон Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Policy as an Indicator of Russia's Economic Stability

Financial policy is considered to be an independent direction of the state's activity and a set of measures to mobilize financial resources, their reasonable distribution and efficient use. Due to the inalienability of financial policy in the economic sphere, it is reasonable to maintain its balance. The study analyzes the current financial policy of Russia, its dynamic changes and measures to support economic stability during the crisis caused by the global pandemic. Based on the dynamics of macroeconomic indicators and the effectiveness of the use of financial mechanisms, a conclusion is made about the factors that form the national currency rate, its connection with the level of national welfare and economic stability. As a result of the study, a forecast is made of the consequences of the implementation of the main directions for the development of the financial market of the Russian Federation, developed by the Bank of Russia in the fall of 2021.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика как индикатор экономической устойчивости России»

Финансовая политика как индикатор экономической устойчивости России

Сахарова Юлия Витальевна

магистрант, РЭУ им. Г. В. Плеханова, [email protected] Рогова Татьяна Михайловна

к.э.н., доцент, РЭУ им. Г. В. Плеханова, [email protected] Мурзин Антон Дмитриевич

д.т.н., к.э.н., профессор, РЭУ им. Г. В. Плеханова, [email protected]

Финансовой политикой считается самостоятельное направление деятельности государства и совокупность мероприятий мобилизации финансовых ресурсов, их разумное распределения и эффективное использование. По причине неотъемлемости финансовой политики в сфере экономики разумно поддерживать её сбалансированность. В ходе исследования анализируется текущая финансовая политика России, ее динамические изменения и меры поддержки экономической устойчивости в период кризиса, обусловленного глобальной пандемией. На основе динамики макроэкономических показателей и эффективности использованию финансовых механизмов делается вывод о формирующих курс национальной валюты факторах, его связи с уровнем национального благосостояния и экономической устойчивости. В результате исследования дается прогноз последствий реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации, разработанных Банком России осенью 2021 г.

Ключевые слова: финансовая политика, макроэкономическая динамика, экономическая устойчивость, меры поддержки и управления, глобальная пандемия.

Финансовая политика играет первостепенную роль в обеспечении концентрации финансовых ресурсов для решения тех или иных задач социально-экономического развития страны. Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, посредством деятельности которых решаются задачи эффективного использования финансовых ресурсов; разработки и утверждения основных направлений развития финансовых отношений в стране; реализации практических мероприятий в рамках финансово-хозяйственной деятельности, что образует содержание государственной финансовой политики.

В качестве основных направлений финансовой политики выступают ее составляющие: денежно-кредитная, налоговая и бюджетная политики. Соответственно, разработкой и реализацией финансовой политики занимаются Центральный Банк РФ (разработка и реализация денежно-кредитной политики), Министерство финансов РФ (реализация бюджетно-налоговой политики) и Министерство экономического развития РФ (выработка и реализация экономической политики Правительства РФ по определенным направлениям).

Важнейшим рычагом влияния на осуществляемые в России денежно-кредитные процессы является ключевая ставка Центрального Банка РФ, которая, вследствие привязки ее значения к ставке рефинансирования, является значимой также для всех налогоплательщиков.

Значение ключевой ставки менялось неоднократно (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика ключевой ставки в РФ, 2014-2021 гг. [8]

В период 2013-2014 гг. ключевая ставка росла и достигла максимального значения к началу 2015 г. Затем началось ее систематическое снижение. Самое низкое значение ключевой ставки было зафиксировано с июля 2020 г. по март 2021 г. -4,25%. Смягчая кредитно-денежную политику в 2020 г., Банк России стремился к повышению внутреннего спроса и снижению инфляции.

Изменение ключевой ставки как инструмента макропруденциальной политики не эффективно для регулирования системных проблем инфляции. На рисунке 2 отражена взаимная динамика ключевой ставки и инфляции.

Инфляция (% г/г) и ключевая ставка Банка России (% годовых)

Рисунок 2 - Динамика инфляции и ключевой ставки, 2017-2021 гг. [3]

В настоящий период, из-за временных факторов произошло усиление инфляционного давления, кроме того, на рынке присутствуют высокие инфляционные ожидания, что, в свою очередь, приводит к росту потребительских цен.

