Научная статья на тему 'Развитие городского самоуправления в Восточной Сибири в первой половине XIX века'

Развитие городского самоуправления в Восточной Сибири в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
650
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EASTERN SIBERIA / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DEVELOPMENT / "СИБИРСКАЯ" РЕФОРМА М. М. СПЕРАНСКОГО / "SIBERIAN" REFORMS BY M. M. SPERANSKY / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА / THE FIRST HALF OF THE XIXTH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Мария Михайловна

Актуальность данной работы обусловливается и тем, что современные историки обошли вниманием развитие городского самоуправления в восточносибирских городах в первой половине XIX века, и тем, что именно в тот период начинают формироваться особенности региональной политики Российской империи. Метод историзма и компаративный подход позволяют отследить динамику развития и региональную специфику. Отличительной чертой развития городского самоуправления в тот период в Восточной Сибири являлось то, что оно проходило не только по Городовому положению 1785 года, но и в соответствии с административно-территориальными реформами, реализуемыми в регионе. В 1804 году после выделения Томской губернии из Тобольской Красноярск становится её уездным городом, и открывается Красноярская «градская дума». В 1851 году Якутская область была отделена от Иркутской губернии, а в 1856 году Главное управление Восточной Сибири переименовывает Якутскую ратушу в Якутскую городскую думу. Целью сибирской реформы М. М. Сперанского 1822 года было изменение управления Сибирью в целом. Однако это повлекло за собой и реформирование городского самоуправления сибирских городов, сформированного в соответствии с Городовым положением 1785 года. Была отменена общая дума и оптимизировано количество гласных, которое стало зависеть от размера города. Согласно Штату, в многолюдных городах следовало избрать думу из 4 гласных, городского головы и канцелярии, в средних городах оставались ратуши, в малолюдных городах староста занимался городскими делами. Автор считает, что можно утверждать, что к середине XIX века сложился региональный подход к городскому самоуправлению в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Municipal Self-Government in Eastern Siberia in the First Half of the XIXth century

The relevance of this work is due to the fact that modern historians have ignored the development of municipal self-government in the East Siberian cities in the first half of the XIXth century and the fact that it was at that time that the peculiarities of the regional policy of the Russian Empire began to form. The method of historicism and comparative approach allowed us to trace the dynamics of development and regional specificity. A distinctive feature of the development of municipal self-government at that time in Eastern Siberia was the fact that it took place not only in the Municipal regulations of 1785, but also in accordance with the administrative and territorial reforms implemented in the region. In 1804, Krasnoyarsk became the County town of Tomsk province and the Krasnoyarsk city Duma was opened. In 1851, the Yakutsk region was separated from the Irkutsk province, and in 1856, the General Directorate of Eastern Siberia renamed the Yakutsk city hall into the Yakutsk city Duma. The purpose of the Siberian reform of M. M. Speransky in 1822 was to change the governance of Siberia as a whole. However, this led to the reformation of the municipal self-government of Siberian cities formed in accordance with the Municipal regulations of 1785. The General city Duma was abolished and it optimized the number of deputies that were dependent on the city size. According to the State, populous cities should have elected the city Duma of 4 deputies and the mayor's office in medium-sized cities remained in the town hall in sparsely populated cities, the starosta managed the city's affairs. The author highlights that by the mid-nineteenth century there was a regional approach to municipal self-government in the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Развитие городского самоуправления в Восточной Сибири в первой половине XIX века»

http://www.zabvektor.com ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

УДК 352.075.2(571.5)(091)

DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-85-94

Мария Михайловна Плотникова,

кандидат исторических наук, доцент, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail:[email protected]

Развитие городского самоуправления в Восточной Сибири в первой половине XIX века

Актуальность данной работы обусловливается и тем, что современные историки обошли вниманием развитие городского самоуправления в восточносибирских городах в первой половине XIX века, и тем, что именно в тот период начинают формироваться особенности региональной политики Российской империи. Метод историзма и компаративный подход позволяют отследить динамику развития и региональную специфику. Отличительной чертой развития городского самоуправления в тот период в Восточной Сибири являлось то, что оно проходило не только по Городовому положению 1785 года, но и в соответствии с административно-территориальными реформами, реализуемыми в регионе. В 1804 году после выделения Томской губернии из Тобольской Красноярск становится её уездным городом, и открывается Красноярская «градская дума». В 1851 году Якутская область была отделена от Иркутской губернии, а в 1856 году Главное управление Восточной Сибири переименовывает Якутскую ратушу в Якутскую городскую думу. Целью сибирской реформы М. М. Сперанского 1822 года было изменение управления Сибирью в целом. Однако это повлекло за собой и реформирование городского самоуправления сибирских городов, сформированного в соответствии с Городовым положением 1785 года. Была отменена общая дума и оптимизировано количество гласных, которое стало зависеть от размера города. Согласно Штату, в многолюдных городах следовало избрать думу из 4 гласных, городского головы и канцелярии, в средних городах оставались ратуши, в малолюдных городах староста занимался городскими делами. Автор считает, что можно утверждать, что к середине XIX века сложился региональный подход к городскому самоуправлению в Российской империи.

