Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.
2. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
3. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
© Матвиенко И.И.*
Архангельский научный центр УрО РАН, г. Архангельск
Основой бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований является бюджетная политика государства, поскольку Бюджетное послание Президента РФ определяет направления бюджетной политики государства не только для РФ в целом, но и для субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная политика субъектов РФ и муниципальных образований должна быть направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.
Ключевые слова бюджетная политика, Бюджетное послание, бюджет, субъект РФ, муниципальное образование.
Базой для формирования бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований является бюджетная политика государства, при этом направления бюджетной политики государства на перспективу законодательно ежегодно устанавливает Бюджетное послание Президента РФ. Статья 170 Бюджетного кодекса РФ закрепляет, что «... В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период...» [1].
Бюджетное послание Президента РФ, по своему смыслу и содержанию, -это документ, в котором указываются направления и пути совершенствования бюджетной политики государства не только для РФ в целом, но и для субъектов РФ и муниципальных образований. Направления бюджетной политики государства являются основой для принятия реальных бюджетов, стабилизации бюджетного процесса, обеспечения реального и эффективного
* Старший научный сотрудник отдела комплексных исследований Арктики, кандидат экономических наук, доцент.
использования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013-2015 годах» указаны основные этапы развития межбюджетных отношений. Отмечается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В течение 2013-2015 гг. органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере.
В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 20132015 годах» также говорится о том, что руководители регионов и муниципалитетов должны владеть информацией о зачислении на соответствующих территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить прежде всего эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому рекомендуется наладить взаимодействие между налоговыми органами и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [2].
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» определены пути совершенствования межбюджетных отношений при взаимодействии федеральных органов власти с субъектами РФ и муниципальными образованиями на ближайшую перспективу. В настоящее время на регионы возлагается значительная ответственность за реализацию мер социального характера, предусмотренных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, поэтому должны быть исключены риски несбалансированности бюджетов субъектов РФ в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Требуется оценка необходимости перераспределения источников доходов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.
Расходы субъектов РФ должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам РФ должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств. Данная информация должна быть применима и к муниципальным образованиям, поскольку расходы муниципальных образований также должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения органами местного самоуправления должны быть просчитаны и финансово обеспечены, а оказание дополнительной финансовой по-
мощи муниципальным образованиям должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств.
В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 20142016 годах» также говорится о необходимости более тщательного, постоянного мониторинга финансового положения субъектов РФ и муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга. Также субъектам РФ и муниципальным образованиям требуется методическая помощь, в том числе в части, касающейся реализации отраслевой политики и управления региональными и муниципальными финансами [3].
Таким образом, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию в настоящий момент акцентирует внимание на существующих проблемах межбюджетных отношений и указывает пути совершенствования бюджетной политики не только для РФ, но для субъектов РФ и муниципальных образований. Для успешной реализации бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований необходимо обеспечить в первую очередь:
1. бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ и муниципальных образований;
2. рациональное законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
3. возможность при формировании бюджетов определять и учитывать бюджетный потенциал каждого субъекта РФ и муниципального образования;
4. сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
5. право самостоятельного принятия решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств, в пределах собственных финансовых ресурсов, каждым органом власти на соответствующем уровне;
6. контроль за целевым расходованием и эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов и средств, выделяемых из регионального бюджета на социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований необходимо осуществить реконструкцию следующих принципов:
- реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований;
- ответственности государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
- жесткости региональных и местных бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики субъектов РФ и муниципальных образований;
- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований;
- усиления результативности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований в достижении определенных параметров в экономике [4, с. 90-92].
Таким образом, бюджетная политика субъектов РФ и муниципальных образований должна быть нацелена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.
Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем консолидированной работы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по решению следующих задач: 1) развитие доходной базы региональных и местных бюджетов; 2) повышение реалистичности и надежности экономических прогнозов, как основы бюджетного планирования; 3) повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».
3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».
4. Финансы и межбюджетные отношения Архангельской области: монография / И.И. Матвиенко, Л.А. Чижова. - Архангельск: ООО «Издательский центр», 2013. - С. 90-92.
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
© Седаев П.В.*
Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород
Статья посвящена проблеме налогового риска со стороны государства. Здесь автором анализируется само понятие «налоговый риск», как
* Доцент кафедры Налогов и налогообложения, к.ф.н.