Научная статья на тему 'Бюджетная политика государства для субъектов РФ и муниципальных образований'

Бюджетная политика государства для субъектов РФ и муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ / БЮДЖЕТ / СУБЪЕКТ РФ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиенко И. И.

Основой бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований является бюджетная политика государства, поскольку Бюджетное послание Президента РФ определяет направления бюджетной политики государства не только для РФ в целом, но и для субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная политика субъектов РФ и муниципальных образований должна быть направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика государства для субъектов РФ и муниципальных образований»

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.

2. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

3. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Матвиенко И.И.*

Архангельский научный центр УрО РАН, г. Архангельск

Основой бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований является бюджетная политика государства, поскольку Бюджетное послание Президента РФ определяет направления бюджетной политики государства не только для РФ в целом, но и для субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная политика субъектов РФ и муниципальных образований должна быть направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Ключевые слова бюджетная политика, Бюджетное послание, бюджет, субъект РФ, муниципальное образование.

Базой для формирования бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований является бюджетная политика государства, при этом направления бюджетной политики государства на перспективу законодательно ежегодно устанавливает Бюджетное послание Президента РФ. Статья 170 Бюджетного кодекса РФ закрепляет, что «... В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период...» [1].

Бюджетное послание Президента РФ, по своему смыслу и содержанию, -это документ, в котором указываются направления и пути совершенствования бюджетной политики государства не только для РФ в целом, но и для субъектов РФ и муниципальных образований. Направления бюджетной политики государства являются основой для принятия реальных бюджетов, стабилизации бюджетного процесса, обеспечения реального и эффективного

* Старший научный сотрудник отдела комплексных исследований Арктики, кандидат экономических наук, доцент.

использования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013-2015 годах» указаны основные этапы развития межбюджетных отношений. Отмечается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В течение 2013-2015 гг. органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере.

В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 20132015 годах» также говорится о том, что руководители регионов и муниципалитетов должны владеть информацией о зачислении на соответствующих территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить прежде всего эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому рекомендуется наладить взаимодействие между налоговыми органами и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [2].

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» определены пути совершенствования межбюджетных отношений при взаимодействии федеральных органов власти с субъектами РФ и муниципальными образованиями на ближайшую перспективу. В настоящее время на регионы возлагается значительная ответственность за реализацию мер социального характера, предусмотренных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, поэтому должны быть исключены риски несбалансированности бюджетов субъектов РФ в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Требуется оценка необходимости перераспределения источников доходов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Расходы субъектов РФ должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам РФ должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств. Данная информация должна быть применима и к муниципальным образованиям, поскольку расходы муниципальных образований также должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения органами местного самоуправления должны быть просчитаны и финансово обеспечены, а оказание дополнительной финансовой по-

мощи муниципальным образованиям должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств.

В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 20142016 годах» также говорится о необходимости более тщательного, постоянного мониторинга финансового положения субъектов РФ и муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга. Также субъектам РФ и муниципальным образованиям требуется методическая помощь, в том числе в части, касающейся реализации отраслевой политики и управления региональными и муниципальными финансами [3].

Таким образом, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию в настоящий момент акцентирует внимание на существующих проблемах межбюджетных отношений и указывает пути совершенствования бюджетной политики не только для РФ, но для субъектов РФ и муниципальных образований. Для успешной реализации бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований необходимо обеспечить в первую очередь:

1. бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ и муниципальных образований;

2. рациональное законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3. возможность при формировании бюджетов определять и учитывать бюджетный потенциал каждого субъекта РФ и муниципального образования;

4. сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

5. право самостоятельного принятия решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств, в пределах собственных финансовых ресурсов, каждым органом власти на соответствующем уровне;

6. контроль за целевым расходованием и эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов и средств, выделяемых из регионального бюджета на социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований необходимо осуществить реконструкцию следующих принципов:

- реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований;

- ответственности государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

- жесткости региональных и местных бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики субъектов РФ и муниципальных образований;

- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований;

- усиления результативности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований в достижении определенных параметров в экономике [4, с. 90-92].

Таким образом, бюджетная политика субъектов РФ и муниципальных образований должна быть нацелена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем консолидированной работы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по решению следующих задач: 1) развитие доходной базы региональных и местных бюджетов; 2) повышение реалистичности и надежности экономических прогнозов, как основы бюджетного планирования; 3) повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».

3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».

4. Финансы и межбюджетные отношения Архангельской области: монография / И.И. Матвиенко, Л.А. Чижова. - Архангельск: ООО «Издательский центр», 2013. - С. 90-92.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

© Седаев П.В.*

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород

Статья посвящена проблеме налогового риска со стороны государства. Здесь автором анализируется само понятие «налоговый риск», как

* Доцент кафедры Налогов и налогообложения, к.ф.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.