Ключевые слова: городское самоуправление, Восточная Сибирь, административно-территориальное развитие, «сибирская» реформа М. М. Сперанского, первая половина XIX века

Введение. На территории Российской империи исторически сложились несколько типов управления окраинами, которые формировались и развивались в соответствии с процессом складывания территории государства. В XIX веке в числе существенных особенностей России следует отметить её гигантскую территорию, объединяющую два континента - Европу и Азию. Административная инфраструктура государства выстраивалась в соответствии с целями и задачами, которые решало царское правительство. Сибирь, являвшаяся восточной окраиной Российской империи, в 1822 году получила «особое» управление благодаря реформе М. М. Сперанского, которую современные исследователи называют первым опытом российского регионального законотворчества. «Отличительной чертой М. М. Сперанского-реформатора является то, что он рассматривал проблему улучшения управления Сибирью в комплексе с административно-территориальным устройством, развитием экономики, промышленности и сельского хозяйства. Впервые в Сибири реформа соединила административно-территориальное устройство с организацией местного самоуправления» [3, с. 123].

Согласно реформе М. М. Сперанского в городском самоуправлении сибирских городов произошли изменения, отразившие их местную специфику. К середине XIX века Министерство внутренних дел уже считало, что «невозможно составить общего для всех городов положения, а потребуется, вероятно, установление особых правил для нескольких разрядов городов, состоящих под одинаковыми условиями и, быть может, даже для отдельных городов»1. Другими словами, за 40 лет в Российской империи сформировался региональный подход к городскому самоуправлению.

В исторической науке существует пробел в изучении городского самоуправления периода первой половины XIX века, который затмили впоследствии Великие реформы 1860-1870-х годов. Подчеркнём, что даже современный немецкий исследователь М. Хильдермайер высказывает удивление в отношении того, что «практически весь период между реформами Екатерины и реформами её правнука Александра II остаётся и

1 Программа для составления соображений относительно улучшения общественного управления в городах // Иркутские губернские ведомости. - 1862. -№ 27. - 7 июля. - Отд. 2-й. - С. 11.

© Плотникова М. М., 2018

85

по сей день за рамками научного интереса» [16, с. 96]. Современные исследователи, изучающие городское самоуправление, предпочитают вторую половину XIX века, потому что переход к рыночной экономике и последовавшие реформы в современной России обусловили интерес к модернизации, в ходе которой традиционное общество становится прогрессивным. Данная статья в некоторой мере способствует восполнению пробела в изучении городского самоуправления в Восточной Сибири в первой половине XIX века.

Методология и методы исследования. В современных исторических исследованиях ключевым методом считается междисциплинарный подход к проблеме. Тема городского самоуправления является междисциплинарной по своей сути, она находится на стыке истории, права и политологии. Важным методом в данной работе становится и принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических событий в их взаимосвязи с учётом конкретно-исторических условий и в хронологической последовательности, что позволяет автору проследить динамику исторического процесса и выявить существующие закономерности. В качестве метода данного исследования был использован и компаративный анализ, при помощи которого выявлялись индивидуальные черты городского самоуправления, особенности местной специфики и общие тенденции развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Отметим, что понятие «Восточная Сибирь» появилось после реформы М. М. Сперанского 1822 года, в результате которой Сибирь была разделена на западную и восточную части. С 1822 года к восточносибирским городам стали относится Енисейск и Красноярск, которые с 1804 года являлись уездными городами Томской губернии. Томская же губерния появилась в 1804 году после разделения Тобольской губернии на собственно Тобольскую и Томскую. В 1805 году была образована Якутская область Иркутской губернии. В 1852 году Якутская область была выделена из состава Иркутской губернии и стала самостоятельной административной единицей в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. В 1856 году из Иркутской губернии была выделена и Забайкальская область. В данной статье впервые в сибирской историографии будет рассмотрена динамика развития городского самоуправления на территории Восточной Сибири в первой половине XIX века в связи с административно-территориальным развитием региона.

Жалованная грамота городам в 1785 году вводила в российскую практику новую модель городского самоуправления «градскую думу». Многие исследователи как дореволюционные, так и современные отмечают разрыв между принятым законодательством и практикой городского самоуправления в конце XVIII - начале XIX века. Это выразилось в существовании различных форм городского самоуправления в городах в этот период.

После введения Городового положения 1785 года только в двух городах Восточной Сибири были сформированы городские думы - в Иркутске в 1787 году и в Енисейске в 1789 году. Подчеркнём, что в сибирских городах малочисленность «посадского населения» не позволила сформировать ше-стигласную и общую думы, как это было прописано в законодательстве, поэтому в итоге получилась одна, но с большим количеством гласных, чем шесть [11, с. 21]. Новосибирская исследовательница В. В. Рабцевич отмечает, что «анализ состава городских органов 80-90-х гг. XVIII в. даёт возможность представить тот разнобой, который царил на местах в истолковании смысла Городового положения» [14, с. 142].

В восточносибирских городах в этот период самоуправление кроме городских дум было представлено мещанским старостой, подотчётным градской думе губернского города (Нижнеудинск); городским головой, подотчётным «коронной администрации» (Красноярск); ратушей (Киренск, Якутск); городским головой и магистратом, управляющим городским хозяйством (Верхнеудинск, Нерчинск) [5, с. 118].

Московская исследовательница Л. Ф. Пи-сарькова придерживается точки зрения, что основные начала «Жалованной грамоты городам» остались в значительной степени бумажной декларацией [10, с. 48]. Автор статьи считает, что деятельность екатерининских дум положила начало институциональному развитию органов городского самоуправления. Подчеркнём, что немецкие исследователи по-другому оценивают городскую реформу Екатерины II, они считают, что это был шаг вперёд на пути к проекту современного государства. Например, балтийский исследователь немецкого происхождения Генрих Лаак-манн пишет, что при городском порядке Екатерины II под строгим разделением юстиции и управления города получают сравнительно широкое самоуправление [17, с. 5]. Немецкий исследователь Ральф Тухтенхаген отмечает, что Екатерина II сломала старые жёсткие

сословные перегородки и ввела значительно менее чёткое определение гражданства [18, с. 245].

