Научная статья на тему 'Бюджетная политика губернского центра Сибири в конце XVIII - начале xix века'

Бюджетная политика губернского центра Сибири в конце XVIII - начале xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ / ГОРОДСКИЕ ДОХОДЫ / ГОРОДСКИЕ РАСХОДЫ / ИРКУТСКАЯ ГРАДСКАЯ ДУМА / ГОРОДСКИЕ ГОЛОВЫ / CITY BUDGET / CITY INCOME / CITY EXPENSES / IRKUTSK CITY DUMA / CITY MAJORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дамешек Лев Михайлович, Плотникова Мария Михайловна

В статье на основании архивных документов Иркутской градской думы, Полного собрания законов Российской империи, дореволюционной литературы рассмотрены источники формирования бюджета губернского Иркутска, бывшего в конце XVIII начале XIX в. центром огромной восточной окраины Российской империи. Начало развитию городской бюджетной политики положила Екатерина II, отдавшая городу часть доходов из государственной казны, затем Павел I передал городам ряд доходных статей, пополнивших городские бюджеты. Однако именно Павел I обременил городские бюджеты выполнением общегосударственных расходов, таких как содержание полиции. В статье обращается внимание на особенности формирования городского бюджета губернского Иркутска и на политику городских голов Иркутска, которая была направлена на повышение эффективности городского бюджета. Все источники формирования городского бюджета тщательным образом проанализированы и по каждой статье не только приведены цифры, но и показана динамика развития статей городских доходов. Таким образом, уже в конце XVIII начале XIX в. можно говорить о формировании и развитии бюджетной политики в губернском Иркутске. Это сделано впервые в сибирской историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiscal Policy of Siberian Provincial Center (Late XVIII - Early XIX Centuries)

This article reviews the sources of the budget formation in Siberian provincial center Irkutsk based on archival documents of the Irkutsk City Duma, the Complete collection of laws of the Russian Empire, the pre-revolutionary literature. Provincial Irkutsk was the vast Eastern center on the outskirts of the Russian Empire. Catherine II initiated the Foundation for the urban fiscal policy development. She gave the city a portion of the income from the state treasury. Then Paul I gave the cities a few profitable items of income that were added to municipal budgets. However, it was Paul who burdened the city budgets with the implementation of the common government expenditure such as the police costs. The article draws attention to the peculiarities of the city budget formation of the provincial Irkutsk and the policy of Irkutsk city majors, aimed at improving the efficiency of the municipal budget. All sources of the city budget have been thoroughly analyzed and each article includes not only figures, but also shows the dynamics of the urban income items development. Therefore, it is possible to speak about the formation and development of fiscal policy in provincial Irkutsk in the late XVIII early XIX centuries. Such analysis has been made in Siberian historiography for the first time.

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика губернского центра Сибири в конце XVIII - начале xix века»

УДК 336.143(571.53) ББК 65.261.3-18(2Рос-4Ирк)

Лев Михайлович Дамешек1,

доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail:levdameshek@gmail. com

Мария Михайловна Плотникова2,

кандидат исторических наук, доцент, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail:someforme@yandex. ru

Бюджетная политика губернского центра Сибири в конце XVIII - начале XIX века

В статье на основании архивных документов Иркутской градской думы, Полного собрания законов Российской империи, дореволюционной литературы рассмотрены источники формирования бюджета губернского Иркутска, бывшего в конце XVIII - начале XIX в. центром огромной восточной окраины Российской империи. Начало развитию городской бюджетной политики положила Екатерина II, отдавшая городу часть доходов из государственной казны, затем Павел I передал городам ряд доходных статей, пополнивших городские бюджеты. Однако именно Павел I обременил городские бюджеты выполнением общегосударственных расходов, таких как содержание полиции. В статье обращается внимание на особенности формирования городского бюджета губернского Иркутска и на политику городских голов Иркутска, которая была направлена на повышение эффективности городского бюджета. Все источники формирования городского бюджета тщательным образом проанализированы и по каждой статье не только приведены цифры, но и показана динамика развития статей городских доходов. Таким образом, уже в конце XVIII - начале XIX в. можно говорить о формировании и развитии бюджетной политики в губернском Иркутске. Это сделано впервые в сибирской историографии.

Ключевые слова: городской бюджет, городские доходы, городские расходы, Иркутская градская дума, городские головы.

Lev Mikhailovich Dameshek3,

Doctor of History, Professor, Irkutsk State University

(1 Karl Marx St., Irkutsk, Russia, 664003), e-mail:levdameshek@gmail.com

Maria Mikhailovna Plotnikova4,

Candidate of History, Associate Professor, Irkutsk State University

(1 Karl Marx St., Irkutsk, Russia, 664003), e-mail: someformek@yandexl.ru

Fiscal Policy of Siberian Provincial Center (Late XVIII - Early XIX Centuries)

This article reviews the sources of the budget formation in Siberian provincial center Irkutsk based on archival documents of the Irkutsk City Duma, the Complete collection of laws of the Russian Empire, the pre-revolutionary literature. Provincial Irkutsk was the vast Eastern center on the outskirts of the Russian Empire. Catherine II initiated the Foundation for the urban fiscal policy development. She gave the city a portion of the income from the state treasury. Then Paul I gave the cities a few profitable items of income that were added to municipal budgets. However, it was Paul who burdened the city budgets with the implementation of the common government expenditure such as the police costs. The article draws attention to the peculiarities of the city budget formation of the provincial Irkutsk and the policy of Irkutsk city majors, aimed at improving the efficiency of the municipal budget. All sources of the city budget have been thoroughly analyzed and each article includes not only figures, but also shows the dynamics of the urban income items development. Therefore, it is possible to speak about the formation and development of fiscal policy in provincial Irkutsk in the late XVIII - early XIX centuries. Such analysis has been made in Siberian historiography for the first time.

Keywords: city budget, city income, city expenses, Irkutsk City Duma, city majors.