С 11 февраля 2022 года советом директоров Банка России принято решение повысить ключевую ставку до 9,50% годовых ввиду значительных инфляционных ожиданий.

Другое направление финансовой политики государства состоит в реализации бюджетной политики. Объекты, на которые направлено регулирование бюджетной политики, составляют бюджетная система, бюджетный механизм, бюджетное и налоговое законодательство, т.е. все бюджетные процессы. Субъекты бюджетной политики - это государственные органы власти, занимающиеся разработкой политики, законодательные органы власти, которые утверждают и контролируют бюджетную политику, исполнительные органы власти, реализующие бюджетную политику и сами исполнители бюджетов.

В настоящее время бюджетная политика России имеет стимулирующий характер, а приоритетными задачами остаются администрирование бюджетных доходов и повышение эффективности бюджетных расходов. Во избежание нецелесообразного использования бюджетных средств в 2019 г. введена «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» [16].

Ключевыми средствами для исполнения бюджетной политики являются фискальные инструменты. Они представлены на рисунке 6.

Фискальные рычаги воздействия

Трансферты Налоги

Государственные займы

Государственные расходы

Госуда рствен н ые закупки

Рисунок 3 - Инструменты бюджетной политики [1]

Необходимо отметить, что в 2017 г. Федеральным законом № 262-ФЗ было произведено внедрение новой конструкции «бюджетных правил», которая подразумевает соотнесение расходной и доходной части федерального бюджета на уровне среднегодового уровня нефтегазовых доходов [6]. Целью внедрения бюджетных правил было уменьшение зависимости экономики от конъюнктуры сырьевых цен, достижение устойчивости бюджетной системы и общая финансовая стабильность.

После того как было введено новое бюджетное правило, по которому Минфин использует для покупки валюты доходы от продажи нефти и газа от цены, превышающей базовое значение, заложенное в бюджете, произошло снижение зависимости динамики валютной пары от цен на нефть. При этом усилилась другая зависимость -от денежных потоков. В результате курс рубля находится под влиянием притока и оттока средств на облигационном рынке. В условиях ужесточения санкций и оттока денежных средств с рынка ОФЗ рубль будет падать. И наоборот, отсутствие санкци-онных рисков привлекает нерезидентов, что приводит к притоку денежных средств на финансовый рынок и укреплению рубля.

В марте 2020 г. организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) своим решением практически на 30% обрушила мировые цены на нефть, что стало критическим значением за последние четверть века. В результате, курс рубля по отношению к валютной паре значительно снизился. Необходимость ограничения добычи нефти объяснялось ОПЕК стремлением сдержать цены на нефть от снижения на фоне эпидемии коронавируса SARS-CoV-2, негативно повлиявшей на мировые экономические прогнозы и спрос на нефть.

На этом фоне Банком России на месяц была остановлена покупка валюты, а Министерством финансов РФ остановлены облигационные аукционы. Запланированные в федеральном бюджете доходы от продажи нефти и газа, которые в итоге не были получены, финансировались из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), в соответствии с механизмом бюджетного правила по компенсации недостающих доходов от экспорта энергоносителей. В большинстве стран мира планируется к концу 2021-2022 гг. сокращение бюджетных расходов, так как присутствуют опасения по поводу замедленного восстановления экономики.

Следующим элементом финансовой политики государства является его налоговая политика, которая оказывает влияние на все социально-экономические процессы в стране. Основная задача налоговой политики состоит в обеспечении государства необходимыми финансовыми средствами и оказание прямого воздействия на социальные и экономические процессы при помощи их перераспределения, что позволяет достигать определенных государственных целей.

Современная налоговая политика Российской Федерации характеризуется тенденциями, свидетельствующими о постепенном уходе от правил ресурсной экономики. Налоговая политика расширяется с помощью косвенных налогов (акцизов), увеличения налогообложения нефтегазового сектора, а также физических лиц.

В 2018-2020 гг. налоговая политика государства была направлена на снижение зависимости экономики от цен на нефтегазовые ресурсы, увеличение инвестиционной привлекательности, с целью достижения ее устойчивого развития. Однако события 2020 г., описанные выше, внесли свои коррективы. Изменения налоговой политики 2020 г. обладают стратегическим характером и затронули различные виды налогов, суммировав которые, можно сделать вывод, что в налоговой политике России наметился ярко выраженный фискальный уклон.