В 1862 году Министерство внутренних дел при подготовке нового Городового положения отметило, что «одною из главнейших причин, по которым изданное в 1785 г. постановление об общественном устройстве городов (Городовая грамота) не имело надлежащего успеха, было то, что постановление сие содержало в себе лишь общие начала общественного устройства, без подробнейшего их развития и применения к различным местностям обширной империи»1. Таким образом, уже Министерство внутренних дел имперской России признало, что законодательство определило лишь общие рамки городского самоуправления. Каким же оно было на самом деле, показывают только архивные документы каждого конкретного города.

В Государственном архиве Иркутской области сохранился документ, в котором отражены все формы городского самоуправления, существовавшие на территории обширной Иркутской губернии в начале XIX века. К приезду нового сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского иркутский гражданский губернатор Н. И. Трескин в июне 1819 года запросил все присутственные места, в том числе и Иркутскую градскую думу, предоставить сведения для представления ему. Сведения должны были «показывать в точности состояние каждой части и сам образ управления»2. Составленные документы М. М. Сперанского не устроили, и он в ноябре 1819 года запросил данные о городских доходах и расходах по городам Иркутской губернии, начиная с 1814 по 1819 год, за каждый отдельно, по формам, представляемым в Комитет для уравнения земских повинностей при Правительствующем сенате. Ведомости нужно было представить как можно скорее. Губернское правительство предписало Иркутской градской думе, нижнеудинскому городничему, верхнеудинскому и нерчинскому магистратам, селенгинской, кяхтинской, киренской и якутским ратушам, начальникам Охотского порта и Камчатки, чтобы они в самом скорейшем времени прислали сведения за 1817, 1818 и 1819 годы3. Из этого документа следует, что перед реформой М. М. Сперанского

1 Программа для составления соображений относительно улучшения общественного управления в городах // Иркутские губернские ведомости. - 1862. - № 27. -7 июля. - Отд. 2-й. - С. 9.

2 ГАИО (Государственный архив Иркутской области). - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 948. - Л. 6.

3 Там же. - Д. 1031. - Л. 3.

в обширной Иркутской губернии была только одна городская дума в губернском Иркутске. В Верхнеудинске и Нерчинске магистраты отвечали за городские доходы и расходы; в Селенгинске, Кяхте, Киренске и Якутске были ратуши; в Нижнеудинске такие сведения мог предоставить городничий; в Охотском порту и Камчатке - начальники.

Городская дума в Красноярске в 1804 году появилась благодаря тому, что в этом году была проведена административно-территориальная реформа, в результате которой Тобольская губерния была разделена на две части и появилась Томская губерния. Именно в состав Томской губернии вошёл г. Красноярск, став уездным городом. Был составлен штат для новой губернии, в результате чего и была сформирована Красноярская градская дума.

Обратим внимание, что поскольку «красноярское мещанское общество было большею частью расположенное жительством по округе»,4 а купечество было малочисленным (в 1799 г. общая сумма объявленных капиталов составила всего 17 000 р.) [2, с. 9], то красноярское градское общество не стало выбирать гласных в Красноярскую думу. Кроме городского головы в Думу выбирались два депутата к составлению городского обывательского списка, нотариус для протеста векселей, маклер, сборщик денег за перевоз и для сбора подушной и всех повинностей5. С 1809 года выбирался депутат в квартирную комиссию.

Необходимо отметить, что при образовании новой Тобольской губернии купеческое и мещанское общество г. Берёзова отказались от назначенной им ратуши, согласно высочайше конфирмованному 26 февраля 1804 года штату на Тобольскую губернию6. Берёзовское общество объяснило это тем, что содержать ратушу не может по недостатку городских доходов, состоящих только из одной однопроцентной суммы питейного откупа и небольшому количеству записанных в Берёзове купцов, мещан и цеховых, из которых действительных плательщиков податей было только 65 человек.

Тобольское губернское правление, способствуя березовскому обществу, назначило к городу Берёзову приписать упраздненного города Сургута купцов и мещан, которых было там 49 душ; но и они сделали такой же отзыв, добавив к тому, что приписка их к Берёзову

4 ГАКК (Государственный архив Красноярского края). - Ф. 173. - Оп. 1. - Д. 22. - Л. 29.

5 Там же. - Л. 49-50.

6 ПСЗ-!. - Т. 29, № 22217.

по отдалённости неудобна, и просили приписать их к Тобольскому магистрату. Губернское правление представило это на рассмотрение бывшему сибирскому генерал-губернатору И. О. Селифонтову. Он предложил внушить берёзовскому обществу, что учреждение ратуши в Берёзове назначено для собственной его пользы, чтобы «каждый гражданин по своим делам имел ближайшее и безволокитное удовлетворение, нежели чем быть приписанным к Тобольску»1. Но если и тогда общество будет отказываться от открытия ратуши, то оставить уже его по-прежнему в ведении Тобольского магистрата, что и было объявлено сургутскому и берёзовскому обществам, но они от учреждения ратуши отказались. В результате открытие берёзовской ратуши было оставлено до того времени, пока не увеличится там число купцов и мещан, и не востребует того сама необходимость. Правительственному сенату было дозволено самому там, где подобное обстоятельство встретится, и по другим губерниям в рассуждении ратуш по рассмотрению разрешать и делать нужные распоряжения2.