1 Л. М. Дамешек предложил концепцию статьи и определил рамки исследования.

2 М. М. Плотникова работала с архивными материалами.

3 L. M. Dameshek has defined the conceptual framework of the article.

4 M. M. РЫт^а has worked with archival materials.

12

© Дамешек Л. М., Плотникова М. М., 2015

Современная бюджетная политика -сложный процесс, требующий специальных знаний. Начальный этап формирования бюджетной политики ещё более сложный объект для анализа, так как кроме специальных знаний, требует обработки колоссального объёма законодательства и исторических источников, большая часть из которых является неопубликованными. Вопрос о формировании бюджетной политики городов Восточной Сибири в конце XVIII - начале XIX в. в современной сибирской историографии не рассматривался, была только сделана постановка проблемы современным исследователем, урбанистом В. П. Шахеровым. В настоящей статье будет предпринята попытка показать все источники бюджета губернского Иркутска и все расходные статьи.

В конце XVIII - начале XIX в. Иркутск был губернским городом, являлся административным, торговым, религиозным и культурным центром восточной окраины Российской империи. В 1797 г. Павлом I Сибирь была поделена на две губернии - Тобольскую и Иркутскую, а Иркутск стал губернским центром огромной территории, простиравшейся до Камчатки, входившей в состав Иркутской губернии вместе с Охотским портом. Возглавлял Иркутск военный губернатор с гражданской властью.

Подчеркнём, что анализ городского бюджета конца XVIII - начала XIX в., строго говоря, невозможен. Во-первых, не все документы сохранились. Во-вторых, в Иркутской градской думе, отвечавшей за городской бюджет, бытовала практика, когда на каждое направление работы заводилась специальная книга. Например, книга прихода и расхода городовых сборов, книга гостинодворских старост учёта поступления и сдачи в думу повозного сбора, книга прихода и расхода сумм, поступивших от казначея на содержание думы, городового магистрата, Сиротского и Словесного судов, воинских заведений и помещений и на другие хозяйственные нужды; книга учёта выдачи материалов, имущества и припасов думе, Городовому магистрату, Сиротскому и Словесному судам, городской полиции, для воинских заведений и помещений и на другие хозяйственные нужды; книга учёта поступления денег на содержание городской полиции; книга прихода и расхода дров и денег на их покупку, для отопления казённых и городских зданий.

Все расходы из вышеперечисленных книг сводились вместе только по просьбе губернаторов о предоставлении сведений, как

это было в 1802 г. или в 1804 г., когда Правительствующий сенат в 1802 г. обязал городовые магистраты и городские думы заняться составлением ведомостей об употребленных сборах и повинностях за прошедшие три года по присланным формам. Также есть сведения о существующих повинностях по городу Иркутску, кроме подушного сбора, составленные в 1805 г. для графа Ю. А. Головкина. Однако следует обратить внимание, что последние сведения составлялись для жалобы иркутского купечества на разные отягощения, поэтому некоторые цифры, приведённые в этом документе, не о тратах за год. Например, заявленные 15 008 р. 59 к., потраченные на подводную гоньбу, это не годовая сумма расходов, а сумма, включающая в себя в том числе затраты на строительство ямских домов на трёх станциях в Иркутске, Листви-ничном и Тулинском1. В связи с этим анализ бюджета губернского Иркутска в указанный период может быть только приблизительным.

Екатерина II, учреждая градские думы, предполагала, что финансироваться они будут за счёт однопроцентного отчисления от питейных доходов и доходов от развития хозяйственной эксплуатации оброчных городских статей. Уже дореволюционные исследователи, в частности А. А. Кизеветтер, указывали на то, что этого недостаточно для развития городского самоуправления. Однако гласные первой Иркутской градской думы по-другому оценили намерение императрицы. Они считали, что Екатерина II оказала городу большую милость, определив ему в доходы однопроцентное отчисление от прибыльной суммы питейного дохода, которое никогда ещё не поступало [11, с. 3]. В. П. Ша-херов отметил, что городской бюджет стал важнейшим нововведением Городского положения 1785 г., так как до этого городские нужды финансировались из добровольных складок обывателей [12, с. 70].

Развитие бюджетного процесса губернского Иркутска было сложным. Однопроцентное отчисление от питейных доходов перестало поступать в бюджет в 1789 г. 1 марта 1789 г. за № 146 Казначейство уведомило Думу, что по силе указа Иркутской Казённой Палаты от 10 июня 1788 г. за № 2549, основанного на указе Правительствующего Сената, от 13 декабря 1787 г. Казначейству предписано, «когда следующие к возврату за место полученного прежде бывшими и ныне находящимися в Магистратах и Совестных судах бургомистрами, ратманами и заседате-

1 РГИА (Российский государственный исторический архив). - Ф. 1264. - Оп. 1. - Д. 578. - Л. 10 об.

лями в 1786 и 1787 гг. жалованные деньги от Магистрата получены будут, тогда записать их в приход; но таковых и по сие время от Магистрата не прислано», а потому процентные деньги, которых накопилось по 20-е марта 1789 г. 548 р. 48 ! к., зачислены в «штатный доход» и это будет делаться впредь до пополнения [11, с. 8].

В следующий раз положенный по закону однопроцентный сбор с питейных доходов поступает в доход города в 1802 г.: за прошлые годы по 1800 г. 3 155 р. 3 к., за 1800 г.

1 336 р. 27 % к., за 1801 г. по 2 апреля 429 р.

2 ! к.1 Затем однопроцентное отчисление с питейных доходов опять перестает поступать в доход города2. В марте 1805 г. городской голова Д. Н. Мыльников, отвечая в Казённую палату, на приглашение здешнего купечества внести недостающее количество на устройство забайкальской сухопутной дороги, написал, чтобы «Казённая палата отчислила необходимую сумму 902 р. 33 % к. из принадлежащих в доход города однопроцентных денег, а сколько ещё тех однопроцентных денег по сие время в доход города принадлежит, оные прислать в Городскую думу». Таким образом, с 1802 г. в Думу опять не поступало однопроцентное отчисление с питейной продажи. В январе 1802 г. были закрыты винокуренные заводы в Иркутской губернии из-за дороговизны ржаного хлеба. Винокурение началось только в июне 1804 г.