Подавляющее большинство поправок в Налоговый Кодекс РФ в 2020-2021 гг. было направлено на обеспечение доходной части бюджета, что связано, в том числе, с преодолением последствий пандемии COVID-19. Резкий рост расходов государства потребовал ускоренной мобилизации налоговых поступлений. Говорить о стабилизации налоговой системы пока рано, так как она сохраняет подвижность, и, скорее всего, данная тенденция продолжится. Поэтому благополучие субъектов экономики во многом будет зависеть от их способности быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

Необходимо также отметить, что в 2020 г. фискальные новшества впервые были распространены на физических лиц. Летом 2020 г. было принято решение о введении в 2021 г. прогрессивной шкалы НДФЛ, которая означает, что рост доходов будет приводить к увеличению ставки НДФЛ. Если доходы превысят 5 млн руб. в год, то ставка НДФЛ составит 15% с суммы превышения. Уточняется, что действие ставки будет распространяться на все доходы, а 2021 и 2022 гг. станут переходными.

В Налоговый Кодекс введен новый термин - совокупность налоговых баз, означающий доходы, учитываемые при расчете превышения. Пороговое значение ставки НДФЛ в 5 млн руб. будет применяться не к каждому доходу отдельно, а ко всей совокупности налоговых баз.

Для резидентов в совокупность налоговых баз войдут доходы, перечисленные на рисунке 4.

ДОХОДЫ: основная налоговая база (зарплата и вознаграждение по граждансно правовым договорам, а также доход ИП на OCHO)

от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые признаны в декларации

в виде выигрышей в азартных играх и лотереях

по операциям с ценными бумагами и производными фггнансовыми инструментами

по операциям займа ценных бумаг

по операциям РЕПО_ предметом которых являются ценные бумаги

по операциям с ценными бумагам» и производными фюзансовымп инструментами, которые учитываются наИИС

полученные участниками инвестиционного товарищества

в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании

Рисунок 4 -Доходы, входящие в совокупность налоговых баз [7]

В доходах нерезидентов будут также учитываться продажа имущества и подарки [10]. Распределение НДФЛ осуществляется между бюджетами на обычные рас-

ходы: дорожно-транспортные, жилищно-коммунальные, на здравоохранение, культуру, спорт и др. Однако сбор НДФЛ по повышенной ставке планируется проводить отдельно и использовать для дополнительного финансирования лечения детей с редкими и угрожающими жизни заболеваниями. Например, в течении 2021 г. запланировано получение почти 60 млрд руб. Основной проблемой остается вопрос контроля расходования средств. Для эффективного действия нововведений, процесс финансирования из нового источника должен быть простым и прозрачным [17].

Реализация государственной финансовой политики должна обеспечивать национальную безопасность, устойчивый экономический рост, создавать конкурентные преимущества для развития бизнеса и снижать риски бюджетных дисбалансов.

Рациональность принятой финансовой политики влияет на социально-экономическое состояние государства. Отметим в целом, что в 2020 г. случился уникальный, с точки зрения его причин, экономический кризис. Глобальные ограничения, действовавшие в течении двух месяцев, рекордное снижение цены нефть стали причиной негативных явлений в экономике, что привело к снижению ВВП на 3,1% (рис. 5).

Рисунок 5 - Темп прироста ВВП, 2018-2020 гг. [11]

В результате промышленное производство сократилось на 2,9%, заметно ухудшилась ситуация на рынке труда, снизился уровень доходов населения. Наиболее высокий уровень безработицы по итогам 2020 года составил 5,8%, что больше показателя 2019 г. на 1,2% [18].

Рисунок 6 - Динамика инфляции в 2015-2021 гг., % [19]

Отрицательная динамика в отраслях промышленности обусловлена несколькими причинами, среди них основными выступают локдаун и ограничения нефтедобычи ОПЕК+. В период нарастающего кризиса наблюдаются нарастание инфляционных факторов, которые выражаются в дисбалансе спроса и предложения на рынках (рис. 6).

Реализуемая политика Центрального банка показывает высокую эффективность в части снижения зависимости курса рубля от колебаний на нефтяном рынке (рис. 7).