Был подобный случай и среди городов европейской части Российской империи. В 1808 году по представлению Санкт-Петербургского гражданского губернатора, в уважение малого числа жителей города Царского Села и недостаточного их состояния, градскую тамошнюю думу соединили с ратушей, которой и было поручено отправлять дела, Думой «заведываемые»3. Таким образом, в практике российского законодательства XIX века были случаи, когда «градские общества» просили изменить форму самоуправления, установленную им по закону, и среди сибирских городов, и среди городов европейской части Российской империи. Однако восточносибирские города с подобными просьбами не обращались.

Следующие изменения в городском самоуправлении сибирских городов произошли в результате реформы М. М. Сперанского 1822 года.ы Подчеркнём, что сибирская реформа М. М. Сперанского не ставила перед собой задачу изменить именно городское самоуправление сибирских городов. М. М. Сперанский предполагал дать для Сибири особое управление. Сибирский исследователь А. В. Ремнев обращает внимание на тот факт, что реформа управления Сибирью была проведена в контексте поиска самодержавием

1 ПСЗ-к - Т. 29, № 22217.

2 Там же.

3 Там же. - Т. 30, № 23426.

модели управления своими окраинами (в 1809 г. принятие конституции Великого княжества Финляндского, в 1815 г. - Царства Польского, введение автономного управления в Бессарабии в 1812-1828 гг.) [13]. Изменение управления Сибирью изменило и городское самоуправление сибирских городов.

Согласно таблице IV примерного Штата сибирского управления, а также согласно «Учреждению для управления сибирских губерний» 1822 года хозяйственное управление в многолюдных городах стало состоять из присутствия Думы, в которое входили городской голова и 4 гласных, и канцелярии с секретарём, 2 столоначальниками и бухгалтером. Хозяйственное управление в средних городах осталось в ратушах, а в малолюдных городах хозяйственное управление вверялось старостам4.

Хозяйственное управление городом полностью вверялось думе. Она должна была управлять городскими доходами, раскладывать, взыскивать и отсылать в казну положенные подати и процентные деньги, составлять ежегодные расписания о суммах, нужных на содержание канцелярии думы и на наём людей, которые будут собирать доходы и управлять ими. В эти же расписания должны были входить предварительные счета, доставляемые думе от городской полиции обо всех полицейских денежных потребностях.

По реформе М. М. Сперанского расписания доходов и расходов дума должна была ежегодно по рассмотрению их городничим представлять на утверждение высшего начальства, а также ежегодно в январе делать в публичном собрании отчёт городскому обществу о городских доходах и расходах. В обязанность думы входил надзор за маклерами, нотариусами, оценщиками, городовыми старостами, цеховой управой, сиротским судом и опекой; составление ведомостей о торговых ценах разных жизненных припасов; срочное увольнение по паспортам граждан по торговле и промыслам; содержание и исправление общественных зданий, мостов, каналов и т. п. в городе и на градском выгоне, а также рекрутский набор.

По реформе 1822 года в Иркутскую градскую думу сначала было избрано 4 гласных. Иркутская градская дума написала гражданскому губернатору И. Б. Цейдлеру о том, что «по известному вашему превосходительству обширному здесь управлению Градской думы

4 ПСЗ-!. - Т. 44. Книга штатов. Ч. 2. Штаты по духовной и гражданской части. Штаты по гражданской части (1813-1825). - С. 48-49.

избраны обществом в гласные вместо четырёх - пять человек»1. Губернатор ответил, что теперь он ничего сделать не может, но предоставил думе возможность, «когда на самом опыте в течение времени встретится какое-либо затруднение по ходу дел, выйти к нему с представлением по сему предмету»2.

Городской голова К. М. Сибиряков и градское общество решили, что для Иркутской градской думы четырёх человек гласных считается недостаточным, и иркутское градское общество нашло нужным просить гражданского губернатора утвердить в должности гласного пятого цехового Власова. В январе 1823 года Иркутская градская дума получила согласие генерал-губернатора Восточной Сибири на избрание ещё одного гласного3.

М. М. Сперанский обратил внимание на специфику сибирского градского общества, которое часто бывало в разъездах по торговым делам. Например, в Иркутске отлучались из города не только купцы, но также мещане и цеховые. М. М. Сперанский предусмотрел на случай таких отлучек выбор кандидатов, которые должны были избираться на каждое звание и по усмотрению губернского начальства занимать места на определённое время, но не более четырёх месяцев. Теперь кандидатов утверждали в должности вместе с гласными. Кандидаты должны были находиться в городе безотлучно, как и гласные, или пользоваться свободой по очереди по общему согласию. Для городского головы К. М. Сибиря-кова было выбрано сразу 2 кандидата.

Вместе с тем практика иркутского городского самоуправления показывает, что служение в качестве кандидата и городского головы и гласных даже не отмечалось в «Книге о службе иркутских купцов» и соответственно не засчитывалось градским обществом за общественную службу.

Красноярск после разделения М. М. Сперанским Сибири на западную и восточную стал губернским центром новой Енисейской губернии. «Местность его более подходила против положения других городов к заключению в нём Губернского правления» [15, с. 5]. Енисейская губерния была учреждена из частей Томской и Иркутской губернии, и с 1823 года начался раздел границ между этими губерниями.

Необходимо отметить такой факт: обычно своё название губерния получала от главного губернского города. Например, губернский город Иркутск - Иркутская губерния, губернский

1 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 1150. - Л. 183 об.-184.

2 Там же. - Л. 176 об.

3 Там же. - Л. 308-308 об.