Д. Н. Мыльников, в вышеупомянутом ответе в Казённую палату пишет, что в Иркутске шла продажа спирта из Красноярской округи, количеством 17 тыс. вёдер и продолжалось винокурение и продажа вина в превосходном количестве. Только в июле 1806 г. Казённая палата после нескольких обращений Иркутской градской думы прислала сообщение, что «в пользу города Иркутска с 2 апреля 1802 г. по 1 января 1806 г. с прибыльной суммы питейного дохода процентные по силе Городового положения 147 ст. деньги, исчисленное Казённою экспедицией количество 2 019 р. 56 % к. отпустить из штатного дохода в оную градскую думу в приём и под расписку городского головы»3. Это уже за вычетом 902 р. 33 к., которые с согласия купечества были выделены на устройство забайкальской сухопутной дороги.

Таким образом, с одной стороны, одной из особенностей городского развития губернского Иркутска в конце XVIII - начале

1 ГАИО (Государственный архив Иркутской области). - Ф. 70. - Оп.1. - Д. 312. - Л. 96 об.

2 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 373. - Л. 85 об. - 86.

3 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 358. - Л. 14.

XIX в. стало отсутствие поступлений в доход города однопроцентных денег. С другой стороны, это освободило городской бюджет от контроля губернатора, предписанного Городовым положением 1785 г. Когда губернаторам необходимо было привлечь губернский Иркутск к финансированию чего-либо, например воинских казарм или строительству забайкальской дороги, они обращались с предложением к Иркутской градской думе, чтобы градское общество выделило средства, а взамен были готовы освободить от постойной повинности тех людей, которые эти средства дали.

Как только в марте 1787 г. в городской бюджет поступил первый однопроцентный сбор от питейной продажи - 1 076 р. 59 !! к. (с 21 апреля 1785 г. по апрель 1787 г.), Иркутское наместническое правление дало указание перенести рыбные ряды из Гостиного двора к реке Ушаковке. В мае 1787 г. Иркутская градская дума произвёла первый расход - купила попудные весы с железными гирями за 55 р. и выдала 200 р. Андрею Исаеву на перенос рыбных рядов из Гостиного двора к реке Ушаковке по указу Иркутского наместничества [7, с. 59]. Необходимо отметить, что решение администрации способствовало развитию доходной части городского бюджета. Рыбные лавки действительно стали приносить городу доход, и уже в 1788 г. было собрано в городской бюджет 105 р. 50 к.4 А в 1805 г. общественные лавки в рыбном ряду были сданы в аренду с торгов за 700 р. в год платы5.

Аренда весов также приносила доход городу. Весы нужны были для покупки в городе, хранения в магазинах и продажи жителям хлеба. Закупка хлеба и заведение общественных хлебных магазинов стали первым шагом в работе Иркутской градской думы. Дума сделала предложение генерал-майору иркутского наместничества правителю М. М. Арсеньеву о том, чтобы закупить хлеб с однопроцентного отчисления от питейной продажи. М. М. Ар-сеньев нашёл такое распоряжение весьма нужным и полезным6. На строительство хлебных магазинов было потрачено 176 р. 31 к.7 С разрешения иркутского наместника в 1788 г. было закуплено 2 351 пуд 35 фунтов на 923 р. 56 к., из этого продано 1 242 пуда на 576 р. 96 к. В результате, оказалось израсходовано всего 346 р. 60 к. В 1801 г. уже в доход города

4 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 48 об.

5 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 373. - Л. 381 об.

6 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 2 а. - Л. 42-42 об.

7 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 49 об.

от аренды весов поступило 400 р.1, в 1807 г. -986 р. 66 1 к.2

Вместе с тем бюджет, контролировавшийся губернатором, часто оставался неизрасходованным. В конце 1787 г. неизрасходованными остались 838 р. 52 1 к.3 Законодатель разрешал использовать по усмотрению Думы деньги, оставшиеся после расходов, в ссуду купечеству за указанные проценты и с надёжным поручительством [10, с. 7]. Проценты от городских ссуд шли в доход города. Впервые в книге приходов и расходов Иркутской градской думы процентные деньги в количестве 57 р. 81 % к. появляются в 1789 г. [11, с. 5051]. Сумма, розданная под проценты, составила 1 305 р. Интересно, что сам городской голова, а также гласные Иван Баушев и Михаил Родионов взяли деньги в долг у города: М. Сибиряков - 500 р., И. Баушев - 700 р., М. Родионов - 35 р. Также взял в долг и писарь Думы Николай Зырянов - 50 р. Всего же взяли взаймы из городской кассы 5 человек и 4 из них имели отношение к Иркутской градской думе. В 1837 г. в долг было роздано 8 424 р. 87 1 к., векселя получили 15 человек, а деньги, выдававшиеся в долг, получили название «пелопонисовской суммы», для которой была заведена специальная шнуровая книга и вёл её казначей Иркутской градской думы4.

В городской бюджет поступали штрафы и выморочные имения, но это были нерегулярные и, как правило, небольшие поступления. Например, в 1787 г. в приход Градской думы поступили из Городового магистрата штрафные деньги и выморочные имения на сумму 87 р. 50 к.5 В 1807 г. из городской полиции были присланы штрафы на сумму 37 р. 60 к.6

В доход городского бюджета шли также доходы от хозяйственной эксплуатации оброчных статей, которые предстояло развивать Думе. Городу, согласно Городовому положению, необходимо было отвести землю и положить на план «с показанием и описанием на оном всех оброчных мест, какие в означаемой земле и воде состоят»7. Нужно заметить, что Иркутской градской думе пришлось отстаивать оброчные статьи. В Иркутске был гербег, который был отдан в содержание иногороднему купцу Александру Баранову

1 ГАИО. -

2 ГАИО. -25 об.