'Курс доллара США к рублю (руб. за 5) —■—Цена на нефть марки "Юралс" (5 1а баррель) Рисунок 7 - Динамика курса рубля и цены на нефть [11]

Одной из причин стало действие нового бюджетного правила, которое упомянуто выше, в результате применения которого тренды рубля были в значительной степени отвязаны от трендов нефти, так как укрепление котировок черного золота с тех пор достаточно быстро компенсируется увеличением покупок валюты за рубли. Другим фактором укрепления рубля стал приток иностранного капитала в российские активы, что стало следствием сильного макроэкономического базиса России, сравнительно низкого объема внешнего долга, наличия масштабных резервов и т.д.

Исполнение федерального бюджета в 2020 г. происходило в условиях необходимости снижения негативного влияния кризисных явлений на развитие отраслей экономики, устранения последствий ограничительных мер. Достижение этого потребовало увеличения расходов федерального бюджета. Но вместе с тем произошло увеличение резервного фонда Правительства РФ, а имевшие место недополученные доходы от экспорта нефтегазовых ресурсов были компенсированы из средств Фонда национального благосостояния (рис. 8).

Структура государственного бюджета в 2020 году в доходной части была представлена объемом 18,722 трлн руб. (90,9% от плана), в части расходов - 22,822 трлн руб. (95,7 % от плана), дефицит составил 4,099 трлн руб. или 3,8% ВВП [11].

Доходная часть федерального бюджета в 2020 г. оказалась неисполненной вследствие недополученных нефтегазовых доходов. По мнению специалистов рынка,

в целом достигнутый уровень ненефтегазовых поступлений в сложившихся в 2020 г. условиях можно назвать достаточно высоким.

_ вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, товары, выработанные из нефти и газ природный I НДПИ г виде углеводородного сырья

I Налогна дополнительный доход от добычи углеводородного сырья ■ Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку Рисунок 8 - Структура нефтегазовых доходов в 2019-2020 гг., млн руб. [11]

Из средств резервного фонда Правительства РФ в 2020 году финансировались мероприятия дополнительной поддержки субъектов экономики, профилактики распространения коронавирусной инфекции (рис. 9).

0 200 400 600 800 1000

Рисунок 9 - Использования средств резервного фонда РФ, млрд руб. [11]

Что касается расходов по государственным программам, то почти все из них были исполнены не в полном объеме, в том числе несколько - на низком уровне (рис. 10).

"Управление государственным» финансами «регулирование финансовых рынков"

"Космическаядеятельность России"

1 PasEaimie ф армацевп гче скоп и медицинской промышленности'

"Разыгше авиационной промышленности'

"Реализация государственной национальной политики"

"Развитие образования"

"Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

Исполнение бюджетных ассигнований на реатизацшо госгтрограмм. всего

■ Исполнено га 2020 г. I Исполнено :г 2019 г. Рисунок 10 - Исполнение госпрограммам в 2019-2020 гг., % [11]

Как видно из приведенных данных, одной из государственных программ, исполнение по которой оказалось на низком уровне является «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Общий объем расходов федерального бюджета на государственные программы в 2020 г. составили 14,547 трлн руб.

В целом бюджет 2020 года оказался дефицитный. Превышение расходов над доходами составило 4099,4 млрд руб. или 3,8% от ВВП страны и за последние десять лет стало самым большим значением. На рисунке 11 отражены данные по периодам дефицита и профицита бюджета.

С 2010 по 2020 гг. профицит бюджета был достигнут только трижды. Дефицит бюджета покрывался за счет размещения государственных ценных бумаг. В 2020 г. объем привлеченных средств составил 5176,4 млрд руб., что в 2,5 раза больше показателя 2019 г. и является максимальным за 15 лет. [13]

1711

1,974

0.Ш 1

1

' Ш Ш -0.04 -0.311 -0J2S 1,33 1,09 9

-1'7» -1*1

-2,956

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 20 W г. 2015 г 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Рисунок 11 - Периода дефицита и профицита бюджета РФ, 2010-2020 гг. [11]

40000,0 35000,0 -30000:0 25000,0 20000,0 15000,0 10000,0 5000,0

8003,5 3106

1109

3

I$

39,6

2870,1 1559,

9176,4

3414,9 259lll

0171,9 3395,

13567,4

4751,4 4189,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18940 Г"

0,0

2017 г. 2018г. 2019г. 2020г.