город Томск - Томская губерния, а Енисейская губерния получила своё название не от губернского города Красноярска, а от реки Енисея, может быть, М. М. Сперанский действительно предполагал сделать главным городом губернии Енисейск, хотя красноярский исследователь В. В. Буланков считает, что этот вариант всерьёз даже не рассматривался [1, с. 25]. С другой стороны, если в Красноярске было всего 15 купцов, 1 000 мещан и 550 домов, а в Енисейске 64 купца, 1 991 мещанин и больше 1 000 домов [8, с. 208], то почему не рассмотреть Енисейск в качестве губернского центра. Это с современной точки зрения экономическое положение Енисейска менялось в худшую сторону в указанный период. С точки зрения же XIX века, на фоне уездного Красноярска, похожего на деревню, где в начале XIX века торговля проходила в деревянных балаганах, Енисейск был даже очень экономически благополучным городом со своим двухэтажным каменным Гостиным двором. Торговый оборот Енисейска составлял 170 500 р., торговый же оборот Красноярска был равен 44 000 р. [Там же, с. 209].

Назначенный енисейским гражданским губернатором А. П. Степанов в своём обращении к гражданам Красноярска отметил, что «государю императору было угодно озарить своим вниманием город ваш, возведя его на степень губернского. Вместе с тем получили вы преимущественные, открытые знаки его милости. Знаки сии заключаются в правах, предоставленных единственно городам управляющим. Посреди вас заключаются ныне места и лица, которые имеют силу ходатайствовать непосредственно о благе вашем»4. В Красноярске разместились губернские учреждения, гарнизонный батальон и жандармская команда, две сотни Енисейского казачьего полка [2, с. 6].

С 1823 года Красноярская градская дума стала избираться согласно «Сибирскому учреждению», т. е. стала состоять из городского головы и кандидата в городские головы, двух гласных и двух кандидатов к ним.

Если в Иркутске после реформы М. М. Сперанского просто перераспределились обязанности между Иркутской градской думой и Городовым магистратом, то Красноярску в связи со сменой административного статуса пришлось провести значительно больший объём работ: разделить город на части, ввести городскую полицию, открыть Приказ общественного призрения, утвердить план губернского города. Енисейский граж-

4 ГАКК. - Ф. 173. - Оп. 1. - Д. 63. - Л. 2.

данский губернатор А. С. Степанов отметил, что пока Красноярск был уездным городом, и доходов его для уездного города было достаточно, став же губернским, почувствовал тягость до такой степени, что каждый год для совершенно необходимых требований должен делать по раскладке сбор до 4000 р. к пополнению недостающего дохода [15, с. 6].

В 1829 г. енисейский гражданский губернатор А. С. Степанов в своём отчёте написал, что в Красноярске полицейские обязанности исполнялись общественниками по очереди, будочников здесь было 23 человека, также «под начальством городничего находились 10 казаков городового Енисейского казачьего полка с урядником, которые объезжали по ночам город, употреблялись по разным полицейским поручениям и сменялись через неделю»1. «Пожарная часть Красноярска находится совершенно в дурном состоянии. Две старых и одна новая машины, все малые и с дурным устроением, совершенно недостаточные для распространенного города. С ними сообразны и все прочие инструменты, и все принадлежности»2. Управление Восточной Сибири и местное начальство делали со своей стороны, что могли для облегчения городского общества: казармы построены на счёт земских повинностей, вместо трёх частей по учреждению об управлении Сибири находится в губернском городе только одна, остановлен предмет построения моста через речку Качу, самые необходимые предметы только вносятся в смету. Но недостаток сих доходов губернского города есть главная причина того, что полиция лишена возможности иметь надлежащий надзор и способы к сохранению спокойствия и отвращению вреда в городе, значительно увеличенном, как через народонаселение, так и через прибавление более семи кварталов3.

Енисейск согласно реформе М. М. Сперанского стал многолюдным уездным городом. В нём было введено общее и частное управление. Общее окружное управление составляли: окружной начальник и окружной совет, состоящий из городничего, окружного судьи, исправника, казначея, стряпчего и городского головы. В Енисейске как в многолюдном городе было введено полное городское управление - городничий и приставы [8, с. 199].

Исходя из сметы Енисейской градской думы 1832 года, представленной в Енисей-

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 1281. - Оп. 11. - Д. 43. - Л. 4 об. - 5.

2 Там же. - Л. 6.

3 Там же. - Л. 10.

скую казенную палату, из городских доходов получали жалование 2 частных пристава, два квартирных надзирателя, а также содержались 2 частные управы, включая отопление, освещение и канцелярские расходы4. Таким образом, получается, что в 1822 году были сформированы в Енисейске 2 частные управы с двумя частными приставами и двумя квартирными надзирателями, содержание которых обеспечивала Енисейская градская дума. Несмотря на то, что Енисейск был уездным городом, ему принадлежала лучшая пожарная часть в Енисейской губернии, которая состояла из 3 больших заливных машин с кожаными рукавами и 17 ручных, с достаточным количеством пожарных инструмен-тов5. В 1830 году Енисейская дума тратила на содержание пожарных лошадей с упряжью и при них служителей 560 р. и на поправку пожарных инструментов - 275 р.6

Не сохранились сведения и о том, каким именно образом произошли изменения в городском самоуправлении Енисейска благодаря сибирской реформе. Известно, что выборы в Енисейскую градскую думу состоялись в конце 1821 года на трёхлетие (1822-1824), а Сибирское учреждение было введено в начале 1822 года. К сожалению, в енисейской летописи А. И. Кытманова не упоминается, состоялись ли перевыборы по новым правилам или уже выбранный состав продолжил свою работу. Однако из отчёта о денежных суммах, поступивших в Енисейскую казённую палату в 1825-1826 годах, становится известно, что было взыскание с бывших гласных Козьмина, Цихилева, Коренева и Павленкова в число положенного на них начальством для пополнения растраченной общественной суммы бывшим мещанским старостой Козьминым7.