3 ГАИО. -

4 ГАИО. -

5 ГАИО. -

6 ГАИО. -12 об., 17 об.

7 ГАИО. -

Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 312. - Л. 88 об. - 90. Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 446. - Л. 7 об., 20 об.,

Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 18. Ф. 70. - Оп. 1. - Д.2416. - Л. 4, 15. Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 15 об., 17 об. Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 446. - Л. 1 об., 5 об.,

Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 95. - Л. 8 об.

от Казённой палаты с платежом в казну по 75 р. в год [11, с. 2]. В мае 1789 г. Градская дума постановила просить Казённую палату, чтобы она со дня издания Городового положения вернула деньги в доход Думы, потому что этот гербег стоит на городской земле. В начале XIX в. в губернском Иркутске было уже десять гербегов, которые приносили доход городу. В 1807 г. в городской бюджет за содержание гербегов поступило 542 р. 50 к.8 Был в Иркутске и луг за рекой Ангарой, который также был отдан в аренду Казённой палатой сроком на 4 года. Двухвёрстная пропорция земли, отведённая в выгон города, частью которой был этот луг, только с 1804 г. стала принадлежать городу и сдаваться в оброк городу9. 31 декабря 1804 г. в доход Иркутска поступило от разных людей за оброчные сенокосные статьи 1 187 р. 10 к.10 В 1805 г. Иркутская градская дума сдала в аренду рыбные ловли в этой же пропорции земли и дала разрешение Н. П. Мыльникову организовать пасеку, с платой в доход города 50 р. в год11. В 1819 г. рыбные ловли принесли городу доход - 800 р., в сенокосные статьи - 2 212 р.12 Был в Иркутске и перевоз через реку Ангару, находившийся в ведении Казённой палаты13. Дума просила Иркутское наместническое правление передать перевоз в её ведение. Однако по составленному в 1788 г. плану г. Иркутска, согласно Городовому положению 1785 г., губернским землемером капитаном Протопоповым, реки Ангара и Иркут не принадлежали городу, а для выгона скота им было отмежёвано место за Девичьим монастырем, напротив Жилкинской деревни [11, с. 23]. Эти земли находились в болотистом и не производящем травы месте. Иркутское наместническое правление вошло в положение градского общества и назначило уездного землемера Нижнеудинской округи Максима Сургутского «в бывшее отведённых здешнему городу земли границы переменить». В результате этой истории только в 1799 г. Правительствующий сенат разрешил содержать перевозы через реки Ангару и Иркут за счёт доходов с них14. Иркутская градская дума установила плату за перевоз и сдала его содержание с подряда. Однако в 1805 г. последовало распоряжение сибирского генерал-губернатора И. О. Селифонтова о том, чтобы плату брать только с купеческих

8 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. -

9 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. -

10 Там же. - Л. 8 об.

11 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1.

12 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1.

13 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1.

14 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1.

Д. 446.

Д. 359. - Л. 15.

Д. 373. - Л. 223.

- Д. 1031. - Л. 11.

- Д. 17. - Л. 48 об.

- Д. 251.

возов по 10 к., а с остальных не брать. Иркутской градской думе пришлось не только отменить подряд, но и вследствие того, что у неё не было своих лодок и карбасов, платить 1 550 р. дополнительно, чтобы перевоз не остановился1. Однако Иркутская градская дума приобрела необходимые карбасы, и в 1817 г. с перевозов уже поступило в городской бюджет 1 600 р., в 1819 - 445 р.2

Во время работы второго состава Иркутской градской думы (1790-1792 гг.) в бюджет города перестало поступать однопроцентное отчисление от питейных доходов и оброчные статьи не эксплуатировались городом вследствие того, что план назначенной городу земли был не утверждён и в ведомстве города не состоял. На что же содержалась Иркутская градская дума? Согласно законодательству город должен был также содержать магистрат, городские школы и другие заведения приказа общественного призрения. В Иркутске содержание городских учреждений - городового магистрата и городской думы осуществлялось по общественному приговору сборами с купцов, мещан и цеховых. Добровольные складки были разрешены обществу градскому «Жалованной грамотой городам». На эти сборы также содержались школа, госпиталь, Сиротный и Словестный суды. По приговору общества градского также был куплен в 1789 г. каменный дом из 6 комнат для помещения в нём градской думы и старост, собирающих с купцов и мещан подати. Это было одно из 11 каменных зданий, построенных в то время в Иркутске.

Подобная картина наблюдалась в большинстве городов Российской империи. А. А. Кизеветтер пишет, что ввиду недостаточного развития хозяйственных городских предприятий городская касса поддерживалась, с одной стороны, отчислениями в пользу города некоторых казённых сумм, а с другой - самообложением градского общества [4, с. 467]. Самообложение играло важную роль в системе городского хозяйства того времени. В некоторых случаях градские общества устанавливали определённые правила относительно порядка и размера самообложения; например, в Санкт-Петербурге в 1786 г. общество «расположило собрать по полпроценту с объявленных своих капиталов» [4, с. 467]. Стоит обратить внимание, что в самих городах шёл поиск новых налогов, которые можно было бы направить на городское развитие.

В 1790 г. добровольные складки градского общества губернского Иркутска состави-

1 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 446. - Л. 220.

2 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 1031. - Л. 19 об.

ли 5 774 р. 4 к.3 В эту сумму вошла покупка каменного дома за 1 700 р. для Думы и земских дел. На Иркутскую градскую думу было потрачено 256 р. 50 к. На жалование приказным служителям в Городовом магистрате 2 324 р., словесного суда писцу с помощником 130 р., писцу при сочинении городовой обывательской книги 100 р., писцу Сиротского суда 150 р., пробирному мастеру с учеником 120 р., на содержание городской школы 200 р., на поправление пожарных инструментов при Городнических делах 100 р. и на содержание при полиции лошадей 190 р. Таким образом, самая большая сумма была потрачена на Городовой магистрат.