1 Внутренний долг (на 01.01), млрд руб.

■ Внешний долг (на 01.01.), млрд руб.

■ Государственный долг федерального бюджета, млрд руб. Рисунок 12 - Динамика государственного долга РФ, млрд руб. [13]

2021 г

В 2020 г. государственный долг России вырос до 18940,4 млрд руб. Прирост к 2019 г. составил 39,9% (+5418,2 млрд руб.). При этом внутренний долг достиг 14751,4 млрд руб., увеличившись за год на 45,4% по сравнению с 2019 г. Внешний долг также вырос - на 23,6% и составил 4189,1 млрд руб. На рисунке 12 отражено изменение государственного долга России за последние годы.

В 2021 г. рост государственного долга продолжился, чему способствовало предоставление Российской Федерации специальных прав заимствования (СДР), которые по методике МВФ учитываются в составе внешнего долга [14].

Финансовая политика государства в 2020-2021 гг. была направлена на смягчения негативных последствий кризисных явлений в экономике, связанных как с падением нефтяных котировок, так и с последствиями мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. С начала 2021 г. на первый план вышло нарастающее инфляционное давление в стране. Необходимо отметить, что экономика России быстрее многих ожиданий стабилизируется после спада в 2020 г. по информации Банка России, во втором квартале 2021 г. ВВП страны вернулся на докризисный уровень несмотря на то, что сохранились ограничения по добыче нефти в рамках договоренности ОПЕК+. Среди причин этого можно выделить мягкую денежно-кредитную политику Банка России и мероприятия бюджетной поддержки. При этом возникла ситуация, когда спрос опередил предложение в различных отраслях, в том числе обострились проблемы нехватки трудовых ресурсов вследствие высокого уровня заболеваемости и проводимой миграционной политики. Также важно, что на динамику спроса имеют дополнительное влияние инфляционные ожидания населения, которые в 2020-2021 гг. выросли до максимальных уровней. В результате домашние хозяйства меньше сберегали и больше тратили, а сбережения, при их наличии, направляли в большей степени в инструменты фондового рынка, а не в депозиты, так как ставки по ним были низкими. Поэтому ужесточение современной денежно-кредитной политики банка направлено на нейтрализацию рисков покупательной способности доходов и сбережений.

В целом, дальнейшее направление финансовой политики России находятся в зависимости от траектории развития экономики, динамики инфляции и инфляционных ожиданий.

В ноябре 2021 года Банк России представил документ «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов», в котором выделены следующие целевые направления развития финансового рынка (рис. 13):

- формирование благоприятных условий для деятельности финансового рынка;

- цифровизация, использование инструментов, позволяющих достичь устойчивое развитие;

- долгосрочное финансирование экономики;

- повышение финансовой грамотности розничных инвесторов.

Цель 1.

• Укрепление доверия розничного потребителя и инвестора к финансовому рынку через усиление его защищенности, повышение финансовой грамотности и расширение доступности финансовых услуг

Цель 2.

• Развитие современного финансового рынка для удовлетворения потребностей российской экономики в инвестициях и эффективных платежных сервисах

Цель 3.

• Обеспечение финансовой стабильности — бесперебойного функционирования финансового рынка, в том числе е условиях стресса

Рисунок 13 - Цели развития финансового рынка в 2022-2024 гг. [12]

Финансовый рынок должен характеризоваться постоянством, устойчивостью к каким-либо вызовам при предоставлении услуг потребителям и экономике. В качестве условий и тенденций, вызовов и возможностей развития финансового рынка, Банк России видит следующие [12]:

- достижение стабильности ценовых и финансовых показателей, последовательность бюджетной политики Правительства РФ;

- рост устойчивости финансового рынка является потенциалом для увеличения предложения продуктов и услуг;

- цифровизация, которая позволяет делать финансовые процессы эффективнее, улучшая продукты финансового рынка для его потребителей, развитие инновационной инфраструктуры, новых инструментов и площадок для привлечения капитала;

- вопросы защиты прав потребителей, обеспечения защиты информации и ки-берустойчивости финансового рынка в условиях цифровизации;

- развитие трансграничного оказания финансовых услуг и массовый приход граждан на рынок капитала;

- формирование экосистем и потребность в настройке их регулирования;

- высокая концентрация в большинстве сегментов финансового рынка, а также значимое присутствие государства в капиталах посредников;

- интенсификация ESG-повестки в мире («экология, социальная политика и корпоративное управление»);

- изменение внешних условий при нарастающих дисбалансах в мировой экономике.