Таким образом, в 1822-1824 годах гласными были избраны Козьмин, Цихилев, Коренев и Павленков, а согласно сибирской реформе М. М. Сперанского в городские думы нужно было избирать 2, 3 или 4 гласных, смотря по положению города, и кандидатов к ним. Известно, что Енисейская градская дума до реформы М. М. Сперанского совмещалась с общей думой и состояла из 8 гласных, а взыскание наложили на четверых человек, соответственно, столько и было гласных в Енисейской градской думе избрано на тот момент. Получается, что четверо гласных со-

4 ГАКК. - Ф. 160. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 13.

5 РГИА. - Ф. 1281. - Оп. 11. - Д. 43. - Л. 4-5 об.

6 ГАКК. - Ф. 160. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 8.

7 Там же. - Д. 18. - Л. 53 об.

стояло в Енисейской градской думе в составе 1822-1824 годов. Исходя из анализа более поздних документов Енисейской градской думы, получается, что в Енисейске после реформы М. М. Сперанского стали избираться городской голова и кандидат в городские головы, 3 гласных и кандидат по гласным.

К концу 30-х годов XIX века сформировался круг обязанностей городского головы и гласных думы. В 1837 году городской голова Иркутска Никанор Петрович Трапезников перечислил предметы, входящие в состав занятий членов Иркутской градской думы. К ним он отнёс: присутствие в Градской думе; в Общем присутствии по справочным ценам на жизненные припасы, фураж и перевозку (Общее присутствие было переведено из Иркутского земского суда в Градскую думу в 1835 г.); присутствие при установлении таксы на припасы для продовольствия в городе; присутствие в Иркутском сиротском суде; во временной комиссии по предмету освидетельствования берегового укрепления1. Кроме этого лично городской голова без участия прочих членов Думы имел занятия в Иркутском приказе общественного призрения, в Комитете об уравнении городских повинностей, в комитете оспопрививания, в статистическом комитете, в совете управления Сиропи-тательного дома Елизаветы Медведниковой, в комитете по устройству в городе мостовых и при составлении обывательской книги.

В 1837 году городской голова Н. П. Трапезников обратился с просьбой к генерал-губернатору Восточной Сибири об освобождении иркутского городского головы от постоянного присутствия в Приказе общественного призрения. Н. П. Трапезников объяснил это тем, что он и без того имеет весьма обширный круг занятий по Градской думе и Сиротскому суду, как то: «принимает и рассматривает все поступающие в сии места бумаги, даёт им должное движение, рассматривает приготовляемые по ним постановления, исполнения и отчёты, имеет личное наблюдение за точным выполнением обязанностей гласными думы, старостами обществ, сборщиками податей и повинностей, за исправным содержанием общественных зданий, благотворительных общественных заведений, производит ежемесячное свидетельств сумм Градской думы, Сиротского суда, Земских дел и Ремесленной управы, равно сумм у сборщиков, старост; поверяет им действия, свидетельствует ка-ждомесячно городские пожарные инструменты и проч., как установлено в 881, 882, 883

1 ГАИО. - Ф. 70. - Оп. 1. - Д. 2387. - Л. 13-13 об.

и 1299 ст. 2 тома Свода Зак. Учреждений Гу-бернских»2. В результате иркутский городской голова был освобождён от постоянного присутствия в Приказе общественного призрения.

Необходимо отметить, что гласные Иркутской думы действительно были загружены служебными обязанностями, которые требовали их постоянного присутствия. В губернском Красноярске также с развитием городского самоуправления возникла необходимость в дополнительном гласном. Здесь избиралось двое гласных и двое к ним кандидатов. В 1847 году Красноярская дума попросила избрать из мещанского и купеческого общества ещё одного гласного с кан-дидатом3. Дума отметила, что один гласный исправляет должность казначея, другой по хозяйственному управлению делает покупки, управляет маклерской и нотариусной частями, и оба они должны быть «безотлучны» из присутствия Думы. Ещё один гласный нужен был для наружных хозяйственных дел: следить за перевозом через реку Енисей и за разными постройками по частям Красноярска и исправлениями4.

По представлению енисейского гражданского губернатора предложение Красноярской градской думы было рассмотрено в Совете Главного управления Восточной Сибири и было принято решение утвердить 3-го гласного и к нему кандидата5. Таким образом, с 1847 года в Красноярске стало избираться не двое гласных и двое кандидатов к ним, а трое гласных и трое кандидатов к ним.

Автор считает, что сокращение количества гласных в сибирских думах по реформе М. М. Сперанского оказалось не совсем правильным решением. Изначально Иркутской, и впоследствии Красноярской думам не хватало людей для эффективного управления городским хозяйством. На наш взгляд, М. М. Сперанский при принятии решения о сокращении количества гласных руководствовался просмотром документов дум и количеством подписей, стоявших под этими документами. Обычно рапорты дум подписывало трое или четверо гласных. Кроме этого, сокращение количества гласных в думах привело к тому, что они стали купеческими органами городского самоуправления. В Восточной Сибири исключение составила Красноярская дума и то только потому, что в городе было мало купцов.

2 РГИА. - Ф. 1264. - Оп. 1. - Д. 219. - Л. 2-2 об.

3 ГАКК. - Ф. 173. - Оп. 1. - Д. 805. - Л. 123.

4 Там же. - Л. 123-123 об.

5 Там же. - Л. 128.

В середине XIX века административно-территориальные реформы в Восточной Сибири продолжились благодаря генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьёву. Н. Н. Муравьёв считал, что значительный разброс населённых пунктов друг от друга, плохие пути сообщения и быстрые темпы роста населения увеличивали трудности управления этими округами [7, с. 165].