С купцов было собрано 1 302 р. 9 к., с мещан - 2 280 р., с цеховых - 1 177 р. 34 к. Известно и какая сумма полагалась с каждого сословия на добровольные складки: с мещан по 95 к., с цеховых по 77 к. Какую точную сумму вносили купцы - трудно посчитать, потому что они платили свои добровольные складки в зависимости от капиталов, которые объявляли; т. е. купцы 1-й гильдии платили больше, чем купцы 3-й гильдии. Однако можно вычислить среднюю сумму взносов на содержание Городового магистрата и Градской думы. По архивным данным, в 1789 г. в губернском Иркутске было 90 купцов и 13 иногородних, которые платили в доход города так же, как и иркутские купцы; таким образом получается 12 р. 65 к. - средний взнос купцов на содержание городского самоуправления и суда. В 1808 г. на трактамент было собрано с купцов 4 736 р., с мещан - 1423 р. 90 к., с цеховых -651 р. 4 к.4 Получается, что сбор с купцов увеличился, а с мещан и цеховых уменьшился.

Следует отметить, что в губернском Иркутске вдовы и несовершеннолетние сироты не платили взносы на городское самоуправление и суд. За них вносило само градское общество, раскладывая на всех. Платило градское общество также за тех лиц мужского пола, кто по старости или по болезни не мог оплачивать не только по городу, но и казне подушные5. В 1797 г. таких домов было около 300, взносы за которые раскладывались на всех остальных.

Итак, в городе было два бюджета: один впервые пожалован Екатериной II и контролировался губернатором; второй, существовавший и ранее, - добровольные складки по общественному приговору на содержание городских учреждений в соответствии с «Жалованной грамотой городам».

3 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 99. - Л. 21 об.

4 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 456. - Л. 74.

5 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 199. - Л. 562 об.

Расходы города росли, появлялись казённые здания, содержание которых находилось в ведении Иркутской градской думы -рыбные ряды, городские амбары для хранения хлеба на случай неурожая, деревянный дом для приезжающих чиновников, школа. Необходимо было увеличивать и доходную часть городского бюджета, невозможно было все расходы по городскому самоуправлению переложить на сборы с градского общества. Иркутское общество это понимало, в 1808 г. городской голова М. И. Саватеев отмечал, что в облегчение здешнего общества идут в доход города сборы с выстроенного за его счёт рыбного ряда, с городовых весов, с купеческого гостиного двора и мещанского ряда1.

В Иркутске было два Гостиных двора -купеческий и мещанский, которые располагались на Тихвинской площади. В купеческом Гостином дворе было 150 лавок, в мещанском - 842. В феврале 1794 г. по общему участвующих приговору купеческого Гостиного двора было принято решение платить в городовой доход с собираемого с лавок сбору от рубля по 10 к.3 В 1801 г. сбор с лавок купеческого Гостиного двора в доход города составил 819 р.4 В 1798 г. был высочайше утверждён доклад Комиссии о снабжении Резиденции припасами [8] и в Иркутске стали собирать такой сбор не только с лавок купеческого Гостиного двора, но и мещанского. В 1800 г. он составил 49 р. 70 к.5 В 1807 г. было принято 22 р. от эконома мещанского ряда Тимофея Харинских с двух частей за 1806 г. - 14 р. и за 1807 г. - 8 р.6 В 1805 г. Иркутская градская дума активизировала свои усилия по сбору в городской бюджет с лавок мещанского Гостиного двора. Мещане считали, что сбор в десять копеек с рубля для них велик и просили сделать сбор по пять копеек с рубля. Однако Иркутская градская дума, сославшись на законодательство, не пошла на уступки.

В 1797 г. на городской бюджет тяжёлым бременем ложится подводная гоньба и содержание почтовых станций7. Дума стала собирать денежный сбор с горожан - «ямскую сумму». В 1800 г. на Лиственничной станции был выстроен ямской дом. В 1804 г. ямская сумма составила 8 659 р. 5 к.8 В 1805 г. ямская сумма раскладывалась на купцов, мещан и

1 ГАИО. - Ф. 70. ■

2 ГАИО. - Ф. 70. ■

3 ГАИО. - Ф. 70. ■

4 ГАИО. - Ф. 70. ■

5 Там же.

6 ГАИО. - Ф. 70. ■

7 ГАИО. - Ф. 70. ■

Оп. 1. Оп. 1. Оп. 1. Оп. 1.

Оп. 1. Оп. 1.

■ Д. 456.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Д. 312.

■ Д. 186.

■ Д. 312.

■ Д. 446.

■ Д. 212.

- Л. 84 об.

- Л. 48 об.

- Л. 22.

- Л. 88 об.- 89. Л. 25 об.

8 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 354. - Л. 8 об.

цеховых поровну по 3 р. 5 к. с каждой души9. Подчеркнём, что Иркутская градская дума, возглавляемая городским головой С. Ф. Ду-доровским, в 1807 г. заключила с Казённой экспедицией контракт на 3 года, с 1 января 1807 по 1 января 1810 гг., о содержании на городовом станке почтовой гоньбы 18 парами лошадей за плату ежегодно 8 100 р., а также на поставку сальных свеч для освещения занимаемых в Иркутске воинскими чинами домов ежегодно на сумму 556 р. 21 1 к. При этом было принято решение во избежание пересылки денег из одного в другое место и излишнего в том затруднения засчитывать эти суммы за ежегодные земские повинности иркутского общества10.

С 1797 г. по указу Павла I полиция должна была содержаться на средства города, а подчиняться непосредственно губернатору; а также в каждой части города должен был располагаться частный суд, рассматривающий дела, которые к публичному телесному наказанию судимых не приводят. Решение Павла I о расширении штата городской полиции и передача её содержания на средства городов стали толчком для активного городского развития. В городах развернулась острая полемика между городничими и городскими думами по вопросу о количестве частей в городе, и как следствие, количестве частных приставов и квартальных надзирателей, которым необходимо было платить жалование [5, с. 17].