Важнейшая функция регулятора состоит в создании условий, в которых финансовый рынок будет развиваться наиболее эффективно. Этого можно достичь, если развивать качественную конкурентную среду и обеспечить ценовую и финансовую стабильность при любых экономических изменениях. Тем самым будет повышена глубина рынка, достигнута эффективность, клиентоориентированность и технологичность его игроков.

В качестве основных приоритетов Банк России озвучивает необходимость повышать доступность финансовых услуг, защищать права потребителей и развивать сегмент длинных денег, т.е. повышать сберегательную активность населения.

Вследствие того, что современная ситуация характеризуется массовым приходом физических лиц на рынок капитала, планируются мероприятия по повышению финансовой грамотности населения, а также по раскрытию информации о финансовых продуктах. При снижении количества нарушений прав граждан будет развиваться поведенческое регулирование и корпоративное управление в финансовых организациях.

В качестве новых вызовов для финансового рынка обозначены задачи сокращение выбросов парниковых газов, наращивание объемов экологичного производства, внимание к социальным факторам экономической политики. По этим причинам, для реализации финансирования устойчивого развития запланировано формирование «зеленых» инструментов и инфраструктуры финансового рынка. Чтобы участники финансового рынка адаптировались к новым реалиям намечено совершенствование системы учета ESG-факторов в его регулировании. Кроме того, в стратегии затронуты вопросы развития негосударственного пенсионного обеспечения и повышения клиентской ценности страховых продуктов.

Заметим, что основанием эффективности формирования финансовой выступают макроэкономические показатели социально-экономического развития в обозначенный период времени. В качестве таких показателей выступают, в том числе, прогнозы ВВП, уровень инфляции, показатель дефицита государственного бюджета, платежный и торговый баланс.

Сопоставление последних прогнозов динамики макроэкономических показателей показывает разницу в подходах. Например, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что в 2022 г. темпы экономического роста в России замедлятся до уровня ниже 3%, а в 2023-2024 гг. могут быть ниже 2% в год. Согласно базовому сценарию прогноза экспертов АКРА, в краткосрочной перспективе у динамики реального ВВП РФ закончится период восстановительного роста и ВВП страны покажет рост в 2022 г. - на 2,7%, в 2023 г. - на 1,9%, в 2024 г. - на 1,8% и в 2025 г. - на 2,0% [2]. Прогнозы Министерства экономического развития РФ гораздо оптимистичнее, так как им ожидается рост ВВП РФ на уровне 3% в год в течение периода 2022-2024 гг. [15] Согласно прогнозу Банка России, рост ВВП составит в течение 2022-2024 гг. - 2,0-3,0% в год (рис. 14).

Что касается инфляции, то экспертами АКРА, например, она прогнозируется в 2022 г. - 4,2%, в 2023-2025 гг. в интервале 3,7-3,9% [9]. По базовому сценарию агентства среднегодовой темп роста инфляции в 2022 г. снизится до 5,5-6,0%, а по итогам года, в декабре, может достигнуть 4,0-4,5%, приблизившись, тем самым, к це-

левому уровню Банка России. В связи с этим денежно-кредитная политика Банка России в 2022 г. будет достаточно жесткой, но возможно и ее быстрое смягчение во втором полугодии.

• 4.2 4,8

\ , 3,0

V -А 2 1

2021 2022 2023 2024 2021 2022 2023 2024 2021 2022 2023 2024 2021 2022 2023 2024

МЕДИАНА СРЕДНЕЕ МАКС МИН

Рисунок 14 - Прогноз Банка России динамики ВВП РФ, 2021-2024 гг. [4]

Министерство экономического развития прогнозирует увеличение инфляции на 2022-2023 гг. до 4,0% на конец года [15] (рис. 15). Отметим, что в январе-феврале 2022 года по некоторым оценкам инфляции составила около 9%.