В 1851 году по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва из Иркутской губернии была выделена Забайкальская область, с двумя округами - Верхне-удинским и Нерчинским. Один из лучших уездных городов Иркутской губернии Верхнеудинск превратился в окружной город Забайкальской области. Также в 1851 году на основании «Положения об управлении Якутской областью» Якутская область была отделена от Иркутской губернии. Ранее в 1849 году в состав Якутской области вошёл Охотский край. В результате Иркутская губерния перестала простираться до Тихого океана и приблизилась к границам современной Иркутской области.

В 1856 году Иркутская губерния была разделена 5 округов. В Иркутской губернии стали состоять города Иркутск, Нижнеудинск, Киренск, Балаганск и Верхоленск, в котором в отличие от других городов губернии городское управление не было образовано. В этом же, 1856 году, Главное управление Восточной Сибири предписало переименовать Якутскую городскую ратушу в Якутскую городскую думу. Бургомистра переименовали в городского голову. Уголовные и гражданские исковые дела передали в ведение Якутского окружного суда. Одновременно якутский губернатор полицейскую частную управу трансформировал в общую городскую управу [9, с. 12]. В Якутскую городскую думу были избраны двое гласных и кандидат по гласным [6, с. 89].

Барнаульские исследователи Ю. М. Гончаров и А. Р. Ивонин отмечают, что «в последней четверти XVIII в. в управлении городами произошли заметные изменения, связанные с проведением административных реформ 1775-1785 гг.» [4, с. 96]. Автор статьи считает, что изменения в управлении сибирских городов были связаны не только с проведением административных реформ, но и с территориальным развитием Сибири в целом. После сибирской реформы М. М. Сперанского Иркутск стал многолюдным городом, Верхнеудинск, Якутск - средними городами, Нижнеудинск, Киренск - малолюдными городами Иркутской губернии, а Красноярск и Енисейск вошли в состав новой Енисейской губернии, Красноярск как губернский центр, а Енисейск как многолюдный уездный город. К середине XIX в. Верхнеудинск и Якутск стали областными центрами и вышли из состава Иркутской губернии.

Выводы. Таким образом, для Восточной Сибири реформы городского самоуправления были связаны с административно-территориальными реформами. Если менялось административно-территориальное деление восточной окраины империи, составлялись штаты для новых губерний, то в соответствии с ним менялось и городское самоуправление. Поэтому в 1804 году после образования Томской губернии была открыта Красноярская градская дума и в 1851 г. была образована Якутская область, а в 1856 г. Якутская ратуша была переименована в Якутскую городскую думу. Сибирская реформа М. М. Сперанского изменила городское самоуправление сибирских городов, сформированное в соответствии с Городовым положением 1785 г. Была отменена общая дума и оптимизировано количество гласных, которое стало зависеть от размера города.

Список литературы

1. Буланков В. В. Позднефеодальный сибирский город (население и хозяйство Енисейска 17241822 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Красноярск, 1998. 277 с.

2. Быконя Г. Ф. Красноярск в первой половине XIX в. // Город у Красного яра. Документы и материалы. Первая половина XIX века. Красноярск, 1986. С. 5-22.

3. Гергилев Д. Н. Административное управление Сибирью в XVIII - первой трети XIX века. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 172 с.

4. Гончаров Ю. М., Ивонин А. Р. Очерки истории города Тары конца XVI - начала XX вв. Барнаул: Аз Бука, 2006. 188 с.

5. Дамешек Л. М., Плотникова М. М. Модели городского самоуправления в Восточной Сибири в конце XVIII - первой четверти XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 394. С. 114-120.

6. Ефремов А. Н. Руководящий состав Якутской городской думы (1856-1917 гг.) // Вестник СВФУ. Сер. История. Политология. Право. 2017. № 4. С. 85-95.

7. Иркутский край. Четыре века. История Иркутской губернии (области) XVII - XXI вв. / А. В. Гимель-штейн [и др.]; гл. ред. Л. М. Дамешек. Иркутск: Восткнига, 2012. 800 с.

8. Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893 годы. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 850 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Петров П. П. Город Якутск: представительные органы управления (1632-2012 гг.). Якутск: Якутская городская дума, 2012. 112 с.

10. Писарькова Л. Ф. Городские реформы в России и Московская дума. М.: Новый хронограф: АИРО-XXI, 2010. 752 с.

11. Плотникова М. М. Составы городских дум Восточной Сибири в конце XVIII - начале XIX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24, № 4. С. 21-27.

12. Плотникова М. М. Реализация сибирской реформы М. М. Сперанского на практике в губернском Иркутске // Сибирский юридический вестник. 2017. № 2. Апр.-июнь. С. 20-25.

13. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995. 236 с.

14. Рабцевич В. В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск: Наука, 1984. 197 с.

15. Степанов А. С. Енисейская губерния СПб.: Тип. Конрада Вингевера, 1835. Ч. 2. 139 с.

16. Хильдельмаер М. Российский «долгий XIX век»: «особый путь» европейской модернизации? // Ab Imperio. 2002. № 1. С. 85-101.

17. Laakmann H. Das Bürgerbuch von Pernau 1787-1889. J. G. Kruger. Tartu, 1939. 122 p.

18. Tuchtenhagen R. Zwischen Aufklärung und Absolutismus. Staatliche Reformen in den Ostseeprovinzen unter Katharina II // Aufklärer im Baltikum. Europäischer Kontext und regionale Besonderheiten / Hrsg. Kronauer. Ulrich: Heidelberg, 2011. Pp. 241-263.