В 1799 г. в Иркутске был введён сбор с домов с объявленной по совести цены по 3 деньги с рубля для мещан, купцов и ремесленников и по 1 1 к. с рубля для жительствующих в городе разного рода людей11, который собирала сама полиция. В столичных Санкт-Петербурге и Москве именно этот сбор стал основным источником доходов городского бюджета. Например, в Санкт-Петербурге с 1804 г. все повинности городские стали состоять: 1) в постое в тех домах, кои не внесли поземельного сбора или обязались платить натурой; 2) в мощении улиц против каждого дома; и 3) в платеже полупроцентного сбора [2, с. 159]. Полупроцентный сбор - это сбор по полпроцента с капитального рубля по оценке с каждого дома, двора и места, в городе стоящего. В губернском Иркутске такой сбор был незначителен, несмотря на то, что собирался и с фабрик, и с заводов, и с лавок Гостиных дворов, с кузниц и кирпичных сараев. Правительство само отмечало, что не-

9 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 373. - Л. 233.

10 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 456. - Л. 95 об. - 96.

11 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 1 об., 5.

движимость в столицах сильно поднялась в цене, в отличие от губернского Иркутска, где каменных строений было мало, преимущественно здания были деревянными. Недвижимость г. Санкт-Петербурга в 1804 г. была оценена в 70 597 575 р., а сумма сбора составила 352 987 р. 87 ! к. [2, с. 160-161].

Кроме сбора с домов с объявленной по совести цены, на содержание полиции и частных судов был определён и другой сбор - с провозимых с товарами возов по 50 к.1 В Иркутском городовом магистрате была заведена в 1799 г. специальная книга, куда Иркутская градская дума записывала поступление этих сборов. В 1800 г. на городскую полицию было потрачено 6 672 р. 84 ! к.2 В 1817 г. -уже 11 232 р. [6, с. 39].

Подчеркнём, что сбор с домов с объявленной по совести цены собирался со всех горожан, а не только с купцов, мещан и ремесленников, повозный сбор собирался вообще не с горожан. М. В. Загоскин, анализируя городской бюджет губернского Иркутска, в 60-х гг. XIX в. писал, что «главную статью городских доходов составляет сбор с провозимых через город кладей, сбор этот доходит до 40 к. с возу (Если бы каждый город от Нижнего до Иркутска собирал столько же, а каждая деревня хотя половину, то в Сибирь не стоило бы и возить товары. Вся его стоимость ушла бы на эти сборы)» [3, с. 22]. Подчеркнём, что повозный сбор собирался в Иркутске согласно 146 ст. Городового положения 1785 г., которое разрешало в том городе, где есть портовая или пограничная таможня, собирать в доход города с привозных товаров с каждого пошлинного рубля по две копейки, а с отвозных - по копейке. Следует отметить, что повозный сбор собирали в доход города также и в других городах. В упоминаемом М. В. Загоскиным г. Нижнем Новгороде в 1835 г. был установлен пошлинный судовой сбор с привозимых и вывозимых водяным путём товаров по 1/10 к. с рубля ценности груза. Этот сбор шёл на возведение высочайше повеленных сооружений, их ремонт и на образование капиталов для содержания процентами с него означенных сооружений [1, с. 436].

10 января 1799 г. вышел указ о даче временного права крестьянам производить мелочную торговлю с платежом в казну акциза [9]. Указ разрешал крестьянам производить мелочную торговлю вместо купеческого сословия с платежом в городскую казну соразмерно каждому торгу акциза. В 1799 г. Иркут-

1 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 4 об.

2 Там же. - Л. 7 об.

ская градская дума дала поручение старосте Хлебного рынка Ивану Байбородину составить списки торгующих в лавках, балаганах и столах в розницу разного чина людей для упорядочивания права торговли3. В доход города в 1799-1801 гг. с торгующих на Хлебном рынке в балаганах и на столах с разного звания людей поступило 211 р. 80 к.4 В 1807 г. в городской бюджет поступило от разного звания людей за позволенную им разную мелочную торговлю в мещанском ряду 130 р.5 Следует отметить, что и староста рыбного ряда собирал плату за право торговли, однако этот городской сбор был незначительным.

В 1811 г. вышло предписание Министерства полиции о сборе «хряща» (камня) с въезжающих в город, и в губернском Иркутске при иркутском гражданском губернаторе Н. И. Трескине губернским правительством было принято решение не только о сборе хряща на мощение улиц, но и о сборе за непривоз хряща, так называемой «пенной суммы». На практике оказалось, что «пенная сумма», которая шла в городской бюджет, стала одной из городских доходных статей, а Иркутская градская дума стала механизмом, обеспечивающим сбор пенных денег. В октябре 1813 г. в Думе была учинена резолюция, согласно которой смотрители на Заморском, Круго-морском, Московском и Якутском трактах должны находиться «всегда при шлагбаумах безотлучно»6. С этой резолюции полагалось сделать точные копии и дать для ознакомления смотрителям, а гласным иметь личное наблюдение за смотрителями на всех трактах. Кроме этого, смотрители должны были еженедельно производить высыпку хряща. С 1817 г. в обязанности гласных стало входить наблюдение о поправлении дорог и мостов на всей принадлежащей городу земле7. В 1817 г. поступило с трактов пенных денег в городской бюджет - 4 723 р. 85 к., в 1818 г. -5 172 р. 65 к., а в 1819 г. - 3 367 р. 40 к.8

Подчеркнём, что точную цифру бюджета в 1787-1789 гг. назвать не представляется возможным по следующим причинам: 1) в доход города в 1787 г. поступил однопроцентный сбор с питейных денег не только за 1787 г., а со времени введения Городового положения, т. е. с апреля 1785 г., следовательно, бюджет 1787 г. не может быть взят за основу в компаративном анализе; 2) во

3 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 248. - Л. 14.

4 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 312. - Л. 88 об. - 89.

5 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 446. - Л. 26 об.

6 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 662. - Л. 8 об.