7,7

__7Л 7,8

м 4,3

5« -ф' 7,0 34, «.9 4,0

'Я? __ —¿ЙЬ.-- » » + £ 4.2 4.0 4,0 4,0 4,0

-3,8 #г

о

ы <

9

I I

2021 Г.

5

о 5

О £

- 1арт

у <

е

§

Р 1

5

3 а

?! у =-

2022 Г. Сентябрь • Октябрь

О ¡2.

Ч

ш

И

э

3

2023 Г.

<

г £

Ноябрь

Рисунок 15 - Динамика инфляционных ожиданий, экспертное мнение [4]

Банк России предполагает существенное влияние на инфляцию устойчивых факторов, связанных с расширением спроса в сравнении с возможностями наращивания выпуска. Кроме того, сохранятся риски вторичных эффектов, которые связаны с высокими инфляционными ожиданиями. Такие условия предрасполагают смещение

баланса рисков для инфляции в сторону проинфляционных, в результате чего может произойти продолжительное отклонение инфляции вверх от цели в 4-6%. Согласно прогнозным данным Банка России, при текущей денежно-кредитной политике, в 2022 г. произойдет снижение годовой инфляции до 4,0-4,5% и в дальнейшем ее уровень будет находиться вблизи 4% [5].

Особый риск представляет бюджетная политика РФ. В настоящее время продолжается обсуждение возможностей инвестирования средств ФНБ при условии достижения ликвидной частью фонда уровня 10% ВВП, что отражено в документе, опубликованном на сайте Министерства финансов РФ «Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2022-2024 гг.». Банк России рассматривает возможные макроэкономические последствия и влияние на денежно-кредитную политику, анализируя различные сценарии инвестирования средств ФНБ.

С точки зрения Банка России самым благоприятным вариантом является расширение списка доступных валютных активов. Не смотря на возможное снижение ликвидности и повышение волатильности цен на активы, в целом доходность вложений средств ФНБ будет увеличиваться. В базовый прогноз Банка России заложен вариант с расширением списка валютных активов. Министерство финансов РФ также придерживается мнения, что необходимо поступить по-другому. Например, будут рассматриваться инвестиции, как в иностранные, так и российские проекты.

В теории в результате может произойти рост поступлений денежных средств по бюджетному каналу и это будет сложно спрогнозировать. При этом неограниченный расход денежных средств может привести к росту бюджетных расходов и снижению бюджетной устойчивости, если сложится неблагоприятная рыночная конъюнктура. В результате сложившейся неопределенности с инструментами, которые будут выбраны для того, чтобы инвестировать средства ФНБ, смягчение в 2022 г. денежно-кредитной политики выглядит нереалистично, особенно при условии роста инфляционных процессов.

Политика Банка России по повышению ключевой ставки будет способствовать росту ставок по банковским вкладам, кредитам, прежде всего, в ипотечном и в корпоративном сегменте. Рост стоимости заемных средств приведет к снижению спроса на кредиты со стороны реального сектора, что снизит активность кредитной политики банков, но приведет к активизации депозитной политики.

Таким образом, условие достижения роста ВВП сможет быть соблюдено только при росте объемов денежной базы и массы от текущих уровней, что означает ужесточение денежно-кредитной политики Банка России. Иначе будет наращиваться расхождение между справедливой и фактической инфляцией, что не предполагает возможности ускорить экономический рост.

Литература

1. Алехин, Б. И. Государственные финансы. М.: Юрайт, 2021. 184 с.

2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство / Аналитика. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/

3. Доклад о денежно-кредитной политике Банка России. URL: https://cbr.ru/ana-lytics/dkp/ddcp/longread_4_36/page/

4. Инфляционные ожидания и потребительские настроения // Информационно-аналитический комментарий. № 11 (59). 2021. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/inflationary_expectations/

5. Инфляционные ожидания. Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/in-flationary_expectations/

6. Исследования бюджетной политики. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/libp

7. Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. URL: https://sudact.ru/law/osnovnye-napravleniia-biudzhetnoi-nalogovoH-tamozhenno-tarifnoi-politiki_3/osnovnye-napravleniia/1/