Статья поступила в редакцию 24.03.2018; принята к публикации 20.05.2018

Библиографическое описание статьи_

Плотникова М. М. Развитие городского самоуправления в Восточной Сибири в первой половине XIX века // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 4. С. 85-94. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-85-94.

Maria M. Plotnikova,

Candidate of History, Associate Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: [email protected]

Development of Municipal Self-Government in Eastern Siberia in the First Half of the XIXth century

The relevance of this work is due to the fact that modern historians have ignored the development of municipal self-government in the East Siberian cities in the first half of the XIXth century and the fact that it was at that time that the peculiarities of the regional policy of the Russian Empire began to form. The method of historicism and comparative approach allowed us to trace the dynamics of development and regional specificity. A distinctive feature of the development of municipal self-government at that time in Eastern Siberia was the fact that it took place not only in the Municipal regulations of 1785, but also in accordance with the administrative and territorial reforms implemented in the region. In 1804, Krasnoyarsk became the County town of Tomsk province and the Krasnoyarsk city Duma was opened. In 1851, the Yakutsk region was separated from the Irkutsk province, and in 1856, the General Directorate of Eastern Siberia renamed the Yakutsk city hall into the Yakutsk city Duma. The purpose of the Siberian reform of M. M. Speransky in 1822 was to change the governance of Siberia as a whole. However, this led to the reformation of the municipal self-government of Siberian cities formed in accordance with the Municipal regulations of 1785. The General city Duma was abolished and it optimized the number of deputies that were dependent on the city size. According to the State, populous cities should have elected the city Duma of 4 deputies and the mayor's office in medium-sized cities remained in the town hall in sparsely populated cities, the starosta managed the city's affairs. The author highlights that by the mid-nineteenth century there was a regional approach to municipal self-government in the Russian Empire.

Keywords: municipal self-government, Eastern Siberia, administrative-territorial development, "Siberian" reforms by M. M. Speransky, the first half of the XIXth century

References

1. Bulankov, V. V. Late feudal Siberian city (population and economy Yeniseisk 1724-1822). Cand. hist. sci. diss. Krasnoyarsk, 1998. (In Rus.)

2. Bykonya, G. F. Krasnoyarsk in the first half of the 19th century. The City at Krasny Yar. Documents and materials. The first half of the 19th century. Krasnoyarsk, 1986: 5-22. (In Rus.)

3. Dameshek, L. M., Plotnikova, M. M. Local Government Models in Eastern Siberia (late 18th - early 19th centuries). Tomsk State University Journal, no. 394, pp.114-120, 2015. (In Rus.)

4. Efremov, A. The Leadership of the Yakutsk City Council (1856-1917). Vestnik of North-Eastern Federal University. "History. Political Science. Law" Series, no. 4 (08), pp. 85-95, 2017. (In Rus.)

5. Gergilev, D. N. The administrative government of Siberia in the 18th - first quarter of the 19th century. Krasnoyarsk: SFU, 2016. (In Rus.)

6. Goncharov, Yu. M., Ivonin, A. R. Essays on the history of the city Tara at the end of the 16th - beginning of the 20th century. Barnaul: Az Buka, 2006. (In Rus.)

7. Hildermeier, M. Russian "Long 19th Century": A "Special Path" of European Modernization? Ab Imperio, no. 1, pp.85-101, 2002. (In Rus.)

8. Irkutsk region. Four centuries. History of the Irkutsk Province (Oblast) in the 17th - 21st centuries. Irkutsk: Vostkniga, 2012. (In Rus.)

9. Kytmanov, A. I. A brief chronical of the Yenisei district and Turukhansk area of the Yenisei province. 15941893. Krasnoyarsk: SFU, 2016. (In Rus.)

10. Laakmann, H. Das Bürgerbuch von Pernau 1787-1889. Tartu, 1939.

11. Petrov, P. P. City Yakutsk: legislative elections (1632-2012). Yakutsk: Yakutskaya gorodskaya duma, 2012. (In Rus.)

12. Pisarkova, L. F. Urban reform in Russia and the Moscow Duma. Moscow: Novyy khronograf: AIRO-XXI, 2010. (In Rus.)

13. Plotnikova, M. M. The composition of the city Dumas of Eastern Siberia in the late 18th - early 19th centuries. Humanitarian sciences in Siberia, no. 4, pp.21-27, 2017. (In Rus.)

14. Plotnikova, M. M. Practical Realization of Siberian Reforms by M. M. Speransky in Irkutsk. Siberian Law Herald, no. 2, pp.20-25, 2017. (In Rus.).

15. Remnev, A. V. Autocracy and Siberia. Administrative policy in the first half of the 19th century. Omsk, 1995. (In Rus.)

16. Rabtsevich, V. V. The Siberian city in the pre-reform system management. Novosibirsk: Nauka, 1984. (In Rus.)

17. Stepanov, A. S. The Yenisei province. Ch. 2. Sankt-Peterburg: v tipografii Konrada Vingevera, 1835. (In Rus.)

18. Tuchtenhagen, R. Zwischen Aufklärung und Absolutismus. Staatliche Reformen in den Ostseeprovinzen unter Katharina II. Aufklärer im Baltikum. Europäischer Kontext und regionale Besonderheiten / Hrsg. Kronauer, Ulrich: Heidelberg 2011 (Akademiekonferenzen; 12), pp.241-263. (In Engl.)

Received: March 24, 2018; accepted for publication May 20, 2018

Reference to the article_

Plotnikova M. M. Development of Municipal Self-Government in Eastern Siberia in the First Half of the XIXth century // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 4. PP. 85-94. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-85-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.