7 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 766. - Л. 138.

8 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 1031. - Л. 19 об.

всех сохранившихся документах, поскольку это был период становления деятельности Иркутской градской думы, приводится бюджет 1788 г. совместно с 1787 г., что так же не подходит для сравнения; 3) в 1789 г. однопроцентный сбор перестал поступать в доход города, т. е. в бюджет поступила только часть этого сбора; 4) в 1787-1789 гг. добровольные складки градского общества не складывались с той суммой, которая поступала в доход города. Вследствие вышеуказанных причин автор в компаративном анализе будет опираться на среднюю цифру городского бюджета за 1787-1789 гг., составившую 994 р. 26 к., к которой будет прибавлена годовая сумма добровольных складок градского общества 4 551 р. 2 к.1 Таким образом, средняя сумма городского бюджета губернского Иркутска в 1787-1789 гг. составит 5 545 р. 46 к.

Если сравнить сумму бюджета в 17871789 гг. 5 545 р. 46 к. с суммой бюджета 1802 г., которая составила 29 159 р. 1 % к.2,то получится, что доходы городского бюджета выросли в 5 раз. Таким образом, новые источники пополнения бюджета - сбор с лавок Гостиных дворов, повозный сбор, сбор с домов с объявленной по совести цены и сбор на право торговли дали увеличение городского бюджета в 5 раз.

В 1804 г. городской бюджет был уже 30 369 р. 85 1 к.3 По сравнению с 1802 г. бюджет увеличился на 1 209 р. 85 % к., увеличение бюджета произошло за счёт сдачи в аренду двухвёрстной пропорции земли, которая стала принадлежать городу в 1804 г. В 1807 г. городской бюджет составил 31 088 р. 80 к.4, он увеличился по сравнению с 1804 г. на 718 р. 94 1 к., т. е. незначительно. Если учесть, что доходы г. Иркутска в 1828 г. составили 46 551 р. 33 к.5, т. е. с 1807 по 1828 гг. городской бюджет увеличился всего в 1,5 раза, получится, что основная часть доходов бюджета губернского Иркутска сформировалась в конце XVIII - начале XIX в.

Из чего же состояла расходная часть городского бюджета губернского Иркутска? В 1805-1807 гг. треть городских доходов тратилась на содержание почтовых станций и подводную гоньбу, около трети на содержание Городового магистрата и прочих судов6, примерно пятая часть шла на содержание городской полиции, включая оплату 39 будоч-

1 ГАИО. - Ф. 70.

2 ГАИО. - Ф. 70.

3 ГАИО. - Ф. 70.

4 ГАИО. - Ф. 70.

Оп. 1. Оп. 1. Оп. 1. Оп. 1.

5 РГИА. - Ф. 1281. - Оп. 1. - Д. 47. - Л. 28.

6 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 377. - Л. 35.

Д. 17. - Л. 50. Д. 312. - Л. 91 об. -Д. 359. - Л. 30. Д. 446. - Л. 27 об.

92.

никам. Покупка дров для печей в казённые здания составляла девятую часть городского бюджета. Городские средства тратились на содержание и ремонт казённых зданий, на поправку трёх мостов: Топкинского, через реки Каю и Курью. Иркутская градская дума также содержала церковь при городском кладбище и городские часы, которые появились в 1789 г. на Спасской башне.

Следует отметить, что бюджет губернского Иркутска был недостаточным для эффективного городского развития. Когда в 1801 г. в связи с недостатком хлеба в городе губернатор А. И. Толстой сделал Градской думе предложение о заведении в Иркутске городового запасного магазина с наполнением его хлебом до 15 тыс. пудов для предотвращения недостатка хлеба и возвышения на него цен7, Думе пришлось для этой цели занять с процентами 5 000 р. в Приказе общественного призрения на счёт всего общества, потому что все внутренние источники пополнения городского бюджета были уже исчерпаны. Деньги в Приказе общественного призрения занимали и городские головы - Д. А. Сизых, и Д. Н. Мыльников.

Подчеркнём, что городские головы губернского Иркутска пытались решить проблему неэффективности трат городского бюджета. В 1805 г. городской голова Д. Н. Мыльников написал жалобу графу Ю. А. Головкину об отягощении градского общества, подписанную 20 иркутскими купцами, среди которых были бывшие городскими головами М. В. Сибиряков, Н. П. Мыльников, А. И. Са-ватеев, Г. С. Баженов, Д. И. Сизых и ставший в последствии городским головой С. Ф. Дудо-ровский8. Городской голова Д. Н. Мыльников обращал внимание графа Ю. А. Головкина на то, что сверх платежа казне податей год от года увеличиваются и издержки на содержание и отправление разных городовых расходов, среди которых были перечислены плата за перевоз в 1 500 р. по указанию сибирского генерал-губернатора И. О. Селифонтова, содержание почтовых станций и подводной гоньбы не только в г. Иркутске, но и в Тулинском, и Лиственничном, траты на отопление казённых зданий его высокопревосходительства и прочих не только военных чинов, но и приватных людей, кроме квартирующих по домам гражданским; дрова отвозились от градской думы без расчисления по чинам на 140 печей, кому бы иногда по чину следовало как на три, к тем требуют и отвозятся оные на десять и более печей, а приватным людям

7 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 373. - Л. 16.

8 РГИА. - Ф. 1264. - Оп. 1. - Д. 578. - Л. 6 об.

даются оные, дабы не навлечь обществу и себе гнева от начальника.

Итак, в городе было два бюджета: один -впервые пожалован Екатериной II и контролировался губернатором; второй, существовавший и ранее, - добровольные складки по общественному приговору на содержание городских учреждений в соответствии с «Жалованной грамотой городам». В начале XIX в. эти два бюджета постепенно сливаются в один общий городской бюджет Иркутска, который к этому времени вырос в пять раз. Добровольные складки иркутского градского общества в самом начале работы Иркутской градской думы составляли большую часть городского бюджета, однако в 1807 г. они составляли уже его пятую часть. Иркутской градской думе пришлось довольно долго отстаивать принадлежащие ей оброчные статьи и землю за р. Ангарой. Только с 1804 г. городской бюджет стал пополняться дохода-

ми от двухвёрстной пропорции земли по р. Ангаре.