8. Ключевая ставка Банка России. URL: https://cbr.ru/hd_base/keyrate/

9. Макроэкономический опрос Банка России. URL: https://cbr.ru/statis-tics/ddkp/mo_br/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Налогового Кодекса Российской Федерации. п. 2.2 ст. 210

11. Оперативный доклад за 2020 год / Счетная палата. URL: https://ach.gov.ru/au-dit/oper-2020#main

12. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 годи период 2023 и 2024 годов. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/124677/presentation_20210728.pdf

13. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://min-fin.gov.ru/ru/perfomance/budget

14. Оценка внешнего долга Российской Федерации / Банк России. URL:https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/

15. Прогнозы социально-экономического развития / Министерство экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/mak-roec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/

16. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/d5887f037ec048b8f130ba0d 80ed2e57d47a3d1e/

17. Рогова Т.М. Анализ методологии государственного финансового контроля за реализацией государственных программ // Аудиторские ведомости. 2020. № 4. С. 36-38.

18. Рынок труда, занятость и заработная плата / Росстат. https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

19. Таблицы уровня инфляции России. URL: httpsV/уровень-инфляции.рф/таблицы-инфляции

Financial Policy as an Indicator of Russia's Economic Stability Sakharova Yu.V., Rogova T.M., Murzin A.D.

Plekhanov Russian University of Economics

Financial policy is considered to be an independent direction of the state's activity and a set of measures to mobilize financial resources, their reasonable distribution and efficient use. Due to the inalienability of financial policy in the economic sphere, it is reasonable to maintain its balance. The study analyzes the current financial policy of Russia, its dynamic changes and measures to support economic stability during the crisis caused by the global pandemic. Based on the dynamics of macroeconomic indicators and the effectiveness of the use of financial mechanisms, a conclusion is made about the factors that form the national currency rate, its connection with the level of national welfare and economic stability. As a result of the study, a forecast is made of the consequences of the implementation of the main directions for the development of the financial market of the Russian Federation, developed by the Bank of Russia in the fall of 2021.

Keywords: financial policy, macroeconomic dynamics, economic sustainability, support and management

measures, global pandemic.

References

1. Alekhin, B. I. State finances. M.: Yurayt, 2021. 184 p.

2. Analytical credit rating agency / Analytics. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/

3. Report on the monetary policy of the Bank of Russia. URL: https://cbr.ru/analytics/dkp/ddcp/lon-gread_4_36/page/

4. Inflation expectations and consumer sentiment // Information and analytical commentary. No. 11 (59). 2021. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/inflationary_expectations/

5. Inflation expectations. Bank of Russia. uRL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/inflationary_expectations/

6. Research of budgetary policy. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/libp

7. Results of the implementation of the budget, tax and customs tariff policy in 2020-2021 URL: https://su-dact.ru/law/osnovnye-napravleniia-biudzhetnoi-nalogovoi-i-tamozhenno-tarifnoi-politiki_3/osnovnye-naprav-leniia/1/

8. Key rate of the Bank of Russia. URL: https://cbr.ru/hd_base/keyrate/

9. Macroeconomic survey of the Bank of Russia. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/

10. Tax Code of the Russian Federation. clause 2.2 of Art. 210

11. Operational report for 2020 / Accounts Chamber. URL: https://ach.gov.ru/audit/oper-2020#main

12. Main directions of development of the financial market of the Russian Federation for 2022 and the period of 2023 and 2024. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/124677/presentation_20210728.pdf

13. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfo-mance/budget

14. Assessment of the external debt of the Russian Federation / Bank of Russia. URL:https://cbr.ru/statis-tics/macro_itm/svs/ext-debt/

15. Forecasts of socio-economic development / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/

16. Decree of the Government of the Russian Federation of January 31, 2019 N 117-r "On Approval of the Concept for Increasing the Efficiency of Budget Expenditures in 2019-2024" // Consultant Plus. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/d5887f037ec048b8f130ba0d80ed2e57d47a3d1e/

17. Rogova T.M. Analysis of the methodology of state financial control over the implementation of state programs // Auditorskie Vedomosti. 2020. No. 4. S. 36-38.

18. Labor market, employment and wages / Rosstat. https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

19. Russian inflation tables. URL: https://inflation-level.rf/inflation-tables

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.