Особенность развития городского бюджета губернского Иркутска состояла в том, что в 1789 г. перестал поступать в доход города однопроцентный сбор с питейной продажи. Только в 1802 г. снова появляются питейные деньги в городском бюджете и затем опять исчезают в связи с запрещением в Иркутской губернии винокурения, по причине недостатка хлеба. В 1806 г. возобновляется поступление однопроцентного сбора с питейной продажи. Такое нерегулярное отчисление этого источника городских доходов поспособствовало ослаблению контроля губернатора за городским бюджетом и некоторой самостоятельности Иркутской градской думы по сравнению с другими городами Российской империи.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод не только о формировании, но и о развитии бюджетной политики в губернском Иркутске в конце XVIII - начале XIX в.

Список литературы

1. Алабин П., Коновалов Н. Сборник сведений о настоящем состоянии городского хозяйства в главнейших городах России. Самара: Тип. «Самарской газеты» И. П. Николаева, 1889. 908 с.

2. Городовое положение, с принадлежащими к оному узаконениями с 1785 по апрель месяц 1817 года. В Санкт-Петербурге, печатано в Сенатской Типографии 1817 года. 304 с.

3. Загоскин М. В. Иркутск и Иркутская губерния с очерком прочих губерний и областей Сибири. Иркутск, 1870. Тип. Синицына.140 с.

4. Кизеветтер А. А. Городовое Положение Екатерины II 1785 г. Опыт исторического комментария. М.: Тип. Импер. Моск. ун-та, 1909. 473 с.

5. Плотникова М. М. Законодательство как коммуникация между абсолютной властью и городами в царствование Павла I // Сиб. юрид. вестн. 2014. № 2 (65) (апрель-июнь). С. 16-20.

6. Плотникова М. М. Иркутское городское развитие при сибирском генерал-губернаторе М. М. Сперанском // Изв. Иркут. гос. ун-та. 2014. Т. 7. Сер.: История. С. 32-43.

7. Плотникова М. М. М. В. Сибиряков и деятельность первого состава Иркутской градской думы 1787-1789 гг. // Изв. Иркут. гос. ун-та. 2012. № 1 (2). Сер.: История. С. 52-65.

8. ПСЗ-1. Т. 25. № 18664.

9. ПСЗ-1. Т. 25. № 18814.

10. Свод уставов о городском и сельском хозяйстве // Свод законов Российской империи, изд. 1857 года. Т. XII. Ч.2. СПб: В Типографии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. С. 3-23.

References

1. Alabin P., Konovalov N. Sbornik svedenii o nastoyashchem sostoyanii gorodskogo khozyaistva v glavneishikh gorodakh Rossii. Samara: Tip. «Samar-skoi gazety» I. P. Nikolaeva, 1889. 908 s.

2. Gorodovoe polozhenie, s prinadlezhashchi-mi k onomu uzakoneniyami s 1785 po aprel' mesyats 1817 goda. V Sankt-Peterburge, pechatano v Senat-skoi Tipografii 1817 goda. 304 s.

3. Zagoskin M. V. Irkutsk i Irkutskaya guberniya s ocherkom prochikh gubernii i oblastei Sibiri. Irkutsk, 1870. Tip. Sinitsyna.140 s.

4. Kizevetter A. A. Gorodovoe Polozhenie Eka-teriny II 1785 g. Opyt istoricheskogo kommentariya. M.: Tip. Imper. Mosk. un-ta, 1909. 473 s.

5. Plotnikova M. M. Zakonodatel'stvo kak kom-munikatsiya mezhdu absolyutnoi vlast'yu i gorodami v tsarstvova-nie Pavla I // Sib. yurid. vestn. 2014. № 2 (65) (aprel'-iyun'). S. 16-20.

6. Plotnikova M. M. Irkutskoe gorodskoe razvi-tie pri sibirskom general-gubernatore M. M. Speran-skom // Izv. Irkut. gos. un-ta. 2014. T. 7. Ser.: Istoriya. S. 32-43.

7. Plotnikova M. M. M. V. Sibiryakov i deya-tel'nost' pervogo sostava Irkutskoi gradskoi dumy 1787-1789 gg. // Izv. Irkut. gos. un-ta. 2012. № 1 (2). Ser.: Istoriya. S. 52-65.

8. PSZ-1. T. 25. № 18664.

9. PSZ-1. T. 25. № 18814.

10. Svod ustavov o gorodskom i sel'skom khozyaistve // Svod zakonov Rossiiskoi imperii, izd. 1857 goda. T. XII. Ch.2. SPb: V Tipografii Vtorogo Ot-deleniya Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichest-va Kantselyarii, 1857. S. 3-23.

1 РГИА. - Ф. 1264. - Оп.1. - Д. 578. - Л. 5-5 об.

11. Серебренников А. М. Очерк некоторых сторон из жизни города Иркутска в первые три года по введению Городового положения 21 апр. 1785 г Вып. 2: Городские доходы. Иркутск: тип. И. Коковина, 1894. 51 с.

12. Шахеров В. П. Экономика сибирского дореформенного города (на материалах городов Байкальской Сибири). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. 256 с.

11. Serebrennikov A. M. Ocherk nekotorykh storon iz zhizni goroda Irkutska v pervye tri goda po vvedeniyu Gorodovogo polozheniya 21 apr. 1785 g. Vyp. 2: Gorodskie dokhody. Irkutsk: tip. I. Kokovina, 1894. 51 s.

12. Shakherov V. P. Ekonomika sibirskogo dore-formennogo goroda (na materialakh gorodov Bai-kal'skoi Sibi-ri). Irkutsk: Izd-vo Irkut. gos. un-ta, 2011. 256 s.

Статья поступила в редакцию 25.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.